Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману
Диссертация
Активно обманывающие дети, вошедшие в первую группу, продемонстрировали высокую ориентацию как на собственную успешность, так и на результат партнеров по игре. Они стремились занять абсолютно лидирующее положение в игре, максимально оценивая каждое выполняемое задание. Дети, использующие «тонкий» обман, в ходе игры несколько раз немного завышали свой результат, пытаясь незаметно для окружающих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Феномен детской лжи в контексте морального развития ребенка
- 1. 1. Моральные суждения как индикатор развития морального сознания
- 1. 1. 1. Структура морального сознания
- 1. 1. 2. Динамика развития моральных суждений в дошкольном возрасте в ситуациях выбора между ложью и правдой
- 1. 2. Особенности поведения ребенка в ситуациях морального выбора
- 1. 2. 1. Специфика морального поведения
- 1. 2. 2. Проблема соблюдения детьми-дошкольниками норм в реальном поведении
- 1. 2. 3. Варианты проявления лжи в дошкольном возрасте
- 1. 3. Роль эмоциональных переживаний в возникновении у дошкольника мотивов морального поведения
- 1. 3. 1. Переход знаемых норм морали в мотивы поведения
- 1. 3. 2. Основные мотивы морального поведения ребенка-дошкольника, связанные с ситуациями выбора между ложью и правдой
- 1. 1. Моральные суждения как индикатор развития морального сознания
- 2. 1. Преодоление ситуативности
- 2. 2. Вхождение ребенка в систему социальных отношений
- 2. 2. 1. Усвоение дошкольником образцов-эталонов
- 2. 2. 2. Формирование механизмов саморегуляции
- 2. 3. Гипотетическая модель феномена детской лжи в старшем дошкольном возрасте
- 2. 4. Гипотезы, цели и задачи экспериментального исследования
- 3. 1. Экспериментальное изучение феномена детской лжи в отечественных и зарубежных исследованиях
- 3. 2. Экспериментальная группа и схема экспериментального исследования
- 3. 3. Методики и экспериментальный материал
- 4. 1. Отбор испытуемых для участия в экспериментальном 68 исследовании
- 4. 2. Дифференциация старших дошкольников по степени склонности к обману
- 4. 3. Этап изучения особенностей эмоционально-личностной сферы детей с разной степенью склонности к обману
- 4. 3. 1. Особенности межличностных взаимоотношений дошкольников с разной степенью склонности к обману
- 4. 3. 2. Эмоционально-личностные особенности детей с разной степенью склонности к обману
Список литературы
- Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 2001. л. 146
- Авхач Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности, под ред. В. С. Мухиной. М., изд-во Ml НИ им. В. И. Ленина. 1981. с. 42−52
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.2. М., Педагогика. 1980. с. 103 127
- Анастази А. Психологическое тестирование, в 2-х кн. кн.1. под ред. К. МХуревича, В. И. Лубовского. М., Педагогика. 1982. с.320
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., Мысль. 1985. с.155
- Астапов В.М., Е.Е.Пронина. Методы психологической диагностики в работе детского психолога. М., Московский ин-т повышения квалификации работников образования. 1992. с.93
- Бассин Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. № 2. с. 118−125
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. Под ред. В. Я. Пилиповского. М., Прогресс. 1986. с.424
- Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) // Этическая мысль, научно-публицистические чтения. М., 1987
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности, под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Воронеж, Ин-т практической психологии. 1995. с. 352
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. с.80−89
- Божович Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опьгг экспериментального изучения произвольного поведения//Вопросы психологии. 1976. № 4. с.55−68
- Болинджер Д. Истина проблема лингвистическая// Язык и моделирование социального взаимодействия. М., Прогресс. 1987. с.23−43
- Боришевский М.И. Особенности отношения ребёнка к правилам поведения в игровой ситуации // Вопросы психологии. 1965. № 4. с.44−54
- Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование).1. М., Знание. 1985. с.64
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., Педагогика. 1990. с. 144
- Вайнрих X. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., Прогресс. 1987. с.44−8 7
- Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности, под ред. В. М. Конона. Минск. Наука и техника. 1987. с. 128
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 3. с. 14−27
- Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т. т.4. М., Педагогика. 1984. с.432
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. с.62−76
- Выготский Л.С. Моральное поведение // Педагогическая психология, под ред.
- В.В.Давыдова. М., Педагогика. 1991. с.249−270
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., Лабиринт. 1996. с.416
- Гасанова Н.К. Проблема морального становления личности // Психология личности. Теория и эксперимент. М., Академия пед. наук СССР. 1982. с.20−27
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Под ред. В. В. Слободчикова. Томск, Пеленг. 1992. с. 96
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., МГУ. 1974. с. 160
- Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. № 2. с.31−42
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-крэтический очерк. М., Наука. 1974. с.390
- Дробницкий О.Г. Природа морального сознания // Вопросы философии. 1968. № 2. с.26−37
- Ф 31. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., Наука. 1977. с. 33 832. у Дубровский Д. И. Обман (философско-психологический анализ). М., РЭЙ. 1994. с. 120
- Жуков Ю.М., Хренов Д. В. Методический анализ исследований неискренности // Мир психологии. 1999. № 3. с.219−231
- Запорожец А.В. Взаимосвязь когнитивной и эмоциональной регуляции деятельности ребенка // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу. М., All СССР обществопсихологов СССР. 1980. с. 56−57
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., Наука. 1978. с.243−267
- Запорожец А.В., Неверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. // Вопросы психологии. 1974. № 6. с. 59−73
- Захарова А.В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психической готовности к школьному обучению. Сообщение 1. Структура и содержательные характеристики самооценки старшего дошкольника // Новые исследования в психологии. 1985. № 2. с.22−25
- Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // послесловие к книге
- П.Экмана Психология лжи. С-Пб., Питер. 1999. с.243−266
- Знаков В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российскогопсихолога над книгой Пола Экмана. Вопросы психологии. 1995. № 2. с. 84−92
- Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., Ин-т психологии РАН. 1993. с. 116
- Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., Изд-во Московского ун-та. 1986. с. 144
- Карпова С.Н., Петрушина Л. Г. Значение сюжетно-ролевоб игры для становления нравственного поведения. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. № 3. с.22−30
- Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 1987. с.16
- Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности, под ред. Г. В. Залевского. Новосибирск. Изд-во СКЦ. 1993. с.247
- Кругов Н.Н. Мораль в действии. М., Политиздат. 1977. с.255
- Кулачковская С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста.
- Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 1973. с.28
- Кульчыцкая Е.М. К проблеме нравственного развития ребёнка (развитие чувства стыда у детей дошкольного возраста) // Вопросы психологии. 1966. № 1. с. 116−12 548