Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, нами также был учтен факт того, что Россия стала первой страной за пределами западного мира, заимствовавшей западные принципы государственного развития, которые во многом направлялись развитием представлений о безопасности. Это позволяет рассматривать ее как культурную «преемницу» многих западных традиций в данной сфере, разумеется, с учетом адаптации, которая несомненно имела… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ: ОБЩАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
    • 1. 1. Теоретико-методологические основания анализа безопасности в ракурсе культуры
    • 1. 2. Разработка понятия «культура безопасности»
  • Глава II. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Структурно-семиотическая модель культуры безопасности
    • 2. 2. Анализ эволюции западной культуры безопасности
  • Античность — Новое время)
    • 2. 3. Репрезентативные практики культуры безопасности в XX веке. Типология структурных уровней культуры безопасности

Культура безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возникновение культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности было исторически связано с поиском человеком путей выживания в мире, преисполненном множеством опасностей: освоение планетарного пространства в их неустанном преодолении обернулось для человека конституированием пространства культурного, а с ним и социального. Однако и сам процесс культурои социогенеза стал источником генерирования опасностей для человеческого рода, производство которых проявило себя как имманентное социальному и культурному развитию. В итоге, человек оказался обреченным на поиск стратегий обеспечения своего безопасного существования посредством культуры.

Таким образом, проблематика безопасности в контексте форм культурной деятельности человека была актуальной практически всегда. Несмотря на это, специальное ее акцентирование в познающем мышлении началось лишь в XX столетии. Две мировые войны и множество локальных, драматическое загрязнение окружающей среды, устрашающие опасности научно-технического прогресса естественно стимулировали развитие теоретических и прикладных изысканий вокруг данной проблематики. Изыскания эти, однако, почти всегда сводились к узкой дисциплинарной области — юридической, политологической, социологической. Фактическое отсутствие единого общезначимого основания в исследованиях безопасности обуславливает высокую актуальность философской рефлексии в данном направлении.

Хотя нельзя сказать, что попытки философского осмысления безопасности отсутствуют вовсе, тем не менее, рефлексия, сфокусированная на глубинных социокультурных основаниях ее как феномена, укорененного в человеческом бытии, предпринималась крайне редко. И хотя доминирование прикладных исследований в рамках данного предметного поля само по себе хорошо объяснимо острым характером проблем безопасности, та же самая причина — насыщенность современной эпохи конфликтами, войнами, социальными потрясениями, манипулятивными влияниями и т. п. — как раз-таки и делает такую углубленную рефлексию чрезвычайно актуальной.

Предпринятое диссертационное исследование было призвано восполнить существующий пробел: его генеральной интенцией стало желание дополнить сложившуюся в научном мире практику узкоспециальных исследований безопасности с их фактуально-описательным характером философско-методологическим осмыслением этого феномена в терминах культуры и ментальное&trade- — с выявлением его универсальных оснований и множественных проекций в индивидуальном и коллективном сознании и бессознательном.

В процессе поиска адекватной методологии такого анализа автор пришел к выводу о необходимости введения в этих целях категории «культура безопасности», с тем чтобы попытаться с ее помощью раскрыть структурные, особенности и отразить динамику функционирования безопасности в культуре. Редкие, но все же имеющиеся в научной литературе прецеденты употребления понятия «культура безопасности» позволили обосновать использование ее как методологии исследования социокультурных реалий безопасности на основании широкого междисциплинарного синтеза — преимущественно философско-культурологических, семиотических и политологических идей.

Степень разработанности проблемы. Заявленная тема исследования предопределила необходимость обращения к работам различного характера. Сама постановка проблемы укорененности феномена безопасности в культуре стала возможной на основе анализа философских, культурологических (в том числе, лингвокультурологических и семиотических), политологических, социологических и исторических трудов, в совокупности создавших обширную теоретическую базу исследования. При этом главенствующий в работе культурологический дискурс, инструментарий которого объективно сформирован множеством наук, создал благоприятные предпосылки для междисциплинарного синтеза.

В связи с тем, что понятие «безопасность» сформировалось в области политической рефлексии, наибольшую разработанность проблема безопасно4 сти имеет в политической науке. Сфокусированной философской традиции осмысления этого феномена не сложилось: идея безопасности присутствует в истории мировой философской мысли лишь косвенно, проявляясь в контексте осмысления близких, смежных и связанных с нею понятий, — таких, как благо, мера, мир, мужество, свобода, — а также в русле общей проблематики государства и общества. Соответствующие представления были почерпнуты для решения задач диссертационного исследования в трудах Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Эпиктета, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, И. Канта, Г. Ф. В. Гегеля, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Хайдеггера, П. Тиллиха, Г. Марселя, Н. Аббаньяно, А. Камю.

Как уже оговорено выше, степень научной разработанности проблемы безопасности в области обществоведения и, в частности, политологии, достаточно высока. При этом многогранность феномена безопасности обуславливает более частое его рассмотрение по отраслевому принципу, нежели анализ как целостного явления: учеными выделяются и отдельно исследуются военная, социальная, политическая, экономическая, энергетическая, информационная, культурная и другие виды безопасности (В .В. Бушу ев, И.С. Данилен-ко, A.A. Дремков, Е. А. Ерофеев, Е. Д. Кормишкин, В. В. Серебрянников, Ю. С. Уфимцев и др.).

В противовес обилию специальных прикладных исследований в данной области социального знания (сам факт которого говорит о необходимости обобщающего осмысления этого многообразия), теоретических изысканий здесь относительно немного. Среди известных нам — работы Г. В. Бро и Н. М. Пожитного, М. Ю. Захарова, В. Ф. Молчановского, B.C. Поликарпова, H.H. Рыбалкина, Е. А. Тюгашева, но они в основном уделяют внимание безопасности определенного уровня (независимо от того, декларируется это напрямую или нет) — чаще всего безопасности социума. Практически отсутствуют исследования, которые были бы обращены к явлению безопасности вообщекак мотивирующему фактору человеческого бытия, его непреходящей интенции. «Безопасность» в работах многих авторов отождествляется с «на5 циональной безопасностью», проблемы которой принадлежат плоскости прикладной политики. Отсутствует терминологический аппарат, необходимый для описания безопасности как социально-культурного феномена, укорененного в человеческом бытии, способный зафиксировать его структурные особенности и отразить динамику функционирования в культуре.

Между тем, факт того, что устремление к безопасности составляет неотъемлемый и неизменно актуальный аспект бытия человека диктует необходимость поиска его общих оснований и объяснения специфики конкретного развертывания в культуре. Симптоматично, что в XX веке проблематика культуры вышла на ведущие позиции исследовательских интересов философов, лингвистов, социологов. В связи с этим было введено различение между теориями «акультурными» и «культурными» (Ч. Тэйлор), то есть рассматривающими всякий аспект человеческого бытия как укорененный в различных культурах.

Наряду с тематизацией культуры, в XX веке произошла активная тема-тизация языка, и в 30-е годы на первый план в исследованиях культуры вышел семиотический подход, у истоков которого стояли на Западе — Э. Касси-рер, Г. Гадамеру нас — ученые Тартуско-Московской семиотической школы (В.В. Иванов, Ю. М. Лотман, Б.А. Успенский). Рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка стало доминантой зародившегося в XX веке структуралистского мышления (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.). Наконец, в философии культуры выделился собственно лингвистический пласт проблем, одной из важнейших составляющих которого стал термин «концепт» (Ж. Делез и Ф. Гваттари, A.A. Григорьев, С. С. Неретина, Ю. С. Степанов и др.). Характерно, что в конце XX века было достигнуто понимание того, что первичным основанием всех феноменов культуры являются законы смыслообразования, а сама культура представляет собой смысловую систему (A.A. Пелипенко и И.Г. Яковенко). Поэтому, понятый как единство процесса и результата смыслообразования, термин «концепт» оказался актуальным для осмысления происходящих в культуре процессов. 6.

В конце 60-х годов XX века в недрах западной культурной антропологии сложилась эпистемологическая установка «культуроцентризма», указавшая на необходимость углубленной рефлексии над культурными основаниями социально значимых явлений (Р. Джонсон, Р. Хогарт, С. Холл и др.). Несмотря на то, что безопасность несомненно относится к числу таковых явлений, культуроцентризм в ее исследовании остается малоосвоенным направлением как в западной, так и в отечественной социогуманитарной мысли.

Так, в западной политической науке в 70-х годах прошлого века была сформулирована парадигма «стратегической культуры» (К. Грэй, П. Катцен-штейн, Дж. Снайдер, Д. Хоулетт и Дж. Гленн и др.), в рамках которой исследовалось влияние социокультурных факторов на поведение государств в сфере безопасности. В свою очередь, в российской науке известно обширное социологическое исследование культуры безопасности, осуществленное известным ученым, директором Института социально-политических исследований РАН, заведующим кафедрой социологии безопасности МГУ В. Н. Кузнецовым. В. Н. Кузнецов считает культуру безопасности явлением современности, рассматривая этот феномен исключительно в институциональном аспекте и связывая его формирование с институциональными преобразованиями XX — начала XXI веков. Еще один прецедент научного обоснования понятия «культура безопасности» содержится в работах В. В. Чебана, который исследовал с позиций социальной философии специфику культуры национальной безопасности России. Однако исследовательские результаты работ данного ученого не претендуют на всеобщность, будучи ограничены четко определенным — российским социокультурным контекстом.

Таким образом, в науке не зафиксировано понимание культуры безопасности как интегрального сегмента человеческой культуры на всех этапах ее развития. Данный феномен не определен в терминах производства смыслов как ключевой характеристики культуры, хотя очевидно, что оно предшествует конкретным институциональным практикам, является их основой.

Вопрос о возможности выявления более или менее универсальных (не свя7 занных с конкретным социальным контекстом) оснований и закономерностей воспроизводства феномена безопасности является открытым как в западной, так и в отечественной науке.

Основная проблема исследования состоит в неразработанности в философии и других гуманитарных науках феномена безопасности с точки зрения его укорененности в культуре. Она может быть конкретизирована в следующих вопросах: В чем сущность и специфика безопасности как социально-культурного феномена? Каковы структурные особенности ее функционирования в культуре и в чем состоит динамическая сторона этого процесса?

Цель диссертационного исследования. Теоретико-методологический анализ социокультурного феномена безопасности, его укорененности в культуре с точки зрения смысловой структурированности и динамичности.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

— зафиксировать методологические проблемы в исследовании и определении безопасности и продемонстрировать эвристическую значимость анализа этого феномена сквозь призму культуры;

— показать продуктивность трактовки безопасности как культурного концепта и обосновать введение на этой основе понятия «культура безопасности», разработать его определение;

— исследовать структурные особенности семиотизации концепта «безопасность» и предложить базовую структурно-семиотическую модель культуры безопасности;

— проанализировать эволюцию культуры безопасности в локальном контексте западной культуры, зафиксировать закономерности ее динамики;

— разработать базовую типологию культуры безопасности на основании специфики структурных уровней.

Методологические основания диссертационного исследования. Разноплановость базовых категорий диссертационной работы — «культуры» (общефилософская категория) и «безопасности» (понятие, сформировавшееся в рамках политической рефлексии) предопределили необходимость 8 методологического синтеза. При этом общей методологической основой стала установка культуроцентризма и системный подход, позволивший рассматривать культуру безопасности в ее целостном бытии, анализировать составные компоненты и характер их связи. Для решения поставленных задач также использовались:

— понятия «категория культуры» (А.Я. Гуревич) и «концепт культуры» (Ю.С. Степанов), дающие методологическую возможность рассматривать безопасность как культурный концепт;

— диалектический метод, позволивший описать культуру безопасности как диалектическую систему;

— смыслогенетическая концепция культуры A.A. Пелипенко и И. Г. Яковенко;

— идеи структурализма и постструктурализма;

— разработанные в семиотике принципы постижения смыслов, интерпретации знаков и значений;

— исследования в области философии, политологии и социологии, посвященные проблематике безопасности.

Научная новизна исследования:

1) зафиксирована общая специфика безопасности как идеи, функционирующей в рамках человеческой культуры;

2) показана продуктивность трактовки безопасности как культурного концепта с точки зрения уяснения структурных и динамических моментов ее функционирования в качестве языковой (смыслопорождающей) реальности;

3) обосновано введение понятия «культура безопасности» как теоретико-методологического инструмента анализа концепта «безопасность» — его структурированности, контекстуальности и процессуальности в культуре;

4) осмыслена семиотическая составляющая оформления деятельности по обеспечению безопасности: выявлены структурные условия семиотизации концепта «безопасность» и базовая (вне локальных преломлений) семиотическая модель культуры безопасности, структурирующая смысловое поле поведенческих и деятельностных практик (процессуальную сферу) — 9.

5) предложена типология культуры безопасности на основании специфики структурных уровней, выявленной в процессе анализа ее исторической эволюции в рамках западной культуры.

Научная новизна исследования конкретизируется через следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Безопасность суть состояние целевое — не существующее объективно, но осознаваемое и оцениваемое сообразно идеальному образу в сознании индивидуального или коллективного субъекта. Идея безопасности имманентно направлена на формирование идеального образа действия. Поэтому классическому пониманию безопасности как состояния целесообразно противопоставить ее понимание как идеала, к которому деятелъностно стремится человек и образуемые им формы общежития, причем процесс этот всегда опосредуется культурой.

2. Безопасность как культурно-значимый и в культуре укорененный феномен не обладает четко фиксированным понятийным значением «тотального охвата», но должна быть понята как культурный концепт, что позволит анализировать ее смыслы в их «вписанности» в культуру. Концепт «безопасность» — это функциональная смысловая целостность, содержательно воплощающаяся в структурном комплексе интуитивных, символически-образных и понятийно-дискурсивных представлений, сфокусированных на проблематике выживания и обеспечения благоприятных условий жизни человека.

3. Культура безопасности как теоретико-методологический инструмент анализа социокультурных оснований безопасности суть динамическая по содержанию (методологически акцентирует пространственно-временную кон-текстуальность), но относительно стабильная по структуре (методологически выявляет семиотическую структурированность) система репрезентаций концепта «безопасность», результирующая в общественной практике, которая эволюционирует вместе с этой системой (методологически фиксирует деятельностное воплощение, про11ессуалъность).

4. Репрезентация концепта «безопасность» в культуре осуществляется через: знаки и символы опасности как маркеры уязвимости (аспект ориентация) — знаки и символы безопасности как маркеры силыповеденческие и дея-тельностные установки, обозначающие направление движения от символической уязвимости к символической силе (аспект мобилизация).

5. Как интегральные части структуры культуры безопасности, этика и идеология безопасности семиотически актуализируются через «встраивание» ценностных коннотаций и идеологизацию маркеров уязвимости путем преобразования их в маркеры «чуждости» и враждебности.

6. Неотъемлемый элемент семиотической модели культуры безопасности — дистанцирование (территориальное, социальное, личностное) — задача, которую ставит и решает идеология безопасности. Идеал дистанцированиябезграничность (идеологический аналог безопасности). Безграничность может пониматься двояко: в смысле полной закрытости границы (ее отсутствия как зоны взаимоперехода) и в смысле трансграничности (отсутствия границы как ограничителя).

7. В плане типологии структурных уровней культура безопасности в деятельностном аспекте имеет тенденцию проявлять себя либо как охранительная (защитная), либо как превентивная (предупредительная). В аспекте идеологии безопасности выделяются типы интерналистски и экстерналист-ски ориентированной культуры безопасности, в зависимости от предпочитаемого типа достижения безграничности — по типу отсутствия границы как линии взаимоперехода или трансграничности. На уровне аксиологии безопасности различаются этатистская культура безопасности — основанная на макроэтике (акцент на «выживании» и благополучии абстрактной общности — государства, общества, нации, класса, религии и т. д.) и антропоцентристская — основанная на микроэтике (акцент на человеке).

Теоретическая и практическая значимость работы.

Исследование имеет теоретическое значение в контексте развития методологической базы философского осмысления безопасности, обогащения.

11 теоретических подходов к анализу данного феномена. Оно открывает путь для прикладных, в том числе компаративистских, исследований безопасности применительно к контексту разных культур. Результаты работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов и спецкурсов по философии культуры, социальной философии, философской, социальной и культурной антропологии. В практическом плане работа может быть также использована при разработке рекомендаций и концептуальных подходов в области обеспечения безопасности.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии Омского государственного педагогического университета и рекомендована к защите. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены в ряде публикаций и выступлений: в рамках Региональной студенческой конференции «Современные политические и технические вызовы ядерному нераспространению: ответственность и интересы России» (Новосибирск, 2006) — Международной научной конференции «Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования» (Томск, 2007) — Международной научно-практической конференции «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 2007) — Международной научной конференции «Глобализм и гуманизм. Международный день философии ЮНЕСКО в Кузбассе-2007» (Кемерово, 2007) — Международной научной конференции «Nuclear Safeguards and Non-Proliferation» (Испра, Италия,.

2007) — Сибирской научной конференции «Соединенные Штаты Америки: итоги векавступая в новый век» (Томск, 2008) — Всероссийской научной конференции «Реальность. Человек. Культура: религия и культура» (Омск,.

2008). Апробация исследовательских результатов была также проведена в ходе руководства автором междисциплинарным исследовательским проектом «Формирование новых подходов к режиму ядерного нераспространения» (Томск, 2007;2008) по гранту Шведского управления радиационной безопасности (Swedish Radiation Safety Authority). По теме диссертации сделано двенадцать публикаций.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (первая из двух, вторая из трех параграфов), заключения и списка литературы, включающего 177 наименований (из них 8 на английском и 2 на французском языке). Специфика конструирования работы заключается в том, что в первой главе параллельно осуществляется концептуализация феномена культуры безопасности и предлагается общая методология анализа этого феномена, которая содержательно конкретизируется в первом параграфе второй главы. Содержанием двух последующих параграфов этой главы становится апробация разработанной методологии на материале западной культуры. Диссертация изложена на 161 странице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации было предпринято междисциплинарное исследование безопасности, интегрирующее различные аспекты изучения этого феномена и опирающееся на представление о культуре как универсальной форме бытия человека в конкретных исторических условиях.

Нами было показано, что, безопасность, будучи социальнои культурно-значимым феноменом и объектом репрезентации в культуре (ментальной репрезентации в сознании), является культурным концептом. Она не обладает смыслом сама по себе — ее смыслы рождаются в интерпретации и коммуникации, закрепляются в семиотических и репрезентативных практиках и зависят от культурно-исторического и социокультурного контекста указанных процессов.

В целом, сейчас мы можем резюмировать, что значимость анализа безопасности в ракурсе культуры состоит в том, что он позволяет выйти за рамки общепринятого и малопродуктивного понимания этого феномена в статике — как идеального состояния «отсутствия опасности» (которое, по сути своей, недостижимо, ибо неминуемо относительно) — и постичь динамику безопасности в культурном смыслополагании, ее функционирование в контексте ментально-культурных процессов, произвести ее «схватывание» как одной из магистральных программ человеческой культуры. Такую «программу» мы обозначили в диссертации «культурой безопасности» и сосредоточили основные усилия на концептуальной проработке этой категории.

Специфика нашей работы заключалась в том, что мы параллельно воссоздали культуру безопасности как целостное явление, особую культурную сферу со своими условиями и целями культурного производства, отмеченную определенным структурными и системными особенностями, предложили методологию анализа этого явления и провели апробацию данной методологии на материале западной культуры. В результате была выработана типо-логизация культуры безопасности по основанию специфики ее структурных уровней, рассмотрены характерные черты основных типов и их проявление в разных временных интервалах, в том числе в соотнесении. с современностью.

В своей работе мы не преследовали цели исчерпывающего описания феномена культуры безопасности. Задача, которую мы ставили перед собой, была много скромнее: она состояла в том, чтобы разработать общие теоретико-методологические основания для исследования структурных особенностей и динамики функционирования безопасности в культуре. Мы смогли зафиксировать базовую семиотическую модель культуры безопасности, воспроизводящую устойчивые по структуре интерпретационные схемы и проследили эволюцию складывавшихся в их русле систем представлений на историко-философском материале западной культуры. Механизмы формирования соответствующих систем представлений в современном мире, как нами было показано, тесно связаны с функционированием политической власти.

Обращение к контексту западной культуры было обусловлено тем фактом, что именно в западной культуре произошло оформление идеи безопасности и именно из нее всеми другими культурными мирами (в том числе и российским) был «экспортирован» политический язык безопасности, на котором говорит современность. Мы учитывали также тот факт, что именно западная культура в наибольшей степени повлияла на развитие мировой культуры в целом, определив и классические линии репрезентации безопасности.

Мы не стали проводить актуализацию исследовательских результатов в отношении российского социокультурного контекста, хотя изначально такая задача нами ставилась ввиду естественной заинтересованности российского исследователя в этом вопросе. Тем не менее, скудность русской философской и интеллектуальной традиции в осмыслении проблем безопасности, резко контрастирующая с (относительным) обилием идей, произведенных западной культурой, воспрепятствовала реализации этой задачи. Как подсказали нам наблюдения из чтения исторической литературы, безопасность в России традиционно считалась делом, находящимся в исключительном ведении государства, а разработка соответствующих идей и представлений была прерогативой дипломатов.

С другой стороны, нами также был учтен факт того, что Россия стала первой страной за пределами западного мира, заимствовавшей западные принципы государственного развития, которые во многом направлялись развитием представлений о безопасности. Это позволяет рассматривать ее как культурную «преемницу» многих западных традиций в данной сфере, разумеется, с учетом адаптации, которая несомненно имела место в существенно отличном от западного российском социокультурном контексте. Особенные черты этой адаптации были обусловлены всегда слабой либеральной традицией в русской общественной мысли и глубокими корнями государствоцен-тризма. Поэтому в плане общей констатации мы можем с уверенностью говорить о господстве в России макроэтики безопасности, хотя, разумеется, более глубокие выводы должны быть сделаны в рамках специальных прикладных изысканий по этому вопросу. Мы же на данном пункте свою работу завершаем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Введение в экзистенциализм // Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Пер. с ит. СПб.: Алетейя, 1998. — С. 77−288.
  2. А.Н. Системное познание мира. — М.: Политиздат, 1985. — 357с.
  3. Т.А. Дилеммы безопасности: американский вариант // Полис. 1993. -№ 6. — С. 16−28.
  4. Аристотель. Политика / Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1997. — 460с.
  5. Р. Мир и война между нациями / Пер. с фр. M.: NOTA BENE, 2000 — 880с.
  6. Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999.-896с.
  7. A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−17.
  8. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Составление, общ. ред., вступит, статья Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. -616с.
  9. Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Сабашниковы, 1996. — 314с.
  10. Р. Нулевая степень письма // Семиотика: Антология. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 327−370.
  11. Безопасность России: Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. М.: МГФ «Знание», 1999. — 368с.
  12. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383с.
  13. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. — № 3 (19). — С. 90−104.
  14. П. Против Богов: Укрощение риска / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — 400с.
  15. Беседы Эпиктета / Пер. с древнегреч. — М.: Ладомир, 1997. 320с.
  16. В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 414с.17. Библия, Новый Завет.
  17. Д. Проблемы безопасности: теоретические дискуссии и институциональный контекст // Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П. А. Цыганкова. М.: Гардарики, 1998. — С. 266 306.
  18. Билль о правах // Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА -ИНФРА-М, 1999.-С. 14−18.
  19. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -387с.
  20. О. фон. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. — 224с.
  21. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М.: Наука, 1986−301с.
  22. Ф. Динамика капитализма / Пер. с фр. — Смоленск: ТОО «Полиграмма», 1993. -125с.
  23. Ф. Новый органон, или истинные указания для истолкования природы // Сочинения. В 2 т. Т 2. / Пер. с лат. М.: Мысль, 1978. — С. 5−214.
  24. Ф. О принципах и началах / Пер. с лат. М.: Соцэкгиз, 1937. -82с.
  25. А. Язык. Культура. Познание. М.: Русск. словари, 1996. -411с.
  26. П.В. Опасность: сущность, структура, онтологические смыслы: Дис.. канд. филос. наук. Омск, 2006 — 151с.148
  27. В. История философии / Пер. с нем. П. Рудина. Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1997. — 554с.
  28. JI. Философские исследования // Витгенштейн JI. Философские работы. М., 1994. Ч. 1. — С. 75−319.
  29. Р. Язык. Дискурс. Политика / Пер. с англ. и нем. — Волгоград: Перемена, 1997, — 139с.
  30. Г. Политические произведения / Пер. с нем. — М.: Наука, 1978. -437с.
  31. Г. Философия права / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. — 526с.
  32. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений / Под общ. ред. B.JI. Манилова М.: РАЕН, 1998. -256с.
  33. М.О. Избранное. Т.4. Тройственный образ совершенства. — Москва — Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. — 640с.
  34. Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. — № 5. — С. 107−134.
  35. Т. Левиафан / Пер. с англ. М.: Мысль, 2001. — 478с.
  36. О. Гражданин мира, или письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке / Пер. с англ. А. Г. Ингера. М.: Наука, 1974. — 384с.
  37. Гражданское общество и проблемы безопасности в России (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 25−27.
  38. А. Тюремные тетради. Ч. 1 / Пер. с ит. М.: Политиздат, 1991. — 425с.
  39. A.A. Культурологический смысл концепта: Дис.. канд. филос. наук. М., 2003. — 177с.
  40. A.A. Идеология // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск: Интерпрессервис: Книж. Дом, 2001. — С. 405.
  41. .Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997.-288с.
  42. В. Язык и философия культуры / Пер. с нем. М., 1985. — 452с.
  43. А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318с.
  44. П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Философия и культура: XVIII Всемир. филос. конгр.: проблемы, дискуссии, суждения. -М.: Наука, 1987. С. 87−131.
  45. П.С. Философия культуры. — М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001.-352с.
  46. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. Т.1. — 912с.
  47. Н.Я. Россия и Европа М., 1895. — 673с.
  48. Декларация независимости 4 июля 1776 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В. А. Карташкин, Е.А. Лукаше-ва. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — С. 21 -23.
  49. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В. А. Карташкин, Е.А. Лу-кашева. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — С. 32−34.
  50. ., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. М.: Ин-т экспериментальной социологии- Спб.: Алетейя, 1998. — 288с.
  51. С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 216с.
  52. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. — 571с.
  53. Дион из Прусы. Речи. VI. Диоген, или О тирании // Антология киниз-ма: Фрагменты сочинений кинических мыслителей / Пер. с древнегреч. -М.: Наука, 1984. С. 315−327.
  54. JI.M. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России. М.: Ин-т социологии, 1998. — 385с.
  55. М. Риск как судебный механизм // THESIS. 1994. — № 5. — С. 242−253.
  56. С.Н. Массовая коммуникация и проблема насилия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. — М.: МГУ, 2002.-Т. 1.-С. 186−199.
  57. .С. Социальная культурология. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 591с.
  58. И.Ю. Стратегическое мышление США // США Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 3. — С.78−93.
  59. В.В. Значение идей Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики / Труды по знаковым системам. — Тарту: ТГУ, 1973.-С. 5−44.
  60. Э.В. Идеал // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 194.
  61. М.В. Философия безопасности основа нового политического мышления // Экология: пути выживания и развития человечества. Позиция ученых. — М., 1988. — С. 11−26.
  62. К миру и ненасилию через Культуру: Выдержки из Концепции «Культура Мира». Электронный ресурс.: Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры. — Режим доступа: http://day-of-culture.narod.ru/kuitmira.htm
  63. М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416с.
  64. К., Караганов С., Эллисон Г. Глобальный союз безопасности // Известия. 2001. — 22 нояб. — С. 4.
  65. Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) // Безопасность: Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. — 1994. № 4(20). — С. 62−68.151
  66. А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — С. 119−356.
  67. А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде. // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1990. С. 222 318.
  68. E.H. Ценностные аспекты генезиса проблемы теодицеи в мировоззрении античности (от Гомера и Аристотеля). Дис.. канд. филос. н. Новосибирск, 1999. — 212с.
  69. И. Основы метафизики нравственности / Пер. с нем. — М.: Мысль, 1999.- 1471с.
  70. В.Е. Культура // Современный философский словарь / Под общ. ред. д.ф.н., профессора В. Е. Кемерова. — Москва, Бишкек, Екатеринбург: Одиссей, 1996. — С. 255−256.
  71. М.С. Мера и вера (знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 103−122.
  72. Г. Дипломатия / Пер. с англ. М.: Ладомир, 2007 — 849с.
  73. Г. М. Безопасность, информация, космос // Безопасность России: проблемы и пути решения. М.: Клуб «Реалисты», 2004. — С. 73−78.
  74. В.Н. Американский неореализм о природе войны: эволюция политической теории. СПб.: Наука. — 372с.
  75. Ю.В. В поисках стратегии выживания: анализ концепций глобального развития. СПб.: Издательство СПбГУ, 1991 — 121с.
  76. H.A. Безопасность международная, национальная, глобальная // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 9 — С. 3−13.
  77. Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, 2002. — С. 190−206.
  78. М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 262с.
  79. В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. М.: Наука, 2001. — 320с.
  80. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем / Под ред. В. П. Павлова. Киев: Наукова Думка, 1989. 320с.
  81. . Функция и поле речи и языка в психоанализе / Пер. с фр. — М: Логос, 1995.- 160с.
  82. В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. -М.: Знание, 1988−64с.
  83. Дж. О государственном правлении // Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1960. Т.2. — С. 3−137.
  84. Ю.М. Знаковый механизм культуры // Сборник статей по вторичным моделирующим системам / Под ред. Ю. Лотмана. Тарту, 1973.-С. 195−199.
  85. Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. — 704с.
  86. А. С. Безопасность как феномен публичной политики: общие закономерности и проекции на Прибалтийский регион. Электронный ресурс.: Проект «Мегарегион — сетевая конфедерация». — Режим доступа: http://megaregion.narod.ru/articlestext2.htm
  87. А.С. «Мягкие» и «жесткие» вызовы безопасности в Приволжском федеральном округе: Аналитический доклад. Нижний Новгород: 1КЕХ & ВЕСА, 2001. — 89с.
  88. Т.Р. Опыт о законе народонаселения / Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993. — 139с.
  89. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели.
  90. Военная мысль. 1995. -№ 6.-С. 36−41.153
  91. К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. М. И. Левиной и др. М.: Юрист, 1994. — С. 7−260.
  92. Э.С. Теория культуры й современная наука: логико-методологический анализ. — М.: Мысль, 1983 — 284с.
  93. К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: в 9 т. / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1984.
  94. Г. Быть и иметь / Пер. с фр. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -160с.
  95. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста / Пер. с англ. М.: Пангея, 1994. — 304с.
  96. В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира.-М., 1987.-С. 319−331.
  97. Мишель Фуко: безопасность и государство // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 3. Статьи и интервью 1970−1984. — М.: ООО «Праксис ИКГ», 2006.-С. 45−53.
  98. А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. — 2008. — № 4. — С. 18−25.
  99. Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. — 672с.
  100. Д. Конфликт эмоций // Россия в глобальной политике. -2007-№ 1.-С. 8−13.
  101. На пути к культуре мира: документы и материалы. М.: МИК, 1999.-56с.
  102. И.С. Западноевропейская философия 19 века. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. М.: Высшая школа, 1976. — 584с.
  103. И.С. Очерки по истории позитивизма. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. 199с.
  104. Ф. Генеалогия морали / Пер. с нем. М.: Азбука, 2008. -224с.
  105. И.Б. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. В. Б. Литвинова и И. А. Пилыцикова. — М.: Новое издательство, 2004. — 336с.
  106. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944с.
  107. С.А. Безопасность и этническая миграция в Россию // Pro et Contra. 1998. Том 3. — № 4. — С. 5−27.
  108. С.А. Миграция в контексте безопасности: концептуальные подходы // Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Вит-ковской и С. Панарина. М.: Интердиалект+, 2000. — С. 16−54.
  109. A.A., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376с.
  110. Э. За пределами роста (Глобальные проблемы современности и деятельность международной организации Римский клуб) / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988 — 270с.
  111. А. Человеческие качества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-312с.
  112. Ч.С. Избранные философские произведения / Пер. с англ. -М.: Логос, 2000.-448с.
  113. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 3 т. / Пер. с древне-греч. М.: Мысль, 1971. — Т. 3. Ч. 1. — С. 89−454.
  114. Платон. Законы / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1999. — 830с.
  115. Д.Г. Антиномия «Россия — Запад» и проблема социокультурной самобытности. М.: Изд-во РУДН, 2005. — 299с.
  116. B.C. Философия безопасности. СПб. Ростов-на-Дону — Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2001. Электронный ресурс.: Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика». — Режим доступа http://ihtik.lib.ru/philosbook22dec2006/philosbook22dec20065043.rar
  117. К. Р. Открытое общество и его враги. Т. I. Чары Платона. М: Феникс: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. -448с.
  118. В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.: Наука, 1994.-598с.
  119. М.И. Безопасность Соединенных Штатов Америки: история, теория и политическая практика. Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т, 2004. — 311с.
  120. А .Я. Катастрофа как зрелище. Репрезентация событий 11 сентября 2001 г. в дискурсе теленовостей. Электронный ресурс.: Проект «Визуальные и культурные исследования». — Режим доступа: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=97
  121. С.Л. «Свое-чужое» в концептуальных структурах // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — С. 95 101.
  122. Сенека Луций Анней. Нравственные письма / Пер. с лат. — М.: Алтейя: Новый Акрополь, 2000. 688с.
  123. Сенека Луций Анней. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Пер. с лат. М.: Республика, 1995. — С. 14 166.
  124. Н.Л. Сознание и культура: анализ смысловой организации. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Краснодар, 2002. Электронный ресурс.: Российская библиотека диссертаций. — Режим доступа: http://dissertation2.narod.ru/avtoreferats6/kubl 8. htm
  125. A.A. Эволюция понятия «безопасность» в теории международных отношений // Язык. Культура. Деятельность: Восток — Запад. Тезисы докладов участников международной научной конференции. Набережные Челны — Нижний Новгород, 2002. — С. 214−216.
  126. В.В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы // Безопасность России: проблемы и пути решения. -М.: Клуб «Реалисты», 2004. С. 186−196.
  127. B.C. Россия и вселенская церковь. М.: Харвест, 1999. — 1599с.
  128. Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. с фр. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. 454с.
  129. Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. Минск: Современный литератор, 1998. — 1407с.
  130. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1997. — 824с.
  131. Ю.С. Семиотика концептов // Семиотика: Антология. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 603−612.
  132. B.C. Культура Ст. из «Энциклопедии философских знаний». //Вопросы философии. 1999. -№ 8. — С. 61−71.
  133. B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 10−21.
  134. П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры / Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. — С. 7−131.
  135. А. Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991 -736с.
  136. Е.А. Безопасность без границ: евразийский подход // Мир без границ — война без фронтов? — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.-С. 111−122.
  137. Е.А. Проблема безопасности личности в античной философии. Новосибирск, 1999. Электронный ресурс.: Тюгашев Евгений Александрович (личный сайт). — Режим доступа: http://filosoflO.narod.ru/lib/Security/ant.doc
  138. Е.А. Философская деятельность: горизонт безопасности (Теоретико-методологический анализ). Новосибирск, 2000. Электронный ресурс.: Библиотека «Полка букиниста». — Режим доступа: http://polbu.ru/tygashevphiloactivity/
  139. А.Р. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе // Топос. — 2001 № 4. — С. 50−66.
  140. М. Этимологический словарь русского языка: в 2 т. / Пер. с нем. СПб.: Изд-во «Азбука», Издат. центр «Терра», 1996. T. I. — 556с.
  141. Философия культуры: становление и развитие / под ред. Кагана М. С., Перова Ю. В. и др. Спб.: Лань, 1998. — 443с.
  142. А. Я. Культура // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т.-СПб.: Алтейя, 1998.-T. 1.-С. 336.
  143. Д. Мировая динамика / Пер. с англ. М.: ACT- СПб: Terra Fantastica, 2003 — 379с.
  144. M. Археология знания / Пер. с фр. — Киев: Ника-Центр, 1996.-208с.
  145. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. / Пер. с фр. — М.: Магистериум-Касталь, 1996.-448с.
  146. М. Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. / Пер. с фр.- Киев: Дух и Литера, 1998. 520с.
  147. М. Надзирать и наказывать / Пер. с фр. — M.: Ad Marginem, 1999.-478с.
  148. М. Бытие и время / Пер. с нем. Харьков: Фолио, 2003.-503с.
  149. М. Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. 447с.
  150. М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. с нем. Томск: Водолей, 1998. — 383с.
  151. С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. М.: ACT, 2003.-603с.
  152. В.Е. Изменяющаяся Россия: проблемы безопасности и пограничной политики // Полис. 2002 — № 6. — С. 181−183.
  153. Р. Терроризм, жестокость и ненасилие // Метафизические исследования. Вып. 216. Этика: Альманах Лаборатории метафизических исследований. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. — С. 349 369.
  154. Ю. Безопасность как широкая, многоаспектная концепция для объединяющейся Европы. Безопасность, сокращение вооружений и разоружение. Актуальные проблемы Европы. Проблемно-теоретический сборник ИНИОН РАН. — М., 1998. — № 2. — С. 22−45.
  155. А.П. Г. Моргентау: взгляд на внешнюю политику // Социально-политический журнал. 1991. — № 1. — С. 41−51.
  156. В.В. Культура национальной безопасности России: Социально-философский анализ. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Балашов: ВВАУЛ им. А. А. Новикова, 1997. — 36с.
  157. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Сост. П. С. Гуревич. -М.: Политиздат, 1991. -463с.
  158. Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. — М.: МГУ, 1997.-320с.
  159. А.Н. Философия глобальных проблем. — М.: Знание, 1994.- 159с.
  160. К. Понятие политического / Пер. с нем. // Вопросы социологии. 1992 — № 1.-С. 35−67.
  161. О. Закат Европы: В 2 т. / Пер. с нем. М.: Айрис-Пресс, 2003. Т.1.-528с.
  162. О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. -2003.-№ 1.-С. 3−35.г
  163. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.- 186p.
  164. Hall S. The Work of Representation // Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. — The Open University: Milton Keynes, 1997.-P. 13−74.
  165. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., 1993.-236 p.
  166. Petit Larousse illustre: Dictionnaire Encyclopedique pour tous. -Paris: Librairie Larousse, 1981. 1799 p.
  167. Rothschild E. What is Security? // Daedalus. 1995. — Summer. — P. 61−67.
  168. Snyder J. The Soviet Strategic Culture: Implications for Limited Nuclear Options. Santa Monica, CA: RAND Corporation, R-2154-AF. Electronic resource.: RAND Corporation Reports. — Mode of access: http://www.rand.org/pubs/reports/2005/R2154.pdf
  169. The Concise Oxford Dictionary: The New Edition for the 1990s. — New York: Oxford University Press, 1990. 1293p.
  170. The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics / P. J. Katzenstein (ed.). N. Y.: Columbia Univ. Press, 1996. 526 p.
  171. The National Security Strategy of the United States of America. The White House, Washington. March 2006. Electronic resource.: The White House Official Site. Mode of access: http://www.whitehouse.gov/nsc/nss/2006/nss2006.pdf
Заполнить форму текущей работой