Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Участие Русской Православной Церкви в политическом процессе современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия естественным образом оказывается втянутой в практические и теоретические дискуссии относительно необходимых изменений демократической модели, которые бы учитывали возросший уровень религиозности в современном обществе. Очевидно, что и в устоявшихся демократиях Запада, и в России, а так же во всех посткоммунистических странах, параллельно идет выработка новой модели отношений религии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Участие религиозных организаций в политических процессах современных демократических стран
    • 1. 1. Современная парадигма отношений политики и религии в демократических странах
    • 1. 2. Плоскости пересечения религии и политики
    • 1. 3. Модели участия религиозных организаций в политическом процессе демократических стран
  • Глава II. Смена парадигмы отношений политики и религии в современной России
    • II. 1. Переход от модели государственного атеизма к демократической модели свободы совести
    • 11. 2. Участие РПЦ в процессе становления демократии в России
    • 11. 3. Социально-политическое развитие России: взгляд РПЦ
  • Глава III. Теория и практика участия Русской Православной Церкви в политическом процессе современной России
    • III. 1 — Теоретические модели участия РПЦ в политических процессах современной России
      • 111. 2. Манифестация православной идентичности и мотивации в публичной сфере
      • 111. 3. Участие РПЦ в механизме обсуждения и принятия общественно важных политических решений

Участие Русской Православной Церкви в политическом процессе современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Общим местом уже стало утверждение ученых о возвращении религии в жизнь современных обществ. «Конец двадцатого века стал свидетелем повсеместного возрождения религий (la Revanche de Dieu)"1 — констатирует известный американский политолог Самюэль Хантингтон. При этом речь идет не только о возрождении влияния религии на частную жизнь, но и об усилении религиозного фактора в общественно значимой деятельности людей, в том числе политике. Новые реалии все настойчивее оспаривают понимание и некоторые формы реализации принципа разделения политики и религии, еще недавно существовавшие в демократических странах.

Однако было бы серьезной ошибкой полагать, что мы имеем дело с реанимацией старых моделей государственных религий. Религиозная плюралистичность общества, как правило, не отрицается, а суть выдвигаемых требований состоит не в том, чтобы отказаться от принципа светскости политики, а в том, чтобы скорректировать его секулярное прочтение, направленное на полное вытеснение религии из публичной сферы. Эта тенденция ставит современные демократии перед серьезным вызовом, который можно сформулировать следующим образом: будет ли современная демократия продолжать настаивать на секулярной модели политики и таким образом продолжать подвергаться атакам религиозно настроенных сил, или сможет отказаться от секуляризма и расширить свои рамки, чтобы они смогли вместить активность носителей религиозного сознания в политической жизни?

В любом случае сегодня очевидно, что отношения политики и религии не могут сохраняться в прежних формах. В современных демократических странах идет активный поиск новых путей взаимодействия этих двух сфер. Такой процесс наблюдается,.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. — М.: ACT, 2003. — 88 с. например, в Европейском Союзе. В статье 52 раздела IV Конституции Европейского Союза постулируется необходимость построения механизма «открытого, прозрачного и регулярного диалога"2 с религиозными общинами. В 1980;е и 1990;е годы в договорах ЕС подобные положения не появились. В то же время в некоторых демократиях идут дискуссии или даже происходит отказ религиозных объединений от статуса государственной конфессии (Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания).

Россия не является исключением из общемировых тенденций. Напротив, религиозное возрождение здесь проявляется даже в более ярких формах, что объясняется относительно недавним преодолением государственного атеизма, искусственно сдерживавшего развитие религиозной жизни в Советском Союзе. Предоставление религиозным организациям свободы в конце 1980;х годов позволило им быстрыми темпами наращивать свое присутствие в обществе. Этому способствовало и то обстоятельство, что в бывших советских странах религиозная вера пользовалась особым кредитом доверия, поскольку находилась в естественной оппозиции коммунистическим режимам.

Однако возвращение религии в общественную жизнь России поставило вопрос о ее взаимодействии с политической сферой на несколько иной основе, чем в западных странах, в которых происходят скорее эволюционные изменения, радикально не порывающие с традициями, установившимися в XX веке. В России же после развала СССР произошел принципиальный разрыв с советско-атеистическим подходом, господствовавшим на протяжении почти всего XX века, и начала выстраиваться абсолютно новая система взаимоотношений религии и политики, которая во многом представляется антиподом существовавшей советской модели. В то же время объявленное строительство демократии в России предполагает ориентацию этих.

2 Draft Treaty establishing a Constitution for Europe submitted to the European Council Meeting in Thessaloniki 20 June 2003 / Luxembourg: Office of official publications of he European communities, 2003 — 61 p. отношений на определенные демократические нормы. Но готовых рецептов, как было отмечено, нельзя сегодня найти и в современном демократическом мире, так как прежние уже устарели, а новые еще находятся в процессе формирования.

Россия естественным образом оказывается втянутой в практические и теоретические дискуссии относительно необходимых изменений демократической модели, которые бы учитывали возросший уровень религиозности в современном обществе. Очевидно, что и в устоявшихся демократиях Запада, и в России, а так же во всех посткоммунистических странах, параллельно идет выработка новой модели отношений религии и политики. Поэтому было бы целесообразно отдельно рассмотреть российский опыт участия религии в политическом процессе, что позволит лучше понимать политические процессы, происходящие в нашей стране, а также сравнить их с изменениями в других государствах мира. Преобладающее влияние на формирование новых отношений политики и религии в России оказывает самая крупная религиозная организация — Русская Православная Церковь (далее — РПЦ), поэтому ее участие в политических процессах выбрано в качестве основного объекта изучения.

Степень разработанности проблемы.

На сегодняшний день в научной литературе существует ряд монографий и статей, посвященных общим теоретическим проблемам отношений политики и религии, а также различным аспектам присутствия православного фактора в политическом процессе современной России. В первую очередь следует назвать труды таких отечественных авторов, как О. Ю. Васильева, А. А. Красиков, Л. Н. Митрохин, Д. Е. Фурман.

Кроме того, в последнее время появились работы, в которых рассматриваются различные политизированные течения, возникающие внутри православной общины.

России. Анализу связи некоторых православных кругов с коммунистическим движением в 1990;е годы посвящена книга «Крест и молот» французской исследовательницы.

Л.Бовизаж. В 2003 году в свет вышла монография А. М. Верховского, в которой описаны 6 проявления различного рода экстремизма, возникающего в православной среде. Серьезный теоретический анализ возникновения политических доктрин на основе православия в истории и современной России был проведен А. В. Митрофановой.

Однако эти работы не дают целостного представления о политической роли православия в России, так как сосредоточены на изучении его экстремистских направлений. Исследование экстремистских движений, оправдывающих насилие в отношении не принадлежащих к их кругу людей, выявляет только модель негативного участия православия в политике, в то время как православная традиция, так же как и другие религиозные традиции, создают практику приемлемого участия религии в политике. Выявление и дальнейшая поддержка приемлемых с точки зрения демократической практики моделей отношений религии и политики в каждом государстве и особенно для каждого значимого вероисповедания становятся важными задачами в условиях, когда политизированные религиозные группы представляют угрозу для безопасности государств и для сложившейся системы международных отношений в целом.

Другой род работ посвящен роли Русской Православной Церкви в политической сфере России. Весь накопленный материал можно разделить по следующим направлениям. Прежде всего, это исследования в области отношений государства и Церкви таких авторов, как П. Н. Дозорцев, И. А. Куницын, И. В. Понкин, Н. П. Трофимчук, прот. Владислав Цыпин. В этих работах первостепенное внимание уделяется понятию светскости государства и его реализации в различных сферах. В таком случае политика сводится исключительно к действиям государственного аппарата. Подобный угол зрения оставляет за скобками другие связи Церкви с миром политики.

Еще один вид работ вписывается в тему изучения роли РПЦ в формировании и функционировании смыслообразующего пласта российской политики. В данном случае роль идет о возможностях Церкви формировать представления о политике, как в ее 7 онтологическом понимании, так и в качестве определенного политического курса. Эти возможности Церкви представляют важное значение для рассмотрения ее легитимирующей и мобилизационной роли в политическом процессе. В этом отношении настоящая диссертация опирается на работы, направленные на изучение символической составляющей отношений религии и политики, которая была, в частности, исследована с помощью концепции «гражданской религии» В. Р. Легойдой, В. М. Сторчаком.

Важным направлением в отечественной науке в рамках изучения политического поведения российских граждан стали исследования взаимосвязи православных убеждений с политическими предпочтениями. В этом направлении необходимо упомянуть работы Б. В. Дубина, М. П. Мчедлова, исследования фонда «Общественное мнение», Российского независимого института социальных и национальных проблем.

Отдельный блок работ сформировался по теме «православие и демократия». Среди основных авторов необходимо назвать А. Б. Зубова, А. И. Крлежева, А. М. Салмина, А. В. Щипкова. Эти работы затрагивают проблему формирования содержательного наполнения участия РПЦ в политике. Также диссертация основывается на статьях и работах зарубежных ученых: М. Блоха, Ж.-П.Вилэма, Х. Казановы, Р. Рюзер, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, Р. Шварц, М. Юргенсмейера, Я.Юкича.

Появлению отечественных исследований по религиозно-политической тематике способствовала заинтересованность, которую к ней проявили, как отечественные, так и иностранные научные центры. В 1996 году при МГИМО МИД России был основан научно-исследовательский центр «Церковь и международные отношения», который в 2000 году выпустил учебное пособие «Духовные основы мирового сообщества и международных отношений». В 2001 году Дипломатическая Академия МИД России провела научную конференцию «Религия и дипломатия», по результатам которой появился сборник с одноименным названием.

Из зарубежных фондов активную исследовательскую работу и обсуждение темы «религия и политика в России» проводили Московский центр Карнеги (США), фонд К. Аденауэра (ФРГ), Кестонский институт (Великобритания), Академия наук Финляндии. В результате исследовательской деятельности этих структур стала возможной публикация ряда работ, вводящих в научный оборот важные статистические и эмпирические данные, характеризующие общую религиозную ситуацию в стране в различных измерениях, в том числе политическом3.

Основными источниками для написания диссертации были Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы и другие государственные акты, которые регулируют деятельность религиозных организаций, Основы социальной концепции РПЦ (далее ОСК), документы церковных органов, отвечающих за внешнюю деятельность РПЦ, выступления, интервью, письма политических и церковных деятелей. Особое значение для данного исследования имели труды таких церковных деятелей, как Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Новизна исследования заключается в попытке на основе представлений о демократических требованиях по поводу отношений религии и политики дать системное видение участия Русской Православной Церкви в политическом процессе современной России. Выше было отмечено, что в современной отечественной науке отсутствуют работы, в которых бы интегрировались все аспекты взаимодействия РПЦ с политической сферой. На наш взгляд, отсутствие подобных работ связано, в том числе с методологической проблемой, обусловленной доминированием нормативизма в исследованиях отношений религии и политики. Правовой принцип разделения религии и.

3 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред.: Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана — М., СПб.: Летний сад, 2000; Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / под ред.: С. Б. Филатова — М., СПб.: Летний сад, 2002; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания: В 2 т. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов — М.: Логос, 2003. политики стал для многих исследователей демократии эвристическим принципом, который порой приводит к отрицанию самой возможности какой-либо положительной связи политики и религии в демократическом обществе.

В то же время существующий принцип разделения политики и религии в демократическом обществе, как правило, относится к конкретным институтам и функциям в политической сфере, а не в целом к политике как таковой. Он отсекает негативный исторический опыт взаимосвязи религии и политики, который приводил к использованию политических методов для достижения религиозных целей и религиозных средств для достижения политических целей. Однако принцип светскости не должен вести к отрицанию связи между политикой и религией, реально существующей на функциональном уровне. На наш взгляд, объективной плоскостью пересечения политики и религии является общественная этика. Эта та плоскость, с которой политика и религия связаны независимо друг от друга и от субъективного отношения к участию религии в политике. Только признание наличия такого моста между религией и политикой делает возможным говорить о самой возможности участия религиозной организации в политическом процессе какой-либо демократической страны. Обоснование этого тезиса также является новшеством настоящей работы.

Новизна диссертации состоит и в оценке влияния, которое оказала РПЦ на развитие современной политической системы России с 1993 года по 2004 год. Настоящей работой в научный оборот вводится пласт новых документов и материалов рассматриваемого периода, который раскрывает линию поведения как политических субъектов, так и РПЦ, в отношении присутствия религиозного фактора в политической системе современной России.

Цели и задачи исследования.

Основной целью исследования является построение модели, дающей представление о принципах и формах участия РПЦ в политических процессах.

10 современной России, а также ее оценка с точки зрения современных демократических требований. Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи: а) проводится анализ отношений между религией и политикой в современных демократических государствах на основе теоретических и эмпирических исследований политико-религиозной проблематики мировой и отечественной политической наукиб) изучается эмпирический материал, раскрывающий участие РПЦ в политическом процессе с 1993 год по 2004 год в Россиив) выстраивается модель участия РПЦ в политическом процессе России на основе проведенного case-studyг) оценивается изученная модель с точки зрения моделей, складывающихся в западных демократиях, и перспектив демократического развития России.

Методологическая база исследования.

Достижение целей и выполнение задач диссертации было осуществлено автором с помощью методов и принципов исследования, которые используются в современной политической науке.

В качестве основных теоретических оснований исследования в диссертации используются социально-философские концепции модерна и постмодерна применительно к взаимоотношениям между политикой и религией. С их помощью отдельно исследуются тенденции в западных странах и России, а затем проводится их сравнительная оценка. Эта процедура осуществляется в работе с помощью широкого применения системного подхода, который введен в исследование через понятия политическая система" и «политический процесс». Они позволяют выстроить модель политики, которая раскрывает ее широкое толкование, а также представить ее в виде отдельных элементов (акторов) и явлений (политическая культура, избирательный процесс, процесс принятия политических решений). Вспомогательную роль имели.

11 институциональный и функциональный подходы, которые более всего удобны для рассмотрения отношений таких организованных субъектов как РПЦ и основных политических акторов.

Необходимо отметить, что исследовательская модель выстроена на основе изучения и анализа опыта взаимодействия религии и политики в современных демократических странах. С объяснительной целью в работе присутствует обращение к религиоведческому и культурологическому анализу. Таким образом, настоящая диссертация является междисциплинарным исследованием, характер которой обусловлен сложностью исследуемого явления, находящегося на стыке политической и религиозной сфер жизни российского общества.

В теоретических и методологических построениях по теме идеологии и нормативности в политике диссертант опирался на работы Т. А. Алексеевой, К. М. Долгова, Э. А. Позднякова. Важную ценность представляют работы отечественных авторов по политической психологии Е. Б. Шестопал и других. Более общая проблематика демократического транзита России рассматривалась в свете работ отечественных ученых Н. И. Бирюкова, А. А. Дегтярева, А. Ю. Мельвиля, А. М. Миграняна, В. М. Сергеева, Л. Ф. Шевцовой.

Изучение практики сложившихся отношений между РПЦ и политической сферой в конце 90-х — начале 2000;х годов в России носит частично дескриптивный характер, то есть нацелено на более детальное ознакомление с феноменом участия РПЦ в политическом процессе. Однако, как представляется, это не снижает ценность работы, поскольку, по мнению отечественных ученых Н. Бирюкова и В. Сергеева, «проблема перехода к демократии требует исследований «дескриптивных», поскольку и стартовые условия, и пути развития различных обществ к демократии столь отличаются друг от друга, что постороение умозрительных моделей. вряд ли может претендовать на нечто большее, чем изречение оракула"4.

Основные положения, выносимые на защиту: а) В исследовании обосновывается тезис о том, что различие между обществами модерна и постмодерна фиксируется, в том числе на уровне отношений религии и политики. Для проекта модерна была свойственна ценностная ориентация на последовательное вытеснение религии из общества. В постмодерне происходит реабилитация права религии на участие в политической сфере, но при этом опыт ее участия подвергается селекции с демократических позиций. Положительный опыт интегрируется в политическую систему, а негативный отбрасывается через необходимые меры по разделению религии и политики в определенных случаях: например, разделение институтов и функций религии и политики. б) Результаты настоящего исследования привели к констатации наличия существенного различия между Россией и западными странами в характеристиках перехода от модерна к постмодерну. В России произошла не эволюционная смена одной эпохи другой, а резкий разрыв, который привел к построению новой модели отношений политики и религии на основе радикального отрицания советского опыта, предполагавшего вытеснение религии из общества. в) Самой адекватной и оптимальной с точки зрения демократии моделью участия религиозной организации в политическом процессе является модель гражданского общества. Базовые принципы и отдельные формы участия РПЦ в политическом процессе России в 1993;2004 годах свидетельствуют, что оно развивается по логике гражданского общества, несмотря на наличие некоторых отклонений в практике. г) Серьезной угрозой в демократическом государстве, в том числе в России, является возможная поляризация общества вокруг оценки роли религии в политике. В.

4 Бирюков Н. И. Становление институтов представительной власти в современной России / Н. И. Бирюков, В. М. Сергеев — М.: Агентство «Издательский сервис», 2004; 10 с. ближайшей перспективе такое развитие событий России не угрожает, но оно может стать возможным, если в стране не будет существовать и постоянно обновляться консенсус между сторонниками положительной и негативной оценки политической роли религии. Данную проблему невозможно решить навязыванием того или иного подхода с помощью административного ресурса, поскольку подобная дихотомия является естественным следствием различий во взглядах. Этот вопрос должен стать предметом серьезного общественно-политического диалога, результаты которого могут быть интегрированы в политическую систему.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в исследовательской, прикладной и преподавательской деятельности в качестве инструмента анализа влияния церковного фактора на политическую и общественную жизнь современной России, а также для разработки отдельных элементов государственной политики в области отношений с религиозными организациями. Поскольку работа выполнена на стыке различных наук, то содержащиеся в ней материалы могут привлечь внимание не только политологов, но и религиоведов, историков, философов и других специалистов, изучающих политическую и религиозную жизнь современной России.

Кроме того, введенный в научный оборот материал и сделанные выводы могут быть использованы для сравнительного изучения модели участия различных религиозных организаций в политических процессах России и других стран мира.

Апробация и реализация работы.

Отдельные результаты, полученные в процессе исследования, были использованы автором диссертации для чтения цикла лекций в рамках курса «Религия и современная политика» (МГИМО (У) МИД России, Факультет политологии), а также в практической и аналитической работе в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

По проблематике диссертации автор выступал на научной конференции «Религия и дипломатия» (Дипломатическая академия МИД РФ, 27−28 апреля 2001 г.), на круглом столе «Христианская политика» (МГИМО МИД РФ, 12 февраля 2004 г.), на круглом столе «Дипломатия России и проблемы толерантности в условиях глобализации» (III Конвент РАМИ 22 мая 2004 года, МГИМО МИД РФ), на конференции Всемирного совета церквей «Ответственность защищать» (21−23 апреля 2005 года, Женева, Швейцария).

Публикации.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Русская Православная Церковь и региональная система международных отношений в постсоветском пространстве // Материалы научной конференции «Религия и дипломатия», М.: Дипломатическая Академия МИД России, 2002. (0,5 листа).

2. Внешнеполитические ориентиры Русской Православной Церкви (1991;2000)// Pro et contra, Том 6, Осень 2001 — М.: Внешняя политика России: 1991;2000, Часть II. (1,5 листа).

3. Die Russische Orthodoxe Kirche und die Dumawahl // Berlin: Wostok, Oktober-Dezember, 2000, № 4 (1,2 листа).

4. Участие Русской Православной Церкви в политической жизни современной России / М.: Церковь и время, № 2 (27) 2004 (0,8 листа).

5. Политические партии и Русская Православная Церковь / М.: Политая, № 1 (32) 2004 (0,8 листа).

Заключение

.

Возвращение религии в общество западных стран в конце XX века вновь поставило на повестку дня вопрос о ее роли в политической жизни. Параллельно парадигме секуляризации, господствовавшей в предыдущий исторический период и провозглашавшей постепенное вытеснение религии из всех сфер человеческой жизни, возникла парадигма постсекулярная. Однако появившаяся ранее тенденция секуляризации продолжает существовать и находить дополнительные источники подпитки, например, в теориях насильственного характера религии. В то же время постсекулярному этапу свойственна сильная тенденция реинтеграции религии в публичную сферу демократических обществ. При этом из старой секулярной модели заимствуются принципы светскости основных политических институтов: государства и политических партий, которые сохраняют институциональную и функциональную дистанцию от религиозных организаций.

Сравнение процессов, развивающихся в пространстве пересечения политики и религии старейших демократических стран Запада и России, позволяет говорить об общих тенденциях и специфических чертах, присущих отечественной ситуации. Прежде всего, в западных странах и России произошла смена акцентов во взаимоотношениях политики и религии. Если в эпоху модерна господствовал взгляд на религию как отсталую форму сознания, которая способна тормозить прогресс и модернизацию, то переход к постмодерну во взаимоотношениях политики и религии означает признание положительной роли религии в общественной и личной жизни.

Несмотря на эту общую тенденцию, взаимоотношения политики и религии на.

Западе и в России развиваются на базе различного исторического опыта. Если в старых демократических странах в эпоху модерна исчезновение религии рассматривалось как естественный процесс, и по отношению к ней не предпринимались репрессивные меры, то в социалистическом лагере, возглавлявшемся СССР, ставка делалась на насилие и.

134 целенаправленную политику уничтожения религии. Это обстоятельство существенно повлияло на становление форм взаимоотношений политики и религии после демонтажа советской системы в начале 1990;х годов. Подчеркивание положительной роли религии в посткоммунистических странах стало особенностью их развития в 1990;х — 2000;х годах, поскольку производилось в противовес существовавшей в советское время модели дискриминации религии.

В то же время общей чертой на Западе и в России остается приверженность принципу светскости, как государства, так и других политических акторов. Принцип светскости признается политическими акторами и религиозными общинами. Однако происходит пересмотр философских и идеологических оснований этого принципа под влиянием развивающегося положительного отношения к религии. В новых условиях принцип светскости рассматривается как способ обеспечения единства многокультурного и многорелигиозного общества, а не как способ дискриминации и противостояния религии. Это переосмысление принципа светскости проходит в западных странах и России по-разному. Именно эта идея приводит в некоторых европейских странах и США к большей открытости политической сферы к религии, но и к одновременной дехристианизации публичной сферы, то есть демонтажу христианских символов и ссылок на христианство в политическом дискурсе. Чтобы подчеркнуть хорошее отношение к религии, вырабатываются символы и словесные формулы, которые обращены к религии вообще, без ссылок на какую-либо конфессиональную традицию.

Одновременно в некоторых западных странах присутствует и другая тенденция, предполагающая пропорциональное включение основных религиозных общин в публичную жизнь. Не следует эту тенденцию рассматривать как противодействующую формированию общерелигиозного пласта в политике. На самом деле обе тенденции являются взаимообусловленными. Присутствие множественности религиозных общин предполагает выработку слоя общих этических понятий, но не на богословском уровне, а.

135 на социально-политическом. Столкновение между двумя тенденциями может возникнуть, если сторонники каждой из них начнут претендовать на универсальность: например, если в условиях многорелигиозного общества одна конфессия будет претендовать на монополию присутствия в политической сфере или если общерелигиозная фразеология для общественно-политического уровня начнет претендовать на роль некой суперелигии. Именно так происходит в случае дехристианизации общественной жизни в современной Европе (Франции, Великобритании, Бельгии). Опыт других европейских стран (Италии, Германии, Польши) свидетельствует о том, что присутствующие в обществе новые религиозные традиции (например, ислам) могут вводиться в ткань общественной и политической жизни пропорционально количеству их сторонников и рядом с традициями христианского большинства, не вымещая их.

Модель участия РПЦ в политических процессах современной России находится в стадии становления. На формирование ее основных принципов и форм этого участия влияет борьба сторонников положительной и негативной оценки присутствия религии в политической сфере. Эти два подхода обнаруживаются не только на политическом уровне, но и являются отражением состояния массового сознания в российском обществе. В политической сфере наблюдается более или менее устойчивая корреляция положительного и отрицательного отношения к религии с определенными политическими движениями. Положительные оценки религии более характерны для современных коммунистов, патриотических и центристских политических сил, а отрицательные — для либеральных сил.

В то же время эти оценки не оформлены в четкие политические программы, а проявляются в зависимости от развития событий в пространстве пресечения общественной и религиозной сфер. Кроме того, приведенное распределение оценок религии по политическому спектру не является резко выраженным, поскольку.

136 существуют партии из лагеря патриотов и либералов, которые занимают отличную от своих «собратьев» позицию. Так, партия «Яблоко», являясь либеральной силой, демонстрирует положительное отношение к РПЦ. А ЛДПР, заявляя себя как патриотическая партия, нередко демонстрирует негативное отношение к РПЦ. Подобное наблюдение позволяет сделать вывод, что в России существование противоположных оценок религии не приводит к появлению противостояния по этой линии.

При дальнейшем выстраивании модели участия религии в политической сфере как политическим акторам, так и РПЦ придется принимать во внимание существование этих двух точек зрения на роль религии. Прочность и развитие различных форм участия РПЦ в политическом процессе России, которые были рассмотрены в настоящей диссертации, будут зависеть в обозримом будущем от соотношения и активности сторонников двух оценок религии. Исходя из этого, возможны два сценария развития событий. Первый сценарий предполагает борьбу между представителями двух «лагерей» «не на жизнь, а на смерть». Можно предположить, что подобный подход будет неизбежно вести к эскалации конфликта, как по кругу акторов, так и по применяемым средствам борьбы, вплоть до политического противостояния. В данном случае возникает несколько серьезных «но», которые могут остудить пыл даже самого верного сторонника своего «лагеря». Во-первых, как одни, так и другие представители подходов к религии не оформлены в некие большие объединения с четкими границами. Они «перемешены» в обществе. Это означает, что, подвергая жесткой и оскорбительной критике своего оппонента, можно задеть и своего сторонника. Например, это может быть в случае с педагогами, журналистами, чиновниками. Такое развитие событий неминуемо ведет к расколу общества и гражданскому противостоянию. Во-вторых, следует признать, что убежденных и осознанных сторонников из первого или второго лагеря не так много. Большинство граждан России имеют эклектичное сознание, свойство которого заключается в совмещении несовместимых представлений и убеждений.

Среднестатистический гражданин вполне может быть одновременно сторонником того и другого лагеря, в зависимости от ситуации.

Второй возможный сценарий заключается в отказе сторонников обеих подходов к религии от борьбы «до победного конца». Совершенно очевидно, что аргументы той и другой стороны имеют серьезную связь с пережитым личным опытом, а поэтому имеют серьезную эмоциональную окраску. Такой психологический настрой способен создавать очень взрывоопасную атмосферу, в которой никакие рациональные аргументы не будут приниматься. Более того, какие бы меры не предпринимались для подавления одной из сторон ее представители будут всегда присутствовать в общественной жизни России, как свидетельствует исторический опыт. Поэтому принципы и формы участия религии, в том числе РПЦ, в политической деятельности могут существовать только при условии широкого общественного консенсуса, в том числе со сторонниками сдержанного отношения к религии.

Основаниями для подобного консенсуса могут быть два критерия, мало зависящие от личностных предпочтений: очевидное признание тех или иных форм религиозного участия в политике большинством населения России и очевидный положительный эффект, производимый этой деятельностью на общественную и политическую жизнь страны. Анализ, проведенный автором диссертации уже существующего опыта участия РПЦ в политической жизни, подтверждает наличие такого положительного эффекта. В целом складывающаяся модель участия РПЦ в политическом процессе современной России находится в русле демократической теоретической традиции, а также процессов, развивающихся сегодня в западных демократиях, поскольку исключает принудительные методы внедрения своего мировоззрения и отличается терпимостью к другим мировоззренческим системам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирный русский собор. Российская соборная мысль. 26−28 мая 1993 года. Сборник материалов. — М.: 1993.
  2. II Всемирный русский собор. Через Духовное обновление к национальному возрождению. 1−3 февраля 1995 года. Сборник материалов. М.: Роман-газета, 1995.
  3. III Всемирный русский народный собор. Россия и русские на пороге XXI века. 4−6 декабря 1995. Сборник материалов-М.: Клуб реалисты, 1996.
  4. VI Всемирный русский народный собор. 13−14 декабря 2001 года. Сборник материалов. М.: 2002.
  5. А.Н. Комментарий к федеральному закону «О политических партиях» / Аверьянов А. Н., Васецкий Н. А., Маслов Ю. К. М.: Юрайт, 2003
  6. Ш. Партии, социально-культурная медиация и роль гражданского общества //Полис, 1994, № 1.
  7. Т.А. Политический процесс в социиокультурном измерении / Т. А. Алексеева. Москва: Апрель, 1998.
  8. Т.А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. М.: РОССПЭН, 2000.
  9. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси Россия. Духовное возрождение // Алексий И. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999
  10. П.Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Мир на перепутье/ Алексий II // Независимая газета. — 1999. — 11 июня
  11. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. //Журнал Московской Патриархии, 1997, № 3.
  12. Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Бердяев Н. А. -М.: ЗАО «Сварог и К», 1997
  13. Н.И. Становление институтов представительной власти в современной России / Н. И. Бирюков, В. М. Сергеев М.: Агентство «Издательский сервис», 2004
  14. В. М., Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству, СПб., 1997.
  15. Г. Формирование гражданского общества в России: надежды и реальность, МЭИМО, 1998, № 5.
  16. Вениамин (Федченков), митрополит, На рубеже двух эпох, М., Отчий дом, 1994.
  17. А. Политическая ксенофобия / Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. М.: Панорама, 1999
  18. В. Общественность: забытая практика гражданского общества //Pro et Contra, 1997, Т.2, № 4.
  19. В.Н. Вступительное слово / Ганичев В. Н. // I Всемирный Русский Собор. Российская соборная мысль М., 1993
  20. Государство и религиозные объединения. Материалы научно-практической конференции (25 января 2002 года). М.: 2002.
  21. Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: Сборник статей / Отв. редактор Кузнецов М. Н. -М., 2002.
  22. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998.
  23. А.А. Политические институты и государственные органы в институциональных изменениях современной России /А.А.Дегтярев. 1998.
  24. А.А. Принятие политических решений / А. А. Дегтярев. 2004.
  25. Демократический манифест программа Российской Демократической партии «Яблоко». Основы государственной политики на 2003−2005 гг., ЭПИцентр, М., 2003
  26. П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность / П. Н. Дозорцев СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.
  27. Документы, доклады Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г., М., Издательство Московской Патриархии, 1995.
  28. .В. Православие в социальном контексте / Б. В. Дубин // Информационный бюллетень мониторинга. 1996. — № 6 (26)
  29. Духовные основы мирового сообщества и международных отношений. Учебное пособие, М., МГИМО, 2000.
  30. Зоркальцев В./ «Правда» 31.10−1.11.2000
  31. А. Б. Современное русское общество и civil society: границы наложения //Pro et Contra, 1997, Т. 2, № 4.
  32. А.Б. Может ли стать традиционный правопорядок основанием новой российской государственности? / Российская политая на рубеже веков // под ред. А. М. Салмина. -М.: Политая, 2001.
  33. Информационный бюллетень № 8 1993, Встреча с Президентом
  34. История религий в России / под ред. Н. А. Трофимчука. М.: Издательство РАГС, 2001
  35. Кассиан (Безобразов), епископ. Царство Кесаря перед судом Нового Завета / Кассиан (Безобразов), епископ. -М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2001
  36. Кирилл (Гундяев), митрополит, Обстоятельства нового времени. Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы //НГ-религии, 26.05.99.
  37. Кирилл (Гундяев), митрополит. Религия и дипломатия: Взаимодействие ОВЦС Московского патриархата с Министерством иностранных дел России // Журн. Москов. патриархии. 2001. № 7.
  38. Кирилл (Гундяев), митрополит. Норма веры как норма жизни / митрополит Кирилл // Независимая газета. 2000. — 16 февраля и 17 февраля.
  39. Кирилл (Гундяев), митрополит. Обстоятельства нового времени / Независимая газета. — 1999. 26 мая.
  40. П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П.Козловски. М.: Республика, 1998.
  41. Комментарий к федеральному закону о политических партиях, под ред. В. В. Лапаевой М.: Юринформцентр, 2003
  42. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы, Сборник из 21 томов
  43. К. Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе //Социально-политический журнал, 1998, № 2.
  44. Д.Л. Гражданское общество и политическая теория / Д. Л. Коэн, Э. Арато. -М.: Весь мир, 2003
  45. И. А. Правовой статус религиозных объединений в России, М., Православное дело, 2000.
  46. Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты, М., Крутитской подворье, 1996.
  47. В. Р. Гражданская религия и христианство //Журнал Московской Патриархии, 2000, № 2, 5.
  48. В. Р. Письмо в редакцию (о гражданском обществе) //Pro et Contra, 1998, Т. 3, № 1.
  49. В. Р. Формирование новой религиозной парадигмы в информационном обществе (на примере «гражданской религии» США) //Материалы первого российского философского конгресса. Т. 5. Философия в мире знания, техники и веры, СПб. 1997.
  50. В.Р. Гражданская религия: pro et contra / В. РЛегойда Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 2002, № 2
  51. Манифест Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» Единая Россия. Путь национального успеха, М., 2003.
  52. Манифест российского патриотизма (За Россию великую и неделимую), М., 2000
  53. Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Русская Православная Церковь в советское время (1917−1991), составитель Штриккер Г., Кн. 1 и Кн. 2, М., Пропилей, 1995.
  54. Мейендорф Иоанн, протоиерей, Православие в современном мире, М., Путь, 1997.
  55. А.Ю. Внешние и внутренние факторы демократических транзитов / А. Ю. Мельвиль. М.: МГИМО, 1999.
  56. А.Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты) / А. Ю. Мельвиль. М.: МОНФ, 1999.
  57. A.M. Россия в поисках идентичности / А. М. Мигранян. М.: Международные отношения, 1997.
  58. А.В. Политизация «православного мира» / А. В. Митрофанова. М.: Наука, 2004.
  59. Л.Н. Философия религии / Л. Н. Митрохин. М.: Издательство «Республика», 1993.
  60. Николин Алексей, священник, Церковь и государство. История правовых отношений / свящ. Алексей Николин. М.: Сретенский монастырь, 1997
  61. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию //Информационный бюллетень ОВЦС, 2000, № 8.
  62. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //Информационный бюллетень ОВЦС, 2000, № 8.
  63. Г. Интервью, НГ-религии, 17.09.2003
  64. Петровская Ирина Боги на стороне правительства, Известия, 17.04.2004
  65. Платон (Игумнов), архимандрит Миссия Церкви в прошлом и настоящем и ее место в гражданском обществе //Журнал Московской Патриархии, 1998, № 9.
  66. Э.А. Философия политики в 2 томах / Э. А. Поздняков. М.: 1994.
  67. Политическое заявление Десятого чрезвычайного Съезда народных депутатов Российской Федерации 3 октября 1993 года / Участие Русской Православной Церкви в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в России // ОВЦС МП 1993, № 10
  68. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. -М.: Весь мир, Инфра-М, 2001.
  69. Е. Научно-богословская конференция «Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество» 12−17 июля 1998 года //Журнал Московской Патриархии, 1998, № 9.
  70. И.В. Светскость государства / И. В. Понкин. М.: УНЦДО, 2004.
  71. Попов Василий, протоиерей, Православие и свобода, М., Народная польза, 1998.
  72. Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902 1998. — М.: Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, 1999.
  73. Православие, политика и общественное сознание в современной России //Политая, 1997−1998, № 4(6).
  74. Православная газета. Екатеринбург", № 46, 2003, Священноначалие Екатеринбургской епархии вновь подтвердило неучастие Церкви в политической борьбе http://orthodox.etel.rU/2003/46/l vibori. shtml
  75. Проблемы становления гражданского общества в России, Красноярск, 1996.
  76. Программа политической партии «Союз правых сил» (Российский либеральный манифест), http://www.sps.ru
  77. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / под ред.: С. Б. Филатова М., СПб.: Летний сад, 2002- Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания: В 2 т. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов -М.: Логос, 2003
  78. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / под ред. В. И. Бахмина. М.: Аспект пресс, 1996.
  79. Русская Православная Церковь и право, комментарий, под ред. Ильичев М. В., М., Бек, 1999.
  80. А. М. Пока не.О фундаменте здания, которое строили, начиная с крыши //НГ-Сценарии, 12.04.2000.
  81. А. М. Право для Берии и Чикатило //Известия, 18.05.2000.
  82. A.M. Русская Православная Церковь и постсоветская политая: самоопределение во времени, пространстве, культуре (1988−1998 годы) / А. М. Салмин // Политая. 1998. — № 4 (6).
  83. A.M. Современная демократия / А. М. Салмин. М.: ad Marginem, 1997
  84. В.М. Демократия как переговорный процесс / Сергеев В. М. М.: МОНФ, 2001
  85. И. К. История Русской Церкви 1700−1917, Т. 8, Ч. 2, М., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997.
  86. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред.: Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана М., СПб.: Летний сад, 2000
  87. Тишайшие переговоры. 1−3 октября 1993 года. Запись фонограммы переговоров в Свято-Даниловом монастыре / Магистериум, М. 1993.
  88. Устав Русской Православной Церкви //Информационный бюллетень ОВЦС, 2000, № 8.
  89. Участие РПЦ в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в России. Документы / Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата.-М.: 1993
  90. С.А. Совершенно несекретно / С. А. Филатов М.: ВАГРИУС, 2000
  91. С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ / С.Б.Филатов//Полис 1998 или 1999
  92. Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? / Ю.Хабермас. М.: Весь мир, 2002
  93. Ю. Вера и знание. Будущее человеческой природы / Ю.Хабермас. М.: Весь мир, 2002
  94. С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. М.: ACT, 2003
  95. С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / С.Хантингтон. -М.: Росспэн, 2003
  96. О. Проект Достоевского //Pro et Contra, 1997, Т.2 № 4.
  97. М. П. Столкновение гражданского общества (философско-социологический аспект). М., 1996.
  98. Л.Ф. Режим Бориса Ельцина / Л. Ф. Шевцова. М.: 1999.
  99. Церковь и демократия. Сборник. М.: Отчий дом, 1996.
  100. Цыпин Владислав, протоиерей, История Русской Церкви 1917−1997, Т. 9, М., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997.
  101. Цыпин Владислав, протоиерей, Церковное право. М.: 1996.
  102. Чаплин Всеволод, протоиерей, Мы идем не в чужой монастырь. Только двустороннее движение сблизит Россию и западную Европу //Независимая газета, 9.02.2000.
  103. Чаплин Всеволод, протоиерей, Религия и конфликт. Истоки, проблемы и пути разрешения //Независимая газета, 22.09.2000.
  104. Чаплин Всеволод, протоиерей. Миротворцы // Радонеж. 2001. № 11 -12 (114)
  105. О.В. Церковь и демократия. Опыт Швеции / О. В. Чернышева. -М.: Наука, 1994
  106. Четыре года с Путиным. Сборник статей из газеты «Время новостей». М.: Время, 2004.
  107. М. Во что верит Президент? Владимир Путин рассказал всему миру о своих религиозных взглядах / Независимая газета, 12.09.2000
  108. В.М. Земский и городской союзы (1914−1917), Аналитический обзор, М., 2000.
  109. А.В. Глобальная демократизация и глобальный кризис //Космополис, альманах, 1999.
  110. Е.Б. Образы власти в пост-советской России / Е. Б. Шестопал. — М.: Алетейа, 2004.
  111. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии / Е. Б. Шестопал. М.: РОСПЭН, 2000
  112. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии //Полис, 1996, № 5.
  113. К. А. Философская концепция государства и гражданского общества, Томск, 1996.
  114. А. В. Соборный двор. Публицистические статьи: 1991−2001 / А. В. Щипков М.: Издание Гильдии религиозной журналистики Медиасоюз, 2003
  115. А. В. Христианская демократия в России / А. В. Щипков М.: Издательский дом «Ключ-С», 2004
  116. Appleby Scott R., The Ambivalence of the Sacred. Religion, Violence, and Reconciliation, Lanham, MD: Rowman and Littlefield Publishers
  117. Berger P., The Desecularisation of the World: A Global Overview, in id. (ed.), The Desecularisation of the World. Resurgent Religion and World Politics, Grand Rapids: Eerdmans, 1999
  118. Bloch M. Prey into Hunter. The Politics of Religious Experience / Bloch M. -Cambridge: Cambridge University Press, 1992
  119. Boeve L. Religion after Detraditionalisation. Christian Faith in a Post-Secular Europe / Boeve L. // The new visibility of religion in European Democratic culture. Conference proceedings ed. by Hoelzl M. 2004 www.art.man.ac.uk/RELTI IF. OL
  120. Caputo John The Prayers and Tears of Jacques Derrida / Caputo John. Bloomington: Indiana University Press, 1997
  121. Cox H. The Myth of the Twentieth Century. The Rise and Fall of 'Secularisation' / Cox H. // in G. Baum (ed.), The Twentieth Century. A Theological Overview New York: Orbis, 1999
  122. Derrida Jacques Spectres of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning, and the New International / Derrida Jacques. Rutledge: New York, 1994
  123. Draft Treaty establishing a Constitution for Europe submitted to the European Council Meeting in Thessaloniki 20 June 2003. the European Convention
  124. Dubet F. Dans quelle societe vivons-nous? / F. Dubet, D.Martuccelli. Paris.: Seuil, 1998
  125. Eslin J.-C. Indepassable religion / Esprit / juin 1997, #6
  126. Gauchet M. La Democratie contre elle-meme / Gauchet M. Paris: Gallimard, 2002
  127. Gvosdev Nikolas K. Outside View: Vladimir Putin’s faith / The Washington Times, 25 February 2004
  128. Jukic J. Lica i Maske Svetoga. Ogledi iz drustvene religiologije / Jukic J. Zagreb: Krscanska sadasnjost, 1997
  129. Jurgensmeyer M. Terror in Mind of God. The Global Rise of Religious Violence / Jurgensmeyer M. Berkeley: University of California Press, 2000
  130. Lambert Y. A Turning Point in Religious Evolution in Europe / Lambert Y. // in Journal of Contemporary Religion, 19 (2004) 1
  131. Roman J. Qu’est-ce qui fait lien? / Fragile democratie. Politique, cultures et religions dir.J.Weydert // Roman J. Paris: Bayard, 1998
  132. Ruether Radford Rosemary Sexism and God-talk: toward a feminist theology / Ruether Radford Rosemary Boston: Beacon Press, 1983
  133. Schwartz R. The Curse of Cain: The Violent Legacy of Monotheism / Schwartz R. — Chicago: The University of Chicago Press, 1997
  134. The new visibility of religion in European Democratic culture. Conference proceedings ed. by Hoelzl M. 2004 www.art.man.ac.uk/RELTMEOL
  135. Tocqueville A. De la democratie en Amerique / Tocqueville A. Paris: CF-Flammarion, 1981
  136. Ward G. Postsecularity? The New Public faces of religion / The new visibility of religion in European Democratic culture. Conference proceedings ed. by Hoelzl M. 2004 www.art.man.ac.uk/RELTI IF. OL
  137. Willaime J.-P. Europe et religions. Les enjeux du XXIe siecle / Tocqueville A. Paris: Fayard, 2004
  138. Beauvisage L. La croix et la faucille. La religion a l’epreuve du postsovietisme / L.Beauvisage. Paris.: Bayard Editions, 1998
Заполнить форму текущей работой