Рационализация функционирования городской стоматологической службы на основе прогностического моделирования и алгоритмизации работы стуктурных подразделений
Диссертация
Существующие в настоящее время условия деятельности стоматологии как самостоятельной научной отрасли медицины и как большого раздела практического здравоохранения, требующего решения ряда социально-экономических, законодательно-правовых, организационных и многих других проблем, поставили необходимость обобщения знаний на новом уровне их оценки. И именно внедрение в стоматологию новых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Пути повышения эффективности работы городской стоматологической службы
- 1. 1. Современное состояние стоматологической службы в России
- 1. 2. Вопросы контроля качества стоматологической помощи в современных условиях
- 1. 3. Общие принципы организации информационных систем в учреждениях стоматологического профиля
- 1. 4. Аналитическая оценка программных продуктов для стоматологической практики
- 1. 5. Повышение эффективности стоматологической службы на основе применения информационных технологий
- 1. 6. Цель и задачи исследования
- ГЛАВА 2. Разработка методов и алгоритмов анализа и прогнозирования показателей деятельности стоматологической 56 службы г. Воронежа
- 2. 1. Аналитический обзор математических методов прогнозирования
- 2. 2. Методика прогнозирования показателей деятельности стоматологических поликлиник
- 2. 3. Методика обоснования численности врачебного персонала стоматологической клиники
- 2. 4. Система автоматизированного анализа стоматологической заболеваемости в городе
- Выводы второй главы
- ГЛАВА 3. Анализ деятельности городских стоматологических поликлиник г. Воронежа
- 3. 1. Комплексный анализ деятельности городской стоматологической службы в < современных условиях
- 3. 2. Анализ деятельности на уровне городской 91 стоматологической поликлиники
- 3. 3. Сравнительный анализ деятельности стоматологической службы г. Воронежа и базовой стоматологической поликлиники за период 1999—2007 гг. г. на примере работы пародонтологической службы
- Выводы третьей главы
- ГЛАВА 4. Прогнозирование и оптимизация деятельности городской стоматологической службы
- 4. 1. Прогнозирование заболеваемости и показателей терапевтической стоматологической помощи городскому населению
- 4. 2. Прогнозирование заболеваемости и показателей пародонтологической помощи городскому населению
- 4. 3. Прогнозирование заболеваемости и показателей хирургической стоматологической помощи городскому населению
- Выводы четвертой главы
- ГЛАВА 5. Совершенствование деятельности стоматологической службы на основе информационных технологий
- 5. 1. Автоматизированная система поддержки организации и технологии оказания основных видов стоматологической помощи
- 5. 2. Оптимизация работы стоматологической поликлиники на основе информационных технологий
- 5. 3. Информационная поддержка выполнения стандартов медицинских услуг в стоматологической поликлинике
- Выводы пятой главы
- ГЛАВА 6. Анализ результатов оценки качества медицинской помощи в городских стоматологических поликлиниках
- 6. 1. Информационно-методическое обеспечение контроля качества стоматологической помощи
- 6. 2. Анализ динамики показателей качества оказания врачебной поликлинической помощи пациентам с заболеваниями пародонта
- 6. 3. Анализ качества стоматологической помощи по результатам социологического опроса врачей
- 6. 4. Анализ качества стоматологической помощи по результатам социологического опроса пациентов
- Выводы шестой главы
Список литературы
- Абашин Н.Н. Удовлетворенность пациента как показатель качества медицинской помощи /Н.Н. Абашин //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — 1998. — № 5. — С.31−33.
- Автоматизация системы управленческого учета инструментмногофакторного анализа использования ресурсов путем мониторинга деятельности ЛПУ. / П. П. Кузнецов и др. // Экономика здравоохранения. — 2002. № 3- С.70−78.
- Агаев Ф.Б. «Страховые иллюзии» перестройки здравоохранения /Ф.Б.Агаев //Страховая медицина М.- Луганск, 1991. — С. 10−11.
- Алимский А. В. Возможные модели организации государственной службыв городах / А. В .Алимский // Вопросы организации и экономики в стоматологии: сб. науч. тр.-Екатеринбург, 1994 — С.14−19.
- Алимский А. В. Некоторые нерешенные проблемы аттестации медицинских стоматологических кадров / А. В. Алимский. //Стоматология. Спецвыпуск 1996-С. 15−16.
- Алимский А. В. Принципиальные подходы к организации бюджетной ивнебюджетной помощи населению / А. В. Алимский // Медицинская помощь 1995- № 6. — С. 4−5.
- Алимский А. В. Принципиальные подходы к организации профилактикистоматологических заболеваний в условиях рыночной экономики/ А. В. Алимский // Новое в стоматологии. 1995. -№ 5. — С. 66−68.
- Алимский А.В. Принципы функционирования стоматологическихучреждений в условиях рыночной экономики / А. В. Алимский // Труды 5 съезда стоматологов ассоции России, Москва, 14−17 сентября 1999 г.: сб. науч. тр.-М., 1999. С.4−5.
- Ахметов Е.М. Об арендных отношения в стоматологии / Е. М. Ахметов, В. Ю. Семенов //Здрав.РФ.- 1992.-№ 3.- С.21−23.
- Ю.Багненко С. Ф. Анализ медико-экономической эффективности в оценке новых медицинских технологий / С. Ф. Багненко и др. //Экономика здравоохранения-2002. -№ 4. -С.12−14.
- П.Багненко С. Ф. Повышение экономической эффективности работы стационара с использованием информационной системы /С.Ф. Багненко, Е. И. Коган //Здравоохранение. 2001. — № 3. — С. 177−181.
- Безруков В. М. Материалы Всероссийской научной конференции
- Медицинская информатика накануне XXI века, Санкт Петербург, 2728 мая 1997 г./ В. М. Безруков, А. А Прохончуков, Н. А. Жижина // Стоматология. — № 4. — 1998. — С.30−38.
- Белин Н.Б. Оценка качества медицинской помощи: Мнение медицинских работников /Н.Б. Белин, JI.B. Гусева, Л. Г. Ананьина //Здравоохранение. -1999. — № 8. -С.15−17.
- Беллман Р. Математические модели в медицине : пер с англ. / Р.Беллман. — М: Мир, 1987.-354 с.
- Белякова Е.В. Клинико-социальная характеристика стоматологических больных терапевтического профиля в условиях крупного города: автореф. дис. канд. мед. наук- ММСИ /Е.В.Белякова.-М., 1993.-23 с.
- Беске Ф. Здравоохранение Германии. Система Достижения -Перспективы развития / Ф. Беске, И. Г. Брехт, А. М. Райнкемайер.- М.: ТОО Рарогъ, 1994.-224с.
- Бойко В. В. Проектирование баз данных информационных систем
- В.В.Бойко, В. М. Савинков. М.: Финансы и статистика, 1989 — 240 с.
- Бойко В.В. Реклама в стоматологии: стратегии, содержание, методы / В. В. Бойко, А. А. Кураскуа, Т. Ш. Мчелидзе // Стоматология. 1999. -№ 4. -С.34−37.
- Борисов А.И. О контроле качества медицинской помощи /А.И. Борисов,
- A.А. Борисова //Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 3. — С.34−37.
- Боровиков В. П. Прогнозирование в системе STATISTICA в среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере / В. П. Боровиков, Г. И. Ивченко. М.: Финансы и статистика, 1999. — 384 с.
- Боровский Е.В. Проблемы стоматологии /Е.В.Боровский //Стоматология. -1992.-№ 3−6.-С.6−8.
- Бояджан В.А. Анализ деятельности больничных учреждений на территориальном уровне с использованием систем диагностически связанных групп /В.А. Бояджан, О. Н. Гаенко //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. — № 5. — С.31−33.
- Буренков С.П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление / С. П. Буренков, В. В. Головтеев,
- B.П.Кочагин, — М.: Медицина, 1983.-228 с.
- Бусленко В.Н. Моделирование сложных систем / В. Н. Бусленко. М.:1. Наука, 1978 280 с.
- Бутман Я. Международный опыт в области непрерывного повышения качества медицинской помощи (на примере Нидерландов) / Я. Бутман // Пробл. стандартизации в здравоохранении. 2003. — № 3. — С. 18−23.
- Быкова Ж.Е. Методические подходы к оценке медико-экономических стандартов и возможности их использования в практике здравоохранения /Ж.Е. Быкова //Проблемы социальной гигиены и история медицины.-1996.- № 1.— С.47−49.
- Вальвачев Н. И. Статистический метод в медицинской практике сприменением микроЭВМ и персональных компьютеров/ Н. Н. Вальвачев, М. И. Римжа. Минск: Беларусь, 1989.-112с
- Василенко З.С. О дальнейшем повышении эффективности и качества стоматологической помощи/З.С.Василенко.- Киев, 1981−170 с.
- Веденко Б.Г. Стандарты качества лечения больных в отделениях стационара /Б.Г. Веденко //Врачебное дело 1991—№ 12.- С.104−106.
- Венедиктов Д.Д. Медицинский информационно-аналитический центр как новая организационная технология управления здравоохранением /Д.Д.
- Венедиктов, П.П. Кузнецов // Здравоохранение. 2003. — № 6. — С. 175 178.
- Вишняков Н.И. Анкетирование посетителей как метод оперативного контроля качества организации лечебного процесса /Н.И. Вишняков // Проблемы социальной гигиены и история медицины- 1998.- № 1-С.48−50.
- Вишняков Н.И. Три звена системы контроля качества медицинской помощи /Н.И. Вишняков, В. В. Стожаров, Е. Ю. Муратова //Экономика здравоохранения. 1997. — № 2. — С.26−28.
- Воронин В.Ф. Основные направления системных исследований на современном этапе развития отечественной стоматологии / В. Ф. Воронин, В. Т. Шестаков // Стоматология. -2000. № 6. — С.28−34.
- Вудард К. Информационные системы и реформа здравоохранения в России / К. Вудард // Компьютерные технологии в медицине. М., 1997. -№ 1- С.26−30.
- Вудкон М. Раскрепощенный менеджер: пер. с англ/ М. Вудкон, Д. Френсис -М.:Дело, 1991.-320 с.
- Вялков А. И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений / А. И. Вялков // Здравоохранение РФ. -1993. № 5. — С.3−4.
- Вялков А.И. Информационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС /А.И. Вялков, В. А. Гройсман // Вестник обязательного медицинского страхования. 2001.1. -С.4−8.
- Вялков А.И. О задачах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 годах и на период до 2010 года / А. И. Вялков // Экономика здравоохранения. — 2001. -№ 4−5. -С.5−9.
- Вялков А.И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Доклад на IV съезде СтАР / А. И. Вялков, В. К. Леонтьев // Стоматология. 1999. — № 2. — С.2−9.
- Вялков А.И. Современные информационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями / А. И. Вялков, В. А. Гройсман // Бюллетень НИИ СГ, Э и УЗ. 2000. — Вып.З. — С.27−35.
- Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении / А. И. Вялков // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003. — № 3 — С. 3−10.
- Гайдаров Г. М. Теоретические основы управления здравоохранением и автоматизированная информационная система в деятельности лечебно-профилактических учреждений / Г. М. Гайдаров, И. С. Кицул, А. Г. Залуцкая. Иркутск, 1997. — 132 с.
- Галанова Г. И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению: Материалы опроса руководителей здравоохранения / Г. И. Галанова // Экономика здравоохранения. 1999. — № 5/6. — С.40−41.
- Гапеев А. Стоматологический бизнес новые идеи и решения / А. Галеев
- Новое в стоматологии. 1997. — № 7 — С.57−56.
- Гарина М.Г. Концептуальные подходы к оценке качества медицинской деятельности /М.Г. Гарина //Журнал дерматологии и венерологии-1998.-№ 2.- С.8−10.
