Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика проведения комплексной полевой практики в условиях естественнонаучного профиля сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ литературных источников, касающихся вопросов организации и проведения полевых занятий, показал, что специальных исследований по проблеме организации и проведения полевых практик в классах естественнонаучного профиля в условиях сельской школы не проводилось. В ряде методических исследований по географии, краеведению, биологии и химии освещаются те или иные аспекты изучения проведения… Читать ещё >

Содержание

  • I. Профильное обучение как основа организации учебно-познавательной деятельности учащихся в школьной географии
    • 1. 1. Профильное обучение в педагогике и в современном школьном географическом образовании
    • 1. 2. Профильное обучение как форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся
    • 1. 3. Специфика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении географии в условиях профильной сельской школы
  • Выводы по I главе
  • II. Методика проведения комплексной полевой практики при изучении предметов естественнонаучного цикла
    • II. 1. Характеристика системы полевых занятий учащихся в теории и практике обучения географии
    • 11. 2. Содержание и организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях естественнонаучного профиля
    • 11. 3. Методическая система полевой практики в обучении предметов естественнонаучного цикла в сельской профильной школе
  • Выводы по II главе
  • III. Опытно-экспериментальная работа: содержание, организация, результаты
    • III. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 111. 2. Организация и результаты констатирующей части эксперимента
    • 111. 3. Организация и результаты формирующей части эксперимента
  • Выводы по III главе

Методика проведения комплексной полевой практики в условиях естественнонаучного профиля сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из задач школы, как социального института, в современных условиях является создание условий для вхождения обучаемых в открытое информационно-образовательное пространство, разностороннее развитие их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков и способов деятельности, способствующих самоорганизации личности.

Реализация поставленной задачи в концепции школьного географического образования предусматривает сохранение традиционной для российской школы ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Оно должно работать на обеспечение дальнейшего жизненного пути старшеклассника, его подготовку к профессиональному образованию и освоению различных социальных ролей, развитие индивидуальных особенностей и способностей, становление активной гражданской позиции.

В связи с этим формирование качеств ученика в процессе обучения предполагает его творческое отношение к изучаемым объектам окружающего мираосознание личного опыта, знаний, ценностных отношений ученикапроявление интереса и соответствующей деятельности в отношении к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами.

Все это можно реализовать в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.», где на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [96, С. З].

В настоящее время развитие профильного обучения в старших классах средней школы стало одним из основных направлений модернизации общего образования. Разработана и утверждена концепция профильного обучения (А.А. Кузнецов, А. А. Пинский, М. В. Рыжаков и др.), начаты работы по созданию базовых, профильных предметов и элективных курсов, разрабатываются примерные учебные планы профилей, начат федеральный эксперимент по введению профильного обучения в отдельных регионах страны, в том числе в Якутии (г. Якутск, Хангаласский улус) и т. д.

Дифференцированное обучение по направлениям (профилям), в течение многих десятилетий широко используется во многих развитых странах мира: США, Англии, Германии, Канаде и др. Во Франции эта система имеет более чем столетнюю историю.

Нельзя сказать, что в России такая система ранее не использовалась. До революции 1917 года обучение по разделенным учебным планам осуществлялось в гимназиях и реальных училищах. С начала 60-х годов советского периода в России было создано около 300 школ с изучением ряда предметов на иностранном языке, где не в полной мере, но практически осуществлялось дифференцированное обучение учащихся по филологическому профилюв 70-х годах начали создаваться школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. К 1987 году в России их было около 200 (в основном с углубленным изучением физики и математики).

В последние десятилетия в российской системе образования наблюдается резкий рост интереса к проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы с углубленным изучением отдельных предметоворганизуются профильные классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-математические и др. Создаются гимназии и лицеи, колледжи и авторские школы. Современные исследования в этой области (M.J1. Вайсбурд, Т. Б. Захарова, О. Ф. Кабардин, Н. С. Корнеев, Т. С. Кудрявцева, П. С. Лернер, Г. В. Пичугина, С.Н. Чистякова) показывают, что профильная дифференциация содержания образования рассматривается как средство решения многих проблем школы (перегрузка учащихся, снижение интереса к учению, формализм и пр.), повышения качества учебно-воспитательного процесса. Она направлена на максимальное раскрытие индивидуальности, способностей и склонностей личности учащегося, его подготовку к продолжению образования в избранной специализации, будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что специальных исследований по проблеме профильного обучения в практике обучения географии не проводилось. Развитие системы профильного обучения позволяет именно школьной географии эффективнее влиять на развитие деятельностных качеств школьников, поскольку хорошо известно, что интенсивность физического и интеллектуального развития учащихся во многом определяется характером их взаимодействия с ближайшим природным и социальным окружением (B.C. Выготский, И. Я. Лернер, Ж. Пиаже, Л. С. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, И. С. Якиманская и др.).

Занятия в непосредственном природном окружении являются неотъемлемой частью школьного географического образования. Они позволяют наиболее полно использовать физический и интеллектуальный потенциал школьников в реализации современных целей образования. Мировой опыт применения полевых занятий в школах в естественнонаучном образовании убедительно показывает их целесообразность и высокую эффективность воздействия на личность ученика. Исследователями доказано, что полевые занятия обладают большими возможностями для развития учебно-познавательной деятельности учащихся (Р. Бенуа, Т. Е. Бессонов, Д. С. Бидл, Н. А. Гейнике, Т. П. Герасимова, А. Я. Герд, Н.Дж. Грейвз, В. Ф. Зуев, Д. Н. Кайгородов, П. Ф. Каптерев, К. Ф. Кон, М. Нейш, М. А. Никонова, П. Олатунде.

Окунротифа, J1.M. Панчешникова, Ф. Пинчмел, И. И. Полянский, Б. Е. Райков, Д. Д. Семенов, Ч. П. Сингх, Ф. А. Слейтер, Б. Спейсер, Д. Хассард и др.).

Анализ литературных источников, касающихся вопросов организации и проведения полевых занятий, показал, что специальных исследований по проблеме организации и проведения полевых практик в классах естественнонаучного профиля в условиях сельской школы не проводилось. В ряде методических исследований по географии, краеведению, биологии и химии освещаются те или иные аспекты изучения проведения занятий в полевых условиях: значение краеведения, экскурсионного дела и туризма в мировой и отечественной практике (Аллахвердиев Н.И., Антонов П. Ф., Бушманова Н. В., Марина А. В., Меджидов С. Г., Никонова М. А., Овезов А., Розина Т. А., Синютин Д. И., Фокин С. П., Юнусов Т.) — экспедиционная работа во внеурочное время как фактор повышения эффективности обучения и воспитания (О.Г. Гасанов, А.П. Климова) — проведение учебных работ на пришкольных участках, географических площадках и т. д. (Э. Месснер, Г. В. Орлова, А. В. Сухорукова, М.С. Фатеева) — формирование исследовательских умений и навыков в полевых условиях (И.И. Процик, Н. Сарыбеков, II.M. Скворцов) — изучение экологических ситуаций своей местности, формирование эмоционально-ценностной сферы личности в системе полевых занятий в начальном курсе географии (Р.С. Гайсина, Ю.П. Иванов) — подготовка студентов к проведению полевых занятий со школьниками (Л.П. Родионова).

Вместе с тем, анализ показывает, что в проведенных исследованиях остались недостаточно раскрытыми такие вопросы, как особенности профильного обучения географии в условиях сельской школыэволюция формы и содержания полевых работ при обучении географиироль спецкурсов и летних комплексных полевых практик в профильной школе для формирования системных знаний по дисциплинам естественнонаучного циклаособенности профильного обучения географии в условиях сельской школыопределение условий развития учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе комплексной полевой практики и, наконец. Не решена проблема разработки системы комплексной полевой практики в профильных классах сельской школы.

Изложенное позволяет определить проблему исследования, суть которой может быть сформулирована как разрешение противоречия между очевидной необходимостью летней комплексной полевой практики в классах естественнонаучного профиля сельской школы и отсутствием разработанной для этой цели методической системы обучения.

Значимость данной проблемы, неразработанность теории и практики профилизации в условиях сельской школы определяют актуальность нашего исследования.

В связи с этим цель исследования состоит в разработке и реализации методики летней комплексной полевой практики, основанной на использовании адаптированных для сельской профильной школы методов географической науки, методов обучения, способствующих развитию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Объект исследования: комплексная полевая практика учащихся в условиях естественнонаучного профиля обучения в сельской школе.

Предмет исследования: учебно-познавательная деятельность учащихся естественнонаучного профиля сельской школы в условиях комплексной полевой практики.

Гипотеза исследования: процесс естественнонаучного образования в сельской профильной школе станет более эффективным, если развитие учебно-познавательной деятельности учащихся будет проходить в условиях комплексной полевой практики, которая предполагает:

— реализацию единства содержания классно-урочной и полевой форм обучения;

— систему методического обеспечения (цели, содержание, система знаний, комплекс дидактических материалов, контроль достижений и др.), способствующей организации учебно-познавательной деятельности;

— определение специфики деятельности учителя и учащихся в данной форме организации учебного процесса и адекватные цели методические условия осуществления взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

— изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической и психологической науке, методической литературе и практике обучения географии на основе логико-исторического подхода;

— обосновать функции летней комплексной полевой практики как важнейшего условия развития учебно-познавательной деятельности учащихся в профильных естественнонаучных классах сельской школы;

— разработать методику проведения летней комплексной полевой практики для профильных естественнонаучных классов сельской школы, отвечающей требованиям единства содержания классно-урочной и полевой форм обучения и условиям осуществления взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;

— проверить эффективность предложенной методики в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу исследования составили: общетеоретический подход к проблеме профильной дифференциации содержания образования (Ю.К. Бабанский, Н. К. Гончаров, М. А. Мельников, В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. И. Ревякина, В. В. Фирсов, Н. М. Шахмаев, Д.А. Эпштейн) — теория деятельностного подхода к обучению, психологические проблемы профессиональной ориентации старшеклассников (Л.С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — концепция развития познавательной активности учащихся в процессе обучения и воспитания (М.А. Данилов, Б. П. Есипов, Я. А. Коменский, И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин, К. Д. Ушинский, С. Г. Шацкий) — концепции географического образования (Т.П. Герасимова, В. П. Голов, А. С. Ермошкина, И. С. Матрусов, Н. Н. Петрова, М.В. Рыжаков) — теоретические положения о полевых методах исследования как особом методе познания действительности (И. Белов, П. Н. Белоха. В. Вильям.

Улссон, Б. А. Думков, B.C. Жекулин, А. Г. Исаченко, С. Меч, У. И. Мересте, С. Я. Ныммик, М. Ньюсон, Э. Ю. Петри, B.C. Преображенский, Б. Е. Райков, А. Ю. Ретеюм, Н. М. Сватков, JI.P. Серебряный, П. Хаггет, Дж. Ханвелл, Д. Харвей, Д. Хассард).

Поставленные задачи решались с использованием теоретических и практических методов научно-педагогического исследования, основными из которых являлись следующие: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследованияпедагогическое наблюдение, анкетирование, беседа с учителямипроведение педагогического экспериментаанализ количественных и качественных результатов эксперимента.

В процессе эксперимента выявлялась эффективность разработанных методических рекомендаций.

Основные этапы исследования:

1997;2000 гг. — изучение теории и практики проведения комплексной полевой практики по предметам естественнонаучного цикла, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента.

2000;2002 гг. — разработка и экспериментальная проверка методики летней комплексной полевой практики, основанной на использовании адаптированных для сельской профильной школы методов географической науки, методов обучения, способствующих развитию учебно-познавательной деятельности учащихся.

2002;2004 гг. — систематизация, теоретическое обобщение и оформление полученных результатов.

Научная новизна состоит в том, что теоретически обоснована и экспериментально доказана необходимость и возможность использования комплексной полевой практики для повышения качества знаний, уровня сформированности практических умений учащихся и развития интереса к предметам естественнонаучного цикла в целях их профессиональной самоориентациивыявлена совокупность методических условий, которые определяют подходы к разработке занятий полевой практики, особенностей организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке методической системы проведения комплексной полевой практики, основанной на использовании адаптированных для сельской профильной школы методов географической науки, методов обучения, способствующих развитию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования по применению методики комплексной полевой практики в профилированных классах сельских школ получили распространение в школах Республики Саха (Якутия), являются составной частью программ переподготовки педагогических кадров, используются учителями непрофильных школ и классов в своей работе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются применением адекватного проблеме исследования методологического и методического аппарата педагогической науки, проведением экспериментальной работы, использованием комплекса методов и приемов, соответствующих цели, задачам и гипотезе исследования, применением объективных количественных и качественных показателей результатов исследования.

Проверка результатов исследования проводилась на полевых занятиях по предметам естественнонаучного цикла в профильных классах Таттинского улуса Республики Саха (Якутия). Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории географического образования ИОСО РАО, на научно-практических конференциях, на заседаниях методических объединений учителей биологии и географии улуса и Республики Саха (Якутия), а также отражены в публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Осуществление единства содержания классно-урочной и полевой форм обучения позволяет достичь более эффективных результатов работы по развитию учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Повышение качества подготовки школьников по предметам естественнонаучного цикла возможно при организации системы методического обеспечения летней комплексной полевой практики учащихся, включающей обоснование функций, содержания, дидактического обеспечения, средств контроля учебных достижений учащихся.

3. Использование разработанной методики проведения летней комплексной полевой практики обеспечивает формирование у учащихся системы знаний и способов деятельности, а также познавательного интереса, способствующих более эффективной профессиональной самоориентации учащихся.

Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы, но III главе.

I. Организация учебно-познавательной деятельности является одной из наиболее исследованных, но в то же время наиболее актуальных проблем в психолого-педагогических и методических работах, характер и содержание которой изменяются в зависимости от уровня развития общества.

2. Методическая система комплексной полевой практики, основанной на использовании адаптированных для сельской школы методов естественных наук включает содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный аспекты (цели, задачи, содержание учебно-воспитательного процессаорганизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, принципы, методы и этапы полевой практикивзаимосвязанную деятельность учителя и учащегосяанализ и оценка результатов учебно-воспитательного процесса).

3. В ходе педагогического эксперимента установлены существенные недостатки в подготовке учащихся к занятиям в «поле» и выявлены затруднения учителей предметов естественнонаучного цикла в реализации функций обучения, воспитания и развития учащихся во время полевых занятий.

4. Эффективность развития учебно-познавательной деятельности учащихся зависит от реализации единстваклассной и внеурочной форм организации обучения (взаимосвязь содержания спецкурсов и летней комплексной практики, включающая психолого-педагогический, естественнонаучный и методический' компоненты и учитывающая специфику национальной сельской школы).

5. Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся происходит в условиях профильной сельской школы, если уточнены критерии оценки эффективности применяемой методической системы (целостность предметных знаний, преемственность общеучебных и предметных умений, опора в обучении на жизненный опыт учащихся, усиление связи теории и практики).

Заключение

.

Проведенное исследование доказало возможность эффективного внедрения методики проведения комплексной полевой практики в процесс преподавания предметов естественнонаучного цикла в условиях сельской профильной школы, так как предложенная методика в наибольшей степени способствует развитию учебно-познавательной деятельности учащихся.

В исследовании нашли подтверждения следующие положения:

— профильное обучение в условиях сельской школы наиболее способствует подготовке учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению личности, приобретению компетентности в применении географических, биологических и химических знаний и умений в общественной и личной жизни;

— полевые методы исследований в школе, в частности в обучении географии имеют исключительно важное значение как способ получения информации об окружающем мире. В школьной практике они играют особую роль, так как позволяют организовать активную познавательную деятельность учащихся;

— организация методики учебно-познавательной деятельности учащихся наиболее полно может проявиться в условиях профильного обучения географии, где больше времени и возможностей для формирования общих и предметных умений, которые могут привести учащихся к растущим потребностям приобретения новых теоретических знаний;

— летняя комплексная полевая практика рассматривается как одна из форм учебно-познавательной деятельности учащихся, способствует развитию научных форм познания действительности, позволяет получить теоретические знания в ходе обобщения результатов практической деятельности и расширить образовательные и воспитательные возможности предметов.

Эксперимент подтвердил рабочую гипотезу, о том, что разработанная методика организации комплексной полевой практики в условиях профильных классов сельской школы позволила значительно повысить эффективность развития учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Учебная полевая практика по геоморфологии для средних специальных и общеобразовательных заведений // География в школе. 1998. -№ 1. — С.86−88.
  2. Г. П. и др. Факультативные занятия по географии / Г. П. Аксакалова, Н. В. Андреев, В. П. Голов. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
  3. Э.А. Профильное образование школьников: опыт и перспективы образования // Образование в Сибири. 2002. — № 1. — С.137−146.
  4. Н.Н. Методика организации и проведения учебных экскурсий по географии (по материалам V-VIII классов общеобразовательных школ Азербайджанской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1964. -23с.
  5. П.Ф. Ботанические экскурсии в V-VI классах средней школы, их познавательное значение и место в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 19с.
  6. Г. Ю. Методика изучения родного края в целях совершенствования профориентации учащихся школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 16с.
  7. Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера к национальной культуре: (На материалах школ Якутии): Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1991. -17с.
  8. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  9. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96с.
  10. Ю.Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Концепция профильного обучения сельских школьников // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С.47−62. '
  11. П.Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии / Изд. подгот. Л. М. Панчешниковой. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990.-303с.
  12. И.И., Елховская-Л.И., Николина В. В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. — 157с.
  13. А.С. Вопросы методики и истории географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-263с.
  14. Н.Белов И. Д. Руководство для сельских учителей. С приложениями образцовых уроков по русскому языку, родиноведению, отечествоведению, естествоведению и чистописанию. Изд. 3-е. — М.: 1877. — 111с.
  15. И.Д. Руководство к родиноведению. Ознакомление ребенка с окружающим его миром при посредстве наглядного обучения. СПб., 1874. -153с.
  16. Н.Н. Технология разноуровневого обучения в национальной сельской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. — 18с.
  17. П.Н. Учебник всеобщей географии. Курс третий. С-Пг., 1864.549с.
  18. А.П. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в профессионально-технических учебных заведениях: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1983. — 29с.
  19. А.П. Тематика и методика проведения опытнической работы учащихся в учебных хозяйствах средних профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля: Метод, рекомендации. М., 1985. -151с.
  20. Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 18с.
  21. А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников // Биология в школе. 1999. — № 3. — С.41-^6.
  22. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М., 1959.-374с.
  23. Е.В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. 2002. -№ 5. — С.52−64.
  24. С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для руководителей и учителей сельских школ. М., 2000. -135с.
  25. С.Г. Учебные планы профильного обучения в школах России (для классов и групп с обучением на русском и на родном (нерусском) языке). -М., 1994. -89с.
  26. В.П., Эрдели В. Г. Практическое руководство к изучению своего края. М.: Работник просвещения, 1929. — 233с.
  27. С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001.- 19с.
  28. Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998.-21с.
  29. Н.П. Совершенствование методики формирования картографо-топографических знаний и умений учащихся III-V классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.,-1984. 17с.
  30. Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 160с.
  31. Воспроизводящая и творческо-познавательная деятельность учащихся в обучении / Под ред. И. Т. Огородникова. М., 1976. — 156с.
  32. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
  33. JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-474с.
  34. Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 159с.
  35. А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психол.-пед. ин-т, 2000. -232с.
  36. Р.С. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 152с.
  37. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45с. • '
  38. Е.Б. Как знакомить детей с природой (в помощь воспитателю детской площадки). М.: Наркомпрос РСФСР, 1943. — 8с.
  39. И.Ф. Обучение учащихся умению применять знания на практике: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1972. 283с.
  40. Т.П. Концепция содержания школьного географического образования // География в школе. 1989. — № 2. — С.43−45.
  41. Т.П., М.К. Ковалевская, JI.M. Панчешникова. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.: Педагогика, 1982. — 96с.
  42. А .Я. Избранные труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — 208с.
  43. В.А. Экскурсионное дело. Сб. статей по вопросам методики экскурсий / Под ред. С. В. Герд. М.-Л.: ГИЗ, 1928. — 119с.
  44. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.-222с.
  45. В.П. Теоретические основы создания и применения системы средств обучения географии в общеобразовательной школе: Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М, 1992. — 45с.
  46. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. М., 1971. — 24с.
  47. Г. Ю. Природа окрестностей школы. М.: Учпедгиз, 1958. -112с.
  48. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
  49. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика. — 1982. — С. 10−20.
  50. Д.А. Проблемы регионализации образовательной системы в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. 1999. — № 3. — С.45−47.
  51. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 518с.
  52. С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. — 147с.
  53. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. — 320с.
  54. С.П. Педагогика практических работ на местности // География в школе. 1991. -№ 1. — С. 42−45.
  55. С.П., Кучинский В. И. Углубленное изучение географии: с чего начать? // География в школе. 1991. — № 1. — С.42.
  56. .А. География и психология. Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987.-285с.
  57. И.В. Концепция географического образования в рамках общеобразовательной программы / «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. — М., 1999. — С.240−260.
  58. К.Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия)): Дис.. д-ра пед. наук. М., 2001. — 402с.
  59. Н.Н. Завтрашний день школьной географии: каким он будет? // География в школе. 1989. — № 6. — С.27.
  60. А.С. Экология и краеведение / Социально-педагогический колледж. М., 1995. — 2 кн. — С.361−388.
  61. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
  62. Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 205с.
  63. B.C. Введение в географию. JI.: ЛГУ, 1989. — 272с.
  64. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239с.
  65. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1985. 192с.
  66. Ю.П. Система полевых занятий в начальном курсе географии средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995. 286с.
  67. Изучай и охраняй природу родного края: Полевая экологическая практика. Задания для учащихся по теме: «Вода, водоем и человек» /АПН СССР НИИ содержания и методов обучения. М., 1988. — 55с.
  68. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.З.-М.: Знание, 1973.-78с.
  69. Инновации в среднем образовании Якутии: история, современное состояние, перспективы развития / Никифорова М. В., Черосов М. М., Шамаев И. И. и др. // Наука и образование. 1999. — № 3. — С.62−70.
  70. А.Г. География в современном мире. — М.: Просвещение, 1988.- 160с.
  71. Кабанова-Меллер Е. Н. Усвоение и применение учащимися системы географических понятий // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 61. М., 1954. — С.166−190.
  72. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96с.
  73. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328с.
  74. З.И. Эффективность применения знаний по физике в зависимости от различных условий их применения // Применение знаний в учебной практике школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961. -С.261−274.
  75. JI.A. Дидактические условия выявления школьниками в учебной деятельности жизненно-практического значения изучаемых знаний: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск. — 1985. — 219с.
  76. Г. С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования: Дис.. д-ра пед. наук. Б.м. — Б.г. — 364с.
  77. .М. О геометоде как особом способе познания // География в системе наук. Л.: Наука, 1987. — С.7−10.
  78. А.П. Внешкольная экспедиционная работа учащихся по физической географии как фактор повышения эффективности обучения и воспитания: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 312с.
  79. М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1984. -112с.
  80. Г. В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 19с.
  81. Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 11−106.
  82. Я.А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих // Педагогическое наследие ./ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С.107−137.
  83. Я.А. Нс>вейший метод языков. Избр. пед. соч. в 2-х тт. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. С.528−597.
  84. Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: Автореф. .канд. пед. наук. СПб., 2000. — 70с.
  85. Кон И. С. Технология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254с.
  86. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе / Матер, для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1990. — 105с.
  87. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования / Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др. / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 257−277.
  88. Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы / Под рук. А. Кузнецова, А. Пинского, М. Рыжакова // Дидакт. 2002. — № 5. — С.3−23.
  89. Концепция системной модернизации сельской школы России / Под ред.
  90. B.Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР РАО. — 2002. — Выпуск 37. — 52с.
  91. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе. 2000. — № 2. — С.37−43.
  92. .И. Учение процесс творческий. — М., 1980.- 119с.
  93. Г. С. Психологические вопросы соединения обучения с производительным трудом // Вопросы психологии. — 1960. — № 6- С.3−22.
  94. .Б. Комплекс краеведческих средств обучения и его использование на уроках физической географии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.- 176с.
  95. .И. Интеграция географии и экологии: системный подход // География в школе. 1998. — № 6. — С.32−37.
  96. В.А. Опыт совместного проведения учебно-полевой практики студентов младших курсов и школьников // Пути повышения роли полевых практик в подготовке специалистов. Минск, 1991. — С.28−29.
  97. И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углубленным изучением отдельных предметов: Дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1984. — 286с.
  98. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165с.
  99. .Н. Разработка и использование заданий исследовательского характера при изучении географии союзной республики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 16с.
  100. В. О преподавании географии. Землеведение в средней и низшей школе. СПб., 1889. — 16с.
  101. О.М. Научно-методические основы национально-регионального компонента геоэкологического образования (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 2004. -41с.
  102. Н.К. О политехническом образовании // Пед. соч. в 11-ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1957−63. — Т.4. — 1959. — С.32−37.
  103. А.В. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1991.- 19с.
  104. М.К. -Изучение природных комплексов во время практических работ на местности // Совершенствование методов обучения географии: Межвузовский сборник научных трудов. JL, 1990. — С.111−123.
  105. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 91с.
  106. Н.Г. Состояние и основные тенденции физического образования в школах современной Японии: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 247с.
  107. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М.: Педагогика. 1980. — 264с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  109. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96с.
  110. И.Я. Современная дидактика: теория практике. — М., 1994.
  111. Летние школьные практики по ботанике: Метод, пособие / Сост. А.Б. Шипунов- Под ред. П. Ю. Жмылева. М., 1998. — 198с.
  112. М.К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков: Учеб. пособие. Курган: Изд-во КургГПУ, 1994. — 82с.
  113. Лобко-Лобановская Н. А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Харьков, 1991.-243с.
  114. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: Метод, реком. для ФПК директоров и завучей школ. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 88с.
  115. А.С. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 399с.
  116. В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира»: (10 класс). Ярославль. — Ч. 1. — 1996. — 320с. — 4.2. — 1998. — 560с.
  117. В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416с.
  118. В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982.-91с.
  119. В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368с.
  120. Г. Н. Методология и дидактика географии. Якутск, 1996.-269с.
  121. А.В. Методика комплексного изучения природных объектов на зоологических экскурсиях в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 19с.
  122. М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 551с.
  123. С.Г. Краеведческая работа по географии в школах Азербайджанской ССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1964. — 21с.
  124. Н.А. Психология решения учащимися производственно-технических задач. — М.: Просвещение, 1965. 256с.
  125. У.И., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. М.: Мысль, 1984. — 296с.
  126. Э. Связь теории с практикой при проведении практических работ на школьном учебно-опытном участке: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1959.-23с.
  127. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. А. Е. Бибик. М.: Просвещение, 1975. — 384с.
  128. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. И. С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985. — 256с.
  129. Меч С. География как наука и как учебный предмет. М., 1910.28с.
  130. К.Н. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.60−64.
  131. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Профильная дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. -№ 8. — С.42−47.
  132. А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха). М.: Academia, 2000. — 176с.
  133. На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 200с.
  134. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. г. М.: Просвещение, 1974. — 559с.
  135. В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Дис. д-ра пед. наук. СПб. — 1999. — 345с.
  136. М.А. Практикум по географическому краеведению: учебное пособие. -М.: Просвещение, 1985. 127с.
  137. М.А. Система учебных экскурсий по физической географии в средней школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 264с.
  138. Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности. 6−9 классы. М.: Дрофа, 1997. — 96с.
  139. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 320с.
  140. Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В. П. Максаковского, J1.M. Панчешниковой. М., 1986. — 463с.
  141. О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования // География в школе. — 2003. № 10. — С.64−75с.
  142. А. Организация и методика проведения экскурсии по ботанике в школах Туркменистана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1974. 16с.
  143. В.П. Система задач и упражнений как средство реализации целей обучения физике в общеобразовательной школе Франции: Дис.. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1988. 211 с.
  144. JI.B., Воркулов К. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии / Центр дет.-юнош. туризма РФ. М.: ЦДЮТур, 1998. — 48с.
  145. Г. В. Методика исследования долины реки с учащимися VII класса в преподавании географии: (на примере участка долины реки Москва): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1954.- 8с.
  146. Л.Ф. Формирование геоэкологических представлений у учащихся 6−8 классов при изучении географии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2001.- 18с.
  147. М.А. О методах работы в классах углубленного изучения географии // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976. — С. 130−132.
  148. М.П. Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся (на материале предметов естественнонаучного цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 1977. -18с.
  149. В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 144с.
  150. JI.M. Школьная география в зарубежных странах // География в школе. 1986. — № 5. — С.54−57.
  151. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 269с.
  152. Л.Е. Изучайте географию по-новому: Программа и метод, материал углубленного курса изучения географии. М., 1999. — 174с.
  153. Э.Ю. Методы и принципы географии: Руководство по методике географии. СПб., 1892. — 315с.
  154. Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе: Метод, пособие для учителей географии и студентов факультетов подготовки и переподготовки пед. кадров. — М.: БЛИК и Ко, 2000.-335с.
  155. Н.Н. Методические основы разработки современного школьного курса географии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 34с.
  156. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
  157. Полевая практика по географии почв с основами почвоведения: Метод, рекомендации для студентов и учителей шк. / Сост. А. А. Бармин. -Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995. 13с.
  158. Полевая практика по географии почв: Метод, разработка. СПб.: Образование, 1994.-73с.
  159. Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии / Под ред. Б. Н. Гурского, К. К. Кудло. Минск: Университетское, 1989. — 240с.
  160. Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии / Под ред. В. А. Исаченкова. М.: Просвещение, 1980. — 224с.
  161. Полевые физико-географические исследования в учебной географии: Сб. науч. трудов / Геогр. общество СССР- Под ред. Л. Г. Козловой. -Л., 1978.- 101с.
  162. В.В. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1957. — 132с.
  163. Г. Новая школа на Западе: педагогическая система Декроли. М.: Работник Просвещения, 1928. — 100с.
  164. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы общеобразовательной школы» // Народное образование в СССР: Сборник докладов 1917—1973 гг. г. -М.: Педагогика, 1989. С.219−220.
  165. B.C. Беседы о современной физической географии. М.: Наука, 1972. — 167с.
  166. B.C. Поиск в географии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.— 224с.
  167. Проблемы углубленного изучения географии и экологии в школе: Материалы науч.-практ. конф., г. Курган, 15 июля 1998 г. — Курган, 1998. — 71с.
  168. Программа по биологии для классов и школ с углубленным теоретическим и практическим изучением предмета // Биология в школе. -1986. -№ 6. — С.60.
  169. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников. Подготовительный, 1-Х классы (проект). -М., 1984. 21с.
  170. Программно-методические материалы. География / Сост. Г. Н. Максимов, О. М. Кривошапкина и др. — Якутск, 2001. 77с.
  171. Программно-методические материалы. География. VI-IX кл. / Сост. В. И. Сиротин. -М.: Дрофа, 1998. 160с.
  172. Программно-методические материалы. География. X-XI кл. / Сост. В. И. Сиротин. -М.: Дрофа, 1998. 192с.
  173. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология. Природоведение: V класс. Биология: VI-IX классы. Биология: 10−11 классы.-М., 1999.-219с.
  174. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Сб. авт. программ для X-XI классов профильных школ: География. М., 1994. -188с.
  175. Программы по углубленному изучению географии для средней общеобразовательной школы. М., 1989. — 72с.
  176. Проектирование программ развития учащихся / В. М. Монахов, О. А. Добрынина, В. Ф. Любичева и др. М.-Новокузнецк, 1997. — 106с.
  177. Профилирование школ: разработка учебных планов: Материалы Междунар. семинара. СПб., 1996. — 185с.
  178. Профильное обучение и новые условия подготовки / Чистякова С. Н., Лернер П. С. и др. // Школьные технологии. 2002. -№ 1. — С. 101−108.
  179. Профильные лагеря школьников. Минск: Белорусское издательство, 1991.-29с.
  180. И.И. Формирование исследовательских умений и навыков у учащихся сельских школ (на материалах природоведения II-IV классов и физической географии V-VII классов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 21с.
  181. Н. География как наука и учебный предмет. Изд. 2-е. М., 1890.- 103с.
  182. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / Сост. И. И. Баринова, Т. П. Герасимова. -М., 1983.- 128с.
  183. .Е. и др. Исследовательский метод в педагогической работе. М.-Л.: ГИЗ, 1927. — 54с.
  184. .Е. Методика и техника экскурсий. М.-Л.: ГИЗ, 1930.116с.
  185. В.И. Развитие системы факультативных занятий как средства выявления познавательных склонностей учащихся общеобразовательной школы (1966- 1987): Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 205с.
  186. А.Ю., Серебрянный Л. Р. География в системе наук о Земле.- М.: ВИНИТИ, 1985. 204с.
  187. П. Интегральное воспитание // Свободное Трудовое воспитание / Под ред. Н. К. Лебедева. Пб.-М.: Голос труда. — 1921. — С. 124 137.
  188. Н.Н. Активизация познавательной деятельности школьников при изучении геоэкологических проблем // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 18−22.
  189. Н.Н. Подготовка будущих учителей географии к проведению эколого-краеведческих наблюдений в городе / Пути повышения роли полевой практики в подготовке специалистов. Минск, 1991. — С.63−64.
  190. Л.П. Профессиональная подготовка студентов географов к проведению со школьниками полевых занятий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 17с.
  191. Л.П. Самостоятельные полевые практические занятия учащихся // Современные подходы к обучению и воспитанию. Материалы конференции. -М.: Университет РАО, 1995. С. 101−102.
  192. Т.А. Содержание, методы проведения и организации ботанических экскурсий с учащимися V-VI классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1965. 17с.
  193. С. Л. Проблемы общей психологии: Для преподавателей вузов и аспирантов / Отв. ред. В. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  194. М.В. В третий раз в первый класс // Педагогика. 2002. — № 5. — С.3−13.
  195. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., 1999. — 328с.
  196. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг. 1999. -№ 4. — С.20−23.
  197. М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития // География в школе. 2003. — № 10. — С.47−53.
  198. Г. Г. Учебная экскурсия как форма экологической деятельности в микросоциуме: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. -199с.
  199. Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2001. — 23с.
  200. Сарыбеков Нургали. Применение элементов исследовательского принципа при обучении географии СССР в восьмилетней школе (на основеизучения географии Казахстана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1968.-20с.
  201. А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 127с.
  202. Сборник разноуровневых программ. География. 6−10 кл. / Сост. Л. И. Елховская, В. И. Сиротин. — М.: Просвещение, 1996. 188с.
  203. Н.М. География и школьный предмет на рубеже тысячелетий. М.: НИИ ОШ РАО, 1993. — 6с.
  204. Л.И. География на современном этапе развития и концепция углубленного изучения ее в средних общеобразовательных учебных заведениях. — Хабаровск, 1995. 39с.
  205. В.И. Изучение почв как компонента природного комплекса в школьных курсах физической географии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1976.-161с.
  206. А. Факультативы по географии как средство развития познавательной деятельности учащихся // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976. — С Л 32−134.
  207. Д.И. Методика организации и проведения школьных географических экскурсий по Туркмении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1952.- 15с.
  208. М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе.-М.: Учпедгиз, 1946.- 176с.
  209. М.Н. Экскурсии в природу. М., 1940. — 15с.
  210. П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7−8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 182с.
  211. А.А. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. Т. 1 -2. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 271 е., Т.2. — 343с.
  212. Совершенствование методов обучения географии: Межвузовский сб. науч. трудов. Л., 1990. — 132с.
  213. И.В. Полевая физико-географическая практика в малокомплектной сельской школе // География в школе. 1993. — № 1. — С.42−43.
  214. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Метод, пособие / Под ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.: АСОПиР РФ, 2000. — 256с.
  215. Стандарт географического образования в средней школе // География в школе. 1993. — № 4. — С.27−30.
  216. Н.К. Системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.- 1986.-33с.
  217. А.А., Фирсов В. В. Мотивы выбора учащимися естественнонаучных факультативных курсов // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. III. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1978. С.56−67.
  218. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 353с.
  219. А.В. Система учебной работы на географической площадке с учащимися V-VIII классов (в связи с изучением рельефа, географических координат, смены времени года, погоды и климата): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1958. — 19с.
  220. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 1983. 96с.
  221. Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. -2002. № 5. — С.42−55.
  222. Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся: Метод, пособие / Под ред. JI.A. Шипилиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-108с.
  223. Товарищева Ф-Д. Формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 18с.
  224. П.П. Некоторые вопросы методики работы на местности по физической географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 64с.
  225. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. -М, 1977.- 112с.
  226. Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии педагогического образования. М.: Мнемозина, 2002. — 304с.
  227. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176с.
  228. Усова А. В, Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80с.
  229. К.Д. Педагогическая антропология // Собр. соч. в 11 тт. Т.9. М.-Л.: АПН РСФСР, 1949. — С.53−624.
  230. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Ушинского К. Д. Изд-е 13-е, сокр. Спбэ — 1913. -495с.
  231. Факультативные занятия в средней школе. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976. — 175с.
  232. А.В. К проблеме профильной дифференциации в малокомплектной школе // Математика в школе. 1991. — № 5. — С.7−8.
  233. М.С. Методика постановки и проведения учебно-полевых опытов в связи с изучением курса биологии (V класс): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1960. — 16с.
  234. С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994.- 17с.
  235. П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979.-684с.
  236. Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. 2 выпуск. Физическая география / Пер. с англ. В. Я Барласа и В. Н. Солнцева. М.: Прогресс, 1977.-390с.
  237. Д. Научное объяснение в географии. Общая методология науки географии / Сокр. пер. с англ. В. Я. Барласа и В. В. Голосова. М.: Прогресс, 1974.-502с.
  238. Дж. Уроки естествознания. Обучение в малых группах сотрудничества / Сокр. пер. с англ. С. Н. Толстикова. М.: Экология и образование, 1993.-278с.
  239. И.В. Методика проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 220с.
  240. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002.-С. 135−157.
  241. Г. Ф. Краеведческая работа по географии в сельской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
  242. С.Н. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Методическое пособие. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 64с.
  243. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987. — 157с.
  244. Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 104с.
  245. Т.С. Педагогическое проектирование воспитательно-образовательного процесса многопрофильной гимназии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1998. — 19с.
  246. .М. Комплексная полевая практика по физической и экономической географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1967. — 16с.
  247. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С.30−34.
  248. Школьные экскурсии: их значение и организация / Сб. науч.-пед. статей / Под ред. Б. Е. Райкова. Пг.: ГИЗ, 1921. — 416с.
  249. Т.К. Использование алгоритмов в формировании операциональных навыков в процессе обучения географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16с.
  250. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 144с.
  251. Д.А. Роль факультативов в профориентации учащихся средних общеобразовательных школ // Факультативные занятия в средней школе: Сб. статей. Вып. II. / Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1976.-С. 144−148.
  252. Ш. Т. Изучение школьной географии своей местности при выполнении самостоятельных работ учащихся: (на примере г. Махачкалы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 16с
  253. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с.
  254. Юнусов Таир. Воспитание учащихся в духе коллективизма на уроках географии и при изучении краеведческих материалов во внеурочное время: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ташкент, 1974. 30с.
  255. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112с.
  256. Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии (на примере начального курса физической географии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1997. — 19с.1. Кор/ро шт qmcq ш HUSH 3&эс-ю1. М *' 1:100
Заполнить форму текущей работой