Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Время, пространство и герой в сказках К.И. Чуковского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пространство, время и герои сказочных произведений писателя находятся в очень тесной взаимосвязи, оказывая взаимное влияние друг на друга, составляя неразрывное целое. С целью раскрыть механизм этой зависимости в диссертации нами выделены основные черты хронотопа, героя и форм выражения авторской позиции, которые возникли в процессе развития литературной сказки из устного народного творчества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ГЕРОЯ В ФОЛЬКЛОРНОЙ И АВТОРСКОЙ СКАЗКАХ
    • 1. 1. Основные характеристики пространства, времени и героя в фольклорной сказке
    • 1. 2. Влияние авторского начала на хронотоп и героя в литературной сказке
    • 1. 3. Принципы создания хронотопа и героя в сказочном творчестве К. Чуковского
  • Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ГЕРОЯ В СКАЗКАХ К. ЧУКОВСКОГО
    • 2. 1. Хронотоп Петербурга в сказках «Крокодил» и «Мойдодыр»
    • 2. 2. Хронотоп Африки в сказках Чуковского
    • 2. 3. Трансформация образа Айболита в сказочном хронотопе
    • 2. 4. Автор как герой в системе персонажей

Время, пространство и герой в сказках К.И. Чуковского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремление проследить развитие хронотопа в сказочных произведениях писателя, проанализировать роль героев в фомировании пространства и времени сказок определяет актуальность нашего исследования.

Художественное пространство, время и герой в литературном тексте наиболее ёмко отражают мироощущение людей определенной эпохи, служат конструктивными принципами построения произведения. В литературоведении данные понятия являются одними из важнейших характеристик произведения как художественно-временной модели мира автора. Взаимодействие пространства и времени формирует образ героя и тот, в свою очередь, начинает оказывать мощное воздействие на организацию сказочного хронотопа.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены формы организации пространства и времени в стихотворных сказках К. Чуковского, определено влияние авторского начала на хронотоп и формирование образов героев стихотворных сказок писателя. Кроме того, сказки Чуковского впервые рассматриваются с точки зрения противопоставленности и сопоставленности двух основных пространств, в которых разворачивается действие, — пространства Петербурга и Африки. Также в работы особое внимание уделено анализу влияния культурных кодов городского пространства на творчество Чуковского и выявлены источники интереса писателя к африканской теме.

Объектом исследования является литературно-критическое творчество Чуковского и стихотворные сказки для детей, такие как «Крокодил», «Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Одолеем Бармалея!».

Предметом диссертационного исследования является проблема взаимовлияния художественного пространства, времени и героя в сказках К. Чуковского как особая структура, отражающая специфику авторской модели мира.

Цель работы — выявить особенности художественного мира сказок К. ' Чуковского в аспекте пространственно-временных отношений и определить особенности функционирования героев в сказочном хронотопе.

Цель конкретизируется следующими задачами:

— изучить теоретические аспекты проблемы художественного пространства и времени в литературоведении с целью выявления основных подходов, понятий и принципов исследования художественного пространства и времени в сказках К. И. Чуковского;

— исследовать пространственную организацию художественного мира сказок К. И. Чуковского и ее функции, особенно выделив образы Петербурга и Африки в сказках Чуковского;

— рассмотреть основные типы художественного времени в сказках К. И. Чуковского и его функции, выявить устойчивые временные оппозиции;

— выявить связь пространственно-временных особенностей сказочных текстов и социально-исторических реалий современной автору действительности;

— проанализировать эволюцию и функции героев сказок К. Чуковского в условиях изменяющегося сказочного хронотопа.

В рамках, сравнительно-исторического и биографического методов анализа, которые необходимы для решения поставленных в диссертации задач, мы ориентировались на наиболее значимые теоретические работы по фольклористике В. П. Аникина, Н. М. Ведерниковой, Е. М. Мелетинского, Э. В. Померанцевой, В. Я. Проппа и собственно литературоведческие работы по литературной сказке Л. Ю. Брауде, H.H. Большаковой, Г. А. Комлевой, М. Н. Липовецкого, И. П. Лупановой, Д. Н. Медриш, B.C. Непомнящего, Л. В. Овчининниковой, С. В. Сапожкова, О. В. Сорокотенко.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды М. М. Бахтина, А. Б. Есина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Е. М. Неелова, В. Н. Топорова и др., посвященные проблемам хронотопа и героя в литературном и фольклорном произведении, а также работы, в которых рассматриваются различные аспекты жизни и творчества К. Чуковского (И. Н. Арзамасцевой, М. Дрозда, К. В. Иванова, Т. С. Карловой, A.A. Кочеткова, М. Ю. Кузьминой, В. Лейбсона, И. Лукьяновой, И. П. Лупановой, М. С. Петровского, Ю. Тынянова, Е. Г. Эткинда, и др.).

Положения, выносимые на защиту:

— Литературно-критические взгляды Чуковского во многом определяют проблемно-тематическую направленность и художественную структуру его сказок;

— Элементы городского фольклора оказывают непосредственное влияние на структуру и ритмику сказок Чуковского;

— Петербургская и африканская темы получают непосредственное развитие в пространственно-временной организации сказок;

— Усиление и расширение авторского начала в хронотопе сказок об Айболите способствует формированию нового сказочного пространства, получившего у Чуковского название «Айболития»;

— Образ Айболита претерпевает эволюцию, превращаясь из пародийного персонажа в «Бармалее» в личность героическую, утверждающую нравственно-патриотические ценности в сказке «Одолеем Бармалея»;

— В структуре сказок автор присутствует не только в качестве рассказчика, но и персонажа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе работы выводы позволяют расширить представление о творческом наследии К. И. Чуковского, выявляя непосредственную связь между фактами биографии, литературно-критическими и детскими произведениями автора.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования материалов и выводов исследования в учебном процессе при разработке лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской детской литературы и включения их в учебные пособия для студентов-филологов и учащихся общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на Всероссийской научной конференции «Шешуковские чтения», при обсуждении диссертации на аспирантском семинаре кафедры русской литературы и журналистики XX и XXI вв. МПГУ. По теме исследования опубликовано 5 работ, 3 из которых вышли в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы определяется проблематикой и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творчество К. И. Чуковского, несомненно, послужило основой для создания нового типа литературной сказки. Новаторство сказок писателя заключалось не только во введении в детскую литературу реалий современного мира, в частности, городского пространства, но и в создании совершенно особого типа хронотопа детской стихотворной сказки, характеризующегося постоянной динамикой, вихревым действием, вовлечением новых, необычных героев. Несмотря на кажущуюся изолированность пространства каждой сказки, постоянная перекличка мотивов, общность героев, переходящих из произведения в произведение, позволяет рассматривать многие сказки Чуковского как единый цикл, хронотоп которого постоянно расширяется, нарушая тем самым классические каноны фольклорной и литературной сказки того времени.

Пространство, время и герои сказочных произведений писателя находятся в очень тесной взаимосвязи, оказывая взаимное влияние друг на друга, составляя неразрывное целое. С целью раскрыть механизм этой зависимости в диссертации нами выделены основные черты хронотопа, героя и форм выражения авторской позиции, которые возникли в процессе развития литературной сказки из устного народного творчества, с учетом традиций ее пространственно-временной организации. С другой стороны, на процесс формирования авторской позиции в текстах сказок не могли не оказать влияние тенденции «Серебряного века» русской литературы. Абсолютная свобода творческой фантазии, которую отстаивали художники русского эстетического возрождения рубежа веков, нашла свое отражение и в литературной сказке Чуковского в виде хаотичного перемещения пространственно-временных пластов, что позволяет героям сказок в один миг перенестись из Петрограда в Африку.

Появление петербургского (петроградского) и африканского пространства в творчестве Чуковского так же находится в русле художественных открытий, сделанных русской литературой в процессе освоения петербургской и африканской (а в большей степени египетской) тем, возникших в XIX веке. Совокупность культурно-исторических и литературных влияний сформировало художественный мир Чуковскогосказочника.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1 .Основываясь на работах H.H. Большаковой, Л. Ю. Брауде, И. П. Лупановой, М. Н. Липовецкого, Е. М. Неелова, C.B. Сапожкова и др., в диссертации выделены основные черты жанра литературной сказки, влияющие на особенности хронотопа сказочного повествования и определяющие типические черты героев в авторской сказке:

— использование традиций фольклорной сказки;

— явно выраженная позиция автора или рассказчика, часто выступающих в одном лице;

— свободное сочетание элементов действительности и вымысла;

— наличие игрового начала;

— отражение мировоззрения и эстетики своего времени.

2. Сказки и стихи Чуковского совершили настоящий переворот в детской литературе, изменили подходы и устоявшиеся принципы создания текстов для детей, стали ориентиром для последующих поколений детских писателей. В игровое сказочное пространство органично вписывается пространство города, с его быстрым ритмом жизни, сутолокой улиц, мимолетностью, быстротечностью впечатлений. Богатство русской народной поэзии, английского фольклора с его тяготением к нонсенсу и парадоксу, сочетаются с низовыми жанрами «массовой» городской культуры: рыночная литература, цирк, романс, кинематограф.

3. Сказки Чуковского характеризуются своеобразием синтеза элементов фольклора и литературы, что выражается во вплетении в сказочную канву элементов фольклорных жанров, мотивов или образов. В системе фольклорно-литературных взаимосвязей литературная сказка отличается такой жанровой особенностью, которая содержит в себе возможность сочетать традиционные элементы и художественно-новаторское авторское исполнение, где автор выступает в качестве основного синтезирующего фактора.

4. Чуковский, вслед за Некрасовым и другими любимыми им писателями, постепенно превратился в петербургского литератора. Петербургская тема, захватившая Чуковского еще при чтении классиков и, так же как и их, неотступно влекущая будущего писателя своей непреодолимой двойственностью, драматическими противоречиями между великим замыслом и результатом, стала одним из лейтмотивов его творчества.

5. Художественный мир сказок Чуковского включает в себя образы Петрограда и Африки, причем Африка — пространство-метафора, в которой претворен тот же Петербург. Появление данного локуса в произведениях для детей отражает модную тенденцию конца XIX — начала XX веков, когда в русском обществе необычайно усилился интерес к африканской, а в большей степени к египетской теме. Африку Чуковского нельзя назвать «географической реальностью», она существует лишь в творческом воображении поэта, хотя и является реальной точкой, указанной на карте. Африка в сказках Чуковского представлена, с одной стороны, как сказочное мирное, с другой — экзотическое дикое нецивилизованное пространство.

6. В своих сказках Чуковский во многом продолжает традицию классической русской литературы, согласно которой Петербург воспринимается как пространство, где образное единство реального и фантастического оказывается устойчивым свойством.

7. Образ Айболита из опереточного персонажа в «Бармалее» в военной сказке поднимается почти до эпических высот, ибо именно этот персонаж возглавляет борьбу «добрых зверей» против «злых» и главного своего врагаБармалея, который в этом произведении становится символом «вселенского зла» — фашизма. А сама сказка становится не только фактическим, но и логическим завершением цикла о докторе Айболите. Усиление авторского начала в хронотопе сказок о добром докторе способствовало его постепенному расширению и, как следствие, формированию нового сказочного пространства, приближенного к реалиям времени.

8. Во многих своих произведениях Чуковский выступает не только как автор или рассказчик, но и как персонаж. Категория автора играет значимую роль в сюжетно-композиционном построении текста, является его стилеобразующим началом.

9. Чуковский становится не только героем собственных текстов, но и героем художественных иллюстраций к сказкам. Благодаря иллюстрации присутствие автора рядом со своими героями становится более очевидным. Появление автора, как в произведении, так и в иллюстрации открывает границы сказочного мира навстречу действительности и наглядно утверждает идею единства сосуществования сказочного и реального миров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы исследования
  2. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 1. М., 2001.
  3. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 2. М., 2001.
  4. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 5. М., 2001.
  5. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 6. М., 2002.
  6. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 7. М., 2003.
  7. Чуковский К И. Собр. соч. В 15 т. Т8. М., 2004.
  8. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 9. М., 2004.
  9. Чуковский К И. Собр. соч. В 15 т. Т 10. М., 2005.
  10. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 12. М., 2006.
  11. К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 13. -М., 2007. 11. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 14. М., 2008. П. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 15. -М., 2009.
  12. К.И. Дневник (1901−1929) / Подгот. текста и коммент. Е. Ц. Чуковской. Вступ. ст. В. А. Каверина. М., 1991- Дневник (1930−1969). -М., 1994.
  13. ХА.Чуковский К. И. От двух до пяти. СПб., 2000.
  14. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. Первое полное издание / Предисл. и пояснения К. Чуковского. Сост., подгот. текста и предисл. Е. Чуковской. — М., 2000. 16. Чуковский К. И. Н. С. Гумилев: pro et contra / Сост., вступ. Ст. и прим.
  15. Ю.В. Зобнина. СПб., 1995. 17. Чуковский К. И. Маршак // Жизнь и творчество Маршака. — М., 1975. 18. Чуковский К. И. Стихотворения / Сост., вступ. статья и примеч. М. С. Петровского. — СПб.: Академический проект, 2002.
  16. КС. Собрание сочинений. -М., 1961.
  17. М.И. Детские журналы советской России 1920-х годов как тип издания.: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. -М., 1968.
  18. Л. С. Стернин Г. Ю. Образы и люди серебряного века. М., 2005.
  19. В.П. Русская народная сказка. М., 1977.
  20. В. П. Русские писатели и сказка // Сказки русских писателей. — М., 1985.
  21. В. П. Теория фольклора. М., 1996.
  22. Е. Г. Творчество Л. Пантелеева и проблемы развития советской прозы для детей (герои и жанр).:Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1991.
  23. Н. Душа Петербурга. Л., 1990.
  24. В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // фольклор //Сб. фольклор народов РСФСР. Вып. 1. (БГУ). Уфа, 1974.
  25. В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора, М., 1975.
  26. В.А. Об активности героя русской волшебной сказки // Сб. фольклор народов РСФСР. Вып. 3 (БГУ). — Уфа, 1976.
  27. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  29. . Сложная простота. -М., 1980.
  30. Д.А. Корней Иванович Чуковский: Библиограф, указатель. М., 1999.
  31. К. А. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и зкзотизмов. М., 2006.
  32. В.Г. О художественных мирах. М., 1985.
  33. В.М. Русские исторические песни, сказки и предания Петровской эпохи.-М., 1952. 200с.
  34. Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
  35. Виктор Солкин. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. 2008. // Ьйр://ую1ог8о1кт.1Ь^оигпа1. сот/122 585.html
  36. А.Г. Герой и время в советской детской прозе 20−30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала).: Дисс. .канд. филолог, наук. Ташкент, 1984.
  37. Воспоминания о Корнее Чуковском. Сост. К. И. Лозовская, З. С. Паперный, К. Ц. Чуковская. -М., 1983.
  38. В. Фантазия как основа искусства: Пер. с нем./ Под ред. А. П. Нечаева.-М., 2010.
  39. В.М. Сказочник и его текст (к развитию экспериментального направления в фольклористике) // Проблемы фольклора. М., 1975.
  40. Н.М. Пространственно-временые формулы русской волшебной сказки // Русский фольклор. JL, 1978.
  41. В.И. Он «Великий Умываьник, Знаменитый Мойдодыр» // Жизнь и творчество К. Чуковского. М., 1978.
  42. Е.В. Национально-культурная специфика картины мира в калмыцком языке.: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2006. — С. 6.
  43. О.Г. Ономастическое пространство русских народных и авторских сказок.: Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. Орел, 2008.
  44. М.О. Проблема пространства в художественном мире А. Чехова.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1992.
  45. Н. С. Николай Гумилев. Озеро Чад. -М., 1995.
  46. Н.С. Африканская охота. Новеллы. Рассказы. Очерки. СПб., 2000.
  47. А.Б. Мир Гумилева, поэта, путешественника, воина. М., 2008.
  48. Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
  49. А. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. Смоленск, 2001.
  50. О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб., 1999. -С. 303.
  51. Г. Ю. Стиль сказочной прозы A.M. Ремизова.: Дисс.. канд. филолог, наук. М., 2001.
  52. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака. М., 1975.
  53. Т. В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей// Проблемы интерпретации художественного произведения. М., 1985. 93. Зуева Т. В. Сказки A.C. Пушкина. -М. 1989.
  54. Иванов Вяч. Вс. Категория времени в искусстве и культуре XX века//Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М., 2007.
  55. Е. В. Годы неизвестности Чуковского-критика // Чуковский К. И. Соб. соч.: В 15 т. Т. 7, М., 2003.
  56. Ф. С. Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2002.
  57. КерлотХ.Э. Словарь символов. -М., 1994.
  58. Т. В. Эволюция русской поэзии для детей: стиховедческий аспект.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 2006.
  59. Г. Полотняный завод Переделкино // Знамя. Октябрь, 2000.
  60. И.В. «Лепые нелепицы» Корнея Чуковского: текст, контекст, интертекст"// Общественные науки и современность. Культура, 2003
  61. A.B. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи.: Дисс. .канд. филолог, наук. М., 2002.-236с.
  62. Крупская Н. К О «Крокодиле» К. Чуковского // Книги детям. 1928. -№ 2.
  63. H.H. Имена прилагательные, определяющие возраст и внешность человека в русских народных сказках.: Дисс. .канд. филолог, наук. М., 1997.
  64. М.Ю. Сказочный эпос К. Чуковского: Стилевое выражение автор, позиции.: Дисс.. канд. филолог, наук.-Петрозаводск, 1997.
  65. Т.А. Книга для тех, кто не любит читать. СПб., 2006.
  66. М. Лексикографическое описание русских народных сказок в учебных целях: Автореф. дисс.. .канд. филолог, наук. М., 2007.
  67. И.В. Детские образы-типы в русских волшебных и новеллистических сказках.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 2008.
  68. O.A. Обыкновеннейший Крокодил! // Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.
  69. Ленинград-Петербург: Штрихи биографий. Мемуары. Легенды (1987−2007).-СПб., 2008.
  70. М.Н. Утопия свободной марионетки// Веселые человечки советского детства. НЛО, 2008.
  71. Д.С. Эпическое время былин. -М., 1995.
  72. С.М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. Петрозаводск, 2005.
  73. Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города//История и типология русской культуры. СПб., 2002.
  74. ИВ. Корней Чуковский. М., 2006.
  75. И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей XIX века Петрозаводск, 1959.
  76. Л.Е. «Петербургский ребенок» в поэзии / Мир Петербурга в русской поэзии: очерки исторической поэтики. СПб., 2010.
  77. A.C. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской.: Дисс. .канд. филолог, наук. М., 2004.
  78. С.Я. Воспитание словом. -М., 1961.
  79. В.В. Полн.собр.соч. в 13 т. 3-е изд. -М., 1955.
  80. Е.М. Поэтика мифа. М. 2006.
  81. З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.
  82. C.B. Всё начинается с детства. М., 1998.
  83. Э. Ш. Творчество H.H. Носова и его роль в развитии жанров юмористической прозы для детей.: Дисс. канд. филолог, наук. М., 1981.
  84. С.Ю. Героическое детство в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования: Сб. ст. памяти академика Н. И. Конрада.-М., 1974.
  85. С.Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В. Я. Проппа (1895−1970)-М., 1975.
  86. А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров- Сост., вступ.ст., Е. А. Костюхина. М., 2008.
  87. Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору. -М., 1975.
  88. Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907−1919)). М., 2000.
  89. М.А. К.И. Чуковский и С. Я Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы.: Дисс. .канд. филолог, наук. Саратов, 2007.
  90. И.В. Сказка: философско-культурологический анализ.: Дисс. .канд. философских наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  91. Л.Г. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. М., 2006.
  92. Петербургский сборник. Существует ли Петербургский текст? Под ред. В. М. Марковица, В. Шмида. Изд. СПб., 2005.
  93. Д.И. Лингвистический витализм метапоэтики К.И. Чуковского.: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. Волгоград, 2011.
  94. М.С. Корней Чуковский. Критико-биографический очерк. -М., 1960.
  95. М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966.
  96. М.С. Крокодил в Петрограде // Книги нашего детства. -СПб., 2006. С.9−94.
  97. М.С. Поэт Корней Чуковский //Чуковский К. И. Стихотворения. СПб., 2002.
  98. М.С. В Африку бегом // Новый мир. -2011. № 1.
  99. Платт Кевин М. Ф. Доктор Дулиттл и доктор Айболит на приеме в отделении травмы.// Веселые человечки: культурные герои советского детства. НЛО, 2008.
  100. Э.В. Русская народная сказка. -М., 1983.
  101. Э.В. Русская устная проза. М., 1985.
  102. В.Я. Исторические корни волшебной сказки./ Науч. ред., текстологический ком. И. В. Пешкова. Изд. Лабиринт. — М., 2000.
  103. В.Я. Русская сказка.// Собр. трудов В. Я Проппа. Науч. ред. ком. Ю. С. Рассказова. М., 2000.
  104. В.Я. Фольклор и действительность. М., 1986.
  105. В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2003.
  106. И. Е. Чуковский К.И. Переписка. 1906−1929. М., 2006.
  107. В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов: Жанрово-стилевые аспекты. Свердловск, 1990.
  108. В.В. Собр. соч. в 30-ти томах: Возрождающийся Египет / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. Т. 14. М., 2002.
  109. В.В. Собр. соч. в 30-ти томах: На фундаменте прошлого (Статьи и очерки 1913−1915 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2007.
  110. В.В. Собр. соч. в 30-ти томах: Семейный вопрос в России / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2004.
  111. Русские детские писатели XX века. Библиогр. словарь / Под ред- A.B. Терновского.-М., 1998.
  112. Русские писатели XX века. Библиограф, словарь / Под ред. П. А. Николаева. М., 2000.
  113. C.B. Жанровое своеобразие сказок A.C. Пушкина 1830-х годов. Проблема цикла.: Дисс. .канд. филолог.наук. -М., 1987.
  114. С.И. Чуковский и дети. М., 1983.
  115. С.И. Уроки детских классиков: Очерки / Оформл. В. Тогобицкого. М., 1990.
  116. В.В. О детях и для детей. М., 1967.
  117. Сухбаатарыи Монхтуяа. Номинация персонажей русских и монгольских волшебных сказок.: Дисс. канд. филолог, наук. -М., 2001.
  118. Т.В. Мифологема героя в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 2008.
  119. С.Р. Проблема художественного времени в лирике А.Т. Твардовского.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1990.
  120. Ю. Корней Чуковский // Воспоминания о Корнее Чуковском. -М., 1983.
  121. Е.М. Русская героическая сказка. Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1945.386.
  122. А.П. Слово вещь — мир. От Пушкина до Толстого. — М., 1992.
  123. О.В. Египет Розанова и Египет А. Белого // Наследие В. В. Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции. -М., 2009.
  124. С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. -М., 1979.
  125. JI. Корней Чуковский на эстраде и в радиостудии.// Мастеракрасноречия. М., 1991.
  126. Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. М., 2002.
  127. Ю.Л. Советская детская проза 20-х годов о революции и гражданской войне (к проблеме становления творческого метода).: Дисс. .канд. пед. наук. Мичуринск, 1979.
  128. Ф.Е. Поэзия для детей в предреволюционные годы / 1900−1917 гг.: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1945.
  129. М.Д. Когда и о ком написан «Тараканище»? // Звезда. 2005. № 9.
  130. A.M. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века.-М., 1996.
  131. Е. Поэзия и перевод. M.-JL, 1963.
  132. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Ленинград. 1983.
  133. Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга. 1972. -№ 11.
  134. Rosemary Jackson Fantasy: The literature of subversion. London, Methuen, 1981.
  135. Lauren G. Leighton. Homeage to Kornei Chukovsky. Russian Review, Vol.31, №.1 (Jan, 1972), C.38−48.219. www.chukfamily.ru
  136. В. Конашевича к сказке «Бибигон» в сборнике «Чудо-дерево», Детгиз, 1957.
  137. Но ты не верь своим гла*ам, — Он не индюк. На землю к нам Сюда спустился он тайком И притворился индюком. Он злой колдун, он чародей! Он может превращать людей В мышей, в лягушек, в пауков. И в ящериц, и в червяков!
  138. Ну что ты! — сказал я.— Он совсем не колдун. Самый обыкновенный индюк! Бибигмн покачал головой:
  139. Нот какой он бесстрашный герой маленький мой Бибигон!
  140. Приключения Бибигона" Рис. Дмитрий, Римма и Ира Санджиевы Калмыцкое книжное из-во, Элиста. 1981.
  141. КОРИ-ЬИ ЧУ К О ВС К111 ЧПТЛКТЪ ЛЕК ДНО Щаржъ Г. Псттера вь газ, «Утро России1. К. И ЧУКОНОК
  142. К п рр 11 юту ра х уд. Т| „он* попек:! го изъ группы „У|)“< Ш ПЙТ’Ъ Ж*КШН ЧС-лов Ь"л“ Л о шила Андреева аъ по* т товкЬ пш благой екдошюмъ учн< тЬт мйгсн-р !1 игл д|ч-.!» г н прцгйвь. 111а ь «С аут Будка»).
Заполнить форму текущей работой