Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность как психическое образование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самодетерминация личности заключается в том, что она определяет свой жизненный путь. Как писал С. Л. Рубинштейн, для личности ее биография не случайна. Поворотные этапы жизненного пути связаны с поступками личности, за которыми всегда стоит выбор. С. Л. Рубинштейн подчеркивал: чтобы понять жизненный путь личности, нужно ответить на три вопроса: «Чем я был?», «Что я сделал?» и «Чем я стал… Читать ещё >

Личность как психическое образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность выступает как-то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь.

А. Н. Леонтьев

Понятие «индивид» характеризует представителя вида Homo sapiens. Вместе с тем главная характеристика человеческого вида состоит не в биологических особенностях, а в социальном способе жизнедеятельности. Поэтому человеческий индивид по своей сути социален. Рождаясь биологическим существом (индивидом), человек, взаимодействуя с окружающими людьми, становится социальным индивидом.

Социальный индивид — это человек, выполняющий определенные социальные роли и функции. На самых ранних этапах онтогенеза человек приобретает качества социального индивида. Если он не включен в социальные связи и отношения, остается только биологическим индивидом, о чем свидетельствует «феномен Маугли». Иначе говоря, человек — элемент не только биологических, но и социальных систем. Только став социальным индивидом, человек затем становится личностью, реализуя свою активность на трех уровнях: биологическом, социальном, личностном. В. В. Столин выделяет закономерности, которым подчиняется уровневая организация активности человека.

  • 1. Нижележащий уровень является предпосылкой для вышележащего уровня. Наличие грубого врожденного дефекта ограничивает возможность реализации тех или иных социальных ролей и функций. Лишение человека возможности высказывать открыто свое мнение способствует развитию конформной личности.
  • 2. Каждый уровень развивается в собственной системе связей. Так, свойства биологического индивида формируются в биологических системах, социального индивида — в тех или иных группах, личности — в системе «личность — ее внутренний мир».
  • 3. С возникновением вышележащего уровня нижележащий уровень продолжает функционировать, т. е., став социальным индивидом, человек не перестает быть биологическим индивидом, а став личностью, остается социальным индивидом.
  • 4. Вышележащий уровень подчиняет себе нижележащий уровень. Человек, будучи социальным индивидом, способен отодвинуть во времени удовлетворение органических потребностей. Став личностью, он избирательно относится к тем социальным ролям и функциям, которые ему предлагаются или навязываются окружением.

В психологической науке понятие «личность» рассматривается в широком и узком значениях. Широкая трактовка состоит в отождествлении понятия «личность» с понятием социального индивида. Такого взгляда придерживались Б. Г. Ананьев,.

B. Н. Мясищев. Узкая трактовка этого понятия характерна для.

C. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. В. Столица, А. Г. Асмолова, которые вкладывали иной, более глубокий смысл в содержание понятия «личность».

Что же такое личность как психическое образование? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать возникновение феномена личности в филои онтогенезе. Как показывают исследования, на начальных этапах развития общества человек выступал несамостоятельным, принадлежащим к общине индивидом. Субъективно это проявлялось в слитности индивидуального и общественного сознания, т. е. слитности смысла и значения. Поведение человека регулировалось извне различными правилами, нормами и запретами. Роли, которые выполнялись индивидом, были жестко закреплены, отношения — ограничены. Поэтому внешней регуляции было достаточно для интеграции жизни субъекта. Как пишет В. В. Столин, группа выполняла для первобытного человека ту функцию, которую для современного человека выполняет личность [39]. По мере усложнения социальных связей внешней регуляции поведения становится недостаточно. Поскольку человек втягивается во множество социальных отношений, неизбежно пересекающихся между собой, появляется объективная необходимость в таком психическом образовании, которое позволило бы человеку существовать в этой разветвленной системе связей. Таким образованием является личность.

Так же, как в филогенезе, в индивидуальном развитии человек не сразу становится личностью. По мнению А. Н. Леонтьева, личностью он становится вследствие иерархизации мотивов, которая отражает реальное соподчинение деятельностей в его жизненном пространстве. «Первые узлы» личности завязываются в дошкольном возрасте, когда происходит стихийное, слабоосознанное соподчинение мотивов. «Феномен горькой конфеты», описанный А. Н. Леонтьевым в работе «Деятельность. Сознание. Личность», свидетельствует о начале сложного и длительного процесса формирования личности. Он экспериментально выявил условия, которые приводят к соподчинению мотивов поведения ребенка.

Суть эксперимента заключается в следующем. Ребенку предлагается решить задачу, соблюдая определенные условия, в отсутствие экспериментатора. Это невозможно выполнить, соблюдая требования экспериментатора. После безуспешных попыток ребенок решает задачу, нарушая инструкцию. Экспериментатор делает вид, что он не знает об этом, хвалит его за выполненное задание и в награду дает конфет)7. Сначала ребенок отказывается от конфеты и, когда экспериментатор настаивает, начинает плакать. В процессе решения задачи ситуация не воспринималась ребенком как конфликтная, таковой она стала в момент общения с экспериментатором, поскольку в ходе эксперимента возникла иерархическая связь между его деятельностью: по отношению к экспериментатору и по отношению к награде. Как пишет А. Н. Леонтьев, конфета оказалась горькой по своему личностному смыслу. Подобные соподчинения возможны только в определенный период, в старшем дошкольном возрасте [22, с. 187−188]. В этом возрасте человек еще мало осознает причины своего поведения. Соподчинение мотивов осуществляется стихийно.

В дальнейшем эти побуждения начинают проявляться в более сложных и скрытых формах. Расширение круга деятельностей неизбежно приводит к их пересечению, а соответственно и к пересечению их мотивов. Это неизбежно ставит человека в ситуацию выбора, который всегда предполагает поступок. Под поступком понимается действие, связанное с мотивами таким образом, что, приближаясь к одному мотиву, он отдаляется от другого. Человек становится личностью, чтобы совершать поступки, сшивая «швы между деятельностями» и регулируя собственное поведение. Иначе говоря, существовать в этом сложном пересекающемся пространстве социальных связей и отношений человек может, только став личностью.

А. Н. Леонтьев подчеркивал, что личность представляет собой системное сверхчувственное качество, выступающее относительно поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Своеобразие сверхчувственных качеств проявляется в том, что они являются интегральными и не принадлежат объектам как таковым, а обнаруживаются в них только в ходе развития той или иной социальной системы. Иллюстрацией такого сверхчувственного качества может служить стоимость как экономическое явление. Бессмысленно искать природу стоимости в самой бумаге, как рассуждает А. Г. Асмолов, на которой напечатаны денежные знаки: изучать ее под микроскопом, подвергать химическому анализу и т. п. Загадка феномена стоимости будет раскрыта, если ее рассматривать в контексте социально-экономических отношений [6, с. 448]. Личность как интегративное качество также проявляется только в отношениях человека с другими людьми, с миром в целом, в его поступках.

Как уже отмечалось, в отличие от индивида личность является продуктом социальных отношений, в которые человек включается посредством своей деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, индивидом рождаются, личностью становятся. При этом изменяются и некоторые индивидные особенности человека, что является следствием развития его как личности. Если на уровне индивида обеспечивается биологическое функционирование человека, то на уровне личности — его существование в системе социальных связей и отношений. В социальных системах человек выступает субъектом различных деятельностей, которые неизбежно пересекаются, приводя к пересечению мотивов, побуждающих деятельности. Эти процессы опосредованы сознанием человека, благодаря которому происходит соподчинение деятельностей между собой, т. е. их иерархизация [22, с. 179]. Другими словами, личность как психическое образование выполняет функцию интеграции жизнедеятельности субъекта в системе его множественных связей с миром. Ее определяют как психический функциональный «орган», позволяющий человеку интегрировать свою жизнедеятельность в системе связей с миром как особый, сверхчувственный способ интеграции психической жизни [39].

Выступая как субъект отношений с миром, личность овладевает своим поведением посредством специфической системы регуляции. Ее сущность, согласно Л. С. Выготскому, состоит в преодолении характерной для животных непосредственной детерминации поведения внешними стимулами и актуальными потребностями [11]. Личностная регуляция коренным образом отличается от психической регуляции. Последняя представляет собой регуляцию жизнедеятельности на основе ориентировки в окружающей среде и выполняет адаптивную функцию. Личностная регуляция возможна только тогда, когда сама жизнедеятельность становится предметом отношения. Формируются специфические отношения с миром. Как пишет Д. А. Леонтьев, если функцию психики можно охарактеризовать как ориентировку в объективной действительности, то функцию личности — как ориентировку в отношениях, связывающих субъекта с объективной действительностью. Личностная регуляция проявляется в управлении собственной активностью, в особенностях осмысления действительности и построения на этой основе индивидуальной картины мира [23].

Личность как субъект отношения с миром является не только автором собственных поступков, но и автором собственной судьбы. Совершая те или иные поступки, она влияет на свое будущее, определяет направленность своего движения в социальном пространстве. Поскольку в поступке содержится дилемма, у человека всегда есть возможность выбора. Личность всегда может изменить свою жизнь и «сбросить груз своей биографии» [22].

Самодетерминация личности заключается в том, что она определяет свой жизненный путь. Как писал С. Л. Рубинштейн, для личности ее биография не случайна. Поворотные этапы жизненного пути связаны с поступками личности, за которыми всегда стоит выбор. С. Л. Рубинштейн подчеркивал: чтобы понять жизненный путь личности, нужно ответить на три вопроса: «Чем я был?», «Что я сделал?» и «Чем я стал?». Самодетерминация проявляется в том, что «…путь от того, „чем я был“ к тому „чем я стал“ лежит через то, „что я сделал“». По мнению С. Л. Рубинштейна, «личностью является человек, способный выделить себя из окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним… человек, у которого есть своя позиция, свое лицо» [37, с. 638]. Чтобы быть способным управлять значимыми событиями своей жизни, личности необходимо иерархизировать собственные ценности. Это позволяет ей противостоять, с одной стороны, ситуативным побуждениям, а с другой — внешним влияниям.

Таким образом, личность — это человек, который выделяет себя из окружающего мира как субъекта отношений с ним, формирует эти отношения и подчиняет им свою жизнедеятельность вопреки ситуативным побуждениям и внешним стимулам. Исходя из этого определения, личность как психическое образование реализует функции выделения себя из окружающего мира как субъекта отношений с ним, интеграции своей жизнедеятельности, саморегуляции и самодетерминации. Функция интеграции заключается в формировании отношений с миром, функция саморегуляции проявляется в выборе поступков и принятии ответственности за них, функция самодетерминации обеспечивает самоопределение и выбор жизненного пути.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой