2) ния нашего общества' .
В ходе социалистического и коммунистического строительства в нашей стране получили развитие разнообразные формы участия трудящихся в деятельности государственных органов. Одной из них являются организации общественной самодеятельности, которые совместно с милицией участвуют в охране общественного порядка. В постановлении Политбюро ЦК КПСС, посвященном 25-летию создания добровольных народных дружин, отмечалось, что «созданные по инициативе трудящихся добровольные народные дружины под руководством партийных и советских органов вносят весомый вклад в дело укрепления общественного порядка в стране», проводят большую работу «по воспитанию советских людей в духе соблюдения законов и уважения правил co.
Si циалистического общежития у.
ЦК КПСС внимательно изучает все, что рождает творчество народа, — отмечал К. У. Черненко, — всемерно поощряет развитие.
1) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 57.
2) Черненко К. У. Речь на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. — Коммунист, 1984, J& 4, с. 10.
3) Правда, 1984, 14 янв. демократии в самых различных сферах общественной жизни.
Вопросы повышения роли общественности в охране социалистического общественного порядка получили разностороннюю разработку в таких важных документах ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, как Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных друо) жин по охране общественного порядка» 1, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка. Дальнейшее развитие вопросы повышения роли общественности, совершенствования ее деятельности по обеспечению правопорядка получили в Постановлении ЦК КПСС от 2 августа 1979 года «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» ^.
Решения ХХУ1 съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС выдвигают перед советской общественностью новые задачи, связанные с активизацией работы по укреплению правопорядка и законности, усилению борьбы с нарушениями правил социалистического общежития и иными антиобщественными проявлениями, в осуществлении этих задач наряду с факторами экономического, социального и политического характера, оказывающими реальное воздействие на развитие и совершенствование организаций общественной самодеятельности по охране социалистического право.
1) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 37.
2) СП СССР, 1974, № 12, ст. 67.
3) Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, J5 22, ст. 326.
4) Коммунист, 1979, 1Ь 14, с. 3−6. порядка, важное значение имеет использование исторического опыта.
Б.И.Ленин не раз обращал внимание на необходимость вдумчивого отношения к тому, что создано трудящимися, настоятельно требовал, чтобы всякое изменение осуществлялось лишь после всестороннего изучения практики. В. И. Ленин указывал, что «надо не начинать сызнова, не перестраивать направо и налево, а суметь в наибольшей степени использовать уже созданное». Он советовал «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его разви.
2) тия смотреть, чем данная вещь стала теперь" .
Как социальное явление участие трудящихся в охране общественного порядка убедительно раскрывает новое качество жизни трудящихся в условиях социалистической демократии, характеризующееся ростом общественно-политической активности, «мобилизации масс, творческого отношения людей к порученному делу. Изучение исторического пути развития самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка будет способствовать воспитанию молодежи на революционных традициях рабочего класса, даст возможность в дальнейшем совершенствовать работу по привлечению граждан к участию в охране общественного порядка на основе положительного опыта организации и деятельности самодеятельных формирований,.
1) Ленин Б. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 142−143.
2) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 67.
3) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 23. получившего проверку в ходе исторического развития.
В исследуемый в диссертации период складывались различные организационные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, обусловленные конкретными историческими условиями. В этой связи большой интерес представляет, например, опыт привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка в условиях вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Развивающиеся страны, ставшие на путь некапиталистического развития и столкнувшиеся с ожесточенным сопротивлением контрреволюции решают задачи, связанные с защитой демократических завоеваний, охраной общественного порядка и опыт деятельности частей особого назначения, отрядов добровольной милиции может тлеть для них определенное практическое значение.
Цели и задачи исследования. Настоящее исследование ставит целью изучение закономерностей развития процесса привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка в РСФСР в период построения социализма (I9I7-I936 гг.), формулирование некоторых рекомендации по использованию опыта прошлого в современных условиях.
Основными задачами диссертационного исследования являются:
— анализ организации и правовых основ участия трудящихся в охране общественного порядка;
— выяснение места и роли самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка;
— раскрытие изменения задач и функций, организационного построения, форм и методов работы самодеятельных формированш трудящихся по охране общественного порядка в зависимости от конкретных исторических условий.
Объект и хронологические тзаглки исследования в значительной мере определяются содержанием теш. Непосредственным объектом исследования является многогранная деятельность Коммунистической партии, Советского правительства, НКВД РСФСР, органов милиции по организации участия трудящихся в охране общественного порядка в РСФСР в период построения социализма в нашей стране. В диссертации рассматриваются решения Коммунистической партии по вопросам участия трудящихся в охране общественного порядка, основные законодательные акты Советского государства, явившиеся правовой основой организации и деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка. Анализируются нормативные акты, разработанные НКВД РСФСР, регулировавшие порядок организации и деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка. На основании большого фактического материала характеризуется сама практика привлечения трудящихся к оказанию содействия органам милиции по охране общественного порядка на местах, рассматриваются и критически осмысливаются недостатки и упущения в этой работе, анализируются трудности в ее осуществлении, вызванные объективными и субъективными причинами.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в переходный период от капитализма к социализму (I9I7-I936 гг.) в историко-правовом плане разработаны, на наш взгляд, пока недостаточно полно. Весьма обширна историческая литература, посвященная первым самодеятельным формированиям трудящихся по охране общественного порядка — Красной гвардии и рабочей милиции. Наиболее полно изучена история Красной гвардии Петрограда, Москвы, Центрального промышленного района. В этой связи следует упомянуть работы В. И. Старцева, В. П. Верхось, Г. А. Цыпкина и Р. Г. Цыпкиной, Е.Ф.Ерыкалова^. Главным предметом исследования этих авторов является участие названных самодеятельных формирований в деле утверждения власти Советов в центре и на местах. Вопросу же участия Красной гвардии в охране общественного порядка уделяется незначительное внимание.
Отдельные вопросы деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка в перше дни Советской власти нашли отражение в работах М. И. Еропкина, Л. Л. Попова, Н. В. Дементьева, В. С. Гольдмана, В. Н. Прокопенко и В. М. Романова, М. Ю. Гутмана, Р.С.Мулукаева2).
1) Старцев В. И. Очерки по истории Петроградской Красной гвардии и рабочей милиции (март 1917;апрель 1918 гг.). — М.-Л., 1965; Верхось В. П. Красная гвардия в Октябрьской революции. — М., 1976; Цыпкин Г. А., Цыпкина Р. Г. Красная гвардия — ударная сила пролетариата в Октябрьской революции.
— М., 1977; Цыпкина Р. Г. Сельская Красная гвардия в Октябрьской революции. — М., 1970; Конев A.M. Красная гвардия на защите Октября. — М., 1978; Ерыкалов Е. Ф. Красная гвардия в борьбе за власть Советов. — М., 1957.
2) Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. — М., 1965; Еропкин М. И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Л., 1973; Дементьев Н. В. Участие трудящихся в охране общественного порядка в СССР. — М., I960- Гольдман B.C. В. И. Ленин и становление советской милиции. — М., 1970; Прокопенко В. Н.,.
Вопросы участия самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка в условиях вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов нашли отражение в работах В. Л. Кротова, И. А. Абраменко, С. Ф. Найды, А. М. Богданова, Г. Д. Вдовенко, С. М. Тельнова, Т. А. Джалилова, Ю. А. Полякова и А. КЛугунова, А. И. Зевелева, Ю. А. Полякова, А.И.Чугуно-ва" .
Общей чертой работ указанных авторов является то, что в них при рассмотрении проблемы организации самодеятельных вооруженных формирований трудящихся обращается внимание лишь на одну сторону их деятельности, а именно участие в боевых действиях по разгрому банд. Вопрос же о том, что вооруженные самодеятельные форлирования являлись одной из основных сил.
Романов В. М. Советская милиция (I9I7-I920 гг.). — М., 1965; Гутман М.10. Петроградекая рабоче-крестьянская милиция в первые годы Советской власти (I9I7-I920 гг.). — Л.: Высшее политическое училище МВД СССР, 1978; Мулукаев Р. С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (1917;1920 гг.). — М., 1975.
I) Кротов В. Л. Чоновщ. — М.: Политическая литература, 1974; Абраменко И. А. Коммунистические формирования — части особого назначения (ЧОН) Западной Сибири (1920;1924 гг.). — Томск, 1973; Найда С. Ф. О некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР. — М., 1958; Богданов М. А. Из боевой истории ЧОН Сибири. Ульяновский гос. пед. институт им. И. Н. Ульянова. Ученые записки, т. ХХШ, B.I. — Ульяновск, 1967; Вдовенко Г. Д. К истории частей особого назначения на территории Сибири (I92I-I924 гг.). Томский гос. пед. институт. Ученые записки, т. XXI. — Томск, 1964; Тельнов С. М. Коммунистическая партия — организатор частейособого назначения по борьбе с контрреволюцией в 19 211 922 годах. Ученые записки Московского областного педагообеспечения общественного порядка в районах действий банд, остается вне поля их зрения. Исключение составляют работы Т. А. Джалилова.
Менее исследованы вопросы привлечения трудящихся к оказанию содействия органам милиции в охране общественного порядка в период социалистической реконструкции народного хозяйства СССР (1926;1937 гг.). Именно в этот период зародились и получили развитие организационные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, которые заложили прочный фундамент для дальнейшего совершенствования этой работы.
Основные этапы развития обществ содействия милиции и бригад содействия милиции получили освещение в уже упомянутой работе Н. В. Дементьева, однако широкие хронологические рамки и география вопроса (участие трудящихся в охране общественного порядка в СССР) не позволили автору раскрыть с достаточной полнотой общие тенденции развития организационных форл участия самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка в рассматриваемый в диссертационном исследовании период.
В систематизированном виде развитие организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в период построения социализма в СССР показано в работе Р.С.Мулу-каева, в которой автор дает глубокий юридический анализ правовых актов, посвященных организации и деятельности самодеягического института им. Н. К. Крупской, т. ХСУ. Вып. 8. — М., 1961; Джалилов Т. Л. На страже народных интересов. — Ташкент: Госиздат Узбекской ССР, 1963; Его же. Из истории борьбы добровольных отрядов милиции за упрочение Советской власти в Туркестане. Труда Высшей школы М00П СССР, вып.16. — М., 1967. тельных формирований трудящихся по охране общественного порядка" ^ .
Наименее исследованным является вопрос об участии в охране общественного порядка жителей сельской местности. Б литературе он получил освещение в упоминавшейся работе Н. В. Дементьева, Б. И. Поповой, И. И. Мисюли, однако основные направления деятельности, общие тенденции становления и развития института сельских исполнителей в масштабе Российской Федерации не были широко освещены '.
Новизна исследования. Диссертация представляет собой первую историко-правовую работу, в которой предпринимается попытка рассмотреть процесс становления и развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в РСФСР, их деятельности по охране общественного порядка на протяжении всего переходного от капитализма к социализму периода. Она призвана в определенной мере восполнить пробел в литературе по истории самодеятельных формирований трудящихся.
В основу диссертационного исследования положен документальный материал, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот. Собранный и обобщенный материал позволя.
1) Мулукаев Р. С. Развитие организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в период построения социализма в СССР (I9I7-I937 гг.). Труды Высшей школы МООП СССР. В.18. -М., 1968.
2) Попова В. И. Работа местных Советов по обеспечению социалистической законности. — М.: Госюриздат, 1959; Мисюля И. И. Деятельность местных Советов по охране общественного порядка (I92I-I929 гг.). Проблемы государства и права на современном этапе. В. 8. — М., 1974. ет показать большое значение организационных мер Коммунистической партии, Советского правительства, НКВД РСФСР по привлечению трудящихся к участию в охране общественного порядка.
Основные положения, выносимые на защиту: вывод о том, что участие трудящихся в охране общественного порядка является закономерным процессом, обусловленным природой и особенностями советского обществавывод о преемственности в развитии организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядкавывод о том, что деятельность самодеятельных формирований не исчерпывалась охраной общественного порядка, а выходила за ее рамки и сопровождалась привлечением трудящихся к решению важных общегосударственных задачвывод о том, что организационное построение самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка, формы и методы их работы определялись конкретными историческими условиями развития Советского государства и находились в прямой зависимости от содержания общественного порядка и задач, решаемых органами милициинаучно обосновывается попытка определить основные периоды развития самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка.
Первый период (с октября 1917 г. до марта-октября 1924 г.). В это время возникли и получили развитие формы участия трудящихся в охране общественного порядка, организационное построение которых было обусловлено наличием вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Этот период можно разделить на два этапа: I) октябрь 1917;октябрь 1918 гг., то есть с момента установления власти Советов и до правового оформления в инструкции НКВД и НКЮ от 12 октября 1918 года организации Советской Рабоче-Крестьянской мршицшг^. В это время общественный порядок охранялся самодеятельными формированиями трудящихся, когда штатный государственный орган охраны общественного порядка еще не был создан- 2) октябрь 1918 г.- март-октябрь 1924 г., когда определились и получили развитие основные организационные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, деятельность которых заключалась в оказании содействия Рабоче-крестьянской милиции — штатному органу охраны общественного порядка, то есть в выполнении вспомогательных функций.
Второй период (с октября 1924 г. по 1936 г.). В это время получили развитие формы участия трудящихся в охране общественного порядка, организационное построение которых определялось задачами, стоящими перед самодеятельными формированиями в условиях завершения восстановления народного хозяйства и социалистической реконструкции народного хозяйства. Сложившиеся в этот период организационные формы заложили прочный фундамент для совершенствования работы по привлечению трудящихся к охране общественного порядка. В рамках этого периода можно выделить три этапа: I) с 1924 по 1926 г. -этап становления организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка, когда они еще не играли заметной роли в его охране- 2) с 1926 по 1930 г. — на этом этапе самодеятельные формирования трудящихся получили повсеместное распространение и активизировали свою деятельность- 3) с 1930 по 1936 г. — этап широкого привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка на основе единых органи.
I) СУ РСФСР, 1918, J5 75, ст. 813. зационно-правовых форм.
Методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, в первую очередь произведения В. И. Ленина, материалы, документы и решения съездов, конференций и Пленумов ЦК РКП (б), ВКП (б), КПСС, постановления высших органов государственной власти по вопросам государственного строительства, укрепления общественного порядка в стране.
Исследование процесса развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка ведется с позиций принципа историзма. Это позволило проследить развитие самодеятельных формирований в соответствии с конкретными историческими условиями.
Практическое значение исследования состоит в том, что оно существенно восполняет пробел в изучении истории самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка. Изучение и обобщение предшествующего опыта привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка предопределяет правильность анализа современных тенденций в этой работе, способствует использованию в практической деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка апробированных форм и методов работы. Исторический опыт организации работы по привлечению трудящихся к участию в охране общественного порядка может быть использован для разоблачения различных буржуазных доктрин, извращающих суть советской демократии и значение общественных форм участия трудящихся в управлении государством.
Источники. В основу диссертации положен фактический материал из фондов государственных и ведомственных архивов, главным образом из фондов Центрального государственного архива Октябрьской революции и высших органов государственной власти и государственного управления (ЦГАОР СССР), Архива ГУВД Леноблгорисполкомов, Государственного архива Ростовской области (ГАРО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО).
Б диссертации широко использованы законодательные и иные правовые акты общего характера, а также ведомственные акты (инструкции, приказы), содержащиеся в СЗ СССР, СУ РСФСР, других источниках. Их юридический анализ позволяет в значительной мере раскрыть содержание темы, определяет историко-пра-вовой характер диссертационного исследования. Ценным источником являлись материалы, опубликованные в различных сборниках, а также материалы периодических изданий НКВД РСФСР, губернских управлений милиции, исполкомов губсоветов, ведомственных и губернских отчетов, многотиражная и областная печать. Диссертантом была изучена историческая, историко-правовая и политическая литература, относящаяся к теме исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования получили положительную оценку на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии МВД СССР, использовались при проведении семинарских занятий по курсу истории органов внутренних дел. Основные положения работы опубликованы, применяются в учебном процессе Академии МВД СССР.
Структура диссертации состоит из введения и двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
С первых дней существования Советского государства перед Коммунистической партией и Советским цравительством встала задача защиты завоеваний революции и установления в стране строжайшего революционного порядка, необходимого для успешного осуществления социалистических преобразований.
Определенную роль в выполнении этой задачи играли самодеятельные формирования трудящихся по охране общественного порядка, которые своим активным участием в борьбе с вооруженными выступлениями контрреволюции, нарушениями норм социалистического правопорядка оказывали влияние на социальные процессы.
Практика социалистического строительства неопровержимо свидетельствует о том, что Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно проводили в жизнь ленинские принципы широкого участия трудящихся в управлении делами государства и общества, придавая большое значение роли самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка как важному фактору демократизации государственного управления. Это нашло отражение в совершенствовании правового регулирования их участия в охране общественного порядка, что способствовало установлению прочных юридических гарантий, создавало необходимые условия для практического осуществления трудящимися своих прав и общественных обязанностей по охране общественного порядка, придавало деятельности этих формирований целенаправленный характер, закономерно приводило к более активному участию трудящихся в социалистическом строительстве, сопровождалось массовым привлечением трудящихся к решению важных государственных задач, способствовало повышению общественно-политической активности трудящихся.
Правовому закреплению организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в масштабе Российской Советской Федерации предшествовало изучение и обобщение опыта правового регулирования этих вопросов местными органами власти и было связано с необходимостью поддерживать, закреплять и развивать полезные начинания трудящихся по их участию в охране общественного порядка. Это давало возможность осуществлять централизованное нормативное регулирование устоявшихся, выдержавших испытание временем организационных форм общественной самодеятельности.
В ходе социалистического строительства возникали и развивались разнообразные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, закономерно обусловленные ростом сознательности и общественно-политической активности масс на основе всемерного развития и углубления социалистической демократии.
Деятельность самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка всегда находилась в соответствии с задачами, которые решались Коммунистической партией и Советским государством на том или ином историческом этапе. Эти объективные обстоятельства существенным образом влияли на Функции самодеятельных формирований, их организационное построение, формы и методы работы по охране общественного порядка.
В первые месяцы Советской власти в условиях слома старого буржуазного государственного аппарата и строительства нового, советского государственного аппарата, когда еще не сложились все его звенья функцию охраны революционного порядка выполняли самодеятельные вооруженные формирования трудящихся. Созданные под непосредственным руководством Коммунистической партии отряцы Красной гвардии и рабочей милиции, являлись основной силой в борьбе с контрреволюцией и преступностью, надежным оплотом охраны революционного порядка.
В обстановке обострения международного и внутреннего положения Советской страны, характеризовавшегося началом вооруженной интервенции и усилением сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, развязавших гражданскую войну, осуществлять охрану общественного порядка только силами самодеятельных формирований трудящихся было крайне трудно.
С созданием советской рабоче-крестьянской милиции как штатного органа охраны общественного порядка устанавливается качественно иной характер деятельности самодеятельных формирований, обусловленный изменением их места и роли в охране общественного порядка, когда основной объем работы осуществлялся специальным государственным органом, опирающимся при выполнении собственных задач на широкие слои трудящихся масс. В условиях уничтожения господства эксплуататоров, установления политической власти рабочего класса и трудящегося крестьянства, когда деятельность советской милиции по охране общественного порядка определялась происходившей в стране классовой борьбой и была направлена прежде всего на подавление сопротивления классовых врагов, задачи и функции самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка определялись в соответствии с задачами и функциями штатного аппарата советской милиции.
Деятельность самодеятельных формирований по охране общественного порядка определялась формами и способами сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и подавление вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов продолжало оставаться в числе первоочередных задач, стоящих перед самодеятельными формированиями трудящихся по охране общественного порядка на протяжении ряда последующих лет после окончания иностранной интервенции и гражданской войны.
Организационным воплощением функции подавления вооруженного соцротивления свергнутых эксплуататорских классов в этот период явилось создание специальных вооруженных формированийчастей особого назначения, объединяющих в своих рядах наиболее передовую часть трудящихся (коммунистов и комсомольцев) и отрядов добровольной милиции, состоящей из представителей трудящихся-дехкан.
Борьба с контрреволюционными мятежами и политическим бандитизмом требовала проведения специальных мероприятий, способных обеспечить надежный общественный порядок в районах действия бандитских группировок. Поэтому особое значение приобрели боевые операции по подавлению контрреволюционных мятежей и заговоров. Кроме того силами самодеятельных формирований трудящихся в перше годы Советской власти осуществлялась караульная и постовая служба на территории населенных пунктов, патрулировались улицы и места скопления граждан, проверялись документы у подозрительных лиц, велась разведка дислокации бандитских групп и наблюдение за их перемещением.
Благодаря активному участию трудящихся в борьбе против вооруженного сопротивления классовых врагов Советской власти политический бандитизм на территории РСФСР был ликвидирован. На повестку дня выдвигалась новая задача — привлечение в широких масштабах к участию в управлении государством трудящихся масс города и деревни. Ее осуществление требовало усиления организаторской и воспитательной работы общественных организаций, повышения роли убеждения в их деятельности по охране общественного порядка.
Переход к индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, резкое обострение классовой борьбы в городе и деревне повысили роль и значение самодеятельных формирований по охране общественного порядка, как формы привлечения трудящихся к активному участию в социалистическом строительстве. Выполнять стоящие перед страной грандиозные задачи могли только трудящиеся, отчетливо и ясно понимающие цели социалистической реконструкции народного хозяйства. В этой связи неоценимое значение приобретал прежде всего собственный опыт трудящихся масс по управлению страной.
Приобретению такого опыта в значительной мере способствовали самодеятельные формирования трудящихся по охране общественного порядка, созданные в городах и сельской местности.
Практическим путем вовлечения трудящихся крестьян в работу по охране общественного порядка стал институт сельских исполнителей. Коммунистическая партия и Советское правительство, вводя институт сельских исполнителей решали широкую задачу укрепления связей Советов с массами трудового крестьянства, задачу привлечения их к управлению государством. Исполнение обязанностей сельских исполнителей способствовало росту классового, политического сознания трудящегося крестьянства помогало им глубже понять народную сущность Советской власти, осознать глубину социально-экономических преобразований, происходящих в деревне в результате колхозного строительства.
К концу 20-х годов в стране были достигнуты первые крупные успехи в индустриализации. С развитием социалистической промышленности увеличилась численность рабочего класса, значительно возросла его политическая активность и организованность. Все это способствовало повышению его руководящей роли в обществе. В этих условиях действенной формой участия трудящихся в охране общественного порядка стали общества содействия милиции, которые были созданы по инициативе уральских рабочих в 1928 году.
Впитав в себя лучшие черты, присущие различным организационным формированиям трудящихся по охране общественного порядка середины 20-х годов, общества содействия милиции в короткое время получили широкое распространение. Их организационные принципы, задачи, формы деятельности получили правовую регламентацию в масштабе Российской Федерации и общества содействия милиции стали первой единой для всей федерации организационно-правовой формой участия трудящихся в охране общественного порядка. Они объединяли в своих рядах передовых рабочих, служащих, колхозников, которые рассматривали содействие милиции как свой высокий общественный долг.
В 1932 году общества содействия милиции были реорганизованы в бригады содействия при органах милиции, которые стали основной формой содействия трудящихся органам милиции к моменту, когда в СССР было развернуто наступление социализма по всему фронту, а затем достигнута полная победа социализма.
На упомянутые самодеятельные формирования трудящихся по охране общественного порядка был возложен широкий круг задач, связанных с мероприятиями по обеспечению дисциплины и организованности в советском обществе, как обязательном условии успешного социалистического строительства.
Одной из важнейших функций самодеятельных формирований являлось участие в охране общественного порядка в общественных местах: улицах, площадях, парках, рынках, местах отдыха граждан и т. д., на территории фабрик, заводов, в учреждениях, колхозах, совхозах и на территории, прилегающей к сельским населенным пунктам.
Наиболее распространенными формами работы самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка являлись постовая и патрульная служба, обходы, участие в охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, во время которых трудящиеся получали необходимые навыки борьбы с правонарушителями. В качестве основного метода воздействия на нарушителей общественного порядка применялось убеждение последних в необходимости добросовестного выполнения предписаний Советской власти,.
На основании диссертационного исследования автор приходит к выводам, которые сводятся к следующему:
— исследование процесса участия трудящихся в охране общественного порядка свидетельствует о его объективном характере;
— по мере продвижения по пути социалистического строительства в результате деятельности Коммунистической партии и государства по развитию демократических основ управления создавались необходимые экономические, социальные, культурные и другие условия для всевозрастающего участия трудящихся в оказании содействия органам милиции;
— нормативное закрепление организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка являлось одним из важнейших условий привлечения трудящихся к оказанию содействия органам милиции;
— правовому закреплению организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в масштабе Российской Советской Федерации предшествовало изучение и обобщение опыта правового регулирования этих вопросов местными органами власти;
— наиболее действенная реализация целей и задач самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка достигается при выполнении шли вспомогательных функций, то есть в оказании содействия штатному органу охраны общественного порядка;
— принципиальной стороной деятельности органов милиции в условиях социалистического строительства являлась постоянная опора на трудящиеся массы, находившая выражение в их взаимодействии с самодеятельными формированиями трудящихся по охране общественного порядка, что существенно расширяло социальную базу органов милиции и создавало необходимые условия для успешного выполнения органами милиции стоящих перед ними задач;
— формы и методы работы самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка определялись в соответствии с задачами, решаемыми Коммунистической партией и Советским государством на том или ином историческом этапе, и были направлены на повышение эффективности правоохранительной деятельности органов милиции.
В практической деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка в период строительства социализма накоплен значительный опыт в области оказания содействия органам милиции, который по нашему мнению, не утратил своего значения в условиях развитого социализма.
Во-первых, определенный интерес представляет порядок комплектования самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка, сложившийся в 30-е годы. В настоящее время в добровольные народные дружины принимаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, из числа рабочих, колхозников, служащих, студентов, учащихся, пенсионеров, способных по своим деловым и морально-политическим качествам выполнять задачи по охране общественного порядка. При приеме в дружины учитываются добросовестное отношение к труду, показатели в работе и учебе, принимаются во внимание нравственные качества вступающего в члены добровольной народной дружины.
Вместе с тем важным фактором повышения эффективности деятельности народных дружин, на наш взгляд, может стать введение института кандидатов в добровольную народную дружину. По истечении установленного срока, в течение которого кандидат цроходит стажировку, на общем собрании дружины или на заседании штаба дружины может быть рассмотрено заявление желающего вступить в дружину. Это позволит в условиях решения практических задач, стоящих перед народными дружинами, осуществлять дифференцированный подход к различным категориям граждан, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, то есть учитывать их деловые качества, психологические особенности, возраст, личные интересы.
Во-вторых, заслуживает внимания опыт организации контроля за работой самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка со стороны трудовых коллективов и общественных организаций. В частности, широкое распространение получило заслушивание индивидуальных докладов бригадиров и. бригадоильцев на общих цеховых и заводских собраниях, освещение работы самодеятельных формирований по охране общественного порядка в фабрично-заводской печати. Такая форда контроля за работой добровольных народных дружин, на наш взгляд, не только будет способствовать улучшению деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка, но и повысит роль дружинников в проведении мероприятий по укреплению трудовой и производственной дисциплины в трудовых коллективах, окажет действенное влияние на улучшение качественного состава дружин.
В-третьих, одним из путей совершенствования деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка является творческое совершенствование и использование апробированных временем форм работы, которые в последнее время забыты и не используются в работе. Представляется, что ленинское положение о том, что «нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов» «^ не потеряло своей актуальности и в настоящий период. В октябре 1934 года был объявлен конкурс-эстафета по работе бригад содействия милиции, который способствовал разработке и осуществлению практических мероприятий, направленных на улучшение деятельности бригадмила, усилению его роли в борьбе с правонарушениями, популяризации бригадмила и задач, стоящих перед органами милиции среди рабочих и колхозников. Развернутое в процессе проведения конкурса социалистическое соревнование между отдельными бригадами и бригадмкльцами способствовало улучшению качественного состава бригадмила, правовой и специальной подготовке.
I) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 205. бригадиров и рядовых бригадмильцев, участию каждого бригад-мильца в патрулировании не менее 10 часов в неделю, регулярному проведению отчетов бригадиров и бригадмильцев перед трудовыми коллективами о проделанной работе.
Постепенное вовлечение всего трудящегося населения в работу по управлению государством было заложено в Программе партии, принятой на УШ съезде в 1919 году*). Товарищ К. У. Черненко в речи на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, характеризуя пути дальнейшего развития демократии, указывал, что для достижения высших целей партии «нам еще предстоит решить немало крупных и сложных задач» и выполнить эту работу «нельзя без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых проблем общественной жизни. Этого мы добивались и когда принимали меры, необходимые для ускорения роста нашей экономики. И когда направили силы партии на решительное улучшение идеологической деятельности. Эту линию мы будем вести и впредь» 2).
1) См.: КПСС в резолюциях и решениях, т. 2. — М., 1970, с. 45.
2) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. 5−6.