Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ПрадтидАОДад. жалщо^ть Ж0ЯЗШШ&" Обобщенные в диссертации материалы и теоретические выводы из них могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем истории мирового свободомыслия, в частности, свободомыслия стран Востока. Материалы диссертации могут использоваться: в лекциях, в спецкурсах, на спецсеминарах по истории свободомыслия и восточной философии для студентов отделений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СВОБОДОМЫСЛИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАЛИФАТА
    • I. Социально-историческая обусловленность свободомыслия халифата
    • 2. Основные Формы проявления свободомыслия в духовной культуре халифата УШ-IX вв
  • Глава вторая. РАЗРАБОТКА МУТАЗИЛИТАМИ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ СВОБОДОМЫСЛИЯ
    • I. Материалистические тенденции в мута-зилитской трактовке бога и его отношения к миру
    • 2. Рационализм мутазилитов как основа их антирелигиозного скептицизма
  • Глава третья. АТЕИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИЕН АР-РАВЕЩЩ
    • I. Жизнь и творческая деятельность
  • Ибн ар-Равенди
    • 2. Критика непоследовательности свободомыслия мутазилитов у Ибн ар-Равенди 110- Х2Г,
    • 3. Атеистические воззрения Ибн ар- 127−146 Равенди

Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В решении задач активизации пропаганды научно-материалистического миревоззрения среди населения и совершенствования системы атеистического Боепитания, поставленных^ ХХУ1 съездом КПСС и конкретизированных в Постановлениях ЦК КПСС, большую роль играет изучение и эффективное использование прогрессивных культурных традиций народов разных стран, в том числе стран Востока. Особенно яркое проявление прогрессивные традиции находят в свободомыслии прошлых эпох, направленном на освобождение личности от власти религии. Позитивная разработка проблем истории свободомыслия в отдельных странах, в частности в странах Востока, содействует укреплению позиций научного мировоззрения и преодолению религиозного сознания масс. Это имеет значение не только в борьбе за приобщение народов зарубежного Востока к передовым идеям нашего времени, но и в деле интенсификации атеистического воспитания молодежи социалистических стран. Теоретическое осмысление традиций свободомыслия в арабских и других странах распространения ислама оказывает значительную идеологическую помощь коммунистическим партиям этих стран. В борьбе за национальное освобождение и социальный прогресс, в борьбе за политическое влияние на народные массы ком.

I См.: О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., Политиздат, 1979, с.12- Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.72−73. мунисты не могут не учитывать религиозности немалой части населения мусульманского Востока. В этом контексте особую актуальность приобретает обращение к прогрессивным традициям средневековой арабской культуры, тесно связанной с мусульманской религией.

Актуальность данной темы заключается и в том, что успешное ее раскрытие позволяет выявить несостоятельность бурнуазно-идеалистических и европоцентристских концепций «исламского» культурного наследия, которое рассматривается многими буржуазными исламоведами как чисто мистическое и сугубо религиозное. Философский же способ мышления признается этими исследователями спецификой лишь «западного человека». С другой^стороны, изучение реалий средневековой арабо-мусульманской культуры способствует выявлению ошибочности востокоцентристских теорий, приписывающих восточной культуре некую особую духовность, возвышающую ее над культурой Запада.

Классики марксизма-ленинизма, как известно, всегда уделяли большое внимание вопросу о роли материалистических, атеистических учений прошлого в развитии и становлении марксистского научного мировоззрения. Недаром В. И. Ленин поставил перед марксистами задачу «изучать серьезно связь. средневековых споров с историей материализма». Изучение малоисследованной проблемы становления свободомыслия в духовной культуре лалифата призвано конкретизировать и обогатить наши представления о борьбе науки и религии, разума и веры, материализма и идеализма.

1 Под термином «арабо-мусульманский» понимается написанная на арабском языке литература в странах распространения ислама.

2 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.25,с.37.

Важное значение традиций свободомыслия народов Востока для развития мирового атеизма и материализма было отмечено Ф. Энгельсом, впервые поставившим на подлинно научной основе вопрос о «жизнерадостном свободомыслии» арабских народов, о его роли в идейной подготовке материализма ХУТИ века .

Степень разработанности проблемы. Несмотря на огромное количество работ, написанных в течение длительного времени буржуазными исламоведами, традициям свободомыслия в странах Ближнего и Среднего Востока в них уделено немного внимания. Лишь в конце XIX — начале XX веков появляются исследования, затрагивающие вопрос о проявлениях антирелигиозной мысли в духовной жизни халифата. Их авторы — А. Н. Шидвр, П.МассиньонД.Гольдциер, 2.

Габриелли, Дж. Вайда, П. Краус, Н. С. Ниберг, А. Вадави, А. аль Асам.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, из д.2-е, т.20, с. 345.

2 СМ.: Schader А.Н. Urform und fortbildung des manisch&schen systems.

— In: Vortrage der bibliothek. Warburg, 1912; Idem. Zindiq. — In: Iranische Beitrage, t.1, s.86−95- Goldzihert I. Salih abdalkoddus und das zindiktum Warend der regierung des chalifen al Mahdi. Londre, 1893, t.2;

Idem. Arabic literature during the Abbacid Period. — Islamic culture.

Nyderabad, Deccan, 1957, 31? 1958, 32- Vajda G. Les zindiqs en pays d’islam au debut de la periode abbaside. — Rivista degli Studi oriental. Roma,.

1938, 17, p.173−229- Gabrieli F. Abu Nuwas, poeta abbaside. — Oriente moderno. Roma 1953″ 33- Massignon L. Zindiq. — Encyclopedic de l’islam, 2 ed. frangaise. Paris, 1954″ Idem. La passion d’al-Hallaj, martyr mystique de l’islam. Paris, 1922, p.186−188- Nyberg N.S. Kitab al Intisar /le liv-re du triomphe et de la refutation d’Ibn al Rawandi 1'heretique/, Beyrouth,.

ШдавЕГ^/^Й^н тарик аль-ильхад фи ал ислам (из истории атеизма в исламе). Кайр, 1945, с.6−40 (на арабск. языке) — Кра-ус П. Ибн ар-Равенди.- В кн.: Бадави А. Из истории., с.75−188 (на арабск. языке) — Аль Асама А. — Тарих Ибн ар-Равенди /см.продолжение сноски на сл. странице/ и другие — освещали творчество отдельных мыслителей, поэтов и прозаиков, вошедших в историю общественной мысли халифата в качестве так называемых зандиков-еретиков и мальахидов-атвистов.

Отмечая заслуги вышеназванных буржуазных ученых, необходимо указать, что многие существенные стороны проблемы свободомыслия на Востоке часто искажаются ими. Так, например, проявление скептицизма по отношению к религии они ограничивают воззрениями узкого круга поэтов, прозаиков и тех представителей калама, которые отреклись от мутазилизма, а причины их скептицизма сводятся либо к влиянию шиитов-рафидитов (крайних шиитов), либо к шуубии (движение вольноотпущенников -" мавали" - за уравнение в правах с арабами). Учение мутазилитов не выводится ими за рамки официальной теологии, в то время как ильхад трактуется как своеобразная форма проявления атеизма в исламе. В результате происходит фальсификация действительных причин возникновения и распространения различных форм антирелигиозного скептицизма в духовной жизни халифата. Скептицизм по отношению к религии, а также «ильхад» Ибн ар-Равенди представляются как отклонение от мусульманской теологии, в качестве которой якобы выступал мутазилитский калам. Распространенное в буржуазной исламоведческой литературе стереотипное представление о мута-зилитском каламе как официальной мусульманской теологии помешааль-Мульхид (историография атеиста Ибн ар-Равенди). Бейрут, 1975; его же: Ибн ар-Равенди фи аль Маражии аль арабия аль хадиса (Ибн ар-Равенди в арабских современных источниках), тт.1-П, Бейрут, I978-I979гг.

I См.: Краус П. Ибн ар-Равенди. В кн.: Бадави А. Из истории., с. 23. ло исследователям истории антирелигиозной мысли в духовной жизни халифата увидеть и главные идейные истоки свободомыслия в его многообразных формах. Следует отметить, что подобное представление о мутазилитском каламе было подвергнуто критике некоторыми буржуазными исламоведами. Б работах А. Штейнера, Г. Гол-ланда, А. Меца, Б. Жузе и др. содержится более глубокая и справедливая оценка характера развития свободомыслия мутазилизма и его роли в истории свободомыслия на Востоке.

В советской и арабской марксистской исламоведческой и историко-философской науке проблема свободомыслия и прогрессивных культурных традиций всех народов, в том числе восточных, является объектом особо пристального внимания. Для марксистских исследователей характерно то, что им с самого начала были чужды европоцентристские и культурологические спекуляции вокруг идейных направлений арабомусульманской средневековой духовной культуры. Прогрессивные традиции философского наследия народов Востока в той или иной степени полноты освещены в трудах исследователей-марксистов С. Н. Григоряна, А. В. Сагадеева, В. В .Соколова, Ш. Ф. Мамедова, Г Лея, М. М. Хайруллаева, Т. Тизини, ХДруэ, А. К. Закуева, Т. Ибрагима и др. В частности, здесь убедительно.

I См.: Григорян С. Н. Средневековая философия Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, с.92−95- Сагадеев А. В. (в соавторстве с Федосеевым П.Н.). Свободомыслие и атеизм в средние века и в эпоху Возрождения. В кн.: Общество и религия. М., 1967; его же: Жизнерадостное свободомыслие народов Востока.- Наука и религия, 1978, IS 2- его же: Вокруг Трактата «О трех обманщиках» .- Наука и религия, 1979, № 5−6- Закуев А. К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, т.1, Бейрут, 1979, т, 2, Бейрут, 1979; Ибрагим Т. Философия калама (УШ-ХУ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1984, с.15−22. показана несостоятельность господствующего в буржуазном исламо-ведении представления о мутазилизме как апологетической теологии ислама. С. Н. Григорян, например, указывает на пантеистические и" рационалистические тенденции в учении ряда мутазилитов. Эти наблюдения ученого получили более широкую разработку на основании новых материалов в работах Т.Ибрагима. Но пока нет специальных исследований о месте и роли мутазилитского учения в процессе возникновения и развития свободомыслия на Востоке. Так, не получило достаточного научного обоснования и решение вопроса о влиянии мутазилизма на вольнодумие знаменитого Ибн ар-Равенди, творчество которого все еще остается малоизученным.

Цель и. задачи исследования определены с учетом степени разработки проблемы становления свободомыслия в духовной культуре халифата. Целью данной работы является раскрытие проблемы становления и эволюции свободомыслия в духовной жизни халифата от мутазилитов элементов рационализма и антирелигиозного скептицизмаудо атеистических идей в учении Ибн ар-Равенди. Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:

— выявить социально-историческую обусловленность раннесред-невекового свободомыслия в духовной культуре халифата;

— раскрыть несостоятельность теологических и философско-идеалистических трактовок проблемы свободомыслия в духовной культуре халифата и, в частности, оценки творчества мутазилитов;

— выяснить проявления свободомыслия в рамках художественной литературы раннеаббасидского периода, показать соотношение вольнодумства поэтов и прозаиков с вольнодумством мутазилитов;

— определить философские основы свободомыслия мутазилитов, выявить пантеистические и рационалистические тенденции в их трактовке проблемы бога и мира, веры и знания;

— выявить сущность свободомыслия Ибн ар-Равенди;

— показать органическую преемственность передовых идей му-тазилитов и атеистических воззрений Ибн ар-Равенди;

— проследить влияние антирелигиозных идей Ибн ар-Равенди на последующее развитие свободомыслия в средневековой культуре народов Ближнего и Среднего Востока.

Теоретической и методологической основой диссертации служит общая научная методология историко-философского и атеистического исследования, разработанная классиками марксизма-ленинизма и успешно развиваемая марксистскими религиоведами и историками атеизма, особенно советскими. При исследовании проблемы становления свободомыслия на Востоке диссертант опирался на труды советских историков философии, в частности, Ш.©.Мамедова, В. В. Соколова, А. В. Сагадеева и др. Была использована также атеистическая исследовательская литература, особенно работы М. П. Новикова, Д. М. Угриновича, И Л. Яблокова, З.Тажуризиной.

При выборе темы и работе над ней диссертант руководствовался положениями и выводами, содержащимися в материалах и документах съездов КПСС, международных совещаний коммунистических и рабочих партий, материалах компартий арабских стран, касающимися задач марксистов в идеологической борьбе на современном этапе.

Научная новизна, исследования заключается в том, что в диссертации впервые с марксистских позиций осуществлен комплексный анализ становления свободомыслия в арабской духовной культуре раннего средневековьяпроанализированы сущность, место и роль.

— 10 творчества выдающегося мыслителя УШ-1Х веков Ибн ар-Равенди в развитии свободомыслия на мусульманском Востокедана новая оценка творчества Ибн ар-Равенди, в частности, доказывается, что атеистические воззрения Ибн ар-Равенди были закономерным результатом и дальнейшим развитием свободомыслия мутазилитов. Анализ творчества Ибн ар-Равенди привел к выводу о том, что первым мыслителем арабо-мусульманского Востока, открыто выступившим с критикой мусульманской религии был на ель-А Маарри и не ар-Рази, как считалось до сих пор, а именно Ибн ар-Равенди.

В научный оборот марксистской историко-атеистической литературы впервые введен ряд первоисточником по свободомыслию в арабо-мусульманском средневековье.

ПрадтидАОДад. жалщо^ть Ж0ЯЗШШ&" Обобщенные в диссертации материалы и теоретические выводы из них могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем истории мирового свободомыслия, в частности, свободомыслия стран Востока. Материалы диссертации могут использоваться: в лекциях, в спецкурсах, на спецсеминарах по истории свободомыслия и восточной философии для студентов отделений востоковедения и философских факультетовв идеологической борьбе — в деле критики фальсификации культурного наследая народов Востока и использования этого «исламского» наследия в реакционных целях. Содержавшиеся в диссертации идеи могут оказать помощь коммунистам стран с преимущественным распространением ислама в их борьба за приобщение народных масс к прогрессивным традициям духовной культуры. Материалы диссертации имеют актуальное значение для воспитания молодого поколения социалистических стран в духе атеизма и гуманизма. Проведенная в работе классификация форм проявления антирелигиозной мысли в духовной культуре халифата имеет определенную ценность для теории научного атеизма, дальнейшего теоретического осмысления иррелигиозного сознания прошлых эпох.

Заключение

.

Исследование возникновения и становления свободомыслия, его месте и роли в духовной культуре халифата УШ-ГХ веков, опирающееся на научно-материалистический анализ исторических документов того времени, приводит к следующим выводам:

I, Возникновение и распространение свободомыслия на Востоке были закономерным результатом развития и расцвета материальной и духовной культуры халифата. По мере становления и укрепления феодальных отношений происходили прогрессивные изменения в духовной жизни халифата. УШ век явился переломным этапом в истории развития общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока. Именно этот период ознаменовался возникновением философской мысли, острыми идейными спорами и сомнением в истинности догм ислама. Такие формы свободомыслия как антирелигиозный скептицизм, а также индифферентизм по отношению к религии были прогрессивным явлением арабо-мусульманской культуры средневековья. Становление свободомыслия было обусловлено здесь материальными и культурными потребностями арабского общества того времени.

Будучи закономерным результатом развития материальной и духовной жизни халифата, свободомыслие явилось отражением стремления передовых слоев феодального общества к новому способу переосмысления действительности, более адекватному, чем господствующий — религиозный. Оно было направлено против религиозного мировоззрения, с присущими ему догматизмом и авторитаризмом.

2. Исследование особенностей развития феодальных отношений в халифате УШ-IX веков, отразившихся на специфике духовной жизни того времени, позволило обосновать вывод о том, что рамки распространения свободомыслия были более широкими, а степень его развития более высокой, чем предполагают буржуазные исламоведы. Основной формой проявления свободомыслия в арабо-мусульманской культуре раннего средневековья был антирелигиозный скептицизм. Характерной чертой, общей для творчества представителей различных прогрессивных течений общественной мысли халифата, было отрешение освободить духовную жизнь от догматизма, авториторизма и мистицизма, противопоставить им человеческий разум, знания. Однако, степень последовательности борьбы с традиционализмом (салафизмом), с ортодоксией была разной в каждом случае .

3. Анализ некоторых аспектов художественного творчества в рассматриваемый период привел к заключению, что в рамках художественной литературы, особенно в творчестве поэтов раннего аб-басидского периода (Башшар ибн Барда, Абу Нуваса, Абу аль-Ата-хии), а также прозаика Ибн аль-Мукаффы, скептицизм проявлялся в критике отдельных сторон мусульманского вероучения, в стремлении поиро. низировать над рядом догм и обрядов ислама. В восхвалении разума, в игнорировании религиозных проблем и господствующих религиозно-нравственных норм нашел свое выражение религиозный индифферентизм. Отличительной чертой свободомыслия названных поэтов и писателя было, помимо всего прочего, отсутствие непосредственной связи с каким-либо философским учением.

4. Исследуя первоисточники по раннему мутазилизму, мы пришли к выводу, что в мутазилитском каламе антирелигиозный скептицизм поднялся на более высокую ступень. Изложенный в диссертации материал свидетельствует о том, что вопрем утверждениям бур-нсуазных авторов, которые исключают представителей данного идейного направления из числа свободомыслящих и рассматривают их учение как своеобразную официальную теологию, мутазилизм был первым идейно-философским направлением в истории общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, в русле которой происходил процесс становления свободомыслия. Несмотря на то, что мутазилиты уделяли определенное внимание сугубо религиозным вопросам и нередко использовали теологическую терминологию в своих философских рассуждениях, они далеко выходили за рамки религиозной проблематики и даже пришли в выводам, подрывающим ряд основополагающих догм ислама.

Не отрицая полностью религиозного способа достижения «Знания» (откровение, священные писания и т. п.), мутазилиты доказывали в то же время примат разума над верой и разрабатывали учение о познании с рационалистических позиций. Их скептицизм проявлялся, в частности, в критике традиционалистического понимания бога и в его истолковании в пантеистическом духе.

5. Изучив дошедшие до нас трактаты Ибн ар-Равенди, свидетельства средневековых доксографов, а также произведя сравнительный анализ воззрений Ибн ар-Равенди и мутазилитов, мы сделали заключение, что мыслитель вопреки мнению буржуазных исследователей, перешел на позиции радикального свободомыслия не в результате влияния крайних шиитов и отречения от мутазилиз-ма, а опираясь на прогрессивные философские идеи мутазилитов, развивая их в направлении ильхада. В воззрениях Ибн ар-Равенди антирелигиозный скептицизм мутазилитов был доведен до логического конца. Мыслитель опроверг основополагающие идеи мусульманского вероучения, в частности, идею о пророческой миссии, трактуя религию как обман, и тем самым поднимаясь до прямого ее отрицания.

Раскрытие в I и П главах диссертации формы проявления свободомыслия послужили идейным истоком возникновения наиболее высокой ступени свободомыслия в арабо-мусульманской^ культуре раннего средневековья, получившей название «ильхад» .

Стержнем ильхада было учение о религии как обманепосле Ибн ар-Равенди оно было разработано в творчестве таких выдающихся вольнодумцев, как ар-Рази иа аль Маари.

6. На основе исследования творчества поэтов и прозаиков-вольнодумцев, учения мутазилитов и антирелигиозных воззрений Ибн ар-Равенди наглядно прослеживается одна из особенностей процесса становления свободомыслия на Востоке. Она заключается в поступательном характере его развития — от вольнодумства ран-неаббасидских художников слова, через философское свободомыслие мутазилитов до радикальных антирелигиозных воззрений Ибн ар-Равенди. Между этими формами проявления свободомыслия не существовало непроходимой пропасти, хотя, как уже указывалось, степент последовательности в каждом случае была разной.

Результаты и выводы, полученные в данном исследовании, открывают ноЕые перспективы и ставят новые задачи по дальнейшей разработке проблемы развития свободомыслия народов Востока в его многообразных формах.

Для создания более конкретного, целостного представления о месте и роли свободомыслия в развитии арабо-мусульманской духовной культуры необходимо в дальнейшем исследовать формы его проявления в других сферах духовной жизни. Например, в фольклоре, живописи, в творчестве естествоиспытателей и т. д.

Перед исследователями мирового свободомыслия и атеизма стоит также задача выявления элементов свободомыслия в таких антифеодальных идейно-политических движениях, как хариджизм, крайние шииты и т. д.

Особенно важным представляется проследить соотношение антирелигиозного скептицизма раннего мутазилитского калама, с одной стороны, и свободомыслия восточных перипатетиков (аль-Фачраби,.

Ибн Сина, Ибн Рушда) — с другой. Назрела также необходимость взаимоотношения теоретического анализа проблемьУ&рабского свободомыслия УШ-1Хвв. и, в частности, разработанного Ибн ар-Равенди, ар Рази и другими мыслителями учения о религии как обмане с теорией «двойственной истины» .

Перед исследователями-марксистами стоит также задача дать обоснованную оценку значения свободомыслия народов Востока в развитии мирового атеизма, в частности, проследить влияние иль-хада на творчество свободомыслятщих европейских философов эпохи Возрождения.

Решение всех этих задач будет способствовать творческому развитию истории атеизма как науки.

— 152 -' Библиография.

I. Произведения классиков марксизма-ленинизма.

1. Маркс К. ПереДОВИЦа В № 179 «Kolnische Zeitung» .

Соч., t.I.

2. Маркс К. Вопрос о войне.- Финансовые дела.- Забастовки.

Соч., т.9.

3. Маркс К. Британское владычество в Индии. Соч., т.9.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч., т.2.

5. Энгельс Ф. Материалы по истории Франции и Германии. Архив.

К.Маркса и Ф.Энгельса., т.10.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч., т.21.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Соч., т.20.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч., т.20.

9. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Соч., т.7.

10. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 5 августа 1890 г. Соч., т.37.

11. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, I июля 1891 г. Соч., т.38.

12. Ленин ВЛ. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18.

13. Ленин В. И .Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29.

14. Ленин В Л. 0 государстве. Полн. собр. соч., т.39.

15. Ленин В. И. Еще одно уничтожение социализма. Полн.собр.соч., т.25.

16. Ленин В. И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12.

17. Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр. соч., т.17.

18. Ленин В. И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.

Полн.собр.соч., т.17.

19. Ленин В. И. 0 значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45.

П. Партийные документы.

2.1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1981.

2.2. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., Политиздат, 1979.

2.3. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983.

2.4. Заявление коммунистических и рабочих партий арабских стран.

— Ат-Тарик, 1981, В 3−4, с.329−352 (на арабе.яз.).

2.5. Программа Тунисской коммунистической партии. IX съезд.

Тунис, 1981 г. (на арабском яз.).

Ш. Источники а) на русском языке.

3.1. Бируни А. Геодезия. Избранные произведения. т.Ш.Ташкент: Фан,.

1966. 361 с.

3.2. Ал-3?азали. Избавляющий от заблуждения. Перев. А. В. Сагадеева.

В кн.: Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. М.: АН СССР, I960, с.211−266.

3.3. Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. Перев. А. В. Сагадеева.- В кн.: Сагадеев А. В. Ибн-Рушд. М.:Мысль, 1973, с.171−199.

3.4. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего.

Востока 1Х-Х1У вв. /С.Н.Григорян.- М.:Изд-во соц.-экон.литературы, 1961. 632 с.

3.5. Маймонид М. Путево да тель колеблющихся, гл.71−76. Перев.

А.И .Рубина.- В кн.: Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. М.: АН СССР, I960, с.267−325. б) на арабском языке.

3.6. Абд ал-Джаббар. Ал-Мугни фи абваб ахл ал-адл ва-т-тавхид.

Свод о положениях поборников справедливости и единобожия). т.1−16. Каир: Вахба, 1962. 1966.

3.7. Абд ал-Джаббар. Шарх ал-усул ал-хамса (Разъяснение пяти принципов). Каир: Вахба, 1965 — 834 с.

3.8. Ал-Ашари. Макалат ал-исламиин ва-тхилаф ал-мусаллин (Учения исламитов и разногласия между молящимися). тт.1-Л. Станбул: ад-даула 1929;31. 646 с.

3.9. Ал-Ашари. Ал-Ибана ан усул ад-диана (Разъяснение основоположений религии).- Хайдарабад: даират ал-маариф, 1903.-84с.

3.10. Ал-Ашари. Истихсан ал-хауд фи илм ал-калам (Одобрение занятия наукой калама). — Там же, с.87−97.

3.11. Ал-Багдади. Абд ал-Кахир. Усул ад-дин (Основы религии).-Станбул: матбаат ад-давла, 1928. 272 с.

3.12. Ал-Багдади. Абд ал-Кахир. Ал-Фарк байн ал-фирак (Различия между сектами). Каир: Субайх. б.г.- 366 с.

3.13. Ал-Бухари. Шарх хикмат ал-айн (Комментарии на «Хикмат ал-айн» ал-Казвини). ч.1- Л.- Казань: Вигислав, 1904. 739,220 с.

3.14. Ал-Газали. Илжам ал-авамм ан-илм ал-калам (Недопущение широкой публики к науке калама).- Каир: мунирийа, 1309 X.- 46с.

3.15. Ал-Газали. Ихйа улум ад-дин (Воскрешение наук о вере), тт.1−1У.-Каир: Ал-Халаби, 1939.

3.16. Ал-Джаузия, Ибн-Каим. Иджтима ал-джуюш ал-исламийа ала газу ал-муаттила ва-л-джахмийа (Объединение исламского воинства для похода на муаттилитов и джахмитов).- Каир: Мунирийа, 1351 X.- 112 с.

3.17. Ал-Джахиз. Фи синаат ал-калам (Об искусстве калама).- В: Расаил ал-Джахиз (Трактаты ал-Джахиза), т.1У, Каир: Ал.

Ханджи, 1979,0.243−250.

3.18. Ал-Джурджани. Шарх ал-мавакиф (Комментарии к «Ал-Мавакиф» ал-Иджи), тт.1-Ш.- Каир: дщ> ат-тиба ал-амира, 13П Х.-590, 572,350 с.

3.19. Ибн ал-Лжаузи. Талбис Иблис (Смуты диавола). Каир: муни-рийа, 1928. 180 с.

3.20. Ибн ал-Муртада. Табакат ал-мутазила (Классы мутазилитов).

— Висбаден-Бейрут: аш-шаркийа, 1961. 296 с.

3.21. Ибн ан-Надим. Китаб ал-фихрист (Каталог).- Тегеран: Ал-Асади, 1971. 425, 170 с.

3.22. Ибн-Рушд. Тахафот ат-Тахафот (Непоследовательность «Непоследовательности»). тт.1-П.- Каир: дар ал-маариф, 1969.1006 с.

3.23. Ибн-Таймия .Муафакат сахих ал-манкул ли-сарих ал-макул (Соответствие достоверного предания тому, что явно обнаруживается разумом).т.I. Каир: Абд ал-Хамид, 1951. 530 с.

3.24. Ибн-Таймия. Накд ал-мантык (Опровержение логики).- Каир: ас-сунна ал-мухаммадийа, 1951. 130 с.

3.25. Ибн-Таймия.7сул ан-нубуа (Основы пророчества).- Каир: муни-рийа, 1928. 193 с.

3.26. Ибн-Хальдун. Ал-Мукаддима (Введение). Каир: аш-шарафиа, 1327 х.- 710 с.

3.27. Ибн-Халликан. Вафийат ал-аиан ва анба аз-заман (Некрологи знатных и известия времени). тт.1~1У. Каир: ан-нахда, 1948.

3.28. Ибн-Хазм. Китаб ал-фисал фи ал-милал ва-л-ахва ва-н-нихал (Книги о разногласиях между религиями, идщиви дуальными взглядами и сектами), т.1−5. Каир: Мунирийа, 1899−1904.

3.29. Ал-Исфараини. Ат-Табсыр фи-д-дин (Разъяснение вероучения).-Каир: Ax-Хаджи, 1955. — 264 с.

3.30. АлчМалаты. Китаб ат-танбих ва-р-радц ала ахл ал-ахва ва-л-бида (Предостережение и опровержение носителей индивидуальных взглядов и нововведений).- Станбул: матбат ад-давла, 1936. 168 с.

3.31. Ал-Масуди. Мурудж аз-захаб (Золотые луга), т.3.1У-е изд.

Каир: Абд ал-Хамид, 1964. 446 с.

3.32. Ал-Матуриди. Китаб ат-Тавхид (Книга о единобожии).- Бейрут: ал-катуликийа, 1970. 411, 43 с.

3.33. Ар-Рази Ф. Маалим у су л ад-дин (Основоположения вероучения). На полях (108).

3.34. Ас-Суюты. Саун ал-мантык ва-л-калам ан фанн ал-мантык ва-л-калам (Убережение мысли и слова от логики и калама).-Каир: Халаби, 1947. 113 с.

3.35. Ат-Тавхиди. Ал-Ммта ва-л-муанаса (Развлечение и утехи). т.1. Дамаск: маншурат вазарат ас-сакафа, 1978. 384,.

УШ с.

3.36. Ат-Тафтазани. Шарх Акаид ан-Насафиа (Комментарии к «Аканд» ан-Насафи). Казань: Вигислав, 1910. 255 с.

3.37. Аш-Шахрастани. Ал-Милал ва-н-Нихал (Религиозные секты и философские школы).т.I.- Бейрут: дар-ал-марифа, 1975.-260с.

3.38. Аш-Шахрастани Нихаят ал-акдам фи илм ал-калам (Максимум по науке калама). Багдад, Ал-мусанна, Бейрут: дар ал-кибат ал-лубнанин б.г. — 520 с.

3.39. Ал-Хайят. Китаб ал-йнтысар (Книга заступничества).- Бейрут: ал-катуликиайа, 1957. 158 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. БартольдВ.В. йБТория культурной жизни Туркестана.- Сочинения, ПП, ч.1.- М.:Изд.вост.лит. 1963. с.169−433.
  2. Беляев Е. А. Мусульманское сектанство.-М.:Изд.вост.лит., 1957.- 100 с.
  3. Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.- 280 с.
  4. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971. с.
  5. Гегель. Лекции по истории философии. Кн.З.Соч., т. П-ХХ1,Х, 521 с.
  6. И. Лекция об исламе. Дерев, с немец.- Спб., Брокгауз -Ефрон, 1912.- 302 с.
  7. Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана
  8. УП-ХП вв.- М.:Изд.Академия Наука СССР, I960.- 328 с.
  9. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и
  10. Среднего Востока.- М.:Наука, 1966.- 352 с.
  11. ЗЕузе П. Мутазилиты.- Казань: Типография и литография В. М. Ключникова, 1899.- 269 с. 4 .II. Закуев А. К. Философия Ан-Наззама.- Баку: Изд-во Академии наук A3. СССР, 1961.- 119 с.
  12. Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала
  13. XIX века.- М.:Наука, 1965.- 372 с.
  14. История и теория атеизма (М.П.Новиков и др.-М.:Мысль, 1974.- 429 с.
  15. И.А. История религий, Т.П.- М., Мысль, 1976.- 422 с.
  16. А.Е. Низами и его современники.- Баку: Элм, 1981.-488 с.
  17. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. Перевод с нем.- М.:Изд-во иностр.лит., 1962.- 587 с.
  18. Г. Г. Формирование средневековой философии.М.:Мысль, 1979.- 432 с.
  19. Мец А. Мусульманский Рннессанс. Перев. с нем.-М.:Наука, 1966.- 460 с.
  20. Ш. Ф. История философии народов СССР.М., 1958.
  21. Ш. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Низами. М., 1959.
  22. М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973.
  23. З.А. Творческая сущность атеизма. М., 1981.- 64 с.
  24. З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М., 1979.- 208 с.
  25. Т.И. Главные философские направления. М.:Мысль, 1971.- 383 с.
  26. И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв.- Л.:Изд-во Лен. ун-та, 1966.- 400 с.
  27. С. Дж. Пантеизм в Азербайджане в Х-ХПвв. -Баку: Элм, 1982.- 124 с.
  28. Ф. Торжество знания. Перев. с англ.-М.:Наука, 1978.- 372 с.
  29. А.В. Ибн-Рушд.-М.:Мнсль, 1973.- 207 с.
  30. А.В. Ибн-Сина.- М.:Мысль, 1980.- 20? с.
  31. В.В. Средневековая философия.- М.:Высшая школа, 1979.- 448 с.
  32. Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., Наука, 1983.- 168 с.
  33. Ши^рар Б. Я. Абу Нувас. М., 1978.
  34. С. Мировоззрение арабского мыслителя Абу -аль-Аля аль-Маарри. М., 1957.
  35. И.Н. Социология религии. М., 1979.
  36. И.Н. Религия :сущность и явления. М., 1982.- 64 с. б) Книги на арабском языке
  37. Абд ар-Разик. М. Введение в историю мусульманской философии.- Каир: Нахда, 1944.- 359 с.
  38. Абд ал-Хамид. М. Ар-Рази-комментатор.- Багдад: Дар ал
  39. Хуррийа ли-т-тибаа, 1974.- 539 с.
  40. Абу-Рида А. Ибрахим Ибн ас-Сайяр ан-Наззам.- Каир: Нахда, 1946.- 235 с.
  41. Ал-Алуси X. Диалог между философами и мутакаллимами, т.1.-Багдад: Аз-Захра, 1967.- 296 с.
  42. М. Мутазилиты и проблема человеческой свободы Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1972.- 224"с.
  43. М. Ислам и философия власти, т.1.- Ал-Хилафа и возникновение мусульманских партий, т.З.- Мутазилиты и революция. Бейрут: ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ван-н-нащр, 1977.-303, 148 с.
  44. А. Полдень ислама. 4-е изд., т.1У.- Каир: Ан-Нахда, 1966.- 412 с.
  45. А. Из истории атеизма в исламе.- б.м., б.г.- 384с.
  46. А. Учения исламитов, т.1. 2-е изд.- Бейрут: 1979.752 с.
  47. М. Из истории подпольных движений в исламе.
  48. Каир: ал-калам, I97I.- 426 с.
  49. X. Разум у мутазилитоЕБейрут: Дар ал-афак ал-джадид?1978.- 176 с.
  50. X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, tt.I-П.- Бейрут: Дар ал-@араби, 1978−79.1024, 776 с.4Л50. Надер А. Философия мутазилитов, тт.1-Л.- Александрия: дар нащр ас-сакафа, 1950−51.- 251, 168 с.
  51. Ан-Нашшар А. С. Возникновение философской мысли в исламе, т.1, 6-е изд., — Каир: дар ал-маариф, 1975.- 580 с.
  52. Тизини Т. Проект нового взгляда на арабскую мысль в. эпоху средневековья.- Дамаск: дар Димашк, 1971.- 416 с.
  53. X. Исламитские очерки.- Бейрут: дар ат-танвир, 1982.- 348 с.
  54. X. Наследие и обновление.- Тунис: мактабат ал-джа-дид, 1980.- 221 с. в/ книги на западноевропейских языках4"5б" Arberray A.J. Revelation and reason in Islam. N.Y.: Macmillan, 1957″ - 122 p.
  55. Badawi A. La transmission de la philosophic grecque au monde arabe. P:
  56. Vrin, 1968. 193 p. 4.58″ Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam, t.I.s Les philosophiestheologiens. P.: Libr. Vrin, 1972. — 381 p. 4.59″ Boer, de T.J. Geschichte der Philosophic im Islam. — Stuttgart: F. From-man Verlag, 1901. — 191
  57. Brockelmann C. Geschichte der arabischen Litterature. 2 vols., 3 suppl. vols. Leiden: Brill, 1937−1949*
  58. Corbin H. Histoire de la philosophic islamique, t.I. P.: Gallimard, 1964. 383 P.
  59. Daiber H. Das theologisch-philosophsche System des Muammar Ibn Abbad as-Sulami. Beirut: Beirut texte und Studien. B.19, 1975″ - 604 p.
  60. Dugat G. Histoire des philosophes et des theologiens musulmans. /De632 a 1258 de J.-C./. Scenes de Orient. P.: Maisonneuve, 1878. — XLIII, — 385 P
  61. Ess J., van. Anfange muslimischer Theologie. Beirut: Catholique, 1975, — 462 s.
  62. Ess J., van. Das Kitab an-Nakt des Nazzam. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1972. — 151 s.
  63. Ess J., van. Zwischen Hadit und Theologie. В.- N.Y.: De Gruyter, 1975" — XII, 218 s.
  64. Fakhry M. Islamic occasionalism and its critique by Averroes and Aquinas. London: Geo. Allen and Unwin Ltd., 1958″ - 220 p.
  65. Floten G., van. Ein arabischer Naturphilosoph im 9″ Jahrhundert.- Stuttgart: 1918.
  66. Frankl P.F. Ein mutazilitischer Kalam aus dem 10. Jahrhundert. Vien: K. Gerold's sohn, 1872. — 58 s.
  67. Galland H. Essai sur les Motazelites: les rationalistes de l, Islam.- P.: E. Guilmoto, 1906. 143 p.
  68. Gardet L., Anawati M.M. Introduction a la theologie musulmane.'- P.: Vrin, 1948. YII, 543 p.
  69. L. 14 813 111: religion et communaute. P.: Desclee de Brouwer, 1967. — 496 p.
  70. Gibb H.A.R. Islam. 2d ed. Frome-L.: Oxford univ. press, 1978. — IX, 144 P.
  71. Goldziher I. Introduction to islamic theology and law/transl. Ъу Hamo-ri A. a. Hamori R.- With an introd. a. additional notes Ъу Lewis B.- Princeton /N.J./: Princeton univ. press, 1981. XV, 302 p.
  72. Goldziher I. Muhammedanische Studien. 2 vols. Halle, 1889−1890. 420, 363 s.
  73. Horten M. Die philosophischen Probleme der spekulativen Theologie im Islam. Bonn: F. Cohen, 1910. — XI, 520 p.4'77. Hourani J. Islamic rationalism. The etnics of Abd al-Jabbar. N.Y.:1971• XI, 158 p.
  74. Jadaane F. L’Influence du stoicisme sur la pensee musulmane. Beyrouth:
  75. Dar el-Machreq, 1968. 266 p. 4"79* khoury a.-T. Les theologiens byzantins et l’islam. T. I-II. — Lyon: Univ. de Lyon, 1966. — 340, 229 p.
  76. Kremer A., von. Culturgeschichtliche StreifzQge auf dem Gebiete des Is-lams. Leipzig: F.A.Brockhaus, 1873. — XIV, 77 p.
  77. Laoust H. Essai sur les doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b.Taimiya. Le Caire: Publications de l’IFAO, 1939. — 755 p-
  78. Mabilleau L. Histoire de la philosophie atomistique. Paris: Alcan, 1895. — VII, 560 p.
  79. McDonald D.B. Development of muslim theology, jurisprudence and constitutional theory. N.Y.: I903. — 318 p.
  80. Madkour I. L’organon d*Aristote dans le monde arabe. P.: Vrin, 1934. — VIII, 302 p.
  81. Maimonides M. Le guide des egares/ S.Munck. tt. I-III. Pj: Franck, 1856−66. — XVI, 462- XVI, 380- XXIV, 532 p.
  82. Makdisi G. Tbn Aqil et resurgence de 1'Islam traditionaliste au XI siecle. Damas: 1963. — XXXIV, 602 p.
  83. Nader A.N. Le systeme philosophique des Mutazila /Premiers penseurs de l1Islam/. Beirut: Les lettres orienteles, 1956. — XX, 354 p.
  84. Nyberg E.S. Kleinere schriften des Xbn al-Arabi. Leiden: Brill, 1919*- 312 s.
  85. Pines S. Beitrage zur islamischen Atomenlehre. Berlin: Grafenhaini-schen, Gedruckt bei A. Heine gmbh, 1936. — III, 149 s"
  86. Sabyri S. Mouvements populaire a Bagdad a l’epoque abbaside, IXe-XIe siecles. P.: Libr. d’Amerique et d, Orient, 1981. — V, 164 p.
  87. Schreiner M. Der Kalam in der jfldischen Literatur. Berlin: Druch von H. Itzkowski, 1895. — 67 s.
  88. Sourdel D. Le vizirat 'Abbaside de 749 a 936. 2 vols., Damascus: Inst, francais de Damas, 1959. LXXVIII, 797 p.
  89. Steiner H. Die Mutaziliten- oder die Freidenk^er im Islam. Leipzig: SjHirzel, 1865. — XIV, 410 s.
  90. Wolfson H.A. The philosophy of the Kalam. Cambridge /Mass./ - L.: Harvard univ. press, 1976. — XXVI, 889 P"
  91. Wolfson H. Repercussions of the Kalam in jewish philosophy. Cambridge /Mass./-L.: Harvard univ. press, 1979. — XII, 238 p.1. У. Статьиа) на русском языке
  92. С.С. Теология.- В: Философская энциклопедия, т.У.с.200−202.
  93. Е. Ислам.- В: Философская энциклопедия, т. П, с.334−336.
  94. Беляев Е.Калам.- В: Философская энциклопедия, т. П, с. 411.
  95. Е.Э. К вопросу о мировоззрении Навои.- Бертельс Е.8.
  96. Избранные труды. Навои и Джами.- М.:Наука, 1965.- с .447149.
  97. Г. Э., фон. Мусульманское мировоззрение и мусульманская наука. В сб.: Грюнабаум Г. Э.,фон. Основные черты ара-бо-мусульманскай культуры. Статьи разных лет. Переводы. М.:Наука, 1981, c. III-126.
  98. А.В. Ислам.- Философский Энциклопедический Словарь.
  99. М.: Советская Энциклопедия, 1983. с.224−226.
  100. Т.К. Материалистические' тенденции в учении мутазилитов.- В сб.: «Из истории философии освободившихся стран». М.:Уда, 1983, с.343.
  101. А. Религиозные волнения в Багдаде в 1У-Х вв. X.
  102. В сб.: «Мусульманский мир. 950−1150». Перевод с англ.- М.: Наука, I98I, c. I89−206.
  103. Да. Суннитское возрождение.- В сб.: «Мусульманскиймир. 950−1150″.Перевод с англ.- М.:Наука, 1981. с.174−183.
  104. А.О. Атомистика на Ближнем Востоке.- Вопросы философии, 1957, № 3, о.112−116.
  105. Мидяер А. П. Философия и религия.- В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М.:Наука, 1978, с.244−282.
  106. Т.И. Философия, наука, идеология.- В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука.- М.:Наука, 1972, с.95−145.
  107. С.М. К истории мусульманской догматики:мурджииты. -В сб.: Ислам в истории народов Востока.- М.:Наука, 1981, с.19−24.
  108. А.В. Очеловеченный мир в искусстве мусульманского средневековья. По поводу одной отипологической концепции.- В сб.: Эстетика и жизнь, вып.З. М. Искусство, 1974, с.45388.
  109. А.В. „Знание“ и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре.- В кн.: Роузентал Ф. Торжество знания. М., 1978, с.3−18.
  110. А.В. Вокруг трактата „О трех обманщиках“.- Наука и религия, 1979, № 5, с.31−35.
  111. А.В. Две книги по истории арабской философии эпохи раннего средневековья.- Народы Азии и Африки. М., 1962, № 4, с.213−215.
  112. А.В. Жизнерадостное свободомыслие народов Востока. Наука и религия, 1978, № 2.
  113. В.В. К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии.- Философские науки, I960, 4, с.77−87.
  114. В.В. Партийность и историзм в истории философии.-Вопросы философии, 1968, № 4, с.104−115.
  115. М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире.- В сб.: Философское наследие народов Востока и сов' ременность. М.:Наука, 1983, с.124−136.
  116. Р.И. Калам.- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с. 240.
  117. А. О принципах исследования средневековой восточной философии.- Народы Азии и Африки, 1975, $ I, c. I39r146.б)на арабском языке
  118. Ал-Алуси X. Первые начала мусульманской философской мысли В сб.:Ал-Алуси X. Очерки по мусульманской философской мысли. Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-напгр, 1980, с.47−113.
  119. Н. Идеология и отношение бога к миру в философии Ибн-Рушда.- Дирасат арабийа Бейрут, 1978, № 15,с.30−57.
  120. Т.К. (под псевдонимом: Саллум Тауфик). Материализм и его проявления в эпоху средневековья.- Ат-Тарик, 1979, }Ь 3, с .181−195.
  121. К. Эволюция рационалистического направления в науке калама.- Ал-Марифа, Дамаск, 1979, $ 203, с.20−39.в/ на западноевропейских языках
  122. Ess J., van. The logical structure of islamic theology. In: Logicin classical islamic culture /G.E.Grunebaum, Wiesbaden, 1970, pp.21−50.
  123. Ess J., van. Dirar Ъ. Атг und die Gahmyya. Der Islam, В., 1967, 43, pp.241−279? 1968, 44, pp.1−70.
  124. Ess J., van. Les Qadarites et la Gailaniya de Yazid III. Studia Islamica, P., 1970, 31, pp.269−286.
  125. Ess J., van. Une lecture au retours de lfhistoire dumutazilisme. Revue des etudes islamiques. P., 1978, LXVI, f.2, pp.163−240- 1979, LXVII, f.1, pp.19−76.
  126. Frank R.M. The divine attributes according to the teaching of Abul Hudhayl al-Allaf. Museon, 1969, 82, pp.451−506.
  127. Gabrieli P. Abu Nuwas, poeta abbaside. Oriente moderno. Roma, 1953, p.33.
  128. Gardet L. Le probleme de la „philosophic musulmane“. Dans: Melanges Etienne Gilson. — Toronto-P., 1959″ pp.266−270.5*38. Gardet L. Quelques reflecxions sur la place du Ilm al-Kalam dans les
  129. Sciences religieuses musulmanes». In: Arabic and islamic studies in honour of H.A.R.Gibb/G.Makdisi. Leiden: Brill, 1965, pp.258−269.
  130. Gardet Ь. Ilm al-Kalam. Encyclopaedia of Islam, II ed., vol. Ill, 1971, pp. 1141−1150.
  131. Gardet Ь. Signification du «renoveau mutazilite» dans la pensee musul-mane contemporaine. — In: «Islamic philosophy and the classical tradition» /S.M.Stern e.a. Columbia: Univ. of South Carolina press, 1973"pp.63−75.
  132. Gardet Ь. Aux debuts de la reflexion theologique de l’Islam. In: Islamic philosophical theology/ P.Morewedge. Albany: State university of New York Press, 1979, pp.46−57.
  133. Goldziher I. Zur Geschichte der hanbalitischen Bewegungen. ZIMG, В., 1908, ЪХИ, ss.1−28.
  134. McDonald D.B. Kalam^, Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd. II, 1927, pp.717−723.
  135. McDonald D.B. Kalima. Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd.11,1927, p.7495.49″ Madkour I. La logique d’Aristote chez les Mutakallimun. In: Islamic philosophical theology/ P. Morewedge, Albany: State Univ. of New York, 1979, pp.58−70.
  136. Schreiner M. Beitrage zur Geschichte der theologischen Bewegungen im Islam. ZDMG, В., 1898, 52, ss.486−510- 1899, 53, ss.51−88.
  137. Sourdel D. La politique religieuse du calife abbaside al-Mamun. Revue des etudes islamiques, P., I962, XXX, pp-27−48.
  138. Vajda G. La connaissance naturelle de Dieu selon al-Gahiz, critiquee par les mutazilites. Studia Islamica, P., 1966, XXIV, pp.19−33*
  139. Vajda G. Le «Kalam» dans la pensee religieuse juive du Moyen Age.- «Revue de l’histoire des religions». P., 1973, t.183,N 2, pp.143−160.
  140. Vajda G. Les zindiqs en pays d’islam au debut de la periode abbasede.- Rivista degli Studi oriental. Roma, 1938, 17, pp.173−229.
  141. Watt M. The political attitudes of the Mutazilah. JRAS, 1963, pp.38−57.1. УТ. Авторефераты
  142. .А. Проблема соотношения веры и разума в современной мусульманской теологии и философии. Автореф. дисс. .док. филос.наук. М., 1979, 30 с.
  143. Ш. Н. Свободомыслие в Азербайджане в период раннего средневековья.Автореф. дисс.. канд.филос.наук. М., 1965, 20 с.
  144. А. Формирование и особенности развития свободомыслия в Средней Азии в период раннего средневековья. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Ташкент, 1979, 26 с.
  145. Т.К. Философия калама /УШ-ХУ вв./. Автореф.дисс.. докт. филос.наук. М., 1984, 36 с.
Заполнить форму текущей работой