Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности социально-психологической адаптации студентов вузов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве исходной теоретической позиции мы опирались на идеи культурно-исторической концепции JI.C. Выготского о социальной детерминации психики. Согласно JI.C. Выготскому, истоки формирования высших психических функций кроются в особенностях взаимодействия индивида с социальным окружением. J1.C. Выготский считал, что человек «вступает в общение с природой не иначе как через среду… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы социально-психологической адаптации студентов со склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям
    • 1. 1. Теоретический анализ развития научных взглядов на проблему социально-психологической адаптации
    • 1. 2. Влияние социально-психологических и возрастных характеристик студенчества на особенности их социально-психологической адаптации
    • 1. 3. Характеристика социально-психологической адаптации студентов
    • 1. 4. Проблемы социально-психологической адаптации студентов как факторы риска формирования склонности к алкогольной и наркотической зависимостям
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов со склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям
    • 2. 1. Организация и методы исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям
    • 2. 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям
    • 2. 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации с особенностями мотивации и поведения у студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Особенности социально-психологической адаптации студентов вузов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Динамика современной жизни такова, что модернизация сознании и постоянная необходимость в перманентной социально-психологической адаптации к складывающимся условиям жизнедеятельности становятся насущной потребностью каждого. Поэтому исследование феномена и сущности адаптации человека в последние десятилетия является одной из самых актуальных проблем медико-биологических, психологических и социальных наук.

На современной информационной стадии развития общество и технологии достигли такого уровня, когда ряд ученых говорят об изменении социальных условий существования [180]. Авторы «Психологической энциклопедии» Н. Сандберг, А. Уаинбергер и Д. Таллин прогнозируют дальнейшее нарастание сложности существования как следствие увеличения доступа к информации и информационной перегрузки, «сдвига убеждений» и упадка традиций [151]. Трансформация самосознания сопровождается обесцениванием многих устоявшихся идентификационных категорий. Данное явление получило название «кризис социальной идентичности». Сложившаяся ситуация требуют от человека гибкости в использовании социально-психологических механизмов адаптации к социуму.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие заметно увеличилось количество научных работ, посвященных социально-психологической адаптации личности, мы согласны с мнением В. Г. Асеева, который считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения данного понятия продолжает оставаться весьма актуальной и требующей научного и всестороннего разрешения [12].

В настоящее время отсутствует единая и обоснованная модель изучения социально-психологической адаптации. Сохраняют актуальность проблемы профессионального становления, образа жизни, все еще остаются открытыми вопросы влияния микросоциальной среды. Появляется необходимость научного изучения вышеназванных областей как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.

Таким образом, в условиях объективного возрастания научного интереса к явлению адаптации возникает необходимость анализа данного феномена применительно к разным социальным формальным и неформальным группам. Наиболее актуальна данная проблема для категории студентов, так как процесс социально-психологической адаптации у них проходит более динамично и связан с изменением условий существованиявыходом из-под опеки родителей и учителей, попыткой самостоятельного решения возникающих проблем, профессиональной идентификацией и профессиональным становлением. Также «к сожалению, комплексная оценка влияния „модернизационных стрессоров“ на молодежь практически остается вне поля зрения специалистов» [79]. При этом проблематика, связанная с социокультурными трансформациями и их следствиями, признается сегодня одной из самых актуальных исследовательских областей, поскольку имеет важный объяснительный и прогностический смысл [79].

Исследование особенностей адаптации студентов, склонных к аддикциям, является в настоящее время одной из наиболее востребованных областей. В молодежной среде присутствует высокий уровень аддикций, причем зависимости от психоактивных веществ имеют первостепенное значение, что подтверждается социальными и эпидемиологическими исследованиями. Ведущими политиками России зависимость от психоактивных веществ призвана не только угрозой национальной безопасности не только России, но и всему международному сообществу.

Министр иностранных дел РФ C.B. Лавров в 2010 году на международном антинаркотическом форуме отметил, что вопрос этотисключительно вопрос практической политики, экзистенциальный вопрос для всей нашей цивилизации. Поэтому поиск возможностей для успешной ресоциализации данных лиц является актуальной проблемой. Разрешение этой проблемы связано с пониманием особенностей социальной адаптации, а также поиском на основе полученных сведений компенсаторных механизмов для относительно успешной социализации человека склонного к психоактивным веществам.

Вопрос об особенностях социально-психологической адаптации студентов, склонных к зависимости, как отдельная тема исследования, поднимается впервые. Также недостаточно разработанной остается проблема самого феномена социально-психологической адаптации. С одной стороны, проблема является одной из наиболее часто обсуждаемых учеными самых разных направлений, с другой, многие исследования носят описательный социологический характер и обнаруживают существенные различия в понимании данного феномена различными авторами. По мнению исследователя J1.M. Колпаковой «развиваемое в современных теориях представление о личности как субъекте жизни требует подхода к ее изучению в новых проекциях» [80, с. 6].

Таким образом, в настоящее время существует явное несоответствие уровня анализа социально-психологического аспекта проблемы потребностям общества Это касается как проведения теоретико-методологических исследований, так и выработки практических рекомендаций. Отсутствуют системные исследования социально-психологических аспектов феномена адаптации. Вместе с тем ряд исследователей доказывают, что созрела необходимость интеграции концептуального и методического инструментария, чтобы исследовать личность как целостный феномен в динамике изменений ее жизни и деятельности, предполагающих возможные стрессы [80].

В рамках одной научной работы сложно охватить все аспекты социально-психологической адаптации, поэтому в диссертации сделан акцент на исследовании проблем социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, а также анализе мотивационного и поведенческого составляющих адаптации, так как проблема употребления психоактивных веществ связана, с одной стороны, с нарушением поведенческой активности, саморегулиции, с другой стороны, с искажением ценностно-мотивационной составляющей личности. Теоретико-методологическая база исследования Методологическую основу нашего исследования составили идеи культурно-исторической концепции JI.C. Выготского о социальной детерминации психики, идеи Рубинштейна, идеи Б. Ф. Ломова о типологии направленности личности как показателе результативности процесса социализации [39, 148, 106].

В качестве исходной теоретической позиции мы опирались на идеи культурно-исторической концепции JI.C. Выготского о социальной детерминации психики. Согласно JI.C. Выготскому, истоки формирования высших психических функций кроются в особенностях взаимодействия индивида с социальным окружением [40]. J1.C. Выготский считал, что человек «вступает в общение с природой не иначе как через среду, и в зависимости от этого среда становится важнейшим фактором, определяющим и устанавливающим поведение человека» [40, с.12]. Среда понималась им как культурно-историческая реальность, интегрирующая в себе опыт развития человечества и состоящая из предметов, имеющих для человека определенное значение. Таким образом, социально-психологическая адаптация не может рассматриваться без учета особенностей социокультурной среды. Для описания взаимосвязи и взаимовлияния субъекта адаптации и социокультурной среды мы опирались на общенаучную методологию системного подхода (Садовский В.Н., Юдин Э. Г., Нуруллин P.A. и др.) [150, 126]. В рамках данной парадигмы человек 6 рассматривается как сложная, открытая и саморазвивающаяся система. Эта система осуществляет постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Вышеизложенное в контексте социальной психологии подтверждает и постулат Айзенка о том, что гены дают предрасположенность к чему-либо, но именно окружающая среда формирует окончательный результат [192]. Понятие взаимодействие является центральным в системно-синергетическом подходе и данному понятию отведено большое методологическое значение. Теория психологических систем В. Е. Клочко позволяет снять ранее непреодолимую дихотомичность понятий «объективное» и «субъективное», «человек» и «среда» путем обозначения существования третьей реальности, порождаемой взаимодействием двух первых, в которой нарушается «безразличность объективной реальности присутствием в ней субъективного" — иначе посмотреть на движущие силы развития, где усложнение взаимодействий со средой влечет за собой появление более сложных мерностей и т. д. [75]. При этом мы признаем решающую роль активности личности, которая имеет важное методологическое следствие, позволяющее выйти в осмыслении проблемы адаптивного взаимодействия индивида со средой из «узких» рамок взглядов на пассивное подчинение требованиям среды на широкое понимание адаптации как процесса активного преодоления индивидом своих внутренних ограничений и внешних препятствий [50]. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, взаимозависимой, связи индивида с окружением, где индивиду отводится первостепенное значение.

Таким образом, в качестве базовых методологических подходов мы применяли системный и субъектный.

Большое значение для решения поставленной проблемы имели работы, посвященные исследованию социально-психологической адаптации, научные труды, связанные с изучением социально-психологических особенностей студенческой молодежи, а также исследования, направленные на изучение алкогольной и наркотической зависимостей.

Проблемы социально-психологической адаптации широко рассматривались как в зарубежной, так и в отечественной науке. Объектом анализа послужили труды основоположников и разработчиков социально-психологических подходов к изучению адаптации: К. А. Абульхановой, Ю. А. Александровского, Д. А. Андреевой, М. А. Беребина, Ф. Б. Березина, О. В. Зотовой, Р. Лазаруса, В. Г. Леонтьева, A.A. Налчаджяна, A.A. Реана, Г. Селье, Э. Эриксона и других [1, 3, 8, 20, 69, 95, 99, 124, 143, 153, 182]- авторов, отводящих мотивационным механизмам системообразующую роль в адаптационном процессе: Ф. Б. Березина, Г. С. Беккера, Г. А. Балла, А. Маслоу, Д. Нюггена, Т. Парсонса, Л. Н. Собчик, М. С. Яницкого и других [23, 18, 14, 197, 127, 158, 186]. Исследованием феномена адаптации занимались также такие ученые как А. Бандура, Г. Гартман, А. П. Коцюбинский, Е. С. Кузьмина, Н. М. Лебедева, В. Г. Леонтьев, Ж. Пиаже, З. Фрейд, К. Юнг и другие [15, 194, 87, 92, 98, 99, 133, 169, 183].

Различные аспекты социально-психологических особенностей студентов вузов широко исследуются в современной психологической науке. Их изучению посвящены работы E.H. Азаровой, Б. С. Алишева, Е. Л. Буслаевой, A.A. Волочкова, Н. И. Кобзева, Ю. А. Кумыриной, A.B. Мудрик, Г. С. Прыгина, А. Е. Созонов, И. Б. Терешкиной и др. [2, 4, 31, 38, 76, 94, 121, 140, 159, 162].

Социально-психологические особенности лиц, подверженных алкогольной и наркотической зависимостям, рассматривались следующими авторами: С. Б. Белогуровым, Ф. М. Волгиной, Л. В. Грузд, А. Н. Грязнов, П. И. Губочкин, В. Г. Двоеносов, В. В. Дунаевский, В. А. Жмуров, В. Ю. Завьялов, Н. С. Лопаева, В. Д. Москаленко, В. Д. Менделевич, Н. П. Фетискин и др. [19, 36, 51, 52, 58, 61, 65, 66, 107, 120, 115].

Диссертационные исследования на тему социально-психологической адаптации были представлены по особенностям адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста авторами: Ганжа С. Ю. (2000), Лисина Е. А. (2004) — по особенностям адаптации подростков: Рахманина И. Н. 8.

2006), Закондырина В. А. (2009) — по особенностям адаптации студентов: Росляков А. Е. (2003), Эрендженова В. К. (2005), Эзиешвили Э. Э. (2005), Кузьмина В. М. (2006), Цуканова А. П. (2006), Логинова Е. В. (2006), Чучелина, Е.В. (2007), Дорошенко Т. Е. (2008), Петраш Е. А. (2009) — по особенностям адаптации взрослых: Мельникова Н. Н. (1999), Ларионова С. А. (2001), Павловец Г. Г. (2002), Штак C.B. (2006), Смирнова C.B. (2007), Морозова Е. В. (2008), Колпакова Л.М.(2011).

Объект исследования — студенты вузов, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям.

Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации студентов вузов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Цель исследования — выявить особенности социально-психологической адаптации студентов вузов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Гипотеза исследования.

Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, связаны с деструктивными направлениями взаимодействия в системе «личность-социокультурная среда» и выражаются в упращении внутренней структуры и разрушении структурной целостности личности.

В соответствии с целью, объектом и предметом, а также гипотезой исследования были сформулированы следующие методологические, теоретические и эмпирические задачи:

1. На основании анализа отечественной и зарубежной научной литературы выявить основные характеристики социально-психологической адаптации студентов.

2. Разработать и апробировать опросник, позволяющий выявлять специфику адаптационных изменений в системе взаимодействия «личностьсоциокультурная среда» у студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

3. Эмпирически выявить особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

4. Выявить взаимосвязь проблем социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, с их мотивационными и поведенческими особенностями.

Отметим, что необходимость разработки опросника «Диагностика социально-психологической адаптации личности» обусловлена двумя аспектами. Во-первых, необходимостью эмпирического подтверждения авторского теоретического конструкта — модели социально-психологической адаптации личности. В свою очередь, об актуальности теоретической разработки социально-психологической адаптации свидетельствует проведенный теоретический анализ темы, показавший, что сущность адаптации выражается многообразно и противоречиво, отсутствует общепризнанное психологическое определение адаптации, выделяется множество разновидностей адаптации, не определены ее единые критерии и показатели, процедура измерения и интерпретации. Как показало изучение научной литературы по данной проблематике, наиболее востребованы сегодня не результаты конкретных эмпирических исследований, а объяснительные и прогностические модели изменения и развития общества в целом и индивида, в частности. Второй аспект необходимости разработки авторского опросника заключается в том, что существующие эмпирические методы диагностики адаптации преимущественно построены на отождествлении особенностей адаптации с личностными особенностями, тогда как уже на ранних этапах исследования адаптации биологами (в том числе отечественными — П. К. Анохиным, И. П. Павловым, А.Н. Северцевым) установлена несводимость адаптации только к индивидуальному уровню.

Поэтому авторский опросник построен на идеях системного подхода, позволяющего рассматривать личность как часть системы и адаптацию как результат взаимодействия (прогрессивного либо регрессивного) в рамках данной системы.

Методы исследования', в ходе работы использовались методы теоретического и эмпирического уровней: анализ, синтез, сравнение, обобщение, социально-психологическое тестирование. На всех этапах исследования использовались методы статистической обработки данных: корреляционный, кластерный, сравнение средних значений.

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

1. Авторский опросник «Диагностика социально-психологической адаптации личности» (Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н.).

2. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд).

3. Многоуровневый личностный опросник Адаптивность-99 (Маклаков А.Г., Чермянин C.B.).

4. Опросник «Склонность к аддиктивному поведению» (Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А.).

5. Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.).

Для решения поставленной в работе исследовательской проблемы оказалось важным также освещение мотивационного и поведенческого составляющих социально-психологической адаптации с помощью следующих методик:

6. Смысложизненные ориентации (Леонтьев Д.А.).

7. Тест самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.).

8. ДОС-39 (Ишков А.Д.).

9. Копинг-тест (Лазарус Р.).

Для статистической обработки результатов исследования применялись программы Excel 2000 и SPSS. Ю.О., Statistica 6.0.

База и этапы исследования: Исследование проводилось на базе высших учебных заведений г. Казани, г. Йошкар-Олы, г. Самары. Всего в исследовании приняло участие 912 студентов Казанского (приволжского) федерального университета, Казанского государственного медицинского университета, Казанского государственного энергетического университета, Казанского национального исследовательского технического университета, Академии социального образования (Казань), Марийского государственного университета (Йошкар-Ола), Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара). Возраст испытуемых от 19 до 23 лет. 21,1% - юноши- 78,8% девушки. Стратегия формирования выборкирандомизация.

Для достижения цели исследования, проверки выдвинутой гипотезы и решения соответствующих задач была разработана и реализована программа исследования, включающая четыре этапа:

I этап (2006;2007 гг.) — подготовительный. Осуществлялось изучение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме адаптации и социально-психологической адаптированности разных социальных групп. Состоялась защита дипломной работы «Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением психического развития» (ТГТПУ, 2007 г.). В последующем полученная информация была использована при анализе литературы и интерпретации результатов эмпирического исследования.

II этап (2009;2010 гг.) — теоретический. Осуществлялась интеграция полученных теоретических и эмпирических данных, определение приоритетных направлений исследования. Была выстроена методологическая позиция и рассмотрены основные противоречия изучаемой проблемы.

Конкретизировались задачи и категориальный аппарат исследования.

III этап (2010;2011 гг.) — эмпирический. Осуществлялись определение репрезентативной выборки испытуемых, конструирование и проверки диагностического инструментария, разработка комплексной методики и программы исследования. Проведено поэтапно в соответствии с исследовательским замыслом эмпирическое исследование.

IV этап (2011;2012 гг.) — обобщающий. Обобщались и интерпретировались полученные результаты эмпирического исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, оформлена диссертационная работа. Представленная работа является итогом научных исследований и практической психологической деятельности автора, осуществлявшихся на протяжении 6-ти лет, в том числе в системе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования 4 года.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Выделены, обоснованы и описаны аспекты социально-психологической адаптации личности в рамках системы «личность-социокультурная среда»: социальная нормативность, социальная ориентированность, отношение к адаптации, целеполагание, ориентация на преобразование, саморазвитие, анализ ситуации, взаимодействие, самосохранение, идентификация.

2. Разработан авторский опросник «Диагностика социально-психологической адаптации личности», направленный на выявление дезадаптивных направлений социально-психологической адаптации студентов в системе «личность-социокультурная среда».

3. Впервые выявлены особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и.

13 наркотической зависимостям, связанные с проблемами в целенаправленности, самосохранении и саморазвитии.

4. Определена взаимосвязь проблем социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, со снижением мотивации к деятельности и выбором неконструктивных форм социального взаимодействия. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что доказаны положения, раскрывающие научные представления о взаимосвязи склонности к алкогольной и наркотической зависимости с проблемами социально-психологической адаптациидано и обосновано определение социально-психологической адаптации как согласование компонентов системы «личность-социокультурная среда» в результате взаимодействия личности с совокупностью материальных и социальных составляющих социокультурной средыопределено, что в рамках системы «личностьсоциокультурная среда» социально-психологическая адаптация характеризуется направлением (конструктивное/деструктивное) и аспектом взаимодействия личности и социокультурной средыизложены теоретические и экспериментальные обоснования аспектов социально-психологической адаптации студентов — социальная нормативность, социальная ориентированность, отношение к адаптации, целеполагание, ориентация на преобразование, саморазвитие, анализ ситуации, взаимодействие, самосохранение, идентификация. Выделены основные характеристики современной социокультурной среды, выявлены противоречия социокультурной среды студенчества, обуславливающие ключевые проблемы социально-психологической адаптации студентов. Концептуальная основа разработанного и апробированного опросника «Диагностика социально-психологической адаптации личности» в контексте социальной психологии углубляет теоретические знания о социально-психологической адаптации человека в социуме. Диссертационное исследование выполнено в рамках Постановления Бюро Отделения профессионального образования Российской.

14 академии образования от 26.06.2010 г. № 6 «Формирование мотивации на снижение уровня аддикций у студентов в их профессиональном становлении». Полученные научные данные расширяют современные представления о специфике формирования зависимости, разработанные в аддиктологии и смежных с ней дисциплинах, а также вносят значительный вклад в социальную психологию.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная и апробированная диагностическая методика позволяет выявлять проблемы социально-психологической адаптации. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке программ учебно-воспитательного процесса в вузах, позволят скорректировать работу педагогов, психологов, направленную на снижение склонности студентов к зависимостям путем повышения эффективности их социально-психологической адаптации в период обучения в вузе. Результаты исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области социальной психологии, социологии, психологии и педагогики. Материалы исследования будут особо полезны для курсов повышения квалификации работников психологических служб вузов, специалистов по воспитательной работе. На основании полученных исследовательских данных, теоретического и эмпирического анализа взаимосвязи саморазрушающего и самоповреждающего поведения, склонности к аддиктивному поведению и проблем социально-психологической адаптации личности студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, были разработаны рекомендации, направленные на помощь в решении проблем социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая адаптация студентов может быть охарактеризована направлением взаимодействия в системе «личность-социокультурная среда» по каждому из аспектов: социальная нормативность, социальная ориентированность, отношение к адаптации, целеполагание, ориентация на преобразование, саморазвитие, анализ ситуации, взаимодействие, самосохранение, идентификация.

2. Специфика социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, заключается в реализации деструктивных направлений взаимодействия в системе «личность-социокультурная среда».

3. Снижение эффективности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, проявляется в ослаблении их побуждения к активности, связанном, с одной стороны, с фаталистическим восприятием жизни, с другой — с пониженной оценкой своих возможностей, а также в выборе неконструктивных форм социального взаимодействия.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные выводы диссертационного исследования докладывались на:

Межрегиональной научно-практической конференции.

Многоуровневая подготовка компетентных специалистов в условиях опережающей стандартизации профессионального образования" (Казань, 2009), Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Казань, 2009), Международной научно-методической конференции «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2010), Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социально-ценной личности» (Бирск, 2010), Материалы Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в современном профессиональном.

16 образовании" (Казань, 2010), VII Всероссийской научно-практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» (Арзамас, 2011), Международной научно-практической конференции, посвященной 35-тилетию Института педагогики и психологии профессионального образования РАО «Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики» (Казань, 2011), I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационная среда негосударственного сектора высшего профессионального образования» (Казань, 2012), II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика» (Казань, 2012), V Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Ставрополь, 2012), Международной заочной научно-практической конференции «Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск, 2012), Международном Конгрессе «Психология XXI столетия», посвященном 20-летию МАПН (Ярославль, 2012), Международной научно-практической конференции «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация» (Москва, 2012).

Публикации по теме диссертации.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикациях автора, из них: статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК-4- в научных журналах-1- монографий-2- в сборниках научных трудов-1- докладов и выступлений на конференциях-11- учебно-методическое пособие-2. Общий объем публикаций составил 12,85 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Структура диссертации отражает логику и порядок решения задач исследования. Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Полный объем диссертации составляет 198 страниц, в том числе 15 таблиц, 8 рисунков, 5 приложений. Список использованной литературы состоит из 201 наименования.

Выводы по главе 2.

1. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, заключаются в выборе ими дезадаптивных направлений в системе взаимодействия «личность-социокультурная среда», приводящих к спонтанному, нецеленаправленному, то есть не «структурированному» подходу к процессу адаптации, а отсутствие ценностно-мотивационного стержня личности способствует разрушению структурной целостности личности в процессе адаптации.

2. У студентов, склонных к алкогольной зависимости, проблемы адаптации преимущественно связаны с неготовностью к изменениям: самоизменению и воздействию. У студентов, склонных к наркотической зависимости, проблемы адаптации преимущественно связаны с аспектами: социальная нормативность, саморазвитие и идентификация. Выделенные особенности обуславливают как общие черты, так и специфику адаптации студентов, склонных к алкогольной или наркотической зависимостям.

3. Снижение эффективности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, проявляется в ослаблении мотивации, связанное, как с фаталистическим восприятием жизни, фокусировкой на негативных ее сторонах, неспособностью увидеть положительные стороны в сложившейся ситуации, так и с пониженной оценкой своих возможностей, вызванной негативным самоотношением и проблемами в самоорганизации. Уменьшение эффективности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, также проявляется в неконструктивных формах социального взаимодействия, выбор которых обусловлен типом склонности.

4. Для студентов, склонных к алкогольной зависимости, характерны конфронтационный копинг, дистанцирование, бегство или избегание проблемы. Для студентов, склонных к наркотической зависимости, характерными являются дистанцирование, бегство или избегание, частый отказ от поиска социальной поддержки, планирования решения проблемы, а также концентрация на негативных сторонах ситуации при социально-психологической адаптации.

Заключение

.

Таким образом, представленная тема нашего диссертационного исследования является актуальной в современных условиях развития нашего общества. Анализ теоретического блока показал, что ряд вопросов и проблем остаются открытыми, но требующими своего решения. Нами в диссертационном исследовании, посвященном склонности к алкогольной и наркотической зависимостям, показано, что данные студенты, находящиеся в социальной группе студенчества, отличаются от нее особенностями социально-психологической адаптации. Показано, что для студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, более характерным является концентрация на себе, негативная установка при адаптации к социуму, ощущение чуждости. Исповедуется позиция невключенности в социальный контекст. Это часто является причиной двойственности и несогласованности между исповедуемыми идеями и реальными требованиями к себе и окружающим. Также для данных студентов при взаимодействии с социальной средой более характерно упрощение и ограничение числа социальных связей. У данного контингента изменения во внутренней структуре индивида под влиянием его взаимодействия со средой более направлены на упрощение структуры (в том числе мировоззренческой), что является отражением попадания в более примитивную среду либо в неблагоприятные для своего развития, неадекватные возможностям развития условия. У студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям, при адаптации проявляется ригидность, ориентация на негативный прошлый опыт, поглощение средой либо псевдоадаптация, когда взаимодействие осуществляется только на внешнем, формальном уровне.

В ходе проведения исследования установлено, что студенты, склонные к алкогольной и наркотической аддикциям, имеют более выраженную дезадаптацию. Для них более характерно непринятие себя и других,.

140 эмоциональный дискомфорт и эскапизм, проявляющийся в стремлении личности в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии. В работе с ними внимание психолога должно быть направлено на коррекцию самоотношения и самооценки, а также на перевод локуса контроля с внешнего плана во внутренний. Студенты, склонные к наркотической аддикции, также более склонны к обману относительно своих отрицательных свойств личности, у них выше гедонистическое стремление к эмоциональному комфорту, при этом более высокий показатель эмоционального дискомфорта, более характерны ведомость. Отметим, что у студентов, склонных к алкогольной аддикции, дезадаптация связана с проблемами в принятии других и внутренним контролем. Также позитивная ложь связана с непринятием себя, эмоциональным комфортом и эскапизмом. Согласно анализу адаптивности студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям, данных студентов можно охарактеризовать как обладающих признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех их адаптации зависит от внешних условий среды. Студенты данной группы, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. У них возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. По сравнению со студентами, не склонными к аддикции, им сложнее адаптироваться к новым условиям деятельности. Они дольше входят в новый коллектив, им требуется больше усилий, чтобы адекватно ориентироваться в ситуации, и больше времени на выработку стратегии своего поведения. Они более конфликтны. В целом они обладают более низким личностным адаптивным потенциалом. У них также отмечается неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость, низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия.

141 действительности. Уровень нервнопсихической регуляции данных студентов достоверно ниже. Относительно коммуникативных способностей, у студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям, они находятся на удовлетворительном уровне в отличие от студентов не склонных, у которых они развиты хорошо. То есть они более чем остальные могут испытывать затруднения в построении контактов с окружающими, проявлять вспышки агрессивности. Что касается моральной нормативности, у всех групп студентов, отмечается лишь удовлетворительный уровень ее развития, тем не менее, у склонных к зависимостям студентов она достоверно еще более низкая. При этом интересен тот факт, что у данных студентов (в отличие от контрольной группы) моральная нормативность не связана с особенностями коммуникации. У студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, также достоверно выше суицидальный риск.

Отметим важный с нашей точки зрения аспект. Все или практически все различия между группами находятся в зоне среднестатистического разброса по генеральной выборке. Тем не менее, совокупность незначительных (но статистически достоверных) сдвигов и изменений позволяет четко видеть складывающиеся в группах тенденции. Подытоживая вышеизложенное, необходимо заметить, что изменения в адаптации наступают не во время зависимости, а формируются на этапе склонности к зависимости и студенты, склонные к той или иной аддикции, уже имеют значимые отличие в сферах социального взаимодействия, самоотношения и др. Со временем эти изменения закрепляются, развиваются и оформляются в форме поведенческих и личностных отклонений.

Анализ аспектов социально-психологиической адаптации во взаимосвязи с особенностями мотивации и поведения показал следующее:

Социальная нормативность студентов, склонных к аддиктивному поведению, зависит от микросоциума, в котором они находятся, а также от того, насколько они принимают себя. Социальная нормативность снижается.

142 вследствие, с одной стороны, зависимости от микросоциума, с другой стороны, в результате негативного самооотношения. Характерная для них тенденция не признавать свою ответственность в складывающихся жизненных обстоятельствах, также способствует возрастанию вероятности преодоления социальных норм и ожиданий. Таким образом, если у студентов, не склонных к аддиктивному поведению, социальные нормы интериоризированы, то у склонных к аддиктивному поведению студентов они остаются внешними, следование или не следованием им зависит от окружающей обстановки и поведения окружающих людей.

Проблемы, обусловленные недостаточной социальной ориентированностью при адаптации, и проблемы целеполагания связаны со сниженным самоуважением. Проблемы целеполагания при адаптации у студентов, склонных к алкогольной зависимости коррелируют со слабым самоконтролем, ослаблением внимания к планированию решения проблем, а также фокусировкой на негативных сторонах жизненных ситуаций.

Негативная установка при адаптации связана с неспособностью или нежеланием увидеть положительные стороны в себе, а также в различных жизненных обстоятельствах.

Ослабление интенсивности социальных взаимодействий связано с убежденность в том, что свобода выбора иллюзорна, от них ничего не зависит, а также неудовлетворенностью самой жизнью, характером ее протекания. Ориентация на довольно узкий круг знакомых, стремление к упрощению и уменьшению числа социальных взаимодействий коррелирует у студентов, склонных к аддиктивному поведению, с необходимостью повышения контроля над эмоциями. Избегание включения себя в новые социальные контакты, ориентированность на узких круг знакомых, связано со стремлением поддержать Я-концепцию, сохранить самопринятие и самоинтерес.

Студенты, склонные к аддиктивному поведению, не ориентированы на самосовершенствование вследствие слабого самоинтереса и жизненного.

143 интереса. Проблемы зоны адаптации, связанной с морфологичностью, могут возникать в связи с утратой представления о себе как о сильной личности.

При анализе ситуации склонные к аддиктивному поведению студенты не руководствуются самопониманием, гедонистический настрой способствует их поглощению настоящей текущей ситуацией и избеганию мыслей о будущем. Однако, в проблемах, возникших по причине недостаточного учета и анализа всех обстоятельств ситуации, признают свою роль.

Недостаток позитивного самоотношения способствует тому, что студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям, больше склонны к соперничеству, чем сотрудничеству. То есть ориентация на достижение сугубо личных целей служит своего рода компенсаторным моментом для установления положительного самоотношения у студентов, склонных к аддиктивному поведению.

Структурная целостность связана с самоотношением, и негативное самоотношение, соответственно, способствует ее разрушению. У студентов, склонных к наркотической зависимости особенности самоорганизации, особенно самоконтроль, связаны со структурностью, то есть попыткой сохранить цельность личности. Неспособность сохранить единую ценностно-мотивационную направленность и целостность личности у студентов, склонных к алкогольной зависимости, связана с недостаточной ориентированностью на создание положительного значения ситуации и фокусирования наросте собственной личности.

Проблемы идентификации с группой у склонных к аддиктивному поведению студентов связаны с негативным самоотношением, недостаточным проявлением интереса к себе и другим. Их направленность на идентификацию связана с ориентацией на настоящую ситуацию с целью усиления насыщенности жизни, ее интересности, что способствует вовлечению их в группы, ориентированные на гедонистический образ жизни. Чем выше у студентов, склонных к аддиктивному поведению,.

144 идентификация с группой, а на основании взаимосвязи со смысложизненными ориентациями эта группа должна быть ориентирована на гедонистическое насыщение жизни, тем хуже данные студенты способны анализировать ситуацию. В данном контексте обратная корреляция анализа ситуации с ориентацией на внешние ситуативные индикаторы при адаптации также является подтверждением того, что студенты, склонные к наркотической зависимости, именно в результате их поглощенности окружающей средой (друзья, вечеринки, дискотеки) способны хуже ориентироваться и анализировать ситуацию. Проблемы идентификации у студентов, склонных к алкогольной зависимости, связаны с неспособностью отделиться от ситуации, оценить ее значимость, высокое влияние ситуации на личность, сниженным самоконтролем и ответственностью, отказом от планирования, поиска социальной поддержки и положительных сторон в различных проблемных жизненных ситуациях. У студентов, склонных к наркотической зависимости, проблемы связаны с отказом от планирования, поиска положительных сторон в различных проблемных жизненных ситуациях. Включение студентов, склонных к аддиктивному поведению, в асоциальные группы увеличит риск ненормативного поведения данных студентов. При адаптации студентов, склонных к аддиктивному поведению большую роль играет микросоциум, ближайшее окружение, а также их ориентированность на текущую ситуацию, насыщение жизненным интересом, гедонизм.

На основании вышеизложенного материала можно предложить следующие направления психо лого-педагогической работы для снижения уровня склонности к зависимости от психоактивных веществ с учетом проблем социально-психологической адаптации склонных к зависимостям студентов:

— развитие социально-нормативного аспекта личности.

— развитие способности ориентироваться не только на внутренние, но внешние ситуативные индикаторы при адаптации, развитие гибкости.

— формирование позитивной установки при адаптации.

— развитие целеполагания, коррекция смысложизненных ориентации.

— развитие способности действовать с учетом обстоятельств настоящей ситуации (с учетом анализа рисков).

— развитие навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов.

— формирование ценностно-смыслового «каркаса» (стержня) личности, работа с самоопределением и самоотношением. формирование личностной, групповой, профессиональной идентичности.

Актуальность, сложность и многогранность исследуемой проблемы не позволяет в рамках одной работы раскрыть все аспекты социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям. В связи с этим перспективными и требующими дальнейшего исследования являются вопросы, связанные с выявлением психологических, социально-психологических и социальных факторов, способствующих формированию склонности к зависимости от алкоголя и наркотиков у учащихся всех ступеней образования. А это, в свою очередь, актуализирует изучение адаптивных и конструктивных форм жизнедеятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности / К. А. Абульханова // Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974. — 320 с.
  2. , E.H. Поиск индикаторов одиночества в структуре социального самочувствия студентов в условиях неопределенности / E.H. Азарова // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. — № 2. — С. 294−300.
  3. , А.Ю. Пограничные психические расстройства : учебное пособие для врачей / Александровский А. Ю. М.: Медицина, 1997. — 400 с.
  4. , Б.С. Структура ценностей и ценностные типы личности современных студентов / Б. С. Алишев // Проблемы профессионального образования: методология и теория. М.: ВЛАДОС- Казань: ИПП ПО РАО, 2005. -С. 232−275.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  6. , А. Психологическое тестирование: в 2 т. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — 2 т. — 256 с.
  7. , Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2002. — 376 с.
  8. , Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество. 1973. — Вып. XIII. — С. 25−27.
  9. , М.С. Правовая социализация: проблема социально-правовой идентичности Электронный ресурс. / М. С. Андрианов // Ювенальная юридическая психология. 2010. — Режим доступа: http: // psyjournals.ru / ko cheno vskiechtenia2010/ is sue/41 348. shtml.
  10. , O.C. Взаимодействие феномен социального развития / О. С. Анисимов // Мир психологии. — 2008. — № 1. — С. 10−18.
  11. , О.С. Психические механизмы и явления: проблема границ / О. С. Анисимов // Мир психологии. 2008. — № 3. — С. 26−37.
  12. , В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности: сборник статей. Иркутск: ИркГПТ, 1986. — С.3−17.
  13. , И.Н. Психологический аспект адаптивных возможностей личности Электронный ресурс. / И. Н. Бабак // Жёлтые Воды: ОКВУЗ Институт предпринимательства «Стратегия». Режим доступа: http://www.auditorium.ru.
  14. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1989. — № 1.- С. 92−100.
  15. , А. Теория социального научения : пер. с англ. / А. Бандура- под ред. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  16. , В.А. Системная организация и развитие психики / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2003. — № 1. — С. 7−12.
  17. , Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии / Г. С. Батыгин. М.: Наука, 1986. — 270 с.
  18. Беккер, Гэри С. Избранные труды по экономической теории. Человеческое поведение. Экономический подход. / Г. С. Беккер. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 672.
  19. , С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах / С. Б. Белогуров. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Невский диалект, 2000. — 240 с.
  20. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Изд-во «Наука», 1988. — 270 с.
  21. , P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: сборник статей / P.P. Бибрих- отв. ред. В.А. Гаврилов- Кишинев: Кишиневский гос. университет, 1990. С. 17−29.
  22. , В. С., Херсонский, Б. Г., Дворян, С. В. Наркомания у подростков / B.C. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворян. Киев: Здоровье, 1989. — 352 с.
  23. , В.А. Подготовка компетентного специалиста на факультете педагогики и психологии Академии социального образования (КСЮИ) / В. А. Боговарова //Казанский педагогический журнал. 2008. — № 8. — С. 27−32.
  24. , Л.Ф. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.Ф. Божович- под ред. Д.И. Фельдштейна- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЗК», 2001. -349 с.
  25. , A.B. Интеллектуальные новации и адаптация Электронный ресурс. / A.B. Болдачев. Режим доступа: http://boldatchev.hl.ru/adapt.shtml 14.01.2005.
  26. , Л. В. Исследование уровня притязаний / Л. В. Бороздина. -М.: Изд-во «Психология», 2005. 350 с.
  27. , Б.С. Опыт изучения нарушений смысловой структуры личности при алкоголизме: сборник статей / Б.С. Братусь- под общ. ред. М. М. Кабанова // Профилактика рецидивов при алкоголизме и наркоманиях. Спб.: Невский диалект, 1991. — С. 30−38.
  28. , E.JI. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / E. J1. Буслаева // Вестник ОГУ. 2011. — № 2. — С. 98 103.
  29. , И.В., Кухтевич, Т.Н. Российское студенчество: вчера и сегодня / И. В. Васенина, Т. Н. Кухтевич // Высшее образование в России. 2011. -№ Ю.-С. 147−152.
  30. , В.Р., Шапко, В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика / В. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. -2000, — № 12.-С. 12−16.
  31. , Ю.Р., Ковалева, А.И., Луков, В. А. Практикум по социологии молодежи / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 2000, — С. 19.
  32. , A.C. Некоторые вопросы воспитания студенчества / Власенко
  33. A.C. М.: Издат, 2002. — 135 с.
  34. , Ф.М. Зависимость в молодежной среде: факторы формирования, методы профилактики / Ф. М. Волгина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25−26 сентября 2008 г. -Казань: РИЦ «Школа», 2008. С. 153.
  35. , A.A., Ермоленко, Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / A.A. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — № 2. — С. 54−60.
  36. , Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд-во «Смысл" — изд-во «Эксмо», 2005. — 1136 с.
  37. , Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под ред.
  38. B.В. Давыдова. М.: Изд-во «Смысл», 2005. — 536 с.
  39. , М.А. Общая теория систем (Системы и системный анализ) / М. А. Гайдес. — М.: Изд-во «Мысль», 2005. — 201 с.
  40. , С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья : автореф. дис.. .канд.психол.наук. / С. Ю. Ганжа. СПб, 2000.- 30с.
  41. , С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 131−135.
  42. , P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов / Р. С. Гарифьянов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1978. — 179с.
  43. , Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Изд-во «Мысль», 1971. Т. 2.-630 с.
  44. , Э.Н., Грязнов, А.Н., Шулаев, A.B. Новый социально-психологический подход к рассмотрению адаптации / Э. Н. Гилемханова, А. Н. Грязнов, A.B. Шулаев // Неврологический вестник журнал им. В. М. Бехтерова, 2010,-вып.2-С. 33- 37.
  45. , Р.Х. Системно-технологическая модель формирования исследовательской компетенции студента среднего профессионального образования педагогического профиля / Р. Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. 2008. — № 8. — С. 101−110.
  46. , Е.И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская профессиональная адаптация психологов / Е. И. Гиниатуллина // Психологический журнал. 2009. — № 2. — С.57−66.
  47. , Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Ж. Годфруа: пер с франц. М.: Мир, 1992.-302 с.
  48. Грузд, JIB. Ценностные ориентации наркозависимой личности: монография / JI.B. Грузд, М. Г. Рогов, А. Н. Грязнов. Набережные Челны: Изд-во института управления, 2005. — 132 с.
  49. , А.Н. Социальная психология аддиктивной личности / А. Н. Грязнов. Казань: Медицина, 2007. — 152 с.
  50. , А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: дис.док. психол. наук / А. Н. Грязнов. -Ярославль, 2008. 410 с.
  51. , А.Н., Баширова, Т.Н. Студенты, склонные к зависимости / А. Н. Грязнов, Т. Н. Баширова // Казанский педагогический журнал. 2012. — № 3. — С. 49−55.
  52. , П.И. Психология формирования сознательной трезвости / П. И. Губочкин, С. С. Аникин, И. П. Губочкин, С. Н. Зайцев, A.M. Карпов. -Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2006. 312 с.
  53. , М.А., Цветкова, JI.A., Щур, Н. В. Наркопотребление в студенческой среде: поведенческие особенности / М. А. Гуревич, JI.A. Цветкова, Н. В. Щур // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Т.7. — № 1. -С. 104−125.
  54. , В.Г. Пути решения проблемы здоровья и профилактики зависимостей у студентов / В. Г. Двоеносов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25−26 сентября 2008 г. Казань: РИЦ «Школа», 2008. — С. 25−27.
  55. , М.Д. Опыт комплексного психологического и психофизиологического изучения структуры личности / М. Д. Дворяшина // Человек и общество. 1969. — Вып. 4. — С.27−33.
  56. , Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дисс. канд.психол.наук / Т. Е. Дорошенко. Ставрополь, 2008. — 224с.
  57. , В.В. Наркомании и токсикомании / В. В. Дунаевский, В. Д. Стяжкин. JL: Медицина, 1991. — 208 с.
  58. , Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. -М.: Мысль, 1993. -93 с.
  59. , JI.C. Социальная адаптация студентов в вузе / J1.C. Елгина // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. — № 5. — С. 162−166.
  60. , Ц.Ч. Особенности становления социокультурной идентичности у современных студентов / Ц. Ч. Жимбаева // Вестник бурятского государственного университета. 2011. — № 6. — С. 267−273.
  61. , В.А. Токсикомания: вопросы клиники, раннего выявления и профилактики / В. А. Жмуров, Т. Г. Огородников // Проблемы алкоголизма и наркомании. Хабаровск, 1998. — С. 54−56.
  62. , В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В. Ю. Завьялов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1988. — 198 с.
  63. , В.А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / В. А. Закондырина. СПб, 2009. — 30с.
  64. , Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Рос.Гос.проф. — пед. ун-т: Нижнетагил.гос.проф. колледж им. Н. А. Демидова, 2002. — 126 с.
  65. , О.В., Кряжева, И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. В. Зотова, И. К. Кряжева / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 222 с.
  66. История современной психологии: учебное пособие / Т. Лихи. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2003. 448 с.
  67. , А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография / А. Д. Ишков. М.: Издательство АСВ, 2004. — 203 с.
  68. , Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т. В. Ищенко. Томск, 1970. — 243 с.
  69. , Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: дисс. д-ра псх.н. / Б. В. Кайгородов. Астрахань, 1999. — 346 с.
  70. , Ю.А. Социальная психология девиантного поведения /Ю.А. Клейберг. М.: Изд-во «Сфера», 2004. — 415 с.
  71. , В.Е. Современная психология: системный смысл парадигмального сдвига / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. -2007. № 26. — С. 15−21.
  72. , Н.И. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза / Н. И. Кобзева // Современные исследования социальных проблем. 2011. — т. 8. — № 4. — С. 48.
  73. , А.Д. Дарвинизм социальный / А. Д. Ковалев / Современная западная социология. -М.: Политиздат, 1990. С. 76−77.
  74. , A.C. Особенности формирования временной перспективы безопасности личности студентов вуза / A.C. Ковдра // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». 2012. — Выпуск 2. -С. 141−148.
  75. , М. А. Проблемные ситуации адаптации современного человека / М. А. Козлова // Мир психологии. 2007. — № 4. — С. 239−244.
  76. , JI.M. К вопросу адаптивности и социальной фобии в трудной жизненной ситуации (на примере матерей детей с двигательными нарушениями) / Л. М. Колпакова // Казанский педагогический журнал. 2007. — № 2. — С. 108 — 115.
  77. Кон, И.С. В поисках себя. (Личность и ее самосознание) / И. С. Кон М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  78. Концепция социализации адциктивной личности в профессиональном образовании / А. Н. Грязнов и др.- под науч. ред. д. псх.н. А. Н. Грязнова. -Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. 36 с.
  79. , JI.B. Социология адаптаций / JI.B. Корель. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. — 170 с.
  80. , Ц.П. Корни алкоголизма / Ц. П. Короленко, A.C. Тимофеева. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  81. , Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.
  82. Коррупция, связанная с наркотиками и ее последствия: доклад международного комитета по контролю над наркотиками за 2009 год Электронный ресурс. Нью-Йорк, 2010. — С. 6. — Режим доступа: http: // www.nnccn.ru / datadepot / dd51 / 20 287. pdf
  83. Краткий педагогический словарь / под ред. Г. М. Андреевой и др. -М.: Дидактика Плюс, 2007. 254 с.
  84. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1999. — 437 с.
  85. , Т.Д., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Д. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. -2007. -№ 3, — С. 93−112.
  86. , В.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: Дисс. .канд.психол.наук / Кузьмина, В. М. Курск, 2006. -176с.
  87. Культура и культурология: словарь. М.: Эксмо, 2008. — 450 с.
  88. , Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / Ю. А. Кумырина. Ярославль, 2005. — 25 с.
  89. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Лазарус, Р. / Эмоциональный стресс- пер. с англ. М.: Лениздат, 1970. — С. 178 -208.
  90. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакина. М.: Изд-во «Высшая школа», 1990. — 352 с.
  91. , С.А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированное&trade- личности: Автореф.дис. .канд.психол.наук / С. А. Ларионова. СПб, 2001. — 30 с.
  92. , Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2001. — том 22. -№ 3.-С. 26−36.
  93. , В.Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. — 216 с.
  94. , Д.А. Тест смысложизненных ориентаций СЖО / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 45 с.
  95. , Е.А. Социально-психологические основы адаптации и оздоровления детей дошкольного возраста: Автореф.дис. .канд.психол.наук / Е. А. Лисина. СПб, 2004.- 30с.
  96. , Ю.П. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты: руководство для врачей / Ю П. Лисицын, П. И. Сидоров. М.: Медицина, 1990. -528 с.
  97. , В.Т., Дмитриев, A.B. Личность студента / В. Т. Лисовский, A.B. Дмитриев. Л., 1974. -С.56−81.
  98. , А.Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, B.C. Битенский. -Л.: Медицина, 1991. 231 с.
  99. , Е.В. Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / Е. В. Логинова СПб, 2006.- 30с.
  100. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 397 с.
  101. , Н.С. Проблемы здоровьеформирующего образования / Н. С. Лопаева // Научные исследования в образовании. 2010. — № 8. — С. 38−41.
  102. , Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. — С.31−32.
  103. , A.A. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование / Макареня, A.A. Тюмень: изд-во «Тогирро», 1997. — 143 с.
  104. , А.Г. Личностный адаптивный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. — № 1. — С. 16−24
  105. , В.И. О проблеме адаптации / В. И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. JL: Наука, 1987. — С. 3−16.
  106. , Ф.З., Пшенникова, М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М. Медицина, 1988.-256с.
  107. , H.H. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Автореф.дис.. канд. психол. наук / H.H. Мельникова. СПб, 1999.- 30с.
  108. , В.Д. Проблема наркомании в России: столкновение интересов специалистов, пациентов и власти (клинико-социологическое исследование) / В. Д. Менделевич. Казань: Школа, 2004. — 240 с.
  109. , В.Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова Казань, РЦПНН при КМРТ, 2002. — 240 с.
  110. , В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 121−127.
  111. , JI.B. Молодежная субкультура: категория или реальность / JI.B. Мосиенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. — Т. 65. — № 1. — С. 85−89.
  112. , В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании: пособие для врачей, психологов и родственников больных / В. Д. Москаленко. -М.: «Анахарсис», 2002. 112 с.
  113. , A.B. Социализация и воспитание / A.B. Мудрик. М: Изд-во «Сентябрь», 1997. — 96 с.
  114. , Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Г. В. Мухаметзянова. Казань: «Идел-Пресс», 2008. — 608 с.158
  115. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузыря. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 35−38
  116. , A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / A.A. Налчаджян. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 2009. — 368 с.
  117. Научно-методическое обеспечение процесса личностно-профессионального становления студентов / А. Н. Грязнов и др.- под научной редакцией д.псх.н. А. Н. Грязнова. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.- 124 с.
  118. , P.A. Философия профессионального образования: монография / Р. А. Нуруллин. Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2012- 176 с.
  119. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен- под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  120. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. М.: Наука, 2002. 864 с.
  121. , Г. Г. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов:По материалам Северного Кавказа: Автореф.дис. .канд.психол.наук / Г. Г. Павловец. СПб, 2002.- 30с.
  122. , Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т. О. Паршина // Социологические исследования. 2008. -№ 8. — С. 100−106.
  123. Парыгин, Б.Д.: Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Издательство: Мысль, 1971. — С.351
  124. , Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления / Т. Э. Петрова, СПб.: изд-во «Бельведер», 2000.- 244 с.
  125. Пиаже, Ж Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 60−64, 86−97.
  126. , К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972. — 230 с.
  127. , В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  128. , К. Объективное знание. Эволюционный подход / К. Поппер- пер. с англ. Д. Г. Лахути — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
  129. , Л.Г., Бородко, A.A. Показатели адаптации личности в производственном коллективе / Л. Г. Почебут, A.A. Бородко /Личность и деятельность. Л., Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982. — 130 с.
  130. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Ред. и сост. Райгородский Д. Я. Самара: изд-во «Бахрах», 2001. С. 750 с.
  131. , Г. С., Дырин, С.П. Социально-психологические проблемы становления личности в профессиональном образовании / Г. С. Прыгин, С.П. Дырин- под научной редакцией доктора психологических наук А. Н. Грязнова. -Казань: Изд-во «Данис» ИПППО РАО, 2009. 235 с
  132. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещекова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 450 с.
  133. , И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / И. Н. Рахманина. СПб, 2006.- 30с.
  134. , A.A. К проблеме социальной адаптации личности / A.A. Реан // Вестник СПбГУ. 1995. — сер.6. — вып. З, — № 20. — С.74−79.
  135. , В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика / В.И. Рерке- Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. 318 с.
  136. , К. Несколько важных открытий / К. Роджерс // Вестник МГУ. 1990. — Сер. 14. Психология. — № 2. — С. 71−79.
  137. , А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / А. Е. Росляков. СПб, 2003, — 30с.
  138. , М.В. Основные аспекты формирования адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества / М. В. Ростовцева // Вестник ЧГПУ. 2009. — № 11. — С. 115−125.
  139. , C.JI. Бытие и Сознание. СПб: изд-во «Питер», 2000.288 с.
  140. , С.Ю., Загирова, А.Р. Актуальные проблемы современного студенчества / С. Ю. Рычков, А. Р. Загирова // Современные наукоемкие технологии. 2008. — № 7. — С. 41−47.
  141. , В. H., Юдин, Э. Г. (общ. ред.) Исследования по общей теории систем / В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин- общ. ред. — М: Изд-во «Прогресс», 1969. — 521 с.
  142. , H., Уаинбергер А. и Таплин Д. Клиническая психология / Н. Сандберг, А. Уаинбергер, Д. Таллин.- СПб.: прайм-Еврознак, 2005. 384 с.
  143. , H. Н. Интернационализм. Патриотизм. Личность / H. Н. Седова. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. — 126 с.
  144. , Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье- пер. с англ. -М.: МедГИЗ, 1960. 255 с.
  145. , В.Я. Аддиктивная личность в зеркале персонологии / В. Я. Семке // Наркология. № 1. — 2002. — С. 27- 34.
  146. , Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа / Р. В. Сергеев // Вестник Адыгейского государственного университета. -2010. Серия 1. — № 1. — С. 127−133.
  147. , П.И. Синергетическая концепция зависимого поведения / ПИСидоров // Наркология. 2006. -№ 10. — С.30−35.
  148. , H. Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография / Н. Л. Смакотина. М.: КДУ, 2009. — 242 с.
  149. , Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: методическое руководство / Л. Н. Собчик.- М: МГУ ГУ, 1990.- 75 с.
  150. , А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вестн.моск.ун-та. 2003. — Сер. 14 психология. — № 3. — С. 23−29
  151. , В.Н., Горбунова, О.В. Студенчество как группа общественности / В. Н. Стегний, О. В. Горбунова // Высшее образование в России. -2012,-№ 4. С. 113−120.
  152. , A.C. Образовательная среда: понятие, структура, типология / A.C. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2011. — Т. 3.-№ 3. -С. 56−62.
  153. , И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / И. Б. Терешкина. СПб, 2000.- 30с.
  154. , Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения / Ж. Т. Тощенко. М.: Мысль, 2005. — 320 с.
  155. , Е.А. Жизненные ориентации студенчества: тенденции изменений (Итоги социологического исследования) / Е. А. Трошкова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. — № 3 (257). -Вып. 7. Управление. — С. 114−118.
  156. , Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. СПб: Изд-во «Речь», 2000. — 320 с.
  157. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — С. 193−197.
  158. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М. Советская энциклопедия, 1989.- 815 с.
  159. , H.A. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Фомин, H.A. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. — 383 с.
  160. Фрейд, 3. Основные психологические теории в псизхоанализе / З. Фрейд: пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. Мн.:Харвест, 2004. — 400 с.
  161. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: ACT, 2009. — 288 с.
  162. , К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / Хорни, К.- пер. с анг. Е. И. Замфир- под ред. проф. M. М. Решетникова. СПб: совместное издание Восточно Европейского института психоанализа и БСК, 1997. -316с.
  163. , A.B. Ранняя алкоголизация в аспекте коммуникативных способностей / A.B. Худяков, Д. А. Макеев // Мед. биол. и соц. аспекты наркологии. М.: РГМУ, 1997. — С. 227−229.
  164. , JI.A. Социально-психологические теории формирвания аддикций / J1.A. Цветкова // Вестник Московского Университета. 2011. — Сер. 14 «Психология». — № 2. — С. 166−178.
  165. , А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности:На примере студентов: Автореф.дис. .канд.психол.наук / А. П. Цуканова. СПб, 2006.- 30с.
  166. , В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве / В. И. Чупров // Социологические исследования. 1998. — № 3. — С. 23−25.
  167. , Е.В. Психологические факторы социально психологической адаптации студенческой молодежи в условиях вуза: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / Е. В. Чучелина. — СПб, 2007.- 30с.
  168. , Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. -2001. -№ 1. с.3−17.
  169. Шик, C.B. Становление самопонимания старших подростков как предмет педагогического анализа / C.B. Шик // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2008. — № 1. — С. 90−94.
  170. , Э.Э. Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе: Автореф.дис. .канд.психол.наук / Э. Э. Эзиешвили. -СПб, 2000.- 30с.
  171. , А. Проблема био информационно го кодирования «сущностных параметров» человека в свете основных психологических концепций Электронный ресурс. / А. Энфи. Режим доступа: http://aramenfi.imi.ru/articls8
  172. , В.К. Индивидуально-типологические особенности социально-психологической адаптации студентов в полинациональном вузе: Автореф.дис.. .канд.психол.наук / В. К. Эрендженова. СПб, 2005, — 30с.
  173. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: JIEHATO, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  174. Юнг К. Г. Современность и будущее / К. Г. Юнг. Минск, «Университетское», 1992. -455 с.
  175. Юнг, К. Г. Синхроничность / К. Г. Юнг. М.: «Рефл-бук»., 1997. — 115 с.
  176. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. -М.: «Добросвет», 1999. 596.
  177. , М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие / М. С. Яницкий. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 84 с.
  178. , A. (1964b). Superiority and social interest: A collection of later writings / H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds. New York: Viking Press. — 1291. P
  179. Allport, G. W. Attitudes. (W.pracy) A. Handbook of Psychology / Ed. C. Murchison. -N.Y., 1939. -793 p.
  180. Aseltine, R. N. The variable effects of stress on alcohol use from adolescence to early adulthood / R. N. Aseltine, S. L. Gore // Subst Use Misuse. 2000. -Vol. 35, N5.-P. 343−668.
  181. Encyclopedia of Psychology / H.J.Eysenck, W. Arnold, RMeili (EDS.), Herder &Herder. N-Y, 1972. — vol.1. — 625 p.
  182. Eysenk, M. W. ed. The Blackwell Dictionary of Cognitive Psychology. Cambridge. Massa-chusetts: Basil Blackwell Ltd, 1990. -400 p.
  183. Halton, F Hereditary Genius: An Inquiry inti its Laws and Consequences: classics in Psychology / Halton, F. Bristol: Thoemmes, — 1998. — 389 p.
  184. Hartmann, H., Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958. -251 p.
  185. , W. (1890). The principles of psychology (2 vols.). New York: Holt, Rinehart and Winston. Unaltered republication. New York: Dover, 1950. 433 p.
  186. Kohlberg, L. The philosophy of development: moral stages stages the idea of justice. Lst ed. /L. Kohlberg. San Francisco: Harper, Row, 1981. — 441 p.
  187. Maslow, A. Theory of Human Motivation / A. Maslow // Human Dynamics in Psychology ang Education. Boston, 1972. P. 128−186.
  188. Merton, Social theory and social structure. Glencoe (III), Free Press, 1957.322 p.
  189. Parsons, T. Social Systems and the Evolution of Action Theory / T. Parsons. -NY., 1977.-297 p.
  190. Schwartz, S.H., Bilsky, W. Towards a psychological structure of human values // J. of Personality and Social Psychology, 1987. V. 53. — P. 550−562.
  191. Skinner, B. About Behaviorism / B. Skinner. N.Y., 1974. — 78 p.
Заполнить форму текущей работой