Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовые аспекты деятельности Организации Исламская конференция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации было определено понятие системы ОИК, под которой понимается сама ОИК, ее специализированные учреждения, аффилированные органы и Парламентский Союз государств — членов ОИК. В ОИК входят главные пленарные органы, Постоянные Комитеты, Генеральный секретариат, подчиняющиеся ему вспомогательные органы, а также Исламская Конференция министров информации. Для повышения эффективности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История создания Организации Исламская конференция (ОИК), цели деятельности, структура и компетенция Организации
    • 1. Предпосылки и история создания ОИК
    • 2. Устав ОИК: Цели, принципы функционирования и компетенция ОИК
    • 3. Деятельность ОИК
    • 4. Членство в ОИК
  • Глава II. Система ОИК
    • 1. Понятие системы ОИК
    • 2. Главные пленарные органы ОИК
    • 3. Генеральный секретариат ОИК
    • 4. Специализированные учреждения ОИК
    • 5. Другие структурные элементы ОИК
  • Глава III. Международно — правовые аспекты деятельности Исламского банка развития (ИБР)
    • 1. История создания и развития ИБР
    • 2. Учредительный договор ИБР
    • 3. Деятельность ИБР

Международно-правовые аспекты деятельности Организации Исламская конференция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Организация Исламская конференция (ОИК)1 — это одна из наиболее крупных международных межправительственных организаций с развитой системой органов и широкой компетенцией.

Из 57 государствчленов ОИК лишь в 28 государствах ислам признан государственной или официальной религией, а в 18 государствах мусульмане.

•у составляют влиятельное меньшинство. Таким образом, критерий религиозной общности не столько ограничивает, сколько расширяет состав членов ОИК по сравнению с другими подобными организациями, членство в которых основывается на географическом признаке.

В первый период своего существования (с 1969 г. по 1973 г.) Организация Исламская конференция развивалась в форме международной Исламской конференции в рамках двух форумов: Конференции глав государств и правительств (Саммита) и Конференции министров иностранных дел. Трансформация международной Исламской конференции в международную организацию началась с учреждения Генерального секретариата данного форума в 1972 г. За 35 лет существования в ОИК помимо двух главных пленарных органов и Генерального секретариата было создано 5 постоянных комитетов, 8 вспомогательных органов, 4 специализированных учреждения. Также в системе ОИК действует 8 аффилированных организаций, Парламентский союз государств — членов ОИК, Исламская Конференция.

1 Согласно общепринятым правилам перевода с арабского языка на русский язык определенная лингвистическая конструкция должна быть передана в соответствии со смысловыми требованиями. В этой связи необходимо заметить, что понятие Организация было добавлено к понятию Исламская конференция после изменения ее статуса. Таким образом, в официальных переводах названия данной организации было закреплено не Организация исламской конференции, что было бы правильно с точки зрения дословного перевода, а Организация Исламская конференция, что отражает смысловую нагрузку данного понятия. Именно такое название — Организация Исламская конференция — используется в документах МИД России.

Далее в тексте для обозначения Организации Исламская конференция мы будем использовать аббревиатуру ОИК, либо термин Организация.

2 В этом контексте (только в половине государств — членов ОИК мусульмане составляют большинство населения) некоторыми исследователями ставится даже вопрос об универсальном характере ОИК. министров информации. Таким образом, ОИК удается сочетать широкое представительство с развитой системой органов, что позволяет ряду экспертов характеризовать ОИК как мини-ООН1. л.

Межрегиональный (межконтинентальный) статус ОИК, в которой представлены государства четырех континентов, определяет количественный и качественный уровень проблем, входящих в сферу деятельности Организации. На Саммите ОИК, прошедшем в Путраджайя (Малайзия) с 16 по 17 октября 2003 г., было принято 85 резолюций, а на Конференции министров иностранных дел ОИК, прошедшей в Стамбуле (Турецкая Республика) с 14 по 16 июня 2004 г. — 105 резолюций. На сессиях Саммитов ОИК и Конференции министров иностранных дел рассматриваются вопросы как общей компетенции (политические), так и специальной компетенции (экономические). Главные пленарные органы ОИК принимают решения по вопросам, касающимся как государств — членов, так и мирового сообщества в целом. На повестке дня ОИК на сегодняшний день стоят проблемы ближневосточного урегулирования, будущего Афганистана и Ирака, разрешения проблемы Нагорного Карабаха, восстановления Боснии и Герцеговины, урегулирования конфликта вокруг Кашмира.

При этом определенные виды деятельности ОИК выходят за рамки ее прямой компетенции. Так, создание специализированных учреждений Организации не предусмотрено Уставом ОИК, однако, вытекает из ее целей, задач и функций. В свою очередь, деятельность ОИК в области защиты прав человека, в том числе и в государствах, не являющихся членами Организации, основывается даже не на уставных положениях, а на принципах erga omnes. Таким образом, в качестве юридического основания международной правосубъектности ОИК можно выделить прямую, подразумеваемую и имманентную компетенцию.

См.: Попов В. В. Исламский фактор в мировой политике / Азия и Африка сегодня. № 1,2004.

2 В частности, термин «межконтинентальные» применительно к ОИК ввел в международно — правовой оборот А. Я. Капустин. Подробнее см.: Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права // Под ред. Галенской Л. Н., Энтина М. Л., СПб., 2004, Стр. 142.

Динамично развивается сотрудничество в рамках ОИК в экономической сфере, причем, во многом оно опережает политическое сотрудничество. В рамках этого процесса основная роль принадлежит специализированному учреждению ОИК — Исламскому банку развития (ИБР)1. ИБР — это самый крупный международный банк развития, членами которого являются исключительно развивающиеся страны2. К специфике ИБР относится исламский характер, отличающий его от традиционных банков и международных финансовых организаций, работающих на основе процентного кредитования.

Развитие ИБР можно определить как процесс расширения компетенции ОИК в социальноэкономической сфере. До начала 90-х годов XX века ИБР лишь частично пользовался своими полномочиями, то есть не мог реализовать в полной мере делегированные ему Учредительным договором ИБР права. Для более эффективной реализации своей компетенции Банк в 90-е годы XX века создал ряд вспомогательных органов. Кроме того, за последние 15 лет уставной капитал ИБР был увеличен более чем в 8 раз — до 15 млрд. Исламских динаров. По ряду показателей, в том числе, по соотношению оплаченного уставного капитала к подписному и соотношению долговых обязательств к активам, ИБР обогнал Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР).

В рамках профильной финансово — кредитной деятельности ИБР за 25 лет существования профинансировал проекты на 30 миллиардов долларов США, причем, в 2003 г. финансирование почти в три раза превысило средние показатели. Кроме того, в 2003 г. впервые ИБР вышел на международный кредитный рынок со своей собственной, соответствующей шариату, системой заимствования — «сукук"4, что должно сделать ИБР еще более.

Далее в тексте для обозначения Исламского банка развития мы будем пользоваться аббревиатурой ИБР, либо термином Банк.

2 Business Life. Beirut, September 2004, P. 14.

31 Исламский динар соответствует 1 СДР (special drawing right — специальное право заимствования, применяемое как расчетная единица в рамках Международного валютного фонда).

4 См.: Приложение № 3. конкурентоспособным по отношению к другим крупным международным банкам развития1.

Развитие деятельности Банка привело к выработке у ИБР подразумеваемой компетенции. ИБР активно финансирует испытывающие финансовые затруднения национальные исламские банки, хотя это и не входит задачи, определенные в его Учредительном договоре. Так, например, после Азиатского кризиса 1997 — 1998 гг. ИБР дважды пришлось увеличивать свою долю в уставном капитале Делового банка Индонезии с целью недопущения его банкротства. В этой связи, многие эксперты стали говорить о выполняемой ИБР функции Центрального Банка для национальных исламских банков. Причем, если Деловой банк Индонезии расположен в государстве — члене ИБР, то в случае с Боснийским международным банком речь шла об учреждении исламского банка, расположенного в государстве, не являющемся членом ИБР3. Таким образом, ИБР в своей деятельности активно пользуется не только подразумеваемой, но и имманентной компетенцией4.

В тех сферах, которые выходят за рамки подразумеваемой компетенции ИБР (например, унификация частноправовых норм в различных сферах деятельности исламских банков), Банк участвует в деятельности международных неправительственных организаций, соответственно, имеющих статус аффилированных организаций ИБР5.

Актуальность выбранной темы подтверждается, в том числе, и следующими факторами.

1 При этом, ИБР наряду со Всемирным Банком (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) входит в группу международных банков развития с нулевым риском. Подробнее см.: Business Life. Beirut, September 2004, P.14.

2 Islamic Development Bank: Annual report 1424H. Jeddah, 2004. P.61.

3 ИБР входит в число учредителей Боснийского Международного Банка. Республика Босния и Герцеговина имеет статус наблюдателя в ОИК.

4 Пункт 13 статьи 2 Учредительного договора ИБР фиксирует полномочия Банка на осуществление любой деятельности, отвечающей его целям. Таким образом, данное положение Учредительного договора открывает фактически неограниченные возможности для расширения компетенции ИБР.

В число аффилированных организаций ИБР входят: Совет по финансовому сервису, Международный исламский финансовый рынок, Организация по бухгалтерии и аудиту исламских финансовых институтов, Международное исламское рейтинговое агентство, Центр менеджмента ликвидных активов, Генеральный совет исламских банков и финансовых институтов, Международный центр по примирению и коммерческому арбитражу.

Уже на Саммите в Дакаре (Республика Сенегал) в 1991 г. был поставлен вопрос о реформировании ОИК и приведении ее в соответствие с текущими политическими реалиями. Значимость этого вопроса повышается как в связи с потребностями в расширении сотрудничества в экономической сфере, так и в связи с имеющимися политическими угрозами. Стоит лишь отметить, что недавние кризисы вокруг Афганистана, Ирака, Кот-д'Ивуара и Судана (государств — членов Организации) решались без участия ОИК. Речь идет о расширении уставной компетенции, контрольно — принудительных функций ОИК, а также о реформировании системы органов ОИК и изменении системы принятия решений.

Важным вопросом в связи с перспективой развития Организации становится вопрос о вступлении России в ОИК1. Для ряда ключевых государств — членов это будет означать снижение своего удельного веса в Организации. То есть, узкие национальные интересы в этом случае безусловно пострадают. Однако, с точки зрения общих интересов безопасности государств — членов Организации, участие России (ядерной державы и члена Совета Безопасности ООН) только усилит ОИК.

Членство в ОИК может дать России следующие преимущества. Создаются основы для расширения политического сотрудничества с государствами — членами ОИК в рамках одного из ключевых международных форумов. Открывается возможность для участия в экономических соглашениях, подписанных в рамках Организации, а также для вступления в ИБР. Появляется возможность для расширения сотрудничества с теми партнерами России по л.

СНГ, которые уже входят в ОИК .

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации после Десятого Саммита ОИК, прошедшего в Путраджайа (Малайзия) с 16 по 17 октября 2003 г., был введен пост заместителя министра, отвечающего за работу с ОИК.

1 До конца 2004 г. вопрос о статусе наблюдателя для России в ОИК (заявка была подана в мае 2004 г.) так и не был решен.

2 См.: Приложение № 1.

У главы МИД России появился помощник по развитию связей с ОИК, кроме того, была введена должность посла по особым поручениям, персонально курирующего взаимоотношения с данной международной организацией. Эта тенденция наблюдается и в деятельности других органов государственной власти. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Государственной Думе) в апреле 2004 г. было образовано Межфракционное депутатское объединение «Россия и Исламский мир: стратегический диалог», участниками которого являются 45 депутатов, представляющих все фракции Государственной Думы. Таким образом, можно констатировать, что для России отношения с ОИК действительно приобретают долгосрочно — стратегический характер, что делает международно — правовое исследование деятельности ОИК особенно актуальным.

Степень разработанности темы.

Несмотря на важную роль, которую играет ОИК в международной жизни, степень исследованности этой Организации в отечественной и зарубежной науке международного права остается ограниченной. Определенные аспекты деятельности ОИК рассматриваются в диссертационных работах A.M. Айнуддина «Организация Исламская Конференция (международно — правовой аспект)», O.K. Жадалла «Исламская концепция международного права», Р. К. Хасанова «Идея мусульманской общности в деятельности Организации исламской конференции (ОИК)», а также монографиях И. А. Александрова «Монархии Персидского залива: этап модернизации» и Н. В. Жданова «Исламская концепция миропорядка"1.

Определенный международно — правовой анализ деятельности ОИК дан в учебнике Международное право под редакцией Ю. М. Колосова и Э.С.

1 См.: A.M. Айнуддина Организация Исламская Конференция (международно — правовой аспект). СПб., 1998; Жадалла O.K. Исламская концепция международного права. М., 1994; Хасанов Р. К. Идея мусульманской общности в деятельности Организации исламской конференции (ОИК). М., 1993; Александров И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., 2000; Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

Кривчиковой, а также учебнике Международные организации под редакцией И.П. Блищенко1.

В российской науке международного права нет специальных работ, в которых бы всесторонне анализировались международно — правовые аспекты деятельности ИБР2.

Цель диссертационного исследования.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном международно-правовом анализе деятельности ОИК на современном этапе развития с точки зрения ее общей и специальной компетенции. В работе большое внимание уделено также ИБР и анализу экономического сотрудничества между государствами — членами Банка. В диссертации предпринята попытка выработать рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности ОИК и ИБР, а также по налаживанию сотрудничества России с этими двумя международными организациями.

Задачи диссертационного исследования:

1) рассмотреть историю становления ОИК как международной межправительственной организации;

2) исследовать организационно — правовую структуру ОИКопределить понятие системы ОИК;

3) рассмотреть проблему компетенции ОИКопределить соотношение прямой, подразумеваемой и имманентной компетенции как основы международной правосубъектности ОИК;

1 См.: Международное право // Под ред. Колосова Ю. М. и Кривчиковой Э. С. М., 2000; Международные организации // Под ред. Блищенко И. П. М., 1994.

2 Деятельность ИБР в определенной степени затрагивается в диссертации Мирошник Е. Н. Исламские банки в социально — экономической структуре мусульманских стран. М., 2000.

4) проанализировать основные проблемы, с которыми сталкивалась ОИК в процессе своего развитияопределить возможные пути и методы реформирования деятельности органов ОИКсформулировать и обосновать предложения и рекомендации по внесению изменений в Устав ОИК;

5) провести анализ ИБР в сравнении с другими международными межправительственными банками развития на основе Учредительного договора ИБР;

6) проанализировать деятельность ИБР на современном этапе развития, а также тенденцию к самопроизвольному разрастанию функций ИБР в рамках его деятельности;

7) продемонстрировать и проанализировать влияние принципов шариата на развитие функций ИБР.

Объект диссертационного исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования является теория международного права в области права международных организаций в контексте деятельности ОИК по достижению ее уставных целей.

Предмет диссертационного исследования.

Предметом настоящего диссертационного исследования являются комплекс международно-правовых актов, закрепляющих функции и компетенцию ОИК и ИБР, правовых актов, принимаемых ОИК и ИБР, а также механизмы контроля за выполнением обязательств, принятых на себя государствами — членами ОИК.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

При написании работы применялись следующие методы исследования: юридический, логический (индукция и дедукция), исторический, а также метод сравнительно-правового анализа.

В работе широко использовались труды крупнейших советских и российских ученых, исследовавших теоретические проблемы международного права и проблемы международных организаций (Б.М. Ашавского, К. А. Бекяшева, И. П. Блищенко, P.M. Валеева, А. Н. Вылегжанина, Н. В. Жданова, А. Я. Капустина, Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой, С. Б. Крылова, Н. Б. Крылова, Г. И. Курдюкова, И. И. Лукашука, Ю. Н. Малеева, С. А. Малинина, С. Ю. Марочкина, Ю. И. Мигачева, Л. Х. Мингазова, Г. И. Морозова, Т. Н. Нешатаевой, Ю. А. Решетова, А. Н. Талалаева, Г. И. Тункина, Н. А. Ушакова, С. В. Черниченко, Е. А. Шибаевой, Г. Г. Шинкарецкой, Л. М. Энтина, М. Л. Энтина и других авторов).

В процессе написания работы автор также изучил труды отечественных специалистов по отдельным аспектам деятельности международных организаций (И.А. Александрова, Н. В. Жданова, Д. К. Лабина, А.А. Моисеева).

Большое внимание автора привлекли исследования видных зарубежных ученых, посвященные непосредственно Организации Исламская конференция, современным проблемам международных организаций и Исламскому банку развития (М.С. Афифия, В. Аз-Захиляйя, Э. Х. Аречаги, Э. Ихсаноглу, Б. Льюиса, А. А. Мухаммада, С. Салеха, Ф. Сейерстеда, А. Серени, А.А. Ат-Тауигри, А. Аль-Ясини).

Существенное значение для написания диссертации имели опубликованные доклады и решения ОИК и ее органов, а также официальные ежегодные отчеты Исламского банка развития, в которых содержится информация по всем аспектам деятельности ИБР.

Научная новизна диссертационного исследования.

На основе проведенного анализа деятельности ОИК в работе сформулированы новые положения, раскрывающие правовую личность ОИК как международной межправительственной организации. Определены особенности уставных актов Организации, а также специфика ее взаимоотношений с государствами — членами и другими международными организациями. Выработано определение системы ОИК и системы ИБР. Сформулированы рекомендации, которые могут способствовать повышению эффективности деятельности ОИК и ИБР как специализированного учреждения Организации.

Данная диссертация является первым в отечественной науке международного права комплексным научным исследованием международноправовых аспектов деятельности ОИК и ее специализированного учреждения ИБР. Новизна данной работы определяет ее практическую ценность для.

Администрации Президента Российской Федерации, Межфракционного * депутатского объединения Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Россия и Исламский мир: стратегический диалог», Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, способствует формированию обоснованной позиции России в отношении ОИК, позволяет расширить политическое сотрудничество между Российской Федерацией и ОИК на международной арене, а также использовать возможности для расширения экономического взаимодействия между Российской Федерации и ИБР.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Содержащиеся в настоящей работе выводы, систематизированная информация, обобщения, рекомендации и материалы могут быть использованы для практической помощи специалистам в области права международных организаций, международного экономического права, а также в области взаимоотношения религии и права.

Настоящая диссертация может использоваться в учебном процессе в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку не только юристов-международников, но и специалистов в области международной экономики, политологии, регионоведения, международных отношений, а также специалистов других профессий. Материалы работы целесообразно использовать для подготовки спецкурса по международным организациям, спецкурса по религии и международному праву, международному экономическому праву или спецкурса по исламской экономике и исламской интеграции.

Положения, выносимые на защиту.

1. В диссертации показано, что узкое и расширительное толкование компетенции ОИК во многом определяется характером взаимоотношений между государствами — членами на конкретном этапе. Расширение компетенции, выделение подразумеваемой и имманентной компетенции, было связано не столько с общими интересами, сколько с общими угрозами. И, наоборот, ОИК не в полной мере использовала свою компетенцию в периоды обострения напряженности между государствами — членами. В этой связи целесообразно было бы рекомендовать заключение ряда международных договоров между государствами — членами ОИК в области безопасности, а затем и внесение изменений в Устав ОИК, закрепляющих расширение компетенции Организации. Для более эффективной реализации целей и задач ОИК целесообразно также разработать систему мирного разрешения споров, контроля за соблюдением обязательств, принятых по Уставу ОИК и Учредительному договору ИБР государствами — членами, а также систему санкций за их нарушение.

2. В диссертации установлено, что исламская солидарность является целью ОИК и во многом определяет ее компетенцию. В экономической сфере исламская солидарность реализуется через деятельность ИБР по оказанию помощи государствам членам, а также через укрепление экономического сотрудничества между ними. Исламская солидарность позволяет Организации добиваться выполнения принципов erga omnes, в том числе, и государствами, которые не являются членами ОИК.

3. В диссертации показано, что на сегодняшний день принцип исламской солидарности, закрепленный в Уставе ОИК, носит двоякий характер. С одной стороны, на основе принципов erga omnes, ОИК оказывает помощь, в том числе и через принятие резолюций политической поддержки, общинам мусульман, проживающих в государствах, не являющихся членами ОИК. С другой, исламская солидарность реализуется через сотрудничество и поддержку между государствами — членами и, в определенной степени, государствами — наблюдателями. Эти две формы исламской солидарности входят в противоречие в ситуации нарушения прав мусульман государствомчленом. В этом случае целесообразно было бы рекомендовать внесение изменений в Устав ОИК, предусматривающих санкции в отношении государств — членов, в том числе и в виде приостановки членства, в случае грубого нарушения прав человека.

4. В диссертации было определено понятие системы ОИК, под которой понимается сама ОИК, ее специализированные учреждения, аффилированные органы и Парламентский Союз государств — членов ОИК. В ОИК входят главные пленарные органы, Постоянные Комитеты, Генеральный секретариат, подчиняющиеся ему вспомогательные органы, а также Исламская Конференция министров информации. Для повышения эффективности Организации целесообразно было бы внести ряд изменений в Устав ОИК, закрепляющих статус Исламской Конференции министров информации как главного органа ОИК, определить в отдельной статье задачи, полномочия и процедуру деятельности Парламентского союза государств — членов ОИК, определить критерии специализированных учреждений ОИК и аффилированных организаций, зафиксировать правовую связь между ними и Организацией. В диссертации делается вывод о том, что в Устав ОИК следует включить положения, определяющие правовую связь между структурными элементами системы ОИК, их взаимные права и обязанности. При внесении изменений следует уделить особое внимание положению Международного Исламского суда в системе ОИК. Одновременно с этим, государствам — членам стоит рекомендовать ратифицировать Статут Международного Исламского суда ОИК, а Генеральному секретариату ОИК провести активную консультативную работу относительно целесообразности и необходимости данного органа для разрешения споров между государствами-членами ОИК.

5. В диссертации установлено, что ключевые государства — члены ОИК имеют повышенное влияние на деятельность органов и Постоянных Комитетов, находящихся на их территории. Решения этих органов и Постоянных Комитетов, рассматриваемые и, как показывает практика, принимаемые в виде резолюций главных пленарных органов ОИК, оказываются неприемлемыми для тех государств — членов, точка зрения которых не была принята во внимание. В результате многие резолюции ОИК фактически не соблюдаются. Для решения этой проблемы целесообразно было бы, в том числе, создать дополнительные органы ОИК, в которых представители государств — членов работали бы в личном качестве.

6. В диссертации проводится анализ перспектив участия России в деятельности ОИК, свидетельствующий о наличии общих интересов и позволяющий сделать вывод о целесообразности для Российской Федерации добиваться полноправного членства в ОИК. Проблема с потенциальным членством России в ОИК может быть связана с отношением ряда ключевых государств — членов ОИК, опасающихся изменения расклада сил в Организации. В этой связи целесообразно было бы рекомендовать МИД России усилить пропаганду тезиса, выдвинутого Президентом Российской Федерации В. В. Путиным о том, что сотрудничество с Россией усилит ОИК. Для России очень важно не допустить принятия дискриминационных поправок к Уставу ОИК, ограничивающих членство в Организации. Необходимо также не допустить дальнейшего нарушения регламента рассмотрения заявки России в Генеральном секретариате ОИК, а также изменения статуса наблюдателя в рамках Организации.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Выводы и предложения автора нашли практическое применение при подготовке документов для ряда подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Межфракционного депутатского объединения Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Россия и Исламский мир: стратегический диалог», Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, преподавании общего курса международного права на различных факультетах Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, публикации научных статей, участии в конференциях по профилю исследованной темы, подготовке методических пособий по международному праву.

Заключение

.

В ходе Десятого Саммита глав государств и правительств, прошедшего в Малайзии в октябре 2003 г., было высказано предложение о необходимости реформирования ОИК, в том числе, и с внесением изменений в Устав Организации или даже принятием нового учредительного акта. Новый учредительный акт либо измененный ныне действующий Устав ОИК должен включать в себя более подробное изложение системы органов, включая, возможно, создание органа наделенного широкой компетенцией — аналога Совета Безопасности ООН. Членство в этом органе должно быть обусловлено участием в вышеназванных договорах о безопасности и стабильности, включая ратификацию Статута Международного Исламского суда ОИК. В Устав также должны быть включены статьи о мире и обеспечении безопасности государств — членов, статьи о санкциях в отношении нарушителей целей и принципов Организации, а также обязательств по взносам в ее бюджет.

Говоря об участии в ОИК мусульманских республик СНГ необходимо отметить, что для некоторых из них, прежде всего, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан в сотрудничестве с ОИК преобладает аспект экономической солидарности. В этой связи, упор делается на отношения с Исламским банком развития и Исламским фондом солидарности. Показательно, что в Конференциях министров информации ОИК участвует только Республика Азербайджан, в то время, как центральноазиатские страны — члены по разным причинам (в том числе, и финансового характера) не участвуют в этом важном форуме. Связано это с тем, что членство Республики Азербайджан продиктовано значительно более широким спектром целей, чем членство центральноазиатских республик СНГ. Пожалуй, еще одним исключением является Узбекистан, который фактически не участвует в работе ни ОИК, ни Исламского банка развития.

Соперничество государств в рамках ОИК привело к тому, что ключевые государства Исламского мира или государства, пользующиеся их поддержкой, получили контроль над деятельностью элементов системы ОИК. Этим во многом объясняется тот факт, что Постоянные Комитеты ОИК и ИБР гораздо более полно используют свою компетенцию, чем главные пленарные органы ОИК. В случае с Постоянными Комитетами значительная роль принимающего государства играет важную роль, поскольку именно оно берет на себя значительную часть расходов на работу Постоянного Комитета. При этом, слишком большая зависимость Постоянных Комитетов от государств, на территории которых они расположены, имеет и ряд негативных характеристик. Прежде всего, это снижает уровень привлекательности для государств — членов ОИК решений Постоянных Комитетов, которые затем принимаются в качестве резолюций Саммитами ОИК или Конференциями министров иностранных дел ОИК.

В этой связи, для совершенствования деятельности ОИК целесообразно было бы предпринять следующие действия. Во-первых, создать постоянные комитеты, в которых государства были бы представлены экспертами в личном качестве. Вовторых, эти постоянные комитеты должны быть подчинены напрямую главным пленарным органам ОИК. Втретьих, эти постоянные комитеты должны разрабатывать проекты решений по тем или иным вопросам общей и специальной компетенции ОИК, которые на сегодняшний день входят в компетенцию Постоянных Комитетов ОИК (Комитет по Иерусалиму, Постоянный Комитет по информации и культуре, Постоянный Комитет по экономическому и торговому сотрудничеству, Постоянный Комитет по научному и техническому сотрудничеству и Постоянный Финансовый Комитет). Вчетвертых, необходимо увеличить финансирование ОИК с тем, чтобы обеспечить работу этих органов и их независимость от принимающих государств. В-пятых, при необходимости эти решения могут проходить через дополнительную процедуру согласования государствами — членами.

В случае создания этих новых органов ОИК, которые были бы более независимы от принимающих государств, чем ныне действующие Постоянные.

Комитеты ОИК, разработка системы контроля и санкций к нарушителям обязательных для государств — членов резолюций, было бы более оправдано.

В этой связи возникает вопрос о компенсации государствам — членам их привилегированного статуса в рамках Постоянных Комитетов. В качестве возможного варианта в этой связи можно предложить создание новых органов общей и специальной компетенции с ограниченным представительством государств — членов. В рамках этих органов, которые могут получить особые полномочия по применению санкций и использованию механизма контроля, соответствующие государства могли бы получить место среди постоянных членов.

Создание таких органов, прежде всего, в политической и экономической сфере, позволило бы более эффективно реализовывать цели ОИК. Создание такого органа могло бы решить ливанскую проблему, которая, с одной стороны, заключается в пребывании на территории Ливана сирийского воинского контингента, а с другой в постоянном нарушении его воздушного пространства Израилем. Такой орган мог бы взять на себя либо участие в разработке соглашения о создании военных подразделений ОИК (по аналогии с европейскими силами быстрого реагирования), либо о формировании специального контингента ОИК, способного оказать содействие в обеспечении суверенитета Республики Ливан. При этом, необходимо констатировать, что на сегодняшний день такие резолюции ОИК, как Резолюция No. 8/10-PAL (IS) «Об агрессии со стороны Израиля в отношении Сирийской Арабской Республики и Республики Ливан» никак не меняют ситуацию.

Такой же орган целесообразно было бы создать и в экономической сфере. Этот орган мог бы решать вопросы оказания экстренной помощи государствам, пострадавшим от стихийных бедствий и кризисов или в результате иной гуманитарной катастрофы. Одновременно этот орган мог бы взять на себя решение вопросов о наложении экономических санкций на государстванарушители основополагающих принципов Устава ОИК. Без создания такого органа возникают сложности с выполнением ряда политических резолюций, затрагивающих экономические отношения государств — членов ОИК. В качестве примера можно привести Резолюцию No. 9/10- IBO (IS) «Об обязательстве выполнения принципов и положений об Исламском бойкоте Израиля», которая фактически не действует, поскольку у ОИК отсутствует механизм контроля и санкций в отношении нарушителей данной резолюции.

Целесообразно было бы сформировать этот орган на основе ограниченного представительства. В качестве компенсации наименее развитым государствамчленам ОИК, могли бы быть предоставлены гарантии оказания экстренной помощи, в том числе и финансовой, в случае экономического кризиса.

Для России участие в деятельности ОИК позволяет создать новый вектор сотрудничества в рамках СНГ, шесть членов которого являются членами ОИК, расширить экономическое сотрудничество с государствами — членами ОИК через ИБР, укрепить свое сотрудничество с Исламским миром. В свою очередь, государства — члены ОИК получают возможность более тесного сотрудничества с Российской Федерацией по решению ключевых, стоящих перед Организацией проблем, в том числе, проблемы Ближневосточного урегулирования. Важное значение имеет сотрудничество в Совете Безопасности ООН, в рамках которого Российская Федерация имеет статус постоянного члена, а ОИК представлена двумя непостоянными членами, кандидатуры которых обсуждаются на Конференциях министров иностранных дел ОИК.

В этой связи целесообразно было бы рекомендовать МИД России усилить пропаганду тезиса, выдвинутого Президентом Российской Федерации В. В. Путиным о том, что сотрудничество с Россией усилит ОИК. Для России очень важно не допустить принятия дискриминационных поправок к Уставу ОИК, ограничивающих членство в Организации. Необходимо также не допустить дальнейшего нарушения регламента рассмотрения заявки России в Генеральном секретариате ОИК, а также изменения статуса наблюдателя в рамках Организации. В этой связи было бы целесообразно использовать отношения не только с теми из ведущих государств — членов ОИК, с которыми у России сложились хорошие отношения, но и с теми государствами, которые находились в сфере советского влияния. Кроме того, важную роль в вопросе о членстве России в ОИК может сыграть новый Генеральный секретарь Организации, Почетный доктор Института истории им. Ш. Марджани Академии Наук Республики Татарстан Экмеледдин Ихсаноглу.

Для России очень важно также добиться членства в специализированном учреждении ОИК — ИБР. Статус члена Банка, особенно в случае, если Россия сможет стать одним из ведущих акционеров ИБР, открывает для нее следующие возможности:

Во-первых, привлечение льготных кредитов на долгосрочные, малоприбыльные проекты, прежде всего, в социальной сфере: строительство больниц, школ. Это тем более важно, что у России на сегодняшний день финансирование такого рода проектов существенно снизилось по сравнению с советским периодом.

Вовторых, открывает возможности для участия российских компаний в тендерах, проводимых ИБР в государствах — членах. Это тем более существенно, что в рамках Банка нет конкуренции со стороны компаний промышленно развитых государств, которые не допускаются в члены ИБР. При этом, необходимо учитывать, что ежегодное финансирование проектов уже превышает 3 миллиарда долларов США.

Втретьих, сотрудничество с ИБР позволяет России расширить свое сотрудничество в рамках развивающейся модели исламской экономики. Как было показано в работе, именно Банку принадлежит ведущая роль в разработке правил (финансовых, бухгалтерских, аудиторских и иных) в рамках этой модели1.

1 Подробнее см.: Доклад Межфракционного депутатского объединения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Россия и Исламский мир: стратегический диалог» // Под ред. Султанова Ш. З., М, 2004, Стр. 28−34.

Необходимо учитывать, что применение Шариата особенно в гражданскоправовых отношениях постоянно расширяется, прежде всего, за счет деятельности ИБР, за счет присоединения к Банку новых государств — членов. Дело в том, что в своей деятельности ИБР использует исключительно соответствующие шариату модели финансирования, а в кредитных договорах закрепляется отсылка к праву Шариата. Поэтому неслучайно, что Шариат становится предметом изучения с точки зрения предмета различных наук, в том числе и науки международного права1.

Учитывая перспективы членства России в ИБР целесообразно было бы уже сейчас предпринять ряд мер, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие с ИБР и другими исламскими финансовыми учреждениями. В этой связи можно было бы рекомендовать создать экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, в обязанности которого входила бы разработка рекомендаций для руководства России, а также подготовка проектов изменений в законодательство России (в частности, в Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности») в связи с перспективой членства России в ИБР. Необходимо также уже сейчас начать подготовку специалистов, в том числе, и юристов — международников, специализирующихся на международных исламских финансовых учреждениях.

Необходимо также учитывать, что сотрудничество центральноазиатских республик СНГ и Азербайджана с ИБР и другими исламскими финансовыми учреждениями является реальностью. Поэтому целесообразно было бы не отдавать первенство в этом аспекте сотрудничества иным государствамчленам СНГ, тем более, что здесь речь идет не столько о престиже, сколько о потенциально значительной экономической выгоде.

1 См.: International arbitration and the Islamic world: the third phase. American Journal of International Law // 2003. Vol.97, P.643−656. В этой связи показательно, что столь именитые учебные заведения, как Harvard и Oxford открыли колледжи, готовящие специалистов в экономике и юриспруденции со специализацией в области шариата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав Организации Объединенных Наций, 1945 // http://www.un.org.
  2. Устав Организации Исламская конференция, 1972 // http://www.oic-oci.org.
  3. Учредительный акт Исламского банка развития, 1974 // http://www.isdb.org.
  4. International Bank for Reconstruction and Development. Articles of Agreement, 1944 // www.worldbank.org.
  5. European Bank for Reconstruction and Development. Agreement Act, 1991 //www.ebrd.com.
  6. Agreement Establishing the African Development Bank, 1964 // www.afdb.org.
  7. Agreement Establishing the Inter-American Development Bank, 1959 // www.oas.org.
  8. Соглашение о займе между Республикой Казахстан и Исламским Банком Развития на участие в финансировании Научного центра хирургии им. Сызганова и Детского реабилитационного центра, заключенное 15 февраля 1998.
  9. Соглашения истисна между Республикой Казахстан и Исламским Банком Развития по реконструкции последнего участка автодороги Караганда-Астана (секция IV между Вишневкой и Астаной), заключенное 29 февраля 2000.1. Официальные документы:
  10. Annual report 1424Н. Jeddah, 2004.
  11. Twenty five years in the service of the Ummah. Jeddah, 1999.
  12. Вступительное слово Генерального секретаря ОИК на Двадцать восьмой сессии Конференции министров иностранных дел ОИК, Бамако (Республика Мали). 25 июня 2001 г. //http://www.oic-oci.org.
  13. Вступительное слово Генерального секретаря ОИК на Десятом Саммите ОИК. Путраджайа (Малайзия). 16 октября 2003 г. //http://www.oic-oci.org.
  14. Выступление Генерального секретаря ОИК на Десятой ежегодной координационной встрече министров иностранных дел, Нью-Йорк (США). 28 сентября 2004 г. //http://www.oic-oci.org.
  15. Доклад Межфракционного депутатского объединения Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Россия и Исламский мир: стратегический диалог» // Под ред. Султанова Ш. З. М., октябрь 2004.
  16. Исламский банк развития. Документ Национального Банка Таджикистана. Душанбе, 2004.
  17. Участие Кыргыской Республики в деятельности Организации Исламская конференция (ОИК). Документ МИД Киргизии, 2004.
  18. А.Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002.
  19. И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., 2000.
  20. Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002.
  21. .М. Межправительственные конференции. Международно-правовые вопросы. М., 1980.
  22. П.Н. Международное право. М., 1999.
  23. И.П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. М., 1999.
  24. Большой юридический словарь. Под. редакцией Сухарева А. Я., Крутских В. Е. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Норма. 2000.
  25. P.M. Контроль в современном международном праве. Казань. 2001.
  26. P.M. Международный контроль. Казань, 1998.
  27. A.M. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.
  28. В.П. Конституционно правовая система Государства Израиль. М., 2002.
  29. А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.
  30. И.Н. Международные экономические организации. М., 2000.
  31. Г., Филоник А. Аравийская интеграция // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2
  32. Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.
  33. Действующее международное право. В трех томах. Составители Колосов Ю. М. и Кривчикова Э. С. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.
  34. М.П. Заключение международных договоров в рамках и под эгидой международных организаций. Киев, 1986.
  35. Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.
  36. О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989.
  37. Ю.Д. Международное публичное право. Лекции, М., 2002.
  38. Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975.
  39. М.А. Наднациональность с точки зрения международного права // Московский журнал международного права. 1997. № 2.
  40. Э.С. Главные органы ООН. М., 1989.
  41. Э.С. Основы теории права международных организаций. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1979.
  42. Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.
  43. Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986.
  44. С.А. Представители государств в международных организациях. М., 1981.
  45. Г. И. Государства в системе международно правового регулирования. Казань, 1979.
  46. Курс международного права. В семи томах. Т. 6. М., 1992.
  47. Д.К. Международно-правовое обеспечение мирового экономического порядка. М., 2004.
  48. Лекции по актуальным проблемам современного международного и европейского права. Под редакцией Галенской Л. Н., Энтина М. Л. СПб. 2004.
  49. Лига Арабских государств/ Подготовлено Миссия Лиги Арабских государств в Москве. М., 1997.
  50. И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. М.: Изд-воБЕК, 1996.
  51. И.И. Нормы международного права. М., 1997.
  52. И.И., Г.Г. Шинкарецкая. Международное право. Элементарный курс. М., 2000.
  53. И.И. Право международной ответственности. М., 2004
  54. И.И. Применение норм международного права в свете федерального закона о международных договорах России // Московский журнал международного права. 1996. № 4.
  55. И.И. Международный договор и третьи международные организации // Московский журнал международного права. 2003. № 3.
  56. Ю.Н. Международное публичное право. МГОУ. М., 2000.
  57. С.А. Избранное: статьи и отрывки из книг: право международной безопасности и межгосударственных организаций- договорное. Морское, атомное право. СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2003.
  58. С.Ю. Проблема эффективности норм международного права. Иркутск. ИИУ. 1988.
  59. Международное право. Учебник. Под редакцией Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. М.: Международные отношения, 2000.
  60. Международное право. Учебник. Под редакцией Шестакова Л. Н., Талалаева А. Н., Шибаевой Е. А., Коробова М. А. М., 1999.
  61. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. Бекяшева К. А. М.: «Проспект», 2004.
  62. Международные организации: Учебник / Под ред. Блищенко И. П. М.: Издательство РУДН, 1994.
  63. Международные парламентские организации: справочник // Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2003.
  64. Ю.И. Вопросы и ответы по международному праву. М., 2003.
  65. Л.Х. Эффективность норм международного права. Казань. 1990.
  66. Л. X. К вопросу о понятии отрасли современного международного права (на примере международного трудового права) // СЕМП, 1976. М., 1978.
  67. Е.Н. Исламские банки в социально экономической структуре мусульманских стран. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
  68. А.А. Международные кредитно-финансовые организации. М. 1999.
  69. Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М.: Юристь, 1997.
  70. В. Функции международной организации. М.: Прогресс, 1976.
  71. Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1969.
  72. Т.Н. Влияние межправительственных организаций системы ООН на развитие международного права. Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук, 1993.
  73. Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. 2-е изд. М., 1999.
  74. Основные сведения об Организации Объединенных Наций/ Департамент общественных связей ООН. М., 1995.
  75. Организация Объединенных Наций в Женеве. Вопросы и ответы. Женева, 2002.
  76. В.В. Исламский фактор в мировой политике // Азия и Африка сегодня. 2004. № 1
  77. А. Межпарламентские организации мира: справочник. М., 2004.
  78. О.А. Признак наднациональности в деятельности универсальных кредитно-финансовых организаций. // Московский журнал международного права. 2004. № 1.
  79. Страны мира и международные организации: справочник / Под общей ред. Филатова В. Н. М., 2004.
  80. А.Н. Право международных договоров: Договоры с участием международных организаций. М., 1989.
  81. А.Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 1980.
  82. Ю.А. Публичное право. Учебник. М., Изд-во БЕК, 1995.
  83. Г. И. Теория международного права. М., 1970.
  84. Г. И. Теория международного права. Под общей редакцией Шестакова JI.H. М.: Зерцало, 2000.
  85. Е.Т. О системе международного права // Советское государство и право. 1988. № 4.
  86. Н.А. Международное право: основные термины и понятия. М., 1996.
  87. Н.А. Международное право: Учебник. М., 2000.
  88. Н.А. Международное право: Учебник. М., 2000. С. 30−31.
  89. Н.А. Международное право: основные термины и понятия. М., 1996.
  90. Н.А. Основания международной ответственности. М., 1983.
  91. Д.И. Система международного права. Казань, 1983.
  92. С.В. Теория международного права. В двух томах. Том 1: Современные теоретические проблемы. Том 2: Старые и новые теоретические проблемы. М.: Издательство «НИМП» 1999.
  93. Г. В. Международные межправительственные организации. М., 1986.
  94. Е.А. Право международных организаций. М.: Международные отношения, 1986.
  95. Е.А. Специализированные учреждения ООН. М., 1966.
  96. Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.
  97. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. М., 1995.
  98. А.Г. Источники международного права в доктрине и практике стран ислама. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.
  99. Энциклопедия международных организаций: в трех томах. Т.1 Международные межправительственные организации/ под редакцией Галенской JI.M. и Малинина С. А. С-П., 2003.
  100. Р.Т. Широкий взгляд на Большой Ближний Восток // Россия в глобальной политике. 2004. Т.2 № 4.
  101. Аз-Захиляй В. Аль-Акат ад-дувалийа филь ислам (на арабском) /Международные отношения в исламе/ Бейрут. 1981.
  102. Ас-Сук аль-араби аль-муштарак фи аср аль-ауляма (на арабском) /Арабский общий рынок в эпоху глобализации // Под ред. Сулейман Аль-Монзари. Каир. Мактабат Мадбули., 2004.
  103. Аль-Алям аль-ислями фи аср аль-ауляма (на арабском) /Исламский мир в эпоху глобализации/ Автор: Абдель Азиз бен Осман Ат-Тауигри. Каир. Дар аш-Шурук., 2004.
  104. Абдалла ас-Сувейг. Аль-Ислам фи ас-сияса аль-хариджийа ас-саудиа (на арабском). / Ислам в внешней политике Саудовской Аравии/ Эр-Рияд, 1992.
  105. М.С. Аль-Ислам ва аль-акат ад-дувалийа (на арабском). /Ислам и международные отношения/ Бейрут. 1986.
  106. Джамаат ад-дували аль-арабийя, мадхаль иля аль-мустакбаль (на арабском). /Лига арабских государств/ Дисимбр 2003.
  107. А.А. Муназамату муатамариль исламийа (на арабском) /Организация Исламская конференция/ Рабат. 1984.
  108. Ahmed Galal, Bernard Hoekman. Arab economical integration. L., 2004.
  109. Brower C.N., Sharpe J.K. International arbitration and the Islamic world: The third phase. // American Journal of International Law. 2003. Vol.97.
  110. Biilent Alan. Developing 8 Countries: a new world. Istanbul, 2001.
  111. Collier J., Lowe Vaughan. The settlement of the disputes in international law. Oxford, 1999.
  112. Control over Compliance with International Law // Butler W.E. Dordrecht-Boston-London, 1991.
  113. International law and its sources // Heere W.P. The Hague, 1988.
  114. Jenks C. W. The proper law of international organizations. L., 1962.
  115. Lewis B. The Crisis of Islam: holy war and unholy terror. L., 2004.
  116. Magliveras K.D. Exclusions from participation in international organizations: the law and practice behind member states. Expulsion and suspension of membership. The Hague, London, Boston: Kluwer Law International. 1999.
  117. Melanges en l’honneur de Nicolas Valticos. Droit et justice. Sous la direction de R.J. Dupuy. Coordinateur L.A. Sicilianos. Paris. Editions A. Pedone. 1999.
  118. Meron Th. Reform of Lawmaking in the United Nations: The Human Rights Instance. AJIL. 1985. No. 79.
  119. Morgenstern F. Legal Problems of International Organizations. Hersch Lauterpacht Memorial Lectures. University of Cambridge. Cambridge Grotius Publications Limited. 1986.
  120. Packer C.A., Rukare D. The new African Union and its constitutive act. 2002. Vol.96.
  121. Paulson C. Compliance with final judgment of the international court of justice since 1987 // American Journal of International Law. July 2004. Vol.98.
  122. Seyersted F. Objective international personality of intergovernmental organizations. Copenhagen. 1963.
  123. Towards More Effective Supervision by International Organizations. Essays in Honour of Henry G. Schermers. Edited by N. Blokker and S. Muller. Kluwer Academic Publishers. 1994.
  124. Time for more soul-searching at the IDB // Islamic Banker. Dec. 1999 -Jan. 2000. № 47 and 48.
  125. Virally M. La valeur juridique des recommandations des organisations internationales // Annuare francais de droit international. 1956. 1957.1. Периодические издания:
  126. Азия и Африка сегодня. 2004.
  127. Дипломатический вестник. 2003 2004.
  128. Московский журнал международного права. 1997 2004.
  129. Мировая экономика и международные отношения. 2004.
  130. Советское государство и право. 1988.
  131. Россия в глобальной политике. 2004.
  132. Islamic Banker. 1998−2001.133. Business Life. 2004.
  133. Официальные сайты международных организаций:134. http://www.oic-oci.org135. http://www.isdb.org136. http://www.icd-idb.org137. http://www.un.org138. www.worldbank.org139. www.ebrd.com140. www.afdb.org141. www.oas.org
Заполнить форму текущей работой