Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философский анализ жизнедеятельности современного массового человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее десятилетие наблюдается возрастание внимания российских философов и учёных к изучению многообразных массовых явлений и процессов. Заметный вклад в философское осмысление и научное исследование различных аспектов современных массовых феноменов вносят монографии В. Ю. Большакова «Эволюционная теория поведения», Е. Б. Ивушкиной и Е. Е. Несмеянова «Социальная мифология», О. Карпухина и Э… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки философскоантропологического и культурфилософского анализа современного массового человека
    • 1. Человек массовый как антропологический тип и его трансформация в условиях современности
    • 2. Возникновение и эволюция философских и научных представлений о современном массовом человеке
  • Глава 2. Интегральная сущность современного массового человека: ключевые антропологические и социокультурные характеристики
    • 1. Образование современной массовой сущности человека
    • 2. Современный массовый человек: отторжение и обретение разума и подлинной свободы
  • Глава 3. Чувствования сердца и состояния души современного массового человека
    • 1. Предрасположенности, влечения и метаморфозы массовой души: от послушания к непокорности, от бунта к новому повиновению
    • 2. Сильная страсть как апогей самовыражения массового человека: от симпатии к любви, от антипатии к ненависти
  • Глава 4. Верования, идеалы и смысл жизни современного массового человека
    • 1. Вера как экзистенциальное состояние массового человека
    • 2. Движение к идеалам как смысл жизни массового человека

Философский анализ жизнедеятельности современного массового человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Проблема массового человека — одна из ключевых проблем современности, требующая пристального общественного внимания, философского осмысления и научного исследования. Когда философская антропология утверждает, что в современном, посттрадиционном обществе человек стал проблематичным для самого себя, то в значительной мере смысл данного утверждения относится к кардинально изменившемуся в последние столетия массовому человеку. Пребывавший веками на задворках общественной жизни, массовый человек в XX веке решительно выдвинулся на её авансцену, осознал и научился использовать свои возросшие политические права, социальные и экономические возможности, приобщился к ценностям современной массовой культуры, включился в процессы управления сложной современной техникой, выдвинул из своей среды политических лидеров, идеологов, писателей, артистов, что позволило обеспечивать усложнившееся функционирование и развитие многообразных условий массового существования миллионов современных людей. Политические и культурные элиты, некогда самостоятельные в своих решениях и в своих творческих поисках, ныне, подчиняясь современным демократическим нормам, стали апеллировать к массовому человеку, учитывать его мнение и искать его поддержки, нередко втайне презирая его и манипулируя миром массовых индивидов. В условиях массового существования, характерных для современности, новую остроту получили вечные, чрезвычайно важные вопросы жизненного предназначения человека, его практической и духовной деятельности, смысла жизни, свободы, творчества, гуманизма, морального и эстетического возвышения, устремлённости к высшим достижениям культуры.

Универсальные в масштабе континентов признаки — рост массового производства и массового потребления, расширение сфер массовой культуры и массовой коммуникации — свидетельствуют в наши дни о быстром возрастании общественной и исследовательской значимости жизнедеятельности современного массового человека. В XX веке на протяжении ряда десятилетий утверждалась мысль о том, что во многом непредсказуемые и стихийные массовые явления и процессы отступают перед прогрессом культуры, науки и образования, и что они надёжно подчинены мощным государственным и общественным структурам, которые способны контролировать и регулировать жизнедеятельность массового человека. И в самом деле, в высокоразвитых странах непредсказуемая стихия массового поведения в известной степени введена в русло основных социокультурных требований современной цивилизации, и взрыв разрушительного всемогущества человеческих толп, характерный для начальных этапов исторического перехода от традиционного общества к современному, кажется в какой-то мере завершенным. Вместе с тем, определённые глубинные побудительные импульсы, присущие человеческой природе, периодически придают массовым явлениям новый мощный прилив сил, что отмечается и в высокоразвитых, и в развивающихся странах, а также в современной России, стремящейся к демократии и частной собственности, качественно новой элитарности и свободному взаимодействию различных общественных и политических сил. Имеются достаточные основания включить нашу страну в число тех регионов, где массовые феномены играют исключительно большую и во многом непредсказуемую роль.

Таким образом, актуальность исследования жизнедеятельности массового человека обусловлена фундаментальными общекультурными тенденциями и значимыми историческими обстоятельствами развития современной цивилизации. Исторический переход от традиционного типа жизнедеятельности людей к качественно новому, более динамичному и содержательно насыщенному типу развёртывания человеческих потенций, сущностных сил и устремлений выдвинул проблему массового существования миллионов современных людей на самый передний план философского и научного познания. В наши дни явственно ощущается необходимость при изучении феномена современного человека видеть и анализировать не только его устремлённость к свободе, творчеству и вершинам человеческого духа, но и обусловленное историей, культурой, самой человеческой природой массовое отсутствие такой устремлённости или её слабое проявление.

Степень разработанности проблемы.

Первые обстоятельные попытки философской и научной разработки проблемы жизнедеятельности современного массового человека осуществлены на рубеже XIX и XX вековв минувшем столетии изучение данной проблематики получило свое развитие, особенно в развитых индустриальных странах, где сегодня достигнут достаточно высокий уровень исследовательской активности в изучении проблемы жизнедеятельности современного массового человека, хотя ради справедливости следует заметить, что степень и масштабы внимания учёных к изучению феномена человека современной элиты являются заметно более значительными. Отметим также, что изучение данной проблематики осуществляется главным образом средствами науки при одновременном относительно редком обращении к ней со стороны философов.

Серьёзный вклад в изучение разнообразных проблем массового поведения современных людей вносят труды ряда крупных западных мыслителей. Среди них — Ж. Г. Тард, С. Сигеле, Г. Ле Бон, 3. Фрейд, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Росс, Р. Парк, М. Шелер, X. Ортега-и-Гассет, К. Маннгейм, К. Г. Юнг, В. Райх, Э. Фромм, К. Ясперс, Г. Марсель, Э. Кассирер, X. Арендт, Д. Белл, Р. Гвардини, Э. Канетти, Г. Блумер, Д. Рисмен, С. Московичи, 3. Бауман. Несколько перефразируя слова Э. Шиллза, можно сказать, что в XX веке призрак массового человека в известной мере довлеет над умами зарубежных исследователей. В настоящее время отмечается новая волна интереса философов и учёных к проблеме жизнедеятельности современного массового человека.

Вместе с тем за рубежом отчётливо осознаётся потребность в дальнейшем расширении и углублении научного анализа массовых феноменов современности, растёт понимание особой значимости обобщающего философского осмысления жизнедеятельности современного массового человека и отмечается недостаточная эффективность существующих методологических и аналитических средств постижения этой проблематики. Постепенно утверждается мысль о том, что имеющиеся методы научного исследования не позволяют в полной мере увидеть эти проблемы в их истинном свете и осознать их смысл и значимость. Так, возникновение в XX веке новой мощной силы — силы мифологического мышления, присущего современному массовому человеку, в известной степени застало врасплох многих учёныхпоэтому даже сами возможности познания этой силы оказались весьма проблематичными (Э. Кассирер). Хотя общепризнанный метод философского исследования этого феномена отсутствует, в западной философии считается, что строгость научных дисциплин в данном случае является чем-то вроде суеверия, а надменность понятия, каким бы проверенным оно ни казалось, здесь вредна. «Нерасчлененное созерцание самого феномена — вот высшая предпосылка» (Э. Канетти). Признавая, что для действительного философского понимания феномена современного массового человека необходимы более продуктивные методологические и аналитические средства, зарубежные мыслители ищут и находят такие средства в новейшей философской антропологии и культурологии, экзистенциальной и психологической философии, философии мифа и религиоведении, и т. д.

В нашей стране феномен современного массового человека также привлек внимание философов и учёных. Заметный вклад в его изучение внесли Н. И. Бердяев, В. М. Бехтерев, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и другие исследователи. В разработке проблемы взаимосвязи «героев» и «толпы» Н. К. Михайловский даже несколько опередил по ряду параметров аналогичные разработки первых исследователей психологии толп. Не случайно, Г. Тард называл его «замечательным русским учёным». Но со временем философское осмысление и научная разработка проблем жизнедеятельности массового человека, социокультурных и психологических оснований и реального поведения человеческих масс были, как известно, надолго прекращены, точнее, переведены в совершенно другую плоскость, где главным оказалось не изучение, а восхваление могущества масс.

Первые серьёзные попытки поднять продуктивность изучения массовых явлений относятся к 60−80-м годам минувшего столетия, хотя и в этот период такого рода исследования чаще всего воспринимались либо как маргинальные, либо как вообще не заслуживающие внимания, и такого рода отношение к этой исследовательской сфере поощрялось и считалось общественно приемлемым. Академически мыслящие исследователи едва ли не всё XX столетие предпочитали изучать «нормальные» общественные связи, стойкие социальные образования, типические обнаружения человеческого поведения. Человек толпы с его специфическим поведением не рассматривался как нечто общественно значимоефеномен массовых явлений считался скорее фантомом, неким временным наваждением, нежели закономерным социальным продуктоми, соответственно, даже не ставился вопрос о создании целостной теории современного массового человека. Но, отмечая недостаточный уровень исследовательского внимания в нашей стране к разработке проблемы жизнедеятельности современного массового человека, следует одновременно выразить несогласие с точкой зрения тех исследователей, которые считают, что в этой области нет серьёзных отечественных работ. В действительности они имеются, содержат в себе множество плодотворных идей и заслуживают пристального аналитического внимания.

Различные грани жизнедеятельности современного массового человека обсуждаются в отечественной философско-антропологической и социально-философской литературе, где можно выделить работы Г. К. Ашина, B.C. Барулина, Ю. Г. Волкова и B.C. Поликарпова, Б. Т. Григоряна, В. Д. Губина и Е. А. Некрасовой, П. С. Гуревича, Г. Д. Драча, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Ю. Кимелёва, В. А. Кругликова, К. Н. Любутина, Б. В. Маркова, А. А. Миголатьева, В. А. Подороги, B.C. Стёпина, Ю. М. Фёдорова, ряда других учёных. Обстоятельно разрабатываются в российской философии и науке проблемы массовой культуры. Существенный вклад в осмысление массовой культуры вносят труды В. Е. Давидовича, Е. А. Жданова, Л. И. Ионова, А. В. Кукаркина, К. Э. Разлогова, А .Я. Флиера, В. П. Яковлева и других российских исследователей. Ряд содержательных статей и монографий отечественных учёных посвящен проблемам массового сознания. Имеются в виду разработки Э. Я. Баталова, О. В. Великановой, JI.A. Гордона, Б. А. Грушина, И. И. Дубинина и Л. Г. Гусляковой, Б. Земцова, В. И. Кукушкиной и Л. И. Насоновой, Г. К. Овчинникова, Б. Я. Пукшанского, Л. Г. Судаса, В. Н, Сырова и Н. В. Поправко, М. А. Шахзадеян, В. А. Черняк и К. Тали-пова. Особое направление исследований составляют современные отечественные разработки в области массовой психологии, где, по словам Г. М. Андреевой, постепенно происходит признание того, что проблематика, разработанная в рамках западной психологии масс, имеет большой интерес, в том числе и для настоящего времени. Данное направление представлено исследованиями таких учёных, как Н. И. Азаров, Г. В. Грачёв, И. М. Гудинова, Г. Г. Дилигенский, Н. И. Земцов, Д. В. Ольшанский, С. К. Рощин, Е. Шестопал и др.

В последнее десятилетие наблюдается возрастание внимания российских философов и учёных к изучению многообразных массовых явлений и процессов. Заметный вклад в философское осмысление и научное исследование различных аспектов современных массовых феноменов вносят монографии В. Ю. Большакова «Эволюционная теория поведения», Е. Б. Ивушкиной и Е. Е. Несмеянова «Социальная мифология», О. Карпухина и Э. Макаревича «Формирование масс», Д. В. Колесова «Человек и толпа», И. С. Кона «Социологическая психология», Д. Л. Спивак «Изменённые состояния массового сознания», Д. В. Ольшанского «Психология масс», М. А. Хевеши «Толпа, массы, политика». Отметим также содержательные статьи Т. И. Аравиной «Феномен толпы в исследовательских ракурсах социальной психологии», А. В. Дмитриева «Влияние толп», С. В. Коваленко «Человек в толпе», Б. Н. Чикина «Толпа», а также статьи М. А. Хевеши «Феномен „толпы“ в трактовке философии XX века», «Политика и психология масс» и «Массовое общество в XX веке». Представляет определённый интерес и ряд диссертационных исследований, посвященных изучению массовых явлений и выполненных главным образом в предметных областях социологии, психологии, истории. Вместе с тем, привлекает к себе внимание то обстоятельство, что немногочисленные философские исследования массовых феноменов выполнены, как правило, в русле социальной философии, а возможность их изучения в рамках других философских дисциплин остаётся открытой. Между тем, именно в этой предметной сфере остро ощущается недостаток теоретических обобщающих работ, особенно выполненных в русле философской антропологии и культурологии с учётом современного уровня её разработки зарубежными и отечественными философами и учёными.

Объектом настоящего исследования является жизнедеятельность современного массового человека, взятая в целостности её осуществления в развитом индустриальном обществе с учётом его исторической динамики.

Предметом исследования выступают сущностные черты и ключевые социокультурные и антропологические характеристики современного массового человека.

Цель и задачи исследования

.

Цель данного диссертационного исследования состоит в создании целостного концептуального образа современного массового человека на основе фи-лософско-антропологического и культурфилософского анализа исторических предпосылок, социокультурных оснований и реальных проявлений его жизнедеятельности.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

— уточнить общие теоретические и методологические предпосылки философского анализа жизнедеятельности современного массового человека;

— представить массового человека в качестве антропологического типа, характерного для социокультурных условий современности;

— выявить ключевые антропологические и социокультурные характеристики интегральной сущности современного массового человека;

— проанализировать связь жизнедеятельности массового человека с условиями и возможностями его разумного, осмысленного и свободного существования в современном мире;

— рассмотреть особенности развития и метаморфозы современной массовой души, её фундаментальные предрасположенности и влечения;

— выяснить основные массовые эмоционально-чувственные состояния и их роль в жизнедеятельности современного массового человека;

— раскрыть определяющее содержание веры как важнейшей побудительной силы современного массового поведения;

— обозначить направления поиска и обретения идеалов и смысла существования массовым человеком в условиях современности.

Научная новизна диссертационного исследования.

В диссертации впервые в отечественной литературе предпринята попытка создать развёрнутую философскую концепцию и представить целостное теоретическое осмысление жизнедеятельности современного массового человека.

Научная новизна конкретизируется в следующих положениях:

— уточнёны теоретические и методологические предпосылки философского анализа жизнедеятельности современного массового человека;

— представлено теоретическое обоснование массового человека в качестве антропологического типа, характерного для социокультурных условий современности;

— выявлены ключевые антропологические и социокультурные характеристики интегральной сущности современного массового человека;

— показаны различные грани реальной связи жизнедеятельности массового человека с современными условиями и возможностями разумного, осмысленного, свободного существования;

— раскрыты ведущие тенденции развития и трансформации современной массовой души, её фундаментальные предрасположенности и влечения;

— зафиксированы основные эмоционально-чувственные состояния массовой душисовременного массового человека;

— высвечено определяющее экзистенциальное содержание веры как важнейшей побудительной силы современного массового поведения;

— обозначены главные направления жизненного поиска и обретения массовым человеком идеалов и смысла существования в условиях современности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Массовый человек как философско-антропологическая категория является ёмкой теоретической абстракцией, которая обладает большой обобщающей способностью и позволяет «схватить» существенные стороны, свойства и характеристики определённого, а именно массового (неэлитного) способа жизнедеятельности людей и передать его основное содержание в идеально-типическом выражении. Массовый человек — это идеальный антропологический тип, равно как и противоположный ему тип человека элиты. В этом качестве человек элиты и человек массовый представляют собой две стороны одного и того же существа под названием Человек с его двойственной природой. В своём противоречивом единстве эти антропологические типы в определённом смысле исчерпывающим образом представляют человеческое существо как целостность на значительном протяжении обозримой человеческой истории в рамках традиционного и современного обществ.

2. В условиях современности массовый человек как антропологический тип существенно изменяется. Массовый человек прошлого — это существо, призванное всей своей жизнью создать материальные и иные условия, необходимые и достаточные, для проявления, развития и расцвета дарований человека элиты. Будучи генетически связанным с массовым человеком традиционного общества, современный массовый человек вместе с тем по ряду фундаментальных социокультурных характеристик отличается от него, прежде всего — по основательности своего внутреннего устремления к свободе и равенству, творчеству и разумному существованию. Существенно изменяется и противоположный ему антропологический тип. На место аристократа по происхождению приходит человек современной элиты, человек высших социокультурных достижений, человек сильный духом и волей, человек незаурядного и творческого ума, человек, способный к лидирующей роли в мире людей.

3. Современный массовый человек не является проявлением упадка и разложения определённой человеческой цивилизации, напротив, он являет собой новую историческую форму человеческой жизнедеятельности, адекватную вызовам современности, форму, которая может полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве, но её раскрытие определяется не мерками прошлого, а критериями, отвечающими её собственной сущностион представляет собой человеческий тип, который тесно связан с современным научно-техническим прогрессом и рациональным планированием, новейшими технологиями и высокопроизводительной техникой, огромными объёмами знания и информации. Не имея ещё прочных и устоявшихся традиций собственной жизнедеятельности, в силу исторических обстоятельств вынужденный пробивать себе дорогу наперекор устоям традиционного общества, современный массовый человек порой проявляет себя более всего в своих отрицательных свойствах. Двойственность и противоречивость человеческой природы находит своё отражение и в жизнедеятельности современного массового человека. Но постепенно он, как и человек современной элиты, вырабатывает в себе положительные свойства, адекватные требованиям современности, и создаёт для человечества новые конструктивные возможности для вступления в будущее.

4. Сущность массового человека в условиях современности отличается открытостью и незавершённостью, разнообразием и непостоянством, противоречивым единством и относительной устойчивостью. Её основные характеристики формируются под определяющим социокультурным влиянием человека элиты. Открытость сущности современного массового человека как незавершённой возможности проявляется в ожидании и восприятии авторитетных социокультурных воздействий и в попытках самодеятельной реализации постоянно обновляющихся вариаций массового существования, в ходе которых несовершенство порой оказывается благодатным свойством, изъян превращается в достоинство, а несомненное благо оборачивается злом. Современный массовый человек — существо многогранное, таковы и проявления его противоречивой сущности.

5. Глубинное устремление современного массового человека к свободе и равенству, творчеству и осмысленному существованию нередко сочетается в нём с отторжением конструктивных возможностей разума и возможностей творческой деятельности, бегством от свободы и от той ответственности, которую накладывает бремя свободы. Но возможность обретения свободы для массового человека наших дней остаётся открытойиспользование этой возможности, прорыв к свободе и ответственности, разумному существованию и творческой жизнедеятельности, к подлинно человеческому бытию является одной из ключевых предпосылок прорыва в постсовременность. Вынести бремя подлинной свободы может лишь человек, в полной мере руководствующийся разумом, долгом и моралью, человек конструктивный и творческий, волевой и настойчивый, человек, одухотворённый идеей претворения в жизнь новых проектов будущего.

6. Динамичность, масштабность и глубина преобразований природы и общества в условиях современности кардинально изменяют душу массового человека, делают отжившими многие традиционные формы душевной жизни людей, подрывают привычные основания душевной устойчивости и стабильности, обесценивают старые и создают новые условия для укоренения самых противоречивых тенденций в массовой душе. Современная массовая душа становится чрезвычайно изменчивой и импульсивной, легковерной и внушаемой, подверженной сильным чувственным влечениям и непреднамеренным действиямв ней сочетаются авторитарные тенденции и потребность в подчинениитяга ко всему новому соседствует в ней с консерватизмом и уважительным отношением к прошлому, устремлённость к незамедлительным прямым действиям — с искушением фантазирования и вызывания желаемых образов, потребность в проявлении сильных чувств — с желанием их умиротворения и т. д. Сегодня самые различные, часто взаимоисключающие устремления, предрасположенности, образы действительности способны побудить современного массового человека как к самым созидательным, так и к самым разрушительным действиям во имя желаемого будущего.

7. Сильные чувства, страсти, эмоции являются важной движущей силой поведения современного массового человека. Такой человек и сегодня нуждается в симпатии и любви к сильному волей и духом человеку, ведущему его путями современной цивилизации, а также в симпатической привязанности к тем, кто разделяет эту любовь. В силу обстоятельств массовый человек способен проявить сильные негативные чувствапорой он так же нуждается в ненависти, как и в любви. Массовая любовь, равно как и массовая ненависть, — явления преходящие, но вновь и вновь человек массы испытывает жгучую потребность в сильных чувствах, которые ведут его в неведомое будущее. Сильная страсть, любовь или ненависть, пусть даже и выглядящая в глазах мыслителей псевдострастью, — вот что в значительной мере движет массовым человеком в историческом процессе, сильное чувство даёт ему веру в возможность преобразования настоящего и в осуществление желаемого будущего, оно поддерживает его силы в этом многотрудном историческом движении.

8. Вера отражает основную настроенность массовой души, ее основной модус, который в своей направленности кардинально трансформируется в условиях современности, когда наблюдается резкое ослабление массовой веры в Бога, с одной стороны, и, с другой, явственное усиление массовой веры в некое высшее существо земного происхождения, которое обычно оказывается человеком современной элиты, человеком, достигшим вершин личностной самореализации и общезначимых результатов деятельности. В условиях современности определённое развитие получила не имевшая в прошлом существенного значения вера массового человека в самого себя, превращаясь порой в излишнюю самоуверенность и причудливо сочетаясь с вековечной и ныне, как правило, затаённой верой в человека избранного. Если массовый человек прошлого жил верой в возможность обретения блаженства за пределами земного существования, то ключевое направление реализации массовой веры современных людейэта вера в возможность радикальной и незамедлительной позитивной трансформации существующих природных и социокультурных условий жизнедеятельности на Земле ради достижения совместными усилиями более обеспеченного настоящего и лучшего будущего.

