Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление специфических черт западной церкви

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В понтификат Григория I Великого (590—604) нарастает расхождение между Западной и Восточной церквями. Григорий I вместе с богословами IV—V вв. Амвросием Медиоланским (ок. 340— 397), Аврелием Августином (354—430), Иеронимом Стридонским (ок. 342—419/420) был признан Учителем церкви. В Западной церкви установился обычай совершать евхаристию на опресноках; с конца IV — начала V в. высказывается… Читать ещё >

Становление специфических черт западной церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несколько веков длилось расселение германских народов на периферии Римской империи и военное завоевание ими ее Запада. В 476 г. пала Западная Римская империя, король герулов Одоакр сместил с престола императора-подростка Ромула Августула. Папа Симплиций (468—483) боролся с монофизитами, папа Феликс III |П| (483— 492) осудил «Генотикон», согласительное с монофизитами вероопределение, изданное в 482 г. восточным императором Зеноном, отлучил императора, патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и всех епископов, принявших этот документ, прервал общение с восточными церквями. Этот первый раскол между латинской и греческой церквями продолжался до 519 г. В 493 г. арианин Теодорих Великий (ум. 526) основал остготское королевство в Италии, принял сан короля Италии от восточного августа Анастасия (498), установил свободу веры в своем королевстве, где итальянское большинство были католиками, позволил восстановить синагоги. Теодорих предоставил значительную независимость римским папам Гелазию I (492—496), Анастасию II (496—498), Симмаху (498—514), Гормизду (514—523), Иоанну I (523—526), но возвел на престол Феликса IV (526—530). Гелазий боролся с языческими традициями (празднованием луперкалий), выдвинул учение о властях священной — епископов и мирской — государей, укреплял примат папы, так что на Римском соборе 495 г. первым был назван «викарием Христа». Анастасий пытался преодолеть разрыв с греческой церковью, изложил учение о независимости таинств от личных качеств совершающих их лиц, признал совершенные в этот период византийцами рукоположения, что вызвало резкое недовольство противников восстановления общения с Константинопольским патриархатом. Гормизд был торжественно принят императором Юстином I в столице, где была подписана «Формула Гормизда», утверждавшая Рим хранителем истинной веры с апостольских времен. При Иоанне обострился конфликт сторонников Византии с остготами, были казнены Альбин, Боэций и Симмах. В ответ на эдикт Юстина I с требованием закрыть арианские храмы в империи Теодорих собрался принять такие же меры к католической церкви и отправил Иоанна в Константинополь просить об отмене эдикта. Неудача этой миссии привела к заключению Иоанна I в тюрьму, где он умер.

В 496 г. в христианство обратился король франков Хлодвиг I (481—511). Наряду с германскими племенами, принимавшими христианство вслед за своими вождями, Римская церковь привлекла много последователей из числа народов, давно живших на территории Пиренейского полуострова, в Галлии, на Британских островах. В соответствии с диоцезами и провинциями прежней Римской империи и занявшими эти территории новыми народами сложились церкви Лангобардская, Франкская, Испанская и Британская. Взаимоотношения римского папы с этими церквями, а также с некоторыми королями не были безоблачными. Действительная власть папы совпадала с пределами его патриархии. Короли Лангобардии враждебно относились к Риму и потому, что папы были в союзе с их политическим врагом — Византией, и вследствие расхождения ариан-лангобардов с римской ортодоксией. Болес тесные связи были между Римом и Галльской, затем Франкской церковью. Вестготы Испании также сначала были арианами. Но постепенно между Римской и Испанской церквями установились благоприятные отношения, прерванные завоеванием Испании арабами в конце VII в.

В понтификат Григория I Великого (590—604) нарастает расхождение между Западной и Восточной церквями. Григорий I вместе с богословами IV—V вв. Амвросием Медиоланским (ок. 340— 397), Аврелием Августином (354—430), Иеронимом Стридонским (ок. 342—419/420) был признан Учителем церкви. В Западной церкви установился обычай совершать евхаристию на опресноках; с конца IV — начала V в. высказывается мнение об исхождении Св. Духа не только от Отца, но «и от Сына», чему, как считают, содействовал Августин. На Толедском соборе 589 г., когда к католической церкви присоединялись ариане, в Никео-Константинопольский Символ Веры была сделана вставка «Filioque» («и от Сына»). Так этому учению придавалось догматическое значение. Новшество вызвало критику не только на Востоке, но и на Западе.

В канонах II Трулльского собора 692 г. зафиксированы различия между церковной практикой на Востоке и Западе. Равноправие константинопольской и римской патриарших кафедр подтвердило 36-е правило собора; 12, 13 и 48-е правила решали вопрос о браке клириков, допуская женатых священников и диаконов. Постановления этого собора некоторыми историками признаются фактическим разрывом церковного единства Востока и Запада.

Рим, во все большей мере отдавая себе отчет в том, что Восток для него утрачен, стал утверждать свою власть среди вновь обращенных народов Западной Европы. Обращение этих народов означало их поступление в юрисдикцию римских епископов. Представитель папы на Британских островах Августин (епископ Кентский с 597 г.) и папский представитель у германских народов Бонифаций (ум. 754) осуществляли высшую власть в отношении местных епископов. Бонифацию удалось в 747 г. склонить франкских епископов к тому, чтобы они подчинились папской власти, как это сделали раньше епископы Арльские, Медиоланские и Аквилейские.

Радикальное усиление власти пап началось после того, как экономически могущественные, сильные централизованной властью и авторитетом епископы Рима освободились от подданства Византии. Папа Стефан II |Ш| (752—757) в 752 г. обратился к франкскому королю Пипину Короткому (714—768) за военной помощью в борьбе против лангобардов. Последний в благодарность за помазание его на престол отдал папе в 756 г. земли, отнятые у лангобардов — Римскую область, часть Равенны и Кампаньи. Здесь возникло церковное государство, где папы пользовались не только религиозной, но и светской властью. Фактически подданство пап Византии прекратилось около 754 г. Впоследствии папы для обоснования своих претензий на светскую власть ссылались на документ «Дарственная Пипина», который на самом деле был составлен не раньше правления Людовика Благочестивого (814—840), а может быть и позже, для обоснования власти Каролингов над Италией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой