Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема социо-природной адаптации человека к информационной среде: В современном философском дискурсе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема адаптации человеческого социума осуществляется не столько за счет адаптивных физиологических способностей, сколько за счет построения надындивидуальной адаптивной системы — культуры. Адаптивный характер культуры выявляется в диссертации на примере таких ее составляющих, как мифотворчество и игровая деятельность. Миф всегда выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Адаптация человека как социокультурный и природный феномен
    • 1. Л. Основные современные направления исследований адаптации человека
      • 1. 2. Адаптация как один из факторов развития отдельного человека и человечества в целом
  • Глава 2. Человек в информационной среде: философский анализ
    • 2. 1. Историко-философский анализ информационной среды: становление информационной эпохи
    • 2. 2. Основные направления адаптации человека в современной информационной среде
  • Глава 3. Культура как универсальная адаптивно-адаптирующая система
    • 3. 1. Мифотворчество как способ адаптации к окружающему миру
    • 3. 2. Адаптивное значение игровой деятельности в культуре

Проблема социо-природной адаптации человека к информационной среде: В современном философском дискурсе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы адаптации человека к информационной среде. Проблема адаптации человека неотделима от вопроса о самой его сущности, актуального для философов во все времена. Информационная среда, становясь все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено адаптироваться к природной и искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности.

При анализе существующих концепций и подходов к проблеме адаптации человека автором диссертации было отмечено, что большинство исследователей подходят к этой проблеме узконаправленно: либо с биологических, либо с социокультурных позиций. Оба этих подхода, взятые изолированно, представляются явно неполными и существенно ограниченными. Ныне необходимо искать контуры современной целостной концепции человека как адаптивно-адаптирующего существа на основе философского анализа единства и взаимозависимости социального и природного аспектов адаптации. Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема адаптации человека к информационной среде является остро современной, очень актуальной, смысложизненной для нынешнего этапа цивилизационного развития человечества.

Степень разработанности проблемы.

Проблема адаптации — междисциплинарная проблема, хотя традиционно она разрабатывалась по трем основным направлениям исследований:

1) Эволюционно-биологическое направление представляло анализ адаптации человека как его характеристики на уровне вида и организма. Представители: Т. И. Алексеева, Д. К. Беляев, В. П. Казначеев, Ю. И. Новоженов, И. И. Шмальгаузен,.

В.П. Эфроимсон. Зарубежные исследователи: В. Грант, Т. Добжанский, Р. Дюбо, Э. Шайр, П. Медавар, М. Рьюз, Г. Селье, Т. Дичев, Э. Уилсон.

2) Социологическое направление трактовало социальную адаптацию двояко — как один из механизмов социализации личности и как атрибутивное свойство социальных систем в их антропологическом измерении. Такой подход характерен для Д. А. Андреева, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Г. В. Осипова, Г. Д. Парыгина, И. А. Свиридова, В. А. Ддова. Из зарубежных авторов в этом направлении работали Э. Дюркгейм, Р. Дорендорф, И. Калайков, JI. Коузер, Г. Лебон, Р. Мертон, Э. Фромм, К. Г. Юнг.

3) Культурологическое направление изучало культурное наследование адаптивно-адаптирующих программ и нормативов. Указанные аспекты нашли отражение в работах С. А. Арутюнова, Ю. С. Борцова, Ю. В. Бромлея, JI.H. Когана, Вяч. Вс. Иванова, Э. С. Маркаряна, Э. В. Соколова. Из зарубежных исследователей здесь можно назвать Д. Дьюи, Д. Мида, К. Черри, А. ПЬотца. С собственно философских позиций проблема адаптации разрабатывалась в отечественной литературе В. Ю Верещагиным,.

А.Б. Георгиевским, Г. И. Царегородцевым. Тесно связанные с проблемой адаптации вопросы экологии человека, его взаимоотношений с природой освещались в работах Э. В. Гирусова, Р. С. Карпинской, И. К. Лисеева.

Различными аспектами становления современной информационной среды и построения информационного общества занимались Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер, А. Турен, Р. Ф. Абдеев, B.JI. Иноземцев, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул, М. Эпштейн.

Вместе с тем, нужно отметить, что сама проблема адаптации человека в современной информационной среде разработана явно недостаточно. Некоторые ее аспекты отражены в работах М. Кастельса, Г. М. Андреевой, Г. М. Вачнадзе, Г. Крайга, Ф. Райса, В. П. Руднева. А. В. Соколова, В. А. Лисичкина, М. Маклюэна.

Объектом исследования в диссертации является информационная среда как фактор, требующий как биологической, так и социальной адаптации человека.

Предмет исследования — взаимодействие между человеком как адаптивно-адаптирующим существом и информационной средой.

Цель и задачи исследования

.

Основная цель работы заключается в раскрытии важной роли информационной среды в жизни человека и обосновании необходимости адаптации к ней, как социальной, так и природной, а также в философском обосновании единства естественнонаучного и социогуманитарного аспектов проблемы адаптации человека к изменяющейся информационной среде.

Для реализации цели исследования поставлены задачи: 1) Выявить смысл и значение понятия «адаптация», выделив основные аспекты в определении различных сторон адаптации;

2) Обосновать междисциплинарный статус проблемы адаптации человека как научной проблемы, проанализировав магистральные направления ее изучения;

3) Проанализировать вопрос об эволюции адаптаций — показать появление и развитие новых и совершенствование уже приобретенных адаптаций в человеческих популяциях;

4) Доказать неполноту взятых в отдельности естественнонаучного и социогуманитарного аспектов проблемы адаптации человека;

5) Показать важность роли информационной среды в жизни человека и необходимость как социальной, так и биологической адаптации человека к ней;

6) Раскрыть адаптивно-адаптирующую роль культуры не только в традиционном, но и в современном информационном обществе посредством анализа таких ее элементов, как мифотворчество и игровая деятельность.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована неполнота взятых в отдельности естественнонаучного и социогуманитарного аспектов проблемы адаптации человека к изменяющейся информационной средедоказана необходимость синтеза этих аспектов и их нового осмысления в современном междисциплинарном философском дискурсеобоснована необходимость социальной и природной адаптации человека к информационной средепоказана адаптивно-адаптирующая роль таких элементов культуры, как мифотворчество и игровая деятельность, не только в традиционном, но и в современном обществе.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования является системный анализ всего комплекса взаимовлияний человека и окружающей его информационной среды, дополненный принципом историзма и сравнительным методом. Для обоснования междисциплинарного статуса проблемы адаптации человека в информационной среде проводится анализ отечественной и зарубежной литературы по различным дисциплинам, как гуманитарным, так и естественнонаучным, среди которой: а) теоретические разработки по биологии, медицине, физиологии, генетике, так как понятие адаптации первоначально зародилось именно в этих наукахб) литература по психологии, социологии и культурологии для анализа таких важных сторон адаптации, как социокультурная и психологическаяв) комплекс работ, посвященных проблеме построения и развития информационного обществаг) наконец, собственно философские труды, в том числе работы по социальной философии, теоретической философии, философской антропологии, философии науки и техники, философии природы, философии культуры.

На защиту выносятся следующие положения.

1) Проблема адаптации человека является комплексной, междисциплинарной проблемой. Зародившись и сформировавшись как научная проблема в рамках биологической науки, она долгое время не покидала этих рамок, оставаясь чисто биологической проблемой. Понятие «адаптация» использовалось в достаточно узком смысле — для описания приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. В ходе развития науки проблема адаптации приобрела междисциплинарный характер.

Теперь эта проблема является предметом изучения многих наук, как естественных, так и социальных: биологии, медицины, генетики, эволюционной теории, экологии, социологии, философии, культурологии, психологии. Однако все эти науки изучают проблему адаптации как собственную, абстрагируясь от особенностей ее анализа в других науках, что существенно обедняет и фактически искажает междисциплинарный аспект проблемы. Это ведет к необходимости синтеза естественнонаучного и социогуманитарного аспектов проблемы адаптации человека, ее нового осмысления в современном междисциплинарном философском дискурсе.

2) Информационная среда является фактором, требующим фундаментально новой адаптации человека. Специфика современной информационной среды ведет к коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека и выработке новых.

3) Мифотворчество и игровая деятельность, как составляющие универсальной надындивидуальной адаптивно-адаптирующей системы — культуры — имеют важное адаптивное значение не только в традиционном, но и в современном информационном обществе.

Теоретическая и практическая значимость диссертации:

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейших разработках философских, психологических, культурологических и социо-биологических аспектов проблемы адаптации человека в информационной среде.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в восьми научных публикациях автора. Основные результаты и выводы диссертации обсуждались на методологических семинарах Центра биои экофилософии ИФ РАН. Ряд идей нашел свое отражение в докладах диссертантки на Ш Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону,.

2002) и на российско-польской конференции «Философия природы сегодня» (Москва, 2003).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Если в прошлом человек обычно имел казавшееся совершенно очевидным, ясным и незыблемым представление о себе самом, то в наше время человек, как никогда раньше, испытывает тревожное, часто мучительное чувство своей неясности, неустойчивости, проблематичности. В поисках причин этой проблематичности человека антропологи обращаются в основном к психологическим и техническим проблемам и трудностям современной цивилизации, к новым задачам, возникающим в ходе развития самой науки.

Один из ведущих антропологов Гельмут Плесснер пишет, что современная наука и техника наложила на жизнь печать временности в такой же степени, в какой и она сама в каждый данный момент является в своих положениях и результатах лишь временной. «Если сегодня имеет основное значение одно изобретение или открытие, завтра — уже другое, а послезавтра — ещё какое-либо третье, если состояние науки, техники, индустрии, экономики беспрерывно стремится к своему преодолению, то и человек этого времени должен ощущать себя только как переход, как.

85 совершенно преходящую, промежуточную стадию." .

Но переход к чему? Быть может, к новому типу человека, который Масуда назвал «гомо интеллигенс»? Деятельность человеческого мозга всегда была ограничена традиционными способами и скоростями усвоения информации. Современные информационные технологии позволяют в значительной мере преодолеть эти ограничения. Они позволяют существенно повысить уровень информированности человека, качественно преобразовать его творческий потенциал, грандиозно увеличить память и сконцентрировать усилия на решении только тех задач, которые недоступны компьютеру. Креативные способности человека могут быть.

85 цит. по: Корнеев П. В. Современная философская антропология. М, 1967. С. 4 дополнены стремительно нарастающими креативными возможностями компьютеров. Это может оказать существенное воздействие на формы поведения, социальной деятельности, творчества, образа жизни человека.

Задача философа — всесторонне проанализировать это воздействие, выявить его позитивные и негативные стороны, возможность и степень адаптации человека к влиянию информационной среды.

В эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время вырабатывать механизмы адаптации к новым условиям. Автором диссертации обосновывается неполнота взятых в отдельности естественнонаучного и социогуманитарного аспектов проблемы адаптации человека к изменяющейся информационной среде, что ведет к необходимости их синтеза и нового осмысления в современном междисциплинарном философском дискурсе.

Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации — радио, телевидение, Интернеткомпьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

В диссертации выделены следующие основные особенности адаптации человека в современной информационной среде. 1). Изменяется адаптирование информации человеческим мозгом в зависимости от типа самой информации — образной или знаковой (затронута проблема межполушарной асимметрии мозга) — 2). Появляются такие адаптивные механизмы, как образование социальных структур по группам идентичности и стереотипность массовой культуры и массового сознания- 3). Если рассматривать информационную среду как экологическую, можно выделить серьезные проблемы экологии человека, связанные с бурным развитием информационных технологий. Наблюдается отрицательная адаптация как на биологическом (компьютерный зрительный синдром, нервно-мышечные заболевания), так и на социально-психологическом уровне (зависимость от Интернета и компьютерных игр, травмирование детской психики сценами насилия на экране). Эти проблемы требуют комплексного осмысления, в том числе и с позиций философской антропологии, для поиска оптимальных путей их решения.

Михаэль Ландман объясняет трудности современного человека противоречиями, присущими развитию культуры. Человек в своей глубочайшей основе есть «существо культуры». Но развитие культуры предъявляет к индивиду целый ряд обременительных требований. Отдельный человек, как бы ни были велики его способности, не может идти вровень со стремительным прогрессом культуры, не в состоянии воспринять и усвоить всё то, что требует внимания и изучения.

Однако, нельзя упускать из вида то, что культура является универсальной адаптивно-адаптирующей системой.

Проблема адаптации человеческого социума осуществляется не столько за счет адаптивных физиологических способностей, сколько за счет построения надындивидуальной адаптивной системы — культуры. Адаптивный характер культуры выявляется в диссертации на примере таких ее составляющих, как мифотворчество и игровая деятельность. Миф всегда выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Современное мифотворчество можно рассматривать как адаптационный механизм для защиты и развития человека в новых сложных для его психики условиях информационного общества. Игровая деятельность рассматривается как один из адаптивных механизмов культуры. В древних культурах игры использовались для социализации подрастающего поколения, выполняли творческую и коммуникативную функции. В современном обществе компьютерные игры выполняют функцию социализации молодежи, подобно древним мистериям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. //Вопросы психологии. 1986, № 1.С. 95−101.
  3. Адаптация человека. Ленинград, 1972.
  4. П.В., Панин А. В. Философия. М., 2000.
  5. Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. М., 1998.
  6. АмдилянЛ.К. Современные информационные технологии. М., 1990.
  7. Т.В. Развитие информационной технологии и социальные изменения. М., 1987.
  8. А.В. Компьютерная лингвистика для всех. Киев, 1991.
  9. Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон искусство и другие. СПб., 2003.
  10. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  11. О.Е. Мозг как когнитивно-техническая система.// Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999. С. 86−89.
  12. БалоновЛ.Я., ДеглинЛ.В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.
  13. Н.К. Массовые коммуникации в контексте современных культурно-информационных процессов. Алма-Ата, 1990.
  14. БелкинаГ.Л. Компьютеризация и общество. //Вопросы философии. 1988, № 6.
  15. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  16. Биология и культура. Под редакцией И. К. Лисеева. М., 2004.
  17. В.Г. Биофилософия в преодолении раскола культуры. // Биология и культура. Под ред. И. К. Лисеева. М., 2004.18. Биофилософия. М. 1997.
  18. В.А. Информационный стресс. М., 2000.
  19. А.А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск, 1977.
  20. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. //Психологический журнал. 1993, Т. 14, № 6.
  21. БуданцевЮ.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986.
  22. Л.П. Личность и ее социальная деятельность. // Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970.
  23. Буржуазная философия XX века. М., 1974.
  24. Буржуазная философская антропология. М., 1986.
  25. А.И. Информация и живые организмы. // Наука и жизнь. 1974, № 8. С. 66−72.
  26. ВачнадзеГ.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.
  27. ВащекинН.П., ПасхинЕ.Н., Урсул А. Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М., 2000.
  28. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988.
  29. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. М. 2000.
  30. Гаазе Рапопорт М. Г. Некоторые социальные и социально-психологические проблемы компьютеризации. // Вопросы философии. 1988, № 7. С. 141−151.
  31. ГалушкоР.И. Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991.
  32. А.Б. Эволюция адаптаций. Л., 1989.
  33. А.Б. Антропология. Учебное пособие. СПб., 2002.
  34. Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998.
  35. И.И. Понятие информации. М., 1973.
  36. .А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.
  37. А.В. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир 1969, № 5
  38. П.С. Социальная мифология. М., 1983.
  39. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. М., 1985.
  40. И.В. Ответ моим критикам. // «Клиническая медицина». 1957, Т. 35, № 1.
  41. Т. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. М., 1994.
  42. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
  43. Г. Б. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации. //Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999. С. 80−82.
  44. Ю.Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. М., 1999.
  45. В.В. Проблемы становления и развития информационного общества. // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998 С. 118−122.
  46. И. Познание и информация. М., 1966.
  47. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. М., 1979
  48. Н.Е. Адаптация проблема века. М., 1983.
  49. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
  50. В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
  51. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  52. В.П. Экология человека: проблемы и перспективы. М., 1986.