9. Идеалы современного массового человека, являясь содержательными духовными образованиями, придают смысл его существованию. Благодаря идеалам свободы, равенства, братства, веками угнетавшиеся, порабощённые и зависимые люди в условиях современности обрели веру, надежду и новый смысл жизни и в своей героической и самоотверженной погоне за этими идеалами продвинули вперёд человеческую цивилизацию. Духовное существование массового человека в том и состоит, что стремление изменить настоящее и достигнуть некоего идеального будущего, вера и надежда на осуществление желаемых изменений при столкновении с жизненными реалиями со временем пе-. рерастают в разочарование, которое вновь вытесняется движением к вдохновляющим идеалами и новой ободряющей верой, — и процесс этот, по существу, бесконечен в условиях современности.

Теоретико-методологические основания работы.

Общая методология, которой руководствуется диссертант в своём исследовании, содержится в основополагающих концепциях современной философской антропологии и философии культуры, созданных крупными зарубежными и отечественными мыслителями. В диссертации используется ряд методологически ценных идей и принципов философского познания человека, содержащихся в современной философии религии и религиоведении, в психологической философии и культурной антропологии. В исследовании применяются классические принципы диалектического размышления, методы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, принцип раздвоения единого на противоположности, принцип единства исторического и логического, типологический анализ, структурный и функциональный подходы, элементы герменевтического истолкования, комплекс общенаучных методов, таких, как анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д. В ряде случаев приоритетный для настоящей работы современный философский категориальный анализ дополнен использованием эвристических возможностей фундаментальных познавательных метафор, плодотворных в классической философской антропологии, культурологии и религиоведении. Приводимые в диссертации материалы и сведения историко-философского и научного характера, ссылки на отечественных и зарубежных исследователей подчинены позитивному и содержательному философскому анализу проблемы жизнедеятельности современного массового человека.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты исследования позволяют углубить имеющиеся философские и научные представления о жизнедеятельности современного массового человека, его сущностных чертах, душевных свойствах, социокультурных характеристиках, что в свою очередь создаёт новые возможности для выработки конкретных целей и задач социального управления и оптимизации механизмов практического регулирования массового поведения людей в различных спектрах его реализации в современных условиях.

Материалы проведённого исследования могут быть использованы в практике преподавания в высшей школе в деле модернизации учебных курсов по философии, культурологии, антропологии и другим социально-гуманитарным дисциплинам.

Апробация и объём работы.

Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела СКНЦ ВШ и на заседаниях и методологических семинарах кафедры философии Кубанского государственного технологического университета. Основные положения и выводы исследования докладывались на Всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях в Москве, Краснодаре, Иваново, Ростове н/Д., Новороссийске в период с 1991 г. по 2003 г.

Результаты исследования изложены в двух монографиях, разделах коллективных трудов, научных статьях и тезисах конференций общим объёмом 23 п.л.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы (334 источника). Главы включают в себя по два параграфа. Общий объём диссертационной работы 288 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Массовый человек в данном исследовании продуктивно проанализирован в качестве идеального антропологического типа, равно как и противоположный ему тип человека элиты. Человек элиты и человек массовый — это, образно говоря, две стороны одной и той же медали, точнее, одного и того же существа под названием Человек с его двойственной природой. В своём противоречивом единстве эти антропологические типы в известном смысле исчерпывающим образом представляют человеческое существо как целостность на всём протяжении современной человеческой истории. Менялись исторические периоды, возникали и рушились могущественные государства, социокультурные системы, интеллектуальные достижения, но всегда в глубине исторической сцены, на которой, образно говоря, люди разыгрывают свои драмы, трагедии и комедии, можно найти человека заурядного, посредственного, не блещущего дарованиями, ограничивающегося повседневностью. Порой такой человек, накопив весомый груз обид, унижений, несправедливостей, выходил на авансцену общественной жизни, сея смерть и разрушения, однако со временем безропотно вновь и вновь уходил на задворки истории, оставляя авансцену человеку незаурядному, даровитому, творческому.

В условиях современности массовый человек, решительно выдвинувшись на передний край исторического процесса, настоятельно потребовал признания себя в качестве равноправной фигуры на общественной сценево многих областях жизнедеятельности он потеснил человека элиты и в ряде случаев навязал человечеству свою волю, свой образ жизни, свою культуру, продиктовал ему свои правила, нормы, ценности. Многое в этом явлении подлежит осуждению, порицанию, отвержению, вместе с тем в нем постепенно вырабатывается нечто очень важное, очень значимое для человечества — нечто, обеспечивающее выживание рода человеческого в условиях постсовременности. Философия призвана осмыслить существенные стороны данного исторического процесса.

Современный массовый человек, будучи генетически тесно связанным с массовым человеком минувших исторических эпох, и в первую очередь — с массовым человеком традиционного, доиндустриального общества, вместе с тем по ряду основополагающих социокультурных характеристик отличается от последнего. Существенно изменяется также противоположный ему антропологический тип. На место аристократа по происхождению приходит представитель современной элиты — человек незаурядного и творческого ума, человек сильный духом и волей, человек, способный к высшим духовным и социокультурным достижениям и лидирующей роли в мире людей.

Современный массовый человек — это новая историческая форма человека, которая может полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве, однако раскрытие её определяется не мерками давно минувших времён, а критериями, отвечающими её собственной сущностион представляет собой человеческий тип, который тесно связан с современным научно-техническим прогрессом и рациональным планированием, новейшими технологиями и высокопроизводительной техникой, огромными объёмами знания и информации, и т. д. Не имея ещё прочных и устоявшихся традиций собственной жизнедеятельности, в силу исторических обстоятельств вынужденный пробивать себе дорогу наперекор устоям традиционного общества, современный массовый человек часто проявляет себя более всего в своих отрицательных свойствах. Но анализ показывает, что он, как и другой человеческий тип — человек современной элиты, вырабатывает в себе положительные свойства, адекватные требованиям современности, и создаёт совместно с человеком элиты новую историческую возможность для вступления человечества в будущее.

Основные характеристики сущности (природы) современного массового человека формируются в процессе жизнедеятельности под социокультурным влиянием человека неординарного, творческого, сильного волей и духом на протяжении ряда последних столетийтипические свойства современной массовой сущности, её единство и относительная устойчивость обеспечиваются благодаря сходству, подобию, одинаковости фундаментальных потребностей, человеческих чувств и устройства мозга людей. Массовая человеческая сущность в условиях современности отличается открытостью и незавершённостью, разнообразием и непостоянством. Открытость природы современного массового человека как незавершённой возможности проявляется в постоянном ожидании и безграничном восприятии авторитетных социокультурных воздействий и в бесконечных постоянно обновляющихся вариациях массового существования, в ходе которых несовершенство порой оказывается благодатным свойством, изъян превращается в достоинство, а несомненное благо оборачивается злом.

Современный массовый человек — существо многогранное, таковы и проявления его противоречивой сущности. Её можно видеть в отторжении массовым человеком конструктивных возможностей разума, в чём солидарны практически все философы, занимавшиеся этой проблемойможно — в безбрежной подражательности и необычайной подверженности авторитетным воздействиям, влияниям, внушениям, в предрасположенности ко всему новому и славному, яркому и шумному, в доверчивости и послушности и в склонности к эпизодическим бунтамможно — в разрушительных проявлениях остатков первобытной души или постоянном устремлении ко всё новым и новым химерическим или реальным идеалам, в горячей любви или пламенной ненависти и быстрых переходах от симпатии и любви к антипатии и проклятиям, в чувстве неполноценности или чрезмерной уверенности в своём совершенстве, в унифицированности, единообразии, отсутствии самобытия или превращении в какую-то безликую функцию. Все эти свойства массовой человеческой сущности в той или иной мере выражают различные её грани, решающей среди которых, отмечается в диссертации, является глубинное устремление современного массового человека к свободе и, одновременно, к бегству от свободы и от той ответственности, которую накладывает бремя свободы. Вынести бремя подлинной свободы может лишь человек, руководствующийся разумом, долгом, моралью, человек конструктивный и творческий, способный выразить себя в созидании новых вдохновляющих идей, целей и идеалов, человек волевой и настойчивый, который может добиться претворения в жизнь новых проектов будущего.

Инфантильность — это существенная черта современного массового человека, способного отторгнуть критический разум и собственную свободу ради удовлетворения своих смутно осознаваемых влечений под руководством чтимого им человека элиты. Массовая инфантильность предполагает почти неосознаваемое стремление людей переложить непосильное бремя ответственности за разумное и свободное существование на плечи некоего высшего создания. Современный массовый человек, даже претендуя на место рядом с человеком избранного меньшинства, остаётся тем, кем он есть, — несвободным, зависимым антропологическим типом, для которого осуществление свободы есть переход от одной дисциплины к другой, а столь желаемое им равенство — временное состояние перед неизбежно наступающим новым неравенством. Но возможность обретения свободы, разума, творческих способностей для массового человека наших дней остаётся открытойиспользование этой возможности, прорыв к свободе и ответственности, разумному существованию и творческой жизнедеятельности, словом, к подлинно человеческому бытию является, быть может, его главной жизненной задачей в условиях современности.

В отличие от массового человека прошлого, ключевой жизненной задачей которого было спасение своей бессмертной души, современный массовый человекэто человек, пребывающий в первую очередь в заботах о получении земных благ и находящийся по преимуществу в состоянии забвения имеющихся возможностей для активной, самостоятельной и освещённой светом высших достижений человеческой культуры возвышающей душевной жизни. Забвение самой возможности самостоятельной и осмысленной духовной жизни массовым человеком усугубляется современным технизированным миром. Упорядоченный благодаря делению времени на часы и засасывающие или бесцельные участки однообразной механической деятельности, которая всё меньше и меньше наполняет душу человека подлинно человеческим, этот технотронный мир приводит к тому, что человек начинает ощущать себя частью лишённой души гигантской машины. Для такого человека, живущего сияминутными и главным образом материальными интересами и чувственными побуждениями, ничто духовное не имеет высшей ценности. Люди данного типа благодаря заданным свыше правилам массового функционирования или по воле случая послушно переходят от одного жизненного мгновения к другому, от производства к потреблению, от трудовой деятельности к развлечениям, они умирают, не покаявшись, и убивают, не освятив оружия, они живут в одурманивающих иллюзорных представлениях об обязательно лучшем, светлом будущем и в навязанных, слепых и сменяющих друг друга типах современного фанатизма, постоянно подгоняемые элементарными и чуждыми всякому высшему духовному смыслу, могущественными и быстро проносящимися эмоциями, аффектами и устремлениями к мгновенным чувственным наслаждениям. Торжествует жизненный принцип: ни одно желание, ни одно побуждение не может быть постыдным. Дух непокорности современного массового человека лучше всего выявляется в его внутреннем душевном сопротивлении к восприятию высших достижений человеческой культуры и в стремлении остаться до конца преданным размноженным в миллионах экземпляров продуктах и поделках своей «единокровной» массовой культуры.

Возникновение и проявление чувственно-эмоциональной привязанности массового человека к вдохновляющему лидеру есть значимый фактор омассовления людей, исчезновение этой привязанности означает необходимое условие для разрушения взаимосвязи между этими человеческими типами, и, следовательно, для демассификации индивидов. Такого рода процессы могут происходить — и до сегодняшнего дня на протяжении многих веков то и дело происходят в общественной жизни — стихийным образом без специально организованного их стимулирования со стороны соответствующих заинтересованных индивидоводнако те же процессы могут осуществляться и осуществляются в действительности иначе — при направляющем участии неких творчески мыслящих и заинтересованных индивидов, ориентирующих мысли и чувства индивидов массовых в нужном им направлении. Иначе говоря, в условиях современности массовую симпатию и любовь к человеку избранному, а вслед за нею и некоторую эмоциональную привязанность к кругу тех, кто разделяет эту симпатию и любовь, можно «сконструировать» искусственно посредством определённых технологий, регулирующих массовое поведение, точно также эту любовь можно разрушить, если заставить массового человека усомниться в своём любовном чувстве к своему избраннику, если наглядно показать слабые стороны и недостатки последнего, если обращать внимание на отсутствие значимых результатов в его деятельности, если постоянно напоминать о необходимости смотреть на мир более трезвомыслящим взглядом.

Если массовый человек прошлого жил верой в возможность подлинного блаженства и райской жизни за пределами земного существования, то ключевое направление реализации массовой веры современных людей — эта вера в саму возможность радикальной трансформации существующих природных и социокультурных условий жизнедеятельности на Земле ради достижения совместными усилиями более обеспеченного настоящего и лучшего будущего. Эта вера базируется в сущности на вере во всемогущество человеческого разума, точнее, разума человека избранного интеллектуального меньшинства, и конкретизируется по множеству направлений, в том числе — в философских и научных теориях общественного прогресса, оказывающих заметное влияние на массовое сознание, где они, предельно упрощаясь, трансформируются в постоянное, нетерпеливое массовое ожидание повседневных перемен к лучшему в настоящем и в массовое ожидание непременного автоматического прихода лучшего будущего в предстоящее время. В XX веке вера в обязательность свершения лучшего будущего двигала многими миллионами людей как в ходе невиданного в истории социалистического строительства, так и на путях развития высокоиндустриального, демократического буржуазного общества. В ряде стран на протяжении столетия массовая вера в социализм, будучи первоначально живой, действенной верой, выродилась в мёртвую, непродуктивную веру, а затем трансформировалась в массовую веру в созидательные возможности современного капиталистического общества. Объекты современной массовой веры — веры социальной, политической, моральной и т. д. — исторически меняются, но непреходящей остается способность огромных масс людей верить в лучшее будущее, бороться за его скорейшее практическое осуществление.

Удовлетворение требования хлеба и зрелищ некогда составляло для римской черни идеальное общественное состояние, и она больше ничего не требовала. Века прошли, но этот идеал массового человека в силу противоречивости и двойственности человеческой природы мало изменился в условиях современности. Зов возвышенных человеческих идеалов сочетается в массовой душе с не менее настоятельным зовом идеалов приземлённых, утилитарных, меркантильных. Проникая в массовую душу, возвышенные идеалы известным образом переживаются и нередко подвергаются определённым трансформациям, в результате чего образуются специфические массовые идеалы — своеобразные плоды гипертрофированной способности искажающего воображения массовых индивидов, неспособных к самостоятельному критическому рассуждению, с одной стороны, а с другой, обладающих повышенной мечтательностью и острой восприимчивостью к ярким впечатлениям. Кажется порой, что идеальное общественное состояние для современного массового человека — это состояние удовлетворённости от непрестанного приобретательства и потребительства, от смены многообразных увлекающих зрелищ и острых чувственных восприятий и наслаждений, и на этой основе — обретение безмятежности, довольства, удовлетворенности собой.

Считая массовые идеалы содержательными духовными образованиями, пусть даже в конечном счёте и иллюзорными и химерическими, можно отметить, что этими идеалами, одновременно манящими, обольстительными и неизменно ускользающими, всегда жил массовый человек, живёт сегодня и, без сомнения, будет жить в обозримом будущем, ибо во все времена они придают смысл человеческому существованию. И в наши дни достойны уважения идеалы свободы, равенства, братства, сформировавашиеся в эпоху перехода от традиционного типа жизнедеятельности к современному. Благодаря этим идеалам, веками угнетавшиеся, пора-бощённые и зависимые люди обрели надежду и новый смысл жизни и в своей героической и самоотверженной погоне за этими идеалами продвинули человечество к такому пункту, где современная цивилизация находится в настоящее время. Философия призвана дать современному массовому человеку новые, вдохновляющие и облагораживающие идеалы.

Дальнейшая философская разработка проблемы жизнедеятельности современного массового человека представляется перспективной. Заслуживает внимания диалектика взаимосвязи человека современной элиты и человека массового. Следует продолжить разработку проблемы сущности и современных проявлений массового человека, его двойственной природы, душевных свойств и качеств, факторов чувственно-эмоциональной сферы и т. д. Значительный пласт актуальных исследовательских вопросов связан с проблемой оптимизации условий свободы, творчества и самореализации современного массового человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. 1999. № 1.
  2. Э.Л. О противоречивости человека. Краснодар, 1996.
  3. Г. М. Социальная психология. — М., 2000.
  4. А.С. Массы и лидер в условиях перехода от диктатуры к демократии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. 1992. № 2.
  5. Аристотель Соч. в 4-х т. М., 1972−1974.
  6. Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. М., 1993.
  7. Р. Мнимый марксизм / Пер. с фр. М., 1993.
  8. Г. К. Доктрина «массового общества». М., 1971.
  9. Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1994.
  10. Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
  11. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. № 4.
  12. B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.
  13. А.С., Соколова Л. В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  14. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. М., 2002.
  15. Р. Гражданская религия // Новое время. 1994. № 11.
  16. Р. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1994.
  17. Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972.
  18. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. — М., 1995.
  19. Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
  20. Н.А. О назначении человека. — М., 1993.
  21. Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
  22. Н.А. Царство духа и царство кесаря. — М., 1995.
  23. Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Пер. с англ. М., 1979.
  24. Э. Размышления о революции во Франции / Пер. с англ. -М., 1993.
  25. В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека. — Ростов н/Д., 1987.
  26. X. Страх влияния: Карта неправильных прочтений. Екатеринбург, 1998.
  27. Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  28. А. Вера и наука // Вопросы философии. 1991. № 12.
  29. В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб., 2001.
  30. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993. № 5.
  31. М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества / Пер. с англ.-М., 1989.
  32. М. Философия человека / Пер. с англ. М., 1992.
  33. М. Два образа веры / Пер. М., 1995.
  34. Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии. 1992. № 11.
  35. П. Начала / Пер. с фр. М., 1994.
  36. Н.Ф., Чумаков А. Н. Философия. М., 1998.
  37. А. Не потеряй себя в бушующей толпе // Российская газета. 1999. 10 июля.
  38. К. Философская антропология / Пер. с англ. — М., 2001.
  39. М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990.
  40. М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М., 1994.
  41. М. Социализм // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 1991. № 2.
  42. О.В. Функции образа лидера в массовом сознании // Общественные науки и современность. 1997. № 6.
  43. Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. № 3.
  44. Л. Лекции о религиозной вере // Вопросы философии. 1998. № 5.
  45. Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.
  46. Л. Логико-философский трактат / Пер. с англ. М., 1958.
  47. Л.Н. Очерки коллективной психологии. Часть II. Психология общественных движений. М.-Л., 1925.
  48. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д., 1994.
  49. В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
  50. Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. — М., 1993.
  51. А.И. Собр. Соч. В 30-ти т. М., 1955.
  52. Л.А. Общество «недовольных» // Полис. 1998. № 3.
  53. Ю., Разумов А. Антропологический ренессанс. Что дальше? // Высшее образование в России. 1998. № 1.
  54. Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса // Общественные науки и современность. 1997. № 4.
  55. .Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. — М., 1986.
  56. .А. Массовое сознание. М., 1987.
  57. К.П. Происхождение современного человека // Человек. 1996. № 3.
  58. В., Некрасова Е. Философская антропология. М. — СПб., 2000.
  59. .Л. Современная католическая философия: человек и история. -М., 1998.
  60. Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живём и каково наше место в мире / Пер. с англ. Ярославль, 2001.
  61. П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. № 8.
  62. П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997. № 11.
  63. П.С. Философия культуры. М., 1998.
  64. П.С. Философская антропология. М., 2001.
  65. В.Е., Жданов Е.А. Сущность культуры
  66. В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д., 1983.
  67. Ю.Н. Концепция науки в социологии Макса Шелера // Социс. 1984. № 4.
  68. . Ницше. СПб., 1997.
  69. В. Многообразие религиозного опыта /Пер. СПб., 1992.
  70. Дидье Жюлиа. Философский словарь / Пер. с фр. М., 2000.
  71. Г. Г. В поисках смысла и цели. М., 1986.
  72. Г. Г. Феномен массы и массовые движения // Раб. класс и совр. мир. 1987. № 3.
  73. А.В. Влияние толп // Социс. 1997. № 11.
  74. Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. — Ростов н/Д., 1987.
  75. В.Н. Лебон и Тард: два взгляда на развитие общества // Психология толп. М., 1998.
  76. Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997.
  77. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. сфр.-М., 1990.
  78. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. — М., 1995.
  79. И.Е. Об идейном содержании концепции «гражданской религии» // Социс. 1983. № 4.
  80. И. Изучение толпы: столетние итоги или новые начала? // Свободная мысль. 1997. № 5.
  81. . Ментальность масс в канун «великих потрясений» // Свободная мысль. 1997. № 11.
  82. Г. Избранное. T.I. Философия культуры.-М., 1996.
  83. Золотухина-Аболина Е. В. Постмодернизм: распад сознания? // Общественные науки и современность. 1997. № 4.
  84. С. Мысль как страсть. М., 1997.
  85. А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  86. Л.Г. Социология культуры. -М., 1996.
  87. История социологии / Под ред А.Н.'Елсукова. Минск, 1997.
  88. История философии: Запад Россия — Восток. -М., 1995.
  89. История философии. T. I 6. -М., 1957−1965.
  90. З.Д. Закономерности научного познания. Краснодар, 2001.
  91. Э. Власть и личность // Социс. 1986. № 4.
  92. Э. Превращение // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
  93. Э. Человек нашего времени / Пер. с нем. М., 1990.
  94. Э. Ослепление / Пер. с нем. СПб., 1995.
  95. Э. Масса и власть / Пер. с нем. М., 1997.
  96. И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. В 6-ти т. — М., 1964.
  97. Ф. История философии. XX век / Пер. с англ. М., 2002.
  98. О., Макаревич Э. Формирование масс. Калининград, 2001.
  99. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  100. Э. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. 1993. № 1.
  101. Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
  102. Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.
  103. Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7.
  104. Ю. Современная философско-религиозная антропология. — М., 1985.
  105. К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа / Пер. сфр.-М., 1976.
  106. М.М. Социология. В 2-х т. -СПб., 1997.
  107. С.В. Человек в толпе // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. 1992. № 3.
  108. М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии.1991. № 2.
  109. Д.В. Человек и толпа. М.- Воронеж, 2001.
  110. Кон И. С. Социологическая психология. -М., 1999.
  111. О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). -СПб., 1910.
  112. П.В. Современная философская антропология. М., 1967.
  113. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
  114. В.А. Образ человека культуры. М., 1988.
  115. В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.
  116. Е.И., Насонова Л. И. Обыденное и массовое сознание // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. 1991. № 1.
  117. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
  118. В., Ладоренко О. Вера — род духовной свободы. Новый взгляд на религиозное сознание // Общественные науки и современность. 1991. № 1.
  119. . Инстанция буквы в полубессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.
  120. Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии.1992. № 10.
  121. Г. Эволюция цивилизаций. Одесса, 1895. •
  122. Г. Психологические законы эволюции народов. СПб., 1906.
  123. Ле Бон Г. Возникновение и исчезновение материи. — Харьков, 1909.
  124. Ле Бон Г. Психология воспитания. СПб., 1910.
  125. Ле Бон Г. Эволюция сил. СПб., 1911.
  126. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  127. Г. Психология социализма. СПб., 1995.
  128. Э. Избранные философские произведения. Т. 1 / Пер. с фр. М., 1999.
  129. В.А. От административно-политической диктатуры к финансовой олигархии // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  130. К. Агрессия (так называемое Зло)//Вопросы философии. 1992. № 3.
  131. К.Н. Философская антропология // Современная буржуазная философия. -М, 1978.
  132. Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы / Пер. с англ. -М, 1998.
  133. Н. Избранные произведения / Пер. М., 1982.
  134. А. Н. Уроки истории (политологическая концепция Макса Шелера и позднебуржуазный консерватизм) Социс. 1986. № 3.
  135. А. Н. Персоналистическая социология Макса Шелера. Социс. 1989. № 1.
  136. . Магия, наука и религия. М., 1998.
  137. . Знание и мудрость / Пер. с фр. М., 1999.
  138. .В. Философская антропология. СПб., 1997.
  139. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
  140. Марксистская критика психоанализа / Пер. с фр. М., 1979.
  141. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
  142. Массовое сознание и массовые действия: Сб. ст. М., 1994.
  143. Массовый утилитаризм как импульс динамики общества. «Круглый стол» учёных // Общественные науки и современность. 1998. № 6.
  144. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. М., 1999.
  145. Местр Жозеф де. О порождении политических конституций // Полис. 1997. № 2.
  146. .Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М., 1994.
  147. А.А. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал. 1998. № 2.
  148. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  149. Мид Дж. Аз и ЯII Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  150. В.В. Познание и вера//Вопросы философии. 1996. № 6.
  151. А.Н. Философия религии (опыт истолкования марксова наследия). -М., 1993.
  152. Н.К. Герои и толпа: Избр. труды. В 2-х т. СПб., 1998.
  153. С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. -М, 1996.
  154. С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. -М., 1998.
  155. М. Общество, обмен, личность. М., 1996.
  156. Э. Манифест персонализма / Пер. с фр. М., 1999.
  157. JI. Техника и природа человека // Новая технологическая волна на Западе/Пер.-М., 1986.
  158. В.И., Грицанов А. А. Социологический психологизм: Критический анализ.-Минск, 1990.
  159. Г. К. Массовое сознание как объект социологического анализа. -М., 1974.
  160. П.Г. Миропостижение и верования наших дней. -Новосибирск, 1999.
  161. М. Возвышение и упадок народов. Новосибирск, 1998.
  162. Д. Вера//Диалог. 1991. № 7.
  163. Д.В. Массовые настроения переходного времени // Вопросы философии. 1992. № 4.
  164. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  165. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии/Пер. М., 1988.
  166. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.
  167. Ортега-и-Гассет X. О социализме без берегов // Новое время. 1990. № 37.
  168. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Пер. -М., 1991.
  169. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: сборник. — М., 1991.
  170. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / Пер. с исп. М., 1991.
  171. Ортега-и-Гассет X. Углубление в себя и обращённость вовне / Философские науки. 1991. № 5.
  172. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни / Философские науки. 1991. № 12.
  173. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике //Вопросы философии. 1991. № 6.
  174. Ортега-и-Гассет X. Не быть членом партии // Полис. 1993. № 7.
  175. Ортега-и-Гассет X. Болезнь века //Новое время. 1993 № 38.
  176. Ортега-и-Гассет X. Кант (1724−1924). Размышления по поводу двухсотлетия // Феномен человека: Антология. М., 1993.
  177. Ортега-и-Гассет X. Солнце незрячих // Новое время. 1994. № 1.
  178. Ортега-и-Гассет X. История как система // Вопр. Философии. 1996. № 6.
  179. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды // М., 1997.
  180. Отношение человека к иррациональному. Сб. ст. -Свердловск, 1989.
  181. X. Философия сознания: Избранные философские произведения. — М., 1999.
  182. Э. Путеводитель по культуре. М., 1997.
  183. А. Синдром толпы // Лит. газета. 1990.31 янв.
  184. В.А. Личность феномен субъективности. —Ростов н/Д., 1993.
  185. А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  186. В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. -М., 1995.
  187. К. Магия мифа // Alma mater. 1994. № 1.
  188. Преступная толпа / Пер. М, 1998.
  189. Проблема человека в западной философии / Пер. М., 1998.
  190. Психология масс: Хрестоматия / Ред.-сост. Райгородский Д. Я. Самара, 1998.
  191. Психология толп / Пер. М., 1998.
  192. БЛ. Обыденное сознание. Л., 1987.
  193. В. Психология масс и фашизм / Пер. с англ. СПб., 1997.
  194. Рациональное и внерациональное: Грани проблемы / Под ред. Е.В. Золотухи-ной-Аболиной. Ростов н/Д., 2002.
  195. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1,2 / Пер.-СПб., 1994
  196. Религия и общество: Хрестоматия. -М., 1994.
  197. Э. История первых веков христианства / Пер. с фр. -М., 1991.
  198. Э. Жизнь Иисуса. -М., 1990.
  199. П. Человек как предмет философии //Вопросы философии. 1989. № 2.
  200. Д. Некоторые типы характера и общество // Социс. 1993. № 3,5.
  201. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. -М., 1988.
  202. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж-Ж. Трактаты. -М., 1969.
  203. А.М. Человек и толпа // Диалог. 1990. № 12.
  204. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М., 1991.
  205. И.А. Культура как информационно-коммуникационная система. — Краснодар, 2001.
  206. В.Ф. Человек, его природа и смысл бьггия. Л., 1990.
  207. С. Преступная толпа // Преступная толпа. М., 1998.
  208. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6.
  209. Смысл жизни: Антология. М., 1997.
  210. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  211. Современная западная философия: Словарь. -М., 1991.
  212. Г. Синтетическая философия / Пер. -М., 1997.
  213. Д.Д. Изменённые состояния массового сознания. СПб., 1996.
  214. B.C. Философская антропология и философия науки. -М., 1992.
  215. М.М. Проблема сущностного проявления человека в современной философской антропологии // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.
  216. Л.Г. Массовое сознание. — М., 1978.
  217. Сумерки богов/Пер.-М., 1990.
  218. Суперфин J1. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире (тенденции западного опыта) // Вопросы экономики. 1993. № 3.
  219. Сэв Л. Современная французская философия. Исторический очерк: от 1789 г. до наших дней / Пер. с фр. М., 1968.
  220. . Законы подражания / Пер. с фр. СПб., 1892.
  221. Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии / Пер. с фр. — СПб., 1903.
  222. Тард. Отрывки из будущей истории / Пер. СПб., 1907.
  223. Г. Происхождение семьи и собственности / Пер. с фр. СПб., 1896.
  224. Г. Публика и толпа / Пер. СПб., 1899.
  225. Г. Реформа политической экономии / Пер. с фр. СПб, 1899.
  226. Г. Социальная логика / Пер. с фр. СПб., 1901.
  227. Г. Социальные законы / Пер. с фр. СПб., 1901.
  228. Г. Социальные этюды / Пер. с фр. СПб., 1902.
  229. Г. Сравнительная преступность / Пер. СПб., 1907.
  230. Тард. Сущность искусства / Пер. с фр. СПб., 1895.
  231. Г. Социальная логика / Пер. с фр. СПб., 1996.
  232. Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1998.
  233. Тексты по истории социологии XIX—XX вв.
  234. Ф. Эволюция социального вопроса // Тексты по истории социологии XIX—XX вв. Хрестоматия. М., 1994.
  235. П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. -М., 1995.
  236. П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре? // Общественные науки и современность. 1992. № 6.
  237. А. Христианское понимание истории // Философия истории. Антология.-М., 1995.
  238. А. Старый порядок и революция. М., 1889.
  239. А. Влияние демократических чувств и идей на политическое общество. Из книги «Демократия в Америке» // Свободная мысль. 1991. № 9.
  240. А. Демократия в Америке / Пер. с фр. М., 1992.
  241. Э. Третья волна / Пер. с англ. М., 1999.
  242. Тэн И. Об уме и познании / Пер. с фр. В 2-х т. СПб., 1872.
  243. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. / Пер. с фр. -СПб., 1896.
  244. Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1907.
  245. Тэн И. Философия искусства / Пер. М., 1996:
  246. Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск, 1995.
  247. Е.Л. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. 1991. № 8.
  248. Феномен человека: Антология. М., 1993.
  249. Философия / Под ред. В. Д. Губина и др. М., 1997.
  250. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
  251. Философская антропология: Истоки, современное состояние и перспективы. — М., 1995.
  252. АЛ. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6.
  253. Фрейд 3. Избранное. -М., 1989.
  254. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Пер. М., 1989.
  255. Фрейд 3. Психология бессознательного: Избр. произведения по психологии / Пер. с нем.-М., 1989.
  256. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа / Пер. с англ.- с нем. М., 1998.
  257. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии XIX и XX вв.-М., 1994.
  258. Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности / Пер. с нем. — М., 1994.
  259. Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. М., 1986.
  260. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М., 1989.
  261. Э. Искусство любить / Пер. с англ. М., 1990.
  262. Э. Душа человека / Пер. с англ. М., 1992.
  263. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. // Социс. 1992. № 10.
  264. А. Психология французского народа / Пер. с фр. СПб., 1899.
  265. Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. М., 1895.
  266. П.М. Проблемный анализ как направление изучения науки и философии. Екатеринбург, 1997.
  267. Е.А. Комплекс вины и христианство: психологический портрет Иисуса Христа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. № 2.
  268. М.А. Феномен «толпы» в трактовке философии XX в. // Философские науки. 1999. № 1−2.
  269. М.А. Политика и психология масс // Вопросы философии. 1999. № 12.
  270. М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. 2001. № 7.
  271. М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты.-М., СПб., 1997.
  272. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д., 1999.
  273. С.А. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность // Человек. 1996. № 5.
  274. Р. Психология влияния / Пер. с англ. СПб., 1999.
  275. Л.А. «Новая философская антропология» Макса Шелера и история культуры // Вопросы философии. 1999. № 7.
  276. .Н. Толпа//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12.1990. № 6.
  277. В.Д. Происхождение человечности. М., 2001.
  278. .С. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5.
  279. М.А. Обыденное сознание. Ереван, 1984.
  280. М. О социологии позитивной науки // Социс. 1984. № 4.
  281. М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии / Пер. М., 1988.
  282. М. Человек и история // Человек: образ и сущность. М., 1991.
  283. М. Избранные места из работы «Положение человека в космосе» // Мир философии. Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Культура. — М., 1991.
  284. М. Избранные произведения / Пер с нем. М., 1994.
  285. А.Н. Социальная вера столетия масс. Ростов н/Д., 2001.
  286. А.Н. Образ массового человека в социокультурной ретроспективе XX века // Философские аспекты постижения человека. Сб. ст. / Под ред. П. М. Хакуза. Ростов н/Д., 2001.
  287. А.Н. Вождь и масса: антропологические константы истории в философии М. Шелера // Вопросы научного и технического поиска. Сб. ст. — Ростов н/Д., 2002.
  288. А.Н. Человек массовый как символ времени // Вопросы научного и технического поиска. Сб. ст. Ростов н/Д., 2002.
  289. Г. Массовые беспорядки глазами криминолога // Общественные науки и современность. 1991. № 4.
  290. Й. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ. — М., 1995.
  291. Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998.
  292. . Технологический блеф // Философские науки. 1991. № 9.
  293. Юнг К. Г. Аналитическая психология / Пер. с англ. — СПб., 1994.
  294. Юнг К. Г. Война с Тенью // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7.1995. № 6.
  295. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. — М., 1996.
  296. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  297. В.П. Социальное время. -Ростов н/Д., 1980.
  298. М.Г. История психологии. -М., 1976.
  299. К. Современная техника // Новая технологическая волна на Западе / Пер. М., 1986.
  300. К. Цель свобода//Новое время. 1990. № 5.
  301. К. Будущий мировой порядок // Век XX и мир. 1990. № 9.
  302. К. Смысл и цель истории / Пер. с нем. М., 1991.
  303. К. Радикальное зло у Канта // Феномен человека: Антология / М., 1993.
  304. К. Философия и нефилософия // Феномен человека: Антология / М., 1993.
  305. К. Философия в будущем // Феномен человека: Антология / М., 1993.
  306. К. Общая психопатология. М., 1994.
  307. К. Введение в философию / Пер. с нем. Минск, 2000.
  308. К. Всемирная история философии. Введение / Пер. с нем. СПБ, -2000.
  309. Balandier G. Anthoropologie politique. Paris, 1967.
  310. Barnes В. The Nature of Power. Gamburg, 1988.
  311. Barthes R. Mythologies. Paris, 1970.
  312. Birnbaum P. Le Peuple et les gros. Paris: Crasset, 1979.
  313. Bourdier P. Choses dites. Paris: Minuit, 1987.
  314. Bourricaud F. Le retour de la droitte. Paris: Calmann-Levy, 1986.
  315. Brown P. Le culte des saints. Paris: Cerf, 1984.
  316. Daniel J. L’Ere des ruptures. Paris: Grasset, 1979.
  317. Canetti E. Masse et puissance. Paris: Gollimord, 1966.
  318. Cuin H.-Ch., Cresle F. Histoire de la socioloqie. Paris: Decouverte, 1992.
  319. Deleuze G. Difference et repetition. Paris, 1968.
  320. Giners S. Mass Society. London, 1976.
  321. Levi-Strauss. Lapensee sauvage. Paris: Plon, 1962.
  322. Lyotard J.-f. La condition postmoderne. Paris, 1979.
  323. Marcel G. Le declin de la sagesse. Paris, 1954.
  324. Mauss M. Essais de socioloqie. Paris: Minuit, 1968.
  325. Miligram S. Soumission a l’autorite. Paris: Calmann-Levy, 1974.
  326. Moscovici S. La Psicholoqie des minorietes actives. Paris: P.U.F., 1979.
  327. Nancy J.L. La communaute desoeuvree. Paris: C. Bourgois, 1986.
  328. Reich W. La Psychologie des masses du fascusme. Paris: Payot, 1972.
  329. Ricoeur P. Le conflit des interpretations: Essais dliermeneutique. Paris, 1969.
  330. Russell B. The Art of Philosophizing. N.Y., 1968.
  331. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
  332. Touraine A. La Societi post industrielle. Paris: Minuit, 1981.
  333. Ferraroti F. Une theoloqie pour othees. Paris: Librairie des Meridieus, 1984.
Заполнить форму текущей работой