Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические измерения культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избегание неопределенности (uncertainty avoidance) описывает степень, в которой культура создает механизмы, позволяющие людям справиться с тревогой, вызванной неопределенностью, сделать жизн вокруг них понятной и предсказуемой. В культурах с высокими показателями избегания неопределенности существуют тщательно разработанные правила и ритуалы, известные большинству представителей исполнение… Читать ещё >

Психологические измерения культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Люди, живущие в разных странах, принадлежащие к разным этническим группам, исповедуют разные ценности и следуют разным нормам поведения. В то же время одни культуры больше похожи друг на друга чем другие. Можно ли классифицировать культурные сообществ по какому-либо признаку?

Специалисты, занимающиеся кросс-культурными исследованиями, неоднократно предпринимали попытки создать типологию культур Наибольшую популярность приобрели культурные синдромы, предложенные Г. Триандисом и Г. Хофстеде, ценностные измерения культу Р. Инглхарта и Ш. Шварца, а также социальные верования М. Бонд и К. Леунга.

Психологические измерения культур по Г. Триандису. Понятие «культурный синдром» ввел Триандис, который определил его как набо ценностей, аттитюдов, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой. Проанализировав особенности разных культур, он описал три синдрома: «индивидуализм —В коллективизм», «простота — сложность» и «открытость — закрытость».

Индивидуализм — коллективизм (individualism-collectivism) характеризуют степень, в которой культуры одобряют самостоятельность человека или его зависимость от группы. Индивидуалистские культуры поощряют развитие автономных, уникальных и независимых индивидов. В таких культурах потребности, желания и цели отдельного человека превалируют над потребностями, целями и желаниями группы В то же время коллективистские культуры поощряют формировани и сохранение взаимозависимости между людьми, способствуют созданию тесных отношений и кооперации. В таких культурах потребности желания и цели группы доминируют над индивидуальными.

Забегая вперед, отметим, что разделение культур по принципу «индивидуализма — коллективизма» оказало большое влияние на кросс-культурные исследования социально-психологических феноменов. Далее мы не раз обратимся к этому критерию при обсуждении Я-кон-цепции, социального познания, коммуникации и взаимодействия.

Простота — сложность культуры определяются отношением ее представителей ко времени. В сложных культурах люди аккуратн относятся ко времени, ценят его, четко планируют свою деятельность стараются жить по составленному заранее расписанию. В просты культурах люди относятся ко времени менее аккуратно, редко составляют четкий план деятельности, часто его нарушают (например, могу сильно опаздывать на встречи или очень долго ждать опаздывающег человека).

И наконец, открытость — закрытость культуры определяются жесткостью требований к соблюдению социальных норм. Представители закрытых культур ценят предсказуемость, определенность и безопасность. Они ведут себя в соответствии с социальными нормам и строго карают за их нарушение. Члены открытых культур, напротив ценят свободу самовыражения и поведения. Как следствие, они боле терпимы к нарушению существующих социальных норм.

Психологические измерения культур по Г. Хофстеде. Другой подход к описанию культурных синдромов был предложен Г. Хофстеде. В отличие от Триандиса его интересовали не культуры в целом, а кросс-культурные различия в деятельности организаций. Он изучал сотрудников мультинациональной компании IBM, отделения которой был разбросаны по всему миру. Проанализировав полученные результаты он выделил четыре психологических параметра, характеризующих внутреннюю среду организации.

Дистанция власти (power distance) характеризует степень, в которой культура поддерживает и одобряет различия между людьми, обладающими разным социальным статусом (например, руководителем и подчиненными). Люди из культур с высокой властной дистанцие считают власть главной составляющей общественной жизни. Представители таких культур проводят четкое различие между людьми с высоким и низким статусом. Они следуют правилам, выполняют ритуалы которые поддерживают и закрепляют иерархические отношения межд ними.

Избегание неопределенности (uncertainty avoidance) описывает степень, в которой культура создает механизмы, позволяющие людям справиться с тревогой, вызванной неопределенностью, сделать жизн вокруг них понятной и предсказуемой. В культурах с высокими показателями избегания неопределенности существуют тщательно разработанные правила и ритуалы, известные большинству представителей исполнение которых создает ощущение стабильности. Представител таких культур нетерпимы к противоречиям и негативно относятс к людям, чьи ценности, аттитюды и поведение отличается от их собственного. Они меньше склонны к риску, больше сопротивляются изменениям и беспокоятся о будущем.

Маскулинность — феминность (masculinity-feminity) описывает степень, в которой люди ценят материальные блага или человеческие отношения. Представители маскулинных культур ценят деньги, статус власть и прикладывают много усилий для их получения. Представители феминных культур больше ценят развитие человека и отношени между людьми, много времени уделяют общению.

Долгосрочная — краткосрочная временные ориентации (long-term — short-term orientation) характеризуют степень, в которой культура ориентирована на настоящее или на будущее. В обществах с долгосрочно временной ориентацией люди строят планы на будущее и стремятс к их достижению. Представители культур с краткосрочной ориентацией живут настоящим и ориентируются на традиции.

Психологические измерения культур по Р. Инглхарту. В отличие от предыдущих моделей в основе классификации, предложенной Инглхартом, лежат распространенные в культурах ценности. Он выделил два основных ценностных измерения.

Измерение «традиционные ценности — секулярно-рациональные ценности» позволяет разделить культуры по степени, в которой е представители ценят родину, власть, семью и религию. Представител «традиционных» обществ создают и гордятся большими семьями: дет должны вести себя таким образом, чтобы родители могли ими гордиться, а родители должны сделать все, чтобы помочь своим детям Кроме того, представители культур с традиционными ценностями религиозны, испытывают чувство национальной гордости, уважают политическую власть, пассивны при взаимодействии с ней и редко обсуждаю политику. В таких обществах люди выступают против разводов, абортов, эвтаназии и суицидов. Они отдают предпочтение конформизм и достижению консенсуса по сравнению с выражением своей позици и открытым осуждением противоречий. В то же время представител культур с секулярно-рациональными ценностями менее религиозны придают большее значение самостоятельности, более критично относятся к власти и своей стране.

Измерение «выживание — самовыражение» позволяет разделить культуры по направленности на физическое выживание или самореализацию. В культурах с ценностями выживания люди нацелены на дости жение экономической и физической безопасности. Им кажется, что иностранцы, представители других этнических групп, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией представляют для них серьезну угрозу. Они поддерживают традиционное разделение ролей межд мужчинами и женщинами (мужчина — работник, добытчик; женщин оберегает семейный очаг), поддерживают авторитарные политически режимы и нетерпимы к тем, кто кажется «чужим». В культурах с ценностями самовыражения люди воспринимают экономическую и физическую безопасность как нечто само собой разумеющееся. Они доверяю друг другу, терпимы к людям, которые отличаются от них по образ жизни, политически активны и стремятся к самовыражению.

Психологические измерения культур по Ш. Шварцу. Другая классификация культур, в основе которой лежат распространенные ценности, была предложена Ш. Шварцем. В главе 3 мы рассматривали предложенную им модель ценностей индивидуального уровня. В это параграфе поговорим о его модели культурных ценностей. По его мнению, культурные ориентации определяют способы, которыми разны общества решают базовые проблемы, возникающие в ходе человеческой деятельности. В модели культурных ориентаций Шварца распространенные в разных культурах ценности образуют три основных измерения.

Измерение «автономия — принадлежность» отражает, каким образом в культуре решается проблема отношений между личность и группой. В «автономных» культурах человек воспринимается ка самостоятельное и независимое существо, которое может формировать и публично выражать свои аттитюды. При этом в одних культура акцент делается на интеллектуальную автономию, подразумевающу любознательность, творчество, широту взглядов, а в других — на аффективную автономию, включающую в себя получение удовольствия разнообразие жизни и наслаждение ею. В культурах «принадлежности» люди рассматриваются как часть группы. Смысл их жизни кроется в создании и поддержании отношений с окружающими. В таки культурах ценятся социальный порядок, традиции, безопасность, дол и мудрость.

Измерение «равноправие — иерархия» отражает, каким образом в культуре решается проблема обеспечения социально ответственног поведения. В культурах «равноправия» такое поведение обеспечиваетс за счет признания морального равенства людей, необходимости добровольного объединения и заботы о благе окружающих. В таких культурах ценятся равенство, социальная справедливость, ответственность помощь, честность. В «иерархических» обществах практикуется неравное распределение власти между людьми. Социально ответственно поведение обеспечивается системой ролевых предписаний и согласие людей на их выполнение. В них ценятся социальная власть, авторитет подчинение и богатство.

Измерение «гармония — мастерство» отражает, каким образом в культуре решается проблема регуляции природного и социальног окружения. Культуры «гармонии» побуждают человека принимать ми таким, каков он есть. Их представители ценят мир на земле, единств с природой, защиту окружающей среды. В культурах «мастерства"В одобряется изменение человеком природной и социальной среды дл достижения личных или групповых целей. В них ценятся амбиции успех, дерзость, компетентность.

Большинство культур занимают промежуточное положение по каждому измерению. В культурах, которые находятся близко к полюсам континуума, возникают серьезные проблемы. Например, поддержк «гармонии» в ущерб «мастерству» мешает людям создавать комфортные условия для существования. В то же время поддержка «мастерства"В в ущерб «гармонии» приводит к разрушению среды обитания.

Несмотря на популярность моделей, в которых подчеркиваются ценностные различия между культурами, исследования говорят о том, что поведение людей из разных обществ далеко не всегда удается сопоставить с ценностями. Именно поэтому для описания кросс-культурны различий привлекаются и другие модели, например, социальные аксиомы М. Бонда и К. Леунга, о которых мы говорили в главе 3.

Психологические измерения культур оказывают влияние на то, каким образом мы воспринимаем себя и окружающих, как мы строи отношения с другими людьми. Поэтому ниже мы рассмотрим кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах, о которых речь шла в предыдущих главах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой