Мотивационный компонент личностной беспомощности на разных возрастных этапах
Диссертация
Личностная беспомощность формируется и проявляется в деятельности. В результате постоянно повторяющихся травмирующих событий, происходящих в жизнедеятельности человека, которые он воспринимает как неподконтрольные, появляется мотивационный дефицит. Далее, происходит формирование личностных особенностей, составляющих симптомокомлекс личностной беспомощности, что ведёт за собой и изменения… Читать ещё >
Содержание
- I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
- 1. 1. История изучения беспомощности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Личностная беспомощность и мотивационный компонент в её структуре
- 1. 3. Деятельностный подход к изучению мотивационной сферы личности
- 1. 4. Возрастная динамика развития мотивационной сферы личности
- 1. 5. Исследование мотивационного компонента личностной беспомощности в рамках деятельностного подхода
- II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
- 2. 1. Организация исследования и характеристика испытуемых
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Методы изучения личностной беспомощности
- 2. 2. 2. Методы изучения мотивационной сферы личности
- 2. 2. 3. Методы изучения успешности в ведущей деятельности
- 2. 2. 4. Методы математической обработки данных
- 3. 1. Процедура формирования групп испытуемых с личностной беспомощностью и самостоятельностью
- 3. 2. Анализ результатов исследования особенностей мотивационной сферы у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах
- 3. 3. Анализ результатов исследования структуры мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах
- 3. 4. Анализ результатов исследования успешности в ведущей деятельности испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах
- 3. 5. Анализ результатов исследования взаимосвязи мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 672 с.
- Абрамова, В. Н. Влияние характера мотивации на когнитивный и операциональный компоненты деятельности Текст. / В. Н. Абрамова // Вопросы психологии. 1980. -№ 2. — С. 100.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. /К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980.
- Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии Электронный ресурс. / Л. А. Александрова Режим доступа: http: hpsy. ru/ public/ x2636. htm.
- Александровская, Э. M. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла Текст.: метод, рекомендации. Серия: Вып. 6. / Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. М.: «Фолиум», 1995.-40 с.
- Алтунина, И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения Текст. / И. Р. Алтунина. М.: МПСИ, 2006. — 101 с.
- Анцыферова, Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги ее исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1992. Т. 13. — № 5. — С. 12 — 25.
- Аминов, Н. А. Мотивация успеха — неуспеха и ее морфофизиологические корреляты Текст. / Н. А. Аминов // Новые исследования в психологии. -1985.-№ 1 (32).-С. 23−26.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / под ред. А. А. Бодалёва — М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. Кн. 1, 2. — М.: Педагогика. 1982.
- Алтунина, И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения Текст. / И. Р. Алтунина. М.: МПСИ, 2006. — 101 с.
- Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 185 с.
- Асмолов, А. Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1980. — № 3. -С. 45.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Смысл», 2002. — 416 с.
- Афанасьева, Н. В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9 — 11 лет) Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Афанасьева. — М., 1999.
- Афанасьева, Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9 -11 лет. МД-решетка Шмальта Текст. / Н. В. Афанасьева. М.: Когито-Центр, 1998.
- Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. М.: Смысл, 1993. — Вып. 6. -(Психодиагностическая серия).
- Батурин, Н. А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности Текст. / Н. А. Батурин: дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1980. — 191с.
- Батурин, Н. А. Методика диагностики стиля атрибуции детей Текст. / Н. А. Батурин, Д. А. Циринг // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сб. науч. тр. / под ред. Н. А. Батурина. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. Т. 2. — С. 105−116.
- Батурин, Н. А. Оценочная функция психики Текст. / Н. А. Батурин-М.: Изд-во ИП РАН, 1997. 306с.
- Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи Текст. / Н. А. Батурин: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 100 с.
- Батурин, Н. А. Ситуативная и личностная беспомощность Текст. / Н. А. Батурин // 52-я науч. конф.: материалы конф. преподавателей фак. психологии / под ред. Н. А. Батурина. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. — С. 21−22.
- Батурин, Н. А. Уровень притязаний как метод исследования личности Текст. / Н. А. Батурин, Н. А. Курганский. // Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф. И. Случевского. Л.: Медицина, 1980.-С. 140- 148.
- Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: кн. для учителя / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 248 с.
- Богоявленская, Д. Б. Деятельность, активность, целеполагание Текст. / Д. Б. Богоявленская // Проблемы деятельности в советской психологии: тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду Общества психологов. — М., 1977. — Ч. 1.-С. 112−120.
- Бодалев, А. А. Психология общения Текст. / А. А. Бодалев. — М. — Воронеж, 1996.
- Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. -М., 1968.
- Божович, Л. И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М., 1995.
- Божович, Л. И. Проблемы мотивационной сферы ребенка Текст. / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 1972. С. 74.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. 2-е изд. — М. — Воронеж, 1997.
- Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1976.- № 6.
- Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников Текст. / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. М.: Известия АПН РСФСР, 1951.-Вып. 36.
- Бодалев, А. А. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт Текст. / А. А. Бодалев, Л. И. Криволап // Проблемы общения и воспитания. — Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1974. С. 185- 192.
- Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний Текст.: учеб. пособие / Л. В Бороздина. М.: МГУ, 1985.-156 с.
- Бондаренко, С. В. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета Электронный ресурс. / С. В. Бондаренко — Сер. «Гуманитарные науки». 2005. — № 2 (14). — Режим доступа: http://www.ncstu.ru.
- Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке Текст. / А. В. Брушлинский // Психол. журнал. 1991. — Т. 12 (№ 6). — С. 3−11 — 1992.- Т 13 (№ 1).-С. 3−15
- Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. -М.: Изд-во РАН, 1994.
- Брушлинский, А. В. Психология субъекта и его деятельности Текст. / А. В. Брушлинский // Современная психология: справоч. рук. Ч. 4: Психическая регуляция поведения / под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М., 1999. — С. 330−346.
- Будасси, С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе Текст. / С. А. Будасси // Вопросы психологии. — 1971. — № 3. С. 138−143.
- Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
- Васюра, С. А. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования школьников подростков) Текст. автореф. дисс. .канд. психол. наук / С. А. Васюра. — Пермь: ПГПУ, 1998.
- Ванек, Д. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий Текст. / Д. Ванек, Ф. Манн // Вопросы психологии. 1989. — № 3.
- Вахромов, Е. Е. Компетентность или беспомощность Текст. / Е. Е. Вахромов // Школьный психолог. — 2001. № 47.
- Вилюнас, В. К. Динамика эмоций и мотивация деятельности Текст. / В. К. Вилюнас // Личность и деятельность. — М.: Наука, 1986. — С. 54—62.
- Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Вилюнас, В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации Текст. / В. К. Вилюнас // А. Н. Леонтьев и современная психология: сб. ст. памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983.
- Выготский, Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 1008 с.
- Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека Текст. / Б. А. Вяткин. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2000. — 179 с.
- Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности Текст.: автореф. дис. доктор, психол. наук / Э. В. Галажинский Барнаул, 2002.
- Годфруа, Ж. Что такое психология Текст.: В 2 т. / Ж. Годфруа — пер. с фр. М., 1992.
- Гончарова, Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков Текст. / Е. Б. Гончарова // Вопросы психологии. — 2000. — № 6.
- Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения Текст. / Т. О. Гордеева. М.: Смысл, «Академия», 2006. 336 с.
- Гордеева, Т. О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала Текст. / Т. О. Гордеева // Психологическая диагностика. 2007. — № 1. — С. 32−65.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Грабал, В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся Текст. / В. Грабал // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 5659.
- Давыдов, В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности Текст. / В.
- B. Давыдов // Психол. журнал. 1992. — Т. 13 (№ 2). — С. 3−13.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1991. № 6.1. C. 5−14.
- Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26.
- Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — № ¾. — С. 14−19.
- Давыдов, В. В. Теория Л. С. Выготского и деятельностный подход в психологии Текст. / В. В. Давыдов, Л. А. Радзиховский // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 48.
- Далгатов, М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение (на материале учебной и педагогической деятельности) Текст. /М. М. Далгатов. — М.: УМК «Психология», 2006. -334 с.
- Девятовская, И. В. Психологические особенности выученной беспомощности личности учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 педагогическая психология / И. В. Девятовская. — М., 2006. -23 с.
- Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности Текст. / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
- Долгополова, И. В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся Текст.: дис. .канд. психол. наук / И. В. Долгополова. Пермь: 111ПУ, 2004.
- Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. — 196 с.
- Дымшиц М.Н. Психологические факторы устойчивости к реакции капитуляции у подростков Текст. / М. Н. Дымшиц, Т. В. Куличенко, И. С. Коростелева // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 50.
- Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб., 2003.
- Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников Текст. / Н. В. Елфимова. — М.: МГУ, 1991.- 175 с.
- Ждан, А. Н. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и гуманизация образования Текст. / А. Н. Ждан // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А.
- Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — С. 306−320.
- Ждан, А. Н. История психологии Текст. / А. Н. Ждан. — М., 1997. С. 352.
- Забелина, Е. В. Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента Текст. / Е. В. Забелина // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2008. — № 5.
- Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения Текст. / Г. В. Залевский. М.: ИП РАН, 2008.
- Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия Текст. / А. И. Захаров. — СПб., 1998.
- Ивашкин, А. Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / А. Г. Ивашкин. Ставрополь, 2007.
- Иващенко, Ф. И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности Текст. / Ф. И. Иващенко // Вопросы психологии, 2000. № 2. — С. 87−93.
- Интеллект и творчество Текст.: сб. науч. тр. РАН ИП / отв. ред.: канд. психол. наук А. Н. Воронин. М., 1999.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения Текст. / Е. П. Ильин.-Киев, 1998.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2002.-512 с.
- Ильин, Е. П. Сущность и структура мотива Текст. / Е. П. Ильин // Психол. журнал.- 1995. Т. 16 (№ 2). — С. 27−41.
- Ильин, Е. П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения Текст. / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. — 1983. — № 5. С. 95−98.
- Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности Текст. / А. Д. Ишков. М.: Ассоциация строительных высших учебных заведений, 2004. — 224 с.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1974.
- Каткова, JI. В. О составе мотивации учения (на примере младших подростков) Текст. / Л. В. Каткова // Формирование познавательной активности школьников. — Ростов н/Д, 1971.
- Калина, В. Вопросник Самоал. Адаптация «Самоактуализационного теста» Текст. / В. Калина, А. В. Лазукин // Журнал практического психолога. 1998. — № 1. — С. 14−22.
- Коростелева, И. С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания Текст. / И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 60−71.
- Коростелева, И. С. Психолого-педагогические условия преодоления алекситимии у студентов ВУЗов Текст.: дис.. канд. психол. наук / И. С. Коростелева. М., 2005. — 234 с.
- Костенчук, И. А. О выученной беспомощности Текст. / И. А. Костенчук // Химия в школе. 1997. — № 5. — С. 34−36.
- Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание Текст. / И. С. Кон. — М., 1984.
- Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. -М., 1989.
- Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 568 с.
- Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики Текст. / Р. Комер. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. М., 1988.
- Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности Текст. / В. Е. Клочко.-Томск: ТГУ, 2005.
- Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности Текст. / Е. А. Климов. Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 278 с.
- Круглова, Н. Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения Текст.: метод, пособие / Н. Ф. Круглова. -М.: Вербум-М, 2004.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст.: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. — 3-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.
- Курек, Н. С Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь Текст. / Н. С Курек. 1996. — С. 245.
- Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 9/10.
- Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948. С. 4−15.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев, А. Н. Из дневниковых записей Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. II. С. 243−246.
- Леонтьев, А. Н. Категория деятельности в современной психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1979. — № 3. — С. 11—15.
- Леонтьев, А. Н. Психология 2000-го года Текст. / А. Н. Леонтьев // Философия психологии. М., 1994. — С. 277−279.
- Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. — М., 1972.
- Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы Текст. / А. Н. Леонтьев — под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. — 439с.
- Леонтьев, В. Г. Мотив как системное образование личности Текст. / В. Г. Леонтьев // Системное исследование индивидуальности: тезисы докладов Всесоюз. конф. Пермь: ПГПИ, 1991. — С. 27−28.
- Ш. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности Текст.: учеб. пособие / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск: НГПИ, 1987.
- Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации Электронный ресурс. / Д. А. Леонтьев. — Режим доступа: http://institut.smysl.ru/article/!6.php.
- Леонтьев, Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей Текст. / Д. А. Леонтьев // Психол. журнал. 1992. — Т. 13 (№ 2). — С. 107 117.
- Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997. 63 с.
- Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487с. -(Фундаментальная психология). — Библиогр.: С. 445 — 483.
- Лозовая, В. И. Формирование познавательной активности школьников -условие эффективности любого вида деятельности Текст. / В. И. Лозовая, Л. И. Немировская // Формирование познавательной активности школьников. — Харьков: ХГПИ, 1988. С. 4−12.
- Ломов, Б. Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения Текст. / Б. Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 10−18.
- Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 124- 135.
- Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности: Новые теории. [Текст]: учеб. пособие / М. Ш. Магомед-Эминов. М., 1998.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 192 с .
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983.
- Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников Текст. / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. — № 5. -С. 47.
- Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
- Матвеева, JI. А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения Текст. / JI. А. Матвеева. — JI.: ЛГПИ, 1989.
- Максимов, JI. К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника Текст. / JI. К. Максимов // Мотивация учения. — Волгоград, 1976. С. 53−60.
- Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников Текст.: метод, рекомендации / М. В. Матюхина, Т. А. Саблина. Волгоград: ВГПУ, 1994.
- Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. -М.: Педагогика, 1984.
- Матюхина, М. В. Психология младшего школьника Текст. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. М.: Просвещение, 1976.
- Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека Текст. / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118.
- Методики социально-психологической диагностики личности и группы Текст. -М., 1990.
- Мерлин, В. С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: респ. сб. науч. тр. Пермь, 1978. — С. 15−39.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. -М.: Просвещение, 1986.
- Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека Текст. / В. С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1971. — 134 с.
- Мильман, В. Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1982. — № 3.
- Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129−138.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. /В. С. Мухина. — М: Издат. центр «Академия». — 456 с.
- Мудрик, А. В. Современный старшеклассник Текст. / А. В. Мудрик // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПА. — 1994.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-С. 71.
- Немов, Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов.: В Зкн. Кн.2. — М.: Владос, 1998.
- Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Общая психодиагностика Текст. / под. ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. — 304с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология Текст. / Л. Ф. Обухова. М., 1996.-374 с.
- Обухова, Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития Текст. / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 30.
- Орлова, Л. В. Интеллектуально-пассивные учащиеся Текст. / Л. В. Орлова. // Вопросы психологии. 1991. — № 6 — С. 45−52.
- Основы вузовской педагогики Текст. / под ред. Н. В. Кузьминой. — М., 1972.-311 с.
- Павлов, И. П. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности Текст. / И. П. Павлов // Павлов И. П. Мозг и психика / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-С. 223−241.
- Павлов, И. П. Собрание сочинений Текст. / И. П. Павлов. M.-JL, 1952.
- Пашукова, Т. И. Практикум по общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов — Ин-т практ. психологии. — М. — Воронеж: НПО «Модек», 1996. -176 с.
- Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра Текст. / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. — 389 с.
- Петровский, В. А. Категория деятельности Текст. / В. А. Петровский // Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998. С. 270−288.
- Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 489 с.
- Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. — М., 1992.
- Перова, Е. А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия Текст. / Е. А. Перова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 2009. — № 1. — С. 51−57.
- Платонов, К. К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. -М., 1962.-С. 12.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции Текст. М.: МГУ, 1989. — 334 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии Текст. / авт.—сост. Е. Е. Данилова — под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. 160 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст.: учеб. пособие. Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1998. — С. 624−626 .
- Психология индивидуальности Текст. // Материалы III Всероссийской научной конференции, 12—14 мая 2008 / ред. А. К. Болотова. — М.: ГУ ВШЭ. -2008.
- Прыгин, Г. С. Проявление феноменов «автономности — зависимости» в учебной деятельности Текст. / Г. С. Прыгин // Новые исследования в психологии. 1984. — № 2. — С. 11−18.
- Прядеин, В. П. Соотношение понятий «Активность» и «Деятельность» Текст. / В. П. Прядеин // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции: сб. науч. тр. Свердловск: СГПИ, 1979. — С. 3−16.
- Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / сост. JL В. Куликов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 480 с. — (Хрестоматия по психологии).
- Пшоник, А. Т. Учение И.П. Павлова о неврозах Текст. / А. Т. Пшоник // Кора головного мозга и рецепторная функция организма / под ред. и с предисл. акад. К. М. Быкова. М.: Советская наука, 1952. — С. 176−182.
- Ромек, В. Г. Основы поведенческой психотерапии Текст. / В. Г. Ромек. -Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002. 200 с.
- Ромек, В. Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности Текст. / В. Г. Ромек // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники. — Ростов н/Д: Изд-во ЮРГИ, 2000. — С. 278 287.
- Ротенберг, В. С. Адаптивная функция сна. Причины и проявления ее нарушения Текст. / В. С. Ротенберг. -М.: Наука, 1982.
- Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация Текст. / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984.
- Ротенберг, В. С. Образ Я Электронный ресурс. / В. С. Ротенберг. — Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/ROTTENBERG/obrazya.txt.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JT. Рубинштейн: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — С. 515.
- Рубинштейн, С. JL Проблемы общей психологии Текст. / С. JT. Рубинштейн. М., 2000.
- Руковишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла Текст. / А. А. Руковишников, М. В. Суполова. СПб., 1995.172
- Реан, А. А. Психология изучения личности Текст. / А. А. Реан. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Рыжов, В. В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения Текст. / В. В. Рыжов // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 39.
- Саблина, Т. А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук/Т. А. Саблина. Ростов н/Д, 1993.
- Слободчиков, В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. С. 37−49.
- Степанский, В. И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности Текст. / В. И. Степанский // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 118−122.
- Селигман, М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день Текст. /М. Селигман.-М., 1997.
- Селигман, М. Новая позитивная психология Электронный ресурс. / М. Селигман. Режим доступа: http://psychologi.net.ru/book3prp/ seligmanpozps .html.
- Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме Текст. / Г. Селье. — М.: Медгиз, 1960.-254 с.
- Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга Текст. / И. М. Сеченов // Избр. филос. и психолог, произведения. — М., 1947. С. 69−178.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001.- 350 с.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — С. 168.
- Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст. / Н. Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 1988.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989.
- Фельдштейн, Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 69.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1987. 246 с.
- Ханин, Ю. JI. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков Текст.: метод, рекомендации / Ю. JI. Ханин. — Вильнюс, 1988.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. 2-е изд. СПб.: Питер — М.: Смысл, 2003. — 860 с.
- Хьелл, JI. Теории личности (Основные положения, исследования и примечание) Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: «Питер Пресс», 1997. -608с.
- Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления Текст.: автореф. дис. доктор, психол. наук / Р. И. Цветкова. Иркутск, 2006.
- Циринг, Д. А. Личностная беспомощность у студентов: психологическое содержание структурных компонентов Текст. / Д. А. Циринг // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. — 2006. № 9 (64).
- Циринг, Д. А. Особенности структуры личностной беспомощности у детей. Ключевые проблемы качества жизни Текст. / Д. А. Циринг // Материалы междунар. науч. конф., Челябинск, 25 мая 2006. М. — Челябинск, 2006.
- Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности Текст.: учеб. пособие / Д. А. Циринг. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 120 с.
- Циринг, Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы Текст. / Д. А. Циринг // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. 2005. — № 15 (55).-С. 176−180.
- Циринг, Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей Текст. / Д. А. Циринг // Вопросы психологии. — 2009.-№ 1.-С. 22−31.
- Циринг, Д. А. Структурные компоненты личностной беспомощности. Дружининские чтения Текст. / Д. А. Циринг // Материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф., Сочи, 10−12 мая 2007. Сочи: СГУТиКД, 2007. — Т. 2.
- Циринг, Д. А. Феномен беспомощности в онтогенезе личности (на материале исследования детей 8−12 лет) Текст.: дис. канд. психол. наук / Д. А. Циринг. Челябинск, 2001.
- Чирков, В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция Текст. / В. И. Чирков // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. -С. 102−111.
- Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чирков // Вопросы психологии. — 1996. № 3. — С. 116- 132.
- Чиксентмихали, М. В поисках потока Электронный ресурс. / М. Чиксентмихали. Режим доступа: http://somebooks.hl 6. ru/fTFindingFlowRus.rar
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — С. 13.
- Шевандрин, Н. И. Психодиагностика коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1999. — 507 с.
- Шапарь, В. Б. Словарь практического психолога Текст. / В. Б. Шапарь. М.: ACT — Харьков: Торсинг, 2005. — 736 с.
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология Текст.: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2007. — 349 с.
- Эльконин, Б. Д. Психология развития Текст.: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Б. Д. Эльконин. — М.: Просвещение, 1989.
- Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития Текст. / Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 3−21.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст. / Б. Д. Эльконин. М.: Просвещение, 1978.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология Текст. / Б. Д. Эльконин. -М., 1960.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Б. Д. Эльконин. — М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995.
- Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис Текст. /Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.
- Якунин, В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов Текст. / В. А. Якунин // Вестник ЛГУ. — 1977. — № 23. — С. 72−94.
- Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации Текст. / П. М. Якобсон- под ред. Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Яковлева, Ю. В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста) Текст. / Ю. В. Яковлева // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. — 2008. — № 5.
- Abramson, L. Y. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression Text. / L. Y. Abramson, G. I. Metalsky, L. B. Alloy // Psychological Review. 1986. — V. 96. — P. 358−372.
- Dweck, C. S. The role of expectations and attributions in the alleviation of learned helplessness Text. / C. S. Dweck // Journal of Personality and Social Psychology. 1975.-V. 31.-P. 674−685.
- Maier, S. F. Learned helplessness: Theory and evidence Text. / S. F. Maier, M. E. P. Seligman // Journal of Experimental Psychology: General. — 1976. V. 105.-P. 3−46.
- Peterson, C. Causal explanations as a risk Factor for depression: Theory and evidence Text. / C. Peterson, M. E. P. Seligman // Psychological Review. 1984. -V. 91.-P. 347−374.
- Seligman, M. E. P. Helplessness: on depression, development, and death Text. / M. E. P. Seligman. San Francisco: Freeman, 1975.
- Seligman, M. E. P. Unpredictable and uncontrollable aversive events Text. / M. E. P. Seligman, S.F. Maier, R. L. Solomon // Aversive conditioning and learning. New York, 1971. — P. 347−400.