Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование процесса запрессовки с целью повышения уровня качества шаровых шарниров передней подвески автомобилей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2008 для организаций-изготовителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности" все автопроизводители обязывают своих поставщиков соответствовать требованиям этого стандарта. Новыми требованиями для российских изготовителей автокомпонентов являются: обеспечение соответствия ключевых характеристик изделия заданным требованиям на основе статистических методов, обеспечение индекса… Читать ещё >

Содержание

  • Развитие технологий и конструкций шаровых шарниров подвеск лей и требований по качеству к ним. юбования к качеству шаровых шарниров передней подвеск омобилей.'
  • 1. Анализ подвески переднеприводных и полноприводны) билей ВАЗ и требования к их шарнирам. К
  • 2. Анализ причин возникновения дефектов и пути повышения уровн ества шаровых шарниров.1″ автомобилей
    • 2. 1. Разработка технологии запрессовки для новой конструкции шаровых шарниров переднеприводных автомобилей ВАЗ
    • 2. 2. Исследование возможности применения технологии запрессовки для изготовления шаровых шарниров полноприводных автомобилей ВАЗ
    • 2. 3. Выводы по главе
  • Глава 3. Математическое моделирование процесса запрессовки и процесса выдавливания шарового пальца из корпуса
    • 3. 1. Моделирование процесса запрессовки корпуса шарового шарнира
    • 3. 2. Моделирование процесса выдавливания шарового пальца из корпуса
    • 3. 3. Оптимизация процесса запрессовки
    • 3. 4. Выводы по главе
  • Глава 4. Промышленная реализация разработанных технологий изготовления шаровых шарниров подвески полноприводных и переднеприводных автомобилей
    • 4. 1. Внедрение технологии запрессовки при изготовлении шаровых шарниров 2123—2 904 192−03 полноприводных автомобилей ВАЗ

Совершенствование процесса запрессовки с целью повышения уровня качества шаровых шарниров передней подвески автомобилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шаровые шарниры передней подвески являются одними из наиболее ответственных узлов в легковых автомобилях. Именно от их качества во многом зависит долговечность и безопасность эксплуатации автотранспортных средств, особенно на дорогах с неудовлетворительным качеством покрытия и на пересеченной местности. С целью повышения качества данных изделий в настоящее время в мировой автомобильной промышленности повсеместное распространение получили шаровые шарниры передней подвески с цельнометаллическим корпусом, обеспечивающим повышенные значения усилий вырыва и выдавливания шарового пальца и стабильность функциональных характеристик при изготовлении и эксплуатации. Процесс изготовления данных шарниров представляет собой обработку давлением буртов корпуса с целью формирования соединения между непосредственно корпусом и обоймой вкладыша шарового шарнира и фиксирующего пару трения в корпусе.

В последнее время и на отечественных автомобилестроительных предприятиях наметилась устойчивая тенденция на достижение мирового уровня качества.

Ежегодно ОАО «АВТОВАЗ» выпускает 650 ООО — 800 ООО популярных в России переднеприводных автомобилей, то есть объем потребления автозаводом шаровых шарниров для них составляет 1 300 000 — 1 600 000 штук в год. Также ежегодно ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ» выпускают 100 000 — 110 000 полноприводных автомобилей Chevrolet-NIVA и LADA 4×4, которые являются самыми продаваемыми внедорожниками в России в 2004 -2009 годах по данным Ассоциации Европейского бизнеса РФ. С учетом потребности в запасных частях в системе технического обслуживания суммарная потребность только двух ведущих российских автопроизводителей в качественных шаровых шарнирах составляет более 2 000 000 штук в год.

Так как 40−60% стоимости автомобиля составляет стоимость комплектующих, этот фактор заставляет российские автозаводы поднимать планку требований в области качества к своим поставщикам. При этом снижение текущей рентабельности автомобильного производства диктует для партнеров условие повышения качества поставок без повышения цены, что можно обеспечить только внедряя эффективные технологии и конструкции.

Если говорить о мировой практике, то все поставщики ведущих мировых автопроизводителей выдерживают показатель от 50 до 200 ppm (part per million — количество дефектов на миллион деталей). Пять — семь лет назад допустимый уровень ppm на российских заводах равнялся 1000 дефектов на миллион, теперь на большинстве предприятий требования по уровню дефектов приближаются к мировым.

Еще одной общемировой тенденцией, пришедшей на российский рынок, является привлечение поставщиков к процессу разработки комплектующих. Производство автомобилей в России увеличивается с приходом иностранных автопроизводителей. Для обеспечения поставок качественных комплектующих для большинства из них стоит задача локализации производства комплектующих изделий, а для российских производителей стоит задача создания и развития собственных компетенций в разработке эффективных технологий для достижения современного уровня качества Растущее производство автомобилей в России требует эффективных технологий, позволяющих российским поставщикам разрабатывать и производить шаровые шарниры с современным высоким уровнем качества как для отечественных, так и иностранных марок автомобилей. А это, в свою очередь, ведет к необходимости самостоятельно вести исследовательские и конструкторские работы на предприятиях-производителях автокомпонентов. В этом случае как инвестиционная, так и инжиниринговая нагрузка перемещается от автопроизводителя к поставщику.

С введением в действие международного стандарта ИСО/ТУ 16 949 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО.

9001:2008 для организаций-изготовителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности" [1] все автопроизводители обязывают своих поставщиков соответствовать требованиям этого стандарта [2]. Новыми требованиями для российских изготовителей автокомпонентов являются: обеспечение соответствия ключевых характеристик изделия заданным требованиям на основе статистических методов, обеспечение индекса воспроизводимости процесса изготовления Ср [3] не менее величины, заданной потребителем, а также установление целей по качеству в ррш.

Существенно повышенные требования к качеству обуславливают необходимость исследования и совершенствования процессов изготовления шаровых шарниров с применением цельнометаллических корпусов.

Цель работы — повышение качества шаровых шарниров легковых автомобилей путем совершенствования процесса запрессовки с достижением требуемого уровня воспроизводимости процесса (Ср) и уровня качества продукции (ррш).

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— совершенствование технологии запрессовки шаровых шарниров с цельным корпусом, направленное на повышение эффективности путем снижения трудоемкости, повышения стойкости инструмента, стабильности и воспроизводимости процесса;

— аналитическое и экспериментальное исследования влияния параметров процесса запрессовки и геометрических параметров бурта корпуса на качество готового изделия;

— промышленная апробация предложенной технологии изготовления шаровых шарниров запрессовкой.

4.3 Выводы по главе.

1. На основании результатов разработки технологий запрессовки шаровых шарниров с цельным корпусом разработана конструкторская документация на шаровые шарниры переднеприводных автомобилей 2110−2 904 192−01, шаровые шарниры полноприводных автомобилей 2123−2 904 192−03 и 21 214−2 904 192, технические условия ТУ 4591−1 445 671 602−2007 «Пальцы шаровые передней подвески автомобилей ВАЗ», и согласованы с ОАО «АВТОВАЗ».

2. Разработаны и внедрены на ЗАО НПО «БелМаг»: комплекты документации на технологические процессы :

— ТП-СБ-2110−2 904 192−01;

— ТП-СБ-2123−2 904 192−03;

— ТП-СБ-21 214−2 904 192- и карты контроля.

3. Шаровые шарниры переднеприводных автомобилей 21 102 904 192−01, изготовленные по разработанной технологии запрессовки, прошли весь цикл испытаний, одобрены ОАО «АВТОВАЗ» для комплектации серийных автомобилей, с июня 2007 года производятся на ЗАО НПО «БелМаг» и устанавливаются на все марки переднеприводных автомобилей на конвейере ОАО «АВТОВАЗ». Индекс воспроизводимости процесса запрессовки по параметру «момент качания» составляет Ср>1, уровень дефектности в гарантийный период эксплуатации за 2009 год составил 182 ррм, уровень дефектности при поставках, составил 0 ррм, что соответствует требованиям ОАО «АВТОВАЗ».

4. По разработанной технологии запрессовки на ЗАО НПО «Бел-Маг» изготовлена опытная партия шаровых шарниров для полноприводных автомобилей 2123−2 904 192−03. Изделия прошли испытания у изготовителя и соответствуют требованиям документации. Индекс воспроизводимости процесса запрессовки Ср>1, что соответствует требованиям потребителя.

5. Подтверждена удовлетворительная сходимость результатов разработанных математических моделей с фактическими данными усилий выдавливания шарового пальца из корпуса шарнира и величины перекрытия.

6. Применение способа запрессовки позволило сократить количество несоответствующей продукции, повысить стойкость инструмента, повысить производительность процесса изготовления. Экономический эффект от внедрения предложенных в работе решений при изготовлении шарниров 2110—2 904 192−01 переднеприводных автомобилей ВАЗ составил 1 852 318 рублей (в ценах 2009 года). Ожидаемый экономический эффект при изготовлении шарниров полноприводных автомобилей 2123−2 904 192−03 и 21 214−2 904 192 составит 630 тыс. рублей в год.

Заключение

.

В настоящей работе рассмотрены вопросы повышения качества шаровых шарниров переднеприводных и полноприводных автомобилей. Проведенные аналитические, теоретические и экспериментальные исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. На основании анализа современных требований автопроизводителей к качеству шаровых шарниров и процессов их изготовления было показано, что основные параметры качества и безопасности изделия формируются при создании неразъемного соединения шарнира различными процессами ОМД, а наиболее эффективным, управляемым и экономически оправданным представляется технологический процесс запрессовки.

2. Для оценки эффективности процесса запрессовки шаровых шарниров введен новый параметр — величина перекрытия соединения, характеризующая его прочность, плотность взаимного прилегания составных частей шарнира и геометрические параметры формируемого соединения.

3. Разработаны на основе метода конечных элементов математические модели процесса формирования сборочного соединения шарового шарнира запрессовкой, позволяющие оценить распределение напряжений в зоне деформации, определить энергосиловые параметры процесса и величину перекрытия соединения в зависимости от формы бурта корпуса, оценить величины и распределение напряжений при нагружении полученного соединения, определить усилие выдавливания.

4. Определена связь между исходной геометрией бурта корпуса шарового шарнира, основными параметрами процесса запрессовки (форма деформирующего инструмента, усилие запрессовки) и значениями показателей качества готовых изделий (усилие выдавливания шарового пальца из корпуса, величина перекрытия сборочного соединения). На примере шарового шарнира 2123−2 904 192−03 показано, что наилучшие результаты процесса запрессовки могут быть достигнуты при ширине кольцевого выступа бурта 0,8 мм и толщине основания 2,2 мм.

5. Разработаны эффективные технологические процессы изготовления новых конструкций шаровых шарниров передней подвески с использованием обработки давлением, применение которых позволило повысить долговечность изделий на 20 — 40%, повысить уровень качества шаровых шарниров в эксплуатации до уровня менее 200 ррш, достичь индекс воспроизводимости процесса изготовления Ср > 1, что обеспечивает выполнение особых требований ведущих заводов-автопроизводителей.

6. Технологические процессы с использованием запрессовки промышленно опробованы и с июня 2007 года внедрены в производство на ЗАО НПО «БелМаг». Изготавливаемые шаровые шарниры 21 102 904 192−01 используются для комплектации переднеприводных автомобилей на конвейере ОАО «АВТОВАЗ». Шарниры 2123−2 904 192−03 и 21 214−2 904 192, изготовленные способом запрессовки, прошли испытания на ЗАО НПО «БелМаг» и предложены для комплектации полноприводных автомобилей на ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ».

7. Экономический эффект от внедрения предложенных в работе решений при изготовлении шарниров 2110—2 904 192−01 переднеприводных автомобилей ВАЗ составил 1 852 318 рублей (в ценах 2009 года). Ожидаемый экономический эффект при изготовлении шарниров полноприводных автомобилей 2123−2 904 192−03 и 21 214−2 904 192 составляет 630 тыс. рублей в год.

8. Полученные в работе теоретические и практические результаты используются в учебном процессе ГОУ ВПО «МГТУ» при подготовке инженеров по специальностям 200 503 — «Стандартизация и сертификация» и 150 106 — «Обработка металлов давлением».

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИСО/ТУ 16 949:2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 для организаций-изготовителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности.
  2. ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ИСО 3534.2−93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.
  3. Пальцы шаровые передней подвески автомобилей ВАЗ. Технические условия ТУ 4591−014−45 671 602−2007. ЗАО НПО «БелМаг», Магнитогорск.
  4. ГОСТ Р 52 433−2005. Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и методы испытаний. Москва. Стандартин-форм, 2006.
  5. ОСТ 37.001.613−2002. Шарниры шаровые автотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний. Москва, 2002.
  6. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.
  7. ГОСТ Р 51 814.4 2004 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов.
  8. ГОСТ Р 50 779.44−2001 Статистические методы. Показатели возможностей процессов. Основные методы расчетов.10. «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России». Маркетинговый отчет/ ООО «АВТОСТАТ», 2008, с. 273.
  9. Й. Шасси автомобиля: Элементы подвески/ Пер. с нем. А.Л.Карпухина- Под ред. Г. Г. Гридасова. М.: Машиностроение, 1987. — 288 с.
  10. Гун И. Г. Совершенствование технологической системы изготовления шаровых шарниров. Москва. Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.
  11. Пат. RU 2 368 672 Сортовой прокат для производства шаровых пальцев // Артюхин В. В., Гун И. Г., Михайловский И. А., Калмыков Ю. В. БИПМ. 2009. № 27.
  12. Освоение производства и испытания шаровых пальцев передней подвески легковых автомобилей из стали 41X1 / Михайловский И. А., Артюхин В. И. // Материалы 65-й науч.-техн. конф. Сб. докл. Т. 1. Магнитогорск. МГТУ, 2007. -С. 46−49.
  13. Изготовление цельных корпусов шаровых шарниров горячей штамповкой и механической обработкой / И. Г. Гун, О. С. Железков, Ю. В. Калмыков, Е.Ю.Чуйко
  14. Прогрессивные технологии в машиностроении. Материалы 15-й Междунар. науч.-техн. конф. Одесса, 2000. С. 66−67.
  15. Automotive Chassis Technology. Fundamentals, concepts, processes and trends/ Nicolaus Fecht. SV corporate media, Munich, Germany, 2004, p. 57.
  16. Komponenten fur Fahwerk und Lenkung/ Nicolaus Fecht — Landsberg/ Lech: Verl. Moderne Industrie, 1997.
  17. В.П.Романовский. Справочник по холодной штамповке. 6-е изд. Ленинград, Машиностроение. 1979. С. 423.
  18. Ковка и штамповка. Справ, в 4-х томах. П/ред. Е. И. Семенова. Т. 4. М. Машиностроение. С. 458.
  19. Пат. RU 2 080 497 С1. Способ изготовления шарового шарнира / В. П. Недиков. Опубл. 27.05.1997.
  20. Пат. RU 2 121 613 С1. Универсальный шаровой шарнир Недикова / В. П. Недиков. Опубл. 10.11.1998.
  21. Пат. RU 2 239 106 С1. Шаровая опора транспортного средства / В. П. Недиков. Опубл. 27.10.2004.
  22. Пат. RU 2 149 289 С1. Шаровой шарнир / И. Г. Гун, О. С. Железков, и др. Опубл. 20.05.2000.
  23. Пат. RU 2 241 564 С1. Шаровой шарнир и способ его сборки / А.Г. Ситков-ский, А. Н. Падучин, И. Б. Короткевич. Опубл. 27.06.2000.
  24. Пат. RU 2 127 834. Сферический шарнир / ОАО АВТОВАЗ. Опубл. 10.10.2003.
  25. А.А. Механика сплошной среды. — М.: Изд. МГУ, 1978. 418 с.
  26. Л.И. Механика сплошной среды. Т.1. М.: Наука, 1983. — 528 с.
  27. Р. Математическая теория пластичности. М.: Гостехиздат, 1956. -462 с.
  28. Л.М. Основы теории пластичности. М.: 1969. — 420 с.
  29. Н.Н. Прикладная теория пластичности и ползучести. Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. М.: Машиностроение, 1975. — 400 с
  30. С.И. Пластическая деформация металлов. — М.: Металлургиздат, 1960. T. I-III.
  31. Е.П. Инженерная теория пластичности. — М.: Машгиз, 1959. 361 с.
  32. JT.A. Теория и расчеты процессов холодной штамповки. Изд. 2-е, перераб. М-: Машиностроение, 1964. — 376 с.
  33. В.М., Попов Е. А. Теория обработки металлов давлением. М.: Машиностроение, 1977. — 424 с.
  34. В.В. Построение полей напряжений и скоростей в задачах пластического течения // Инженерный журнал. Вып. З, 1961.
  35. .А. Метод решения статически неопределимых задач плоского течения идеально-пластических сред // Доклады АН СССР. 1962, № 4.
  36. Д.Д. Теория идеальной пластичности. М.: Наука, 1966. — 240 с.
  37. А.Д. Теория пластического деформирования металлов. М.: Металлургия, 1972. — 408 с.
  38. Теория обработки металлов давлением / И. Я. Тарновский, A.A. Поздеев, O.A. Ганаго и др. М.: Металлургиздат, 1963. — 672 с.
  39. И.Я., Поздеев A.A., Тарновский В. И. Вариационные методы теории обработки металлов давлением // Прочность и пластичность. М., 1971. С. 175−178.
  40. И .Я., Паршин В. Г. Исследование холодной деформации тел с неоднородными механическими свойствами // Известия ВУЗов. Черная металлургия. 1968. № 5. С. 81−86.
  41. Расчет напряженного состояния при прокатке вариационными методами / И. Я. Тарновский, B.JI. Колмогоров, Э. Р. Римм и др. // Известия ВУЗов. Черная металлургия. 1964. № 12. С. 78−80.
  42. В .В., Тарновский И. Я., Колмогоров B.JI. Определение напряжений при осадке высокой полосы с внешними зонами в условиях объемной деформации // Известия ВУЗов. Черная металлургия. 1967. № 1. С. 92.
  43. B.JI. Напряжения, деформации, разрушение. — М.: Металлургия, 1970.-230
  44. O.K. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир, 1975.
  45. В.М. Технологические задачи теории пластичности. М.: Наука и техника, 1977. — 256 с.
  46. В.М., Никишков Г. П. Метод конечных элементов в механике разрушения. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  47. Л.Б. Системное проектирование процессов штамповки. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 240 с.
  48. У., Акоф Р., Арноф Л. Введение в исследование операций. М.: Наука, 1968.-486 с.
  49. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. — 72 с.
  50. A.C. Математическое моделирование процессов штамповки // Куз-нечно-штамповочное производство. 2000. № 6. С. 34−36.
  51. В.В., Афанасьев С. Д. САПР в листовой штамповке // Кузнечно-штамповочное производство. 1996. № 11. С. 36−37.
  52. Л.Г. Об опытной проверке результатов компьютерного моделирования процессов пластического деформирования // Кузнечно-штамповочное производство. 2001. № 6. С. 36−40.
  53. А. Моделирование холодной и горячей объемной штамповки в QForm. «САПР и графика», № 8, '2000. Сайт автора: http://www.sapr.ru.
  54. Официальный сайт компании «КванторФорм» www.qform.com
  55. Анализ видов и последствий потенциальных дефектов. FMEA: Справочное руководство: Пер. с англ. Н. Новгород: Центр «Приоритет», 2003 г. 72с.
  56. ГОСТ Р 51 814.2−2001. Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов последствий потенциальных дефектов.
  57. Пат. RU 2 280 788 С1. Шаровой шарнир / И. Г. Гун, Ю. В. Калмыков и др. Опубл. 27.07.2006.
  58. Патент РФ № 2 296 249, МКИ F16C 11/06. Шаровой шарнир / И. Г. Гун, Ю. В. Калмыков, Д. А. Головкин и др. // Опубл. Б.И. № 9. 27.03.2007.
  59. H.H. Технологические задачи пластичности и ползучести. М.: Высш. школа, 1979. 119 с.
  60. JI. Применение метода конечных элементов. М.: Мир, 1979. — 392 с.
  61. Д., де Фриз Ж. Введение в метод конечных элементов. М.: Мир, 1981.-304 с.
  62. .П., Марон И. А., Шувалова Э. З. Численные методы анализа. — М.: Наука, 1967.-368 с
  63. Термопрочность деталей машин. Под ред. И. А. Биргера и Б. Ф. Шорра. М.: Машиностроение, 1975. -455 с.
  64. Г., Рейвиндран А., Рэгедел К. Оптимизация в технике: В 2-х кн. Пер. с англ. М.: Мир. — 1986.
  65. В.П., Почтман Ю. М., Семенец С. Н. Оптимизация деформируемых систем в условиях многокритериальности //Докл.АН УССР, 1983, А. № 4. С.51−55.
  66. .Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. М.: Радио и связь. — 1982. — 184с.
  67. ГОСТ 23 554.0−79. Экспертные методы оценки промышленной продукции.
  68. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии М.: Издательство стандартов. — 1973. — 172с.
Заполнить форму текущей работой