Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Языковой знак в античном платонизме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. Учение о языке и языковом знаке, сформулированное Платоном в диалоге «Кратил», стало объектом тщательного изучения и истолкования буквально с момента своего возникновения. Среди античных авторов, которые с самых различных, порой прямо противоположных позиций интерпретировали различные аспекты платоновской теории языка и имени, первое место принадлежит, разумеется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Язык и имя в онтологии Платона
    • 1. Вопрос о «правильности» имен и идеальная структура языка
    • 2. Двойная референция имени и логика естественноисторического опыта
    • 3. Акт именования и общая структура опыта
  • ГЛАВА 2. Язык и имя в философской теологии Прокла
    • 1. Генетическая структура имени в контексте неоплатонической космологии
    • 2. Типология имен в соответствии с их референцией. Сверхидеальный референт «божественного» имени
    • 3. Учение об именах и иерархия методов познания

Языковой знак в античном платонизме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рассмотрение языка и его важнейшего компонента — языкового знака, исследование отношения между языком, речью и мышлением, с одной стороны, и самим сущим, с другой, находилось в центре внимания античной философской мысли на протяжении почти всей истории ее развития. Уже для старших софистов (Протагор, Продик, Горгий) язык и речь, имя и именование сущего, соотношение логики и грамматики представляли собой важнейшую интеллектуальную проблему. Именно софистическое различение физического и тетического, того, что существует по природе, и того, что устанавливается человеческим законом и соглашением, различение, которое применительно к вопросу о статусе имени положило начало широкой и весьма плодотворной для греческой мысли дискуссии о конвенциональном либо природном происхождении имени и языка в целом, открыло путь к подлинно философской постановке вопроса о языке и имени как языковом знаке.

Для философии Платона, высшей целью которой было движение к чистому мышлению, обосновывающему себя самим собой и мыслящего в качестве своего истинного предмета умопостигаемое бытие, критическое рассмотрение языка и его структурных составляющих представляло собой необходимую и в высшей степени актуальную задачу как в содержательном, так и в методологическом отношении. Основной вопрос платоновского диалога «Кратил», в котором проблема языкового знака впервые становится темой в подлинном смысле философского исследования, в конечном счете может быть сформулирован следующим образом: каков же онтологический статус имени, позволяющий ему как выступать в качестве артикуляции телесно-чувственного опыта, так и служить инструментом оперирующего идеальными сущностями диалектика. Имя для Платона оказывается своего рода связующим звеном, соединяющим эмпирический мир и сверхэмпирический, умопостигаемый космос. В имени присутствует как идеальная природа, вследствие чего структура имен является эквивалентной идеальной структуре сущего, так и природа иного, вследствие чего имя способно обозначать те или иные эмпирические вещи. Как структурный элемент ориентированного на феноменальное сущее языка, имя затрудняет путь к чистому мышлению, к идеено, с другой стороны, именно благодаря критике неистинного характера артикулируемого в языке опыта мышление впервые оказывается в состоянии целиком и полностью обратиться к своему истинному предмету — к тому, что лежит в основании любого эмпирического сущего, к его умопостигаемой природе, то есть в конечном счете к самому себе. Познание из имен как таковых невозможно, ибо они представляют собой манифестацию опыта иного. Но познание невозможно и без имен, поскольку лишь благодаря преодолению этого опыта мышление достигает умопостигаемого основания эмпирического сущего, а сами имена, несмотря на свою связь с природой иного, используются в диалектическом рассуждении, и как раз этим (то есть присутствием в мышлении иного) объясняется его дискурсивный характер.

Свое дальнейшее развитие платоновский подход к языковому знаку получает в различных неоплатонических учениях и прежде всего в онтологии и космологии Прокла. Для Прокла имя не только способно обозначать сущее (как эмпирическое, так и идеальное), но, кроме того, оно связано и с более высокой онтологической сферой — сферой сверхсущего (божественных чисел — творческих принципов сущего). Такое понимание сущности имени находит свое соответствие и в утверждаемой неоплатонизмом иерархии методов познания: имя, понимаемое как символ, как зримое воплощение божественных и сверхсущих вещей открывает доступ к высшему роду познания, к недискурсивному постижению сверхсущего, к диалогу с трансцендентным, к высшей теологии и теургии.

Таким образом, мы можем констатировать, что в характерном для платонизма подходе к языковому знаку заложены две возможности его интерпретации:

1. Имя, языковой знак понимается как знак сугубо конвенциональный, как знак в котором означающее совершенно произвольно установлено по отношению к означаемому. Это направление интерпретации ведет к пропозиционализму Аристотеля, а затем к становлению языка современной науки, семантика знаков которого определяется не обозначаемым им сущим, а исключительно его структурой.

2. Языковой знак понимается как знак иконический, непосредственно связанный с сущностью именуемого. Семантика такого знака определяется самим именуемым, а потому он оказывается в состоянии открыть доступ к высшим онтологическим сферам. Это направление интерпретации через поздних неоплатоников (Прокл, Дамаский) ведет к Дионисию Ареопагиту и далее к мистическому восточному богословию.

Это позволяет нам рассматривать осуществляющиеся в рамках античного платонизма интерпретации языкового знака в контексте всей античной философии и, шире, в контексте всего историко-философского процесса в целом, что способствует более полному пониманию философии античного платонизма и его роли в истории философии.

Степень разработанности темы. Учение о языке и языковом знаке, сформулированное Платоном в диалоге «Кратил», стало объектом тщательного изучения и истолкования буквально с момента своего возникновения. Среди античных авторов, которые с самых различных, порой прямо противоположных позиций интерпретировали различные аспекты платоновской теории языка и имени, первое место принадлежит, разумеется, Аристотелю, противопоставившему платоновской теории имени как семантически значимого структурного элемента языка теорию высказывания, согласно которой действительной семантикой обладает лишь форма высказывания, а отнюдь не имя как таковое. В острой полемике с платонизмом развивали свои языковые теории и стоики. Однако нельзя не отметить, что корни важнейшего для стоического подхода к языку учения об «обозначаемом» (oripaivopsvov) и «обозначающем» (ormaivov) можно обнаружить уже в платоновском «Кратиле». Свое дальнейшее развитие платоновское учение о языке нашло в трудах неоплатоников, важнейшим из которых и имеющим огромное самостоятельное значение является «Комментарий на &bdquo-Кратил» Платона" Прокла. В целом следуя заданной Платоном интенции осмысления природы языка и языкового знака, Прокл развивает платоновскую теорию языка и знака в контексте неоплатонической космологии и онтологии, что ведет также и к важным гносеологическим следствиям, к утверждению иерархического первенства недискурсивного, интуитивного познания по отношению к дискурсивной диалектике. Свое завершение античная традиция интерпретации платоновского учения о языке находит в трудах последнего сколарха Академии Дамаския Диадоха, выводящего из утверждаемой общим для всякого платонизма подходом к языку непосредственной связи имени и именуемого апофатический метод познания и описания сущего и умонепостигаемого сверхсущего.

Исследования XX в., в которых затрагиваются развивавшиеся в рамках античного платонизма теории языкового знака, можно условно разделить на три основных категории:

1. Исследования, посвященные собственно платоновской теории языка и знака и прежде всего диалогу «Кратил». Здесь можно выделить работы Г. Арнима, И. Абрамчика, Й. Дерболава, К. Гайзера, Ч. Кана, Р. Робинсона, Й. Рийлаарсдама. В этих работах подробно анализируется структура и содержание диалога «Кратил» с целью реконструкции наиболее существенных моментов учения Платона о языке и прежде всего выяснения собственной позиции Платона в дискуссии о естественном либо конвенциональном происхождении языка и языкового знака. В этой связи необходимо отметить также работу Р. Якобсона «В поисках сущности языка», в которой содержится тонкий анализ основных положений диалога и в частности соотношения произвольных и естественных аспектов имени.

2. Исследования, в которых рассматриваются различные этапы развития и различные школы античного платонизма, а также творчество отдельных мыслителей. В этих работах затрагиваются также и отдельные аспекты платоновской и платонической теории языка и знака. Здесь прежде всего следует отметить наследие А. Ф. Лосева, создавшего к тому же и собственное оригинальное учение об имени, которое также может быть рассмотрено в общеплатоническом контексте. Особое значение имеют работы Лосева посвященные неоплатонизму и прежде всего философии Прокла, в которых он реконструирует неоплатоническое учение об имени как о символе, выражающем смысловую структуру мира.

Из работ, посвященных исследованию философии неоплатонизма следует назвать прежде всего работу Л. Розана «Философия Прокла», главным достоинством которой является отождествление прокловской космологии и теологии, что имеет важное значение и в контексте настоящего диссертационного исследования, и фундаментальный труд В. Байервальтеса «Прокл. Основные черты его метафизики», представляющий собой подробное исследование всех проблем философии Прокла и прежде всего его диалектики.

Кроме того, следует отметить работы А. Армстронга, Э. Доддса, П. П. Блонского, П. Адо, X. Чернисса, Дж. Диллона, К. Альт, Й. Хальтвассена, П. Мерлана, посвященные как рассмотрению отдельных проблем философии платонизма, так и анализу целых направлений античной мысли, опиравшихся на учение Платона (средний платонизм, неопифагореизм, неоплатонизм).

3. Работы, предметом исследования в которых является античная философия языка и знака. Прежде всего здесь следует отметить работы И. М. Тройского, В. В. Каракулакова, К. Барвика, Э. Косериу, Д. Фелинга, Р. Робинса. В этих работах воспроизводится тот философский и мировоззренческий контекст, в котором осуществлялось развитие платонического понимания природы и функций языкового знака.

Особое место в исследовании проблем, составляющих тему настоящей диссертации занимают работы Г.-Г. Гадамера, предложившего ряд феноменологических и герменевтических интерпретаций текстов Платона и других греческих авторов. В своей книге «Истина и метод» Гадамер указывает на то определяющее значение, которое имело платоновское понимание природы имени для позднейшей греческой мысли и, несмотря на утверждаемую в нем связь имени с обозначаемой им вещью, именно в этом понимании он усматривает начало того пути, в конце которого располагается инструментальная теория языка Нового времени и идеал разумной системы знаков.

В диссертации учитываются достижения исследователей античной философской, научной и мировоззренческой мысли, представленные в трудах следующих авторов: С. С. Аверинцева, А. Ф. Асмуса, Т. В. Васильевой, В. А. Гуторова, Вяч. Вс. Иванова, Р. В. Светлова, К. А. Сергеева, Я. А. Слинина, О. М. Фрейденберг и др.

Цели и основные задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том, чтобы проследить процесс возникновения и развития сформировавшегося в рамках античного платонизма учения о языковом знаке как, с одной стороны, структурном элементе ориентированного на феноменальный мир, а следовательно, являющегося артикуляцией опыта иного языка, а с другой, инструменте познающего идеальное, тождественное диалектика. Эта цель исследования предполагает решение следующих основных задач:

— раскрытие существа понимания природы, функциональной и эпистемологической значимости языкового знака в античном платонизме;

— анализ платонического учения о взаимоотношении имени, вещи и идеи;

— выяснение обусловленности платонической интерпретацией языкового знака онтологией и космологией платонизма;

— рассмотрение структуры имени как языкового знака в контексте учения Платона об имени и учения Прокла о «божественных именах»;

— экспликация определяющего для платонического понимания природы языкового знака понятия «правильности имени»;

— выяснение методологических следствий для познания сущего, вытекающих из платонического понимания языкового знака как связующего звена между эмпирическим миром и идеальным космосом.

Методология и источники исследования. Методологической основой исследования является принцип соотношения историко-филологического и философского анализа для экспликации историко-философской проблематики. Использовалась методика контекстуального и герменевтического анализа, получившая свою разработку в трудах С. С. Аверинцева, А. В. Михайлова, М. Хайдеггера, Г.- Г. Гадамера, П. Рикёра, а также методы феноменологического анализа и структурной лингвистики. Использовался опыт исследования греческой философии в отечественной и зарубежной философской и филологической литературе. Источниковедческую основу составили научные издания текстов и критические комментарии к ним как на русском, так и на других языках.

Научная новизна работы. Суть научной новизны исследования заключается в обосновании того положения, что исследование вопроса о природе и бытийном статусе языкового знака имеет принципиальное значение как для онтологии, так и для теории и методологии познания античного неоплатонизма. Отсюда основные положения, выносимые автором на защиту:

— исследование природы и выяснение структуры языкового знака являются для Платона и позднейших платоников необходимым этапом на пути к чистому мышлению;

— двойственный онтологический статус имени позволяет ему выступать в качестве связующего звена между различными онтологическими сферами;

— специфика неоплатонического подхода к языку определяется как онтологическими и космологическими установлениями неоплатонизма, так и утверждаемой неоплатонизмом иерархией методов познания;

— решение вопроса о «правильности имен» и о природном либо конвенциональном происхождении имени имеет принципиальное значение для обоснования возможности познания сверхэмпирической (Платон) и сверхидеальной (Прокл) онтологических сфер;

— лишь уяснение того, какое значение для античного платонизма имеет исследование природы имени, возможно действительно полное понимание существа самого платонизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют дополнить понимание генезиса и развития античного платонизма, а также того, какое место в нем занимают теории происхождения и функционирования языкового знака. Содержание диссертационного исследования может быть использовано при чтении лекционных и специальных курсов по истории философии и истории языкознания. Материалы работы могут быть также использованы при ведении семинаров по вышеуказанным дисциплинам.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии философского факультета. Основные идеи излагались на V, VI и VII конференциях и.

Универсум Платоновской мысли" (Санкт-Петербург, 1997, 1998, 1999 гг.), а также в ряде публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы по данной тематике на русском и других языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Для античных платоников критическое исследование природы имени как языкового знака, направленное на выяснение отношения между языком, речью и мышлением, составляло важнейший этап на пути к чистому мышлению, к исследованию бытия как такового, а следовательно, к обоснованию самого платонизма как учения об идеальном основании всякого эмпирического сущего.

2. Обнаруживаемая Платоном и его последователями двойственная природа языкового знака, являющегося как артикуляцией чувственного опыта, так и эквивалентом определенного структурного момента структуры умопостигаемого сущего, позволяет сделать вывод о присущей ему двойной референции, в результате чего имя выполняет функцию связующего звена между эмпирическим и сверхэмпирическим, идеальным онтологическими уровнями. Именно эта специфическая особенность имени позволяет использовать обычное эмпирическое имя в направленном на исследование подлинного, идеального сущего диалектическом рассуждении. Тогда как для неоплатонического подхода к языковому знаку важнейшим обстоятельством оказывается тот факт, что неоплатоники (и прежде всего Прокл) не просто рассматривают имя как знак, обозначающий то или иное сущее (как идеальное, так и эмпирическое), но разворачивают определенную типологию имен, в которой обычное, «человеческое» имя противопоставляется «вечному» или «божественному» имени, способному не только обозначать сущее, но и указывающему на более высокую онтологическую сферу — сферу сверхсущего. Такое понимание сущности имени находит свое соответствие и в утверждаемой неоплатонизмом иерархии методов познания: имя, понимаемое как символ, как зримое воплощение божественных и сверхсущих вещей открывает доступ к высшему роду познания, к недискурсивному постижению сверхсущего, к диалогу с трансцендентным, к высшей теологии и теургии.

3. Таким образом, имя как языковой знак рассматривается в платонизме в двух его основополагающих аспектах, каждый из которых обусловлен его особым двойственным (идеальным и эмпирическим у Платона, идеальным и сверхидеальным у Прокла) онтологическим статусом: во-первых, имя может быть понято как сугубо конвенциональный знак, в котором означающее совершенно произвольно установлено по отношению к означаемому. Это направление интерпретации ведет к пропозиционализму Аристотеля, а затем к становлению языка современной науки, семантика знаков которого определяется не обозначаемым им сущим, а исключительно его структурой. Во-вторых, языковой знак понимается как знак иконический, непосредственно связанный с.

139 сущностью именуемого. Семантика такого знака определяется самим именуемым, а потому он оказывается в состоянии открыть доступ к высшим онтологическим сферам. Это направление интерпретации через поздних неоплатоников (Прокл, Дамаский) ведет к Дионисию Ареопагиту и далее к мистическому восточному богословию.

4. Наличие двух указанных возможностей интерпретации языкового знака позволяет нам рассматривать разработанные в рамках античного платонизма теории имени в контексте всей античной философии и, шире, в контексте всего историко-философского процесса в целом, что способствует более полному пониманию философии античного платонизма и его роли в истории философии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977
  2. Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991
  3. А. Д. Язык, истина и логика./ / Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993
  4. Альбин. Учебник платоновской философии.// Платон. Диалоги. М., 1986
  5. Анонимные пролегомены к платоновской философии.// Платон. Диалоги. М., 1986
  6. Аристотель. Большая этика. Соч. Т. 4 М., 1983
  7. Аристотель. Категории. Соч. Т. 2 М., 1978
  8. Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1 М., 1975
  9. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т. 4 М., 1983
  10. Аристотель. О душе. Соч. Т. 1 М., 1975
  11. Аристотель. Об истолковании. Соч. Т. 2 М., 1978
  12. Аристотель. Поэтика. Соч. Т.4 М., 1983
  13. Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978
  14. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2 М., 1978
  15. Аристотель. Физика. Соч. Т. 3 М., 1981
  16. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994
  17. Р. Лингвистика текста. // Новое в лингвистике. Вып. 8. М., 1978
  18. П. П. Философия Плотина. М., 1918
  19. Бодуэн де Куртенэ И. А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке.// Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1 М., 1963
  20. Боэций. Комментарий к Порфирию.// «Утешение философией» и другие трактаты. М. 1990
  21. . П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988
  22. Л. Логико-философский трактат.// Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1 М., 1994
  23. Л. Философские исследования.// Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1 М., 1994
  24. X. Г. Истина и метод. М., 1988
  25. Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. СПб. 1994
  26. Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб. 1992
  27. Геродот. История. М., 1993
  28. Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992
  29. ГоббсТ. О человеке. // Избр. соч. М.—Л., 1926
  30. А. Первочеловек и первослово (к истокам мифа о Прометее). // Знаки Балкан. Ч. 1 М., 1994
  31. Н. П. Структура и смысл диалога Платона «Кратил».// Знаки Балкан. Ч. 1 М., 1994
  32. В. Ф. О различии строения языков и его влиянии на духовное развитие человечества.// Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  33. Э. Картезианские размышления. СПб.1998
  34. Э. Логические исследования. Т. 1.// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994
  35. Э. Начало геометрии. М., 199 637. Делез Ж. Логика смысла.
  36. Деметрий Фалерский. О стиле. // Античные риторики. М., 1978
  37. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979
  38. Дионисий Галикарнасский. О соединении слов.// Античные риторики. М., 1978
  39. О. Философия грамматики. М., 1958
  40. В. В. Древнеидийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции. // Индия в древности. М., 1964
  41. В. Пайдейа. М., 1997
  42. В. В. Проблема языка у Гераклита. // Язык и стиль античных писателей. Д., 1966
  43. Л. В. Природа языка в лингвоконструировании XVII века.// Вопросы языкознания. № 2, 1995
  44. М. С. Философия и язык (критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в.). М., 1972
  45. Э. Синхрония, диахрония и история.// Новое в лингвистике. Выпуск III. М., 1963
  46. А. Учение Плотина о мысли и бытии. // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 98 (3)
  47. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994
  48. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985
  49. Г. В. Рациональный язык. Соч. Т. 2 М., 1984
  50. А. Ф. Диалектика числа у Плотина. М., 1928
  51. А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982
  52. А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992
  53. А. Ф. История античной эстетики. Т. V: Ранний эллинизм. М., 1979
  54. А. Ф. История античной эстетики. Т. VI: Поздний эллинизм. М., 1981
  55. А. Ф. История античной эстетики. Т. VII: Последние века. М., 1988
  56. А. Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991
  57. Н. Мур и обыденный язык.// Аналитическая философия. Избранные тексты. М.} 1993
  58. В. В. Вероятностная модель языка. М., 1974
  59. Николай Кузанский. Простец об уме.// Николай Кузанский. Соч. Т. 1. М., 1979
  60. . М. Стоическая теория ndGog./ / Знаки Балкан. Ч. 1 М., 1994
  61. Дж. Значение слова.// Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993
  62. Платон. Государство. Соч. Т. 3 М., 1994
  63. Платон. Законы. Соч. Т. 4 М., 1995
  64. Платон. Ион. Соч. Т. 1 М., 1990
  65. Платон. Кратил. Соч. Т. 1 М., 1990
  66. Платон. Минос.// Платон. Диалоги. М., 1986
  67. Платон. Парменид. Соч. Т. 2 М., 1993
  68. Платон. Письма. Соч. Т. 4 М., 1995
  69. Платон. Протагор. Соч. Т. 1 М., 1990
  70. Платон. Софист. Соч. Т. 2 М., 1993
  71. Платон. Теэтет. Соч. Т. 2 М., 1993
  72. Платон. Тимей. Соч. Т.ЗМ., 1994
  73. Платон. Федр. Соч. Т. 2 М., 1993
  74. Платон. Филеб. Соч. Т. 3 М., 1994
  75. Плотин. Трактаты.// АКАДНМЕ1А. Материалы и исследования по проблеме платонизма. СПб., 1997
  76. Плотин. Эннеады. СПб., 1995
  77. Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля.// Аристотель. Категории. М., 1939
  78. А. А. Мысль и язык. Киев., 1993
  79. Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М., 1994
  80. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993
  81. Е. А. Философия языка и грамматические теории во Франции (из истории лингвистики). СПб. 1996
  82. П. Конфликт интерпретаций. М., 1995
  83. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение.// Теория метафоры. М., 1990
  84. Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998
  85. Секст Эмпирик. Сочинения. Т. 1−2 М., 19 751 976
  86. Э. Язык. Введение в изучение речи.// Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993
  87. К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания. Космос Аристотеля и наука Нового времени. А., 1987
  88. К. А., Слинин Я. А. Природа и разум. Античная парадигма. А., 1991
  89. Дж. Р. Перевернутое слово.// Вопросы философии. 1992, N4
  90. Соссюр Ф де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990
  91. Соссюр Ф де. Труды по языкознанию. М., 1977
  92. Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1933
  93. И. М. Основы стоической грамматики. / / Романо-германская филология. Сб. Статей в честь акад. В. Ф. Шишмарева
  94. И. М. Проблемы языка в античной науке. // Античные теории языка и стиля. М.- Л., 1936
  95. С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1900
  96. Феофраст. Характеры. М., 1993
  97. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 М., 1989
  98. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1 М., 1998
  99. М. Слова и вещи. СПб. 1994
  100. М. Путь к языку.// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
  101. Н. Язык и мышление. М., 1972
  102. К. Истина мифа. М., 1996
  103. В. С. Мифологические истоки научной рациональности.// Вопросы философии. 1994, N 9
  104. Р. Философы и обыденный язык.// Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993
  105. Г. Г. Внутренняя форма слова. М., 1927
  106. Г. Г. Скептик и его душа.// Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994
  107. Г. Г. Эстетические фрагменты.// Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989
  108. Р. В поисках сущности языка. // Семиотика. М., 1983
  109. Р. Взгляд на развитие семиотики.// Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996
  110. Р. Значение лингвистических универсалий для языкознания.// Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996
  111. Р. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности. / / Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996
  112. Р. Несколько заметок о Пирсе, первопроходце науки о языке.// Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996
  113. Р. Об афатических расстройствах с лингвистической точки зрения. / / Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996
  114. Р. Структурализм и телеология.// Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996
  115. Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995
  116. Abramczyk I. Zum Problem der Sprachphilosophie in Platons «Kratylos». Breslau., 1928
  117. Albrecht E. Sprache und Erkenntnis. Berlin., 1967
  118. Alt К. Philosophic gegen Gnosis: Plotins Polemik in seiner II. 9. Stuttgart., 1990
  119. Alt K. Weltflucht und Weltbejahung: Zur Frage des Dualismus bei Plutarch, Numenios, Plotin. Mainz, 1993
  120. Aristotelis opera ex rec. I. Becceri / ed. Academia regia Borussica, ed. altera. Vol. I-V. В., 1960−1963
  121. A. «Emanation» in Plotinus // Mind. 1937, N 46
  122. Armstrong A. H. Tradition, Reason and Experience in the Thought of Plotinus // Plotino e il neoplatonismo in Oriente e in Occidente. Roma, 1974
  123. Armstrong A. The Architecture of Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus. Cambridge, 1940
  124. Arnim H. von. Die sprachliche Forschung als Grundlage der Chronologie der platonischen Dialoge und der «Kratylos». Wien Leipzig, 1929
  125. Baemker C. Das Problem der Materie in der griechischen Philosophic. Miinster, 1890
  126. Barwick K. Probleme der stoischen Sprachlehre und Rhetorik. Berlin, 1957
  127. Begen F. Formlosen Formen. Plotins Philosophie als Versuche die Regre&probleme des Platonischen Parmenides zu losen. Gottingen, 1988
  128. Beierwaltes W. Proclos. Grundzuge seine Metephysik. Fr.M., 1965
  129. Beierwaltes W. Selbsterkenntnis und Erfahrung der Einheit. Plotins Enneade V.3 Text, Ubersetzung, Interpretation, Erlauterungen. Fr.M., 1991
  130. Blumenberg H. Licht als Metapher der Wahrheit // «Studium generale», 10, Heft 7, 1957
  131. Cherniss H. The Riddle of Early Academy. Berkley, 1945
  132. Cornford F. M. Plato’s Cosmology. London, 1937
  133. Coseriu E. Die Geschichte der Sprachphilosophie von der Antike bis zur Gegenwart. Tl. 1 Von der Antike bis Leibniz. Tubingen, 1975
  134. De Rijk L. M. Plato^s «Sophist». A philosophical commentary. Amsterdam, 1986
  135. Deck J. Nature, Contemplation and the One. Toronto, 1967
  136. Derbolav J. Der Dialog «Kratylos» in Rahmen der Sprach- und Erkenntnisphilosophie. Saarbriicken. 1953
  137. Descombes V. Die Philosophie als streng descriptive Wissenschaft / / Suhrkamp Information Philosophie. Fr.M. 1981
  138. Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und Deutsch. hrsg. v. W. Kranz. Bd. I-III. В., 1951−1952
  139. Dillon J. The Middle Platonists. London, 1977
  140. Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic One / / Classical Quarterly. 1928. N22
  141. Doerrie H. Zum Ursprung der Neuplatonischen Hypostasenlehre // Hermes. 1954. N 82
  142. Fehling D. Zwei Untersuchungen zur griechischen Spfschphilosophie // Rheinisches Museum. V. 108, 1965
  143. Frege G. Uber die wissenschaftliche Berechtigung einer Begriffsschrift. / / «Zeitschrift fiir Philosophie und philosophische Kritik». Bd 81. Halle, 1882
  144. Frege G. Uber Sinn und Bedeutung. // «Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik». Bd 100. Halle, 1892
  145. Gadamer H.-G. Die Idee des Guten zwischen Plato und Aristoteles. Heidelberg, 1978
  146. Gadamer H.-G. Idee und Wirklichkeit in Platos Timaios. Heidelberg, 1974
  147. Gaiser K. Name und Sache in Platons «Kratylos». Heidelberg., 1974
  148. Gaiser K. Platons ungeschriebene Lehre. Studien zur systhematischen und geschichtlichen Begrundung der Wissenschaften in der Platonischen Schule. Stuttgart, 1963
  149. Haltwassen J. Geist und selbstbewufitsein: Studien zu Plotin u. Numenios. Stuttgart, 1994
  150. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1993
  151. Heitsch E. Platon liber die rechte Art zu reden und zu schreiben. Stuttgart Wiesbaden, 1987
  152. Heitsch E. Willkiir und ProblembewuJStsein in Platons «Kratylos». Stuttgart Wiesbaden, 1984
  153. Hirschberger J. Die Phronesis in der Philosophie Platons vom Staate. Leipzig, 1932
  154. Husserl E. Zur Logik der Zeichen (Semiotik). The Hague, 1970
  155. Iamblicus. De communi mathematica scientia / Ed. H. Pistelli. Lipsae. 1894
  156. Jaeger W. Early Christianity and Greek «paideia». Cambridge, 1961
  157. Koller N. Die Mimesis in der Antike. Bern, 1954
  158. Kriiger G. Einsicht und Leidenschaft. Das Wesen des platonischen Denkens. Berlin., 1940
  159. Merlan P. From Platonism to Neoplatonism. The Hague, 1960
  160. Meyer M. Die Figuren des menschlichen // Revue internationale de Philosophie. Bruxelles. 1990
  161. Morley R. Negative Theology and Abstraction in Plotinos // American Journ. Philol. 1975. N 96
  162. Oehler K. Die Lehre vom noetischen und dianoetischen Denken bei Platon und Aristoteles. Hamburg, 1985
  163. Peng Wen-lin. Interpretation des platonischen Dialogs «Kratylos» mit einen Exkurs ins «Organon» des Aristoteles und einem Anhang liber chinesische Philosophie. Tubingen., 1993
  164. Plato. Opera. Vol. 1−5. Oxford, 1956−1962
  165. Plotini Opera / Ed. P. Heniy and H.-R. Schwyzer. Vol. 1−3. Oxford, 1964−1977
  166. Plotinis Schriften. Griechischer Text, deutsche Ubersetzung, Anmerkungen. Ed. R. Hartung. Hamburg, 1956
  167. Posidonius. Die Fragmente / Ed. W. Theiler. Berlin. 1982
  168. Procli Diadochi in Platonis Cratylum commentaria. / Ed. G. Pascuali. Lipsae, 1908
  169. Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentaria. / Ed. E. Diehl. Vol. 1−3. Lipsae, 1903−1906
  170. Rist J. Plotinus. The Road to Reality. Cambridge, 1967
  171. Robins R. H. Ancient and mediaeval grammatical theory in Europe. London., 1951
  172. Rosan L. J. The Philosophy of Proclus. The Final Phase of Ancient Thought. N. Y., 1949
  173. Schlette H. Das Eine und das Andere: Studien zur Problematik des Negativen in der Metaphysik Plotinus. Miinchen, 1966
  174. Schweitzer B. Plato und die bildende Kunst der Griechen. Tubingen, 1953
  175. Steck M. Proclus Diadochus und seine Gestaltlehre der Mathematik. Halle. 1943
  176. Stenzel J. Uber Sinn, Bedeutung, Begriff, Definition. Darmstadt, 1958
  177. Stenzel J. Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles. Leipzig-Berlin, 1933
  178. Stoicorum veterum fragmenta, coll. I. ab Arnim. Vol. I-IV Stutgardiae 1968
  179. Theiler W. Forschungen zu Neoplatonismus. Berlin, 1966
Заполнить форму текущей работой