Методика проведения комплексной полевой практики в условиях естественнонаучного профиля сельской школы
Диссертация
Анализ литературных источников, касающихся вопросов организации и проведения полевых занятий, показал, что специальных исследований по проблеме организации и проведения полевых практик в классах естественнонаучного профиля в условиях сельской школы не проводилось. В ряде методических исследований по географии, краеведению, биологии и химии освещаются те или иные аспекты изучения проведения… Читать ещё >
Содержание
- I. Профильное обучение как основа организации учебно-познавательной деятельности учащихся в школьной географии
- 1. 1. Профильное обучение в педагогике и в современном школьном географическом образовании
- 1. 2. Профильное обучение как форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 1. 3. Специфика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении географии в условиях профильной сельской школы
- Выводы по I главе
- II. Методика проведения комплексной полевой практики при изучении предметов естественнонаучного цикла
- II. 1. Характеристика системы полевых занятий учащихся в теории и практике обучения географии
- 11. 2. Содержание и организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях естественнонаучного профиля
- 11. 3. Методическая система полевой практики в обучении предметов естественнонаучного цикла в сельской профильной школе
- Выводы по II главе
- III. Опытно-экспериментальная работа: содержание, организация, результаты
- III. 1. Организация педагогического эксперимента
- 111. 2. Организация и результаты констатирующей части эксперимента
- 111. 3. Организация и результаты формирующей части эксперимента
- Выводы по III главе
Список литературы
- Ажигиров А.А. Учебная полевая практика по геоморфологии для средних специальных и общеобразовательных заведений // География в школе. 1998. -№ 1. — С.86−88.
- Аксакалова Г. П. и др. Факультативные занятия по географии / Г. П. Аксакалова, Н. В. Андреев, В. П. Голов. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
- Аксенова Э.А. Профильное образование школьников: опыт и перспективы образования // Образование в Сибири. 2002. — № 1. — С.137−146.
- Аллахвердиев Н.Н. Методика организации и проведения учебных экскурсий по географии (по материалам V-VIII классов общеобразовательных школ Азербайджанской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1964. -23с.
- Антонов П.Ф. Ботанические экскурсии в V-VI классах средней школы, их познавательное значение и место в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 19с.
- Арнаутов Г. Ю. Методика изучения родного края в целях совершенствования профориентации учащихся школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 16с.
- Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера к национальной культуре: (На материалах школ Якутии): Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1991. -17с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96с.
- Ю.Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Концепция профильного обучения сельских школьников // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С.47−62. '
- П.Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии / Изд. подгот. Л. М. Панчешниковой. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990.-303с.
- Баринова И.И., Елховская-Л.И., Николина В. В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. — 157с.
- Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-263с.
- Н.Белов И. Д. Руководство для сельских учителей. С приложениями образцовых уроков по русскому языку, родиноведению, отечествоведению, естествоведению и чистописанию. Изд. 3-е. — М.: 1877. — 111с.
- Белов И.Д. Руководство к родиноведению. Ознакомление ребенка с окружающим его миром при посредстве наглядного обучения. СПб., 1874. -153с.
- Белов Н.Н. Технология разноуровневого обучения в национальной сельской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. — 18с.
- Белоха П.Н. Учебник всеобщей географии. Курс третий. С-Пг., 1864.549с.
- Беляева А.П. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в профессионально-технических учебных заведениях: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1983. — 29с.
- Беляева А.П. Тематика и методика проведения опытнической работы учащихся в учебных хозяйствах средних профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля: Метод, рекомендации. М., 1985. -151с.
- Боброва Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 18с.
- Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников // Биология в школе. 1999. — № 3. — С.41-^6.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М., 1959.-374с.
- Бондаревская Е.В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. 2002. -№ 5. — С.52−64.
- Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для руководителей и учителей сельских школ. М., 2000. -135с.
- Броневщук С.Г. Учебные планы профильного обучения в школах России (для классов и групп с обучением на русском и на родном (нерусском) языке). -М., 1994. -89с.
- Буданов В.П., Эрдели В. Г. Практическое руководство к изучению своего края. М.: Работник просвещения, 1929. — 233с.
- Буланов С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001.- 19с.
- Бушманова Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998.-21с.
- Викулова Н.П. Совершенствование методики формирования картографо-топографических знаний и умений учащихся III-V классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.,-1984. 17с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 160с.
- Воспроизводящая и творческо-познавательная деятельность учащихся в обучении / Под ред. И. Т. Огородникова. М., 1976. — 156с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-474с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 159с.
- Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психол.-пед. ин-т, 2000. -232с.
- Гайсина Р.С. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 152с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45с. • '
- Геннингс Е.Б. Как знакомить детей с природой (в помощь воспитателю детской площадки). М.: Наркомпрос РСФСР, 1943. — 8с.
- Герасименко И.Ф. Обучение учащихся умению применять знания на практике: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1972. 283с.
- Герасимова Т.П. Концепция содержания школьного географического образования // География в школе. 1989. — № 2. — С.43−45.
- Герасимова Т.П., М.К. Ковалевская, JI.M. Панчешникова. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.: Педагогика, 1982. — 96с.
- Герд А .Я. Избранные труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — 208с.
- Герд В.А. Экскурсионное дело. Сб. статей по вопросам методики экскурсий / Под ред. С. В. Герд. М.-Л.: ГИЗ, 1928. — 119с.
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.-222с.
- Голов В.П. Теоретические основы создания и применения системы средств обучения географии в общеобразовательной школе: Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М, 1992. — 45с.
- Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. М., 1971. — 24с.
- Грюнберг Г. Ю. Природа окрестностей школы. М.: Учпедгиз, 1958. -112с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика. — 1982. — С. 10−20.
- Данилов Д.А. Проблемы регионализации образовательной системы в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. 1999. — № 3. — С.45−47.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 518с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. — 147с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. — 320с.
- Докиш С.П. Педагогика практических работ на местности // География в школе. 1991. -№ 1. — С. 42−45.
- Докиш С.П., Кучинский В. И. Углубленное изучение географии: с чего начать? // География в школе. 1991. — № 1. — С.42.
- Думков Б.А. География и психология. Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987.-285с.
- Душина И.В. Концепция географического образования в рамках общеобразовательной программы / «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. — М., 1999. — С.240−260.
- Егорова К.Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия)): Дис.. д-ра пед. наук. М., 2001. — 402с.
- Егорова Н.Н. Завтрашний день школьной географии: каким он будет? // География в школе. 1989. — № 6. — С.27.
- Ермошкина А.С. Экология и краеведение / Социально-педагогический колледж. М., 1995. — 2 кн. — С.361−388.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 205с.
- Жекулин B.C. Введение в географию. JI.: ЛГУ, 1989. — 272с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239с.
- Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1985. 192с.
- Иванов Ю.П. Система полевых занятий в начальном курсе географии средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995. 286с.
- Изучай и охраняй природу родного края: Полевая экологическая практика. Задания для учащихся по теме: «Вода, водоем и человек» /АПН СССР НИИ содержания и методов обучения. М., 1988. — 55с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.З.-М.: Знание, 1973.-78с.
- Инновации в среднем образовании Якутии: история, современное состояние, перспективы развития / Никифорова М. В., Черосов М. М., Шамаев И. И. и др. // Наука и образование. 1999. — № 3. — С.62−70.
- Исаченко А.Г. География в современном мире. — М.: Просвещение, 1988.- 160с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Усвоение и применение учащимися системы географических понятий // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 61. М., 1954. — С.166−190.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328с.
- Калмыкова З.И. Эффективность применения знаний по физике в зависимости от различных условий их применения // Применение знаний в учебной практике школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961. -С.261−274.
- Каменщикова JI.A. Дидактические условия выявления школьниками в учебной деятельности жизненно-практического значения изучаемых знаний: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск. — 1985. — 219с.
- Камерилова Г. С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования: Дис.. д-ра пед. наук. Б.м. — Б.г. — 364с.
- Кедров Б.М. О геометоде как особом способе познания // География в системе наук. Л.: Наука, 1987. — С.7−10.
- Климова А.П. Внешкольная экспедиционная работа учащихся по физической географии как фактор повышения эффективности обучения и воспитания: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 312с.
- Ковалевская М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1984. -112с.
- Козлова Г. В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 19с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 11−106.
- Коменский Я.А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих // Педагогическое наследие ./ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С.107−137.
- Коменский Я.А. Нс>вейший метод языков. Избр. пед. соч. в 2-х тт. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. С.528−597.
- Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: Автореф. .канд. пед. наук. СПб., 2000. — 70с.
- Кон И. С. Технология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254с.
- Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе / Матер, для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1990. — 105с.
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования / Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др. / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 257−277.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы / Под рук. А. Кузнецова, А. Пинского, М. Рыжакова // Дидакт. 2002. — № 5. — С.3−23.
- Концепция системной модернизации сельской школы России / Под ред.
- B.Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР РАО. — 2002. — Выпуск 37. — 52с.
- Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе. 2000. — № 2. — С.37−43.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М., 1980.- 119с.
- Костюк Г. С. Психологические вопросы соединения обучения с производительным трудом // Вопросы психологии. — 1960. — № 6- С.3−22.
- Коцун Б.Б. Комплекс краеведческих средств обучения и его использование на уроках физической географии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.- 176с.
- Кочуров Б.И. Интеграция географии и экологии: системный подход // География в школе. 1998. — № 6. — С.32−37.
- Кошевой В.А. Опыт совместного проведения учебно-полевой практики студентов младших курсов и школьников // Пути повышения роли полевых практик в подготовке специалистов. Минск, 1991. — С.28−29.
- Краав И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углубленным изучением отдельных предметов: Дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1984. — 286с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165с.
- Крайко Б.Н. Разработка и использование заданий исследовательского характера при изучении географии союзной республики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 16с.
- Краузе В. О преподавании географии. Землеведение в средней и низшей школе. СПб., 1889. — 16с.
- Кривошапкина О.М. Научно-методические основы национально-регионального компонента геоэкологического образования (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 2004. -41с.
- Крупская Н.К. О политехническом образовании // Пед. соч. в 11-ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1957−63. — Т.4. — 1959. — С.32−37.
- Кулиев А.В. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1991.- 19с.
- Куприянова М.К. -Изучение природных комплексов во время практических работ на местности // Совершенствование методов обучения географии: Межвузовский сборник научных трудов. JL, 1990. — С.111−123.
- Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 91с.
- Левандовская Н.Г. Состояние и основные тенденции физического образования в школах современной Японии: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 247с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М.: Педагогика. 1980. — 264с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96с.
- Лернер И.Я. Современная дидактика: теория практике. — М., 1994.
- Летние школьные практики по ботанике: Метод, пособие / Сост. А.Б. Шипунов- Под ред. П. Ю. Жмылева. М., 1998. — 198с.
- Лисицын М.К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков: Учеб. пособие. Курган: Изд-во КургГПУ, 1994. — 82с.
- Лобко-Лобановская Н. А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Харьков, 1991.-243с.
- Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: Метод, реком. для ФПК директоров и завучей школ. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 88с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 399с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира»: (10 класс). Ярославль. — Ч. 1. — 1996. — 320с. — 4.2. — 1998. — 560с.
- Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416с.
- Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982.-91с.
- Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368с.
- Максимов Г. Н. Методология и дидактика географии. Якутск, 1996.-269с.
- Марина А.В. Методика комплексного изучения природных объектов на зоологических экскурсиях в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 19с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 551с.
- Меджидов С.Г. Краеведческая работа по географии в школах Азербайджанской ССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1964. — 21с.
- Менчинская Н.А. Психология решения учащимися производственно-технических задач. — М.: Просвещение, 1965. 256с.
- Мересте У.И., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. М.: Мысль, 1984. — 296с.
- Месснер Э. Связь теории с практикой при проведении практических работ на школьном учебно-опытном участке: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1959.-23с.
- Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. А. Е. Бибик. М.: Просвещение, 1975. — 384с.
- Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. И. С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985. — 256с.
- Меч С. География как наука и как учебный предмет. М., 1910.28с.
- Мешалкина К.Н. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.60−64.
- Монахов В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Профильная дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. -№ 8. — С.42−47.
- Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха). М.: Academia, 2000. — 176с.
- На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 200с.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. г. М.: Просвещение, 1974. — 559с.
- Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Дис. д-ра пед. наук. СПб. — 1999. — 345с.
- Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению: учебное пособие. -М.: Просвещение, 1985. 127с.
- Никонова М.А. Система учебных экскурсий по физической географии в средней школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 264с.
- Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности. 6−9 классы. М.: Дрофа, 1997. — 96с.
- Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 320с.
- Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В. П. Максаковского, J1.M. Панчешниковой. М., 1986. — 463с.
- О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования // География в школе. — 2003. № 10. — С.64−75с.
- Овезов А. Организация и методика проведения экскурсии по ботанике в школах Туркменистана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1974. 16с.
- Одияк В.П. Система задач и упражнений как средство реализации целей обучения физике в общеобразовательной школе Франции: Дис.. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1988. 211 с.
- Озерова JI.B., Воркулов К. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии / Центр дет.-юнош. туризма РФ. М.: ЦДЮТур, 1998. — 48с.
- Орлова Г. В. Методика исследования долины реки с учащимися VII класса в преподавании географии: (на примере участка долины реки Москва): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1954.- 8с.
- Орлова Л.Ф. Формирование геоэкологических представлений у учащихся 6−8 классов при изучении географии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2001.- 18с.
- Откаленко М.А. О методах работы в классах углубленного изучения географии // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976. — С. 130−132.
- Пальянов М.П. Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся (на материале предметов естественнонаучного цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 1977. -18с.
- Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 144с.
- Панчешникова JI.M. Школьная география в зарубежных странах // География в школе. 1986. — № 5. — С.54−57.
- Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 269с.
- Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому: Программа и метод, материал углубленного курса изучения географии. М., 1999. — 174с.
- Петри Э.Ю. Методы и принципы географии: Руководство по методике географии. СПб., 1892. — 315с.
- Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе: Метод, пособие для учителей географии и студентов факультетов подготовки и переподготовки пед. кадров. — М.: БЛИК и Ко, 2000.-335с.
- Петрова Н.Н. Методические основы разработки современного школьного курса географии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 34с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
- Полевая практика по географии почв с основами почвоведения: Метод, рекомендации для студентов и учителей шк. / Сост. А. А. Бармин. -Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995. 13с.
- Полевая практика по географии почв: Метод, разработка. СПб.: Образование, 1994.-73с.
- Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии / Под ред. Б. Н. Гурского, К. К. Кудло. Минск: Университетское, 1989. — 240с.
- Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии / Под ред. В. А. Исаченкова. М.: Просвещение, 1980. — 224с.
- Полевые физико-географические исследования в учебной географии: Сб. науч. трудов / Геогр. общество СССР- Под ред. Л. Г. Козловой. -Л., 1978.- 101с.
- Половцов В.В. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1957. — 132с.
- Поляк Г. Новая школа на Западе: педагогическая система Декроли. М.: Работник Просвещения, 1928. — 100с.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы общеобразовательной школы» // Народное образование в СССР: Сборник докладов 1917—1973 гг. г. -М.: Педагогика, 1989. С.219−220.
- Преображенский B.C. Беседы о современной физической географии. М.: Наука, 1972. — 167с.
- Преображенский B.C. Поиск в географии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.— 224с.
- Проблемы углубленного изучения географии и экологии в школе: Материалы науч.-практ. конф., г. Курган, 15 июля 1998 г. — Курган, 1998. — 71с.
- Программа по биологии для классов и школ с углубленным теоретическим и практическим изучением предмета // Биология в школе. -1986. -№ 6. — С.60.
- Программа развития общих учебных умений и навыков школьников. Подготовительный, 1-Х классы (проект). -М., 1984. 21с.
- Программно-методические материалы. География / Сост. Г. Н. Максимов, О. М. Кривошапкина и др. — Якутск, 2001. 77с.
- Программно-методические материалы. География. VI-IX кл. / Сост. В. И. Сиротин. -М.: Дрофа, 1998. 160с.
- Программно-методические материалы. География. X-XI кл. / Сост. В. И. Сиротин. -М.: Дрофа, 1998. 192с.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология. Природоведение: V класс. Биология: VI-IX классы. Биология: 10−11 классы.-М., 1999.-219с.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Сб. авт. программ для X-XI классов профильных школ: География. М., 1994. -188с.
- Программы по углубленному изучению географии для средней общеобразовательной школы. М., 1989. — 72с.
- Проектирование программ развития учащихся / В. М. Монахов, О. А. Добрынина, В. Ф. Любичева и др. М.-Новокузнецк, 1997. — 106с.
- Профилирование школ: разработка учебных планов: Материалы Междунар. семинара. СПб., 1996. — 185с.
- Профильное обучение и новые условия подготовки / Чистякова С. Н., Лернер П. С. и др. // Школьные технологии. 2002. -№ 1. — С. 101−108.
- Профильные лагеря школьников. Минск: Белорусское издательство, 1991.-29с.
- Процик И.И. Формирование исследовательских умений и навыков у учащихся сельских школ (на материалах природоведения II-IV классов и физической географии V-VII классов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 21с.
- Раевский Н. География как наука и учебный предмет. Изд. 2-е. М., 1890.- 103с.
- Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / Сост. И. И. Баринова, Т. П. Герасимова. -М., 1983.- 128с.
- Райков Б.Е. и др. Исследовательский метод в педагогической работе. М.-Л.: ГИЗ, 1927. — 54с.
- Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М.-Л.: ГИЗ, 1930.116с.
- Ревякина В.И. Развитие системы факультативных занятий как средства выявления познавательных склонностей учащихся общеобразовательной школы (1966- 1987): Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 205с.
- Ретеюм А.Ю., Серебрянный Л. Р. География в системе наук о Земле.- М.: ВИНИТИ, 1985. 204с.
- Робен П. Интегральное воспитание // Свободное Трудовое воспитание / Под ред. Н. К. Лебедева. Пб.-М.: Голос труда. — 1921. — С. 124 137.
- Родзевич Н.Н. Активизация познавательной деятельности школьников при изучении геоэкологических проблем // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 18−22.
- Родзевич Н.Н. Подготовка будущих учителей географии к проведению эколого-краеведческих наблюдений в городе / Пути повышения роли полевой практики в подготовке специалистов. Минск, 1991. — С.63−64.
- Родионова Л.П. Профессиональная подготовка студентов географов к проведению со школьниками полевых занятий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 17с.
- Родионова Л.П. Самостоятельные полевые практические занятия учащихся // Современные подходы к обучению и воспитанию. Материалы конференции. -М.: Университет РАО, 1995. С. 101−102.
- Розина Т.А. Содержание, методы проведения и организации ботанических экскурсий с учащимися V-VI классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1965. 17с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: Для преподавателей вузов и аспирантов / Отв. ред. В. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
- Рыжаков М.В. В третий раз в первый класс // Педагогика. 2002. — № 5. — С.3−13.
- Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., 1999. — 328с.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг. 1999. -№ 4. — С.20−23.
- Рыжаков М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития // География в школе. 2003. — № 10. — С.47−53.
- Садыков Г. Г. Учебная экскурсия как форма экологической деятельности в микросоциуме: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. -199с.
- Самохин Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2001. — 23с.
- Сарыбеков Нургали. Применение элементов исследовательского принципа при обучении географии СССР в восьмилетней школе (на основеизучения географии Казахстана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1968.-20с.
- Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 127с.
- Сборник разноуровневых программ. География. 6−10 кл. / Сост. Л. И. Елховская, В. И. Сиротин. — М.: Просвещение, 1996. 188с.
- Сватков Н.М. География и школьный предмет на рубеже тысячелетий. М.: НИИ ОШ РАО, 1993. — 6с.
- Сверлова Л.И. География на современном этапе развития и концепция углубленного изучения ее в средних общеобразовательных учебных заведениях. — Хабаровск, 1995. 39с.
- Севастьянов В.И. Изучение почв как компонента природного комплекса в школьных курсах физической географии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1976.-161с.
- Сикорскене А. Факультативы по географии как средство развития познавательной деятельности учащихся // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976. — С Л 32−134.
- Синютин Д.И. Методика организации и проведения школьных географических экскурсий по Туркмении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1952.- 15с.
- Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе.-М.: Учпедгиз, 1946.- 176с.
- Скаткин М.Н. Экскурсии в природу. М., 1940. — 15с.
- Скворцов П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7−8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 182с.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. Т. 1 -2. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 271 е., Т.2. — 343с.
- Совершенствование методов обучения географии: Межвузовский сб. науч. трудов. Л., 1990. — 132с.
- Соловей И.В. Полевая физико-географическая практика в малокомплектной сельской школе // География в школе. 1993. — № 1. — С.42−43.
- Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Метод, пособие / Под ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.: АСОПиР РФ, 2000. — 256с.
- Стандарт географического образования в средней школе // География в школе. 1993. — № 4. — С.27−30.
- Степаненков Н.К. Системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.- 1986.-33с.
- Сударкина А.А., Фирсов В. В. Мотивы выбора учащимися естественнонаучных факультативных курсов // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. III. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1978. С.56−67.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 353с.
- Сухорукова А.В. Система учебной работы на географической площадке с учащимися V-VIII классов (в связи с изучением рельефа, географических координат, смены времени года, погоды и климата): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1958. — 19с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 1983. 96с.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. -2002. № 5. — С.42−55.
- Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся: Метод, пособие / Под ред. JI.A. Шипилиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-108с.
- Товарищева Ф-Д. Формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 18с.
- Точеный П.П. Некоторые вопросы методики работы на местности по физической географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 64с.
- Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. -М, 1977.- 112с.
- Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии педагогического образования. М.: Мнемозина, 2002. — 304с.
- Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176с.
- Усова А. В, Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80с.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология // Собр. соч. в 11 тт. Т.9. М.-Л.: АПН РСФСР, 1949. — С.53−624.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Ушинского К. Д. Изд-е 13-е, сокр. Спбэ — 1913. -495с.
- Факультативные занятия в средней школе. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976. — 175с.
- Фарков А.В. К проблеме профильной дифференциации в малокомплектной школе // Математика в школе. 1991. — № 5. — С.7−8.
- Фатеева М.С. Методика постановки и проведения учебно-полевых опытов в связи с изучением курса биологии (V класс): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1960. — 16с.
- Фокин С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994.- 17с.
- Хаггет П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979.-684с.
- Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. 2 выпуск. Физическая география / Пер. с англ. В. Я Барласа и В. Н. Солнцева. М.: Прогресс, 1977.-390с.
- Харвей Д. Научное объяснение в географии. Общая методология науки географии / Сокр. пер. с англ. В. Я. Барласа и В. В. Голосова. М.: Прогресс, 1974.-502с.
- Хассард Дж. Уроки естествознания. Обучение в малых группах сотрудничества / Сокр. пер. с англ. С. Н. Толстикова. М.: Экология и образование, 1993.-278с.
- Хомутова И.В. Методика проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 220с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002.-С. 135−157.
- Чистоклетов Г. Ф. Краеведческая работа по географии в сельской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
- Чистякова С.Н. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Методическое пособие. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 64с.
- Чистякова С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987. — 157с.
- Шамова Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 104с.
- Шахматова Т.С. Педагогическое проектирование воспитательно-образовательного процесса многопрофильной гимназии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1998. — 19с.
- Шевцов Б.М. Комплексная полевая практика по физической и экономической географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1967. — 16с.
- Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С.30−34.
- Школьные экскурсии: их значение и организация / Сб. науч.-пед. статей / Под ред. Б. Е. Райкова. Пг.: ГИЗ, 1921. — 416с.
- Щербакова Т.К. Использование алгоритмов в формировании операциональных навыков в процессе обучения географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 144с.
- Эпштейн Д.А. Роль факультативов в профориентации учащихся средних общеобразовательных школ // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976.-С. 144−148.
- Эфендиева Ш. Т. Изучение школьной географии своей местности при выполнении самостоятельных работ учащихся: (на примере г. Махачкалы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 16с
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с.
- Юнусов Таир. Воспитание учащихся в духе коллективизма на уроках географии и при изучении краеведческих материалов во внеурочное время: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ташкент, 1974. 30с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112с.
- Яковлева Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии (на примере начального курса физической географии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1997. — 19с.1. Кор/ро шт qmcq ш HUSH 3&эс-ю1. М *' 1:100