Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)
Диссертация
ПрадтидАОДад. жалщо^ть Ж0ЯЗШШ&" Обобщенные в диссертации материалы и теоретические выводы из них могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем истории мирового свободомыслия, в частности, свободомыслия стран Востока. Материалы диссертации могут использоваться: в лекциях, в спецкурсах, на спецсеминарах по истории свободомыслия и восточной философии для студентов отделений… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СВОБОДОМЫСЛИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАЛИФАТА
- I. Социально-историческая обусловленность свободомыслия халифата
- 2. Основные Формы проявления свободомыслия в духовной культуре халифата УШ-IX вв
- Глава вторая. РАЗРАБОТКА МУТАЗИЛИТАМИ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ СВОБОДОМЫСЛИЯ
- I. Материалистические тенденции в мута-зилитской трактовке бога и его отношения к миру
- 2. Рационализм мутазилитов как основа их антирелигиозного скептицизма
- Глава третья. АТЕИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИЕН АР-РАВЕЩЩ
- I. Жизнь и творческая деятельность
- Ибн ар-Равенди
- 2. Критика непоследовательности свободомыслия мутазилитов у Ибн ар-Равенди 110- Х2Г,
- 3. Атеистические воззрения Ибн ар- 127−146 Равенди
Список литературы
- БартольдВ.В. йБТория культурной жизни Туркестана.- Сочинения, ПП, ч.1.- М.:Изд.вост.лит. 1963. с.169−433.
- Беляев Е. А. Мусульманское сектанство.-М.:Изд.вост.лит., 1957.- 100 с.
- Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.- 280 с.
- Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971. с.
- Гегель. Лекции по истории философии. Кн.З.Соч., т. П-ХХ1,Х, 521 с.
- Гольдциер И. Лекция об исламе. Дерев, с немец.- Спб., Брокгауз -Ефрон, 1912.- 302 с.
- Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана
- УП-ХП вв.- М.:Изд.Академия Наука СССР, I960.- 328 с.
- Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и
- Среднего Востока.- М.:Наука, 1966.- 352 с.
- ЗЕузе П. Мутазилиты.- Казань: Типография и литография В. М. Ключникова, 1899.- 269 с. 4 .II. Закуев А. К. Философия Ан-Наззама.- Баку: Изд-во Академии наук A3. СССР, 1961.- 119 с.
- Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала
- XIX века.- М.:Наука, 1965.- 372 с.
- История и теория атеизма (М.П.Новиков и др.-М.:Мысль, 1974.- 429 с.
- Крывелев И.А. История религий, Т.П.- М., Мысль, 1976.- 422 с.
- Крымский А.Е. Низами и его современники.- Баку: Элм, 1981.-488 с.
- Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. Перевод с нем.- М.:Изд-во иностр.лит., 1962.- 587 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии.М.:Мысль, 1979.- 432 с.
- Мец А. Мусульманский Рннессанс. Перев. с нем.-М.:Наука, 1966.- 460 с.
- Мамедов Ш. Ф. История философии народов СССР.М., 1958.
- Мамедов Ш. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Низами. М., 1959.
- Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973.
- Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. М., 1981.- 64 с.
- Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М., 1979.- 208 с.
- Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М.:Мысль, 1971.- 383 с.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв.- Л.:Изд-во Лен. ун-та, 1966.- 400 с.
- Рзакулизаде С. Дж. Пантеизм в Азербайджане в Х-ХПвв. -Баку: Элм, 1982.- 124 с.
- Роузентал Ф. Торжество знания. Перев. с англ.-М.:Наука, 1978.- 372 с.
- Сагадеев А.В. Ибн-Рушд.-М.:Мнсль, 1973.- 207 с.
- Сагадеев А.В. Ибн-Сина.- М.:Мысль, 1980.- 20? с.
- Соколов В.В. Средневековая философия.- М.:Высшая школа, 1979.- 448 с.
- Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., Наука, 1983.- 168 с.
- Ши^рар Б. Я. Абу Нувас. М., 1978.
- Широян С. Мировоззрение арабского мыслителя Абу -аль-Аля аль-Маарри. М., 1957.
- Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.
- Яблоков И.Н. Религия :сущность и явления. М., 1982.- 64 с. б) Книги на арабском языке
- Абд ар-Разик. М. Введение в историю мусульманской философии.- Каир: Нахда, 1944.- 359 с.
- Абд ал-Хамид. М. Ар-Рази-комментатор.- Багдад: Дар ал
- Хуррийа ли-т-тибаа, 1974.- 539 с.
- Абу-Рида А. Ибрахим Ибн ас-Сайяр ан-Наззам.- Каир: Нахда, 1946.- 235 с.
- Ал-Алуси X. Диалог между философами и мутакаллимами, т.1.-Багдад: Аз-Захра, 1967.- 296 с.
- Амара М. Мутазилиты и проблема человеческой свободы Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1972.- 224"с.
- Амара М. Ислам и философия власти, т.1.- Ал-Хилафа и возникновение мусульманских партий, т.З.- Мутазилиты и революция. Бейрут: ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ван-н-нащр, 1977.-303, 148 с.
- Амин А. Полдень ислама. 4-е изд., т.1У.- Каир: Ан-Нахда, 1966.- 412 с.
- Бадави А. Из истории атеизма в исламе.- б.м., б.г.- 384с.
- Бадави А. Учения исламитов, т.1. 2-е изд.- Бейрут: 1979.752 с.
- Исмаил М. Из истории подпольных движений в исламе.
- Каир: ал-калам, I97I.- 426 с.
- Зайне X. Разум у мутазилитоЕБейрут: Дар ал-афак ал-джадид?1978.- 176 с.
- Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, tt.I-П.- Бейрут: Дар ал-@араби, 1978−79.1024, 776 с.4Л50. Надер А. Философия мутазилитов, тт.1-Л.- Александрия: дар нащр ас-сакафа, 1950−51.- 251, 168 с.
- Ан-Нашшар А. С. Возникновение философской мысли в исламе, т.1, 6-е изд., — Каир: дар ал-маариф, 1975.- 580 с.
- Тизини Т. Проект нового взгляда на арабскую мысль в. эпоху средневековья.- Дамаск: дар Димашк, 1971.- 416 с.
- Ханафи X. Исламитские очерки.- Бейрут: дар ат-танвир, 1982.- 348 с.
- Ханафи X. Наследие и обновление.- Тунис: мактабат ал-джа-дид, 1980.- 221 с. в/ книги на западноевропейских языках4"5б" Arberray A.J. Revelation and reason in Islam. N.Y.: Macmillan, 1957″ - 122 p.
- Badawi A. La transmission de la philosophic grecque au monde arabe. P:
- Vrin, 1968. 193 p. 4.58″ Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam, t.I.s Les philosophiestheologiens. P.: Libr. Vrin, 1972. — 381 p. 4.59″ Boer, de T.J. Geschichte der Philosophic im Islam. — Stuttgart: F. From-man Verlag, 1901. — 191
- Brockelmann C. Geschichte der arabischen Litterature. 2 vols., 3 suppl. vols. Leiden: Brill, 1937−1949*
- Corbin H. Histoire de la philosophic islamique, t.I. P.: Gallimard, 1964. 383 P.
- Daiber H. Das theologisch-philosophsche System des Muammar Ibn Abbad as-Sulami. Beirut: Beirut texte und Studien. B.19, 1975″ - 604 p.
- Dugat G. Histoire des philosophes et des theologiens musulmans. /De632 a 1258 de J.-C./. Scenes de Orient. P.: Maisonneuve, 1878. — XLIII, — 385 P
- Ess J., van. Anfange muslimischer Theologie. Beirut: Catholique, 1975, — 462 s.
- Ess J., van. Das Kitab an-Nakt des Nazzam. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1972. — 151 s.
- Ess J., van. Zwischen Hadit und Theologie. В.- N.Y.: De Gruyter, 1975" — XII, 218 s.
- Fakhry M. Islamic occasionalism and its critique by Averroes and Aquinas. London: Geo. Allen and Unwin Ltd., 1958″ - 220 p.
- Floten G., van. Ein arabischer Naturphilosoph im 9″ Jahrhundert.- Stuttgart: 1918.
- Frankl P.F. Ein mutazilitischer Kalam aus dem 10. Jahrhundert. Vien: K. Gerold's sohn, 1872. — 58 s.
- Galland H. Essai sur les Motazelites: les rationalistes de l, Islam.- P.: E. Guilmoto, 1906. 143 p.
- Gardet L., Anawati M.M. Introduction a la theologie musulmane.'- P.: Vrin, 1948. YII, 543 p.
- Gardet L. 14 813 111: religion et communaute. P.: Desclee de Brouwer, 1967. — 496 p.
- Gibb H.A.R. Islam. 2d ed. Frome-L.: Oxford univ. press, 1978. — IX, 144 P.
- Goldziher I. Introduction to islamic theology and law/transl. Ъу Hamo-ri A. a. Hamori R.- With an introd. a. additional notes Ъу Lewis B.- Princeton /N.J./: Princeton univ. press, 1981. XV, 302 p.
- Goldziher I. Muhammedanische Studien. 2 vols. Halle, 1889−1890. 420, 363 s.
- Horten M. Die philosophischen Probleme der spekulativen Theologie im Islam. Bonn: F. Cohen, 1910. — XI, 520 p.4'77. Hourani J. Islamic rationalism. The etnics of Abd al-Jabbar. N.Y.:1971• XI, 158 p.
- Jadaane F. L’Influence du stoicisme sur la pensee musulmane. Beyrouth:
- Dar el-Machreq, 1968. 266 p. 4"79* khoury a.-T. Les theologiens byzantins et l’islam. T. I-II. — Lyon: Univ. de Lyon, 1966. — 340, 229 p.
- Kremer A., von. Culturgeschichtliche StreifzQge auf dem Gebiete des Is-lams. Leipzig: F.A.Brockhaus, 1873. — XIV, 77 p.
- Laoust H. Essai sur les doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b.Taimiya. Le Caire: Publications de l’IFAO, 1939. — 755 p-
- Mabilleau L. Histoire de la philosophie atomistique. Paris: Alcan, 1895. — VII, 560 p.
- McDonald D.B. Development of muslim theology, jurisprudence and constitutional theory. N.Y.: I903. — 318 p.
- Madkour I. L’organon d*Aristote dans le monde arabe. P.: Vrin, 1934. — VIII, 302 p.
- Maimonides M. Le guide des egares/ S.Munck. tt. I-III. Pj: Franck, 1856−66. — XVI, 462- XVI, 380- XXIV, 532 p.
- Makdisi G. Tbn Aqil et resurgence de 1'Islam traditionaliste au XI siecle. Damas: 1963. — XXXIV, 602 p.
- Nader A.N. Le systeme philosophique des Mutazila /Premiers penseurs de l1Islam/. Beirut: Les lettres orienteles, 1956. — XX, 354 p.
- Nyberg E.S. Kleinere schriften des Xbn al-Arabi. Leiden: Brill, 1919*- 312 s.
- Pines S. Beitrage zur islamischen Atomenlehre. Berlin: Grafenhaini-schen, Gedruckt bei A. Heine gmbh, 1936. — III, 149 s"
- Sabyri S. Mouvements populaire a Bagdad a l’epoque abbaside, IXe-XIe siecles. P.: Libr. d’Amerique et d, Orient, 1981. — V, 164 p.
- Schreiner M. Der Kalam in der jfldischen Literatur. Berlin: Druch von H. Itzkowski, 1895. — 67 s.
- Sourdel D. Le vizirat 'Abbaside de 749 a 936. 2 vols., Damascus: Inst, francais de Damas, 1959. LXXVIII, 797 p.
- Steiner H. Die Mutaziliten- oder die Freidenk^er im Islam. Leipzig: SjHirzel, 1865. — XIV, 410 s.
- Wolfson H.A. The philosophy of the Kalam. Cambridge /Mass./ - L.: Harvard univ. press, 1976. — XXVI, 889 P"
- Wolfson H. Repercussions of the Kalam in jewish philosophy. Cambridge /Mass./-L.: Harvard univ. press, 1979. — XII, 238 p.1. У. Статьиа) на русском языке
- Аверинцев С.С. Теология.- В: Философская энциклопедия, т.У.с.200−202.
- Беляев Е. Ислам.- В: Философская энциклопедия, т. П, с.334−336.
- Беляев Е.Калам.- В: Философская энциклопедия, т. П, с. 411.
- Бертельс Е.Э. К вопросу о мировоззрении Навои.- Бертельс Е.8.
- Избранные труды. Навои и Джами.- М.:Наука, 1965.- с .447149.
- Грюнебаум Г. Э., фон. Мусульманское мировоззрение и мусульманская наука. В сб.: Грюнабаум Г. Э.,фон. Основные черты ара-бо-мусульманскай культуры. Статьи разных лет. Переводы. М.:Наука, 1981, c. III-126.
- Журавский А.В. Ислам.- Философский Энциклопедический Словарь.
- М.: Советская Энциклопедия, 1983. с.224−226.
- Ибрагим Т.К. Материалистические' тенденции в учении мутазилитов.- В сб.: «Из истории философии освободившихся стран». М.:Уда, 1983, с.343.
- Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в 1У-Х вв. X.
- В сб.: «Мусульманский мир. 950−1150». Перевод с англ.- М.: Наука, I98I, c. I89−206.
- Макдаси Да. Суннитское возрождение.- В сб.: «Мусульманскиймир. 950−1150″.Перевод с англ.- М.:Наука, 1981. с.174−183.
- Маковельский А.О. Атомистика на Ближнем Востоке.- Вопросы философии, 1957, № 3, о.112−116.
- Мидяер А. П. Философия и религия.- В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М.:Наука, 1978, с.244−282.
- Ойзерман Т.И. Философия, наука, идеология.- В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука.- М.:Наука, 1972, с.95−145.
- Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики:мурджииты. -В сб.: Ислам в истории народов Востока.- М.:Наука, 1981, с.19−24.
- Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в искусстве мусульманского средневековья. По поводу одной отипологической концепции.- В сб.: Эстетика и жизнь, вып.З. М. Искусство, 1974, с.45388.
- Сагадеев А.В. „Знание“ и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре.- В кн.: Роузентал Ф. Торжество знания. М., 1978, с.3−18.
- Сагадеев А.В. Вокруг трактата „О трех обманщиках“.- Наука и религия, 1979, № 5, с.31−35.
- Сагадеев А.В. Две книги по истории арабской философии эпохи раннего средневековья.- Народы Азии и Африки. М., 1962, № 4, с.213−215.
- Сагадеев А.В. Жизнерадостное свободомыслие народов Востока. Наука и религия, 1978, № 2.
- Соколов В.В. К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии.- Философские науки, I960, 4, с.77−87.
- Соколов В.В. Партийность и историзм в истории философии.-Вопросы философии, 1968, № 4, с.104−115.
- Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире.- В сб.: Философское наследие народов Востока и сов' ременность. М.:Наука, 1983, с.124−136.
- Султанов Р.И. Калам.- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с. 240.
- Турсунов А. О принципах исследования средневековой восточной философии.- Народы Азии и Африки, 1975, $ I, c. I39r146.б)на арабском языке
- Ал-Алуси X. Первые начала мусульманской философской мысли В сб.:Ал-Алуси X. Очерки по мусульманской философской мысли. Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-напгр, 1980, с.47−113.
- Балдуз Н. Идеология и отношение бога к миру в философии Ибн-Рушда.- Дирасат арабийа Бейрут, 1978, № 15,с.30−57.
- Ибрагим Т.К. (под псевдонимом: Саллум Тауфик). Материализм и его проявления в эпоху средневековья.- Ат-Тарик, 1979, }Ь 3, с .181−195.
- Салами К. Эволюция рационалистического направления в науке калама.- Ал-Марифа, Дамаск, 1979, $ 203, с.20−39.в/ на западноевропейских языках
- Ess J., van. The logical structure of islamic theology. In: Logicin classical islamic culture /G.E.Grunebaum, Wiesbaden, 1970, pp.21−50.
- Ess J., van. Dirar Ъ. Атг und die Gahmyya. Der Islam, В., 1967, 43, pp.241−279? 1968, 44, pp.1−70.
- Ess J., van. Les Qadarites et la Gailaniya de Yazid III. Studia Islamica, P., 1970, 31, pp.269−286.
- Ess J., van. Une lecture au retours de lfhistoire dumutazilisme. Revue des etudes islamiques. P., 1978, LXVI, f.2, pp.163−240- 1979, LXVII, f.1, pp.19−76.
- Frank R.M. The divine attributes according to the teaching of Abul Hudhayl al-Allaf. Museon, 1969, 82, pp.451−506.
- Gabrieli P. Abu Nuwas, poeta abbaside. Oriente moderno. Roma, 1953, p.33.
- Gardet L. Le probleme de la „philosophic musulmane“. Dans: Melanges Etienne Gilson. — Toronto-P., 1959″ pp.266−270.5*38. Gardet L. Quelques reflecxions sur la place du Ilm al-Kalam dans les
- Sciences religieuses musulmanes». In: Arabic and islamic studies in honour of H.A.R.Gibb/G.Makdisi. Leiden: Brill, 1965, pp.258−269.
- Gardet Ь. Ilm al-Kalam. Encyclopaedia of Islam, II ed., vol. Ill, 1971, pp. 1141−1150.
- Gardet Ь. Signification du «renoveau mutazilite» dans la pensee musul-mane contemporaine. — In: «Islamic philosophy and the classical tradition» /S.M.Stern e.a. Columbia: Univ. of South Carolina press, 1973"pp.63−75.
- Gardet Ь. Aux debuts de la reflexion theologique de l’Islam. In: Islamic philosophical theology/ P.Morewedge. Albany: State university of New York Press, 1979, pp.46−57.
- Goldziher I. Zur Geschichte der hanbalitischen Bewegungen. ZIMG, В., 1908, ЪХИ, ss.1−28.
- McDonald D.B. Kalam^, Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd. II, 1927, pp.717−723.
- McDonald D.B. Kalima. Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd.11,1927, p.7495.49″ Madkour I. La logique d’Aristote chez les Mutakallimun. In: Islamic philosophical theology/ P. Morewedge, Albany: State Univ. of New York, 1979, pp.58−70.
- Schreiner M. Beitrage zur Geschichte der theologischen Bewegungen im Islam. ZDMG, В., 1898, 52, ss.486−510- 1899, 53, ss.51−88.
- Sourdel D. La politique religieuse du calife abbaside al-Mamun. Revue des etudes islamiques, P., I962, XXX, pp-27−48.
- Vajda G. La connaissance naturelle de Dieu selon al-Gahiz, critiquee par les mutazilites. Studia Islamica, P., 1966, XXIV, pp.19−33*
- Vajda G. Le «Kalam» dans la pensee religieuse juive du Moyen Age.- «Revue de l’histoire des religions». P., 1973, t.183,N 2, pp.143−160.
- Vajda G. Les zindiqs en pays d’islam au debut de la periode abbasede.- Rivista degli Studi oriental. Roma, 1938, 17, pp.173−229.
- Watt M. The political attitudes of the Mutazilah. JRAS, 1963, pp.38−57.1. УТ. Авторефераты
- Алиева Б.А. Проблема соотношения веры и разума в современной мусульманской теологии и философии. Автореф. дисс. .док. филос.наук. М., 1979, 30 с.
- Гаджиев Ш. Н. Свободомыслие в Азербайджане в период раннего средневековья.Автореф. дисс.. канд.филос.наук. М., 1965, 20 с.
- Захидов А. Формирование и особенности развития свободомыслия в Средней Азии в период раннего средневековья. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Ташкент, 1979, 26 с.
- Ибрагим Т.К. Философия калама /УШ-ХУ вв./. Автореф.дисс.. докт. филос.наук. М., 1984, 36 с.