Актуальность темы
исследования. В настоящее время наша страна переживает время, когда ее экономическое благосостояние зависит от сырья, добываемого на ее территории, в том числе газа. В связи с этим, отношения по поставке газа, его рациональному использованию являются весьма значимыми. Высокая значимость газа выражается в том, что этот теплоноситель характеризуется низкой себестоимостью, экологичностью, большими запасами на территории России, что обусловило его широкое использование. Газ в нашем государстве выступает не только в качестве теплоносителя, но и в качестве важнейшего товара, поставляемого на внешний рынок. Россия является одним из крупнейших экспортеров газа в мире. Факт наличия крупных запасов газа на территории Российской Федерации служит важным способом ведения внешней политики России.
Указанные обстоятельства явились причинами стратегической важности газа для государства и необходимости жестко регламентировать отношения субъектов по поводу его использования. Высокая взрыво-, пожароопасность газа и оборудования для его переработки и потребления также являются причинами повышенного внимания государства.
Данная тема является малоизученной, несмотря на большую значимость и сложность, отсутствуют глубокие по содержанию научные исследования в этой области. В настоящее время можно найти лишь несколько неспециализированных работ, в которых затрагиваются некоторые общие вопросы договора поставки газа через присоединенную сеть, которые, зачастую, являются лишь переработкой нормативного материала в отрыве от практики его применения и при игнорировании проблем толкования с учетом пробелов и противоречий. Отсутствуют научные труды, рассматривающие правовое регулирование газоснабжения как процесса, растянутого во времени и пространстве, связанного с обеспечением потребителя этим ресурсом от выхода с месторождения до попадания в газопотребляющее оборудование покупателя. Большую теоретическую и практическую значимость представляют вопросы природы договоров поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть, порядка его заключения, действующих при этом правовых механизмов. В науке не сформировалась окончательно позиция относительно положения указанных договоров в системе договоров, что приводит к серьезным конфликтам и отсутствию единообразных подходов в правоприменительной практике, нестабильности хозяйственных связей при газоснабжении. В связи с недостаточной проработанностью в практике возникает множество вопросов при определении цен на газ. По указанным причинам представляется необходимым проведение исследований правового регулирования газоснабжения.
В данной работе автор рассматривает особенности правоотношений по поставке газа через присоединенную сеть, учитывая их особый характер и значимость для общества и государства.
Степень научной разработанности темы. Правовое регулирование поставок газа через присоединенную сеть мало изучено. Значительный вклад в изучение вопросов газоснабжения внесли Е. В. Блинкова, A.B. Чибис, О. Н. Садиков, С. М. Корнеев, A.M. Шафир, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, Е. А. Суханов. Однако их работы не были направлены на специализированное изучение вопросов газоснабжения. Исследования посвящены поставке товаров через присоединенную сеть и лишь частично и в общих чертах касались поставки газа. Наиболее системно к вопросам снабжения товарами через присоединенную сеть подошла Е. В. Блинкова, которая проанализировала источники регулирования, порядок заключения и исполнения договора на снабжение товарами через присоединенную сеть, предложила свое понятие этого договора.
На тему газоснабжения написаны следующие диссертации:
Марков В. К. Договор газоснабжения в российском гражданском праве, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет, 2002 год.
Башунов В. В. Договоры купли-продажи и транспортировки газа через присоединенную сеть: правовая природа и порядок заключения, Саратов, Саратовская государственная академия права, 2005 год.
В диссертации В. В. Башунова освещены лишь вопросы правовой природы и порядка заключения договоров купли-продажи и транспортировки газа. Правовые проблемы, касающиеся ценообразования, преддоговорных споров, исполнения этих договоров, остались не затронуты.
Особенности ценообразования, а также исполнения договоров поставки газа не рассмотрены и в работе В. К. Маркова. В своем исследовании уважаемый автор сосредоточил свое внимание именно на договоре передачи газа в собственность покупателя. Вопросы транспортировки газа своего отражения в его диссертации не нашли.
Оба автора диссертационных исследований в области правового регулирования газоснабжения не рассматривали договор газоснабжения в качестве самостоятельного в рамках договора купли-продажи.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ основных теоретических и практических вопросов правового регулирования поставки газа в Российской Федерации, определение правовой природы отношений по поставке газа, выявление проблем при заключении и исполнении соответствующих договоров, поиск их решения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки договора поставки газа через присоединенную сеть.
2. Определить понятие и признаки договора транспортировки газа через присоединенную сеть.
3. Проанализировать законодательство, регулирующее отношения по поставке газа через присоединенную сеть, и практику их применения.
4. Выделить особенности договорных отношений и правового регулирования поставок газа через присоединенную сеть.
5. Проанализировать особенности заключения и исполнения договоров поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть.
6. Проанализировать порядок заключения договоров поставки и транспортировки газа для государственных нужд.
7. Рассмотреть подходы ученых к вопросам газоснабжения.
8. Выделить особенности порядка ценообразования в отношении газа и услуг по его транспортировке.
9. Определить направления совершенствования законодательства в области газоснабжения.
Предмет и объект исследования.
Предметом настоящего исследования являются законодательство, научные труды, судебная практика и практика договорного регулирования организаций, поставляющих, транспортирующих и приобретающих газ. В работе сконцентрировано внимание на регулировании договорных отношений по поставке газа.
Объектом диссертационного исследования являются правоотношения по поставке газа, его транспортировке в адрес покупателя, в том числе, в части заключения и исполнения соответствующих договоров, ценообразования и ответственности при поставке газа.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод познания, а также общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический.
Теоретическую базу исследования составили научные труды и публикации российских специалистов в области гражданского права: Абакшина А. Н., Андреева С. Е., Андреевой Д., Агаркова М. М., Башунова В. В., Белых B.C., Блинковой Е. В., Брагинского М. И., Брославского Л. И., Вавилина Е. В., Виниченко С. И., Витрянского В. В., Гуева А. Н., Давыдовой Г. Н., Дудникова С. И., Ериной E.H., Ермоловой О. Н., Иоффе О. С., Кабалкина А. Ю.,.
Калашниковой Г. А., Корнеева С. М., Костиковой С. Н., Кучер А. Н., Левченко О. С., Логофета Д. Д., Маркова В. К., Медолазова К. Л., Огрызкова В. М., Перчика А. И., Плиева Э. Г., Подвы Я. Т., Покровского И. А., Попондопуло В. Ф., Ращевского Е. С., Романца Ю. В., Садикова О. Н., Сапроненко Е., Свита Ю., Сивачевой И. А., Суханова Е. А., Федотовой А. И., Херовинчук И. С., Цветкова И., Чибиса A.B., Шафира A.M., Шерстобитова А. Е, Эннекцеруса Л., Яичкова К.К.
Эмпирической основой работы послужили нормативно-правовые и судебные акты в изучаемой сфере, практика газоснабжающей компании.
Научная новизна.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем комплексно рассматривается правовое регулирование поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть, впервые даются понятия договора поставки газа через присоединенную сеть, договора транспортировки газа через присоединенную сеть, комплексно рассмотрены вопросы и проблемы ценообразования в отношении газа и услуг по его транспортировке, проведен анализ правового регулирования и практики исполнения обязательств по поставке газа.
В диссертационном исследовании формулируются и обосновываются следующие научные положения и результаты, выносимые на защиту:
1. В диссертации аргументируется положение о том, что договор поставки газа через присоединенную сеть является самостоятельным видом договоров, относящихся к договорам купли-продажи.
В результате исследования выделены признаки этого договора, на основании которых предложено следующее определение: по договору поставки газа через присоединенную сеть одна сторона (газоснабжающая организация) обязуется непрерывно передавать через присоединенную сеть в собственность другой стороне (потребителю), обладающей на законном основании газопотребляющим оборудованием, соответствующий требованиям законодательства газ в согласованных объемах, а другая сторона обязуется равномерно принимать и оплачивать поставленный газ в соответствии с показаниями узла учета, согласованного сторонами, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением газа.
2. Сделан вывод о том, что договор транспортировки газа по газопроводам является особым видом договоров в рамках договора возмездного оказания услуг. На основе выделенных признаков этого договора предлагается следующее определение: по договору транспортировки газа по газопроводам газотранспортная (газораспределительная) организация обязуется обеспечить получение покупателем по договору поставки газа в согласованном объеме посредством поддержания в работоспособном состоянии принадлежащих ей газовых сетей и оборудования, с помощью которых происходит поставка газа, присоединенных к газовому оборудованию покупателя, а потребитель услуг (получатель услуги как сторона договора транспортировки) обязуется оплатить указанные услуги в соответствии с условиями договора транспортировки.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить товар не допускается. Диссертантом сделан вывод, что понятие «возможность» при заключении публичного договора поставки газа через присоединенную сеть, от которой зависит обязанность газоснабжающей организации заключить договор, включает в себя следующие составляющие: техническая возможность — наличие у покупателя соответствующих техническим требованиям газопринимающих устройств и полученного в установленном порядке разрешения на использование газатехнологическая возможность — возможность протранспортировать газ в соответствующем количестве по магистральной и газораспределительной сети непосредственно до покупателяэкономическая возможность — наличие у поставщика в собственности газа в необходимом для покупателя количестве и возможность его поставки в адрес покупателя на возмездной основе, учитывая характер деятельности поставщика как коммерческой организации (поставка газа на возмездной основе с целью получения прибыли) — правовая возможность — возможность осуществления поставки газа с соблюдением требований законодательства.
Лишь наличие совокупности вышеперечисленных составляющих дает право потребителю требовать заключения договора поставки газа.
4. Обосновано положение о том, что оснований считать содержащийся в статье 445 ГК РФ 30-дневный срок сроком исковой давности не имеется. В работе предлагается предусмотреть специальный сокращенный срок исковой давности по подобного рода спорам, который не должен превышать 6 месяцев. В отсутствие такого специального срока судам предлагается разрешать преддоговорные споры исходя из разумности срока предъявления такого иска со стороны покупателя газа, а также поведения сторон при поставке газа в отсутствие согласованной редакции договора с учетом правил статьи 10 ГК РФ.
Данный подход обосновывается тем, что общие сроки исковой давности в этом случае объективно неприменимы, поскольку предъявление требования о заключении договора по истечении срока его действия (а также в отношении прошедшего периода) лишено смысла, противоречит интересам поставщика и дает возможность покупателю злоупотреблять своими правами.
5. В работе обосновывается, что договор транспортировки газа через присоединенную сеть, исходя из содержания действующего законодательства, не является публичным. Государственное регулирование и обязательность для транспортирующей организации заключения этого договора связаны с наличием у транспортирующей организации статуса субъекта естественной монополии. Транспортирующая организация обязана заключить договор транспортировки с любым к ней обратившимся. Требовать заключения договора транспортировки газа вправе сторона договора поставки газа, на которую этим договором возложена обязанность по доставке газа покупателю (поставщик или покупатель газа). В целях недопущения злоупотреблений со стороны газотранспортных (газораспределительных) организаций, с учетом природы договора автор предлагает законодательно закрепить публичный характер договора транспортировки газа.
6. Необходимы изменения в законодательство, предусматривающие оперативный механизм изменения цены государственного (муниципального) контракта при увеличении объема потребления газа, поскольку в соответствии с действующим законодательством, с одной стороны, цена должна быть твердой и не подлежит пересмотру, а с другой стороны, объем потребления газа заранее точно определить невозможно.
7. В целях экономии бюджетных средств в работе предлагается разрешить государственным (муниципальным) заказчикам заключать контракты на поставку газа посредством размещения заказа у единственного поставщика независимо от того, является ли цена регулируемой или формируется свободно, так как поставщик газа, как правило, является монополистом и не заинтересован в участии в торгах.
8. Несмотря на существующую практику деятельности регулирующих органов по регулированию цены на газ, поставляемый исполнителям коммунальных услуг (в том числе, Федеральной службой по тарифам в своих Методических указаниях по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению), поставка газа исполнителям коммунальных услуг не является коммунальной услугой и не регулируется нормами жилищного законодательства. Цена при поставке газа в адрес исполнителя коммунальных услуг должна определяться свободно. Оказание коммунальной услуги газоснабжения опосредуется договором купли-продажи газа, а не договором оказания услуг или поручения.
Регулированию в данном случае подлежит цена газа, подаваемого населению по договору между исполнителем коммунальной услуги газоснабжения и физическим лицом (розничная цена на газ).
9. Понятие платы за снабженческо-сбытовые услуги, как и понятие самих снабженческо-сбытовых услуг, в действующем законодательстве не дается, что приводит к неопределенности при установлении цены на газ, излишнему субъективизму со стороны регулирующих органов. Это влечет, как правило, ущемление установленных законом прав лица, осуществляющего регулируемую деятельность, на учет в регулируемой цене всех обоснованных расходов по регулируемой деятельности. Исходя из проведенного анализа, автором сделан вывод, что таковой является производимая покупателем оплата в возмещение расходов поставщика, без которых поставка газа невозможна (например, расходы на заработную плату, на обслуживание кредита, используемого для закупки газа, содержание здания, плата за кассовое обслуживание, за ведение банковского счета и т. д.). Автор полагает, что понятие платы за снабженческо-сбытовые услуги должно быть нормативно закреплено в ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
10. Автором сделан вывод, что в судебной практике нет единства в вопросе о том, вправе ли транспортирующие организации прекращать подачу газа в одностороннем порядке. В науке данный вопрос не рассматривается. В работе обосновывается вывод о том, что транспортирующие организации, не являющиеся поставщиками газа, не вправе самостоятельно прекращать транспортировку газа, лишены права одностороннего отказа от исполнения договора транспортировки газа в случае, если потребителем услуг по транспортировке газа выступает покупатель газа.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые сформулированы понятия договоров поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть, платы за снабженческо-сбытовые услуги, обозначены важные для изучения данной области правового регулирования проблемы, в том числе в ценообразовании, поставке газа для государственных и муниципальных нужд, оказании коммунальной услуги газоснабжения, предложены пути решения некоторых из них. Наиболее существенные результаты сформулированы в виде положений, выносимых на защиту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертантом проведен комплексный анализ законодательства в области поставки газа через присоединенную сеть. Содержащиеся в работе положения могут использоваться в преподавательской деятельности при чтении курсов гражданского и предпринимательского права, в деятельности организаций-поставщиков, транспортировщиков и покупателей газа, а также в правотворческой и правоприменительной деятельности органов власти.
В работе содержатся положения, направленные на устранение пробелов и противоречий в законодательстве.
Апробация результатов исследования. Настоящая работа выполнена и обсуждена на кафедре предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, основные выводы автора нашли отражение в опубликованных статьях.
Структура и содержание работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
5. Выводы суда о злоупотреблении правом со стороны поставщика газа не соответствуют закону. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При прекращении подачи газа должнику поставщик не преследует в качестве цели причинить вред кому-либо. Прекращение подачи газа неплательщикам является необходимой мерой предотвращения роста убытков поставщика газа, которые могут привести к невозможности приобретения газа для его покупателей в необходимых объемах, что повлечет за собой нарушение прав добросовестных потребителей газа и создаст угрозу экономической безопасности региона, в котором осуществляет деятельность поставщик.
ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено понятие злоупотребления доминирующим положением (статья 10). Однако согласно указанной норме с учетом положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 года «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"1 речь идет лишь о тех действиях, которые приводят к ограничению конкуренции, либо вред причиняется третьим лицам посредством, к примеру, наложения на контрагентов неразумных ограничений или установления необоснованных условий реализации контрагентами своих прав.
Действия поставщика по прекращению подачи газа не ограничивают конкуренцию и даже предоставляют покупателю возможность заключить договор поставки газа с другим поставщиком, а значит, не могут квалифицироваться в качестве злоупотребления доминирующим положением.
6. Именно должник и исполнитель коммунальных услуг должен нести ответственность за прекращение оказания коммунальных услуг перед добросовестными потребителями. Должник может перейти на резервные виды топлива, приобрести газ у другой газоснабжающей организации (в том числе у ОАО «Газпром») или на действующей бирже газа, принять иные меры по согласованию с поставщиком условий подачи газа. Исполнители коммунальных услуг совместно с теплоснабжающими компаниями должны принимать меры по выявлению неплательщиков, организовать работу по взысканию имеющейся задолженности, а также по прекращению подачи энергоресурса неплательщикам, что позволит сократить потребление газа.
Права граждан, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, подлежат безусловной защите. В то же время, возлагать бремя расходов по содержанию системы ЖКХ на поставщика газа недопустимо. В этой связи государству, органам местного самоуправления, поставщикам энергоресурсов и другим заинтересованным лицам необходимо совместно принимать меры по выявлению и устранению кризисных явлений в сфере ЖКХ.
Одной из необходимых мер, направленных на обеспечение прав граждан на получение коммунальных услуг и на достойные условия существования, является предоставление предприятиям ЖКХ государственных и муниципальных гарантий в пользу ресурсоснабжающих организаций.
1 Вестник ВАС РФ. N 8. август 2008.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
В соответствии со статьями 14, 15, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-Ф3 организация газои теплоснабжения в границах муниципального образования входит в компетенцию органов местного самоуправления. Муниципалитеты обязаны принимать все возможные меры к обеспечению теплоснабжения, в том числе и предоставлять муниципальные гарантии платежей за газ.
Механизм муниципальной гарантии может заставить муниципалитеты более ответственно подходить к распоряжению муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения населения и социальных объектов, исключить передачу его в аренду сомнительным организациям (ООО), а также пресечь злоупотребления местной власти при сборе и распределении платежей населения за коммунальные услуги.
Достаточно непростым является вопрос о возможности одностороннего отказа газораспределительной организации от исполнения договора транспортировки газа через присоединенную сеть.
В соответствии с пунктом 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков.
Законодательство не содержит запретов на отказ со стороны исполнителя услуг по транспортировке газа от исполнения договора, в том числе и при неоплате.
Однако нельзя забывать о том, что с прекращением транспортировки газа автоматически прекращается и поставка газа. Таким образом, могут быть нарушены права поставщика и покупателя по договору поставки газа. Поставщик не сможет исполнить свои обязательства перед покупателем, что может причинить серьезные убытки последнему.
Право прекращения подачи газа предоставлено только поставщику газа. В соответствии со статьей 25 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» при несоблюдении покупателем условий договоров поставки и транспортировки газа поставщик вправе уменьшить или прекратить поставку газа. В отношении особо значимых организаций установлен специальный порядок прекращения подачи газа при его неоплате (Постановление Правительства № 1 от 05.01.1998 года). Более того, этим порядком установлено, что он распространяется и на случаи ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате услуг по транспортировке газа. И в этом случае Порядком предусмотрено, что подача газа может быть прекращена лишь по инициативе поставщика газа.
Учитывая данные обстоятельства, транспортирующая организация не вправе самостоятельно прекращать оказание услуг по транспортировке газа, поскольку законом предусмотрен иной способ ограничения (прекращения) подачи газа, без которого невозможно прекратить оказание услуг по транспортировке газа. Кроме того, самостоятельное прекращение транспортировки газа транспортирующей организацией приводило бы к нарушению прав других лиц и могло бы признаваться злоупотреблением правом.
Судебная практика считает возможным прекращение оказания услуг по транспортировке газа только в случае установления такого права транспортирующей организации в договоре транспортировки газа и только с согласия поставщика газа (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.08.2002 года1, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2003 года2).
При неисполнении обязанности поставщика по поставке газа в соответствующем количестве покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Однако, учитывая доминирующее положение газоснабжающих организаций на соответствующем рынке, отказ от исполнения договора со стороны покупателя не соответствует интересам последнего.
На основании проведенного в настоящей главе анализа автор пришел к следующим выводам.
1. В целях определения стороны, ведущей учет газа, Правила поставки газа вводят понятие «передающая сторона», но не дают его определения. Отсутствует определение данного понятия и в других нормативных актах. Данное обстоятельство создает неопределенность и позволяет различное толкование, что на практике приводит к спорам, кто является такой стороной (поставщик или газораспределительная организация).
2. Исходя из анализа норм действующего законодательства, учет количества поставляемого газа должен производиться по узлам учета поставщика, а не газораспределительной организации.
3. Проблематичен вопрос об определении количества газа при отсутствии или неисправности прибора учета. Возможность определения количества потребленного газа по максимальной мощности газопотребляющего оборудования весьма спорна.
1 СПС «Консультант Плюс».
2 Там же.
4. В целях повышения энергоэффективности экономики, предотвращения хищений газа, иных злоупотреблений необходимо законодательно установить недопустимость заключения договора без прибора учета расхода газа.
5. Договор поставки газа через присоединенную сеть, предусматривающий предварительную оплату поставляемого газа, должен содержать порядок дополнительных расчетов. От четкости конструкции данной договорной нормы зависит последующая возможность требования выполнения покупателем условия о предварительной оплате, в том числе в судебном порядке, а также применения мер ответственности. Суды не всегда принимают специальный характер данной нормы и указывают на несогласованность условий о сроках оплаты.
6. Характеристикой качества услуги по транспортировке газа через присоединенную сеть выступает постоянное давление газа на границе «газораспределительная организация-покупатель», а также отсутствие утечек.
7. Прекращение (ограничение) подачи газа в связи с неоплатой является односторонним отказом от исполнения договора, который влечет изменение или прекращение договора поставки и транспортировки газа.
При наличии у покупателя добросовестных потребителей обязанность по достижению соглашения с газоснабжающей организацией возложена именно на покупателя газа. Это означает, что должник обязан уведомить поставщика о наличии у него добросовестных потребителей, указать их количество, состав и необходимые для их обеспечения объемы газа. Кроме того, должник обязан предоставить поставщику гарантии платежа (залог имущества, банковскую гарантию, муниципальную гарантию, поручительство третьего лица).
8. Достаточно непростым является вопрос фактического прекращения оказания услуг по транспортировке газа в связи с неисполнением обязательств со стороны потребителя.
Право прекращения подачи газа предоставлено законодательством только поставщику газа. Транспортирующая организация не вправе самостоятельно прекращать оказание услуг по транспортировке газа, поскольку законом предусмотрен иной способ ограничения (прекращения) подачи газа, без применения которого невозможно прекратить оказание услуг по транспортировке газа. Кроме того, самостоятельное прекращение транспортировки газа транспортирующей организацией приводило бы к нарушению прав других лиц и могло бы признаваться злоупотреблением правом.
9. В связи с проведенным в настоящей главе исследованием приходим к выводу, что принцип недопустимости отказа от исполнения договоров поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть имеет особое значение. Его несоблюдение может привести к серьезным последствиям. По этой причине в отношении отдельных категорий потребителей предусмотрен детальный порядок реализации права на односторонний отказ от исполнения договора, нарушение которого может влечь установленную законом ответственность, вплоть до уголовной.
Заключение
.
Поставка газа через присоединенную сеть является сложным технологическим процессом. Отношения сторон в связи с осуществлением поставки газа через присоединенную сеть подвержены жесткой правовой регламентации.
В правовом смысле поставка газа связана, главным образом, с заключением и исполнением договора поставки газа через присоединенную сеть и договора транспортировки газа через присоединенную сеть. В целях согласованности поведения всех сторон отношений по поставке газа через присоединенную сеть (поставщик, покупатель, газораспределительная организация) наиболее правильной формой существования этих правоотношений является единый трехсторонний договор поставки и транспортировки газа.
На основании изложенных в настоящей работе особенностей правоотношений по поставке газа через присоединенную сеть очевидно, что договор поставки газа через присоединенную сеть является самостоятельным видом договоров, объект которого подлежит специальному регулированию.
Для данного договора предусмотрен особый порядок его заключения, исполнения, прекращения. Свобода сторон при определении условий договора максимально ограничена. Многие условия договора определены государством императивно. Указанные особенности связаны со стратегической важностью газа как теплоносителя.
Договор поставки газа через присоединенную сеть является публичным. Основанием для его заключения является наличие «возможности». Однако суды зачастую не учитывают другие составляющие этого понятия, кроме технологической, что ведет, в том числе, к поощрению неплатежей. Суды нередко понуждают газоснабжающую организацию заключать договор поставки с покупателем, имеющим многомиллионные долги за поставленный ранее газ.
Несмотря на то, что газоснабжение в соответствии с ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» является формой энергоснабжения, правовое регулирование договоров энергоснабжения и газоснабжения (поставки газа) существенно отличается. Правила о договоре энергоснабжения применяются лишь субсидиарно.
Применение к отношениям по поставке газа через присоединенную сеть норм ГК РФ о договоре поставки зачастую просто невозможно, хотя Постановление Правительства № 162, утвердившее Правила поставки газа, указывает, что договор поставки газа должен соответствовать требованиям § 3 гл. 30 ГК РФ.
В то же время, договор поставки газа через присоединенную сеть, как отдельный вид договора купли-продажи, подчиняется и общим правилам, установленным Гражданским кодексом РФ для таких договоров с учетом особенностей.
Особенности правового регулирования связаны как с особенностями объекта (газа), так и с особенностями способа исполнения договора — подача газа через присоединенную сеть.
Достаточно непростым и противоречиво урегулированным является вопрос газоснабжения населения. Созданы ненужные посредники, отсутствует правовая квалификация договорных отношений между поставщиком газа и исполнителем коммунальных услуг, между исполнителем коммунальных услуг и гражданином, проблемным является и вопрос ценообразования.
Договор транспортировки газа через присоединенную сеть представляет собой вид договора возмездного оказания услуг. При этом обязанность транспортирующей организации заключается в содержании принадлежащих ей сетей и оборудования в надлежащем состоянии, а не в фактическом перемещении газа. Судебная практика не признает этот договор публичным, что порождает трудности на практике при заключении данного договора.
Необходимо на уровне федерального закона установить, что договор транспортировки газа является публичным, право требовать его заключения имеет как поставщик, так и покупатель газа.
Договор транспортировки газа через присоединенную сеть является производным от договора поставки газа и может быть заключен исключительно при наличии заключенного договора поставки газа.
Для договоров поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть характерно возникновение преддоговорных споров. В то же время в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не установлено особых процедур рассмотрения таких споров. В общеисковом порядке спор рассматривается многие месяцы и вносит неопределенность в отношения сторон. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что до разрешения разногласий договор считается незаключенным. Поставщик лишен права обратиться в суд за разрешением разногласий, а покупатель может, продолжая отбор газа, намеренно затягивать решение вопроса об обращении в суд. Состояние неопределенности при продолжении поставки газа может повлечь для поставщика газа негативные последствия, в том числе налогового характера.
Необходима более четкая регламентация порядка заключения договора поставки газа в части установления сроков для обращения в суд за разрешением преддоговорного спора, что сделает отношения по поставке газа более стабильными.
В настоящей работе дано свое понятие договора поставки газа и транспортировки газа через присоединенную сеть на основе собственного понимания правоотношений по поставке газа через присоединенную сеть и анализа действующего законодательства.
Целесообразно законодательно закрепить понятие договора поставки газа, включив в него его основные признаки в целях определения характера правоотношений по поставке газа через присоединенную сеть, на основе которого можно будет сделать однозначный вывод о применимом к данным правоотношениям нормативном материале.
Особенности исполнения и прекращения договора поставки газа через присоединенную сеть связаны со свойствами газа и способом передачи.
Нарушение технологии подачи газа через присоединенную сеть может повлечь за собой серьезный ущерб имуществу и здоровью граждан, имуществу организаций, а также нанести вред в целом обществу и государству.
Серьезной проблемой в отношениях, связанных с поставкой газа через присоединенную сеть, является проблема конкуренции, учитывая монопольное положение ОАО «Газпром» на рынке транспортировки газа по магистральным газопроводам. Данная проблема разрешима лишь при условии выделения из ОАО «Газпром» транспортной составляющей. Поставками газа собственник магистральных сетей заниматься не должен.
Данную отрасль экономики необходимо реформировать с учетом потребностей рыночной экономики, интересов государства и общества. При нынешнем состоянии вся газовая отрасль всецело подчинена государству. Конкуренция на рынке газа практически невозможна. В то же время, государство самостоятельно не в состоянии содержать газовую отрасль, увеличивать добычу газа, содержать в надлежащем состоянии и совершенствовать трубопроводный транспорт, обеспечить бесперебойное снабжение газом на всей территории страны с учетом внешнеэкономических интересов Российской Федерации.
Правоотношения по поставке газа подробно регламентированы, однако указанная регламентация не всегда четкая, порой внутренне противоречива. Многочисленные правовые акты Правительства РФ противоречат не только федеральным законам, но и друг другу. Для нормализации отношений по поставке газа, устранения противоречий в законодательстве о правилах поставки газа необходимо создание консолидированного нормативно-правового акта уровня федерального закона, который должен четко обозначить правила заключения и исполнения договора поставки газа и предусмотреть ответственность за нарушение условий договора.
При государственном регулировании цен при поставке газа законодатель создал достаточно сложную систему ценовых ставок, порядок расчета и установления которых различен. В целях обеспечения равнодоходности поставок газа на внутренний и внешний рынок эта система еще более усложнена. При этом, вводя различные виды ценовых ставок, Правительство РФ выходит за рамки своей компетенции, подменяя своими постановлениями федеральные законы. Применяя противоречивые акты Правительства РФ, органы регулирования цен вынуждены исполнять требования какого-либо одного из них, игнорируя полностью требования других. Несмотря на многочисленность актов, существует достаточно много серьезных пробелов. В том числе, Правительство РФ, вводя понятие снабженческо-сбытовых услуг, не дало его понятия. ФСТ РФ вынуждено самостоятельно решать, что относить к таковым.
Регулируемая цена на газ должна служить целям создания конкуренции на рынке поставок газа, а также социальным целям. Для достижения этих целей законодательно должно быть определено, что регулируемая цена распространяется лишь на газ, добываемый силами ОАО «Газпром» (государственный производитель газа).
В российской действительности остро стоит проблема учета поставляемого и транспортируемого через присоединенную сеть газа, поскольку большая часть приборов учета не соответствует обязательным требованиям. Предусмотренный законодательством способ учета газа в отсутствие контрольно-измерительных приборов, по мнению автора, применяться не может, поскольку в этом случае покупателю будет предъявляться газ, который им заведомо не потреблялся и даже отсутствовал у поставщика. Норма об определении количества газа без приборов учета должна быть исключена. Наличие исправных приборов должно быть признано необходимым условием для поставки газа. Потребление газа с неисправными приборами учета должно влечь административную и уголовную ответственность, а также законную неустойку в пользу поставщика и транспортировщика газа в размере месячного потребления газа, определяемого исходя из максимальной проектной нагрузки газопотребляющего оборудования, не имеющего приборов учета.
Ответственность сторон по договору поставки газа носит ограниченный характер. Возмещению подлежит только реальный ущерб. В то же время, применение неустоек законодательством не ограничено.
Прекращение подачи газа является вынужденной мерой, необходимой для минимизации убытков поставщика и транспортировщика газа, а также для понуждения покупателя газа к оплате. В отношении социально значимых объектов предусмотрен специальный порядок ограничения и прекращения. В тоже время, реализация этого порядка поставщиком существенно затруднена. Государство обязано принимать неотложные меры по улучшению ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказывать содействие в модернизации сетей и оборудования, предоставлять гарантии платежей за энергоресурсы. Необходимо четко определить ответственных за состояние ЖКХ, определить меру такой ответственности, а также ликвидировать всех ненужных посредников. Только при выполнении данных обязанностей (особенно в части гарантий платежа) государство вправе запрещать поставщикам газа прекращать поставку газа при его неоплате.