Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Новые протестантские организации и теологическая мысль в XVIII веке. 
Гернгутеры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Унитаризм. Продолжались в XVIII в. гонения и на другие братские церкви. Гуттериты вынуждены были переселиться в Семиградье, а затем далее, на Украину. Часть из них бежала в XIX в. в Северную Америку и осела в Южной Дакоте и Канаде. Польские братья по мере роста репрессий переселялись на Запад, в Голландию и Англию. Там они повлияли на создание английского унитаризма, который под руководством… Читать ещё >

Новые протестантские организации и теологическая мысль в XVIII веке. Гернгутеры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVIII в. пиетизм пробудил в протестантизме миссионерское движение. Пиетисты провозглашали, что обязанностью каждого христианина является не только чтение, но и провозвестие Слова Божия. «Благочестивые коллегии» организовали первые миссии в странах Северной и Южной Америки. Некоторые пиетисты сблизились с умеренными гуситами. Пиетизм способствовал оживлению братских общин. Остатки моравского гуситства, преследуемые лютеранами, укрылись под защитой графа Николая Цинцендорфа (1700—1760), воспитанника известного теолога-пиетиста и педагога Августа Франке (1663—1727). Моравские братья основали во владениях Цинцендорфа в Саксонии собственное поселение, названное «Гернгут» (Herrnhut — Господень кров, дом, приют). Учение гернгутеров представляло собой соединение гуситства с пиетистскими лютеранскими тенденциями. Цинцендорф предусматривал создание братских объединений. Он ввел гернгутеров в организационные рамки, подчинив религиозным целям и семейную жизнь.

Главное внимание в общине обращалось на личное внутреннее общение с Христом и нравственное совершенствование; ее назначением объявлялось взаимное брагское служение. Усиление влияния гернгутеров возбудило подозрения лютеранских властей, которые усмотрели в нем угрозу для своей ортодоксии. Тогда гернгутеры решили выйти из официальных рамок лютеранства. Цинцендорф принял в 1737 г. сан епископа, а в 1741 г. в Лондоне собрался синод, который провозгласил, что только Христос является главой гернгутерских братств, а представляет его власть коллегия из 12 братских делегатов. После смерти Цинцендорфа при А. Г. Шпапгенберге (1701 — 1792) община, выйдя из официальной лютеранской церкви, стала самостоятельной церковью. Общины гернгутеров в разных странах существуют и в наши дни.

Унитаризм. Продолжались в XVIII в. гонения и на другие братские церкви. Гуттериты вынуждены были переселиться в Семиградье, а затем далее, на Украину. Часть из них бежала в XIX в. в Северную Америку и осела в Южной Дакоте и Канаде. Польские братья по мере роста репрессий переселялись на Запад, в Голландию и Англию. Там они повлияли на создание английского унитаризма, который под руководством Джозефа Пристли (1733—1804), известного химика и философа-деиста, а также Теофила Линдсея (1723—1808) конституировался в 1774 г. как самостоятельная христианская община.

Методизм. Это обновленческое течение в англиканстве явилось родственной пиетизму попыткой преодолеть религиозный индифферентизм. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703—1791) и Чарльз (1707—1788). Еще в студенческие годы в Оксфорде они создали «Клуб святых» для изучения Библии, совместных молитв и добрых дел; при этом предписывались строгие методы самовоспитания, — отсюда название этого течения. Кроме того, стремясь оживить религиозную жизнь, братья применяли новые методы проповеднической деятельности. Джон Уэсли проповедовал под открытым небом, организовывал религиозные общества для простого народа. В этот круг вступил также Джордж Уайтфилд (1714—1770). «Клубы святых» не вводили доктринальных новшеств и не стремились отделиться от англиканской церкви. В 1735 г. Уэсли ездил в Северную Америку как агент Товарищества по пропаганде Библии; там он познакомился с учением гернгутеров, установил контакты с общинами пиетистов. После возвращения на родину он, по его словам, пережил 24 мая 1738 г. во время проповеди на тему веры в Христа особое состояние «обращения», уверенности в том, что Бог простил ему все грехи. С этого момента он стал проповедником «сердечной» религии, подчеркивал значение личного обращения и религиозного опыта. Он утверждал в духе Арминия, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Постепенное возрастание в благодати приводит в конечном счете к освящению.

Однако усилия Уэсли оживить религиозную жизнь вызвали опасения англиканской иерархии, и она закрыла кафедры церквей для методистов. Уэсли стал создавать самостоятельные общины своих сторонников, которые приобретали организационные формы, сходные с общинами квакеров и гернгутеров. В 1784 г. сложилась отдельная организация под названием «Конференция методистов», которая затем была переименована в «Союз Уэслианских Методистов». Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, уэслианцы упростили вероучение, сократив 39 статей Символа веры до 25 (одной из вероучительных книг методизма является сочинение Джона Уэсли «25 статей религии»). Принцип спасения верой соединяется с учением о добрых делах. Существенно для методистов учение о четырех ступенях достижения спасения: это оправдание, возрождение, просвещение и освящение. Оправдание достигается верой, возрождение — крещением, просвещение является плодом внутреннего переживания истины христианства, освящение приводит к полному оздоровлению души. Методисты придают значение украшению культа, который должен возбудить религиозные переживания. Особое внимание они уделили миссионерской деятельности, ее новым формам. Сам Джон Уэсли за 40 лет объехал около 300 тыс. миль и проповедовал тысячам слушателей, в том числе в тюрьмах, работных домах и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой