Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внутренняя структура психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для психологии как допарадигмальной науки очень важен системообразующий стержень, «указывающий» направление развития. Таковым в любой науке всегда выступает предмет, определяющий границы изучаемого аспекта объекта науки. Вследствие параллельного сосуществования множества парадигм (и множества предметов) в психологии до сих пор нет полного размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным… Читать ещё >

Внутренняя структура психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные направления и отрасли психологии.

Для психологии как допарадигмальной науки очень важен системообразующий стержень, «указывающий» направление развития. Таковым в любой науке всегда выступает предмет, определяющий границы изучаемого аспекта объекта науки. Вследствие параллельного сосуществования множества парадигм (и множества предметов) в психологии до сих пор нет полного размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием, что воспринимается некоторыми учеными как перманентный кризис психологии. Более того, некоторые направления психологии трактуются одними учеными как научные, а другими исследователями — как ненаучные. В современной психологии (особенно в практической), в отличие от астрономии и химии, которые полностью отмежевались от астрологии и алхимии, широко используется опыт житейской психологии, не отвергается парапсихология и восточные психологические практики.

Разработана внутренняя структура психологической науки, включающая психологические направления и психологические отрасли. В первом случае речь идет о психологических школах с различными теоретико-методологическими ориентирами, т. е. со специфическими представлениями о предмете психологии и методах исследования. Второе понятие связано с прикладными задачами, решаемыми для удовлетворения различных профессиональных запросов вне зависимости от направленности психологической школы. Отрасли психологии дифференцируются в соответствии с тем, чью психику исследуют, какой ее аспект изучается и в каких условиях осуществляется психологический анализ. Бурное развитие современной психологии, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, сопряжено с постоянным возникновением новых отраслей.

Направления и отрасли психологии объединены единым объектом психикой, поэтому представители одного и того же направления могут работать в разных отраслях психологии и, напротив, в одной и той же отрасли могут работать представители разных школ. Изменения структуры психологии определяются влиянием двух факторов: во-первых, практикой профессиональной деятельности, которая ставит перед психологом новые вопросы и заставляет решать новые проблемы; во-вторых, возникновением новых методов естественных и гуманитарных наук, которые способствуют расширению методологических границ психологии и, следовательно, лучшему пониманию содержания психических явлений в различных условиях жизнедеятельности.

К направлениям психологии относят: ассоциапизм (Г. Эббингауз, Э. Торндайк), натурализм (Р. Декарт), структурализм (В. Вундт, Э. Титченер), функционализм (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Г. Спенсер) психоанализ (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон) гештальтпсихологию (К. Эренфельс, М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), аналитическую психологию (К. Юнг, Э. Нойманн), бихевиоризм (Дж. Уотсон, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, У. Хантер, К. Лешли), эго-психологию (А. Фрейд, М. Кляйн, X. Хартманн, М. Малер), культурно-историческую психологию (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин), теорию деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), когнитивную психологию (Д. Миллер, Д. Брунер, У. Найссер, Р. Аткинсон), гуманистическую психологию (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй), трансперсональную психологию (С. Гроф, К. Уилбер). Каждое направление характеризуется своеобразием представлений о предмете психологии, структуре психики, стандартах и методах работы психолога. Некоторые направления (ассоцианизм, натурализм, структурализм, функционализм) представляют только историческую ценность, другие развиваются в течение длительного времени (психоанализ, аналитическая психология, бихевиоризм, теория деятельности, эго-психология) или возникли относительно недавно (трансперсональная психология).

Психологические отрасли в соответствии со свойственными им задачами можно классифицировать по трем основаниям: по виду обеспечиваемой деятельности, условиям развития психики, отношению личности к социальным явлениям.

Отрасли, связанные с обеспечением конкретных видов человеческой деятельности, — это педагогическая, медицинская, юридическая, инженерная, спортивная психология, психология труда (в том числе авиационная, космическая, морская), психология рекламы, бизнеса, управления, творчества и др. Важно понимать, что каждая отрасль этого класса исследует психику всех включенных в данный вид профессиональной деятельности субъектов. Так, педагогическая психология изучает психические явления и учеников, и учителей. Задачей юридической психологии является изучение психики всех субъектов правовых отношений и правоприменительной деятельности. Психология рекламы исследует психику потребителей и создателей рекламной продукции.

К отраслям, изучающим аспекты психического развития в различных условиях жизнедеятельности, относятся возрастная, сравнительная, специальная (аномального развития) психология, психология стресса, конфликта и др. По существу отрасли данного класса изучают закономерности развития психики (смену психических состояний) в различных, часто неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Взаимоотношения личности и общества в различных социальных обстоятельствах изучает социальная, этническая, политическая психология.

Важно понимать условность любой классификации. Очевидно, что в рамках любой психологической отрасли могут исследоваться и отношения с окружающими, и деятельность человека, и развитие психики в изменяющихся условиях жизни. Вместе с тем задачи отрасли ограничиваются спецификой изучаемого аспекта предмета психологии. Например, предметом социальной психологии являются не закономерности функционирования психики вообще, а «работа» психики людей в процессе их социальных взаимодействий в семье, быту, на работе. Предметом же психологии конфликта выступают проявления психического в условиях выраженного внутреннего или внешнего противоречия.

В границах одной отрасли могут одновременно решаться столь разнообразные задачи, что сложно отнести ее к определенному классу. Например, в психологии управления исследуют психологические закономерности деятельности руководителя в процессе принятия решений и взаимодействия с подчиненными. Вместе с тем отрасль изучает также состояния стресса, переутомления и конфликта, возникающие у руководителей и подчиненных в ходе управленческих взаимодействий. К важным аспектам отрасли относятся вопросы психологического климата и корпоративной культуры организации, в основе которых лежат отношения в коллективе, а также вопросы оценки персонала, требующие выявления психологических различий между сотрудниками. Показательно, что в одних коллективах специалисты по управленческой психологии могут основываться на психоаналитическом мировоззрении, в других — на когнитивно-бихевиористском, в третьих — на принципах деятельностного подхода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой