Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рационализация функционирования городской стоматологической службы на основе прогностического моделирования и алгоритмизации работы стуктурных подразделений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие в настоящее время условия деятельности стоматологии как самостоятельной научной отрасли медицины и как большого раздела практического здравоохранения, требующего решения ряда социально-экономических, законодательно-правовых, организационных и многих других проблем, поставили необходимость обобщения знаний на новом уровне их оценки. И именно внедрение в стоматологию новых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Пути повышения эффективности работы городской стоматологической службы
    • 1. 1. Современное состояние стоматологической службы в России
    • 1. 2. Вопросы контроля качества стоматологической помощи в современных условиях
    • 1. 3. Общие принципы организации информационных систем в учреждениях стоматологического профиля
    • 1. 4. Аналитическая оценка программных продуктов для стоматологической практики
    • 1. 5. Повышение эффективности стоматологической службы на основе применения информационных технологий
    • 1. 6. Цель и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. Разработка методов и алгоритмов анализа и прогнозирования показателей деятельности стоматологической 56 службы г. Воронежа
    • 2. 1. Аналитический обзор математических методов прогнозирования
    • 2. 2. Методика прогнозирования показателей деятельности стоматологических поликлиник
    • 2. 3. Методика обоснования численности врачебного персонала стоматологической клиники
    • 2. 4. Система автоматизированного анализа стоматологической заболеваемости в городе
  • Выводы второй главы
  • ГЛАВА 3. Анализ деятельности городских стоматологических поликлиник г. Воронежа
    • 3. 1. Комплексный анализ деятельности городской стоматологической службы в < современных условиях
    • 3. 2. Анализ деятельности на уровне городской 91 стоматологической поликлиники
    • 3. 3. Сравнительный анализ деятельности стоматологической службы г. Воронежа и базовой стоматологической поликлиники за период 1999—2007 гг. г. на примере работы пародонтологической службы
  • Выводы третьей главы
  • ГЛАВА 4. Прогнозирование и оптимизация деятельности городской стоматологической службы
    • 4. 1. Прогнозирование заболеваемости и показателей терапевтической стоматологической помощи городскому населению
    • 4. 2. Прогнозирование заболеваемости и показателей пародонтологической помощи городскому населению
    • 4. 3. Прогнозирование заболеваемости и показателей хирургической стоматологической помощи городскому населению
  • Выводы четвертой главы
  • ГЛАВА 5. Совершенствование деятельности стоматологической службы на основе информационных технологий
    • 5. 1. Автоматизированная система поддержки организации и технологии оказания основных видов стоматологической помощи
    • 5. 2. Оптимизация работы стоматологической поликлиники на основе информационных технологий
    • 5. 3. Информационная поддержка выполнения стандартов медицинских услуг в стоматологической поликлинике
  • Выводы пятой главы
  • ГЛАВА 6. Анализ результатов оценки качества медицинской помощи в городских стоматологических поликлиниках
    • 6. 1. Информационно-методическое обеспечение контроля качества стоматологической помощи
    • 6. 2. Анализ динамики показателей качества оказания врачебной поликлинической помощи пациентам с заболеваниями пародонта
    • 6. 3. Анализ качества стоматологической помощи по результатам социологического опроса врачей
    • 6. 4. Анализ качества стоматологической помощи по результатам социологического опроса пациентов
  • Выводы шестой главы

Рационализация функционирования городской стоматологической службы на основе прогностического моделирования и алгоритмизации работы стуктурных подразделений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

На современном этапе развития стоматологии практически невозможно обойтись без применения информационных технологий при организации лечебно-диагностического процесса и комплексном управлении стоматологической поликлиникой.

Однако развитие и внедрение инновационных технологий в стоматологии, к сожалению, еще не привело к снижению стоматологической заболеваемости населения и улучшению показателей качества медицинской помощи (Сандакова Д.Ц., 2004 Шалаев О. Ю., 2008 г.). Следует отметить, что в последние годы наблюдается рост числа осложнений, приводящих к развитию серьезных патологий и отрицательно влияющих на качество жизни больных (Леонтьев В.К., 2000). Последние зачастую становятся причиной жалоб пациентов на некачественность медицинских услуг (Алимский А.В., 2000, Малый А. Ю., 2000, Акопов В. И., 2002, Данилов Е. О., 2006, Чепурная Е. А., 2007, Шалаев О. Ю., 2008).

Анализ проблемы качества лечебно-диагностической помощи (КМП) населению показывает, что до настоящего времени отсутствуют общепринятые стандартные подходы к решению данной проблемы на уровне лечебных учреждений, в том числе стоматологического профиля. Наряду с этим, отсутствуют единые подходы в экспертной оценке КМП между учреждениями здравоохранения и органами вневедомственного контроля (ТФОМС, ФСС) (Стародубов В.И., 1999; Кучеренко В. З. и соавт., 2003; Тихомиров А. В., 2006). Важно отметить, что в организации деятельности независимой экспертизы качества медицинских услуг и ее законно-правовых норм имеются значительные пробелы в современном Российском законодательстве (Козьминых Е.В., 2003).

Анализ соответствия медицинской помощи должному уровню качества предопределяет необходимость научного обоснования критериев, стандартов, нормативов или формализованной базы для оценки качества (Стародубов В.И., 2000; Дейкун Н. П., 1996; Жуков В. А., 1997). Однако до настоящего времени отсутствуют общепринятые стандартные подходы к решению этой проблемы, что делает все имеющиеся системы оценок достаточно субъективными. Важным моментом является также оптимальное использование имеющейся материально-технической базы и интеллектуального потенциала коллективов лечебно-профилактических учреждений, в том числе стоматологического профиля (Чепурная Е.А., 2007).

Сложившаяся практика управления лечебно-диагностическим процессом в стоматологических поликлиниках не повышает в достаточной мере его эффективность, не обеспечивает устранение ошибок и несогласованность в действиях врачей. Кроме того, традиционная система управления в лечебных учреждениях не обеспечивает оперативное получение полной и достоверной информации о проблемах и решениях врача в его работе с пациентами, что снижает своевременность и эффективность управляющих административных решений.

При этом основная задача управления стоматологической службы на современном этапе состоит в необходимости выработки оптимальных вариантов стратегии медицинского обслуживания населения, моделирования ситуаций, разработки целевых программ и планов лечебно-профилактических мероприятий.

Решение данной задачи возможно на основе использования эффективных методов исследования состояния здоровья населения, к которым относится метод медицинского мониторинга, обеспечивающего наблюдение, оценку и прогноз состояния здоровья населения с заданной периодичностью и с учетом внешних факторов (Широких А.В., 2006), с одной стороны. Наряду с этим, необходимо внедрение информационных технологий и эффективных методов планирования лечебной деятельности, основой которого является научно обоснованное прогнозирование (Аксенова Н.В., 2008).

Существующие в настоящее время условия деятельности стоматологии как самостоятельной научной отрасли медицины и как большого раздела практического здравоохранения, требующего решения ряда социально-экономических, законодательно-правовых, организационных и многих других проблем, поставили необходимость обобщения знаний на новом уровне их оценки. И именно внедрение в стоматологию новых организационных и экономических форм деятельности и возрастание их роли вызывает интерес к системным исследованиям. В этой связи следует считать, что применение знаний из области теории систем и, конкретно, таких ее разделов, как системный подход и системный анализ, является новым этапом в развитии методологии стоматологической науки, практической стоматологии и организации стоматологической службы (Широких А.В., 2006).

Таким образом, актуальным направлением повышения качества оказания медицинских услуг населению является разработка стандартов, алгоритмов и методик единого подхода к управлению лечебно-диагностическим процессом в стоматологической поликлинике и оценке качества медицинской помощи, реализованных с использованием компьютерных технологий, что обеспечит оптимизацию процесса принятия управленческих решений.

Цель исследования.

Разработка методологии управления стоматологической помощью на уровне городской стоматологической службы и базовых стоматологических поликлиник на основе многоуровневого прогностического моделирования, алгоритмизации работы структурных подразделений и оценки качества медицинской помощи.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:

— сформировать методику анализа деятельности городской стоматологической службы;

— провести анализ деятельности стоматологической службы в городе за период 2002;2008 гг. и оценить динамику ее развития;

— провести анализ путей совершенствования работы городской стоматологической службы;

— разработать методику обоснования численности врачебного персонала стоматологической поликлиники;

— создать подсистему прогнозирования потребностей ресурсного обеспечения профильного медицинского обслуживания населения и построить прогностические модели потребности оказания различных видов стоматологической помощи городскому населению;

— сформировать подход к управлению структурными подразделениями городской стоматологической службы на основе результатов прогнозирования потребности оказания стоматологической помощи;

— предложить оптимизационную модель функционирования стоматологической поликлиники;

— провести анализ динамики показателей качества оказания стоматологической помощи пациентам и осуществить анализ качества стоматологической помощи по результатам социологического опроса врачей и пациентов;

— создать модель управления качеством медицинской помощи и информационного обеспечения всех компонентов текущих технологических процессов с учетом профиля работы структурных подразделений.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись основные положения теории вероятностей и математической статистики, теории управления биологическими и медицинскими системами, теории системного анализа, методы математического и компьютерного моделирования, экспертного оценивания.

Научная новизна. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

— методика мониторинга стоматологической заболеваемости городского населения, являющаяся основой для формирования управленческих решений по организации лечебно-профилактических мероприятий, отличающаяся прогнозированием тенденций и их анализом;

— прогностические модели и показатели оценки деятельности стоматологической службы, позволяющие получать прогноз потребности оказания отдельных видов стоматологической помощи и формировать городскую программу развития стоматологической помощи населению на основе анализа ретроспективной, текущей информации и прогнозируемой динамики;

— методика обоснования численности врачебного персонала на основе статистической имитационной модели функционирования стоматологической поликлиники, интерпретируемой в виде многоканальной системы массового обслуживания (СМО) с ожиданием, ограничением по длине очереди и неоднородным потоком заявок;

— логические модели работы структурных подразделений городской стоматологической поликлиники, позволяющие получать краткосрочный прогноз, учитываемый при формировании городской программы работы стоматологической службы;

— методика медико-социального исследования, позволяющая комплексно оценить качество медицинских услуг при соблюдении принятых лечебно-диагностических стандартов;

— алгоритм принятия решений для рационального управления городской стоматологической службой, позволяющий формировать оптимальные управленческие решения с учетом прогноза потребности стоматологической помощи населению;

— модели и программное обеспечение автоматизированной системы оценки состояния и прогнозирования динамики потребности стоматологической помощи населению, обеспечивающие рациональное принятие управленческих решений на уровне административных органов управления здравоохранением;

— структура и программное обеспечение автоматизированной системы работы врачей-стоматологов, обеспечивающей информационную поддержку всего технологического цикла оказания специализированной стоматологической помощи с учетом специфики работы структурных подразделений.

Практическая значимость и реализация результатов работы.

Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, служат основой оптимизации оказания врачебной помощи в условиях терапевтического и хирургического отделений городской стоматологической поликлиники. Применение компьютерных систем позволяет на практике реализовать методы поддержки принятия решений на врачебном, учрежденческом и муниципальном уровнях, что обеспечивает рациональное использование имеющегося материально-технического и кадрового потенциала стоматологических лечебно-профилактических учреждений. Применение программы оценки качества врачебной деятельности как элемента системы управления стоматологической помощью обеспечивает оперативный контроль качества медицинских услуг. Принципы поддержки принятия врачебных решений на основе стандартов медицинских услуг практически реализованы в информационно-справочной системе «МИС-Стандарт», внедренной в практическую деятельность поликлиник.

Разработаны и внедрены в клиническую практику МУЗ «Стоматологическая поликлиника № б», «Детская стоматологическая поликлиника № 1» городского округа г. Воронеж, «Стоматологическая поликлиника ВГМА им. Н.Н. Бурденко» ив учебный процесс кафедры информационных систем ГОУ ВПО ВГМА им. Н. Н. Бурденко Росздрава автоматизированная система поддержки организации и технологии оказания стоматологической помощи, а также результаты проведенного исследования, информационно-справочная система МИС-Стандарт, компьютерный программный комплекс «Эксперт» и программный комплекс автоматизации работы стоматологической поликлиники «ПКА СПб».

Информационное и программное обеспечение автоматизированных подсистем организации помощи и выбора лечения стоматологических заболеваний внедрены в практическую деятельность кафедры терапевтической стоматологии с курсом физиотерапии и кафедры пропедевтической стоматологии ВГМА им. Н. Н. Бурденко.

Материалы работы в виде информационного обеспечения и данных медицинского мониторинга, а также методы анализа состояния и развития стоматологической заболеваемости используются в управлении городской стоматологической службой.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах:

— Всероссийская конференция «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2003);

— Российский научный форум «МедКомТех 2003» (Москва, 2003);

— научно-практический семинар «Центры „Здоровья“ в ВУЗе: опыт работы, проблемы, перспективы развития» (Шахты, 2005);

— Всероссийская конференция «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2005);

— Всероссийская конференция «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2006);

— Всероссийская конференция «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2008);

— Всероссийская конференция «Педагогическое мастерство в современных условиях» (Волгоград, 2009).

Публикации.

Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 50 научных работах, в том числе 8 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. и.

В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце автореферата, лично соискателю принадлежат: [3,7,8,27,34,36] - проведен анализ деятельности городской стоматологической поликлиники в связи с информатизацией, [5,6,26,28,32,33] - дается обоснование методики численности врачебных кадров, [1,2,3,18,20,21,30,40] - приводятся результаты внедрения программного комплекса автоматизации работы стоматологической поликлиники, в [9,10,13,14,16,17,19,24,29,39] - проведена оценка применения современных информационных систем в стоматологической практике, в [11,12,15,22,23,31,35,37,38] — проведен анализ качества стоматологической помощи на основе математических и информационных технологий, в [4,25,] - предложен технологический алгоритм диагностики и лечения пациентов, страдающих стоматологическими заболеваниями, в [43−50] автором разработаны руководства пользователя по использованию программных продуктов.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, шести глав и заключения с обсуждением полученных результатов, выводов, предложений, списка литературы из 266 наименований, приложений. Основная часть работы изложена на 237 страницах машинописного текста, содержит 38 таблиц и 134 рисунка.

Выводы шестой главы.

1. Объективная оценка качества поликлинической стоматологической помощи обеспечивается при использовании комплексной методики оценки, включающей учет качества ведения медицинской карты, своевременное обоснование клинического диагноза, адекватность методов диагностики, лечения и экспертизы трудоспособности. Для оптимизации оперативного контроля качества медицинской помощи и принятия управленческих решений необходимо использование специализированной компьютерной программы.

2. Дифференцированная объективная оценка отдельных показателей качества реализованных медицинских услуг должна производиться путем их сопоставления с соответствующими стандартами.

3. Внедрение в практическую работу врачей-стоматологов информационно-программного комплекса стоматологической поликлиники по данным социологического исследования врачебного персонала обеспечивает повышение качества медицинской помощи, при этом большая частота положительных оценок информатизации отмечена у врачей с большим стажем врачебной деятельности. Применение информационных технологий в практической деятельности врачей обеспечивает более высокие их требования к уровню информатизации лечебного учреждения и большую заинтересованность в повышении компьютерной грамотности, в том числе, в рамках последипломного повышения квалификации.

4. По данным социологического исследования пациенты с заболеваниями пародонта, получавшие лечение в отделении платных услуг предъявляют более высокие требования к качеству оказанной медицинской помощи и связывают желание проводить платное лечение с его более высоким качеством. В то же время, более высокие оценки удовлетворенности проводимым лечением были даны респондентами, получавшими медицинские услуги в рамках ОМС. Субъективное восприятие качества поликлинической помощи пациентами существенно зависит от времени ожидания врачебного приема, что подчеркивает необходимость совершенствования организации потоков пациентов в стоматологической поликлинике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшим компонентом оптимизации управления качеством поликлинической стоматологической помощи является совершенствование методов ее контроля и оценки качества, реализация которых в настоящее время должна осуществляться путем создания информационных систем поддержки принятия врачебных решений и разработки новых подходов в оценке качества врачебной деятельности с использованием компьютерных технологий.

В ходе работы были получены следующие основные результаты:

1. Проведен анализ путей повышения эффективности функционирования городской стоматологической службы на основе применения методов системного анализа и информационных технологий.

2. Осуществлен мониторинг стоматологической заболеваемости городского населения, результаты которого явились основой для формирования эффективных управленческих решений по организации лечебно-профилактических мероприятий.

3. Построены прогностические модели развития стоматологической заболеваемости, являющиеся информационной основой для формирования городской программы по оказанию стоматологической помощи населению.

4. Разработана комплексная методика оценки качества медицинской помощи, включающая учет качества ведения медицинской карты, своевременное обоснование клинического диагноза, адекватность методов диагностики, лечения и экспертизы трудоспособности. Для оптимизации оперативного контроля качества медицинской помощи и принятия управленческих решений разработана специализированная компьютерная программа.

5. Предложена методика расчета оптимальной численности врачебного персонала стоматологической поликлиники на основе имитационной модели функционирования стоматологической поликлиники и многоканальной системы массового обслуживания.

6. Предложены логические модели работы структурных подразделений стоматологической поликлиники с учетом специфики оказания медицинской помощи населению г. Воронежа.

7. Предложена дифференцированная объективная оценка отдельных показателей качества реализованных медицинских услуг, производимая путем их сопоставления с соответствующими стандартами на основе разработанной специализированной информационно-справочной системы.

8. Проведен анализ деятельности стоматологической службы г. Воронежа за период 2004;2008 годы показал снижение основных показателей деятельности: количества принятых пациентов, в том числе первичных, объема выработанных УЕТ, числа лечебных манипуляций, объема профилактической работы.

9. Показано, что основной объем стоматологической помощи обеспечивается работой терапевтов и профилактической деятельностью, при этом удельная доля терапевтической помощи постоянно увеличиваетсянаиболее значительная часть стоматологической помощи связана с лечением кариеса, при этом у пациентов отмечается относительное уменьшение доли осложненного кариеса.

10. Проведенный анализ показателей деятельности городской стоматологической поликлиники № 6 в период 2004;2008 гг, показал, что показатели деятельности городских поликлиник соответствовали показателям городской стоматологической службы в целом. Информатизация работы врачей в 2008 г. привела к существенным изменениям количественных и качественных показателей работы поликлиники. При этом, проведению информатизации соответствует некоторое ухудшение показателей деятельности, что может быть связано с периодом адаптации врачей к информационным технологиям. Последующие годы характеризуются выраженной положительной динамикой работы по отношению к показателям работы городской стоматологической службы в целом.

11. Показано, что внедрение в практическую работу врачей стоматологической поликлиники информационно-справочной системы «МИС-Стандарт» и программы по оценке качества медицинской помощи «Эксперт», как компонентов информационно-программного комплекса поликлиники, обеспечивают значительное повышение качества врачебной деятельности при оценке ее по всем формализованным показателям.

12. Доказано, что результаты объективной оценки качества медицинской помощи в динамике после внедрения программного комплекса автоматизации согласуются с данными социологических исследований пациентов: подавляющее число пациентов в ответах на вопросы давали высокую оценку качества медицинского обслуживания в стоматологической поликлинике.

13. Субъективное восприятие качества медицинской поликлинической помощи пациентами существенно зависит от времени ожидания врачебного приема. Наряду с этим, более высокие оценки качества даны респондентами, получающими платные медицинские услуги, что может быть связано с реально более высоким уровнем медицинской помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Удовлетворенность пациента как показатель качества медицинской помощи /Н.Н. Абашин //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — 1998. — № 5. — С.31−33.
  2. Автоматизация системы управленческого учета инструментмногофакторного анализа использования ресурсов путем мониторинга деятельности ЛПУ. / П. П. Кузнецов и др. // Экономика здравоохранения. — 2002. № 3- С.70−78.
  3. Ф.Б. «Страховые иллюзии» перестройки здравоохранения /Ф.Б.Агаев //Страховая медицина М.- Луганск, 1991. — С. 10−11.
  4. А. В. Возможные модели организации государственной службыв городах / А. В .Алимский // Вопросы организации и экономики в стоматологии: сб. науч. тр.-Екатеринбург, 1994 — С.14−19.
  5. А. В. Некоторые нерешенные проблемы аттестации медицинских стоматологических кадров / А. В. Алимский. //Стоматология. Спецвыпуск 1996-С. 15−16.
  6. А. В. Принципиальные подходы к организации бюджетной ивнебюджетной помощи населению / А. В. Алимский // Медицинская помощь 1995- № 6. — С. 4−5.
  7. А. В. Принципиальные подходы к организации профилактикистоматологических заболеваний в условиях рыночной экономики/ А. В. Алимский // Новое в стоматологии. 1995. -№ 5. — С. 66−68.
  8. А.В. Принципы функционирования стоматологическихучреждений в условиях рыночной экономики / А. В. Алимский // Труды 5 съезда стоматологов ассоции России, Москва, 14−17 сентября 1999 г.: сб. науч. тр.-М., 1999. С.4−5.
  9. Е.М. Об арендных отношения в стоматологии / Е. М. Ахметов, В. Ю. Семенов //Здрав.РФ.- 1992.-№ 3.- С.21−23.
  10. Ю.Багненко С. Ф. Анализ медико-экономической эффективности в оценке новых медицинских технологий / С. Ф. Багненко и др. //Экономика здравоохранения-2002. -№ 4. -С.12−14.
  11. П.Багненко С. Ф. Повышение экономической эффективности работы стационара с использованием информационной системы /С.Ф. Багненко, Е. И. Коган //Здравоохранение. 2001. — № 3. — С. 177−181.
  12. Безруков В. М. Материалы Всероссийской научной конференции
  13. Медицинская информатика накануне XXI века, Санкт Петербург, 2728 мая 1997 г./ В. М. Безруков, А. А Прохончуков, Н. А. Жижина // Стоматология. — № 4. — 1998. — С.30−38.
  14. Н.Б. Оценка качества медицинской помощи: Мнение медицинских работников /Н.Б. Белин, JI.B. Гусева, Л. Г. Ананьина //Здравоохранение. -1999. — № 8. -С.15−17.
  15. Р. Математические модели в медицине : пер с англ. / Р.Беллман. — М: Мир, 1987.-354 с.
  16. Е.В. Клинико-социальная характеристика стоматологических больных терапевтического профиля в условиях крупного города: автореф. дис. канд. мед. наук- ММСИ /Е.В.Белякова.-М., 1993.-23 с.
  17. Ф. Здравоохранение Германии. Система Достижения -Перспективы развития / Ф. Беске, И. Г. Брехт, А. М. Райнкемайер.- М.: ТОО Рарогъ, 1994.-224с.
  18. Бойко В. В. Проектирование баз данных информационных систем
  19. В.В.Бойко, В. М. Савинков. М.: Финансы и статистика, 1989 — 240 с.
  20. В.В. Реклама в стоматологии: стратегии, содержание, методы / В. В. Бойко, А. А. Кураскуа, Т. Ш. Мчелидзе // Стоматология. 1999. -№ 4. -С.34−37.
  21. А.И. О контроле качества медицинской помощи /А.И. Борисов,
  22. A.А. Борисова //Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 3. — С.34−37.
  23. В. П. Прогнозирование в системе STATISTICA в среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере / В. П. Боровиков, Г. И. Ивченко. М.: Финансы и статистика, 1999. — 384 с.
  24. Е.В. Проблемы стоматологии /Е.В.Боровский //Стоматология. -1992.-№ 3−6.-С.6−8.
  25. В.А. Анализ деятельности больничных учреждений на территориальном уровне с использованием систем диагностически связанных групп /В.А. Бояджан, О. Н. Гаенко //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. — № 5. — С.31−33.
  26. С.П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление / С. П. Буренков, В. В. Головтеев,
  27. B.П.Кочагин, — М.: Медицина, 1983.-228 с.
  28. В.Н. Моделирование сложных систем / В. Н. Бусленко. М.:1. Наука, 1978 280 с.
  29. Я. Международный опыт в области непрерывного повышения качества медицинской помощи (на примере Нидерландов) / Я. Бутман // Пробл. стандартизации в здравоохранении. 2003. — № 3. — С. 18−23.
  30. .Е. Методические подходы к оценке медико-экономических стандартов и возможности их использования в практике здравоохранения /Ж.Е. Быкова //Проблемы социальной гигиены и история медицины.-1996.- № 1.— С.47−49.
  31. Н. И. Статистический метод в медицинской практике сприменением микроЭВМ и персональных компьютеров/ Н. Н. Вальвачев, М. И. Римжа. Минск: Беларусь, 1989.-112с
  32. З.С. О дальнейшем повышении эффективности и качества стоматологической помощи/З.С.Василенко.- Киев, 1981−170 с.
  33. .Г. Стандарты качества лечения больных в отделениях стационара /Б.Г. Веденко //Врачебное дело 1991—№ 12.- С.104−106.
  34. Д.Д. Медицинский информационно-аналитический центр как новая организационная технология управления здравоохранением /Д.Д.
  35. , П.П. Кузнецов // Здравоохранение. 2003. — № 6. — С. 175 178.
  36. Н.И. Анкетирование посетителей как метод оперативного контроля качества организации лечебного процесса /Н.И. Вишняков // Проблемы социальной гигиены и история медицины- 1998.- № 1-С.48−50.
  37. Н.И. Три звена системы контроля качества медицинской помощи /Н.И. Вишняков, В. В. Стожаров, Е. Ю. Муратова //Экономика здравоохранения. 1997. — № 2. — С.26−28.
  38. В.Ф. Основные направления системных исследований на современном этапе развития отечественной стоматологии / В. Ф. Воронин, В. Т. Шестаков // Стоматология. -2000. № 6. — С.28−34.
  39. К. Информационные системы и реформа здравоохранения в России / К. Вудард // Компьютерные технологии в медицине. М., 1997. -№ 1- С.26−30.
  40. М. Раскрепощенный менеджер: пер. с англ/ М. Вудкон, Д. Френсис -М.:Дело, 1991.-320 с.
  41. А. И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений / А. И. Вялков // Здравоохранение РФ. -1993. № 5. — С.3−4.
  42. А.И. Информационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС /А.И. Вялков, В. А. Гройсман // Вестник обязательного медицинского страхования. 2001.1. -С.4−8.
  43. А.И. О задачах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 годах и на период до 2010 года / А. И. Вялков // Экономика здравоохранения. — 2001. -№ 4−5. -С.5−9.
  44. А.И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Доклад на IV съезде СтАР / А. И. Вялков, В. К. Леонтьев // Стоматология. 1999. — № 2. — С.2−9.
  45. А.И. Современные информационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями / А. И. Вялков, В. А. Гройсман // Бюллетень НИИ СГ, Э и УЗ. 2000. — Вып.З. — С.27−35.
  46. А.И. Управление качеством в здравоохранении / А. И. Вялков // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003. — № 3 — С. 3−10.
  47. Г. М. Теоретические основы управления здравоохранением и автоматизированная информационная система в деятельности лечебно-профилактических учреждений / Г. М. Гайдаров, И. С. Кицул, А. Г. Залуцкая. Иркутск, 1997. — 132 с.
  48. Г. И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению: Материалы опроса руководителей здравоохранения / Г. И. Галанова // Экономика здравоохранения. 1999. — № 5/6. — С.40−41.
  49. А. Стоматологический бизнес новые идеи и решения / А. Галеев
  50. Новое в стоматологии. 1997. — № 7 — С.57−56.
  51. М.Г. Концептуальные подходы к оценке качества медицинской деятельности /М.Г. Гарина //Журнал дерматологии и венерологии-1998.-№ 2.- С.8−10.
  52. В.К. О методологических проблемах развития информатизации управления в здравоохранении / В. К. Гасников // Врач и информационные технологии. 2004. — № 1. — С.4−11.
  53. В.Я. Медицинская информатика : практикум / В. Я. Гельман.—1. СПб: Питер, 2001. 480 с.
  54. О.Ю. Принципы развития оценки качества как системы управления лечебно-профилактическим учреждением / О. Ю. Голованова // Главврач. 2003. — № 6. — С.58−62.
  55. А.П. Теоретические основы управления качеством медицинской помощи / А. П. Голубева // Гл. мед. сестра. 2003. — № 2. — С.41−47.
  56. Г. Н. Система гарантий качества в здравоохранении / Г. Н. Голухов // Экономика здравоохранения .- 1998 № 2.-С. 35−39.
  57. Ю.Н. Опыт изучения мнения населения о качестве лечебно-профилактического обслуживания / Ю. Н. Гордон, Г. В. Гольцев, Т. Г. Долинская // Советская медицина. 1981. — № 9. — С. 118−120.
  58. А.И. Внедрение компьютерной технологии в многопрофильных военных лечебных учреждениях / А. И. Григорьев // Военно-медицинский журнал. — 1991. — № 2. С. 15−19.
  59. В.М. Анализ обращаемости пациентов в платные стоматологические учреждения и оценка качества работы врачей / В. М. Гринин, В. Т. Караханян, Ю. М. Максимовский // Стоматология. —2003. -№ 5. С.31−35.
  60. В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города : автореф. дис. канд. мед. наук / В. М. Гринин. -М.: МММс, 1993.- 23 с.
  61. В.В. Финансово-экономические проблемы развития системы обязательного медицинского страхования/ В. В. Гришин // Экономиказдравоохранения 1997-№ 1-С. 20−22.
  62. В. А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением / В. А. Гройсман. Тольятти, 2000.-247 с.
  63. А.К. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса / А. К. Гультяев, В. А. Машин. СПб: Корона принт, 2000. — 353 с.
  64. И.В. Организация платных медицинских услуг в ортодонтии./ И. В. Гуненкова // Здравоохранение. -2002. № 2 — С. 29−32.
  65. Е.О. Финансовое состояние муниципальной стоматологической службы в новых экономических условиях / Е. О. Данилов //Экономика здравоохранения 1997-№ 12.-С. 42−45.
  66. Н.П. Инструктивно-методические рекомендации по изучению качества организации, состояния и функционирования управления в системе здравоохранения / Н. П. Дейкун. Чернигов, 1996 — 37с.
  67. Н.А. Здоровье и здравоохранение: К концепции развития здравоохранения /Н.А. Демидова, Е. Ф. Архангельская // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 5. — С.23−25.
  68. В.Н. Технология реализации обязательного медицинского страхования на территориальном уровне: автореф. дис. канд.мед.наук /
  69. B.Н. Денисов.- М., 1993.-21 с.
  70. В.И. Методические подходы к проведению медико-социологических исследований удовлетворенности населения медицинской помощью /В.И. Дмитриев, А. В. Никольский //Здравоохранение Российской Федерации. 1982. — № 4. — С.26−30.
  71. Дюк В. Информационные технологии в медико-биологических исследованиях / В. Дюк, В.Эмануэль.- СПб., 2003. 528 с.
  72. Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи /Д.В. Евдокимов //Здравоохранение Российской Федерации. 1993. — № 8.1. C.6−8.
  73. Д.В. Теоретические и организационно-экономические основы управления качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования: автореф. дис. канд. мед. наук /Д.В. Евдокимов- СПб гос. мед. академия. СПб, 1997. — 22 с.
  74. И.Э. Разработка регрессионных моделей для прогнозирования динамики медико-демографических показателей / И. Э. Есауленко и др. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. -Т.4, № 1.- С. 104−107.
  75. Е.С. Использование информации для управления крупной многопрофильной больницей /Е.С. Железняк //Здравоохранение Российской Федерации. 1981. -№ 7. — С.13−16.
  76. Е.С. Мнение пациентов как важное направление улучшения системы обеспечения качества медицинской помощи в крупной многопрофильной больнице / Е. С. Железняк // Здравоохранение Российской Федерации 1998-№ 5-С.39−41.
  77. Е.С. Новые подходы к проведению социологических опросов о1 качестве медицинской помощи /Е.С. Железняк, Н. Г. Петрова, Е.Н.
  78. И.А. Основные направления обеспечения качества медицинскойпомощи в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях /И.А. Захаров, Е. А. Захарова, М. В. Волков // Бюллетень НИИ Соц.
  79. Использование компьютерного моделирования боковой области лица дляобоснования малоинвазивного доступа при пункции височно-нижнечелюстного сустава/ С. И. Волков и др. // Стоматология. 2008. -№ 2. — С.54−57.
  80. К проблеме оценки качества медицинской помощи /Т.Г. Светличная и др. //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 3. — С.29−31.
  81. И.А. Контроль качества медицинской помощи в условиях центральной районной больницы /И.А. Камаев, М. С. Иксанов, С. А. Молодцов // Проблемы социальной гигиены и история медицины-1997.-№ 3.
  82. В.П. Опыт и перспективы использования компьютерных технологийв медицинской практике / В. П. Карп // Компьютерные технологии в медицине: материалы I Российского научного форума. -М., 2003 — С.56−59.
  83. К. Как правильно выбрать компьютерную программу для стоматологической клиники / К. Кельдин // Аналитическая газета-2001 — № 4 С.З.
  84. A.M. Система здравоохранения США: сравнительное исследование/ A.M. Кимболл // Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы: сб. науч. тр.- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 190 с.
  85. С.В. Организационно-экономические аспекты внедрения обязательного медицинского страхования /С.В.Киселев, Н. Х. Сабитов //Экономиказдравоохранения 1997-№ 11-С. 53−59.
  86. И.С. Мнение пациентов о состоянии своего здоровья и результатах оказанной медицинской помощи / И. С. Кицул //Проблемы социальной гигиены и история медицины .- 1998 —№ 4.— С. 7−8.
  87. И.С. Современное состояние здравоохранения США: взгляд американских ученых / И. С. Кицул // Проблемы соц. гигиены и истории медицины.- 1997-№ 6. С.31−33.
  88. М.П. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в лечебных учреждениях г. Москвы / М. П. Климкин, А. М. Лукарев //Экономика здравоохранения 1997. — № 2 — С.8−10.
  89. И.И. Перспективы развития больниц: аналитический обзор / И. И. Ключников // Главный врач. 1998. — № 5. — С. 14−20.
  90. А.Н. Некоторые аспекты комплексной компьютеризации лечебно-профилактических учреждений / А. Н. Кольба // Здравоохранение. 1997. -№ 9. — С.171−177.
  91. С.И. Бригадная форма организации и оплаты труда в стоматологической службе / С. И Комков // Отеч. здравоохранение. 1990 — № 9.1. С.29−31.
  92. Комплексная система автоматизации деятельности санатория /В .А.
  93. Курбатов и др. //Здравоохранение. 2001. -№ 7. — С.173−178.
  94. Компьютерное моделирование и топографо-анатомическое обоснование хирургического лечения анкилоза височно-нижнечелюстного сустава/ С. И. Волков и др. // Стоматология. 2008. -№ 4. — С.43−49.
  95. Компьютерные технологии в системе управления качеством и затратами на лекарственную помощь при неотложных состояниях. / Т. К. Луговкина и др. // Проблемы стандартизации в здравоохранении.2001.-№ 4.-С. 32−38.
  96. Н.А. построение автоматизированных компьютерных медицинских систем/Н.А. Кореневский. — Курск: КГТУ, 1996 .
  97. Ю5.Корсун К. Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Российской Федерации (предварительный анализ) / К. Ю. Корсун // Стоматология. —2002. —№ 6. С.45−47.
  98. В.П. Состояние финансирования здравоохранения / В. П. Корчагин //Экономика здравоохранения. 1996.- № 1.-С. 10−19.
  99. А.И. Малое стоматологическое предприятие -практика в Германии / А. И. Космодемьянская // Стоматология— 1997 — № 2.- С.68−71
  100. Крюков В. Г. Развитие обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге /В.Г.Крюков, О. П. Самохвалова. -СПб.: Питер, 1993 238 с.
  101. П.П. Экономика здравоохранения. Некоторые подходы к совершенствованию оплаты труда медицинского персонала /П.П.Кузнецов //Главврач.—2002 — № 9.-С. 8−12.
  102. ПО.Куницина Н. М. Состояние профилактической стоматологической помощи в современных условиях / Н. М. Куницина, Б. В. Трифонов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах 2002-Т.1, № 2 — С. 138−139.
  103. Ш. Лаврова Ю. А. Организация контроля качества оказания медицинской помощи в системе медицинского страхования / Лаврова Ю. А. // Пробл. управления здравоохранением. 2003. — № 1. — С.44−47.
  104. Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  105. А.Г. Проблемы развития системы качества медицинской помощи / А. Г. Ластовецкий // Главврач. 2003. — № 1. — С.25−27.
  106. В.К. Альтернатива государственному лечению как отражение экономических реформ /В.К.Леонтьев // DentArt. -1997.- № 1. -С.53−56.
  107. В.К. Концепция формирования профессиональных стандартов / В. К. Леонтьев, В. Т. Шестаков // Новое в стоматологии. Спец.выпуск. -1995. № 4. — С.4−5.
  108. В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии/ В. К. Леонтьев // Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны М., 1991 — С.211−213.
  109. В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных клиник / В. К. Леонтьев // Стоматология. — 1999.-№ 3.-С. 54−57.
  110. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития : отчетный доклад на 7 Всероссийском съезде стоматологов / В. К. Леонтьев // Стоматология. 2002. — № 1. — С.
  111. В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины / В. К. Леонтьев //
  112. Стоматология 1995 -№ 1. — С.66−72.
  113. В.К. Переходим к рынку / В. К. Леонтьев // DentArt. -1996. -№ 1. -С.4−5.
  114. В.К. Пути повышения качества работы стоматолога /
  115. B.К.Леонтьев // Стоматология 1996 — № 1.-С. 4−6.
  116. В.К. Развитие и обоснование системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических учреждений России / В. К. Леонтьев, В. Т. Шестаков // Стоматология. 2003. — № 3.1. C.8−14.
  117. В.К. Технологическая революция в стоматологии и ее последствия для России и СНГ / В. К. Леонтьев // DentArt. -1997. № 3. -С.23−26.
  118. В.К. Экономика стоматологии: куда идти дальше?/
  119. B.К.Леонтьев // Новое в стоматологии: спец.выпуск. 1995- № 4. —1. C.11.
  120. В.К. Экономические аспекты стоматологии / В. К. Леонтьев, И. Б. Золотоусская, Ю. В. Шиленко // Новое в стоматологии. 1997. — № 1. -С.5−11.
  121. Ю.П. Концепция охраны здоровья населения России /Ю.П. Лисицын, К. А. Отдельнова //Здравоохранение Российской Федерации. -1990.-№ 11.- С.3−9.
  122. Т.М. Современные проблемы и перспективные оценки здоровья населения как основа реформирования здравоохранения / Т. М. Максимова // Пробл. соц. Гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2000, — № 5.- С.9−15.
  123. В.А. Математическая статистика в медицине. Взгляд в будущее /
  124. B.А.Медик, Б. Б. Фишман //Экономика здравоохранения. 2001.- № 4−51. C.41−43.
  125. Медицинская информатика: Учебное пособие / В. И. Чернов и др. -Воронеж: ВГУ, 2004. 282 с.
  126. Е.В. Современное состояние и перспективы развития стоматологической помощи населению Воронежской области / Е. В. Мезенцев, М. А. Губин // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.- 2002. Т. 1, № 2 — С. 125−128.
  127. Методика оценки качества медицинской помощи по данным медицинской документации. Управление качеством медицинской помощи (опыт работы МУЗ ГКБ № 10 «Электроника»): методические указания / Е. А. Назаренко и др. Воронеж: ВГМА, 2002 — 20 с.
  128. Методические подходы к маркетинговым исследованиям медицинских услуг / Н. Б. Дремова и др. // Здравоохранение. 2001 — № 8. — С. 157 164.
  129. Методические рекомендации оценки качества медицинской помощи по данным медицинской документации с использованием компьютерной программы «Эксперт»: методические рекомендации / Е. А. Назаренко и др. Воронеж, 2004- 20с.
  130. Методические рекомендации по использованию автоматизированного программного комплекса «DentalMIS»: методические рекомендации / П. В. Чернов и др. Воронеж, 2004. — 24 с.
  131. Методы интеллектуальной поддержки выбора тактики лечения стоматологических заболеваний / В. Н. Фролов и др. // Консилиум. -2001.-№ 2.- С.38−39.
  132. М.Б. Новые экономические отношения в стоматологии/ М. Б. Мирский // Страховая медицина и современность: сб. науч. тр.— М., 1998.-С.18.
  133. В.К. О математическом подходе к формированию критериев оценки качества медицинских услуг /В.К. Митронин //Проблемы социальной гигиены и история медицины 1995 — № 1 — С.51−53.
  134. Мотивационные аспекты обращаемости пациентов в условиях участкового принципа организации стоматологической помощи / В. М. Гринин и др. // Стоматология. 2003. — № 2. — С.24−27.
  135. Е.А. Оптимизация управления организационной и лечебно-диагностической деятельностью многопрофильного стационара / Е. А. Назаренко // Моделирование, оптимизация и компьютеризация в сложных системах. Воронеж, 1999 — Кн. 6. — С.86−94.
  136. Н.Б. Качество медицинской помощи и его экспертиза / Н. Б. Найговзина // Экономика здравоохранения. 1998. — № 1. — С.7−14.
  137. Я. А. Реализация стратегического плана развития информационной системы многопрофильной клиники / Я. А. Накатис, Е. И. Коган //Здравоохранение. -2001. -№ 6. С. 171−176.
  138. Некоторые особенности применения информационных технологий в стоматологической клинике / П. В. Чернов и др. // Материалы 1-го Российского научного форума «МедКомТех 2003». М., 2003. — С. 133 134.
  139. О затратах на внедрение современных приемов рекламы, маркетинга и менеджмента при предоставлении платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения / Н. П. Челидзе и др. // Экономика здравоохранения. 2002. — № 3- С. 36−40.
  140. Н.К. Опыт управления качеством медицинской помощи в учреждениях системы здравоохранения / Н. К. Поволокин, В. Ф. Задорин, В. А. Данилов // Пробл. стандартизации в здравоохранении. — 2002. № 3. — С.46−51.
  141. И.В. О маркетинговых технологиях в системе обеспечения качества медицинской помощи / И. В. Поляков // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1997. № 6. — С.24−26.
  142. И.В. О территориальной системе управления качеством медицинской помощи / И. В. Поляков //Проблемы социальной гигиены иистория медицины. 1996. — № 3. — С.22−24.
  143. Т.Г. Экспертные оценки качества стоматологического ортопедического лечения / Т. Г. Попова // Стоматология. 2008. — № 3. -С.61−64.
  144. B.C. Организационные проблемы управления здравоохранением / В. С. Преображенская // Здоровье и здравоохранение: Проблемы и перспективы. -М, 1991.- С.142−158.
  145. Применение компьютерных технологий в амбулаторно-поликлинической практике / Г. Е. Соколович, и др. // Материалы I Российского научного форума «МедКомТех 2003». — М., 2003. С. 110 111.
  146. А.А. Информационно-поисковая (справочная) система «Стоматология» / А. А. Прохончуков // Стоматология. 1998. — № 2. — С.27−34.
  147. А.А. Медицинская информатика накануне 21 века и задачи стоматологической службы России / А. А. Прохончуков // Стоматология. -1998. № 4. — С.49−58.
  148. Д.М. Методика расчета норматива финансирования на оказание стоматологической помощи при обязательном медицинском страховании / Д. М. Рагимов, Л. Г. Бабенко //Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1994. № 4. — С. 39−41.
  149. С. Стоматологический кабинет в версии центра «Комподент» / С. Радлинский // DentArt. 1996. — № 1. — С.41 — 46.
  150. С.В. О современном понимании целей и задач информатизации в лечебно профилактическом учреждении. 4.2. / С. В. Радченко // Информационные технологии в здравоохранении. — 2002. — № 3−4, — С.15−17.
  151. Развитие системы лицензирования медицинской деятельности проблем стало больше / Р. А. Хальфин и др. // Проблемы стандартизации вздравоохранении. 2003. — № 6. — С. 3−9.
  152. Региональное здравоохранение: проблемы и перспективы /А.С. Фаустов и др. // Консилиум.- 2000. № 3. — С.62−65.
  153. Регрессионный анализ, данных на ПК в примерах и задачах: методические рекомендации / сост. В. П. Богатова. Воронеж: ВГУ, 2002. — 47с.
  154. А.В. Управление финансами в государственном здравоохранении / А. В. Решетников, В. Б. Филатов // Управление в здравоохранении России и США: опыт и проблемы: сб. науч. тр. -Новосибирск, 1997. С.137−158.
  155. Роль компьютерных технологий при стоматологических заболеваниях / А. А. Кунин и др. // Консилиум. 2003. — № 5.- С.36−37.
  156. Руководство по статистике в медицине и биологии: в 2-х томах / под ред. Ю. М. Комарова. Т. 2. Прикладная статистика здоровья / В. А. Медик, Б. Б, Фишман, М. С. Токмачев. — М.:Медицина, 2001. 352с.
  157. Н.Н. Общая теория статистики / Н. Н. Ряузов. М.: Статистика, 1971.-368 с.
  158. Е.Н. Управление качеством медицинской помощи (зарубежный и отечественный опыт) / Е. Н. Савельева // Рос. мед. журн. 2003. — № 3. -С.8−11.
  159. В.В. Бесплатная и платная стоматология / В. В. Садовский // Стоматология для всех. 1998. — № 1(2). — С.35.
  160. В.И. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях / В. И. Самодин, В. С. Васюкова, Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 1997. -№ 1. — С. 121−125.
  161. С.А. Первичная медицинская помощь в Финляндии / С. А. Симбируев, А. Л. Клоссовой //Здравоохранение Российской Федераци. 1993. — № 4. — С. 28−30.
  162. В. Современные информационные технологии по экспертизе и контролю за рациональным использованием медикаментов в ЛПУ и системе ОМС / В. Синявский, Е. Филипова, М. Шишкин // Здравоохранение. 1999. -№ 11. — С. 171−175.
  163. В.М. Автоматизированная экспертиза медицинской помощи и контроль качества оказанных услуг в Торжокской ЦРБ / В. М. Синявский // Здравоохранение. 2000. — № 6. — С.53−57.
  164. М.С. Проблемы развития предпринимательской деятельности медицинских учреждений в условиях становление новых экономических отношений в отрасли здравоохранения / М. С. Смайловская // Экономика здравоохранения. 2001. — № 6. -С. 10−13.
  165. Совершенствование деятельности стоматологической поликлиники на основе экспертной оценки в баллах / А. А. Кунин и др. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах 2002. — Т.1. — № 2 -С.135−137.
  166. .Я., Моделирование систем / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высш. шк., 1985. — 586 с.
  167. Современные оценки качества медицинской помощи по результатам социологического опроса /Е.С. Железняк и др. //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 3. — С.20−22.
  168. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ : автореф. дис.. д-ра мед. наук / В.И. Стародубов- Рос. гос. мед. ун-т. М., 1997. — 60 с.
  169. В.И. О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранением / В. И. Стародубов, B.JI. Гончаренко, Ф. Н. Кадыров // Здравоохранение. 2000. -№ 2. — С.9−14.
  170. В.И. Основные положения концепции стандартизации медицинских услуг / В. И. Стародубов // Экономика здравоохранения. -1997. -№ 10. С.5−7.
  171. В.И. Реформы российского здравоохранения: настоящее и будущее / В. И. Стародубов // Здравоохранение. 1999. — № 4. — С.7−12.
  172. А.А. Качество медицинской помощи как предмет судебного производства / А. А. Старченко, М. Ю. Фуркалюк, Г. А. Кочергина // Здравоохранение. 2003. — № 3. — С.41−48.
  173. А.П. Стандартизация информационных технологий в здравоохранении и ОМС: основы методологии / А. А. Столбов // Информационные технологии в здравоохранении. 2002. — № 3−4. — С.30 -31.
  174. И.Н. Управление изменениями в медицинских учреждениях: современный подход / И. Н. Ступаков, И. В. Самородская // Здравоохранение. 2002. — № 3. — С. 25−31.
  175. В.М. Благородные диалекты SQL. Сравнительный обзор наиболее популярных баз данных / В. М. Тавровский // Chip — 2002 № 3. -С. 156−159.
  176. В.М. Лечебно-диагностический процесс. Теория. Алгоритмы. Автоматизация / В. М. Тавровский. Тюмень, 1997. — 318 с.
  177. Е. А. Информационно-аналитическое обеспечение здравоохранения / Е. А. Тишук //Экономика здравоохранения. — 2001. — № 11−12.-С.31−33.
  178. Е.А. Современные проблемы качества медицинской помощи / Е. А. Тишук, В. О. Щепин // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 3. — С. 13−19.
  179. И. А. Городская поликлиника в системе медицинского страхования / В. А. Тогунов // Главврач.- 2002. — № 2 — С. 15−21.
  180. И. А. Концептуальное обоснование применения метода системного подхода к оценке качества медицинской помощи / И. А. Тогунов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. -№ 3. -С.45−48.
  181. И.А. Медицинское страхование. Клинико-статистические группы в поликлинике / И. А. Тогунов // Главврач. 2002. — № 4. -С. 17−21
  182. И.А. Медицинское страхование. Кратность врачебных посещений в поликлинической практике /И.А.Тогунов // Главврач. — 2002,-№ 5.-С. 22−28.
  183. И.А. Медицинское страхование. Основные характеристики амбулаторно-поликлинической помощи / И. А. Тогунов // Главврач. -2002.-№ 3.-С. 10−21.
  184. И.А. От оценки к планированию качества медицинской помощи / И. А. Тогунов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины-1999. -№ 1. — С.28−30.
  185. Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. М.: ИНФРА, 1998. — 528 с.
  186. П.В. О подходах к созданию информационной системы ЛПУ /
  187. П.В. Тяпухин, И. Н. Шумилова // Материалы I Российского научного форума.- М., 2003. С. 115−116.
  188. В.Б. Безопасность пациента как важнейший аспект проблемы качества медицинской помощи / В. Б. Филатов, Е. П. Жиляева // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 1. -С.40−43.
  189. Хай Г. А. Информационные технологии. Компьютерная поддержка работы врача / Г. А. Хай // Главврач. 2002. — № 5. — С. 35−38.
  190. Хай Г. А. Компьютерная поддержка врача / Г. А. Хай // Информационные технологии в здравоохранении. 2002. — № 10−12. — С. 10−11.
  191. Хай Г. А. Проблемы управления качеством медицинской помощи / Г. А. Хай // Информ. технологии в здравоохранении. 2002. — № 3−4. — С.26−29.
  192. Р.А. Некоторые подходы к стратегическому планированию в здравоохранении / Р. А. Хальфин // Экономика здравоохранения 2001-№ 4−5- С. 14−15.
  193. Е.В. К вопросу информационного обеспечения врачебного персонала / Е. В. Хасаншина, В. М. Шевелев, Ю. Р. Хасаншин // Материалы I Российского научного форума.- М., 2003. С.126−127.
  194. М.А. Технологические основы обеспечения высоких показателей качества медицинской помощи / М. А. Хуторской, В. Ф. Мартыненко // Пробл. управления здравоохранением. 2003. — № 1. — С.21−23.
  195. Г. Н. Предварительные итоги оценки эффективности общих врачебных практик / Г. Н. Царик // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. -№ 3. — С.45−45.
  196. В.Ф. Экспертиза качества медицинской помощи в совокупности случаев / В. Ф. Чавпецов, М. А. Карачевцева, Д. О. Левый // Здравоохранение. 2003. — № 7. — С. 167−177.
  197. Ю.И. Некоторые аспекты условий работы врачей-стоматологов в организациях разной формы собственности / Ю. И. Ченцов, Ю. М. Максимовский // Стоматология. 2003. — № 6. — С.31−36.
  198. И.С. Методологические аспекты науки управления здравоохранением / И. С. Черепанова // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. трудов. СПб., 2001. — Вып. 6. — С. 22−24.
  199. В.И. Основы статистического анализа в медицине: учебное пособие / В. И. Чернов, И. Э. Есауленко, С. Н. Семенов. Воронеж: ВГУ, 2003.- 113 с.
  200. Т.В. Оценка качества медицинской помощи пациентами городских многопрофильных больниц / Т. В. Чернова // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 1. — С.28−30.
  201. Н.Н. Информационные технологии фактор повышения эффективности управления персоналом и учреждений здравоохранения /
  202. Н.Н. Чупахин, Ю. В. Дьяченко, В. И. Калиниченко // Здравоохранение. -2000.8.-С. 150−156.
  203. А. Ш. О построении информационной системы клинической работы многопрофильного стационара / А. Ш. Шамильевич // Информационные технологии в здравоохранении. 2002. — № 5−7- С. 26.-27.
  204. В.М. Эффективность внедрения информационных технологий в медицинском учреждении / В. М. Шевелев, Е. В. Хасаншина, Ю. Р. Хасаншин // Материалы I Российского научного форума М., 2003. -С.140−141.
  205. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения / И. М. Шейман. — М: Издатцентр, 1998. 337 с.
  206. В.Т. Организация стоматологической службы в Швеции / В. Т. Шестаков // Новое в стоматологии. 1998. — № 7. — С.8−22.
  207. В.Т. Основные направления развития стоматологической службы России / В. Т. Шестаков, О. О. Якущевич, В. К. Леонтьев. -М: Медицинская книга, 2008 200 с.
  208. В.Т. Ответственность пациента за сохранение своего здоровья и за качество оказания стоматологической помощи / В. Т. Шестаков // Стоматология для всех. — 1998. № 2. — С.50−55.
  209. Е. Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях / Е. Н. Шиган. — М.: Медицина, 1986. 208 с.
  210. В.Ю. Полное товарищество в стоматологии / В. Ю. Шиленко, В. К. Леонтьев // Стоматология. 1997. — № 2. — С.59−65.
  211. Ю.В. Стратегия обеспечения качества медицинской помощи населению / Ю. В. Шиленко, А. С. Акопян, Р. С. Бочкаев // Пробл. управления здравоохранением. 2002. — № 1. — С.54−59.
  212. М.А. Медицина завтрашнего дня / М. А. Шифрин // Главврач.2002.-№ 3.-С. 41−42.
  213. С.В. Взаимодействие ведомственной и неведомственной подсистем контроля качества медицинской помощи в Иркутской области /С.В. Шойко // Здравоохранение. 1997. — № 9. — С.63−69.
  214. В.О. Перспективы развития лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации по данным социологического исследования /В.О.Щепин // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1997. — № 1. — С.41−43.
  215. О.П. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению / О. П. Щепин, A.JI. Линденбратен, В. Н. Голодненко // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 3. — С.24−29.
  216. О.П. К оптимизации системы медицинской помощи населению в условиях межрегионального развития здравоохранения /О.П. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. -№ 5. — С.27−32.
  217. О.П. О современных проблемах и развитии здравоохранения России / О. П. Щепин // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1995. — № 1. — С.41−43.
  218. Экономические и организационные основы лечения больных пользующихся правом бесплатного зубопротезирования / В. С. Сируняну и др. //Стоматология: спец. выпуск 1996.-С.32−33.
  219. Экспертная оценка стоматологических учреждений при их лицензировании и аккредитации / В. Д. Вагнер и др. // Стоматология. 2000 — № 1.-С. 14−19.
  220. Эффективность оказания стоматологической помощи в максимальном объеме за одно посещение / Е. А. Магид и др. // Тезисы 8 съезда стоматологов. М., 2000. — С.56−57.
  221. В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев. — СПб.: ВМедА, 2002. 266 с.
  222. В.К. Здоровье населения и методы его изучения. Учебное пособие / В. К. Юрьев. СПб.: ППМИ, 1993.- 144 с.
  223. Я. Зарубежный опыт. О системах оплаты медицинских услуг /Я.Юфантопулос //Главврач-2002. -№ 11.-С. 49−52.
  224. Т.Н. Изучение мнения населения о качестве помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях / Т. Н. Юшманова // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1999. — № 4. -С.17−19.
  225. Abel-Smith В. Cost Containment and Health Care Reform: A Study of the European Union / B. Abel-Smith, E. Mossialos // Health Policy. 1994. -Vol.28. -P.89−132.
  226. Ammenwerth E. Mobile information and communication tools in the hospital / E. Ammenwerth, A. Buchauer, B. Bludau // International Journal of Medical Informatics. -2000. Vol.57, N 1. — P. 21−40.
  227. Batalden P.B. Linking Outcomes Measurement to Continual Improvement: The serial V Way of Thinking about improving Clinical Care / P.B. Batalden, E.C. Nelson, J.S. Roberts // Journal on guilty improvement. 1994. — Vol.20, N4. — P.167−180.
  228. Bensing J. Doctor patient communication and the quality of care / J. Bensing//Soc. Sci. med.- 1991.-Vol. 32, № 11.-P. 1301−1310.
  229. Berwick D.M. Continuous improvement as an ideal in health care / D.M. Berwick // N. Engl. Med. J. 1989. -Vol. 320. — P.53−56.
  230. Blumenthal D. Collaborative management in chronic illness/ D. Blumenthal // Neu Engl. Med. J. 1996. — Vol. 33, № 5. — P. 1136 — 1141.
  231. Bodenheimer T. Disease management in the American marke / T. Bodenheimer //N. Engl. Med. J. 1999. —Vol. 340. — P.488 — 492.
  232. Competition in Health (Care. Reforming tile NHS)/ ed. A.J. Culyer, A.K. Maynard, J.W. Postnett- MacMilan Press, 1992. -256 p.
  233. Crombie J. Audit Handbook / J. Crombie, H. Davis, S. Abracham. -Chichester, 1997. 347p.
  234. Deming W. E. Out of the Crisis / W. E. Deming // Mass: Massachusetts Institute of Technology Center for Advanced Engineering Study. -Cambridge, 1986.-235p.
  235. Departament of Health Medical Audit (White Book). — London, 1989. -689p.
  236. Dixon N. Medical Audit primer / N.Dixon. Hampshire, 1991.- 342p.
  237. Donabedian A. The Criteria and Standards of Quality / A. Donabedian // JAMA. — 1988. — Vol.260. -P.1743 — 1748.
  238. Donabedian A. Explorations in Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. Michigan: Health Administration Press, 1982. — 25 lp.
  239. Donabedian A. Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Vol. 1. The Definition of Quality and Approaches to Its Assessment / A. Donabedian.- Michigan: Health Administration Press, 1980. 457p.
  240. Donabedian A. The Methods and Findings of Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. Michigan: Health Administration Press, 1985.- 900p.
  241. Donabedian A. The Quality of Care: How Can It Be Assessed? / A. Donabedian// JAMA. 1988. — Vol.260. — P.1743−1748.
  242. Epstein A. Performance reports on quality: prototypes, problems, and prospects / A. Epstein //N. Engl. J. Med. 1995. — Vol.333. — P.57−61.
  243. Epstein A. Quality of medicine / A. Epstein //JAMA. 1998. — Vol.279. -P.1691 — 1696.
  244. Fisher R. Based Audit in General Practice / R. Fisher, M. Lakhani, R. Baker. -Oxford, 1998. 328p.
  245. Goidman R.S. Results of a computerized screening of stroke patients for unjustified hospital stay /R.S. Goidman, A.J. Hartz, D.J. Lanska // Stroke. -1996. Vol.27. — P.639 — 644.
  246. Hancock B. Five common causes of pain / B. Hancock // Br. Med. J. 1990. -Vol.301-P.911−912.
  247. Heath D. Health Trends / D. Heath // Br. Med. J. 1986. — Vol.18 — P.74 -76.
  248. Knight G. M. Marketing dental services / G. M. Knight // Dental Practice. -1996.-Vol.34, № Ю.-Р.1−2.
  249. L.I. «Black box» medical information systems: a technology needing assessment / L.I. Lezzoni // JAMA. 1991. — Vol.265. — P.306 — 307.
  250. Maxillofacial virtual surgeiy from 3D-CT images / A. Sarti et al. .//Information technologies in medicine. Vol. 2. Rehabilitation and treatment. -N-Y.: John Wiley Sons, 2001. -P.183−200.
  251. Montoya-Aguilar C. Measuring the performance of hospitals and health centers / C. Montoya-Aguilar. Geneva: World Health Organization, 1994. -25 p.
  252. Oral status and acceptance of dental services among some elderly persons in Oslo/ F. Floy strand et al. //Acta Odontol. Scand.- 1982. -Vol. 40, № 1.-P. 1118.
  253. Richard L. Organization and administration of health care (Theory, practice, environment) / L. Richard, W. Durbun, S. Herbert. Saint Louis: C.V. Mosby Company, 1974.-273 p.
  254. H. Медицинские и экономические аспекты программы профилактики заболеваний полости рта в Швеции / Н Sandberg // Новое в стоматологии. 1994. — № 3. -С. 14.
  255. Shheider Е. Priority determination for the provision of the health services: an economic and social analysis / E. Shheider, V. Riehl, S. Courte-Wienecke // JAMA. 1999. — Vol.282. — P. 1184 — 1190.
  256. Weiner J.P. Risk-Adjusted Capitation Rates Using Ambulatory and Inpatient Diagnoses / J.P. Weiner, A. Dobson // Health Care Financing Review. 1996.- Vol.17, N3.-P.77−100
  257. Wenberg J. Quality in Health Care / J. Wenberg. Graham- Maryland, 1995.- 235p.
  258. Wilkin D. DRG s spark interest abroad for planning / D. Wilkin, A. Smith // J. R. Coll. Gen. Pract. 1987. — Vol. 37. — P.350 — 353.
Заполнить форму текущей работой