  53. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
  54. Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, Серия 7 Философия, 1990, № 2.
  55. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  56. Китаев-Смык Л. А. Стресс и психологическая экология. // Природа. 1989, № 7 С. 98 105.
  57. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981.
  58. В.А. Социальная память. М., 1984.
  59. Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1990.
  60. Концепции современного естествознания. М., 1997.
  61. Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. М., 1996.
  62. П.В. Современная философская антропология. М., 1967.
  63. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М., 1980.
  64. В.А., Шелеиин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или движение к ноосфере. М., 1997.
  65. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  66. Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992−1993.
  67. Ю.М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.
  68. Э. Зоологический вид и эволюция. М., 1968.
  69. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1985.
  70. Л. Информационная революция и перспективы развития. М., 1993.
  71. А.С. О классификации факторов окружающей среды // Зоологический журнал. 1958. Т. 37, № 5.
  72. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
  73. Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., 1998.
  74. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
  75. Н.А. Виртуальная психология. М., 2000.
  76. Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999, № 10. С. 152−164.
  77. Н.А. Виртуальные компьютерные технологии и культура. //Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999. С. 83−85.
  78. А.М. Духи компьютерной анимации. М., 1993, 4.1.
  79. В.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  80. Н.Т. Поговорим об информации. М., 1973.
  81. С.А. Категория потребности в психологии и информатике. М., 1980.
  82. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. Ростов-на-Дону, 1996.
  83. Проблемы экологии человека. М., 1986.
  84. А.В., Рузин В. Д. Метаморфозы научного исследования в эпоху экранной культуры. М., 1991.
  85. .Б. Экология человека. М., 1999.
  86. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. М., 1989.
  87. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  88. А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2002.
  89. Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969.
  90. В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
  91. Н.И. Адаптационные процессы и экология человека. М., 1996.
  92. А.Ю. Скитания в сфере виртуального. //Техника, общество и окружающая среда. М., 1998. С. 123−128.
  93. Т. Мировые тенденции развития массовой коммуникации. // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации. Будапешт, Ленинград, 1980.
  94. А. Век информации. // Наука и жизнь. 1989, № 2. С. 28−32.
  95. Современные информационные технологии и общество. Реферативный сборник ИНИОН РАН. М., 2002.
  96. А.В. Социальные коммуникации. М., 2001.
  97. B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  98. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.
  99. В.Н. Человек и информация. М., 1970
  100. А.Д. Информация и мышление. М., 1970.
  101. А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990.
  102. В.А. Информационная потребность и деятельность человека. М., 1992.
  103. В.А. Архитектура и экология. // Наука и жизнь. 1999, № 2. С. 29.
  104. В.А. Видеоэкология. М., 2001.
  105. Ю.А. Пути улучшения человеческого рода. Евгеника. JL, 1924.
  106. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.
  107. Философия природы в античности и в средние века. Редакторы П. П. Гайденко и В. В. Петров. М., 2000.
  108. Философские проблемы теории адаптации. Под ред. Царегородцева Г. И. М., 1975.
  109. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.
  110. Ю. Первые информационные сети. // Наука и жизнь. 1995., № 1. С. 50−53.
  111. ХейзингаЙ. Осень средневековья. М., 1988.
  112. Хейзинга Й. Homo Ludenus. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  113. Ф.Н. Социальная информация. Кишинев, 1978.
  114. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Под ред. И. Т. Фролова. М., 1995.
  115. Человек. Энциклопедический словарь. М., 2000.
  116. К. Человек и информация. (Критика и обзор). М., 1972.
  117. Э. Общественная информационная потребность и индивидуальный информационный запрос. М., 1970.
  118. М. Избранные произведения. М., 1994.
  119. X. Организация знания в информационном обществе. // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998. С. 109−112.
  120. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  121. М.Н. От многокультурия к транскультуре. / / Вестник РФО № 3 2003. С. 110−114.
  122. М.Н. Философия возможного. СПб., 2001.
  123. Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994.
  124. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб. М., 1995.
  125. Computers and the world of the future. Cambridge, Mass. MIT Press. 1969.
  126. Lorimer R. Mass Communication. A Comparative Introduction. Manchester University Press, 1994.
Заполнить форму текущей работой