Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие форм участия трудящихся в охране общественного порядка в РСФСР в период постоения социализма (1917-1936 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения, выносимые на защиту: вывод о том, что участие трудящихся в охране общественного порядка является закономерным процессом, обусловленным природой и особенностями советского обществавывод о преемственности в развитии организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядкавывод о том, что деятельность самодеятельных формирований не исчерпывалась охраной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННО -ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РСФСР В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА (I9I7-I936 гг.)
    • I. Организация и правовые основы участия трудящихся в охране общественного порядка
    • 2. Место и роль самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РСФСР В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА (19 171 936 гг.)
    • I. Задачи и функции самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка
    • 2. Организационное построение самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка
    • 3. Формы и методы работы самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка

Развитие форм участия трудящихся в охране общественного порядка в РСФСР в период постоения социализма (1917-1936 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2) ния нашего общества' .

В ходе социалистического и коммунистического строительства в нашей стране получили развитие разнообразные формы участия трудящихся в деятельности государственных органов. Одной из них являются организации общественной самодеятельности, которые совместно с милицией участвуют в охране общественного порядка. В постановлении Политбюро ЦК КПСС, посвященном 25-летию создания добровольных народных дружин, отмечалось, что «созданные по инициативе трудящихся добровольные народные дружины под руководством партийных и советских органов вносят весомый вклад в дело укрепления общественного порядка в стране», проводят большую работу «по воспитанию советских людей в духе соблюдения законов и уважения правил co.

Si циалистического общежития у.

ЦК КПСС внимательно изучает все, что рождает творчество народа, — отмечал К. У. Черненко, — всемерно поощряет развитие.

1) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 57.

2) Черненко К. У. Речь на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. — Коммунист, 1984, J& 4, с. 10.

3) Правда, 1984, 14 янв. демократии в самых различных сферах общественной жизни.

Вопросы повышения роли общественности в охране социалистического общественного порядка получили разностороннюю разработку в таких важных документах ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, как Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных друо) жин по охране общественного порядка» 1, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка. Дальнейшее развитие вопросы повышения роли общественности, совершенствования ее деятельности по обеспечению правопорядка получили в Постановлении ЦК КПСС от 2 августа 1979 года «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» ^.

Решения ХХУ1 съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС выдвигают перед советской общественностью новые задачи, связанные с активизацией работы по укреплению правопорядка и законности, усилению борьбы с нарушениями правил социалистического общежития и иными антиобщественными проявлениями, в осуществлении этих задач наряду с факторами экономического, социального и политического характера, оказывающими реальное воздействие на развитие и совершенствование организаций общественной самодеятельности по охране социалистического право.

1) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 37.

2) СП СССР, 1974, № 12, ст. 67.

3) Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, J5 22, ст. 326.

4) Коммунист, 1979, 1Ь 14, с. 3−6. порядка, важное значение имеет использование исторического опыта.

Б.И.Ленин не раз обращал внимание на необходимость вдумчивого отношения к тому, что создано трудящимися, настоятельно требовал, чтобы всякое изменение осуществлялось лишь после всестороннего изучения практики. В. И. Ленин указывал, что «надо не начинать сызнова, не перестраивать направо и налево, а суметь в наибольшей степени использовать уже созданное». Он советовал «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его разви.

2) тия смотреть, чем данная вещь стала теперь" .

Как социальное явление участие трудящихся в охране общественного порядка убедительно раскрывает новое качество жизни трудящихся в условиях социалистической демократии, характеризующееся ростом общественно-политической активности, «мобилизации масс, творческого отношения людей к порученному делу. Изучение исторического пути развития самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка будет способствовать воспитанию молодежи на революционных традициях рабочего класса, даст возможность в дальнейшем совершенствовать работу по привлечению граждан к участию в охране общественного порядка на основе положительного опыта организации и деятельности самодеятельных формирований,.

1) Ленин Б. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 142−143.

2) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 67.

3) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 23. получившего проверку в ходе исторического развития.

В исследуемый в диссертации период складывались различные организационные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, обусловленные конкретными историческими условиями. В этой связи большой интерес представляет, например, опыт привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка в условиях вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Развивающиеся страны, ставшие на путь некапиталистического развития и столкнувшиеся с ожесточенным сопротивлением контрреволюции решают задачи, связанные с защитой демократических завоеваний, охраной общественного порядка и опыт деятельности частей особого назначения, отрядов добровольной милиции может тлеть для них определенное практическое значение.

Цели и задачи исследования. Настоящее исследование ставит целью изучение закономерностей развития процесса привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка в РСФСР в период построения социализма (I9I7-I936 гг.), формулирование некоторых рекомендации по использованию опыта прошлого в современных условиях.

Основными задачами диссертационного исследования являются:

— анализ организации и правовых основ участия трудящихся в охране общественного порядка;

— выяснение места и роли самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка;

— раскрытие изменения задач и функций, организационного построения, форм и методов работы самодеятельных формированш трудящихся по охране общественного порядка в зависимости от конкретных исторических условий.

Объект и хронологические тзаглки исследования в значительной мере определяются содержанием теш. Непосредственным объектом исследования является многогранная деятельность Коммунистической партии, Советского правительства, НКВД РСФСР, органов милиции по организации участия трудящихся в охране общественного порядка в РСФСР в период построения социализма в нашей стране. В диссертации рассматриваются решения Коммунистической партии по вопросам участия трудящихся в охране общественного порядка, основные законодательные акты Советского государства, явившиеся правовой основой организации и деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка. Анализируются нормативные акты, разработанные НКВД РСФСР, регулировавшие порядок организации и деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка. На основании большого фактического материала характеризуется сама практика привлечения трудящихся к оказанию содействия органам милиции по охране общественного порядка на местах, рассматриваются и критически осмысливаются недостатки и упущения в этой работе, анализируются трудности в ее осуществлении, вызванные объективными и субъективными причинами.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в переходный период от капитализма к социализму (I9I7-I936 гг.) в историко-правовом плане разработаны, на наш взгляд, пока недостаточно полно. Весьма обширна историческая литература, посвященная первым самодеятельным формированиям трудящихся по охране общественного порядка — Красной гвардии и рабочей милиции. Наиболее полно изучена история Красной гвардии Петрограда, Москвы, Центрального промышленного района. В этой связи следует упомянуть работы В. И. Старцева, В. П. Верхось, Г. А. Цыпкина и Р. Г. Цыпкиной, Е.Ф.Ерыкалова^. Главным предметом исследования этих авторов является участие названных самодеятельных формирований в деле утверждения власти Советов в центре и на местах. Вопросу же участия Красной гвардии в охране общественного порядка уделяется незначительное внимание.

Отдельные вопросы деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка в перше дни Советской власти нашли отражение в работах М. И. Еропкина, Л. Л. Попова, Н. В. Дементьева, В. С. Гольдмана, В. Н. Прокопенко и В. М. Романова, М. Ю. Гутмана, Р.С.Мулукаева2).

1) Старцев В. И. Очерки по истории Петроградской Красной гвардии и рабочей милиции (март 1917;апрель 1918 гг.). — М.-Л., 1965; Верхось В. П. Красная гвардия в Октябрьской революции. — М., 1976; Цыпкин Г. А., Цыпкина Р. Г. Красная гвардия — ударная сила пролетариата в Октябрьской революции.

— М., 1977; Цыпкина Р. Г. Сельская Красная гвардия в Октябрьской революции. — М., 1970; Конев A.M. Красная гвардия на защите Октября. — М., 1978; Ерыкалов Е. Ф. Красная гвардия в борьбе за власть Советов. — М., 1957.

2) Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. — М., 1965; Еропкин М. И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Л., 1973; Дементьев Н. В. Участие трудящихся в охране общественного порядка в СССР. — М., I960- Гольдман B.C. В. И. Ленин и становление советской милиции. — М., 1970; Прокопенко В. Н.,.

Вопросы участия самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка в условиях вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов нашли отражение в работах В. Л. Кротова, И. А. Абраменко, С. Ф. Найды, А. М. Богданова, Г. Д. Вдовенко, С. М. Тельнова, Т. А. Джалилова, Ю. А. Полякова и А. КЛугунова, А. И. Зевелева, Ю. А. Полякова, А.И.Чугуно-ва" .

Общей чертой работ указанных авторов является то, что в них при рассмотрении проблемы организации самодеятельных вооруженных формирований трудящихся обращается внимание лишь на одну сторону их деятельности, а именно участие в боевых действиях по разгрому банд. Вопрос же о том, что вооруженные самодеятельные форлирования являлись одной из основных сил.

Романов В. М. Советская милиция (I9I7-I920 гг.). — М., 1965; Гутман М.10. Петроградекая рабоче-крестьянская милиция в первые годы Советской власти (I9I7-I920 гг.). — Л.: Высшее политическое училище МВД СССР, 1978; Мулукаев Р. С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (1917;1920 гг.). — М., 1975.

I) Кротов В. Л. Чоновщ. — М.: Политическая литература, 1974; Абраменко И. А. Коммунистические формирования — части особого назначения (ЧОН) Западной Сибири (1920;1924 гг.). — Томск, 1973; Найда С. Ф. О некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР. — М., 1958; Богданов М. А. Из боевой истории ЧОН Сибири. Ульяновский гос. пед. институт им. И. Н. Ульянова. Ученые записки, т. ХХШ, B.I. — Ульяновск, 1967; Вдовенко Г. Д. К истории частей особого назначения на территории Сибири (I92I-I924 гг.). Томский гос. пед. институт. Ученые записки, т. XXI. — Томск, 1964; Тельнов С. М. Коммунистическая партия — организатор частейособого назначения по борьбе с контрреволюцией в 19 211 922 годах. Ученые записки Московского областного педагообеспечения общественного порядка в районах действий банд, остается вне поля их зрения. Исключение составляют работы Т. А. Джалилова.

Менее исследованы вопросы привлечения трудящихся к оказанию содействия органам милиции в охране общественного порядка в период социалистической реконструкции народного хозяйства СССР (1926;1937 гг.). Именно в этот период зародились и получили развитие организационные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, которые заложили прочный фундамент для дальнейшего совершенствования этой работы.

Основные этапы развития обществ содействия милиции и бригад содействия милиции получили освещение в уже упомянутой работе Н. В. Дементьева, однако широкие хронологические рамки и география вопроса (участие трудящихся в охране общественного порядка в СССР) не позволили автору раскрыть с достаточной полнотой общие тенденции развития организационных форл участия самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка в рассматриваемый в диссертационном исследовании период.

В систематизированном виде развитие организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в период построения социализма в СССР показано в работе Р.С.Мулу-каева, в которой автор дает глубокий юридический анализ правовых актов, посвященных организации и деятельности самодеягического института им. Н. К. Крупской, т. ХСУ. Вып. 8. — М., 1961; Джалилов Т. Л. На страже народных интересов. — Ташкент: Госиздат Узбекской ССР, 1963; Его же. Из истории борьбы добровольных отрядов милиции за упрочение Советской власти в Туркестане. Труда Высшей школы М00П СССР, вып.16. — М., 1967. тельных формирований трудящихся по охране общественного порядка" ^ .

Наименее исследованным является вопрос об участии в охране общественного порядка жителей сельской местности. Б литературе он получил освещение в упоминавшейся работе Н. В. Дементьева, Б. И. Поповой, И. И. Мисюли, однако основные направления деятельности, общие тенденции становления и развития института сельских исполнителей в масштабе Российской Федерации не были широко освещены '.

Новизна исследования. Диссертация представляет собой первую историко-правовую работу, в которой предпринимается попытка рассмотреть процесс становления и развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в РСФСР, их деятельности по охране общественного порядка на протяжении всего переходного от капитализма к социализму периода. Она призвана в определенной мере восполнить пробел в литературе по истории самодеятельных формирований трудящихся.

В основу диссертационного исследования положен документальный материал, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот. Собранный и обобщенный материал позволя.

1) Мулукаев Р. С. Развитие организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в период построения социализма в СССР (I9I7-I937 гг.). Труды Высшей школы МООП СССР. В.18. -М., 1968.

2) Попова В. И. Работа местных Советов по обеспечению социалистической законности. — М.: Госюриздат, 1959; Мисюля И. И. Деятельность местных Советов по охране общественного порядка (I92I-I929 гг.). Проблемы государства и права на современном этапе. В. 8. — М., 1974. ет показать большое значение организационных мер Коммунистической партии, Советского правительства, НКВД РСФСР по привлечению трудящихся к участию в охране общественного порядка.

Основные положения, выносимые на защиту: вывод о том, что участие трудящихся в охране общественного порядка является закономерным процессом, обусловленным природой и особенностями советского обществавывод о преемственности в развитии организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядкавывод о том, что деятельность самодеятельных формирований не исчерпывалась охраной общественного порядка, а выходила за ее рамки и сопровождалась привлечением трудящихся к решению важных общегосударственных задачвывод о том, что организационное построение самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка, формы и методы их работы определялись конкретными историческими условиями развития Советского государства и находились в прямой зависимости от содержания общественного порядка и задач, решаемых органами милициинаучно обосновывается попытка определить основные периоды развития самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка.

Первый период (с октября 1917 г. до марта-октября 1924 г.). В это время возникли и получили развитие формы участия трудящихся в охране общественного порядка, организационное построение которых было обусловлено наличием вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Этот период можно разделить на два этапа: I) октябрь 1917;октябрь 1918 гг., то есть с момента установления власти Советов и до правового оформления в инструкции НКВД и НКЮ от 12 октября 1918 года организации Советской Рабоче-Крестьянской мршицшг^. В это время общественный порядок охранялся самодеятельными формированиями трудящихся, когда штатный государственный орган охраны общественного порядка еще не был создан- 2) октябрь 1918 г.- март-октябрь 1924 г., когда определились и получили развитие основные организационные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, деятельность которых заключалась в оказании содействия Рабоче-крестьянской милиции — штатному органу охраны общественного порядка, то есть в выполнении вспомогательных функций.

Второй период (с октября 1924 г. по 1936 г.). В это время получили развитие формы участия трудящихся в охране общественного порядка, организационное построение которых определялось задачами, стоящими перед самодеятельными формированиями в условиях завершения восстановления народного хозяйства и социалистической реконструкции народного хозяйства. Сложившиеся в этот период организационные формы заложили прочный фундамент для совершенствования работы по привлечению трудящихся к охране общественного порядка. В рамках этого периода можно выделить три этапа: I) с 1924 по 1926 г. -этап становления организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка, когда они еще не играли заметной роли в его охране- 2) с 1926 по 1930 г. — на этом этапе самодеятельные формирования трудящихся получили повсеместное распространение и активизировали свою деятельность- 3) с 1930 по 1936 г. — этап широкого привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка на основе единых органи.

I) СУ РСФСР, 1918, J5 75, ст. 813. зационно-правовых форм.

Методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, в первую очередь произведения В. И. Ленина, материалы, документы и решения съездов, конференций и Пленумов ЦК РКП (б), ВКП (б), КПСС, постановления высших органов государственной власти по вопросам государственного строительства, укрепления общественного порядка в стране.

Исследование процесса развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка ведется с позиций принципа историзма. Это позволило проследить развитие самодеятельных формирований в соответствии с конкретными историческими условиями.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно существенно восполняет пробел в изучении истории самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка. Изучение и обобщение предшествующего опыта привлечения трудящихся к участию в охране общественного порядка предопределяет правильность анализа современных тенденций в этой работе, способствует использованию в практической деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка апробированных форм и методов работы. Исторический опыт организации работы по привлечению трудящихся к участию в охране общественного порядка может быть использован для разоблачения различных буржуазных доктрин, извращающих суть советской демократии и значение общественных форм участия трудящихся в управлении государством.

Источники. В основу диссертации положен фактический материал из фондов государственных и ведомственных архивов, главным образом из фондов Центрального государственного архива Октябрьской революции и высших органов государственной власти и государственного управления (ЦГАОР СССР), Архива ГУВД Леноблгорисполкомов, Государственного архива Ростовской области (ГАРО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО).

Б диссертации широко использованы законодательные и иные правовые акты общего характера, а также ведомственные акты (инструкции, приказы), содержащиеся в СЗ СССР, СУ РСФСР, других источниках. Их юридический анализ позволяет в значительной мере раскрыть содержание темы, определяет историко-пра-вовой характер диссертационного исследования. Ценным источником являлись материалы, опубликованные в различных сборниках, а также материалы периодических изданий НКВД РСФСР, губернских управлений милиции, исполкомов губсоветов, ведомственных и губернских отчетов, многотиражная и областная печать. Диссертантом была изучена историческая, историко-правовая и политическая литература, относящаяся к теме исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования получили положительную оценку на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии МВД СССР, использовались при проведении семинарских занятий по курсу истории органов внутренних дел. Основные положения работы опубликованы, применяются в учебном процессе Академии МВД СССР.

Структура диссертации состоит из введения и двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С первых дней существования Советского государства перед Коммунистической партией и Советским цравительством встала задача защиты завоеваний революции и установления в стране строжайшего революционного порядка, необходимого для успешного осуществления социалистических преобразований.

Определенную роль в выполнении этой задачи играли самодеятельные формирования трудящихся по охране общественного порядка, которые своим активным участием в борьбе с вооруженными выступлениями контрреволюции, нарушениями норм социалистического правопорядка оказывали влияние на социальные процессы.

Практика социалистического строительства неопровержимо свидетельствует о том, что Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно проводили в жизнь ленинские принципы широкого участия трудящихся в управлении делами государства и общества, придавая большое значение роли самодеятельных формирований трудящихся в охране общественного порядка как важному фактору демократизации государственного управления. Это нашло отражение в совершенствовании правового регулирования их участия в охране общественного порядка, что способствовало установлению прочных юридических гарантий, создавало необходимые условия для практического осуществления трудящимися своих прав и общественных обязанностей по охране общественного порядка, придавало деятельности этих формирований целенаправленный характер, закономерно приводило к более активному участию трудящихся в социалистическом строительстве, сопровождалось массовым привлечением трудящихся к решению важных государственных задач, способствовало повышению общественно-политической активности трудящихся.

Правовому закреплению организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в масштабе Российской Советской Федерации предшествовало изучение и обобщение опыта правового регулирования этих вопросов местными органами власти и было связано с необходимостью поддерживать, закреплять и развивать полезные начинания трудящихся по их участию в охране общественного порядка. Это давало возможность осуществлять централизованное нормативное регулирование устоявшихся, выдержавших испытание временем организационных форм общественной самодеятельности.

В ходе социалистического строительства возникали и развивались разнообразные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, закономерно обусловленные ростом сознательности и общественно-политической активности масс на основе всемерного развития и углубления социалистической демократии.

Деятельность самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка всегда находилась в соответствии с задачами, которые решались Коммунистической партией и Советским государством на том или ином историческом этапе. Эти объективные обстоятельства существенным образом влияли на Функции самодеятельных формирований, их организационное построение, формы и методы работы по охране общественного порядка.

В первые месяцы Советской власти в условиях слома старого буржуазного государственного аппарата и строительства нового, советского государственного аппарата, когда еще не сложились все его звенья функцию охраны революционного порядка выполняли самодеятельные вооруженные формирования трудящихся. Созданные под непосредственным руководством Коммунистической партии отряцы Красной гвардии и рабочей милиции, являлись основной силой в борьбе с контрреволюцией и преступностью, надежным оплотом охраны революционного порядка.

В обстановке обострения международного и внутреннего положения Советской страны, характеризовавшегося началом вооруженной интервенции и усилением сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, развязавших гражданскую войну, осуществлять охрану общественного порядка только силами самодеятельных формирований трудящихся было крайне трудно.

С созданием советской рабоче-крестьянской милиции как штатного органа охраны общественного порядка устанавливается качественно иной характер деятельности самодеятельных формирований, обусловленный изменением их места и роли в охране общественного порядка, когда основной объем работы осуществлялся специальным государственным органом, опирающимся при выполнении собственных задач на широкие слои трудящихся масс. В условиях уничтожения господства эксплуататоров, установления политической власти рабочего класса и трудящегося крестьянства, когда деятельность советской милиции по охране общественного порядка определялась происходившей в стране классовой борьбой и была направлена прежде всего на подавление сопротивления классовых врагов, задачи и функции самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка определялись в соответствии с задачами и функциями штатного аппарата советской милиции.

Деятельность самодеятельных формирований по охране общественного порядка определялась формами и способами сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и подавление вооруженного сопротивления свергнутых эксплуататорских классов продолжало оставаться в числе первоочередных задач, стоящих перед самодеятельными формированиями трудящихся по охране общественного порядка на протяжении ряда последующих лет после окончания иностранной интервенции и гражданской войны.

Организационным воплощением функции подавления вооруженного соцротивления свергнутых эксплуататорских классов в этот период явилось создание специальных вооруженных формированийчастей особого назначения, объединяющих в своих рядах наиболее передовую часть трудящихся (коммунистов и комсомольцев) и отрядов добровольной милиции, состоящей из представителей трудящихся-дехкан.

Борьба с контрреволюционными мятежами и политическим бандитизмом требовала проведения специальных мероприятий, способных обеспечить надежный общественный порядок в районах действия бандитских группировок. Поэтому особое значение приобрели боевые операции по подавлению контрреволюционных мятежей и заговоров. Кроме того силами самодеятельных формирований трудящихся в перше годы Советской власти осуществлялась караульная и постовая служба на территории населенных пунктов, патрулировались улицы и места скопления граждан, проверялись документы у подозрительных лиц, велась разведка дислокации бандитских групп и наблюдение за их перемещением.

Благодаря активному участию трудящихся в борьбе против вооруженного сопротивления классовых врагов Советской власти политический бандитизм на территории РСФСР был ликвидирован. На повестку дня выдвигалась новая задача — привлечение в широких масштабах к участию в управлении государством трудящихся масс города и деревни. Ее осуществление требовало усиления организаторской и воспитательной работы общественных организаций, повышения роли убеждения в их деятельности по охране общественного порядка.

Переход к индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, резкое обострение классовой борьбы в городе и деревне повысили роль и значение самодеятельных формирований по охране общественного порядка, как формы привлечения трудящихся к активному участию в социалистическом строительстве. Выполнять стоящие перед страной грандиозные задачи могли только трудящиеся, отчетливо и ясно понимающие цели социалистической реконструкции народного хозяйства. В этой связи неоценимое значение приобретал прежде всего собственный опыт трудящихся масс по управлению страной.

Приобретению такого опыта в значительной мере способствовали самодеятельные формирования трудящихся по охране общественного порядка, созданные в городах и сельской местности.

Практическим путем вовлечения трудящихся крестьян в работу по охране общественного порядка стал институт сельских исполнителей. Коммунистическая партия и Советское правительство, вводя институт сельских исполнителей решали широкую задачу укрепления связей Советов с массами трудового крестьянства, задачу привлечения их к управлению государством. Исполнение обязанностей сельских исполнителей способствовало росту классового, политического сознания трудящегося крестьянства помогало им глубже понять народную сущность Советской власти, осознать глубину социально-экономических преобразований, происходящих в деревне в результате колхозного строительства.

К концу 20-х годов в стране были достигнуты первые крупные успехи в индустриализации. С развитием социалистической промышленности увеличилась численность рабочего класса, значительно возросла его политическая активность и организованность. Все это способствовало повышению его руководящей роли в обществе. В этих условиях действенной формой участия трудящихся в охране общественного порядка стали общества содействия милиции, которые были созданы по инициативе уральских рабочих в 1928 году.

Впитав в себя лучшие черты, присущие различным организационным формированиям трудящихся по охране общественного порядка середины 20-х годов, общества содействия милиции в короткое время получили широкое распространение. Их организационные принципы, задачи, формы деятельности получили правовую регламентацию в масштабе Российской Федерации и общества содействия милиции стали первой единой для всей федерации организационно-правовой формой участия трудящихся в охране общественного порядка. Они объединяли в своих рядах передовых рабочих, служащих, колхозников, которые рассматривали содействие милиции как свой высокий общественный долг.

В 1932 году общества содействия милиции были реорганизованы в бригады содействия при органах милиции, которые стали основной формой содействия трудящихся органам милиции к моменту, когда в СССР было развернуто наступление социализма по всему фронту, а затем достигнута полная победа социализма.

На упомянутые самодеятельные формирования трудящихся по охране общественного порядка был возложен широкий круг задач, связанных с мероприятиями по обеспечению дисциплины и организованности в советском обществе, как обязательном условии успешного социалистического строительства.

Одной из важнейших функций самодеятельных формирований являлось участие в охране общественного порядка в общественных местах: улицах, площадях, парках, рынках, местах отдыха граждан и т. д., на территории фабрик, заводов, в учреждениях, колхозах, совхозах и на территории, прилегающей к сельским населенным пунктам.

Наиболее распространенными формами работы самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка являлись постовая и патрульная служба, обходы, участие в охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, во время которых трудящиеся получали необходимые навыки борьбы с правонарушителями. В качестве основного метода воздействия на нарушителей общественного порядка применялось убеждение последних в необходимости добросовестного выполнения предписаний Советской власти,.

На основании диссертационного исследования автор приходит к выводам, которые сводятся к следующему:

— исследование процесса участия трудящихся в охране общественного порядка свидетельствует о его объективном характере;

— по мере продвижения по пути социалистического строительства в результате деятельности Коммунистической партии и государства по развитию демократических основ управления создавались необходимые экономические, социальные, культурные и другие условия для всевозрастающего участия трудящихся в оказании содействия органам милиции;

— нормативное закрепление организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка являлось одним из важнейших условий привлечения трудящихся к оказанию содействия органам милиции;

— правовому закреплению организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в масштабе Российской Советской Федерации предшествовало изучение и обобщение опыта правового регулирования этих вопросов местными органами власти;

— наиболее действенная реализация целей и задач самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка достигается при выполнении шли вспомогательных функций, то есть в оказании содействия штатному органу охраны общественного порядка;

— принципиальной стороной деятельности органов милиции в условиях социалистического строительства являлась постоянная опора на трудящиеся массы, находившая выражение в их взаимодействии с самодеятельными формированиями трудящихся по охране общественного порядка, что существенно расширяло социальную базу органов милиции и создавало необходимые условия для успешного выполнения органами милиции стоящих перед ними задач;

— формы и методы работы самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка определялись в соответствии с задачами, решаемыми Коммунистической партией и Советским государством на том или ином историческом этапе, и были направлены на повышение эффективности правоохранительной деятельности органов милиции.

В практической деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка в период строительства социализма накоплен значительный опыт в области оказания содействия органам милиции, который по нашему мнению, не утратил своего значения в условиях развитого социализма.

Во-первых, определенный интерес представляет порядок комплектования самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка, сложившийся в 30-е годы. В настоящее время в добровольные народные дружины принимаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, из числа рабочих, колхозников, служащих, студентов, учащихся, пенсионеров, способных по своим деловым и морально-политическим качествам выполнять задачи по охране общественного порядка. При приеме в дружины учитываются добросовестное отношение к труду, показатели в работе и учебе, принимаются во внимание нравственные качества вступающего в члены добровольной народной дружины.

Вместе с тем важным фактором повышения эффективности деятельности народных дружин, на наш взгляд, может стать введение института кандидатов в добровольную народную дружину. По истечении установленного срока, в течение которого кандидат цроходит стажировку, на общем собрании дружины или на заседании штаба дружины может быть рассмотрено заявление желающего вступить в дружину. Это позволит в условиях решения практических задач, стоящих перед народными дружинами, осуществлять дифференцированный подход к различным категориям граждан, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, то есть учитывать их деловые качества, психологические особенности, возраст, личные интересы.

Во-вторых, заслуживает внимания опыт организации контроля за работой самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка со стороны трудовых коллективов и общественных организаций. В частности, широкое распространение получило заслушивание индивидуальных докладов бригадиров и. бригадоильцев на общих цеховых и заводских собраниях, освещение работы самодеятельных формирований по охране общественного порядка в фабрично-заводской печати. Такая форда контроля за работой добровольных народных дружин, на наш взгляд, не только будет способствовать улучшению деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка, но и повысит роль дружинников в проведении мероприятий по укреплению трудовой и производственной дисциплины в трудовых коллективах, окажет действенное влияние на улучшение качественного состава дружин.

В-третьих, одним из путей совершенствования деятельности самодеятельных формирований трудящихся по охране общественного порядка является творческое совершенствование и использование апробированных временем форм работы, которые в последнее время забыты и не используются в работе. Представляется, что ленинское положение о том, что «нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов» «^ не потеряло своей актуальности и в настоящий период. В октябре 1934 года был объявлен конкурс-эстафета по работе бригад содействия милиции, который способствовал разработке и осуществлению практических мероприятий, направленных на улучшение деятельности бригадмила, усилению его роли в борьбе с правонарушениями, популяризации бригадмила и задач, стоящих перед органами милиции среди рабочих и колхозников. Развернутое в процессе проведения конкурса социалистическое соревнование между отдельными бригадами и бригадмкльцами способствовало улучшению качественного состава бригадмила, правовой и специальной подготовке.

I) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 205. бригадиров и рядовых бригадмильцев, участию каждого бригад-мильца в патрулировании не менее 10 часов в неделю, регулярному проведению отчетов бригадиров и бригадмильцев перед трудовыми коллективами о проделанной работе.

Постепенное вовлечение всего трудящегося населения в работу по управлению государством было заложено в Программе партии, принятой на УШ съезде в 1919 году*). Товарищ К. У. Черненко в речи на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, характеризуя пути дальнейшего развития демократии, указывал, что для достижения высших целей партии «нам еще предстоит решить немало крупных и сложных задач» и выполнить эту работу «нельзя без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых проблем общественной жизни. Этого мы добивались и когда принимали меры, необходимые для ускорения роста нашей экономики. И когда направили силы партии на решительное улучшение идеологической деятельности. Эту линию мы будем вести и впредь» 2).

1) См.: КПСС в резолюциях и решениях, т. 2. — М., 1970, с. 45.

2) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. 5−6.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 17, с. 317−370.
  3. К. Из первого наброска «Гражданской войны во Франции». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 17, с. 497 577.
  4. К., Энгельс Ф. Председателю славянского митинга, созванного 21 марта 1881 г. в Лондоне в честь годовщины Парижской Коммуны. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 252−253.
  5. К., Энгельс Ф. Требования Коммунистической партии в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 5, с. I-3.
  6. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5−338.
  7. Ф. Введение к работе К.Маркса «Гражданская война во Франции». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 189−201.
  8. Ф. Об авторитете. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 18, с. 302−305.
  9. Ф. Может ли Европа разоружиться? Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 383−415.
  10. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.
  11. В.И. Письма из далека. О пролетарской милиции. -Полн. собр. соч., т. 31, с. 34−47.
  12. В.И. Съезд крестьянских депутатов. Полн. собр. соч., т. 31, с. 270−273.
  13. В.И. Удержат ли большевики государственную власть? Полн. собр. соч., т. 34, с. 287−339.
  14. В.И. Ответ на запрос левых эсеров на заседании ВЦЖ 4(17) ноября 1917 г. Полн. собр. соч., т. 35, с. 5657.
  15. В.И. Речь по вопросу об учредительном собрании. -Полн. собр. соч., т. 35, с. 135−137.
  16. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти'.' Полн. собр. соч., т. 36, с. 127−164.
  17. В.И. Доклад об очередных задачах Советской власти. -Полн. собр. соч., т. 36, с. 241−267.
  18. В.И. Доклад на П Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. Полн. собр. соч., т. 37, с. 435−453.
  19. В.И. Черновой набросок проекта программы РКП(б). -Полн. собр. соч., т. 38, с. 83−102.
  20. В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1−29.1.'20. Ленин В. И. 0 государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с. 64−84.
  21. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. -Полн. собр. соч., т. 39, с. 271−282.
  22. В.И. Речь на 1У конференции губернских чрезвычайных комиссий 6 февраля 1920 г. Полн. собр. соч., т. 40, с. II3-I2I.
  23. В. И. Письмо к организациям РКП о подготовке к партийному съезду. Полн. собр. соч., т. 40, с. 140−144.
  24. Официально-документальные материалы
  25. Пленум ЦК РКП (б). Москва, 25−27 октября 1924 г. Резолюция пленума: Об очередных задачах работы в деревне. КПСС в резолюциях и решениях., т. 3, с. 135−140.
  26. Четырнадцатая конференция РКП (б). Москва, 27−29 апреля 1925 г. Резолюция конференции: 0 партийном строительстве.- РСПСС в резолюциях и решениях., т. 3, с. 173−188.
  27. Пятнадцатая конференция БКП (б). Москва, 26 октября-3 ноября 1926 г. Резолюция конференции: Итоги работы и очередные задачи профсоюзов. КПСС в резолюциях и решениях., т. 3, с. 382−400.
  28. Шестнадцатая конференция БКП (б). Москва, 23−29 апреля 1929 г. Обращение конференции: Ко всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза. КПСС в резолюциях и решениях. т. 4, с. 248−253.
  29. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП (б). Москва, 17−21 декабря 1930 г. Резолюция пленума: 0 перевыборах Советов. КПСС в резолюциях и решениях., т. 4, с. 505−510.
  30. Материалы MJI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
  31. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  33. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  34. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка».- СП СССР, 1974, JS 12, ст. 67.
  35. Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1979 г. «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями. -Коммунист, 1979, № 14, с. 3−6.
  36. К.У. Речь на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. Коммунист, 1984, № 4, с. 3−13.
  37. Декрет ЕЦИК и СНК РСФСР от 27 марта 1924 г. «О сельских исполнителях». СУ РСФСР, 1924, № 28, ст. 266.
  38. Декрет СНК РСФСР от 8 декабря 1926 г. «Об оказании гражданами содействия милиции при задержании пьяных и хулиганов','- СУ РСФСР, 1926, № 88, ст. 640.
  39. Постановление СНК РСФСР от 25 июня 1927 г. «О внешкольных мероприятиях по борьбе с хулиганством». СУ РСФСР, 1927, Га 61, ст. 424.
  40. Постановление ЕЦИК и СНК от 27 мая 1929 г. «О сельских исполнителях». СУ РСФСР, 1929, № 4, ст. 453.
  41. Постановление СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». СУ РСФСР, 1930, 25, ст. 324.
  42. Постановление СНК СССР от 25 мая 1931 г. с утверждением «Положения о рабоче-крестьянской милиции». СЗ СССР, 1931,1. J6 33, ст. 247.
  43. Постановление СНК РСФСР от 29 апреля 1932 г. «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска». СУ РСФСР, 1932, № 38, ст. 173.
  44. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. «Осельских исполнителях». СУ РСФСР, 1932, № 44, ст. 194.
  45. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1936 г. «О сельских исполнителях». СУ РСФСР, 1936, № 7, ст. 40.
  46. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, 1Ь 22, ст. 326.
  47. Постановление НКВД РСФСР от 28 октября 1917 г. «О рабочей милиции». СУ РСФСР, 1917, № I, ст. 15.
  48. Инструкция НКВД и HKI0 от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции». СУ РСФСР, 1918, IS 75, ст. 813.
  49. Бюллетень У1 съезда Коммунистической партии Туркестана.- Ташкент, 1921. 18 с.
  50. Борьба за власть Советов в Астраханском крае (19 171 920 гг.). Документы и материалы, ч. I. Астрахань: изд. газ. Волга, 1958. — 445 с.
  51. Борьба за власть Советов в Приморье (I9I7-I920 гг.). Сборник документов. Владивосток: Приморское книжное изд., 1955. — 829 с.
  52. Второй Всероссийский съезд административных работников (23−30 апреля 1928 г.). Сокращенная стенограмма. М.: изд-во НКВД РСФСР, 1929. — 135 с.
  53. За 8 лет. Материалы по истории советской рэбоче-крестьянской милиции и уголовного розыска за 1917−12 ноября 1925 гг. -Л.: тип. журнала «На посту», 1925. 178 с.
  54. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане, т. П. Алма-Ата: Изд. Наука, 1964.- 722 с.
  55. Инструкция для ночного общественного караула по городу Саратову. Саратов: изд. Саратовского губкоммунотдела, 1923. -8 с.
  56. Инструкция по организации и о правах и обязанностях сельских выборных и наемных исполнителей. Иркутск, 1923. -9 с.
  57. История Советской Конституции. Сборник документов. I9I7-I957 гг. -М.: изд. АН СССР, 1957. 551 с.
  58. Октябрь на Амуре. Сборник документов. 1917−1922 гг. Благовещенск: Амурское книжное изд., 1961. — 456 с.
  59. Октябрь в Башкирии (октябрь 1917-май 1918 гг.). Сборник документов и материалов. Уфа: Башкирское книжное изд., 1979. — 300 с.
  60. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Документы и материалы. М.: изд. АН СССР, 1957. — 1042 с.
  61. Октябрьская революция и установление Советской властив Чувашии. Сборник документов. Чебоксары: Чувашское государственное изд., 1957. — 425 с.
  62. Отчет трудящимся г. Ленинграда о деятельности Ленинградского Совета и губисполкома за 1925 г. Л., 1925. — 36 с.
  63. Очередные задачи органов милиции и уголовного розыска Северо-Кавказского края. Изд. СККАУ, 1930. 48 с.
  64. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Туркестане. Сборник документов. Ташкент: Госиздат УзССР, 1947. — 232 с.
  65. Подготовка и победа Октябрьской революции в Москве. Документы и материалы. М.: Московский рабочий, 1957. — 550 с.
  66. Сборник важнейших декретов, постановлений и распоряжений правительства Туркестанской АССР за I9I7-I922 гг. Изданиекомиссии СНК, 1922. 213 с.
  67. Справочник партийного работника. Вып. П. Издательское отделение ЦК РКП, 1922. 336 с.
  68. Установление Советской власти в Калужской губернии. Документы и материалы. Март 1917-июль 1918 гг. Калуга: д.газ. Знамя, 1957. — 478 с.
  69. Установление Советской власти в Марийском крае. Сборник документов. Йошкар-Ола, 1970. — 181 с. 3. Книги
  70. И.А. Коммунистические формирования части особого назначения (ЧОН) Западной Сибири (1920−1924 гг.).- Томск, 1973. 300 с.
  71. В.Г., Кригер В. И. Руководство партийных и советских органов народными дружинами. М.: Юрид. лит., 1976.- 79 с.
  72. Борьба за власть Советов на Алтае. Исторический очерк.- Барнаул: Алтайское книжное изд., 1957. 461 с.
  73. С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. — 368 с.
  74. И.И. Оперативные отряды добровольных народных дружин. М.: Юрид. лит., 1977. — 64 с.
  75. В.П. Красная гвардия в Октябрьской революции.- М.: Мысль, 1976. 264 с.
  76. .А. Милиция и общественность в охране общественного порядка. М., 1975. — 80 с.
  77. В.А., Пирогов В. В. Сельские исполнители. М.: изд-во Власть Советов при Президиуме ВЦИК, 1930. — III с.
  78. Волисполкомы и сельсоветы. М.: изд-во НК РКИ, 1924.- 219 с.
  79. М.С. Политическая организация советского общества. М.: Мысль, 1968. — 176 с.
  80. Вопросы теории и истории общественных организаций. М.: Наука, 1971. — 258 с.
  81. B.C. В.И.Ленин и становление советской милиции.- М., 1970. 33 с.
  82. М.Ю. Петроградская рабоче-крестьянская милиция в первые годы Советской власти (I9I7-I920 гг.). Л., 1978.- 80 с.
  83. Н.В. Участие трудящихся в охране общественного порядка в СССР. М., I960. — 136 с.
  84. Т. А. На страже народных интересов. Ташкент: Госиздат Узбекской ССР, 1963. — 77 с.
  85. М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. — 214 с.
  86. М.И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. — 327 с.
  87. Е.Ф. Красная гвардия в борьбе за власть Советов. М.: ГосПолитиздат, 1957. — 108 с.
  88. А.И., Поляков 10.А., Чугунов А. И. Басмачество: возникновение, сущность, крах. М.: Наука, 1981. — 242 с.
  89. История советского государства и права. Кн. 2. М.: Наука, 1968. — 622 с.
  90. Козлов Ю. М, Ленинский принцип участия трудящихся в советском государственном управлении. М.: изд-во МГУ, 1962.- 275 с.
  91. A.M. Красная гвардия на защите Октября. М.: Наука, 1978. — 221 с.
  92. В.Л. Чоновцы. М.: Полит, лит., 1974. — 126 с.
  93. Ю.С. Сельские Советы и классовая борьба в деревне (1921—1933 гг.). М.: изд-во МГУ, 1968. — 294 с.
  94. Н.М. Укрепление социалистической законности в Сибири в первые годы НЭПА (I92I-I923 гг.). Новосибирск: изд-во Наука. Сибирское отделение, 1981. — 269 с.
  95. А.И., Лазарев Б. М. Советское государство и общественные организации. ГЛ.: Госюриздат, I960. — 232 с.
  96. Ю.А., Чихичин И. Н. Система общественных объединений трудящихся в политической организации советского общества. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1971.- III с.
  97. Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (I917−1920 гг.). Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1975. — 106 с.
  98. С.Ф. 0 некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР. М., 1958. — 242 с.
  99. Очерки истории партийных организаций Дона I92I-I97I. Часть П. Ростовское книжное изд-во, 1973. 761 с.
  100. Политическая организация советского общества. М.: Наука, 1967. — 419 с.
  101. В.И. Работа местных Советов депутатов трудящихся по обеспечению социалистической законности. М.: Госюриздат, 1959. — 141 с.
  102. В.Н., Романов В. М. Советская милиция (19 171 920 гг.). М.: Юрид. лит., 1965. — 112 с.
  103. И.В., Стрельников С. С. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1977. — 78 с.
  104. П.Г. Очерки истории Всероссийской чрезвычайнойкомиссии (I9I7-I922 гг.). М.: ГосПолитиздат, I960. — 246 с.
  105. В.И. Очерки по истории Петроградской Красной гвардии и рабочей милиции (март 1917-апрель 1918 гг.). М.-JI.: Наука, 1965. — 306 с.
  106. Теория государства и права. М.: Юрид. лит., 1974.- 662 с.
  107. Г. А., Цыпкина Р. Г. Красная гвардия ударная сила пролетариата в Октябрьской революции. — М.: Наука, 1977.- 374 с.
  108. Р.Г. Сельская Красная гвардия в Октябрьской революции. М.: Наука, 1970. — 228 с.
  109. Ц.А. Общественные организации и развитие советской социалистической государственности. М.: Юрид. лит., 1965. — 197 с.
  110. Ц.А. Общественные организации в СССР (некоторые политические и организационно-правовые аспекты). М.: Наука, 1972, 1972. — 216 с. 4. Статьи
  111. М.А. Из боевой истории ЧОН Сибири. Ульяновский государственный педагогический институт игле ни И. Н. Ульянова. -Ученые записки, т. ХХШ, вып. I. Ульяновск, 1967, с. 143 173.
  112. А.Ф. Понятие общественной организации и содержание права граждан на объединение. Сов. гос. и право, 1963, Й9, с. 104−109.
  113. Г. Д. К» истории частей особого назначения на территории Сибири (I92I-I924 гг.). Томск®-! государственный педагогический институт. Ученые записки, т. XXI. Томск, 1964, с. 144−156.
  114. А.А. Рост хулиганства и его причины. В кн.: Хулиганство и поножовщина. — М.: Т Л осздравотдел, 1927, с. II-27.
  115. Т.А. Из истории борьбы добровольных отрядов милиции за упрочение Советской власти в Туркестане. Труды Высшей школы ШОП СССР, вып. 16. — М., 1967, с. 162−177.
  116. В.М. Борьба Е.И.Ленина против оппортунизма. Сов. гос. и право, 1970, № I, с. 13−22.
  117. М.В. Советская милиция в период организации и упрочения Советской власти. Труды Bill МВД СССР, вып. 2. М., 1957, с. 239−264.
  118. И.И. Деятельность местных Советов по охране общественного порядка (I92I-I929 гг.). Проблемы государства и права на современном этапе, вып. 8. М., 1974, с. II6-I25.
  119. Р.С. Развитие организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка в период построения социализма в СССР (I9I7-I937 гг.). Труды ВШ М00П СССР, вып. 18. -М., 1968, с. 66−114.
  120. М.М. Роль общественных организаций в системе диктатуры пролетариата. Известия АН Таджикской ССР. Отдел общественных наук, I960, 2, с. 91-II0.
  121. С.М. Коммунистическая партия организатор частей особого назначения по борьбе с контрреволюцией в 19 211 922 годах. Ученые записки Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской, т. ХСУ, вып. 8, 1961, с. 167−210.
  122. А.И. Общественные организации в политической системе советского общества. Сов. гос. и право, 1982, $ 12, с. 125−133.
  123. Д.А. Основные черты общественных организаций в современный период. Сов. гос. и право, 1961, № 9, с. 3746.5. Архивные материалы
  124. Архив ГУВД Леноблгорисполкомов. Ф. I, on. I, кор. 3, д. 5- кор. 5, д. II- кор. 7, д. 17- кор. 14, д. 30- кор. 17, д. 37, д. 49- кор. 18, д. 38- кор. 21, д. 49- кор. 22, д. 50- кор. 24, д. 55, д. 57.
  125. Государственный архив Ростовской области (ГАР0). Ф.р. 1485, on. I, д. 162, 515- ф.р. 1817, on. I, д. 25, 51- ф.р. 2287, on. I, д. 1220, 1406- ф.р. 2568, on. I, д. 40.
  126. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф.р. 9, on. I, д. 162- ф.р. 349, on. I, д. 26- ф.р. 575, on. I, д. 16- ф.р. 854, on. I, д. 16, 19, 22, 41- оп. 3, д. 2- ф.р. 1156, on. I, д. 20.6. Периодические издания
  127. Административный вестник, 1926, № 10- 1927, № 12- 1928, Ш 6, 7, 12- 1929, Ш I, 2, 5, 8, 9, 12- 1930, № 3.
  128. Бюллетень НКВД, 1924, № 17- 1927, Ж? I, 23, 36- 1928, № 12, 1929, № 26- 1930, Ш 18, 24, 31.
  129. Вестник Комиссариата внутренних дел, 1918, 5, 6, 8, 9, 10, II.
  130. Вестник Народного Комиссариата внутренних дел, 1918, № 20.
  131. Власть Советов, 1925, Ж 38, 39- 1926, № 28.
  132. Жизнь национальностей, 1922, 13(148).
  133. Известия ЦК РКП (б), 1921, J&№ 2, 31.
  134. Известия ЦИК СССР и ВЦЖ Советов, 1926, 24 сентября.
  135. Красная летопись, 1923, }?> 6.610. На посту, 1926, Ш 7, 13.
  136. Пост революции, 1937, 14 сентября.
  137. Правда, 1919, 23 апреля- 1926, 26 сентября, I октября- 1984, 14 января.
  138. Рабоче-крестьянская милиция, 1922, № I.
  139. Северный рабочий, 1917, 29 ноября.
  140. Советская волость, 1923, № I- 1924, №№ 2, 3, II.
Заполнить форму текущей работой