Философские основания педагогических теорий в России в XX в
Диссертация
См.: Бехтерев В. М. Н. И. Пирогов как научный, общественный деятель. СПб., 1910; Блонский П. П. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. 1915. Кн. 2- Грунский Е. К. Педагогические труды Л. Н. Толстого. Юрьев, 1914; Лозинский Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании // Вестник воспитания. 1913. № 1- Острогорский А. П., Семенов Д. Д. Русские… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Отечественные традиции связи образования и воспитания с русской философией
- Глава 2. Педагогика, идеология, политика
- Глава 3. Мировоззренческие основания педагогических теорий
- 1. Педагогическая антропология
- 2. Педология
- 3. Педагогика свободного воспитания
- 4. Неокантианская педагогика
- 5. Православная педагогика
- 6. Советская педагогика
Список литературы
- Азаров Ю. Я. Педагогика любви и свободы. М.: Фирма «Топикал», 1994.-607 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетская книга, 1990. — 559 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв. (историко-философский анализ). Автореферат диссертации доктора философских наук. — Екатеринбург, 1994. — 31 с.
- Ан С. А., Голубева JI. Н. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул: Издательство АКИПКРО, 1996. — 224 с.
- Ананьев Б. Г. «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 3−14.
- Аршина О. Н. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Владимир, 1996. — 17 с.
- Артамонова Е. Р. Проблема освоения знаний школьниками в исследованиях П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 112 119.
- Ахметова М. Д. И. И. Горбунов-Посадов как деятель общественно-педагогического движения. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1998. — 17 с.
- Ахметова М. Д. И. И. Горбунов-Посадов педагог — издатель // Проблемы педагогического образования. Сборник научных трудов / Научн. ред. В. А. Сластенин. — М.: Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, 1997. — С. 27−28.
- Ахундов М. Д., Баженов JJ. Б. У истоков идеологической науки // Природа. 1989. — № 2. — С. 90−99.
- Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20−30-х гг. // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 100−112.
- Баркова Н. Н. Проблемы нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — М., 1996. — 17 с.
- Басов-М. Общие основы педологии. М.- Л.: Б. и., 1931. — 98 с.
- Беляев В. И. Педагогическая концепция С. Т. Шацкого: эволюция идей, принципов и целей. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М., 1998. — 33 с.
- Беляева Я. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1993. — 125 с.
- Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов / Сост. и отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1992.-С. 37−259.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−4.
- Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России // Советская педагогика. 1990. -№ 9. — С. 102−109.
- Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. 1988. — № 11. — С. 38—43.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
- Блонский П. П. Курс педагогики. М.: Б. и., 1918. — 276 с.
- Блонский П. 77. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. -1915.- Кн. 2. С. 92−102.
- Блонский 77. П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. — 175 с.
- Блонский 77. П. Основы педагогики. М.: Б. и., 1925. — 182 с.
- Блонский П. П. Педология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
- Блонский 77. П. Современная философия: В 2 ч. — М.: Русский книжник, 1918.
- Блюм А. В. За кулисами «министерства правды». Тайная история советской цензуры 1917−1929 гг. СПб.: Академический проект, 1994. -320с.
- Богомолов М. О лженаучных, антимарксистских взглядах профессора Блонского // Начальная школа. 1937. — № 3. — С. 27−128.
- Богуславский М. Драма взаимной нетерпимости: О судьбах реформ школьного дела в России, 1917−1918 гг. // Свободная мысль. 1992. — № 8. -С. 51−58.
- Болдырев Н. И. Детский коллектив, пионерские и комсомольские организации в школе // Болдырев Н. И. Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1968. — Глава 17.
- Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981.-98 с.
- Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 176 с.
- Бочкарева М. В. Педагогика прагматизма и ее влияние на теорию и практику советской школы 1920−1930-х годов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Киров, 1999. — 21 с.
- Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX начало XX в.). — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 348 с.
- Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Вестник высшей школы. 1997. — № 6. — С. 22−25.
- Бутов А. Ю. Гуманистические основы антропологического подхода в педагогике // Философские исследования. 2001. -№ 2. — С. 16−25.
- Быковская Е. Ф. Педагогические воззрения русских религиозных мыслителе // Школа мысли. Альманах гуманитарного знания/Гл. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 2002. — С. 151−158.
- Введенский А. И. За счастье детей. Вопросы христианского воспитания. СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1907. — 335 с.
- Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., прим. Б. В. Емельянов, К. Н. Любутина. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. -592 с.
- Вендровская Р. Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х гг. // Советская педагогика. 1988. — № 4. — С. 113−117.
- Вентцель К. Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999 -216 с.
- Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М.: Б. и., 1923.-78 с.
- Вентцель К. Н. Общий очерк учения о нравственности // Вестник воспитания. 1902. — № 8. — С. 1−34- № 9. — С. 73−95.
- Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. М.: Б. и., 1918. — 62 с.
- Вентцель К. Н. Освобождение ребенка. М.: Б. и., 1923. — 118 с.
- Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896. — № 2. — С. 1−47.
- Вентцель К. Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. -М.: Профессиональное образование, 1993. 171 с.
- Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Б. и., 1923. — 122 с.
- Виноградов Н. Д. Педагогика как наука и искусство // Вопросы философии и психологии. 1912. — № 113. — С. 190−210.
- Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Академия педагогических наук, 1958. — 613 с.
- Вопросы народного просвещения в основных директивах съездов, конференций, совещаний ЦК и ЦКК ВКП (б). М.: Б. и., 1931.
- Ворошилова Л. Л. Свободное воспитание в отечественной педагогике начала XX века: вопросы методологии и теории. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Хабаровск, 1998. — 20 с.
- Ворошилова Л. Л. Свободное воспитание и образование в России начала XX в.: история и современность. Программа спецкурса. Комсомольск-на-Амуре: Издательство ЮПИ, 1998. — 42 с.
- Ворошилова Л. Л. Теория и практика свободного воспитания в России начала XX века (методические рекомендации по курсу «Философия и история образования»). Комсомольск-на-Амуре: Издательство КГПИ, 1997. -22 с.
- Воспитание духовности. Сборник статей и тезисов / Ред. кол. А. П. Ветошкин, Ю. С. Бродский, С. 3. Гончаров, С. В. Рыбаков. Екатеринбург: Духовное наследие, Уральский профессионально-педагогический университет, 1998. — 300 с.
- Воспитание и обучение. Традиции, инновации, результативность. Материалы VIII областной научно-практической конференции / Редактор-составитель Н. С. Рыбаков. Вып. V. — Ч. 1. — Псков: ПОИПКРО, 2001. -115 с.
- Вулъфсон Б. Л. Джон Дьюи и советская педагогика // Педагогика. -1992.-№ 9/10.-С. 99−105.
- Выготский Л. С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 19 821 984.
- Герд А. Я. Избранные педагогические труды. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. — 205 с.
- Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Русская школа. Прага.- 1934. -№ 1. -С. 2−23.
- Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Глуздов В. А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимосвязи. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-168 с.
- Гололобова Т. А. Русская философия второй половины XIX начала XX веков как педагогика: историко-философский анализ. Автореферат диссертации кандидата философских наук. — Екатеринбург, 1998. — 16 с.
- Гололобова Т. А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX начало XX в.). Учебное пособие. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — 116 с.
- Горбунов-Посадов И. И. Несколько вступительных слов // Свободное воспитание. 1907/1908. — № 1. — С. 2−14.
- Громов М. Н. Типология русской философии // История философии / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: Издательство «Феноменология-Герменевтика», 2001. — С.10−43.
- Девятова С. В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 6- -1996. -№ 1.
- Декларация прав ребенка // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 22−24.
- Декреты Советской власти: В 6 т. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957. -647 с.
- Димов В. М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 108−116.
- Димов В. М., Лесная Л. В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 169−183.
- Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: Наука, 1998. 312 с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
- Евлампиев И. И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. — 584 с.
- Егоров С. Ф. О Михаиле Ивановиче Демкове // Педагогика. 1995. -№ 1.-С. 113−117.
- Емельянов Б. В. Очерки русской философии XX в. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. — 326 с.
- Емельянов Б. В., Петрунина Т. А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург: Научно методический Центр Проблем Детства, 1997. — 124 с.
- Жданова Н. А. Педагогический идеал и задачи школы в философии В. В. Зеньковского // Школа мысли. Альманах гуманитарного знания / Гл. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 2002. — С. 159−164.
- Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. — Раздел III—IV.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 7886.
- Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917.-№ 1.-С. 24−45.
- Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л.: ЭКО, 1991.
- Зеньковский В. В. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1996. — 280 с.
- Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. М.: Столица, 1995.-347 с.
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1996.-271 с.
- Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
- Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке. Париж: YMCA-PRESS, 1960.-376 с.
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванов Д. В. Становление педагогической концепции М. М. Рубен-штейна в первой четверти XX века. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Иркутск, 1999. — 24 с.
- Измозик В. С. Глаза и уши режима. Государственный и политический контроль за населением советской России в 1918—1928 годах. СПб.: УЭФ, 1995.- 164 с.
- Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.-448 с.
- Ильин И А. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Педагогика, 1994.
- Исаева Л. Н. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды М. И. Демкова (1859−1939). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Майкоп, 1996. — 17 с.
- История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 400 с.
- История педагогики сегодня / Ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998.-179 с.
- История русской философии. Учебник для вузов / Редкол. М. А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. — 639 с.
- История советской политической цензуры: Документы и комментарии. -М., 1997.
- Кабанова Е. В. Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе 1919−1930 гг. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1998. — 16 с.
- Калашников А. Г. Очерки марксистской педагогики: В 2 т. М.: Б. и., 1929.
- Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. М.-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, Издательство НПО «МО-ДЭК», 1999.-336 с.
- Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Школа, 1982.-284 с.
- Каптерев П. Ф. История русской педагогики // Педагогика. 19 921 997.
- Каптерев П. Ф. Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели. СПб.: Земля, 1914. — 212 с.
- Каптерев П. Ф. Педагогика и политика // Свободная мысль. 1992. -№ 8. — С. 59−63.
- Каптерев П. Ф. Свободная школа // Педагогический сборник. 1908. — № 5. — С. 383−392- № 6. — С. 449−460.
- Каптерев П. Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения. М.: Польза, 1913. — 220 с.
- Кареев Н. И. Идеалы общего образования // Вестник высшей школы. -1992.-№ 1−3.
- Квитка И. И. Русская философия XX в. и политика. Тюмень: Издательство Тюменского международного института экономики и права, 1999. -72 с.
- Кирдяшова Е. В. Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 1998. -19 с.
- Кислое А. Г. Оправдание детства: от нравов к праву. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2002. — 165 с.
- Кислое А. Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998. — 152 с.
- Козлова Л. А. Институт красной профессуры // Социологический журнал. 1994.-№ 1. — С. 96−107.
- Козлова О. Н. О концепции развития образования в России // Социально-политический журнал. 1993. — № 9/10. — С. 11−19.
- Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 1996. — 224 с.
- Конвенция прав ребенка // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 24—40.
- Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М.: Наука, 1994. — 378 с.
- Кононов В. Новые формы и содержание образовательного процесса в советской школе 20-х гг. // Гуманитарный журнал «Край смоленский». -2001.-№¾.-С. 44−50.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: Российская академия образования, 1993. — 135 с.
- Корнетов Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. 1996. -№ 1. — С. 14−21.
- Коротов В. М. Основоположник теории развития личности. К 170-летию со дня рождения К. Д. Ушинского // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 79−81.
- Кошарный В. П. У истоков советской философской науки. М.: Издательство Московского государственного университета, 1981. — 152 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: В 4 т. М.: Политиздат, 1987.
- Крупская Н. К Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Педагогика, 1957−1962.
- Крупская Н. К Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1978−1980.
- Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. 1994.- № 3.-С. 80−84.
- Куликов В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988. -192 с.
- Культурно-педагогическая антропология С. И. Гессена. Методические указания к спецкурсу для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений / Сост. Е. И. Пургина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — 20 с.
- Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1951.
- Линицкий П. Образовательное значение философии: Речь // Труды Киевской духовной академии. 1872. — № 11. — С. 11−17.
- Лузина Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека).- Псков: Издательство Псковского государственного педагогического института, 1997. -168 с.
- Лукина Т. В. Разработка Н. И. Болдыревым целей и содержания нравственного воспитания // Идейно-нравственное воспитание учащихся. Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 24. — Минск: Народная асвеста, 1985. — С. 50−57.
- Лушников А. М. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических высших заведений. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1994. — 368 с.
- Макаренко А. С. М.: Издательский Дом Шал вы Амонашвили, 1999. -224 с.
- Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3 т. Киев: Радська школа, 1985.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1983−1986.
- Макаренко А. С. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1987.
- Максакова В. И. Педагогическая антропология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Мальцева В. М. В. В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 96−98.
- Материалы I Всесоюзного педологического съезда. М.: Б. и., 1928. -196 с.
- Милюков П. Н. Школа и просвещение // Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 2, ч. 2. — М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — С. 207−466.
- Михайлова М. В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России: середина XIX начало XX в. — М.: ИТМИО РАО, 1993. — 164 с.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. -320 с.
- Наниевская В. Т. Анатомия репрессивного сознания (Как создавалась отечественная школа) // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 47−60.
- Наумов Н. Д. Блонский П. П.: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2003. — № 27. — С. 97−107.
- Наумов Н. Д. Выдающиеся педагогики России. Книга очерков и извлечений. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. -204 с.
- Наумов Н. Д Педагогическая антроподицея В. В. Зеньковского // Антроподицея: Сборник научных статей / Под ред. Б. В. Емельянова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. — С. 89−102.
- Наумов Н. Д. Русская педагогика в XX веке: основное направления и философские основания. Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. — 280 с.
- Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории и педагогической науки / Под ред. 3. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1996. — 295 с.
- Никандров Н. Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 149−160.
- Николенко А. В. и др. Злоключения науки педологии: Пора вернуть имя // Народное образование. 1990. — № 10. — С. 117−124.
- Никольская А, А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1995. — 336 с.
- Ольховиков К. М. Метафизика и нравы: образы моральной антропологии. Екатеринбург: Издательство Уральского профессионально-педагогического университета, 2001. — 103 с.
- Опозоренная и позабытая: Из истории педологии // Семья и школа. -1989.-№ 1.с. 18−21.
- Осовский Е. Г. С. И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 57−59.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX века / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. — М.: Педагогика, 1991. — 448 с.
- Пантелеева Н. Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П. Ф. Каптерева). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1998. — 18 с.
- Педагогическая мысль России второй половины XIX начала XX вв.: библиографическое пособие / Авт. сост. Б. В. Емельянов, В. В. Куликов.
- Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999. 128 с.
- Педагогика народов мира: История и современность / Научный редактор 3. Тажуризина. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 576 с.
- Педагогическая антропология в России (XIX-XX вв.). Хрестоматия / Сост. Б. В. Емельянов, Н. Д. Наумов, Н. В. Остапчук, Т. А. Петрунина. -Екатеринбург: Издательство УрГрХА, 2001. 23,0 с.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров: В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1964—1968.
- Педагогическое наследие в контексте духовной культуры. Тезисы докладов научно-практической конференции / Ред. В. А. Фадеева. Рязань: Рязанский государственный педагогический университет, 1997. — 168 с.
- Петровский А. «Лженаука № 1» в ретроспективе: О педологии // Наука и жизнь. 1991. — № 4. — С. 48−53.
- Петрунина Т. А. Антропологические проблемы в истории отечественной философии образования. Екатеринбург: Издательство Уральского профессионально-педагогического университета, 2002. — 168 с.
- Пиманова О. В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — М., 1996. — 16 с.
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985. -496 с.
- Покровский М. Н. Марксизм в программах трудовой школы I и II ступени. М.: Рабочее просвещение, 1924. — 24 с.
- Православие, современное образование и наука / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. С. А. Ан. Барнаул: АКИПКРО, 1996. — 84 с.
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы образования) // Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 2−25.
- Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
- Розов Н. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С. 36−47.
- Романова Л. А. Цели и средства духового воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Владимир, 1996. — 20 с.
- Рубенштейн М. М. Идея личности как основа мировоззрения. М.: Б. и., 1909.-274 с.
- Рубенштейн М. М: О смысле жизни: В 2 ч. -М.: Б. и., 1916.
- Рубенштейн М. М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М.: Учпедиз, 1927. — 127 с.
- Рубенштейн М. М. Философия и общественная жизнь в России // Русская мысль. 1909. — Март. — С. 142−148.
- Русская религиозная антропология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина: В 2 т. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997.
- Русская философия в источниках и исследованиях (1989−1998) / Сост. В. В. Куликов. Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999. — 113 с.
- Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А. И. Алешин. М.: Наука, 1995. — 624 с.
- Русская философия: Словарь / Под ред. М. Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999. — 656 с.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981.
- Самойличенко Н. В. Развитие идей свободного воспитания в педагогике XVIII—XX вв.. (Ж.-Ж. Руссо, JI. Н. Толстой, К. Н. Вентцель). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Красноярск, 1998. — 21 с.
- Сборник постановлений и распоряжений ЦБК. Вып.1. — М.: Б. и., 1921.-118 с.
- Свободное воспитание. Педагогический альманах / Гл. ред. В. М. Блинов. М. — 1992. — № 1- 1993. — № 2−3.
- Свободное воспитание: Хрестоматия / Составитель и автор вст. ст. Г. Б. Корнетов. М.: РОУ, 1995. — 224 с.
- Семенов В. Д. Социальная педагогика: История и современность. -Екатеринбург: Издательство ИРРО, 1995. 128 с.
- Семин А. А. Педагогика и политика: исторический и современный опыт // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 3−10.
- Сенченков Н. П. Педагогические проблемы школьной педологии в трудах П. П. Блонского. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1999. — 17 с.
- Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогики и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -216 с.
- Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. М.: Московский педагогический государственный университет, 1995. — 16 с.
- Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. С. 2−9.
- Соколова Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург: Уральский педагогический институт, 1992.-332 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
- Сорокина Н. Д. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности в Российском обществе // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. — 1996. — № 3. — С. 28−35.
- Стеклов М. Е. Русские педагоги. М.: Скрин, 1997. — 222 с.
- Стеклов М. Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. -Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 1999.-209 с.
- Степашко Л. А. Философия и история образования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
- Степун Ф. Памяти С. И. Гессена // Новый журнал. 1951. — № 25. — С. 211−219.
- Степунина О. А. Педагогическая концепция П. П. Блонского и современность // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 108−110.
- Степунина О. А. Становление и развитие педологической концепции П. П. Блонского (аспект изучения и формирования личности). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1995. — 22 с.
- Страницы истории педагогики. Материалы для студентов по изучению курса истории педагогики / Под ред. В. В. Макаева. Вып. 6. — Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 1997. — 117 с.
- Судьба России: образование, наук, культура. Тезисы четвертой Всероссийской конференции / Отв. ред. В. И. Копалов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. — 376 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев: Радська школа, 1979.
- Тапышпан О. Д. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в наследии С. Т. Шацкого. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1996. — 17 с.
- Тебиев Б, К. На рубеже веков: Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца XIX начала XX веков. — М.: Интеллект, 1996. — 256 с.
- Толстой JI. Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с.
- Толстой JI. Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992. -525 с.
- Толстой JI. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. — 431 с.
- Украинцев В. В. КПСС организатор революционных преобразования в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1963. — 298 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. — М.: Учпедгиз, 1953. — 639 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогически сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — 397 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.
- Ушинский К. Д. Собрание неизданных сочинений. Материалы для педагогической антропологии и материалы для биографии. СПб.: Б. и., 1908.-372 с.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991. — Раздел VIII-IX.
- Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия: Страницы минувшего (после 1917 г.) // Воспитание школьников. 1993.-№ 6. — С. 46−50.
- Фрадкин Ф., Плохова М. История расправы с педологией // Воспитание школьников. 1991. — № 6. — С. 21−24.
- Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 1972. — 363 с.
- Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерк развития педагогической теории). М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Хуторский А. Педагогика русского космизма // Частная школа. 1993. — № 2. — С. 11−22.
- Челпанов Г. И. Мозг и душа. Критика материализма: Краткий очерк современных учений о душе. М.: Б. и., 1918. — 312 с.
- Челпанов Г. И, Психология. Философия. Образование. М.-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, Издательство НПО «МО-ДЭК», 1999.-528 с.
- Шакарян С. М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. -Ставрополь, 1998. 20 с.
- Шаталов А. А. Лев Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 92−95.
- Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
- Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. — М.: Православная педагогика, 2001. 560 с.
- Шикалова Т. Н. Развитие содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов. Хрестоматия и методические рекомендации. Глазов: Глазовский госпединститут, 1998. — 64 с.
- Шикалова Т. Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х гг. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Ижевск, 1999. — 18 с.
- Ширинкина Т. Г. История философии. Справочное биобиблиографическое пособие для студентов, аспирантов, преподавателей. Часть 3. Философская мысль в культуре России. — Омск: Омский государственный университет, 1999. — 162 с.
- Эпштейн М. М. Реализация идей «Новой школы» в опыте педагогов первой трети XX века в России. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. СПб., 1998. — 18 с.
- Юдина Н. П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Хабаровск, 1995. — 23 с.
- Яновская М. Г. Педагогика сотрудничества: 20-е годы // Педагогика. -1993.- № 4. -С. 101−103.