- Гасников В.К. О методологических проблемах развития информатизации управления в здравоохранении / В. К. Гасников // Врач и информационные технологии. 2004. — № 1. — С.4−11.
- Гельман В.Я. Медицинская информатика : практикум / В. Я. Гельман.—1. СПб: Питер, 2001. 480 с.
- Голованова О.Ю. Принципы развития оценки качества как системы управления лечебно-профилактическим учреждением / О. Ю. Голованова // Главврач. 2003. — № 6. — С.58−62.
- Голубева А.П. Теоретические основы управления качеством медицинской помощи / А. П. Голубева // Гл. мед. сестра. 2003. — № 2. — С.41−47.
- Голухов Г. Н. Система гарантий качества в здравоохранении / Г. Н. Голухов // Экономика здравоохранения .- 1998 № 2.-С. 35−39.
- Гордон Ю.Н. Опыт изучения мнения населения о качестве лечебно-профилактического обслуживания / Ю. Н. Гордон, Г. В. Гольцев, Т. Г. Долинская // Советская медицина. 1981. — № 9. — С. 118−120.
- Григорьев А.И. Внедрение компьютерной технологии в многопрофильных военных лечебных учреждениях / А. И. Григорьев // Военно-медицинский журнал. — 1991. — № 2. С. 15−19.
- Гринин В.М. Анализ обращаемости пациентов в платные стоматологические учреждения и оценка качества работы врачей / В. М. Гринин, В. Т. Караханян, Ю. М. Максимовский // Стоматология. —2003. -№ 5. С.31−35.
- Гринин В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города : автореф. дис. канд. мед. наук / В. М. Гринин. -М.: МММс, 1993.- 23 с.
- Гришин В.В. Финансово-экономические проблемы развития системы обязательного медицинского страхования/ В. В. Гришин // Экономиказдравоохранения 1997-№ 1-С. 20−22.
- Гройсман В. А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением / В. А. Гройсман. Тольятти, 2000.-247 с.
- Гультяев А.К. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса / А. К. Гультяев, В. А. Машин. СПб: Корона принт, 2000. — 353 с.
- Гуненкова И.В. Организация платных медицинских услуг в ортодонтии./ И. В. Гуненкова // Здравоохранение. -2002. № 2 — С. 29−32.
- Данилов Е.О. Финансовое состояние муниципальной стоматологической службы в новых экономических условиях / Е. О. Данилов //Экономика здравоохранения 1997-№ 12.-С. 42−45.
- Дейкун Н.П. Инструктивно-методические рекомендации по изучению качества организации, состояния и функционирования управления в системе здравоохранения / Н. П. Дейкун. Чернигов, 1996 — 37с.
- Демидов Н.А. Здоровье и здравоохранение: К концепции развития здравоохранения /Н.А. Демидова, Е. Ф. Архангельская // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 5. — С.23−25.
- Денисов В.Н. Технология реализации обязательного медицинского страхования на территориальном уровне: автореф. дис. канд.мед.наук /
- B.Н. Денисов.- М., 1993.-21 с.
- Дмитриев В.И. Методические подходы к проведению медико-социологических исследований удовлетворенности населения медицинской помощью /В.И. Дмитриев, А. В. Никольский //Здравоохранение Российской Федерации. 1982. — № 4. — С.26−30.
- Дюк В. Информационные технологии в медико-биологических исследованиях / В. Дюк, В.Эмануэль.- СПб., 2003. 528 с.
- Евдокимов Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи /Д.В. Евдокимов //Здравоохранение Российской Федерации. 1993. — № 8.1. C.6−8.
- Евдокимов Д.В. Теоретические и организационно-экономические основы управления качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования: автореф. дис. канд. мед. наук /Д.В. Евдокимов- СПб гос. мед. академия. СПб, 1997. — 22 с.
- Есауленко И.Э. Разработка регрессионных моделей для прогнозирования динамики медико-демографических показателей / И. Э. Есауленко и др. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. -Т.4, № 1.- С. 104−107.
- Железняк Е.С. Использование информации для управления крупной многопрофильной больницей /Е.С. Железняк //Здравоохранение Российской Федерации. 1981. -№ 7. — С.13−16.
- Железняк Е.С. Мнение пациентов как важное направление улучшения системы обеспечения качества медицинской помощи в крупной многопрофильной больнице / Е. С. Железняк // Здравоохранение Российской Федерации 1998-№ 5-С.39−41.
- Железняк Е.С. Новые подходы к проведению социологических опросов о1 качестве медицинской помощи /Е.С. Железняк, Н. Г. Петрова, Е.Н.
- Захаров И.А. Основные направления обеспечения качества медицинскойпомощи в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях /И.А. Захаров, Е. А. Захарова, М. В. Волков // Бюллетень НИИ Соц.
- Использование компьютерного моделирования боковой области лица дляобоснования малоинвазивного доступа при пункции височно-нижнечелюстного сустава/ С. И. Волков и др. // Стоматология. 2008. -№ 2. — С.54−57.
- К проблеме оценки качества медицинской помощи /Т.Г. Светличная и др. //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 3. — С.29−31.
- Камаев И.А. Контроль качества медицинской помощи в условиях центральной районной больницы /И.А. Камаев, М. С. Иксанов, С. А. Молодцов // Проблемы социальной гигиены и история медицины-1997.-№ 3.
- Карп В.П. Опыт и перспективы использования компьютерных технологийв медицинской практике / В. П. Карп // Компьютерные технологии в медицине: материалы I Российского научного форума. -М., 2003 — С.56−59.
- Кельдин К. Как правильно выбрать компьютерную программу для стоматологической клиники / К. Кельдин // Аналитическая газета-2001 — № 4 С.З.
- Кимболл A.M. Система здравоохранения США: сравнительное исследование/ A.M. Кимболл // Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы: сб. науч. тр.- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 190 с.
- Киселев С.В. Организационно-экономические аспекты внедрения обязательного медицинского страхования /С.В.Киселев, Н. Х. Сабитов //Экономиказдравоохранения 1997-№ 11-С. 53−59.
- Кицул И.С. Мнение пациентов о состоянии своего здоровья и результатах оказанной медицинской помощи / И. С. Кицул //Проблемы социальной гигиены и история медицины .- 1998 —№ 4.— С. 7−8.
- Кицул И.С. Современное состояние здравоохранения США: взгляд американских ученых / И. С. Кицул // Проблемы соц. гигиены и истории медицины.- 1997-№ 6. С.31−33.
- Климкин М.П. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в лечебных учреждениях г. Москвы / М. П. Климкин, А. М. Лукарев //Экономика здравоохранения 1997. — № 2 — С.8−10.
- Ключников И.И. Перспективы развития больниц: аналитический обзор / И. И. Ключников // Главный врач. 1998. — № 5. — С. 14−20.
- Кольба А.Н. Некоторые аспекты комплексной компьютеризации лечебно-профилактических учреждений / А. Н. Кольба // Здравоохранение. 1997. -№ 9. — С.171−177.
- Комков С.И. Бригадная форма организации и оплаты труда в стоматологической службе / С. И Комков // Отеч. здравоохранение. 1990 — № 9.1. С.29−31.
- Комплексная система автоматизации деятельности санатория /В .А.
- Курбатов и др. //Здравоохранение. 2001. -№ 7. — С.173−178.
- Компьютерное моделирование и топографо-анатомическое обоснование хирургического лечения анкилоза височно-нижнечелюстного сустава/ С. И. Волков и др. // Стоматология. 2008. -№ 4. — С.43−49.
- Компьютерные технологии в системе управления качеством и затратами на лекарственную помощь при неотложных состояниях. / Т. К. Луговкина и др. // Проблемы стандартизации в здравоохранении.2001.-№ 4.-С. 32−38.
- Кореневский Н.А. построение автоматизированных компьютерных медицинских систем/Н.А. Кореневский. — Курск: КГТУ, 1996 .
- Ю5.Корсун К. Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Российской Федерации (предварительный анализ) / К. Ю. Корсун // Стоматология. —2002. —№ 6. С.45−47.
- Корчагин В.П. Состояние финансирования здравоохранения / В. П. Корчагин //Экономика здравоохранения. 1996.- № 1.-С. 10−19.
- Космодемьянская А.И. Малое стоматологическое предприятие -практика в Германии / А. И. Космодемьянская // Стоматология— 1997 — № 2.- С.68−71
- Крюков В. Г. Развитие обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге /В.Г.Крюков, О. П. Самохвалова. -СПб.: Питер, 1993 238 с.
- Кузнецов П.П. Экономика здравоохранения. Некоторые подходы к совершенствованию оплаты труда медицинского персонала /П.П.Кузнецов //Главврач.—2002 — № 9.-С. 8−12.
- ПО.Куницина Н. М. Состояние профилактической стоматологической помощи в современных условиях / Н. М. Куницина, Б. В. Трифонов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах 2002-Т.1, № 2 — С. 138−139.
- Ш. Лаврова Ю. А. Организация контроля качества оказания медицинской помощи в системе медицинского страхования / Лаврова Ю. А. // Пробл. управления здравоохранением. 2003. — № 1. — С.44−47.
- Лакин Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
- Ластовецкий А.Г. Проблемы развития системы качества медицинской помощи / А. Г. Ластовецкий // Главврач. 2003. — № 1. — С.25−27.
- Леонтьев В.К. Альтернатива государственному лечению как отражение экономических реформ /В.К.Леонтьев // DentArt. -1997.- № 1. -С.53−56.
- Леонтьев В.К. Концепция формирования профессиональных стандартов / В. К. Леонтьев, В. Т. Шестаков // Новое в стоматологии. Спец.выпуск. -1995. № 4. — С.4−5.
- Леонтьев В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии/ В. К. Леонтьев // Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны М., 1991 — С.211−213.
- Леонтьев В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных клиник / В. К. Леонтьев // Стоматология. — 1999.-№ 3.-С. 54−57.
- Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития : отчетный доклад на 7 Всероссийском съезде стоматологов / В. К. Леонтьев // Стоматология. 2002. — № 1. — С.
- Леонтьев В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины / В. К. Леонтьев //
- Стоматология 1995 -№ 1. — С.66−72.
- Леонтьев В.К. Переходим к рынку / В. К. Леонтьев // DentArt. -1996. -№ 1. -С.4−5.
- Леонтьев В.К. Пути повышения качества работы стоматолога /
- B.К.Леонтьев // Стоматология 1996 — № 1.-С. 4−6.
- Леонтьев В.К. Развитие и обоснование системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических учреждений России / В. К. Леонтьев, В. Т. Шестаков // Стоматология. 2003. — № 3.1. C.8−14.
- Леонтьев В.К. Технологическая революция в стоматологии и ее последствия для России и СНГ / В. К. Леонтьев // DentArt. -1997. № 3. -С.23−26.
- Леонтьев В.К. Экономика стоматологии: куда идти дальше?/
- B.К.Леонтьев // Новое в стоматологии: спец.выпуск. 1995- № 4. —1. C.11.
- Леонтьев В.К. Экономические аспекты стоматологии / В. К. Леонтьев, И. Б. Золотоусская, Ю. В. Шиленко // Новое в стоматологии. 1997. — № 1. -С.5−11.
- Лисицын Ю.П. Концепция охраны здоровья населения России /Ю.П. Лисицын, К. А. Отдельнова //Здравоохранение Российской Федерации. -1990.-№ 11.- С.3−9.
- Максимова Т.М. Современные проблемы и перспективные оценки здоровья населения как основа реформирования здравоохранения / Т. М. Максимова // Пробл. соц. Гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2000, — № 5.- С.9−15.
- Медик В.А. Математическая статистика в медицине. Взгляд в будущее /
- B.А.Медик, Б. Б. Фишман //Экономика здравоохранения. 2001.- № 4−51. C.41−43.
- Медицинская информатика: Учебное пособие / В. И. Чернов и др. -Воронеж: ВГУ, 2004. 282 с.
- Мезенцев Е.В. Современное состояние и перспективы развития стоматологической помощи населению Воронежской области / Е. В. Мезенцев, М. А. Губин // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.- 2002. Т. 1, № 2 — С. 125−128.
- Методика оценки качества медицинской помощи по данным медицинской документации. Управление качеством медицинской помощи (опыт работы МУЗ ГКБ № 10 «Электроника»): методические указания / Е. А. Назаренко и др. Воронеж: ВГМА, 2002 — 20 с.
- Методические подходы к маркетинговым исследованиям медицинских услуг / Н. Б. Дремова и др. // Здравоохранение. 2001 — № 8. — С. 157 164.
- Методические рекомендации оценки качества медицинской помощи по данным медицинской документации с использованием компьютерной программы «Эксперт»: методические рекомендации / Е. А. Назаренко и др. Воронеж, 2004- 20с.
- Методические рекомендации по использованию автоматизированного программного комплекса «DentalMIS»: методические рекомендации / П. В. Чернов и др. Воронеж, 2004. — 24 с.
- Методы интеллектуальной поддержки выбора тактики лечения стоматологических заболеваний / В. Н. Фролов и др. // Консилиум. -2001.-№ 2.- С.38−39.
- Мирский М.Б. Новые экономические отношения в стоматологии/ М. Б. Мирский // Страховая медицина и современность: сб. науч. тр.— М., 1998.-С.18.
- Митронин В.К. О математическом подходе к формированию критериев оценки качества медицинских услуг /В.К. Митронин //Проблемы социальной гигиены и история медицины 1995 — № 1 — С.51−53.
- Мотивационные аспекты обращаемости пациентов в условиях участкового принципа организации стоматологической помощи / В. М. Гринин и др. // Стоматология. 2003. — № 2. — С.24−27.
- Назаренко Е.А. Оптимизация управления организационной и лечебно-диагностической деятельностью многопрофильного стационара / Е. А. Назаренко // Моделирование, оптимизация и компьютеризация в сложных системах. Воронеж, 1999 — Кн. 6. — С.86−94.
- Найговзина Н.Б. Качество медицинской помощи и его экспертиза / Н. Б. Найговзина // Экономика здравоохранения. 1998. — № 1. — С.7−14.
- Накатис Я. А. Реализация стратегического плана развития информационной системы многопрофильной клиники / Я. А. Накатис, Е. И. Коган //Здравоохранение. -2001. -№ 6. С. 171−176.
- Некоторые особенности применения информационных технологий в стоматологической клинике / П. В. Чернов и др. // Материалы 1-го Российского научного форума «МедКомТех 2003». М., 2003. — С. 133 134.
- О затратах на внедрение современных приемов рекламы, маркетинга и менеджмента при предоставлении платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения / Н. П. Челидзе и др. // Экономика здравоохранения. 2002. — № 3- С. 36−40.
- Поволокин Н.К. Опыт управления качеством медицинской помощи в учреждениях системы здравоохранения / Н. К. Поволокин, В. Ф. Задорин, В. А. Данилов // Пробл. стандартизации в здравоохранении. — 2002. № 3. — С.46−51.
- Поляков И.В. О маркетинговых технологиях в системе обеспечения качества медицинской помощи / И. В. Поляков // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1997. № 6. — С.24−26.
- Поляков И.В. О территориальной системе управления качеством медицинской помощи / И. В. Поляков //Проблемы социальной гигиены иистория медицины. 1996. — № 3. — С.22−24.
- Попова Т.Г. Экспертные оценки качества стоматологического ортопедического лечения / Т. Г. Попова // Стоматология. 2008. — № 3. -С.61−64.
- Преображенская B.C. Организационные проблемы управления здравоохранением / В. С. Преображенская // Здоровье и здравоохранение: Проблемы и перспективы. -М, 1991.- С.142−158.
- Применение компьютерных технологий в амбулаторно-поликлинической практике / Г. Е. Соколович, и др. // Материалы I Российского научного форума «МедКомТех 2003». — М., 2003. С. 110 111.
- Прохончуков А.А. Информационно-поисковая (справочная) система «Стоматология» / А. А. Прохончуков // Стоматология. 1998. — № 2. — С.27−34.
- Прохончуков А.А. Медицинская информатика накануне 21 века и задачи стоматологической службы России / А. А. Прохончуков // Стоматология. -1998. № 4. — С.49−58.
- Рагимов Д.М. Методика расчета норматива финансирования на оказание стоматологической помощи при обязательном медицинском страховании / Д. М. Рагимов, Л. Г. Бабенко //Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1994. № 4. — С. 39−41.
- Радлинский С. Стоматологический кабинет в версии центра «Комподент» / С. Радлинский // DentArt. 1996. — № 1. — С.41 — 46.
- Радченко С.В. О современном понимании целей и задач информатизации в лечебно профилактическом учреждении. 4.2. / С. В. Радченко // Информационные технологии в здравоохранении. — 2002. — № 3−4, — С.15−17.
- Развитие системы лицензирования медицинской деятельности проблем стало больше / Р. А. Хальфин и др. // Проблемы стандартизации вздравоохранении. 2003. — № 6. — С. 3−9.
- Региональное здравоохранение: проблемы и перспективы /А.С. Фаустов и др. // Консилиум.- 2000. № 3. — С.62−65.
- Регрессионный анализ, данных на ПК в примерах и задачах: методические рекомендации / сост. В. П. Богатова. Воронеж: ВГУ, 2002. — 47с.
- Решетников А.В. Управление финансами в государственном здравоохранении / А. В. Решетников, В. Б. Филатов // Управление в здравоохранении России и США: опыт и проблемы: сб. науч. тр. -Новосибирск, 1997. С.137−158.
- Роль компьютерных технологий при стоматологических заболеваниях / А. А. Кунин и др. // Консилиум. 2003. — № 5.- С.36−37.
- Руководство по статистике в медицине и биологии: в 2-х томах / под ред. Ю. М. Комарова. Т. 2. Прикладная статистика здоровья / В. А. Медик, Б. Б, Фишман, М. С. Токмачев. — М.:Медицина, 2001. 352с.
- Ряузов Н.Н. Общая теория статистики / Н. Н. Ряузов. М.: Статистика, 1971.-368 с.
- Савельев Е.Н. Управление качеством медицинской помощи (зарубежный и отечественный опыт) / Е. Н. Савельева // Рос. мед. журн. 2003. — № 3. -С.8−11.
- Садовский В.В. Бесплатная и платная стоматология / В. В. Садовский // Стоматология для всех. 1998. — № 1(2). — С.35.
- Самодин В.И. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях / В. И. Самодин, В. С. Васюкова, Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 1997. -№ 1. — С. 121−125.
- Симбируев С.А. Первичная медицинская помощь в Финляндии / С. А. Симбируев, А. Л. Клоссовой //Здравоохранение Российской Федераци. 1993. — № 4. — С. 28−30.
- Синявский В. Современные информационные технологии по экспертизе и контролю за рациональным использованием медикаментов в ЛПУ и системе ОМС / В. Синявский, Е. Филипова, М. Шишкин // Здравоохранение. 1999. -№ 11. — С. 171−175.
- Синявский В.М. Автоматизированная экспертиза медицинской помощи и контроль качества оказанных услуг в Торжокской ЦРБ / В. М. Синявский // Здравоохранение. 2000. — № 6. — С.53−57.
- Смайловская М.С. Проблемы развития предпринимательской деятельности медицинских учреждений в условиях становление новых экономических отношений в отрасли здравоохранения / М. С. Смайловская // Экономика здравоохранения. 2001. — № 6. -С. 10−13.
- Совершенствование деятельности стоматологической поликлиники на основе экспертной оценки в баллах / А. А. Кунин и др. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах 2002. — Т.1. — № 2 -С.135−137.
- Советов Б.Я., Моделирование систем / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высш. шк., 1985. — 586 с.
- Современные оценки качества медицинской помощи по результатам социологического опроса /Е.С. Железняк и др. //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 3. — С.20−22.
- Стародубов В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ : автореф. дис.. д-ра мед. наук / В.И. Стародубов- Рос. гос. мед. ун-т. М., 1997. — 60 с.
- Стародубов В.И. О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранением / В. И. Стародубов, B.JI. Гончаренко, Ф. Н. Кадыров // Здравоохранение. 2000. -№ 2. — С.9−14.
- Стародубов В.И. Основные положения концепции стандартизации медицинских услуг / В. И. Стародубов // Экономика здравоохранения. -1997. -№ 10. С.5−7.
- Стародубов В.И. Реформы российского здравоохранения: настоящее и будущее / В. И. Стародубов // Здравоохранение. 1999. — № 4. — С.7−12.
- Старченко А.А. Качество медицинской помощи как предмет судебного производства / А. А. Старченко, М. Ю. Фуркалюк, Г. А. Кочергина // Здравоохранение. 2003. — № 3. — С.41−48.
- Столбов А.П. Стандартизация информационных технологий в здравоохранении и ОМС: основы методологии / А. А. Столбов // Информационные технологии в здравоохранении. 2002. — № 3−4. — С.30 -31.
- Ступаков И.Н. Управление изменениями в медицинских учреждениях: современный подход / И. Н. Ступаков, И. В. Самородская // Здравоохранение. 2002. — № 3. — С. 25−31.
- Тавровский В.М. Благородные диалекты SQL. Сравнительный обзор наиболее популярных баз данных / В. М. Тавровский // Chip — 2002 № 3. -С. 156−159.
- Тавровский В.М. Лечебно-диагностический процесс. Теория. Алгоритмы. Автоматизация / В. М. Тавровский. Тюмень, 1997. — 318 с.
- Тишук Е. А. Информационно-аналитическое обеспечение здравоохранения / Е. А. Тишук //Экономика здравоохранения. — 2001. — № 11−12.-С.31−33.
- Тишук Е.А. Современные проблемы качества медицинской помощи / Е. А. Тишук, В. О. Щепин // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 3. — С. 13−19.
- Тогунов И. А. Городская поликлиника в системе медицинского страхования / В. А. Тогунов // Главврач.- 2002. — № 2 — С. 15−21.
- Тогунов И. А. Концептуальное обоснование применения метода системного подхода к оценке качества медицинской помощи / И. А. Тогунов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. -№ 3. -С.45−48.
- Тогунов И.А. Медицинское страхование. Клинико-статистические группы в поликлинике / И. А. Тогунов // Главврач. 2002. — № 4. -С. 17−21
- Тогунов И.А. Медицинское страхование. Кратность врачебных посещений в поликлинической практике /И.А.Тогунов // Главврач. — 2002,-№ 5.-С. 22−28.
- Тогунов И.А. Медицинское страхование. Основные характеристики амбулаторно-поликлинической помощи / И. А. Тогунов // Главврач. -2002.-№ 3.-С. 10−21.
- Тогунов И.А. От оценки к планированию качества медицинской помощи / И. А. Тогунов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины-1999. -№ 1. — С.28−30.
- Тюрин Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. М.: ИНФРА, 1998. — 528 с.
- Тяпухин П.В. О подходах к созданию информационной системы ЛПУ /
- П.В. Тяпухин, И. Н. Шумилова // Материалы I Российского научного форума.- М., 2003. С. 115−116.
- Филатов В.Б. Безопасность пациента как важнейший аспект проблемы качества медицинской помощи / В. Б. Филатов, Е. П. Жиляева // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 1. -С.40−43.
- Хай Г. А. Информационные технологии. Компьютерная поддержка работы врача / Г. А. Хай // Главврач. 2002. — № 5. — С. 35−38.
- Хай Г. А. Компьютерная поддержка врача / Г. А. Хай // Информационные технологии в здравоохранении. 2002. — № 10−12. — С. 10−11.
- Хай Г. А. Проблемы управления качеством медицинской помощи / Г. А. Хай // Информ. технологии в здравоохранении. 2002. — № 3−4. — С.26−29.
- Хальфин Р.А. Некоторые подходы к стратегическому планированию в здравоохранении / Р. А. Хальфин // Экономика здравоохранения 2001-№ 4−5- С. 14−15.
- Хасаншина Е.В. К вопросу информационного обеспечения врачебного персонала / Е. В. Хасаншина, В. М. Шевелев, Ю. Р. Хасаншин // Материалы I Российского научного форума.- М., 2003. С.126−127.
- Хуторской М.А. Технологические основы обеспечения высоких показателей качества медицинской помощи / М. А. Хуторской, В. Ф. Мартыненко // Пробл. управления здравоохранением. 2003. — № 1. — С.21−23.
- Царик Г. Н. Предварительные итоги оценки эффективности общих врачебных практик / Г. Н. Царик // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. -№ 3. — С.45−45.
- Чавпецов В.Ф. Экспертиза качества медицинской помощи в совокупности случаев / В. Ф. Чавпецов, М. А. Карачевцева, Д. О. Левый // Здравоохранение. 2003. — № 7. — С. 167−177.
- Ченцов Ю.И. Некоторые аспекты условий работы врачей-стоматологов в организациях разной формы собственности / Ю. И. Ченцов, Ю. М. Максимовский // Стоматология. 2003. — № 6. — С.31−36.
- Черепанова И.С. Методологические аспекты науки управления здравоохранением / И. С. Черепанова // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. трудов. СПб., 2001. — Вып. 6. — С. 22−24.
- Чернов В.И. Основы статистического анализа в медицине: учебное пособие / В. И. Чернов, И. Э. Есауленко, С. Н. Семенов. Воронеж: ВГУ, 2003.- 113 с.
- Чернова Т.В. Оценка качества медицинской помощи пациентами городских многопрофильных больниц / Т. В. Чернова // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 1. — С.28−30.
- Чупахин Н.Н. Информационные технологии фактор повышения эффективности управления персоналом и учреждений здравоохранения /
- Н.Н. Чупахин, Ю. В. Дьяченко, В. И. Калиниченко // Здравоохранение. -2000.8.-С. 150−156.
- Шамильевич А. Ш. О построении информационной системы клинической работы многопрофильного стационара / А. Ш. Шамильевич // Информационные технологии в здравоохранении. 2002. — № 5−7- С. 26.-27.
- Шевелев В.М. Эффективность внедрения информационных технологий в медицинском учреждении / В. М. Шевелев, Е. В. Хасаншина, Ю. Р. Хасаншин // Материалы I Российского научного форума М., 2003. -С.140−141.
- Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения / И. М. Шейман. — М: Издатцентр, 1998. 337 с.
- Шестаков В.Т. Организация стоматологической службы в Швеции / В. Т. Шестаков // Новое в стоматологии. 1998. — № 7. — С.8−22.
- Шестаков В.Т. Основные направления развития стоматологической службы России / В. Т. Шестаков, О. О. Якущевич, В. К. Леонтьев. -М: Медицинская книга, 2008 200 с.
- Шестаков В.Т. Ответственность пациента за сохранение своего здоровья и за качество оказания стоматологической помощи / В. Т. Шестаков // Стоматология для всех. — 1998. № 2. — С.50−55.
- Шиган Е. Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях / Е. Н. Шиган. — М.: Медицина, 1986. 208 с.
- Шиленко В.Ю. Полное товарищество в стоматологии / В. Ю. Шиленко, В. К. Леонтьев // Стоматология. 1997. — № 2. — С.59−65.
- Шиленко Ю.В. Стратегия обеспечения качества медицинской помощи населению / Ю. В. Шиленко, А. С. Акопян, Р. С. Бочкаев // Пробл. управления здравоохранением. 2002. — № 1. — С.54−59.
- Шифрин М.А. Медицина завтрашнего дня / М. А. Шифрин // Главврач.2002.-№ 3.-С. 41−42.
- Шойко С.В. Взаимодействие ведомственной и неведомственной подсистем контроля качества медицинской помощи в Иркутской области /С.В. Шойко // Здравоохранение. 1997. — № 9. — С.63−69.
- Щепин В.О. Перспективы развития лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации по данным социологического исследования /В.О.Щепин // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1997. — № 1. — С.41−43.
- Щепин О.П. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению / О. П. Щепин, A.JI. Линденбратен, В. Н. Голодненко // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 3. — С.24−29.
- Щепин О.П. К оптимизации системы медицинской помощи населению в условиях межрегионального развития здравоохранения /О.П. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. -№ 5. — С.27−32.
- Щепин О.П. О современных проблемах и развитии здравоохранения России / О. П. Щепин // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1995. — № 1. — С.41−43.
- Экономические и организационные основы лечения больных пользующихся правом бесплатного зубопротезирования / В. С. Сируняну и др. //Стоматология: спец. выпуск 1996.-С.32−33.
- Экспертная оценка стоматологических учреждений при их лицензировании и аккредитации / В. Д. Вагнер и др. // Стоматология. 2000 — № 1.-С. 14−19.
- Эффективность оказания стоматологической помощи в максимальном объеме за одно посещение / Е. А. Магид и др. // Тезисы 8 съезда стоматологов. М., 2000. — С.56−57.
- Юнкеров В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев. — СПб.: ВМедА, 2002. 266 с.
- Юрьев В.К. Здоровье населения и методы его изучения. Учебное пособие / В. К. Юрьев. СПб.: ППМИ, 1993.- 144 с.
- Юфантопулос Я. Зарубежный опыт. О системах оплаты медицинских услуг /Я.Юфантопулос //Главврач-2002. -№ 11.-С. 49−52.
- Юшманова Т.Н. Изучение мнения населения о качестве помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях / Т. Н. Юшманова // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1999. — № 4. -С.17−19.
- Abel-Smith В. Cost Containment and Health Care Reform: A Study of the European Union / B. Abel-Smith, E. Mossialos // Health Policy. 1994. -Vol.28. -P.89−132.
- Ammenwerth E. Mobile information and communication tools in the hospital / E. Ammenwerth, A. Buchauer, B. Bludau // International Journal of Medical Informatics. -2000. Vol.57, N 1. — P. 21−40.
- Batalden P.B. Linking Outcomes Measurement to Continual Improvement: The serial V Way of Thinking about improving Clinical Care / P.B. Batalden, E.C. Nelson, J.S. Roberts // Journal on guilty improvement. 1994. — Vol.20, N4. — P.167−180.
- Bensing J. Doctor patient communication and the quality of care / J. Bensing//Soc. Sci. med.- 1991.-Vol. 32, № 11.-P. 1301−1310.
- Berwick D.M. Continuous improvement as an ideal in health care / D.M. Berwick // N. Engl. Med. J. 1989. -Vol. 320. — P.53−56.
- Blumenthal D. Collaborative management in chronic illness/ D. Blumenthal // Neu Engl. Med. J. 1996. — Vol. 33, № 5. — P. 1136 — 1141.
- Bodenheimer T. Disease management in the American marke / T. Bodenheimer //N. Engl. Med. J. 1999. —Vol. 340. — P.488 — 492.
- Competition in Health (Care. Reforming tile NHS)/ ed. A.J. Culyer, A.K. Maynard, J.W. Postnett- MacMilan Press, 1992. -256 p.
- Crombie J. Audit Handbook / J. Crombie, H. Davis, S. Abracham. -Chichester, 1997. 347p.
- Deming W. E. Out of the Crisis / W. E. Deming // Mass: Massachusetts Institute of Technology Center for Advanced Engineering Study. -Cambridge, 1986.-235p.
- Departament of Health Medical Audit (White Book). — London, 1989. -689p.
- Dixon N. Medical Audit primer / N.Dixon. Hampshire, 1991.- 342p.
- Donabedian A. The Criteria and Standards of Quality / A. Donabedian // JAMA. — 1988. — Vol.260. -P.1743 — 1748.
- Donabedian A. Explorations in Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. Michigan: Health Administration Press, 1982. — 25 lp.
- Donabedian A. Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Vol. 1. The Definition of Quality and Approaches to Its Assessment / A. Donabedian.- Michigan: Health Administration Press, 1980. 457p.
- Donabedian A. The Methods and Findings of Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. Michigan: Health Administration Press, 1985.- 900p.
- Donabedian A. The Quality of Care: How Can It Be Assessed? / A. Donabedian// JAMA. 1988. — Vol.260. — P.1743−1748.
- Epstein A. Performance reports on quality: prototypes, problems, and prospects / A. Epstein //N. Engl. J. Med. 1995. — Vol.333. — P.57−61.
- Epstein A. Quality of medicine / A. Epstein //JAMA. 1998. — Vol.279. -P.1691 — 1696.
- Fisher R. Based Audit in General Practice / R. Fisher, M. Lakhani, R. Baker. -Oxford, 1998. 328p.
- Goidman R.S. Results of a computerized screening of stroke patients for unjustified hospital stay /R.S. Goidman, A.J. Hartz, D.J. Lanska // Stroke. -1996. Vol.27. — P.639 — 644.
- Hancock B. Five common causes of pain / B. Hancock // Br. Med. J. 1990. -Vol.301-P.911−912.
- Heath D. Health Trends / D. Heath // Br. Med. J. 1986. — Vol.18 — P.74 -76.
- Knight G. M. Marketing dental services / G. M. Knight // Dental Practice. -1996.-Vol.34, № Ю.-Р.1−2.
- Lezzoni L.I. «Black box» medical information systems: a technology needing assessment / L.I. Lezzoni // JAMA. 1991. — Vol.265. — P.306 — 307.
- Maxillofacial virtual surgeiy from 3D-CT images / A. Sarti et al. .//Information technologies in medicine. Vol. 2. Rehabilitation and treatment. -N-Y.: John Wiley Sons, 2001. -P.183−200.
- Montoya-Aguilar C. Measuring the performance of hospitals and health centers / C. Montoya-Aguilar. Geneva: World Health Organization, 1994. -25 p.
- Oral status and acceptance of dental services among some elderly persons in Oslo/ F. Floy strand et al. //Acta Odontol. Scand.- 1982. -Vol. 40, № 1.-P. 1118.
- Richard L. Organization and administration of health care (Theory, practice, environment) / L. Richard, W. Durbun, S. Herbert. Saint Louis: C.V. Mosby Company, 1974.-273 p.
- Sandberg H. Медицинские и экономические аспекты программы профилактики заболеваний полости рта в Швеции / Н Sandberg // Новое в стоматологии. 1994. — № 3. -С. 14.
- Shheider Е. Priority determination for the provision of the health services: an economic and social analysis / E. Shheider, V. Riehl, S. Courte-Wienecke // JAMA. 1999. — Vol.282. — P. 1184 — 1190.
- Weiner J.P. Risk-Adjusted Capitation Rates Using Ambulatory and Inpatient Diagnoses / J.P. Weiner, A. Dobson // Health Care Financing Review. 1996.- Vol.17, N3.-P.77−100
- Wenberg J. Quality in Health Care / J. Wenberg. Graham- Maryland, 1995.- 235p.
- Wilkin D. DRG s spark interest abroad for planning / D. Wilkin, A. Smith // J. R. Coll. Gen. Pract. 1987. — Vol. 37. — P.350 — 353.