Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активно обманывающие дети, вошедшие в первую группу, продемонстрировали высокую ориентацию как на собственную успешность, так и на результат партнеров по игре. Они стремились занять абсолютно лидирующее положение в игре, максимально оценивая каждое выполняемое задание. Дети, использующие «тонкий» обман, в ходе игры несколько раз немного завышали свой результат, пытаясь незаметно для окружающих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен детской лжи в контексте морального развития ребенка
    • 1. 1. Моральные суждения как индикатор развития морального сознания
      • 1. 1. 1. Структура морального сознания
      • 1. 1. 2. Динамика развития моральных суждений в дошкольном возрасте в ситуациях выбора между ложью и правдой
    • 1. 2. Особенности поведения ребенка в ситуациях морального выбора
      • 1. 2. 1. Специфика морального поведения
      • 1. 2. 2. Проблема соблюдения детьми-дошкольниками норм в реальном поведении
      • 1. 2. 3. Варианты проявления лжи в дошкольном возрасте
    • 1. 3. Роль эмоциональных переживаний в возникновении у дошкольника мотивов морального поведения
      • 1. 3. 1. Переход знаемых норм морали в мотивы поведения
      • 1. 3. 2. Основные мотивы морального поведения ребенка-дошкольника, связанные с ситуациями выбора между ложью и правдой
  • Глава 2. Детская ложь как возрастно-психологический феномен
    • 2. 1. Преодоление ситуативности
    • 2. 2. Вхождение ребенка в систему социальных отношений
      • 2. 2. 1. Усвоение дошкольником образцов-эталонов
      • 2. 2. 2. Формирование механизмов саморегуляции
    • 2. 3. Гипотетическая модель феномена детской лжи в старшем дошкольном возрасте
    • 2. 4. Гипотезы, цели и задачи экспериментального исследования
  • Глава 3. Методы комплексного изучения феномена детской лжи
    • 3. 1. Экспериментальное изучение феномена детской лжи в отечественных и зарубежных исследованиях
    • 3. 2. Экспериментальная группа и схема экспериментального исследования
    • 3. 3. Методики и экспериментальный материал
  • Глава 4. Ход и результаты экспериментального исследования
    • 4. 1. Отбор испытуемых для участия в экспериментальном 68 исследовании
    • 4. 2. Дифференциация старших дошкольников по степени склонности к обману
    • 4. 3. Этап изучения особенностей эмоционально-личностной сферы детей с разной степенью склонности к обману
      • 4. 3. 1. Особенности межличностных взаимоотношений дошкольников с разной степенью склонности к обману
      • 4. 3. 2. Эмоционально-личностные особенности детей с разной степенью склонности к обману
  • Выводы

Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование детской лжи в контексте морального и личностного развития ребёнка-дошкольника является одной из наиболее актуальных проблем возрастной психологии. Как в зарубежных, так и в отечественных работах можно выделить несколько направлений анализа данного феномена.

Так, при рассмотрении специфики моральных суждений детей по поводу дилемм, связанных с обманом, основной акцент сделан на определение способности ребёнка понимать общий смысл слов «обман» и «ложь», а также на содержание нормы «правдивость» (Т.П.Авдулова, 2001; Г. Н. Авхач, 1981; Л. Кольберг, 1992; С. ГЛкобсон, 1984 и др.). Вторая линия посвящена изучению реального разрешения дошкольниками аналогичных мотивационных конфликтов и выявлению типов их поведения в ситуациях выбора между ложью и правдой (Г.Н.Авхач, 1981; М.Т.Бурке-Бельтран, 1981; И. Ф. Клименко, 1987 и др.). Третья — направлена на рассмотрение сферы эмоциональных переживаний ребёнка по поводу соблюдения или нарушения моральных требований, в том числе нормы «правдивость» (Л.Хьелл, Д.3иглер, 1997; J. Piaget, 1932; J.M.Rich & J. Devitis, 1985 и др.). Здесь особое внимание уделяется возникновению у дошкольников первой внутренней моральной инстанции, когда нравственные чувства постепенно превращаются в побуждающие к действию мотивы поведения (А.В.Запорожец, 1978; Н. А. Корниенко, 1993; Т. М. Титаренко, 1979; С. Г. Якобсон, 1984 и др.). Наряду с этим в работах отдельных авторов затрагивается вопрос о возможных мотивах появления обмана, среди которых выделяют боязнь наказания, желание получить награду и стремление завоевать признание сверстников (В.С.Мухина, 1985; П. Экман, 1993).

Таким образом, несмотря на огромный интерес к данной теме, в центре внимания исследователей, как правило, находится проблема нарушения или соблюдения детьми нормы «правдивость», и лишь косвенно рассматриваются вопросы о возрастно-психологической специфике лжи и внутренних механизмах её возникновения.

В настоящей работе предпринята попытка создать гипотетическую модель феномена детской лжи в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно этот период детства является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка. В силу этого перед нами возникла задача выявить содержательную специфику слов «обман» и «ложь», которые в нашей работе будут использоваться как синонимы, и разграничить их с понятием «неправда». Так, вслед за В. В. Знаковым (1993), мы рассматриваем неправду как непроизвольное ложное сообщение, когда у субъекта нет намерения исказить фактв то время как обман и ложь, напротив, объединяет сознательное стремление ввести в заблуждение другого.

Согласно этому, экспериментальная часть нашей работы направлена на выявление среди детей случаев умышленного искажения действительностиа также на проведение анализа характерных поведенческих и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников с разной степенью склонности к обману.

Объектом нашего исследования выступили старшие дошкольники в возрасте от 6,0 до 7,0 лет.

Предметом исследования являются поведенческие и эмоционально-личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с разной степенью выраженности склонности к обману.

Общая гипотеза: Детская ложь в старшем дошкольном возрасте в ситуации игрового взаимодействия с другими детьми может рассматриваться как выбор ребёнком отдельного поступка, зависящего от условий его ориентировки на сверстника или взрослого, и выступать как индикатор его эмоционально-личностных особенностей. Частные гипотезы:

Использование старшими дошкольниками обмана при мотивационном конфликте свидетельствует об их способности к самостоятельному выбору типа поведения в зависимости от меняющихся условий ситуации.

За феноменом детской лжи у дошкольников, относящихся к разным группам по степени выраженности склонности к обману в ситуациях мотивационного конфликта, могут стоять различные основания, связанные со спецификой их личностных особенностей.

В связи с выдвинутыми гипотезами, нами были сформулированы следующие цели исследования:

1. Дифференциация детей старшего дошкольного возраста по степени выраженности склонности к обману;

2. Проведение сравнительного анализа особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольников из разных групп.

Согласно целям работы, в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Анализ литературных источников, посвященных особенностям психического развития старших дошкольников, а также исследований, направленных на изучение поведения детей в ситуациях мотивационного конфликтасоздание на основе этого гипотетической модели детской лжи в старшем дошкольном возрасте.

2. Разработка экспериментально-диагностической методики обследования старших дошкольников в ситуациях «двойной мотивации», где ребёнок может прибегнуть к обману.

3. Построение схемы экспериментального исследования в соответствии с выдвинутыми ранее гипотезами.

4. Проведение экспериментального исследования: a) Диагностика склонности к обману в старшем дошкольном возрастеb) Раскрытие специфики системы внутрисемейного воспитания детей с разной степенью склонности к обмануc) Выявление особенностей взаимоотношения со сверстниками у испытуемых с разными типами поведения в ситуации выбора между ложью и правдойd) Рассмотрение способов эмоционального реагирования старших дошкольников с разной степень склонности к обману на фрусгрирующие ситуации.

Теоретико-методологической основой исследования послужили кулыурно-историческая концепция Л. С. Выготского, теория психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразований, а также теория социального развития В. С. Мухиной.

Научная новизна исследования определяется тем, что в рамках возрастно-психологического подхода впервые была сделана попытка построения гипотетической модели феномена детской лжи в старшем дошкольном возрасте, позволяющая раскрыть различные аспекты данной формы поведения применительно к эмоционально-личностному развитию ребенка шести — семи лет. Разработана новая экспериментальная схема изучения детского обмана в старшем дошкольном возрасте, включающая: 1) контроль показателя произвольности поведения, при помощи которого можно более четко разделить намеренную и случайную ложь в экспериментальной ситуации- 2) дифференциация детей старшего дошкольного возраста по степени склонности к обману на основе авторской экспериментально-диагностической методики «Я первый" — 3) анализ индивидуальных поведенческих и эмоционально-личностных особенностей детей шести-семи лет, различающихся по степени склонности к обману.

Теоретическая значимость исследования связана с попыткой построения гипотетической модели феномена детской лжи в старшем дошкольном возрасте, которая может служить основой для выявления возможных причин и раскрытия механизмов возникновения у детей данной формы поведения.

Практическая значимость работы определяется необходимостью формирования у ближайшего окружения дошкольника адекватного представления о самом феномене «детской лжи», предполагающего раскрытие его возрастной специфики. Полученные результаты позволяют разработать психолого-педагогические рекомендации в отношении детей с разной степенью склонности к обману, с целью предотвращения искажений в эмоционально-личностном развитии ребенка. Как показывает психологическая практика, жесткие санкции родителей и «запрет на ложь» не приводят к желаемому результату, а часто наоборот, способствуют увеличению случаев обмана у старших дошкольников. Поэтому воспитательные воздействия в этом случае должны опираться на знание психологических закономерностей и учет факторов, позволяющих оптимально осуществлять этот процесс. Потребность в подобных рекомендациях ощущается как в детских образовательных учреждениях, так и в практике психологического консультирования.

Помимо этого полученные в исследовании данные могут быть использованы в курсах «Психология развития и возрастная психология» и «Возрастно-психологическое консультирование» при подготовке психологов и педагогов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Степень склонности использовать обман в ситуации игрового взаимодействия, предполагающей выбор между ложью и правдой, связана с преобладанием ориентировки старших дошкольников на взрослого или на сверстника.

2. Разная степень склонности старших дошкольников к обману связана с особенностями системы внутрисемейного воспитания. Дисгармоничный стиль воспитания чаще характерен для матерей, обманывающих детей, а адекватные меры воздействия, как правило, используют матери «правдивых» дошкольников.

3. Обманывающие дети ориентированы на сверстников и демонстрируют высокую значимость дружеских отношений. «Правдивые» дошкольники, напротив, редко демонстрируют стремление к общению с группой детей, предпочитая взаимодействие в парах или индивидуальную форму досуга.

4. Старшие дошкольники, в той или иной мере склонные к обману, обнаруживают установку на преобразование конфликтной ситуации в нейтральную и обнаруживают тенденцию к самозащите. Дети, стремящиеся говорить правду, обнаруживают тенденцию связывать фрустрирующую ситуацию с внешними обстоятельствами и причинами.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, библиографии, включающей 143 источника на русском языке и 30 -на иностранных языках, и приложения. Основной текст диссертации изложен на 113-ти страницах, содержит 12 таблиц и 5 гистограмм.

Выводы:

1. В ситуации игрового взаимодействия, предполагающей выбор между правдой и ложью, дети старшего дошкольного возраста в разной степени склонны использовать обман ради достижения победы. Всю выборку испытуемых можно разделить на 3 группы: активно обманывающие детидети, использующие «тонкий» обман- «правдивые» дети.

2. Активно обманывающие дети, вошедшие в первую группу, продемонстрировали высокую ориентацию как на собственную успешность, так и на результат партнеров по игре. Они стремились занять абсолютно лидирующее положение в игре, максимально оценивая каждое выполняемое задание. Дети, использующие «тонкий» обман, в ходе игры несколько раз немного завышали свой результат, пытаясь незаметно для окружающих стать первыми или хотя бы занять «второе место», ориентируясь при этом не только на успешность игроков, но и на эмоциональное состояние партнеров. «Правдивые» дети, несмотря на явное желание одержать победу, в ходе игры ни разу не прибегли к обману. При этом они демонстрировали уверенность в правильности своих действий и постоянно обращались к взрослому с просьбами помочь выиграть в следующий раз.

3. Наиболее часто дисгармоничный стиль воспитания демонстрируют родители активно обманывающих детей. Чуть реже неадекватные меры воспитания реализуются в отношении дошкольников, использующие «тонкую» ложь. А в наиболее благоприятных условиях воспитываются «правдивые» испытуемые.

4. В той или иной мере обманывающие дошкольники чаще, чем их «правдивые» сверстники, пользуются популярностью в детском коллективе, в то время как последние зачастую оказываются в ситуации «вынужденной изоляции». При этом наиболее высокий социальный статус «звёзд» или «предпочитаемых» имеют испытуемые, использующие «тонкий» обман, а активно обманывающие дети чаще оказываются в позиции «принимаемых». Дошкольники первых двух групп чаще, чем «правдивые» дети, способны поддерживать устойчивые дружеские отношения и имеют в группе несколько постоянных друзей.

5. Активно обманывающие испытуемые и дети, использующие «тонкий» обман, стремятся к общению в детском коллективе, демонстрируя достаточно высокую значимость «фигуры сверстника». В свою очередь, «правдивые» дошкольники, несмотря на явное желание общаться с другими детьми, крайне редко участвуют в коллективных играх, предпочитая либо игры в парах, либо индивидуальные занятия.

6. Старшие дошкольники с неодинаковой степенью склонности к обману по-разному относятся к фрустрирующим воздействиям в ходе межличностного общения. «Правдивые» испытуемые чаще, чем их обманывающие сверстники, акцентируются на негативных обстоятельствах, что приводит к появлению у них ярких эмоциональных переживаний. Дошкольники двух других групп, напротив, чаще воспринимают конфликтную ситуацию как нейтральную и способны отвлечься от неё, занявшись игрой, рисованием и т. д.

Заключение

.

В данной диссертационной работе была предпринята попытка изучения феномена детской лжи в рамках возрастно-психологического подхода, где основной целью являлось выявление эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников с разной степенью склонности к обману. На наш взгляд, раннее обнаружение детей, склонных к активному использованию обмана или, наоборот, абсолютно «правдивых», а также изучение их индивидуальных особенностей является важным аспектом в деле оказания помощи дошкольникам, имеющим проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Для реализации основного замысла работы нами была разработана экспериментальная схема исследования, позволяющая выявить старших дошкольников с достаточно высоким уровнем развития произвольности, которые при выборе между следованием норме «правдивость» или ее нарушением оказывались бы в ситуации субъективного мотивационного конфликта между правдой и ложью. Кроме того, с помощью авторской экспериментально-диагностической методики «Я первый» мы смогли дифференцировать таких детей по степени выраженности склонности к обману. Используя комплекс проективных методик, нам удалось раскрыть эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разными типами поведения в ситуации «двойной мотивации».

Результаты нашего исследования позволили разделить всех испьпуемых шести-семи лет на три основных группы: активное обманывающих детей, детей, использующих «тонкий» обман и «правдивых» детей. При этом применительно к экспериментальной ситуации мы можем с бблыпей вероятностью говорить об осознанном использовании лжи старшими дошкольниками ради своего стремления стать лидером в игре.

Дальнейшее изучение сферы общения детей шести-семи лет с разной степенью склонности к обману показало, что наименее неблагополучными в системе внутрисемейных отношений являются в той или иной мере обманывающие испытуемые, в отношении которых родители часто реализуют неадекватные меры воспитания. В отличие от них «правдивые» дети, как правило, воспитываются в семьях с гармоничным стилем воспитания. При взаимодействии со сверстниками обманывающие дошкольники пользуются достаточной популярностью в детском коллективе, часто занимая в нём позицию лидера и организатора досуга. Их «правдивые» сверстники, напротив, достаточно редко принимают участие в групповых играх и зачастую оказываются в ситуации «вынужденной изоляции».

Анализ эмоционально-личностных особенностей детей с разными типами поведения в ситуациях выбора между обманом и правдой показал, что активно обманывающие и «правдивые» дошкольники чаще, чем дети, использующие «тонкий» обман имеют неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний.

Кроме того, результаты исследования показали, что старшие дошкольники с неодинаковой степенью склонности к обману по-разному относятся к фрустрирующим воздействиям в ходе межличностного общения. Так, «правдивые» испытуемые часто склонны к акцентированию на негативных моментах ситуации, что в большинстве случаев приводит к сохранению у них состояния внутреннего дискомфорта и блокирует общую активность ребёнка. Обманывающие дети, напротив, чаще воспринимают подобные ситуации как нейтральные и активно стремятся найти компромиссный способ их разрешения, что способствует стабилизации их общего эмоционального фона.

В целом можно отметить, что отсутствие у старших дошкольников способности прибегать к обману в ситуациях мотивационного конфликта сопутствует эмоциональному «застреванию» этих детей на возникших трудностях и сниженной гибкости их поведения в сфере межличностных отношений. При этом в отношении активно обманывающих дошкольников, поведение которых в ситуации «двойной мотивации» тоже является неадекватным, на данном этапе исследования можно лишь говорить о возможных искажениях в развитии сферы достижений.

Перспективой дальнейшего исследования феномена детской лжи является прослеживание динамики изменений в сфере общения и эмоционально-личностном развитии детей с неодинаковой степенью склонности к обману в разные возрастные периоды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 2001. л. 146
  2. Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности, под ред. В. С. Мухиной. М., изд-во Ml НИ им. В. И. Ленина. 1981. с. 42−52
  3. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.2. М., Педагогика. 1980. с. 103 127
  4. А. Психологическое тестирование, в 2-х кн. кн.1. под ред. К. МХуревича, В. И. Лубовского. М., Педагогика. 1982. с.320
  5. С.Ф. Мораль и поведение. М., Мысль. 1985. с.155
  6. В.М., Е.Е.Пронина. Методы психологической диагностики в работе детского психолога. М., Московский ин-т повышения квалификации работников образования. 1992. с.93
  7. Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. № 2. с. 118−125
  8. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. Под ред. В. Я. Пилиповского. М., Прогресс. 1986. с.424
  9. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) // Этическая мысль, научно-публицистические чтения. М., 1987
  10. Л.И. Проблемы формирования личности, под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Воронеж, Ин-т практической психологии. 1995. с. 352
  11. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. с.80−89
  12. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опьгг экспериментального изучения произвольного поведения//Вопросы психологии. 1976. № 4. с.55−68
  13. Д. Истина проблема лингвистическая// Язык и моделирование социального взаимодействия. М., Прогресс. 1987. с.23−43
  14. М.И. Особенности отношения ребёнка к правилам поведения в игровой ситуации // Вопросы психологии. 1965. № 4. с.44−54
  15. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование).1. М., Знание. 1985. с.64
  16. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., Педагогика. 1990. с. 144
  17. X. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., Прогресс. 1987. с.44−8 7
  18. А.П. Моральная регуляция поведения личности, под ред. В. М. Конона. Минск. Наука и техника. 1987. с. 128
  19. Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 3. с. 14−27
  20. Л.С. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т. т.4. М., Педагогика. 1984. с.432
  21. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. с.62−76
  22. Л.С. Моральное поведение // Педагогическая психология, под ред.
  23. В.В.Давыдова. М., Педагогика. 1991. с.249−270
  24. Л.С. Мышление и речь. М., Лабиринт. 1996. с.416
  25. Н.К. Проблема морального становления личности // Психология личности. Теория и эксперимент. М., Академия пед. наук СССР. 1982. с.20−27
  26. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Под ред. В. В. Слободчикова. Томск, Пеленг. 1992. с. 96
  27. А.А. Социальная природа нравственности. М., МГУ. 1974. с. 160
  28. О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. № 2. с.31−42
  29. О.Г. Понятие морали. Историко-крэтический очерк. М., Наука. 1974. с.390
  30. О.Г. Природа морального сознания // Вопросы философии. 1968. № 2. с.26−37
  31. Ф 31. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., Наука. 1977. с. 33 832. у Дубровский Д. И. Обман (философско-психологический анализ). М., РЭЙ. 1994. с. 120
  32. Ю.М., Хренов Д. В. Методический анализ исследований неискренности // Мир психологии. 1999. № 3. с.219−231
  33. А.В. Взаимосвязь когнитивной и эмоциональной регуляции деятельности ребенка // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу. М., All СССР обществопсихологов СССР. 1980. с. 56−57
  34. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., Наука. 1978. с.243−267
  35. А.В., Неверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. // Вопросы психологии. 1974. № 6. с. 59−73
  36. А.В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психической готовности к школьному обучению. Сообщение 1. Структура и содержательные характеристики самооценки старшего дошкольника // Новые исследования в психологии. 1985. № 2. с.22−25
  37. В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // послесловие к книге
  38. П.Экмана Психология лжи. С-Пб., Питер. 1999. с.243−266
  39. В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российскогопсихолога над книгой Пола Экмана. Вопросы психологии. 1995. № 2. с. 84−92
  40. В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., Ин-т психологии РАН. 1993. с. 116
  41. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., Изд-во Московского ун-та. 1986. с. 144
  42. С.Н., Петрушина Л. Г. Значение сюжетно-ролевоб игры для становления нравственного поведения. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. № 3. с.22−30
  43. И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 1987. с.16
  44. Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности, под ред. Г. В. Залевского. Новосибирск. Изд-во СКЦ. 1993. с.247
  45. Н.Н. Мораль в действии. М., Политиздат. 1977. с.255
  46. С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста.
  47. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 1973. с.28
  48. Е.М. К проблеме нравственного развития ребёнка (развитие чувства стыда у детей дошкольного возраста) // Вопросы психологии. 1966. № 1. с. 116−12 548
Заполнить форму текущей работой