Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философские основания педагогических теорий в России в XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Бехтерев В. М. Н. И. Пирогов как научный, общественный деятель. СПб., 1910; Блонский П. П. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. 1915. Кн. 2- Грунский Е. К. Педагогические труды Л. Н. Толстого. Юрьев, 1914; Лозинский Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании // Вестник воспитания. 1913. № 1- Острогорский А. П., Семенов Д. Д. Русские… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Отечественные традиции связи образования и воспитания с русской философией
  • Глава 2. Педагогика, идеология, политика
  • Глава 3. Мировоззренческие основания педагогических теорий
    • 1. Педагогическая антропология
    • 2. Педология
    • 3. Педагогика свободного воспитания
    • 4. Неокантианская педагогика
    • 5. Православная педагогика
    • 6. Советская педагогика

Философские основания педагогических теорий в России в XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Русскую философию изначально отличало стремление проявиться в различных сферах бытия человека. Она всегда была практически направленной. Эта особенность отечественного философствования является одной из причин того, что в России философия и педагогика были тесно связаны, оказывали взаимное влияние как на практике, так и в теории. В связи с этим актуально высказывание Б. В. Емельянова: «При изучении истории русской общественной мысли обращает на себя внимание неоспоримый факт взаимодействия русской философии и педагогики, не до конца осмысленный как историками русской философской мысли, так и историками отечественной педагогики. Причем взаимодействие и влияние было обоюдным: многие русские философы были одновременно значительными педагогами, а педагоги разрабатывали философские проблемы, а не только педагогические теории.. .Без особой натяжки можно говорить, что нельзя знать истории русской философии не изучая историю русской педагогики, и наоборот"1.

Большинство русских мыслителей считали педагогику практическим полем воплощения философских идей и одновременно указывали на значительные теоретические возможности педагогики при рассмотрении целого ряда философских проблем. Примером может служить сочинение русского религиозного философа профессора Киевской духовной академии П. Линицкого «Образовательное значение философии» (1872). Автор пишет, что «.философия всегда имеет характер национальный, ибо есть выражение самосознания народного духа», философия проникает во все стороны духовной жизни народа, в том числе в образование и воспитание, а поэтому «.общее образование должно соединяться с образованием фило.

1 Емельянов Б. В. Русская философия и педагогика: исторические пути взаимодействия Православие, современное образование и культура. Барнаул, 1996. С. 4. л софским". Подтверждающим примером существующей традиции взаимосвязи философии и педагогики может служить работа М. М. Рубенштейна «Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой» (1920), в которой существует специальная глава «Необходимость философского фундамента в педагогике"3.

В свою очередь русская педагогика всегда отражала наиболее популярные философские тенденции времени, а отечественные педагоги сами непосредственно занимались философскими проблемами, разрабатывали те или иные философские течения. И в педагогике, и в философии, особенно первой половины XX в. воспитание относили к приоритетной области человеческой жизни, видели в нем путь преобразования человека и человечества, а педагогические проблемы рассматривали исходя из философских методологических оснований, философской антропологии. «.» Пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы". Этим тезисом Гессен предупреждал, насколько деструктивным для человека и общества может быть пренебрежительно-снисходительное отношение философии к педагогике, образованию, воспитанию, как разрушительно и неуважительное отношение педагогики к философии"4. На рубеже XX и XXI вв. необходимость единства философии и педагогики была ясно осознана, начался поиск философских оснований новой образовательной политики. Несмотря на сложность и противоречивость этого поиска, сам факт его развития важен и продуктивен для дальнейшего функционирования образовательной системы в России.

История взаимоотношений философии и педагогики, их развитие в XX столетии показывают нам глубинные переживания всей русской кульл.

Линицкий П. Образовательное значение философии: Речь // Труды Киевской духовной академии. 1872. № 11. С. 14. У.

См.: Рубенгитейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1920.

4 Дудина М. Н. Предисловие // Наумов Н. Д. Выдающиеся педагоги России. Книга очерков и извлечение. Екатеринбург, 2000. С. 6. туры прошлого века. Как справедливо отметил Г. Б. Корнетов, понять исторические вехи развития педагогики XX века — понять русскую душу, ее переживания, ее поиски в этом мятущемся и противоречивом столетии5.

XX век в истории России — время политических и социальных потрясений, революций. Философия испытала на себе все последствия этих событий, то же можно сказать и об отечественной педагогике. Без преуменьшения отметим, что история отечественной педагогики и философии есть история русского государства — со всеми потрясениями, революциями, реформами, войнами, возрождениями. И новая, революционная эпоха требовала создания нового человека, а осуществление подобной задачи невозможно без обращения к педагогической теории и практике.

Русская педагогика в XX столетии пережила все исторические катаклизмы, она откликалась на все веяния времени: от оптимистических надежд на возможность построения новой свободной школы до репрессий, уничтоживших не только надежды, но и лучших мыслителей. К тому же история отечественной философии XX столетия, как и отечественной педагогики, долгое время определялась идеологическими шаблонами, в результате которых многие страницы той и другой были неизвестны или трактовались неточно. Поэтому можно утверждать, что данное исследование развивается в современной тенденции гуманитарных наук, стремящихся к полному и адекватному раскрытию опыта последнего столетия. В данном исследовании прослеживается история отношений политики, идеологии, философии и педагогики в России в XX столетии. И это придает представленной к рассмотрению работе актуальность.

Несмотря на то, что в последнее время возник интерес к вопросам философии образования и воспитания в России в XX в., они далеко не до конца изучены. Исследования в этой области, безусловно, пополнят теорию и практику отечественной педагогики и историю отечественной фило.

5 См.: Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993. С. 73−87. софии. Это, несомненно, актуализирует тему данной диссертационной работы.

В начале XX столетия активно стала развиваться идея «новой школы», которая впитала в себя теоретические и практические эксперименты как русских педагогов, так и педагогов Европы и Америки. «Новая школа» — это целостная педагогическая система, альтернативная традиционно сложившейся системе. В начале XX в. «новая школа» как учебноксш. «PMiasr mKtJxa» — =ошйщшжщж:шзрм i о6оз-гшш-м1щй широкий: тео-ретияеекай1. ггаивк и практику, предпринятые в Роесшг, «шнтезг различных педагогических течений. Општг наработанный педагогами ж те: -годац. представшее знетжелвнуЕа ц^нкооте Сегодня, при реформиро ванииобразования вР’осеии, этот опыт является интересным и актуальным ашшты шговои шшшшш.

Поэтому-то данное диссертационное исследование представляет ин-lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllliy.

ТереС и свови ПраКТИЧвСКОИ НаПраШЮННО^ЬКУ^Й^СШрёьгён^ iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiy .

1 I |Jkk I iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii jwik: кт^агеи ик и, тал й филоеофского-знания, лредоетавлщшан^^.

М0Ж1ШШ:-развития философии, воспйтёшйя^.

Сегодшппедагоги ш философы совместно ищут пути дальнейшего разкаким: будет современная шкша, зависит, каким будет завтрашний мир: «Мне приятно^ что их детство, .отрочество и юность не оказались обездоленными возможностью развиваться! более полноценно^ приобретать черты идентичности. я просто надеюсь, что семена, посеянные на уроках, будут, прорастать. долго-долго, может быть, всю жизнь. Возможно, вырастут поколения, для которых свободами ответственность’станут удовольствием"6. iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii^.

6 Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998. С. 300.

Создать такую систему образования и воспитания, которая обеспечила бы формирование и развитие нового, свободного, творчески действующего человека, невозможно без формирования соответствующего философского основания. Поиски такого основания идут в последнее время активно. Этот процесс сопровождается возрастающим интересом к опыту прошлого.

Степень научной разработанности проблемы.

Становление отечественной педагогики как науки начинается в середине XIX века, XX век представлен самыми различными педагогическими теориями и богатыми практическим опытом.

В XIX же веке начинается философское осмысление образовательных парадигм. Но при этом необходимо отметить, что в дореволюционный период вопросом философского базиса педагогического опыта занимались в основном историки педагогики. На рубеже XIX и XX вв. были созданы фундаментальные труды, положившие начало исследованиям в указанной ч области .

Со второй половины XIX столетия появляются исследования, сосредоточенные на персональной характеристике педагогического творчества и его философских основаниях выдающихся русских педагогов, таких как Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой8.

Особой группой стоят работы самих философов-педагогов. Примером историко-философских источников второй половины XIX — начала XX в.

7 См.: Модзелевский Л. И. Очерк воспитания и обучения с древнейших времен: В 2 ч. СПб., 1842−1899- Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 1909; Медведков А. П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916.

8 См.: Бехтерев В. М. Н. И. Пирогов как научный, общественный деятель. СПб., 1910; Блонский П. П. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. 1915. Кн. 2- Грунский Е. К. Педагогические труды Л. Н. Толстого. Юрьев, 1914; Лозинский Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании // Вестник воспитания. 1913. № 1- Острогорский А. П., Семенов Д. Д. Русские педагогические деятели. Пирогов. Ушинский. Корф. М., 1887- Памяти Пирогова: Сб. статей. СПб., 1911; Румянцев Н. Е. Н. И. Пирогов. Его взгляды на природу детей и задачи воспитания. СПб., 1916; Степанец Б. Л. Н. Толстой как педагог. Вильно, 1912; Тулупов Н. В. Толстой как педагог. М., 1911; Чернышев В. И. Забытые труды Ушинского. СПб., 1907; являются сочинения Н. И. Пирогова («Вопросы жизни», «Быть или казаться»), К. Д. Ушинского («Человек как предмет воспитания», «Труд в его психологическом и воспитательном значении»), Л. Н. Толстого («О народном образовании», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования»), П. Д. Юркевича («Чтения о воспитании», «Курс общей педагогики с приложениями»), К. Д. Вентцеля («Этика и педагогика творческой личности: Проблема нравственности воспитания в свете теории свободного и гармонического развития жизни и сознания»), С. И. Гессена («Основы педагогики: Введение в прикладную философию», «Мировоззрение и образование»), В. В. Зеньковского (Проблемы воспитания в свете христианской антропологии", «Русская педагогика в XX веке»).

В советское время история отечественной философской и педагогической мысли определялась ориентацией мыслителей на «прогрессивную материалистическую философию». Поэтому рассмотрение взаимосвязи философии и педагогики было представлено именами таких мыслителей, как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. В. Шелгунов9. Правда, со временем появляется упоминание таких имен, как Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский.

Ситуация начинает коренным образом изменяется с 90-х гг. XX столетия. Постепенно начинают издавать труды педагогов и философов-идеалистов. Это сочинения П. Д. Юркевича, П. П. Блонского, С. И. Гессена, К. Н. Вентцеля, В. В. Зеньковского10. О том, что общество и научная общественность нуждались в подобном «прорыве», говорит тот факт, что.

9 См.: Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JI., 1948; Белинский В. Г&bdquoГерцен А. К, Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие. М., 1988; Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания. М., 1951; А. И. Герцен о воспитании. М., 1948; Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М., 1990; Добролюбов Н. А. Избранные педагогические высказывания. М., 1939; Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения. М., 1940; Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. М., 1940; Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1954; Шелгунов Н. В. Избранные педагогические сочинения. М., 1954.

10 См.: Блонский П. П. Педология. М., 1999; Вентцель К Н. Свободное воспитание. М., 1993; Гессен С. И. Основы педагогики.

Введение

в прикладную философию. М., 1995; одновременно с изданием оригинальных сочинений русских педагогов-философов появляются исследования, посвященные им11.

Особый интерес представляют биографические издания, которые дают целостную панораму эпохи и философов-педагогов, отразивших искания времени в своих сочинениях12.

Интерес к опыту отечественной философии и педагогики минувшего столетия проявляется и в том, что прослеживаются попытки продолжения традиций, например возрождение журнала «Свободное воспитание», в котором пропагандировались идеи К. Н. Вентцеля, И. И. Горбунова-Посадова, других теоретиков и практиков этого направления13.

Интересны обобщающие исследования, в которых на историческом материале авторы предпринимают попытку построения философии воспитания и образования в России, прослеживают опыт европейских стран от древности до наших дней14.

Во второй половине XX столетия в западном обществоведении формируется новое исследовательское направление — «философия образования». С 90-х гг. XX столетия начинают активно обсуждаться проблемы философии образования и воспитания в России, что объясняется актуаль.

Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. МоскваВоронеж, 1999; Челпа-новГ. И. Психология. Философия. Образование. МоскваВоронеж, 1999.

11 См.: Артамонова Е. Р. Проблема освоения знаний школьниками в исследованиях П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 112−119- Богуславский М. В. Слово о Вентцеле // Свободное воспитание. 1992. № 31- Мальцева В. М. В. В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. 1993. № 3- Осовский Е. Г. С. И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. № 6- Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000; Стеклов М. Е. Русские педагоги. М., 1997; Он же. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999.

12 См.: Исаева JI. Н. Библиография трудов М. И. Демкова. Пятигорск, 1995; Педагогическая мысль России второй половины XIX — начала XX вв.: Библиографическое пособие / Авт.-сост. Б. В. Емельянов, В. В. Куликов. Чита, 1999; Профессора Российского государственного университета имени А. И. Герцена в XX в.: Биографический справочник / Сост. Е. М. КолосоваПод ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. СПб., 2000.

13 См.: Свободное воспитание: Педагогический альманах / Гл. ред. В. М. Блинов. М., 1992. № 1- 1993. № 2−3.

14 См.: Емельянов Б. В., Петрунина Т. А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург, 1997; Соколова Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественностью поиска национальных и культурных традиций, опыта, накопленного отечественными мыслителями, но, к сожалению, незаслуженно забытого. Проводятся научные конференции, посвященные данной тематике15.

То, что тема философских оснований педагогических теорий вызывает живой отклик, демонстрирует и факт научных исследований, посвященных выявлению педагогического контекста в философских, культурологических и социологических теориях XX века в России16.

Особый интерес представляют научные форумы, исследования, посвященные современному состоянию отечественной педагогики и философии, в которых проводятся параллели между современностью и традиция.

1П ми, устанавливается философское основание педагогических идей .

В современной высшей школе уделяется значительное внимание развитию отечественной философии и педагогики, их взаимовлиянию. Например, в Уральском государственном университете им. А. М. Горького на философском факультете профессором, доктором философских наук Б. В.

1Я.

Емельяновым читается спецкурс «Педагогическая антропология». Аналогичные тенденции наблюдаются и в других вузах нашей страны, что свидетельствует о развитии интереса к вопросам истории педагогических теоной и зарубежной педагогике. Екатеринбург, 1992; Степашко Л. А. Философия и история образования. М., 1999.

5 См. материалы конференций: Воспитание духовности / Ред. А. П. Ветошкин и др. Екатеринбург, 1998; Воспитание и обучение. Традиции, инновации, результативность / Ред.-сост. Н. С. Рыбаков. Псков, 2001; Педагогическое наследие в контексте духовной культуры / Ред. В. А. Фадеева. Рязань, 1997; Православие, современное образование и культура. Барнаул, 1996; Судьба России: образование, наука, культура / Отв. ред. В. И. Копалов. Екатеринбург, 2000.

16 См.: Сергеева Т. Б. Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина. Автореферат. кандидата педагогических наук. Ставрополь, 1998.

17 См.: Ан С. А., Голубева Л. Н. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул, 1996; Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998; История педагогики сегодня / Ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1998; Максакова В. И. Педагогическая антропология. М., 2001; Петрунина Т. А. Антропологические проблемы в истории отечественной философии образования. Екатеринбург, 2002; Семенов В. Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1995.

18 См.: Гололобова Т. А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX — начало XX в.). Екатеринбург, 1999; Педагогическая анрий в России в XX веке, а так же философии воспитания и образования в прошлом столетии19.

В последнее десятилетие появляются диссертационные исследования,.

20 посвященные данной тематике. Причем это диссертации на соискание как философской степени, так и педагогической. Философы исследуют теории С. А. Макаренко, К. Д. Ушинского, педагоги обращаются к наследию В. В. Зеньковского, JI. Н. Толстого.

Интерес к данной теме выражается в том, что исследования парадигм отечественного образования и воспитания, возможных перспектив развития публикуются в изданиях «Социологические исследования», «Социально-политический журнал» и т. п. 21.

Тем не менее, несмотря на уже имеющиеся исследования, мы можем отметить, что предлагаемая работа является во многом новаторской, так как показывает концептуальное построение взаимоотношений философии и педагогики в XX веке, а также выявляет влияние политической ситуации тропология в России (XIX-XX вв.). Хрестоматия / Сост. Б. В. Емельянов, Н. Д. Наумов, Н. В. Остапчук, Т. А. Петрунина. Екатеринбург, 2001.

19 См.: Ворошилова Л. Л. Свободное воспитание и образование в России начала XX в.: история и современность. Программа спецкурса. Комсомольск-на-Амуре: Издательство КГПИ, 1998; Она же. Теория и практика свободного воспитания в России начала XX века. Методические рекомендации по курсу «Философия и история образования». Комсомольск-на-Амуре: Издательство КГПИ, 1997.

20 См.: Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIXначала XX вв. (историко-философский анализ). Автореферат. доктора философских наук. Екатеринбург, 1994; Гололобова Т. А. Русская философия второй половины XIXначала XX веков как педагогика: историко-философский анализ. Автореферат. кандидата философских наук. Екатеринбург, 1998; Кудряшова Е. В. Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования. Автореферат. кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 1998; Романова Л. А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической теории В. В. Зеньковского. Автореферат. кандидата педагогических наук. Владимир, 1996; Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. Автореферат. кандидата педагогических наук. М., 1995.

21 См.: Димов В. М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Социально-политический журнал. 1997. № 2. С. 108−116- Димов В. М., Лесная Л. В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 169 183- Никандров Н. Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал. 1997. № 2.С. 149−160. на изменение философии воспитания и образования в России и делает это на примерах конкретных направлений педагогики и философии.

Цель о задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение логики эволюции педагогических теорий в России в XX столетии и анализ их философских оснований.

Исходя из этого требуется разрешить ряд задач:

— Рассмотреть взаимоотношение философии и педагогических теорий в XX столетии в России, исходя из традиций их взаимоотношений уже сформировавшихся к началу XX века;

— Изучить характер взаимовлияния философии, педагогики, политики и идеологии, учитывая значимость социальных и политических преобразований в России в данный период;

— Рассмотреть развитие философских идей в различных направлениях педагогической мысли (педагогическая антропология и педология, педагогика свободного воспитания, неокантианская педагогика, православная педагогика, советская педагогика);

— Проанализировать поиск пути социального и духовного становления человека в русской философской и педагогической мысли XX столетия.

Методология и источники исследования.

Исходя из сложности и многоаспектности материала исследования, общей теоретической и методологической основой работы явились принципы диалектики и историзма.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения современной науки в диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, рассматривающие педагогические идеи в социокультурном контексте, в деятельности и творческой природе человека, в антро-пологизации историко-педагогическош знания.

Для решения поставленных задач использовались сравнительно-исторический, логико-исторический, историко-ретроспективный методы исследования, а также изучение литературных и архивных источников.

Исследование основывалось на широком спектре разнообразных источников: трудах выдающихся отечественных и зарубежных философов и педагогов, педагогической периодике XX столетия, на современных исторических, философских и педагогических источниках по вопросам фило-софско-педагогического движения в России указанного периода, мемуарной литературе, диссертационных и монографических исследования, учебно-методических пособиях.

Научная новизна исследования и теоретическое значение.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что:

— Выявлены философские основания, определившие теорию и практику педагогических исканий в России в XX в.;

— Представлены целостно и системно основные направления отечественной педагогики рассматриваемого периода;

— Выявлены новаторские идеи, характерные для философско-педагогической мысли XX в.;

— Выявлены особенности рассмотрения проблемы целостности человека в русской философско-педагогической мысли XX в.;

— Показана политическая и идеологическая канва развития философии и педагогики в указанный период.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно направлено на расширение и углубление наших представлений о возможностях использования духовного и культурного потенциала, накопленного русской философско-педагогической традицией. Исключительное богатство этой традиции позволяет найти ответы на многие сложные вопросы современного развития образования и воспитания, способствовать гуманизации образования.

Отечественная философско-педагогическая мысль предлагает возможные пути для развития нового уровня мышления. Целостное понимание человека и человечества, признание приоритета общечеловеческих ценностей, противодействие дроблению людей по сословным и т. п. признакам — родовые черты русской философской культуры с ее вселенской открытостью. Изучение же ее опыта в педагогике XX в. предоставляет возможности разрешить проблемы образования и воспитания нового человека, мыслящего и творчески действующего уже XX столетия.

Полученные результаты диссертационного исследования, теоретические выводы и разработки могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области истории философии и педагогики в России, методологических исследований взаимовлияний философии и педагогики в XX столетии.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в данном диссертационном исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы:

— Для чтения курсов лекций, спецкурсов, проведения семинарских занятий по истории философской и педагогической мысли в России XX в.;

— Для дальнейшей исследовательской деятельности в области изучения отечественной педагогики и философии;

— Для обоснования научных подходов к решению проблем современного образовательного процесса в России и мире;

— Для прогноза путей инновационного развития образовательных систем, построения новых педагогических технологий гуманистического типа;

— Для практического проектирования образовательных учреждений, реализующих идеи антропологической педагогики, неокантианской педагогики, свободного воспитания, православной педагогики, лучших достижений советской педагогики.

Апробация исследования.

Основные идеи диссертационного исследования автор представил на научных конференциях: «Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90-летию сборника „Вехи“» (Екатеринбург, 1998), «Традиции православной педагогики и гуманизации образования» (Барнаул, 1998), «Отечественная философия: русская, российская, всемирная. V Симпозиум историков русской философии» (Нижний Новгород, 1998), «Философия и педагогика. Вторые Соколовский чтения. Региональная научно-практическая конференция» (Нижневартовск, 1999), «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 1999), «Педагогическое творчество в образовании и культуре. Межрегиональная научно-практическая конференция» (Нижневартовск, 2001), «Гуманизация образования в XXI веке. Межрегиональная научно-практическая конференция» (Шадринск, 2001), «Русская философия как философия любви» (Екатеринбург, 2002), др.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора (в монографических исследованиях и учебно-методических изданиях): «Русская философия как педагогика (вторая половина XIX — начало XX в.)» (Екатеринбург, 1999), «Выдающиеся педагогики России. Книга очерков и извлечений» (Екатеринбург, 2000), «Педагогическая антропология в России» (Екатеринбург, 2001), «Русская педагогика в XX веке: основные направления и философские основания» (Екатеринбург, 2003), а так же в статье «Блонский П. П.: философ и педагог», опубликованной в издании — «Известия Уральского государственного университета» (2003, № 27) — включенном в рекомендательный список ВАК РФ для публикации основных положений докторских диссертаций.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии Уральского государственного университета имени А. М. Горького и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации

.

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного нами исследования, можно сформулировать положения, представляющие научную новизну и выносимые на защиту:

1. Национальным своеобразием русской философии является многообразие исторических форм ее существования, одной из которых была педагогика. Отечественная философия на всем историческом пути своего развития обращалась к проблемам образования и воспитания, выражая одну из принципиальных своих традиций связывать решения теоретических проблем с практикой повседневной жизни.

Анализ исторического развития русской философии и педагогики, особенно во второй половине XIX — начале XX в. позволяют говорить о сформировавшейся традиции связи педагогики с философскими исканиями своего времени. Их взаимное влияние было обоюдным и плодотворным: так педагогическую антропологию Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского нельзя представить без ее связи с антропологическим материализмом Н. Г. Чернышевского и Н. И. Добролюбова, а православную педагогику П. Д. Юркевича и В. В. Зеньковского без имевшихся в русской философии традиций христианского антропологизма. Эту связь педагогики и философии можно обнаружить в педагогике свободного образования, неокантианской педагогике и т. д.

2. Онтологическим основанием связи русской философии и педагогики был общий объект исследования — человек, его становление и развитие как личности, а методологическим основанием — те антропологические традиции русской материалистической и идеалистической философии, которые окончательно оформились к концу XIX в.

Диалектические идеи философского осмысления мира и познания как сложных развивающихся процессов были присущи как русской философии, так и педагогике, определяя гносеологические основания их связи.

Постоянное стремление связать теоретические проблемы философии и педагогики с практикой жизни, с выработкой общественных идеалов, с решением социальных вопросов действительности было общим социальным основанием союза русской философии и педагогики.

В конечном итоге, образование, понимаемое как освоение опыта и знаний, накопленных человечеством, и воспитание, трактуемое как формирование определенных отношений человека к миру и самому себе, оформляются в XX в. в самостоятельную науку — философию образования и воспитания, которую в целом называют педагогической философией.

3. В XIX и особенно в XX в. образование превратилось в фактор влияния на сохранение системы господствующих в обществе связей и отношений. Определенным образом построенная система образования и воспитания превратилась в средство идеологического воздействия на общество. Отечественная педагогика XX в., как и философия, прошла этапы революционных преобразований, сталинских репрессий, перестройки и реформ, осуществляемых в последние два десятилетия. Современная отечественная педагогика постепенно освобождается от идеологического влияния, демократизируется, происходит гуманизация образования и воспитания.

4. Философская рефлексия образования и воспитания отражала развитие и борьбу различных школ и направлений в отечественной философии. Каждое из них по-своему определяли парадигму мировоззренческих оснований философии и образования. К началу XX в. определились основные ее направления: педагогическая антропология и педология, педагогика свободного воспитания, неокантианская педагогика, православная педагогика, а после революции — советская педагогика.

Историко-философский анализ каждого из этих направлений позволяет выделить их основные мировоззренческие позиции:

4.1. Антропологический принцип в педагогике предполагает понимание индивидуального человека не как эгоистически изолированного атома, а как родового существа, мирообразующего субъекта, отличающегося универсальностью любящего отношения к миру, сохраняющего при этом свою личностную целостность через способность к универсальной философской рефлексии.

Педагогическая антропология представляет собой пример интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного и образовательного процесса.

Педагогическая антропология является теорией современного педагогического знания, научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения, теоретическим основанием педагогических новаций в области воспитания.

4.2. Педология является своеобразным вариантом педагогической антропологии. Она ориентирована на целостное изучение ребенка сообразно с его возрастными особенностями.

Четыре ее направления — биогенетическое, социогенетическое, рефлексологическое и синтетическое — различно трактовали определяющие факторы влияющие на развитие ребенка, абсолютизировали их, впадая в крайности.

Педология уделяла внимание трудовому воспитанию ребенка, его самообразованию и школьному самоуправлению как выражению самодеятельности.

Педология в 30-е гг. оказалась репрессированной педагогической теорией и в настоящее время ряд ее теоретических положений вновь актуализирован.

4. 3. Педагогика свободного воспитания имеет целью воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе, в духе миролюбия, уважения прав и достоинства других, бережного и внимательного отношения к природе. Достижение указанной цели предлагается через решение следующих взаимосвязанных задач:

— воспитания у подрастающего поколения духа свободы (формирование негативного отношения к любой форме насилия, отрицание насильственных методов разрешения конфликтов и т. п.);

— гуманизации процесса обучения и воспитания, взаимодействие на равных взрослых и детей (гуманизация существующих методов и форм работы учебных заведений, а также системы взаимоотношений взрослых и детейразработки и внедрения новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на основе учения о свободе и ненасилииреформирования подготовки будущих педагогов, формирования у них личностных свойств, специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения в любой форме).

4. 4. В трудах русских педагогов-неокантианцев наиболее разработаны этико-философские аспекты образования с их понятиями свободы, дисциплины, творчества, индивидуальности, личности, нравственности. Эти категории рассматриваются с позиций историзма, понимаемого в духе историко-философских концепций марбургской школы неокантианства, ставящей во главу угла закономерности развития таких ценностей, как культура, цивилизация и образование. Показательно и то, что педагогика рассматривается как прикладная философия, что подчеркивает многогранность взаимовлияний философии с теорией и практикой педагогической деятельности.

4. 5. Основываясь на духовных традициях православия, русские религиозные мыслители-педагоги считали, что построенная на христианских основаниях школа может сделать человека единым и целостным в Боге с помощью любви, так как в ней сердце и разум воссоединяются. При этом указывалось, что каждый ребенок должен самостоятельно открыть дверь в царство духовности и свободы, так как каждому человеку дана возможность различать добро и зло. Пробуждение в ребенке «духовного инстинкта», по их мнению, ведет к пробуждению духовного сознания, а затем и духовного самосознания.

Русские религиозные философы и педагоги предлагали разноплановое воздействие на формирующегося и постоянно развивающегося ребенка: физическое воспитание предполагает правильное воспитание жизни телапсихическое — правильное понимание и опыт использования свободысоциальное — ведет к единству с Церковью как благодатной соборностьюморальное воспитание есть усвоение критериев различения добра и зладуховное — освобождает от ложного самоутверждения и воссоединяет с Богоминтеллектуальное воспитание одновременно с развитием интеллекта удовлетворяет потребностям в целостном мировоззрении.

Цель воспитания и образования — всеми средствами содействовать духовному возрастанию молодого поколения через мудрое и любовное соотношение церкви и школы как единого целого.

4. 6. Советская педагогика прошла сложный путь своей истории. Многие идеи сегодня переоцениваются.

Главной своей задачей теоретики и практики данного направления видели в воспитании принципиально нового человека, человека, свободного от суеверий и заблуждений, верящего в свои личные силы и убеждения. Смыслом жизни такого человека должно явится самосовершенствование, труд и служение социалистической Родине в построении будущего общества справедливости, свободного труда и братства.

Во второй половине XX в. в советской педагогике постепенно все более начинали проявляться гуманистические ценности.

5. Современная отечественная педагогика, освобождаясь от идеологического влияния обращает внимание на гуманистические традиции русской философии и педагогики, все больше проникается ими, используя идеи добра, необходимости свободного и духовного воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Я. Педагогика любви и свободы. М.: Фирма «Топикал», 1994.-607 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетская книга, 1990. — 559 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  4. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв. (историко-философский анализ). Автореферат диссертации доктора философских наук. — Екатеринбург, 1994. — 31 с.
  5. Ан С. А., Голубева JI. Н. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул: Издательство АКИПКРО, 1996. — 224 с.
  6. . Г. «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 3−14.
  7. О. Н. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Владимир, 1996. — 17 с.
  8. Е. Р. Проблема освоения знаний школьниками в исследованиях П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 112 119.
  9. М. Д. И. И. Горбунов-Посадов как деятель общественно-педагогического движения. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1998. — 17 с.
  10. М. Д. И. И. Горбунов-Посадов педагог — издатель // Проблемы педагогического образования. Сборник научных трудов / Научн. ред. В. А. Сластенин. — М.: Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, 1997. — С. 27−28.
  11. М. Д., Баженов JJ. Б. У истоков идеологической науки // Природа. 1989. — № 2. — С. 90−99.
  12. В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20−30-х гг. // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 100−112.
  13. Н. Н. Проблемы нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — М., 1996. — 17 с.
  14. Басов-М. Общие основы педологии. М.- Л.: Б. и., 1931. — 98 с.
  15. В. И. Педагогическая концепция С. Т. Шацкого: эволюция идей, принципов и целей. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М., 1998. — 33 с.
  16. Я. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1993. — 125 с.
  17. Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов / Сост. и отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1992.-С. 37−259.
  18. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−4.
  19. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России // Советская педагогика. 1990. -№ 9. — С. 102−109.
  20. Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. 1988. — № 11. — С. 38—43.
  21. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
  22. П. П. Курс педагогики. М.: Б. и., 1918. — 276 с.
  23. П. 77. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. -1915.- Кн. 2. С. 92−102.
  24. Блонский 77. П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. — 175 с.
  25. Блонский 77. П. Основы педагогики. М.: Б. и., 1925. — 182 с.
  26. П. П. Педология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
  27. Блонский 77. П. Современная философия: В 2 ч. — М.: Русский книжник, 1918.
  28. А. В. За кулисами «министерства правды». Тайная история советской цензуры 1917−1929 гг. СПб.: Академический проект, 1994. -320с.
  29. М. О лженаучных, антимарксистских взглядах профессора Блонского // Начальная школа. 1937. — № 3. — С. 27−128.
  30. М. Драма взаимной нетерпимости: О судьбах реформ школьного дела в России, 1917−1918 гг. // Свободная мысль. 1992. — № 8. -С. 51−58.
  31. Н. И. Детский коллектив, пионерские и комсомольские организации в школе // Болдырев Н. И. Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1968. — Глава 17.
  32. Н. И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981.-98 с.
  33. Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 176 с.
  34. М. В. Педагогика прагматизма и ее влияние на теорию и практику советской школы 1920−1930-х годов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Киров, 1999. — 21 с.
  35. Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX начало XX в.). — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 348 с.
  36. А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Вестник высшей школы. 1997. — № 6. — С. 22−25.
  37. А. Ю. Гуманистические основы антропологического подхода в педагогике // Философские исследования. 2001. -№ 2. — С. 16−25.
  38. Е. Ф. Педагогические воззрения русских религиозных мыслителе // Школа мысли. Альманах гуманитарного знания/Гл. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 2002. — С. 151−158.
  39. А. И. За счастье детей. Вопросы христианского воспитания. СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1907. — 335 с.
  40. А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., прим. Б. В. Емельянов, К. Н. Любутина. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. -592 с.
  41. Р. Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х гг. // Советская педагогика. 1988. — № 4. — С. 113−117.
  42. К. Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999 -216 с.
  43. К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М.: Б. и., 1923.-78 с.
  44. К. Н. Общий очерк учения о нравственности // Вестник воспитания. 1902. — № 8. — С. 1−34- № 9. — С. 73−95.
  45. К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. М.: Б. и., 1918. — 62 с.
  46. К. Н. Освобождение ребенка. М.: Б. и., 1923. — 118 с.
  47. К. Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896. — № 2. — С. 1−47.
  48. К. Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. -М.: Профессиональное образование, 1993. 171 с.
  49. К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Б. и., 1923. — 122 с.
  50. Н. Д. Педагогика как наука и искусство // Вопросы философии и психологии. 1912. — № 113. — С. 190−210.
  51. В. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Академия педагогических наук, 1958. — 613 с.
  52. Вопросы народного просвещения в основных директивах съездов, конференций, совещаний ЦК и ЦКК ВКП (б). М.: Б. и., 1931.
  53. Л. Л. Свободное воспитание в отечественной педагогике начала XX века: вопросы методологии и теории. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Хабаровск, 1998. — 20 с.
  54. Л. Л. Свободное воспитание и образование в России начала XX в.: история и современность. Программа спецкурса. Комсомольск-на-Амуре: Издательство ЮПИ, 1998. — 42 с.
  55. Л. Л. Теория и практика свободного воспитания в России начала XX века (методические рекомендации по курсу «Философия и история образования»). Комсомольск-на-Амуре: Издательство КГПИ, 1997. -22 с.
  56. Воспитание духовности. Сборник статей и тезисов / Ред. кол. А. П. Ветошкин, Ю. С. Бродский, С. 3. Гончаров, С. В. Рыбаков. Екатеринбург: Духовное наследие, Уральский профессионально-педагогический университет, 1998. — 300 с.
  57. Воспитание и обучение. Традиции, инновации, результативность. Материалы VIII областной научно-практической конференции / Редактор-составитель Н. С. Рыбаков. Вып. V. — Ч. 1. — Псков: ПОИПКРО, 2001. -115 с.
  58. . Л. Джон Дьюи и советская педагогика // Педагогика. -1992.-№ 9/10.-С. 99−105.
  59. Л. С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с.
  60. Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 19 821 984.
  61. А. Я. Избранные педагогические труды. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. — 205 с.
  62. С. И. Мировоззрение и образование // Русская школа. Прага.- 1934. -№ 1. -С. 2−23.
  63. С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  64. В. А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимосвязи. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-168 с.
  65. Т. А. Русская философия второй половины XIX начала XX веков как педагогика: историко-философский анализ. Автореферат диссертации кандидата философских наук. — Екатеринбург, 1998. — 16 с.
  66. Т. А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX начало XX в.). Учебное пособие. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — 116 с.
  67. Горбунов-Посадов И. И. Несколько вступительных слов // Свободное воспитание. 1907/1908. — № 1. — С. 2−14.
  68. М. Н. Типология русской философии // История философии / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: Издательство «Феноменология-Герменевтика», 2001. — С.10−43.
  69. С. В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 6- -1996. -№ 1.
  70. Декларация прав ребенка // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 22−24.
  71. Декреты Советской власти: В 6 т. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957. -647 с.
  72. В. М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 108−116.
  73. В. М., Лесная Л. В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 169−183.
  74. М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: Наука, 1998. 312 с.
  75. Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.
  76. Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
  77. И. И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. — 584 с.
  78. С. Ф. О Михаиле Ивановиче Демкове // Педагогика. 1995. -№ 1.-С. 113−117.
  79. . В. Очерки русской философии XX в. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. — 326 с.
  80. . В., Петрунина Т. А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург: Научно методический Центр Проблем Детства, 1997. — 124 с.
  81. Н. А. Педагогический идеал и задачи школы в философии В. В. Зеньковского // Школа мысли. Альманах гуманитарного знания / Гл. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 2002. — С. 159−164.
  82. А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. — Раздел III—IV.
  83. Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 7886.
  84. В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917.-№ 1.-С. 24−45.
  85. В. В. История русской философии: В 2 т. Л.: ЭКО, 1991.
  86. В. В. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1996. — 280 с.
  87. В. В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. М.: Столица, 1995.-347 с.
  88. В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1996.-271 с.
  89. В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
  90. В. В. Русская педагогика в XX веке. Париж: YMCA-PRESS, 1960.-376 с.
  91. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  92. Д. В. Становление педагогической концепции М. М. Рубен-штейна в первой четверти XX века. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Иркутск, 1999. — 24 с.
  93. В. С. Глаза и уши режима. Государственный и политический контроль за населением советской России в 1918—1928 годах. СПб.: УЭФ, 1995.- 164 с.
  94. И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.-448 с.
  95. Ильин И А. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Педагогика, 1994.
  96. Л. Н. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды М. И. Демкова (1859−1939). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Майкоп, 1996. — 17 с.
  97. История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 400 с.
  98. История педагогики сегодня / Ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998.-179 с.
  99. История русской философии. Учебник для вузов / Редкол. М. А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. — 639 с.
  100. История советской политической цензуры: Документы и комментарии. -М., 1997.
  101. Е. В. Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе 1919−1930 гг. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1998. — 16 с.
  102. А. Г. Очерки марксистской педагогики: В 2 т. М.: Б. и., 1929.
  103. П. Ф. Детская и педагогическая психология. М.-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, Издательство НПО «МО-ДЭК», 1999.-336 с.
  104. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Школа, 1982.-284 с.
  105. П. Ф. История русской педагогики // Педагогика. 19 921 997.
  106. П. Ф. Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели. СПб.: Земля, 1914. — 212 с.
  107. П. Ф. Педагогика и политика // Свободная мысль. 1992. -№ 8. — С. 59−63.
  108. П. Ф. Свободная школа // Педагогический сборник. 1908. — № 5. — С. 383−392- № 6. — С. 449−460.
  109. П. Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения. М.: Польза, 1913. — 220 с.
  110. Н. И. Идеалы общего образования // Вестник высшей школы. -1992.-№ 1−3.
  111. И. И. Русская философия XX в. и политика. Тюмень: Издательство Тюменского международного института экономики и права, 1999. -72 с.
  112. Е. В. Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 1998. -19 с.
  113. А. Г. Оправдание детства: от нравов к праву. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2002. — 165 с.
  114. А. Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998. — 152 с.
  115. Л. А. Институт красной профессуры // Социологический журнал. 1994.-№ 1. — С. 96−107.
  116. О. Н. О концепции развития образования в России // Социально-политический журнал. 1993. — № 9/10. — С. 11−19.
  117. В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 1996. — 224 с.
  118. Конвенция прав ребенка // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 24—40.
  119. И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М.: Наука, 1994. — 378 с.
  120. В. Новые формы и содержание образовательного процесса в советской школе 20-х гг. // Гуманитарный журнал «Край смоленский». -2001.-№¾.-С. 44−50.
  121. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: Российская академия образования, 1993. — 135 с.
  122. Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. 1996. -№ 1. — С. 14−21.
  123. В. М. Основоположник теории развития личности. К 170-летию со дня рождения К. Д. Ушинского // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 79−81.
  124. В. П. У истоков советской философской науки. М.: Издательство Московского государственного университета, 1981. — 152 с.
  125. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: В 4 т. М.: Политиздат, 1987.
  126. Н. К Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Педагогика, 1957−1962.
  127. Н. К Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1978−1980.
  128. Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. 1994.- № 3.-С. 80−84.
  129. В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988. -192 с.
  130. Культурно-педагогическая антропология С. И. Гессена. Методические указания к спецкурсу для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений / Сост. Е. И. Пургина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — 20 с.
  131. П. Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1951.
  132. П. Образовательное значение философии: Речь // Труды Киевской духовной академии. 1872. — № 11. — С. 11−17.
  133. Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека).- Псков: Издательство Псковского государственного педагогического института, 1997. -168 с.
  134. Т. В. Разработка Н. И. Болдыревым целей и содержания нравственного воспитания // Идейно-нравственное воспитание учащихся. Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 24. — Минск: Народная асвеста, 1985. — С. 50−57.
  135. А. М. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических высших заведений. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1994. — 368 с.
  136. А. С. М.: Издательский Дом Шал вы Амонашвили, 1999. -224 с.
  137. А. С. Избранные произведения: В 3 т. Киев: Радська школа, 1985.
  138. А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1983−1986.
  139. А. С. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1987.
  140. В. И. Педагогическая антропология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  141. В. М. В. В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 96−98.
  142. Материалы I Всесоюзного педологического съезда. М.: Б. и., 1928. -196 с.
  143. П. Н. Школа и просвещение // Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 2, ч. 2. — М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — С. 207−466.
  144. М. В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России: середина XIX начало XX в. — М.: ИТМИО РАО, 1993. — 164 с.
  145. Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. -320 с.
  146. В. Т. Анатомия репрессивного сознания (Как создавалась отечественная школа) // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 47−60.
  147. Н. Д. Блонский П. П.: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2003. — № 27. — С. 97−107.
  148. Н. Д. Выдающиеся педагогики России. Книга очерков и извлечений. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. -204 с.
  149. Н. Д Педагогическая антроподицея В. В. Зеньковского // Антроподицея: Сборник научных статей / Под ред. Б. В. Емельянова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. — С. 89−102.
  150. Н. Д. Русская педагогика в XX веке: основное направления и философские основания. Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. — 280 с.
  151. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории и педагогической науки / Под ред. 3. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1996. — 295 с.
  152. Н. Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 149−160.
  153. А. В. и др. Злоключения науки педологии: Пора вернуть имя // Народное образование. 1990. — № 10. — С. 117−124.
  154. Никольская А, А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1995. — 336 с.
  155. К. М. Метафизика и нравы: образы моральной антропологии. Екатеринбург: Издательство Уральского профессионально-педагогического университета, 2001. — 103 с.
  156. Опозоренная и позабытая: Из истории педологии // Семья и школа. -1989.-№ 1.с. 18−21.
  157. Е. Г. С. И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 57−59.
  158. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX века / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. — М.: Педагогика, 1991. — 448 с.
  159. Н. Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П. Ф. Каптерева). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1998. — 18 с.
  160. Педагогическая мысль России второй половины XIX начала XX вв.: библиографическое пособие / Авт. сост. Б. В. Емельянов, В. В. Куликов.
  161. Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999. 128 с.
  162. Педагогика народов мира: История и современность / Научный редактор 3. Тажуризина. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 576 с.
  163. Педагогическая антропология в России (XIX-XX вв.). Хрестоматия / Сост. Б. В. Емельянов, Н. Д. Наумов, Н. В. Остапчук, Т. А. Петрунина. -Екатеринбург: Издательство УрГрХА, 2001. 23,0 с.
  164. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров: В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1964—1968.
  165. Педагогическое наследие в контексте духовной культуры. Тезисы докладов научно-практической конференции / Ред. В. А. Фадеева. Рязань: Рязанский государственный педагогический университет, 1997. — 168 с.
  166. А. «Лженаука № 1» в ретроспективе: О педологии // Наука и жизнь. 1991. — № 4. — С. 48−53.
  167. Т. А. Антропологические проблемы в истории отечественной философии образования. Екатеринбург: Издательство Уральского профессионально-педагогического университета, 2002. — 168 с.
  168. О. В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — М., 1996. — 16 с.
  169. Н. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985. -496 с.
  170. М. Н. Марксизм в программах трудовой школы I и II ступени. М.: Рабочее просвещение, 1924. — 24 с.
  171. Православие, современное образование и наука / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. С. А. Ан. Барнаул: АКИПКРО, 1996. — 84 с.
  172. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы образования) // Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 2−25.
  173. В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
  174. Н. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С. 36−47.
  175. Л. А. Цели и средства духового воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Владимир, 1996. — 20 с.
  176. М. М. Идея личности как основа мировоззрения. М.: Б. и., 1909.-274 с.
  177. М. М: О смысле жизни: В 2 ч. -М.: Б. и., 1916.
  178. М. М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М.: Учпедиз, 1927. — 127 с.
  179. М. М. Философия и общественная жизнь в России // Русская мысль. 1909. — Март. — С. 142−148.
  180. Русская религиозная антропология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина: В 2 т. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997.
  181. Русская философия в источниках и исследованиях (1989−1998) / Сост. В. В. Куликов. Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999. — 113 с.
  182. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А. И. Алешин. М.: Наука, 1995. — 624 с.
  183. Русская философия: Словарь / Под ред. М. Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999. — 656 с.
  184. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981.
  185. Н. В. Развитие идей свободного воспитания в педагогике XVIII—XX вв.. (Ж.-Ж. Руссо, JI. Н. Толстой, К. Н. Вентцель). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Красноярск, 1998. — 21 с.
  186. Сборник постановлений и распоряжений ЦБК. Вып.1. — М.: Б. и., 1921.-118 с.
  187. Свободное воспитание. Педагогический альманах / Гл. ред. В. М. Блинов. М. — 1992. — № 1- 1993. — № 2−3.
  188. Свободное воспитание: Хрестоматия / Составитель и автор вст. ст. Г. Б. Корнетов. М.: РОУ, 1995. — 224 с.
  189. В. Д. Социальная педагогика: История и современность. -Екатеринбург: Издательство ИРРО, 1995. 128 с.
  190. А. А. Педагогика и политика: исторический и современный опыт // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 3−10.
  191. Н. П. Педагогические проблемы школьной педологии в трудах П. П. Блонского. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1999. — 17 с.
  192. В. А., Маралов В. Г. Педагогики и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -216 с.
  193. Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. М.: Московский педагогический государственный университет, 1995. — 16 с.
  194. В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. С. 2−9.
  195. Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург: Уральский педагогический институт, 1992.-332 с.
  196. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
  197. Н. Д. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности в Российском обществе // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. — 1996. — № 3. — С. 28−35.
  198. М. Е. Русские педагоги. М.: Скрин, 1997. — 222 с.
  199. М. Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. -Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 1999.-209 с.
  200. Л. А. Философия и история образования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
  201. Ф. Памяти С. И. Гессена // Новый журнал. 1951. — № 25. — С. 211−219.
  202. О. А. Педагогическая концепция П. П. Блонского и современность // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 108−110.
  203. О. А. Становление и развитие педологической концепции П. П. Блонского (аспект изучения и формирования личности). Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1995. — 22 с.
  204. Страницы истории педагогики. Материалы для студентов по изучению курса истории педагогики / Под ред. В. В. Макаева. Вып. 6. — Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 1997. — 117 с.
  205. Судьба России: образование, наук, культура. Тезисы четвертой Всероссийской конференции / Отв. ред. В. И. Копалов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. — 376 с.
  206. В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев: Радська школа, 1979.
  207. О. Д. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в наследии С. Т. Шацкого. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1996. — 17 с.
  208. Тебиев Б, К. На рубеже веков: Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца XIX начала XX веков. — М.: Интеллект, 1996. — 256 с.
  209. JI. Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с.
  210. JI. Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992. -525 с.
  211. JI. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  212. В. В. КПСС организатор революционных преобразования в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1963. — 298 с.
  213. К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. — М.: Учпедгиз, 1953. — 639 с.
  214. К. Д. Избранные педагогически сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — 397 с.
  215. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.
  216. К. Д. Собрание неизданных сочинений. Материалы для педагогической антропологии и материалы для биографии. СПб.: Б. и., 1908.-372 с.
  217. Г. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991. — Раздел VIII-IX.
  218. Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия: Страницы минувшего (после 1917 г.) // Воспитание школьников. 1993.-№ 6. — С. 46−50.
  219. Ф., Плохова М. История расправы с педологией // Воспитание школьников. 1991. — № 6. — С. 21−24.
  220. И. Ф. Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 1972. — 363 с.
  221. Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерк развития педагогической теории). М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  222. А. Педагогика русского космизма // Частная школа. 1993. — № 2. — С. 11−22.
  223. Г. И. Мозг и душа. Критика материализма: Краткий очерк современных учений о душе. М.: Б. и., 1918. — 312 с.
  224. Г. И, Психология. Философия. Образование. М.-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, Издательство НПО «МО-ДЭК», 1999.-528 с.
  225. С. М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. -Ставрополь, 1998. 20 с.
  226. А. А. Лев Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 92−95.
  227. К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
  228. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. — М.: Православная педагогика, 2001. 560 с.
  229. Т. Н. Развитие содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов. Хрестоматия и методические рекомендации. Глазов: Глазовский госпединститут, 1998. — 64 с.
  230. Т. Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х гг. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Ижевск, 1999. — 18 с.
  231. Т. Г. История философии. Справочное биобиблиографическое пособие для студентов, аспирантов, преподавателей. Часть 3. Философская мысль в культуре России. — Омск: Омский государственный университет, 1999. — 162 с.
  232. М. М. Реализация идей «Новой школы» в опыте педагогов первой трети XX века в России. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. СПб., 1998. — 18 с.
  233. Н. П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Хабаровск, 1995. — 23 с.
  234. М. Г. Педагогика сотрудничества: 20-е годы // Педагогика. -1993.- № 4. -С. 101−103.
Заполнить форму текущей работой