Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АПРОБАЦИЯ: Материалы входят в межвузовскую научно-техническую программу «Валеология». Физиологические механизмы деятельности, развития и устойчивости организма человека" РАН на 1988;2000 годы, представлены и доложены на Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (26−28 апреля 1994 г.), на научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Физиологическая характеристика умственного труда
    • 1. 2. Сведения о физиологических особенностях труда преподавателей в валеологическом аспекте
  • Глава 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Социально-гигиенические исследования
      • 2. 1. 1. Исследования субъективных показателей работоспособности преподавателей вуза
      • 2. 1. 2. Диагностические исследования и анализ заболеваемости преподавателей вуза
      • 2. 1. 3. Физиолого-эргономический анализ лекционного труда
    • 2. 2. Физиологические исследования
      • 2. 2. 1. Исследования состояния центральной нервной системы преподавателей по показателям умственной работоспособности
      • 2. 2. 2. Исследование зрительного и моторного анализаторов в возрастном аспекте
      • 2. 2. 3. Исследование функций сердечно-сосудистой системы у преподавателей различных возрастных групп
    • 2. 3. Исследование влияния лекционного труда на показатели умственной работоспособности
    • 4. Организация исследований
  • ГЛАВА 3. Результаты и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты социально-гигиенических исследований
      • 3. 1. 1. Возрастная характеристика данных субъективной оценки работоспособности преподавателей
      • 3. 1. 2. Прогностическая оценка заболеваемости преподавателей вуза
      • 3. 1. 3. Физиолого-эргономическая характеристика лекционной работы
    • 3. 2. Результаты физиологических исследований
      • 3. 2. 1. Физиологическая оценка центральной нервной системы преподавателей вуза по данным умственной работоспособности и оперативной памяти
      • 3. 2. 2. Возрастно-стажевая характеристика некоторых функций зрительного и моторного анализаторов у преподавателей вуза
      • 3. 2. 3. Интегративная характеристика состояния сердечно-сосудистой системы у преподавателей вуза
    • 3. 3. Результаты экспериментальных исследований в процессе лекционной работы
      • 3. 3. 1. Физиологическая оценка речевой и двигательной функций у преподавателей в период чтения лекций
      • 3. 3. 2. Влияние лекционного труда на показатели умственной работоспособности преподавателей
    • 3. 4. Обоснование рекомендаций по оздоровлению и оптимизации труда преподавателей вуза

Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Специфика умственного труда, при котором мозг является не только регулирующим, но и работающим органом, заключается в том, что влияние трудовой деятельности прежде всего сказывается на состоянии центральной нервной системы (ЦНС) и таких ее функциях, как внимание, память, скорость реагирования, лабильность анализаторных систем. Если при этом трудовая деятельность осуществляется в условиях социального дискомфорта, гипокинезии и гиподинамии, закономерно создаются предпосылки специфических заболеваний, обусловленных напряжением и перенапряжением систем регуляции вегетативных функций. Поэтому изучение адаптивно-приспособительных перестроек физиологических систем организма практически здорового человека в процессе напряженного умственного труда — вопрос, являющийся «извечно» актуальным (А.М.Киколов, 1978, I Шас1, А. йгзсЬепЬаиш, 1986, Ю. В. Мойкин и со-авт., 1987, А. О. Навакатикян, 1993, В. В. Романов, 1992, 1994, В. В. Матюхин, 1993, 1994).

Труд работников вуза, и преподавателей в частности, в социально-физиологическом аспекте практически не изучен. Известно, что он характеризуется высокой социальной ответственностью, большим объемом перерабатываемой информации, выраженной речевой и двигательной активностью (аудиторная нагрузка). Профессиональной деятельности преподавателей вуза свойственны дефицит времени и нерегулярность нагрузки, часто обусловленная нерациональной организацией трудового процесса, что определяет высокую напряженность преподавательского труда, который всегда сопряжен с интенсивной работой корковых отделов головного мозга (Г.Леман, 1967, A.C.Дмитриев, 1974, А. И. Киколов, 1978 и др.).

В то же время следует помнить, что данная категория трудовой деятельности эргономически не классифицирована и, соответственно, не нормирована физиологически. Это обусловливает необходимость прогноза и коррекции работоспособности преподавателей с целью оздоровления и оптимизации их трудовой деятельности. Насущная потребность данных профилактических мероприятий определена ранее постановлением Совета Министров СССР от 25.04.78 г., Госкомтруда и ВЦСПС от 12.02.81 г., а также ныне существующим в Российской Федерации законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — 1991.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ. Цель — дать комплексную физиологическую оценку профессиональной деятельности преподавателей вуза с конкретизацией на изучение возрастных особенностей функционального состояния их организма и обосновать возможности оптимизации труда профессорско-преподавательского состава.

Задачи: 1) методами социально-гигиенических, диагностических и физиологических исследований определить возрастные особенности функционального состояния организма работников вуза;

2) изучить в физиолого-эргономическом аспекте характер лекционного труда преподавателей, определить его место в гигиенической классификации тяжести и напряженности трудового процесса.

3) составить представление о физиологической стоимости профессиональной деятельности преподавателей вуза по показателям умственной работоспособности, сердечно-сосудистой системы (ССС), зрительного и моторного анализаторов;

4) дать количественную характеристику речевой и двигательной активности преподавателей в период чтения лекции, показать влияние лекционной работы на их умственную работоспособность (УР);

5) научно обосновать практические рекомендации по оздоровлению труда профессорско-преподавательского состава.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые с использованием комплексных адекватных методов исследования дана физиологическая характеристика трудовой деятельности преподавателей вуза. Представлены ранее неизвестные данные о физиолого-эргономических особенностях лекционного труда преподавателей вуза и его физиологической стоимости по показателям функционального состояния ЦНС испытуемых. Дана прогностическая интерпретация результатов исследований.

Установлено, что профессиональная деятельность преподавателей, и лекционная работа в частности, представляет собой высоко напряженный труд, протекающий на фоне типичных возрастных изменений функционального состояния организма. При этом опыт интеллектуальной деятельности является фактором своеобразной компенсации некоторых негативных возрастных изменений в ЦНС преподавателей, а также условием пролонгированного обеспечения надежности и стабильности их профессионального труда.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1 .Концептуальная основа диссертации заключается в том, что трудовой процесс как таковой у преподавателей вуза изучаемого нами возрастно-стажевого диапазона не имеет существенных ограничений. Возрастная стабильность функций ЦНС преподавателей обеспечивает физиологическую надежность лекционного труда, характеризующегося определенными количественными взаимоотношениями речевой и локомоторной деятельности, как правило, компенсаторного типа. При этом с физиолого-эргономических позиций данный труд расценивается как высоко напряженный.

2. Поддержание оптимальной профессиональной работоспособности преподавателей вуза в определенной степени скоррелировано с возрастно-стажевыми изменениями функционального состояния их организма. Физиологическая стоимость преподавательского труда, судя по негативным изменениям показателей регуляторных функций сердечно-сосудистой системы, анализаторных систем и динамике заболеваемости после 45−50 лет прогрессивно повышается.

3. Система оздоровления и оптимизации труда преподавателей вуза должна иметь комплексный характер и помимо традиционных методов лечения и профилактики включать мероприятия, направленные на снижение напряжения регуляторных механизмов, повышения функционального состояния организма и социального благополучия работающих.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Диссертация выполнена в аспекте госбюджетной темы под № госрегистрации 0189.225 966 (1989 г.). Она вносит определенный вклад в физиологию трудовых процессов и конкретно в важнейший ее раздел — физиологию умственного труда, а также в физиологию ЦНС и высшей нервной деятельности с конкретизацией на теориях доминанты и функциональной системы. Определенное теоретическое значение имеет применяемая в диссертации методология прогностической интерпретации результатов.

Прикладной аспект диссертации имеет 4 направления: 1) результаты диагностических и физиологических исследований легли в основу системы средств целенаправленной профилактики, используемых научно-оздоровительным центром ТвГУ — 2) материалы диссертации широко используются на кафедре анатомии и физиологии человека и животных ТвГУ в курсе специализации и на спецпрактикуме «Физиология трудовых процессов», а также в курсе «Экология человека» на кафедре естествознания- 3) методы физиолого-эргономического анализа используются студентами при выполнении курсовых и дипломных работ- 4) используемые в диссертации аналитические методы применяются в учебно-научной лаборатории медико-биологических проблем человека в целях прогноза функционального состояния организма работников вуза и его физиологической коррекции в процессе труда.

АПРОБАЦИЯ: Материалы входят в межвузовскую научно-техническую программу «Валеология». Физиологические механизмы деятельности, развития и устойчивости организма человека" РАН на 1988;2000 годы, представлены и доложены на Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (26−28 апреля 1994 г.), на научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и хоздоговорных тем (Тверь, ТвГУ, 1993), на научном семинаре лаборатории медико-биологических проблем человека при кафедре анатомии и физиологии человека и животных (18.09.1996 г., 28.11.1997 г.), на научной конференции, посвященной 25-летию университета (Май, 1996), на межрегиональной научной конференции «Физиология и психофизиология мотиваций «(Воронеж, 1997), на XVII Съезде Всероссийского физиологического общества им. И. П. Павлова (Ростов-на-Дону, 1998), на международной конференции «Механизмы функционирования висцеральных систем», посвященной 150-летию со дня рождения И. П. Павлова (Санкт-Петербург, сентябрь, 1999).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой