Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Признаки современного эзотеризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный эзотеризм — чрезвычайно широкая палитра всевозможных направлений, центров, школ, отдельных ярких личностей, а также каких-то форм, аспектов, образов и символов, проявляющихся в тех или иных областях культуры и в социуме. Свести всю эту нестройную многоголосицу к какому-то единому знаменателю невозможно. Мы можем лишь показать признаки, наиболее часто встречающиеся в современных… Читать ещё >

Признаки современного эзотеризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные люди живут в настоящем эзотерическом информационном море. Эзотерика окружает нас повсюду; она уже давно стала обычным фоном нашей жизни, элементом массовой культуры. В общем и целом подобное положение вещей существует уже больше ста лет.

Современный эзотеризм — чрезвычайно широкая палитра всевозможных направлений, центров, школ, отдельных ярких личностей, а также каких-то форм, аспектов, образов и символов, проявляющихся в тех или иных областях культуры и в социуме. Свести всю эту нестройную многоголосицу к какому-то единому знаменателю невозможно. Мы можем лишь показать признаки, наиболее часто встречающиеся в современных эзотерических группах и движениях.

«Ориентализация». Становление современного эзотеризма во многом было обусловлено резким возрастанием влияния восточных (особенно индийских) учений, истолкованных в весьма вольном духе. Уже на примере Теософского общества мы видим, какое громадное значение имел для него индуизм (равно как и но-индуистски понятый буддизм); в немалой степени знакомство тогдашнего западного общества с такими экзотическими понятиями, как «сансара», «нирвана», «карма», «чакры», «кундалини» и прочее, было вызвано их популяризацией теософами. Чуть позже «заработали» идеи, символы и категории дальневосточного региона, суфизма, шаманизма, индейцев Латинской Америки. Обволакивающее же воздействие Востока оказалось настолько мощным, что каждое новое западное объединение должно было решать для себя проблему соотнесения невосточных представлений с восточными; достаточно вспомнить, что формирование Антропософского общества Р. Штайнера в 1913 г., среди прочего, было связано с протестом против идеи «пришествия Майтреи» в образе Джидду Кришнамурти, идеи, понимаемой в довольно догматическом духе и навязываемой Теософским обществом во главе с А. Безант.

В дальнейшем и по настоящее время «очарование Востоком» в меньшей или большей степени является неотъемлемой частью едва ли нс всех эзотерических объединений Запада.

Признаки современного эзотеризма.

Елена Петровна Блаватская Синкретизм и эклектизм. В принципе, синкретические представления и практики характерны и для традиционного эзотеризма, который также сплавлял в одно целое различные учения и верования, и любое более-менее крупное направление (масонство, каббала, герметизм, алхимия и т. д.) по большому счету всегда было синкретичным. Но даже на этом фоне современный эзотеризм значительно выделяется. В некоторых направлениях синкретизм становится принципиальным фактором внутреннего устройства (традиционализм Р. Генона). Помимо синкретизма, в современном эзотеризме со времен теософии Елены Петровны Блаватской (1831 — 1891) широко распространен и эклектизм как бессистемный набор плохо подогнанных друг к другу, противоречивых элементов. Ситуация с постмодерном только усугубляет тенденцию к развитию и того, и другого: многие новейшие эзотерические движения, особенно принадлежащие к потоку «ныо-эйдж», отличаются потрясающей всеядностью и умением переваривать любые положения любых традиций.

«Экзотеризация». Философ Николай Александрович Бердяев (1874— 1948) следующим образом говорил о теософии: «Популярная теософия рассчитана не на особенно высокий уровень. Она предназначена не для творческих людей, не для мыслителей и художников и не для святых, — она улавливает среднюю культурную массу, обладающую духовными запросами. Теософия связана с оккультизмом, с древними оккультными преданиями и традициями. Но эзотерическое зерно ее остается скрытым, сама же она экзотерична»[1]. Как ни странно, но с этим нелестным определением согласна и сама основательница движения: «Теософом легко стать. Любой человек, обладающий заурядными интеллектуальными способностями, но при этом склонный к метафизическому, является теософом»[2]. И такое отношение к эзогеризму не случайно. В современном эзотеризме в гораздо большей степени размыта грань, отделяющая его от экзотеризма. В нем куда больше открытости, чем раньше; многие лидеры эзотерических организаций отнюдь не скрывают свой статус и места расположения своих школ, почти каждая из которых имеет свой интернет-адрес. Более того: эзотерики сами идут навстречу неискушенной публике, зазывая ее на свои мероприятия. Понятие «посвящения» также становится достаточно условным и зачастую ограничивается выплатой некой суммы денег за те или иные «духовные услуги», семинары и тренинги. Экзогеризация эзотеризма также выражается и в большей коммерческой составляющей. Эзотерика давно уже стала модным товаром, и немало лиц, претендующих на эзотерические секреты, откровенно торгуют своими знаниями, значительно обогащаясь, уверяя, кроме того, что повышение уровня эзотерических знаний способствует росту социальной успешности и повышению благополучия в нашем бренном мире. Сказанные в самом начале раздела слова о переходе эзотеризма в элементы массовой культуры тоже относится к этому параметру.

«Наукообразность». Одна из основных характеристик традиционного эзотеризма со времен Пифагора — повышенное внимание к проблематике знания. Такой же пиетет по отношению к знанию унаследован и современным эзотеризмом. При этом хорошо известна роль эзотерических движений в развитии современной науки. В каком-то смысле эзотеризм стоял и у истоков современной естественнонаучной парадигмы, которая была сформирована в XVII в. Многие тогдашние ученые весьма серьезно увлекались различными эзотерическими системами (И. Ныотон, Ф. Бэкон, И. Кеплер). С тех пор научное естествознание ушло далеко вперед, значительно оторвавшись от своих эзотерических корней, между тем как эзотеризм гак и не смог создать существенную и вескую альтернативу современному научному знанию. Мы встречаем в положениях эзотериков об устройстве мира и человека обрывки старых герметических положений, восточных доктрин, разных религиозных учений. Кроме того, наблюдается отчетливое желание эзотериков представить свои учения в контексте «новейших» научных систем. Это, в частности, заметно в случае астрологии. Эзотерические направления активно используют наукообразный язык, пытаются ввернуть в свои программы идеи, которые толком не опробованы или считаются спорными в официальной науке (те же торсионные поля), по по большому счету им удается все это не слишком хорошо. Такая настойчивость многих эзотериков представить свои учения как истинное знание вызывает у официальной науки вполне понятное раздражение или пренебрежение, и диалог между ними срывается, толком не начавшись.

Акцентуация текущего времени. Современные эзотерические направления часто подчеркивают значение времени, в котором мы находимся. Это время считается особым; в нем происходит что-то совершенно необычайное, излучаются какие-то мощные космические энергии. Это планетарный переход на новый уровень бытия и сознания, это эпоха Водолея, сменяющая дуалистическую эпоху Рыб, это «буря равноденствия», которая сметает эон Осириса ради установления зона Гора (А. Кроули). Это последние времена перед явлением Мессии (А. Безант, Рерихи), это «конец света» и зловещий период «кали-юги» и окончательной деградации человечества (Р. Геной, Ю. Эвола). Применительно к этому признаку мы видим, что выдвигающие подобные взгляды эзотерики, остро ощущая свою причастность к новым обстоятельствам, примеряют на себя роль провозвестников грядущих перемен, глашатаев новой эры.

Безусловно, все эти выделенные нами признаки варьируются в зависимости от того или иного периода развития современного эзотеризма, но в целом они сохраняются на каждом из них.

  • [1] Бердяев Н. А. Теософия и антропософия в России // Бердяев Н. А. Типы религиозноймысли в России (Собрание сочинений. Т. III). Париж: YMCA-Press, 1989. С. 466.
  • [2] Blavatsky Н. Р. Practical Occultism (repr. from: Lucifer. 1888. April) // Blavatsky H. P. Studies of Occultism. A Series of Reprints. № 1. Point Loma: The Aryan Theosophical Press, 1910. P. 1−17.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой