Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Юношеский возраст. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подросток, хоть и прогнозировал свое будущее, но реально более всего был занят установлением отношений со сверстниками, завоеванием статуса в контактной группе, уточнением собственной самооценки. Теперь же, в юности, задача состоит в том, чтобы найти свое место во взрослом мире и постараться его занять. Основной вектор психологического движения подростка направлен от взрослых, в мир отношений… Читать ещё >

Юношеский возраст. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная ситуация развития

Юность является тем особенным периодом развития, который завершает детство и начинает взрослость. Начало этого периода протекает еще в средней школе, а заканчивается он обычно тогда, когда общество признает человека зрелым, полноценным и полноправным гражданином.

Большая часть психологической литературы, даже вполне современной, не отделяет юношеский возраст от подросткового (Г. Крайг, X. Ремшмидт, Э. Эриксон и др.). Это говорит о том, что авторы рассматривают все отрочество как период быстрых и резких изменений, превращающих ребенка во взрослого. Нередко упоминается и разделение периода взросления на две фазы: негативную и позитивную (Ш. Бюлер), или раннюю и позднюю (X. Ремшмидт). Здесь уместно предположить, что именно поздняя, или позитивная, фаза переходного возраста совпадает с юностью.

пример

Распространено и выделение юности в отдельный период. Например, Б. Ливехуд в книге, посвященной развитию взрослого человека, относит к юности возраст с 16 до 21 года, подчеркивая, что этот период следует рассматривать как полноценный этап жизни человека, а не только как подготовку к будущему. Тем не менее специфика юношеского возраста состоит в том, что современное общество вводит для юношей некоторые ограничения в правах, считая их еще не достигшими необходимого уровня психической зрелости.

В отечественной психологии старший школьный возраст принято называть ранней юностью в отличие от поздней юности, протекающей за пределами школы и более близкой к взрослости. От подросткового юношеский возраст отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано, во-первых, с завершением полового созревания: «гормональная буря» уже утихла; человек привык к своему новому телу, научился управлять им. Во-вторых, даже неразрешенные конфликты первой фазы (т.е. подросткового возраста) ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения уже по отношению к макросоциуму, широким социальным ценностям, а не только к ближайшему окружению, как это было на предыдущем этапе.

пример

Подросток, хоть и прогнозировал свое будущее, но реально более всего был занят установлением отношений со сверстниками, завоеванием статуса в контактной группе, уточнением собственной самооценки. Теперь же, в юности, задача состоит в том, чтобы найти свое место во взрослом мире и постараться его занять. Основной вектор психологического движения подростка направлен от взрослых, в мир отношений со сверстниками; подросток озабочен тем, чтобы самому решать свои проблемы, избегая помощи и оценок взрослых. Для юности же характерен не уход от взрослого мира, а сближение с ним, стремление войти в него на равных, а возможно и переделать этот мир «под себя» .

Социальная ситуация развития современного юношества очень сильно разнится в зависимости от страны обитания и господствующей культуры. В большинстве развитых стран на период юности приходится время выбора профессии. Однако подлинное профессиональное самоопределение возможно лишь во взаимосвязи с самоопределением личностным, которое, по мнению многих авторов, предшествует профессиональному и является его основой (Ф. Е. Василюк, М. Р. Гинзбург, А. А. Пузырей). С точки зрения других исследователей, эти процессы идут параллельно, неизбежно пересекаясь (В. Э. Чудновский).

Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка (Д. Б. Эльконин).

Вильям Штерн утверждал, что в отрочестве человек не только формирует свои ценности и идеалы, но и производит попытки их реализации. Эту особую деятельность подростка немецкий психолог назвал серьезной игрой, занимающей промежуточное положение между детской игрой и ответственной деятельностью взрослого. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских общественных организациях. Именно в «серьезной игре» подросток учится умерять свои цели, закалять силы, определять отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.

пример

Полезность и необходимость «серьезной игры» подчеркивается и другими исследователями. Б. Ливехуд, например, считает, что не только в юности (от 16 до 21 года), но и в молодости (до 28 лет) человек должен иметь возможность попробовать себя во многих видах деятельности. Если же молодой человек в силу социально-экономических причин вынужден с юности заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой