Актуальность исследования.
В современный период многие граждане реализуют конституционное право на отдых (ст. 37 Конституции РФ) через занятие туризмом, что влечет обязанность общества предоставлять им реальные, эффективные возможности доступа к путешествиям и туризму.
Развитие рынка туристских услуг вызывает необходимость разработки средств регулирования отношений в сфере туристской деятельности. На современной стадии становления российской экономики большое значение приобретает решение вопросов защиты прав граждан-потребителей (туристов) при оказании туристских услуг.
Неполнота и противоречивость правовых норм, регулирующих поведение субъектов туристской деятельности, недостаточная разработанность понятийного аппарата, а в отдельных случаях и отсутствие правового регулирования, на практике создают серьезные препятствия на пути разработки и применения правовых средств защиты прав граждан на отдых, ведут к нарушению прав потребителей-туристов.
Отношения в сфере туристской деятельности представляют собой комплексные общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т. д. Однако большинство норм, регулирующих туристскую деятельность, обладает гражданско-правовой сущностью.
За последнее десятилетие российская действительность существенно изменилась. Принятие принципиально нового законодательства, отвечающего потребностям рыночной экономики, наряду с его позитивным значением, привело к нестабильности и неравномерности развития всей правовой системы. Поэтому весьма актуальными являются комплексные исследования, которые позволяют выявить основные тенденции в функционировании этой системы. Недостаточная научная разработка общих вопросов сдерживает и развитие прикладных исследований, особенно в относительно новых сферах правового регулирования, к каковым относится и туристская деятельность.
Степень научной разработанности темы и круг использованных источников. Проблема правового регулирования оказания туристских услуг является довольно новой для российской правовой науки.
Следует отметить, что несмотря на имеющиеся глубокие исследования туристской деятельности учеными-экономистами, географами, такими как А. Х. Абуков, В. И. Азар, В. М. Биржаков, В. В. Дворниченко, В. А. Квартальное, В. И. Сенин, правовые проблемы туристской деятельности должного освещения в научной литературе не получили.
В разработку основ правового регулирования отдельных видов обязательств, в том числе внесли существенный вклад Т. Е. Абова, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, С. Э. Жилинский, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкин, Ю. Х. Калмыков, М. В. Кротов, А. Л. Маковский, Т. Н. Нешатаева, Л. А. Новоселова, А. П. Сергеев, В. Л. Слюсарев, Е. А. Суханов, Е. Д. Шешенин, В. Ф. Яковлев и др.
Некоторые аспекты гражданско-правового регулирования туристской деятельности были исследованы в работах А. П. Иванова, В. М. Лебедева, Л. В. Щенниковой. Правовому регулированию туристской деятельности посвящена работа Е. Л. Писаревского «Правовое регулирование туристской деятельности». Комплексное исследование договора оказания туристских услуг нашло отражение в работе Н. В. Сирик «Договор оказания туристских услуг в гражданском праве», однако и в ней не решены все проблемы гражданско-правового регулирования туристской деятельности.
Анализу защиты прав туристов как потребителей туристских услуг посвящены работы Т. Л. Левшиной, Я. Е. Парция, А. Е. Шерстобитова.
Становление рынка туристских услуг в новых экономических условиях по существу только начинается. Новизна проблемы, противоречивость, а в ряде случаев и отсутствие законодательной регламентации отношений, возникающих в процессе оказания туристских услуг, обусловили цели и задачи диссертационного исследования.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию туристских услугв оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствованияв анализе правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.
Для достижения поставленной цели, в качестве основных задач выдвигаются: анализ современного состояния правового обеспечения туристской деятельности в Российской Федерацииисследование и определение правовой природы туристской услуги, как объекта гражданских правхарактеристика договора на оказание туристских услугопределение ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора на оказание туристских услугформулирование выводов и конкретных предложений по совершенствованию гражданского законодательства в сфере туристкой деятельности.
Объект и предмет исследования. Перечисленные выше факторы индивидуализируют и в научном, и в практическом смысле деятельность по оказанию туристских услуг, выделяют ее среди других объектов правового регулирования. Это дает основания взять деятельность по оказанию туристских услуг за объект, а правовое регулирование отношений, складывающиеся при осуществлении такой деятельности, за предмет исследования.
Теоретические и методологические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). В процессе исследования автор опирался на фундаментальные положения, содержащиеся в теоретических трудах по теории права, гражданскому праву. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М. И. Брагинский, Б. Д. Завидов, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкин, Ю. Ф. Калмыков, Б. И. Пугинский, Ю. В. Романец, Е. А. Суханов, Г. Ф. Шершеневич, Е. Д. Шешенин, A.M. Эрделевский и др. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон РФ «Об основах туристский деятельности, Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон о туризме Ставропольского края и иные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.
В работе также использовались материалы следующих международных документов по туризму: Манильская и Гаагская декларации по туризму, Директивы Европейского Экономического Союза «О путешествия, отпусках и поездках, включающих все», «Типовой контракт, подлежащий подписанию между туристским агентством и клиентом» и др.
В работе использованы материалы судебной практики, а также практики деятельности субъектов, занятых оказанием туристских услуг.
Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является одной из первых, где проведено исследование гражданско-правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг, в ней содержательно обоснованы и сформулирован ряд теоретических положений, выводов и законодательных предложений по совершенствованию гражданско-правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Туризм — это перемещение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства продолжительностью от 24 часов до 6 месяцев подряд (или менее 24 часов, но с ночевкой) в свободное время в оздоровительных, познавательных, спортивных, религиозных и иных целях, не связанных с осуществлением служебных (трудовых) обязанностей, без систематического занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания, обеспеченное оказанием комплексной туристской услуги.
2. Туристская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности по формированию, продвижению и реализации комплексной туристской услуги, а также оказанию иных индивидуальных услуг в сфере туризма необходимых в процессе оказания комплексной туристской услуги, но не входящих в ее состав.
3. Туристская услуга — комплексная услуга, представляющая деятельность (действия) туроператора (турагента) по организации размещения, питания, перевозке, услуг гидов-переводчиков, направленных на удовлетворение потребностей заказчика в процессе туристской поездки. В состав туристкой услуги входит не менее двух составляющих из вышеперечисленных услуг. В ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» необходимо закрепить легальное определение туристской услуги: «Туристская услуга — это комплекс услуг (по размещению, питанию, перевозке, экскурсионных услуг, услуг гидов-переводчиков и иных услуг), необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время поездки, осуществляемой в конкретные сроки по определенному маршруту».
4. Экскурсионная услуга — самостоятельный вид услуг, предоставляемых на основании договора, заключенного между заказчиком (экскурсантом) и исполнителем. Отграничение экскурсионной от туристской услуги происходит по временному, территориальному критерий, а также исходя из набора услуг, входящих в состав каждой:
— экскурсионная услуга предоставляется в течении от одного академического часа до 24 часов;
— экскурсионная услуга может предоставляться по месту жительства заказчика;
— в состав экскурсионной услуги входит организация экскурсии и услуги экскурсовода.
Предлагается в ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» закрепить легальное определение экскурсионной услуги: «Экскурсионная услуга — это деятельность по организации экскурсии, предоставляемой в течении от одного академического часа до 24 часов по месту (или вне месте) жительства заказчика (экскурсанта) с целью получения информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения».
5. Необходимо дополнить ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» разделом «Возмездное оказание туристских услуг», где привести определение договора, а также закрепить нормы о сторонах, предмете, основании, форме, содержании и порядке его заключения, исполнения, изменения и расторжения.
6. Договор возмездного оказания туристских услуг — это соглашение, в силу которого одна сторона (туроператор (турагент), осуществляющий туристскую деятельность) обязуется оказать другой стороне (туристу) комплексную туристскую услугу в соответствии с целями путешествия своими средствами или средствами третьих лиц, а другая сторона обязуется оплатить эти услуги.
7. Договор возмездного оказания туристских услуг является договором присоединения. В связи с чем доказывается целесообразность разработки и введения в практику на региональном уровне Типового договора возмездного оказания туристских услуг в предлагаемой автором редакции.
8. Предлагается ввести следующие туроператора и турагента: туроператор — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который от своего имени и за свой счет осуществляет лицензируемую деятельность по формированию, рекламированию, продвижению и реализации комплексной туристской услугитурагент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который от своего имени, но за счет туроператора, либо от имени и за счет туроператора осуществляет деятельность лицензируемую специально деятельность по рекламированию, продвижению и реализации комплексной туристской услуги, созданной туроператором.
9. Туристская путевка выполняет роль документа, подтверждающего оплату туристом услуги и является основанием для получения этой услуги туристом или группой туристов от непосредственного исполнителя услуг, входящих в состав комплексной туристской услуги, не являющегося стороной договора возмездного оказания туристских услуг. Поэтому необходимо исключить из ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности» определение путевки как письменного акцепта оферты туроператора или турагента.
10. Туристский ваучер — это технический документ, подтверждающий право именно данного туриста на соответствующие услуги и предъявляемый лицу, оказывающему их на основании договора с туроператором (турагентом) — является тем документом, где подтверждается факт оказания услуг, их объем и качество. Туристский ваучер не может признаваться документом, устанавливающим право туриста на услуги.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что работа подводит определенные итоги теоретических и практических знаний в области деятельности по оказанию туристских услуг. Работа содержит анализ нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление туристский деятельности, обобщение судебной практики. Выносимые на защиту положения, выводы и предложения могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства, при подготовке новых нормативных и методических документов. Содержание данного диссертационного исследования может составить базу для составления учебных программ и специальных курсов, практических занятий по соответствующим гражданскои коммерческо-правовым дисциплинам, а также быть предметом самостоятельного внимания специалистов. Материалы, выводы и положения работы могут быть использованы в учебных целях при преподавании курса «Правовые основы туристской деятельности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Реализация конституционного права на отдых, закрепленного в ст. 37 Конституции РФ посредством занятия туризмом осуществляется через договор возмездного оказания туристских услуг. Правовые основы регулирования отношений, вытекающих из данного договора заложены в гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ и ФЗ «О основах туристской деятельности в Российской Федерации». Нормы, включенные в главу 39 носят преимущественно общий и в значительной степени императивный характер. Глава 39 ГК состоит всего из пяти статей, в которых законодатель закрепил наиболее важные и существенные признаки, характеризующие договор возмездного оказания услуг, что явно недостаточно для регулирования отношений, возникающих из договора возмездного оказания туристских услуг. Поэтому специальные нормы главы 39 ГК могут быть дополнены нормами специальных законов и подзаконных актов, принятых в соответствии с требованиями ГК. Они, как имеющие специальный характер, являются приоритетными по сравнению с нормами общей части ГК.
В ряде случае проведенные исследования показали, что, что отдельные понятия, приведенные в Законе, неточны. По мере возможности мы попытались дать предложения по усовершенствованию законодательства, регулирующего туристскую деятельность и предоставление туристских услуг.
В работе рассматривается сущность туризма и туристской деятельности как правовых категорий. Высказывается целесообразность изменения дефиниций этих понятий, данных в Законе. При этом автором предлагаются определения туризма и туристской деятельности.
Поскольку мы приходим к выводу о том, что одним из квалифицирующих признаков туризма является его осуществление через предоставление комплексной туристской услуги, автором исследуется вопрос о правовой сущности этой разновидности объектов граждански правоотношений. В работе раскрывается содержащие следующих признаков комплексной туристской услуги: неосязаемости, синхронность и несохраняемость, неустойчивость качества, исключительность, комплексность, выражение в форме активных действий и оказание туристской услуги лицами, как правило, не состоящими в договорных отношениях с туристом.
На основании проведенного анализа автор выводит дефиницию туристской услуги и предлагает ввести ее в ФЗ «Об основах туристской деятельности», заменив данным понятием категорию «турпродукт».
Рассматривая существо отношений по оказанию туристских услуг, мы пришли к выводу, что туристские услуги чаще всего не могут иметь результат в овеществленном виде. Результат возможен как эффект (итог) деятельности, который имеет место при надлежащем исполнении туроператром (турагентом) своих обязательств.
Специфика договора возмездного оказания туристских, недостаточность положений Гражданского кодекса при регулировании отношений между сторонами вышеуказанного договора приводит к необходимости выделения в Законе «Об основах туристской деятельности» отдельной главы, посвященной договору возмездного оказания услуг. В этой главе предлагается закрепить легальное определение договораустановить порядок его заключениязакрепить права и обязанности сторон договора — исполнителя (туроператора (турагента) и заказчика (туриста) и ответственность сторон договора за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий договора.
Анализ правовой природы договора, опосредующего предоставление туристских услуг позволил прийти к выводу о том, что данный договор относится к типу договоров возмездного оказания услуг и характеризуется как соглашение, в силу которого одна сторона (туроператор (турагент), осуществляющий туристскую деятельность) обязуется оказать другой стороне (туристу) комплексную туристскую услугу в соответствии с целями путешествия своими средствами или средствами третьих лиц, а другая сторона обязуется оплатить эти услуги.
В ряде случаев автор не согласен с некоторыми утверждениями, высказанными учеными. Так, относительно положения об обязательном оказании услуги следует внести изменения в ст. 780 ГК, поскольку не все услуги имеют строгую персонификацию исполнителя. Что касается предоставления туристской услуги, то предлагается указать на презумпцию исполнения договора на оказание туристских услуг третьими лицами. Кроме того, по нашему мнению, при заключении договора в пользу третьего лица туристские организации должны учитывать, что, не будучи стороной договора, третье лицо может активно воздействовать на правоотношения по сделке, заключенной без него в его интересах. В соответствии с нормами ГК РФ у третьего лица возникают самостоятельные права по отношению к туристской организации как должнику по сделке (например, право на достоверную информацию о предоставляемых услугах, входящих в состав комплексной туристской услуги), в у туристских организаций —обязанности по отношению к непосредственному потребителю услуг, входящих в состав комплексной туристской услуги.
В работе подробно анализируются нормы гл. 39 ГК и Закона в их связи с общей частью обязательственного права. Так исследуются проблемы одностороннего отказа от исполнения договора как со стороны туроператора (турагента), так и со стороны туриста. Автор приходит к выводу о целесообразности внесения некоторых изменений в соответствующие правовые нормы, препятствующие исполнителю произвольно отказаться от договора возмездного оказания туристских услуг.
Представляется, что наличие у туриста и туроператора (турагента) одинаковых прав на расторжение договора возмездного оказания туристских услуг не отвечает принципу равенства сторон в обязательствах, при котором каждый из участников договора может найти адекватную нарушению защиту.
По всей видимости, в отношениях по оказанию туристских услуг возможность туроператора (турагента) отказаться от исполнения своих обязательств по договору следует обусловить наличием у заказчика возможности получить подобную услуг, заключив аналогичный договор с третьим лицом.
В работе предпринята попытка определить критерии качества туристской услуги. По нашему мнению, качество туристской услуги представляет собой совокупность свойств, позволяющих удовлетворить потребности туриста в отдыхе посредством туризма. Обращается внимание на такую особенность качества туристской услуги как субъективность ее восприятия, вследствие чего возникают проблемы определения качественности оказанной услуги.
Положения специального законодательства об ответственности, на наш взгляд, не имеет конкретного характера. В основном декларируется ответственность туроператора (турагента) за нарушения требований качества, своевременности предоставления туристской услуги и предоставления информации. Таким образом, и основания и порядок ответственности сторон определяются общим гражданским законодательством, и прежде всего Гражданским Кодексом.
В тоже время проведенные в этой области исследования позволяют установить некоторые особенности ответственности. Следует отметить, что в ряде случаев ответственность исполнителя наступает по правилам о деликтной ответственности. Как известно, в основе такой ответственности лежит факт причинения вреда, а не недостатки исполнения договорных обязательств. Так, в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных и иных недостатков услуги ответственность наступает по ст. 1095 ГК.
В остальных случаях ответственность носит договорный характер.
Ответственность исполнителя за качество туристской услуги, также вызывает ряд сложностей. С практической точки зрения довольно сложно установить убытки, которые возникли вследствие оказания услуг ненадлежащего качества. Законодательство предоставляет туристу лишь возможность требовать уменьшения цены. Отказаться от оплаты услуги в ряде случаев невозможно в силу того, что они уже потреблены.
По нашему мнению, специальное законодательство должно содержать нормы, конкретизирующие ответственность туроператора (турагента) с учетом особенностей туристской услуги. Представляется, что законодательным актом следует предусмотреть неустойку за ненадлежащее исполнение или ненадлежащую организацию исполнения туроператором (турагентом) ряда обязательства, определяющих в своей совокупности качество туристской услуги.
В ряде случаев (например, при отказе туроператора (турагента) от договора) при исчислении размера убытков полагаем возможным использовать правила исчисления будущих (так называемых абстрактных) убытков. В данном случае за убытки можно принять разницу в цене услуг, от исполнения которых услугодатель отказался, и цене услуг по договору заключенному взамен первоначальной сделки.
В заключении следует подчеркнуть, что процесс формирования правовой базы по договору оказания туристских услуг далек от своего заверения. Отсутствие законодательных основ регулирования этих отношения приводит к негативным последствиям и ущемлению законных прав и интересов сторон.
Представляется, что проделанный нами труд будет востребован в процессе совершенствования законодательства о туристской деятельности и при реализации деятельности по оказания туристских услуг. Ряд существующих в этой области проблем нами были лишь обозначены, многие не получили своего отражения. Автор рассчитывает на то, что в дальнейшей научной деятельности эти недостатки удастся устранить.