АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Специфика умственного труда, при котором мозг является не только регулирующим, но и работающим органом, заключается в том, что влияние трудовой деятельности прежде всего сказывается на состоянии центральной нервной системы (ЦНС) и таких ее функциях, как внимание, память, скорость реагирования, лабильность анализаторных систем. Если при этом трудовая деятельность осуществляется в условиях социального дискомфорта, гипокинезии и гиподинамии, закономерно создаются предпосылки специфических заболеваний, обусловленных напряжением и перенапряжением систем регуляции вегетативных функций. Поэтому изучение адаптивно-приспособительных перестроек физиологических систем организма практически здорового человека в процессе напряженного умственного труда — вопрос, являющийся «извечно» актуальным (А.М.Киколов, 1978, I Шас1, А. йгзсЬепЬаиш, 1986, Ю. В. Мойкин и со-авт., 1987, А. О. Навакатикян, 1993, В. В. Романов, 1992, 1994, В. В. Матюхин, 1993, 1994).
Труд работников вуза, и преподавателей в частности, в социально-физиологическом аспекте практически не изучен. Известно, что он характеризуется высокой социальной ответственностью, большим объемом перерабатываемой информации, выраженной речевой и двигательной активностью (аудиторная нагрузка). Профессиональной деятельности преподавателей вуза свойственны дефицит времени и нерегулярность нагрузки, часто обусловленная нерациональной организацией трудового процесса, что определяет высокую напряженность преподавательского труда, который всегда сопряжен с интенсивной работой корковых отделов головного мозга (Г.Леман, 1967, A.C.Дмитриев, 1974, А. И. Киколов, 1978 и др.).
В то же время следует помнить, что данная категория трудовой деятельности эргономически не классифицирована и, соответственно, не нормирована физиологически. Это обусловливает необходимость прогноза и коррекции работоспособности преподавателей с целью оздоровления и оптимизации их трудовой деятельности. Насущная потребность данных профилактических мероприятий определена ранее постановлением Совета Министров СССР от 25.04.78 г., Госкомтруда и ВЦСПС от 12.02.81 г., а также ныне существующим в Российской Федерации законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — 1991.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ. Цель — дать комплексную физиологическую оценку профессиональной деятельности преподавателей вуза с конкретизацией на изучение возрастных особенностей функционального состояния их организма и обосновать возможности оптимизации труда профессорско-преподавательского состава.
Задачи: 1) методами социально-гигиенических, диагностических и физиологических исследований определить возрастные особенности функционального состояния организма работников вуза;
2) изучить в физиолого-эргономическом аспекте характер лекционного труда преподавателей, определить его место в гигиенической классификации тяжести и напряженности трудового процесса.
3) составить представление о физиологической стоимости профессиональной деятельности преподавателей вуза по показателям умственной работоспособности, сердечно-сосудистой системы (ССС), зрительного и моторного анализаторов;
4) дать количественную характеристику речевой и двигательной активности преподавателей в период чтения лекции, показать влияние лекционной работы на их умственную работоспособность (УР);
5) научно обосновать практические рекомендации по оздоровлению труда профессорско-преподавательского состава.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые с использованием комплексных адекватных методов исследования дана физиологическая характеристика трудовой деятельности преподавателей вуза. Представлены ранее неизвестные данные о физиолого-эргономических особенностях лекционного труда преподавателей вуза и его физиологической стоимости по показателям функционального состояния ЦНС испытуемых. Дана прогностическая интерпретация результатов исследований.
Установлено, что профессиональная деятельность преподавателей, и лекционная работа в частности, представляет собой высоко напряженный труд, протекающий на фоне типичных возрастных изменений функционального состояния организма. При этом опыт интеллектуальной деятельности является фактором своеобразной компенсации некоторых негативных возрастных изменений в ЦНС преподавателей, а также условием пролонгированного обеспечения надежности и стабильности их профессионального труда.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1 .Концептуальная основа диссертации заключается в том, что трудовой процесс как таковой у преподавателей вуза изучаемого нами возрастно-стажевого диапазона не имеет существенных ограничений. Возрастная стабильность функций ЦНС преподавателей обеспечивает физиологическую надежность лекционного труда, характеризующегося определенными количественными взаимоотношениями речевой и локомоторной деятельности, как правило, компенсаторного типа. При этом с физиолого-эргономических позиций данный труд расценивается как высоко напряженный.
2. Поддержание оптимальной профессиональной работоспособности преподавателей вуза в определенной степени скоррелировано с возрастно-стажевыми изменениями функционального состояния их организма. Физиологическая стоимость преподавательского труда, судя по негативным изменениям показателей регуляторных функций сердечно-сосудистой системы, анализаторных систем и динамике заболеваемости после 45−50 лет прогрессивно повышается.
3. Система оздоровления и оптимизации труда преподавателей вуза должна иметь комплексный характер и помимо традиционных методов лечения и профилактики включать мероприятия, направленные на снижение напряжения регуляторных механизмов, повышения функционального состояния организма и социального благополучия работающих.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Диссертация выполнена в аспекте госбюджетной темы под № госрегистрации 0189.225 966 (1989 г.). Она вносит определенный вклад в физиологию трудовых процессов и конкретно в важнейший ее раздел — физиологию умственного труда, а также в физиологию ЦНС и высшей нервной деятельности с конкретизацией на теориях доминанты и функциональной системы. Определенное теоретическое значение имеет применяемая в диссертации методология прогностической интерпретации результатов.
Прикладной аспект диссертации имеет 4 направления: 1) результаты диагностических и физиологических исследований легли в основу системы средств целенаправленной профилактики, используемых научно-оздоровительным центром ТвГУ — 2) материалы диссертации широко используются на кафедре анатомии и физиологии человека и животных ТвГУ в курсе специализации и на спецпрактикуме «Физиология трудовых процессов», а также в курсе «Экология человека» на кафедре естествознания- 3) методы физиолого-эргономического анализа используются студентами при выполнении курсовых и дипломных работ- 4) используемые в диссертации аналитические методы применяются в учебно-научной лаборатории медико-биологических проблем человека в целях прогноза функционального состояния организма работников вуза и его физиологической коррекции в процессе труда.
АПРОБАЦИЯ: Материалы входят в межвузовскую научно-техническую программу «Валеология». Физиологические механизмы деятельности, развития и устойчивости организма человека" РАН на 1988;2000 годы, представлены и доложены на Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (26−28 апреля 1994 г.), на научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и хоздоговорных тем (Тверь, ТвГУ, 1993), на научном семинаре лаборатории медико-биологических проблем человека при кафедре анатомии и физиологии человека и животных (18.09.1996 г., 28.11.1997 г.), на научной конференции, посвященной 25-летию университета (Май, 1996), на межрегиональной научной конференции «Физиология и психофизиология мотиваций «(Воронеж, 1997), на XVII Съезде Всероссийского физиологического общества им. И. П. Павлова (Ростов-на-Дону, 1998), на международной конференции «Механизмы функционирования висцеральных систем», посвященной 150-летию со дня рождения И. П. Павлова (Санкт-Петербург, сентябрь, 1999).