Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивационный компонент личностной беспомощности на разных возрастных этапах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностная беспомощность формируется и проявляется в деятельности. В результате постоянно повторяющихся травмирующих событий, происходящих в жизнедеятельности человека, которые он воспринимает как неподконтрольные, появляется мотивационный дефицит. Далее, происходит формирование личностных особенностей, составляющих симптомокомлекс личностной беспомощности, что ведёт за собой и изменения… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
    • 1. 1. История изучения беспомощности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Личностная беспомощность и мотивационный компонент в её структуре
    • 1. 3. Деятельностный подход к изучению мотивационной сферы личности
    • 1. 4. Возрастная динамика развития мотивационной сферы личности
    • 1. 5. Исследование мотивационного компонента личностной беспомощности в рамках деятельностного подхода
  • II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
    • 2. 1. Организация исследования и характеристика испытуемых
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Методы изучения личностной беспомощности
      • 2. 2. 2. Методы изучения мотивационной сферы личности
      • 2. 2. 3. Методы изучения успешности в ведущей деятельности
      • 2. 2. 4. Методы математической обработки данных
  • III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Процедура формирования групп испытуемых с личностной беспомощностью и самостоятельностью
    • 3. 2. Анализ результатов исследования особенностей мотивационной сферы у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах
    • 3. 3. Анализ результатов исследования структуры мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах
    • 3. 4. Анализ результатов исследования успешности в ведущей деятельности испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах
    • 3. 5. Анализ результатов исследования взаимосвязи мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности

Мотивационный компонент личностной беспомощности на разных возрастных этапах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения одной из важнейших проблем психологических наук — проблемы становления личности и путей её развития. Среди приоритетных направлений развития психологических исследований в настоящее время можно выделить проблему психологического обеспечения вхождения человека в новые условия жизни и деятельности, которая актуализируется быстротекущими изменениями в сфере социо-культурных и экономических условий общественной жизни. Чувство беспомощности у людей возникает как реакция на то, что будущее становится для них все менее предсказуемым, но при этом толерантность к неопределенности продолжает оставаться низкой (Л.И. Ермолаева, Н. Д. Левитов, Г. Б. Заремба). Проблему только обостряет тот факт, что земное сообщество входит в новую фазу своего развития (информационное общество, его инновационное развитие, экономика знаний и т. д.), требующую от людей особых личностных и профессиональных компетенций и качеств. Жизнестойкость, уверенность в себе, творческий потенциал, умение быстро перестраиваться становятся ключевыми факторами успеха в новых условиях. При этом беспомощность россиян становится выраженной, поскольку в стране существует достаточно представительный слой граждан, которые являются носителями квазитрадиционалистских ценностей и патерналистских установок, иными словами, почти половина населения страны продолжает рассчитывать на «отеческую заботу государства» (С.А. Литвина, 2005). Кроме того, у беспомощности (как психологического феномена) существуют и свои собственно психологические предпосылки. Неслучайно сам феномен «выученной беспомощности» был открыт при изучении поведения животных (М. Селигман, 1967). Все это делает проблему беспомощности актуальной как в социальном, так и общенаучном плане.

Степень разработанности проблемы. Своё официальное начало и дальнейшее развитие теория выученной беспомощности получила в зарубежной психологии (JI. Абрамсон, JL Аллой, М. Висинтайнер, К. Двек, Э. Динер, С. Майер, Г. Металски, Б. Овермайер, К. Петерсон, А. Стоун, Дж. Тисдейл, Д. Хирото, X. Хекхаузен). М. Селигман, определяет беспомощность как психологическое состояние, формирующееся в результате неконтролируемых событий и проявляющееся специфическими дефицитами: мотивационным (торможение попыток активного вмешательства в ситуацию), эмоциональным (подавленное состояние из-за бесплодности собственных действий), когнитивным (трудность научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться эффективным).

В отечественной психологии в 90-е гг. было предложено рассмотрение беспомощности не только как состояния (выученная беспомощность) (Н.А. Батурин, И. В. Девятовская, B.C. Ротенберг, В.Г. Ромек), но и как устойчивого специфического образования личностного уровня, включающее в себя сочетание определенных личностных особенностей, пессимистический атрибутивный стиль и склонность к невротическим нарушениям (депрессивность и тревожность), которое получило название личностной беспомощности (Д.А. Циринг). По мнению Д. А. Циринг, личностная беспомощность начинает формироваться уже в детстве под влиянием различных факторов: травмирующих событий, копирования подобных стратегий поведения со стороны родителей и значимых людей, а также в результате нарушений в системе воспитания и т. п. Ею определена структура личностной беспомощности, в которой выделяется четыре компонента: волевой, эмоциональный, когнитивный и мотивационный. Многие отечественные психологи (В.Г. Асеев, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев и др.) считают, что мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Таким образом, в соответствии с данными представлениями отечественных ученых, именно изучение мотивационного компонента в структуре личностной беспомощности представляется наиболее важным. Тем более, что и в методологическом плане выход к мотивационным компонентам личностной беспомощности достаточно обоснован опорой на деятельностный подход (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин), зарекомендовавший себя в онтогенетических исследованиях мотивации.

Логично предположить, что проявления личностной беспомощности можно наблюдать в успешности деятельности личности, и особенно ярко — в ведущей деятельности на каждом возрастном этапе. В отечественной психологии развития показана значимость успешности развития ведущей деятельности для личностного становления (А.Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.). Необходимо рассмотреть психическое развитие ребенка от младшего школьного возраста до юношеского возраста, по имеющимся литературным данным именно в данном периоде осуществляется переход от смыслового к ценностно-смысловому сознанию, наиболее выражено перестраивается структура жизненного пространства, а результатом личностного становления являются появление таких новообразований как произвольность, самостоятельность, саморегуляция, потребность в творческой самореализации. Кроме того, по данным В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцевой и других исследователей именно в эти периоды происходит разрыв между образом мира и образом жизни ребенка, когда системная перестройка жизненного пространства опережает сложившиеся поведенческие установки. Вполне возможно, что негативный опыт преодоления таких разрывов может закрепляться в виде личностной черты, каковой и можно считать личностную беспомощность. В связи с этим важно изучить мотивационный компонент личностной беспомощности на данных возрастных этапах, где он может выступить в качестве фактора, снижающего успешность ведущей деятельности, влияя тем самым на процесс личностного развития. Это, в свою очередь, создаст реальный фундамент в составлении научно — обоснованной программы профилактики и коррекции личностной беспомощности, где наиболее важным представляется формирование способности человека к саморазвитию и самоорганизации своей активности и деятельности в условиях неопределенности и к принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь близких.

Цель исследования: изучение мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах во взаимосвязи с ведущим видом деятельности.

Объект исследования: личностная беспомощность на разных возрастных этапах.

Предмет исследования: мотивационный компонент личностной беспомощности на разных возрастных этапах во взаимосвязи с ведущим видом деятельности.

Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования:

Мотивационный компонент личностной беспомощности представляет собой совокупность специфических особенностей мотивационной сферы и имеет инвариантную составляющую и характерное для каждого возрастного этапа своеобразие, проявляющееся как в его психологическом содержании и структуре, так и во взаимосвязях с ведущим видом деятельности и её успешностью.

В данной работе логика исследования продиктовала поиск и решение следующих задач:

1. Выделить основные этапы развития теории беспомощности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Проанализировать подходы к пониманию психологической сущности, структуры личностной беспомощности и её мотивационного компонента.

3. Выявить специфику и структуру мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах.

4. Определить особенности ведущей деятельности и её успешность у людей с личностной беспомощностью и у людей с выраженной самостоятельностью в трёх возрастных периодах: младший школьный, подростковый и юношеский возраст.

5. Установить особенности взаимосвязи ведущей деятельности и мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Базовые принципы психологии — принцип развития (JI.C. Выготский), принцип детерминизма (А.Н. Леонтьева) — теория деятельности и деятельностного происхождения мотивационной сферы (А.Н. Леонтьев) — возрастная периодизация психического развития (Д.Б. Эльконин) — основные положения теории выученной беспомощности (Л. Абрамсон, М. Селигман, Дж. Тисдейл) — концепция личностной беспомощности (Д.А. Циринг).

Научная новизна исследования определяется, во-первых, тем, что осуществлено детальное изучение мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах: выявлена инвариантная составляющая мотивационного компонента в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах, а также вариативная составляющая на данных возрастных этапах. Во-вторых, исследована взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности с ведущей деятельностью и её успешностью на разных возрастных этапах. В-третьих, предложена теоретическая модель формирования и последующего проявления личностной беспомощности в деятельности человека.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены научные представления о личностной беспомощности как специфическом образовании личностного уровня, а именно о мотивационном компоненте, его проявлении в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах во взаимосвязи с ведущей деятельностью.

Вносится вклад в расширение перечня факторов, оказывающих возможное влияние на формирование и специфику проявления ведущей деятельности человека, то есть личностная беспомощность исследуется как одна из детерминант нарушений в мотивационной сфере, а, следовательно, и успешности в ведущей деятельности. Обобщены критерии успешности в ведущей деятельности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

Практическая значимость исследования. Разработана дифференцированная программа психологической диагностики мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах, которая имеет ценность для прогноза, профилактики и разработки конкретных методов коррекции личностной беспомощности, в соответствии с возрастной спецификой. Предложен психодиагностический инструментарий для изучения успешности в ведущей деятельности в соответствии с выбранными и теоретически обоснованными критериями. Установленные взаимосвязи между мотивационным компонентом личностной беспомощности и ведущей деятельностью несут в себе прогностическую и психокоррекционную функции и могут использоваться в виде мишеней в отношении личностного развития.

Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов в психолого-педагогической практике: в индивидуальной работе с учащимисяв психологическом консультировании педагогов и родителейв программах профессиональной подготовки и переподготовки практических психологов, а также возможностью применения в разработке лекционных курсов по общей психологии, психологии личности и психологии развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Существуют характерные особенности мотивационной сферы людей с личностной беспомощностью, входящие в структуру мотивационного компонента личностной беспомощности, которые представляют собой его инвариантную составляющую: мотивация избегания неудач, экстернальный локус контроля, экстратенсивная мотивация.

2. Мотивационный компонент личностной беспомощности отличается качественным своеобразием содержания и структуры в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах, соответствующим особенностям каждого из возрастных периодов. Психологическое содержание и структура мотивационного компонента усложняется за счёт включения вариативных составляющих: низкого уровня надежды на успех в младшем школьном возрасте, низкого уровня мотивации учения и целеполагания, страха отвержения в подростковом возрасте и страха отвержения и низкого уровня притязаний в юношеском возрасте.

3. Личностная беспомощность у детей, подростков и юношей сопровождается снижением успешности в ведущей деятельности. Это выражается в том, что младшие школьники с личностной беспомощностью имеют более низкую успеваемость, чем их самостоятельные сверстники, у них недостаточно сформированы показатели учебно-познавательной деятельности (скоростные, ориентировочные характеристики, познавательная активность), у подростков с личностной беспомощностью имеются затруднения по операциям интимно-личностного общения (контактность, гибкость, широта, устойчивость, выразительность и глубина общения), они обладают более низким социометрическим статусом, юноши и девушки с личностной беспомощностью менее удовлетворены выбором своей профессии и имеют более низкие показатели успеваемости в учебно-профессиональной деятельности.

4. Существуют специфические особенности взаимосвязи мотивационного компонента личностной беспомощности с ведущей деятельностью, имеющие более тесную связь и качественные отличия на каждом из последующих возрастных этапов. Ведущая деятельность (учебно-познавательная) у младших школьников с личностной беспомощностью связана с экстернальным локусом контроля. Ведущая деятельность (интимно-личностное общение) у подростков с личностной беспомощностью связана как с экстернальным локусом контроля, так и со страхом отвержения, более низкой мотивацией учения и способностью к целеполаганию. Ведущая деятельность (учебно-профессиональная) у юношей и девушек с личностной беспомощностью связана с экстернальным локусом контроля, внешней мотивацией и ригидностью.

Достоверность результатов исследования обеспечивается валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, репрезентативностью выборки, а также использованием методов статистической обработки эмпирических данных (кластерный анализ, факторный анализ, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни).

Апробация результатов исследования. Основные положения по теме диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета, Всероссийских научных конференциях с международным участием «XX Мерлинские чтения», «XXIII Мерлинские чтения» (Пермь, 2005, 2008), «Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы» (Махачкала, 2008), научно-практических конференциях Челябинского государственного университета (Челябинск, 2006, 2007) — международных научно-практических конференциях молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2008), «Перспективы развития системного подхода в психологии» (Саратов, 2008). По материалам исследования опубликовано 11 работ, из них — 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией.

1) Веденеева, Е. В. Мотивационный компонент в структуре личностной беспомощности на разных возрастных этапах / Е. В. Веденеева // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. — 2008. № 5. — С. 165−169. 0,47 п.л.

2) Циринг, Д. А. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах / Д. А. Циринг, Е. В. Веденеева // Сибирский психологический журнал. — 2009. — № 31. — С. 81 -84. 0,54/ 0,27 п.л.

3) Веденеева, Е. В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах /Е.В. Веденеева // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 322.-С. 186−189.0,43 п.л.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях.

4) Веденеева, Е. В. Современные тенденции в изучении выученной беспомощности. / Е. В. Веденеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005. — С. 64−66. 0,13 п.л.

5)Веденеева, Е. В. Личностная беспомощность: проблема мотивационного и функционального дефицитов / Е. В. Веденеева // Личность в современном обществе: Сб. материалов межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции — Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2006. — С. 166−170.0,36 п.л.

6) Веденеева, Е. В. Мотивационная составляющая феномена личностной беспомощности (на материале исследования детей 8−12 лет) / Е. В. Веденеева // Вестник института психологии и педагогики: Выпуск 7. — Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2007. С. 125−128. 0,18 п.л.

7) Веденеева, Е. В. Деятельностный подход в изучении личностной беспомощности (на примере мотивационной составляющей) / Е. В. Веденеева.

Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ Вып.27 (№ 4). — Челябинск, 2007. С.24−28. 0,25 п.л.

8) Веденеева, Е. В. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста с личностной беспомощностью / Е. В. Веденеева // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (24—26 апреля 2008 г.). — С-Пб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — С.14−15.0,13 п.л.

9) Веденеева, Е. В. Особенности мотивационной составляющей личностной беспомощности в зависимости от ведущего вида деятельности / Е.В. Веденеева//XXIII Мерлинские чтения: «Активность-индивидуальность-субьект»: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (2−4 октября 2008 г.). — Пермь: 111 НУ, 2008. — С. 79−82. 0,27 п.л.

10) Веденеева, Е. В. Специфика мотивационной сферы юношей и девушек с личностной беспомощностью / Е. В. Веденеева // Перспективы развития системного подхода в психологии: Материалы международной конференции молодых ученых (17−18 апреля 2008 г.).- Саратов: Научная книга, 2008. С. 77−78. 0,17 п.л.

11) Веденеева, Е. В. Профессиональное развитие личности студента в современных условиях (с позиции концепции личностной беспомощности и самостоятельности) / Е. В. Веденеева, Ю. В. Яковлева // Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы: Материалы Всероссийской научно — практической конференции (19−20 декабря 2008 г.). — Махачкала, 2008. С. 224−227. 0,31/ 0,16 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, общих выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 177 страницах машинописного текста.

Список литературы

насчитывает 228 наименований.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ позволил выстроить модель формирования и последующего проявления личностной беспомощности в деятельности человека.

Личностная беспомощность формируется и проявляется в деятельности. В результате постоянно повторяющихся травмирующих событий, происходящих в жизнедеятельности человека, которые он воспринимает как неподконтрольные, появляется мотивационный дефицит. Далее, происходит формирование личностных особенностей, составляющих симптомокомлекс личностной беспомощности, что ведёт за собой и изменения в мотивационной сфере личности, в свою очередь качественное содержание мотивационной сферы в целом определяет и содержание видов деятельности человека. Преобразование мотивационной структуры приводит к изменению самой деятельности, соответственно, личностная беспомощность отражается в успешности ведущей деятельности. Негативный опыт, получаемый в ведущей деятельности, вновь приводит к травматизации и закреплению, усилению личностной беспомощности, то есть круг замыкается.

Ряд предположений, сформулированных в рамках теоретической модели, получили подтверждение в эмпирическом исследовании.

2. Мотивационный компонент личностной беспомощности представляет собой совокупность специфических особенностей мотивационной сферы людей с личностной беспомощностью и имеет как инвариантную, так и вариативную составляющие.

Инвариантная составляющая мотивационного компонента личностной беспомощности включает в себя: мотивацию избегания неудач, экстернальный локус контроля, экстратенсивную мотивацию. Вариативная составляющая мотивационного компонента личностной беспомощности в младшем школьном возрасте включает в себя низкий уровень надежды на успех. В подростковом возрасте к инвариантной составляющей добавляется: низкий уровень мотивации учения и целеполагания, страх отвержения. В юношеском возрасте вариативная составляющая мотивационного компонента личностной беспомощности представляет собой сочетание низкого уровня притязаний со страхом отвержения.

3. Структура мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах характеризуется разной степенью выраженности и обширности. На каждом возрастном этапе происходит усложнение мотивационной сферы, соответственно, усложняется психологическое содержание и структура мотивационного компонента личностной беспомощности. Личностная беспомощность приобретает все более сложную структуру и включает в себя большее количество мотивационных образований.

В младшем школьном возрасте двухфакторная структура мотивационного компонента личностной беспомощности включает в себя «Боязнь неудач» и «Экстернальный локус контроля». В подростковом возрасте мотивационный компонент представлен трехфакторной структурой: «Пассивность в отношении учебной деятельности», «Экстратенсивная мотивация на фоне социального страха» и «Боязнь неудач в сочетании с низкой ответственностью». В юношеском возрасте четырехфакторная структура мотивационного компонента личностной беспомощности состоит из «Боязни неудач в сочетании с низкой ответственностью», «Низкого уровня притязаний в сочетании со стремлением избежать наказания», «Экстратенсивной мотивации» и «Страха отвержения».

4. Люди с личностной беспомощностью менее успешны в ведущей деятельности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах, чем их самостоятельные сверстники.

Беспомощные младшие школьники менее успешны в учебно-познавательной деятельности, в отличие от своих самостоятельных одноклассников: у них значимо ниже средняя успеваемость, более низкий уровень познавательной потребности, а также недостаточно сформированы.

154 показатели учебной деятельности, такие как скоростные характеристики, ориентировочные компоненты деятельности и позитивная коммуникативная активность. Подростки с личностной беспомощностью менее успешны в интимно-личностном общении, чем самостоятельные подростки: у них менее выражена потребность в общении, более низкий эмоциональный и деловой статусы, более низкая контактность и гибкость в общении, также широта их круга общения значительно меньше, чем у их самостоятельных одноклассников, как и устойчивость, выразительность в общении и глубина взаимоотношений. Беспомощные юноши и девушки менее успешны в учебно-профессиональной деятельности, в сравнении с самостоятельными: они менее удовлетворены своей профессией и готовы сменить ее, имеют более низкие показатели успеваемости, а также способности к моделированию и гибкости в деятельности.

5. Мотивационный компонент личностной беспомощности взаимосвязан с ведущей деятельностью. Данная взаимосвязь имеет качественное своеобразие на разных возрастных этапах.

В младшем школьном возрасте отмечается взаимосвязь такого показателя учебно-познавательной деятельности, как предпочтение спокойных ситуаций с экстернальным локусом контроля беспомощных школьников. В подростковом возрасте, в отличие от младшего школьного возраста, уже очевидна взаимосвязь не только экстернального локуса контроля с показателями интимно-личностного общения как ведущего вида деятельности данного возраста, но и страхом отвержения, заниженной мотивацией учения и способностью к целеполаганию с малой гибкостью в общении беспомощных подростков. В юношеском возрасте существует тесная связь экстернального локуса контроля и низкой саморегуляции учебно-профессиональной деятельности, а также взаимосвязь внешней мотивации, ригидности и низкой успеваемости беспомощных юношей и девушек. На основании данных фактов можно говорить о более тесном взаимодействии личностной беспомощности и различных сфер деятельности личности на каждом из последующих возрастных этапов.

Таким образом, полученные результаты эмпирически подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу: мотивационный компонент личностной беспомощности представляет собой совокупность специфических особенностей мотивационной сферы и имеет инвариантную составляющую и характерное для каждого возрастного этапа своеобразие, проявляющееся как в его психологическом содержании и структуре, так и во взаимосвязях с ведущим видом деятельности и её успешностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 672 с.
  2. , В. Н. Влияние характера мотивации на когнитивный и операциональный компоненты деятельности Текст. / В. Н. Абрамова // Вопросы психологии. 1980. -№ 2. — С. 100.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. /К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980.
  4. , Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии Электронный ресурс. / Л. А. Александрова Режим доступа: http: hpsy. ru/ public/ x2636. htm.
  5. , Э. M. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла Текст.: метод, рекомендации. Серия: Вып. 6. / Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. М.: «Фолиум», 1995.-40 с.
  6. , И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения Текст. / И. Р. Алтунина. М.: МПСИ, 2006. — 101 с.
  7. , Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги ее исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1992. Т. 13. — № 5. — С. 12 — 25.
  8. , Н. А. Мотивация успеха — неуспеха и ее морфофизиологические корреляты Текст. / Н. А. Аминов // Новые исследования в психологии. -1985.-№ 1 (32).-С. 23−26.
  9. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  10. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / под ред. А. А. Бодалёва — М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  11. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. Кн. 1, 2. — М.: Педагогика. 1982.
  12. , И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения Текст. / И. Р. Алтунина. М.: МПСИ, 2006. — 101 с.
  13. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 185 с.
  14. , А. Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1980. — № 3. -С. 45.
  15. , А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Смысл», 2002. — 416 с.
  16. , Н. В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9 — 11 лет) Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Афанасьева. — М., 1999.
  17. , Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9 -11 лет. МД-решетка Шмальта Текст. / Н. В. Афанасьева. М.: Когито-Центр, 1998.
  18. , Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. М.: Смысл, 1993. — Вып. 6. -(Психодиагностическая серия).
  19. , Н. А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности Текст. / Н. А. Батурин: дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1980. — 191с.
  20. , Н. А. Методика диагностики стиля атрибуции детей Текст. / Н. А. Батурин, Д. А. Циринг // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сб. науч. тр. / под ред. Н. А. Батурина. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. Т. 2. — С. 105−116.
  21. , Н. А. Оценочная функция психики Текст. / Н. А. Батурин-М.: Изд-во ИП РАН, 1997. 306с.
  22. , Н. А. Психология успеха и неудачи Текст. / Н. А. Батурин: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 100 с.
  23. , Н. А. Ситуативная и личностная беспомощность Текст. / Н. А. Батурин // 52-я науч. конф.: материалы конф. преподавателей фак. психологии / под ред. Н. А. Батурина. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. — С. 21−22.
  24. , Н. А. Уровень притязаний как метод исследования личности Текст. / Н. А. Батурин, Н. А. Курганский. // Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф. И. Случевского. Л.: Медицина, 1980.-С. 140- 148.
  25. , А. С. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: кн. для учителя / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 248 с.
  26. , Д. Б. Деятельность, активность, целеполагание Текст. / Д. Б. Богоявленская // Проблемы деятельности в советской психологии: тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду Общества психологов. — М., 1977. — Ч. 1.-С. 112−120.
  27. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Бодалев. — М. — Воронеж, 1996.
  28. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. -М., 1968.
  29. , Л. И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М., 1995.
  30. , Л. И. Проблемы мотивационной сферы ребенка Текст. / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 1972. С. 74.
  31. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. 2-е изд. — М. — Воронеж, 1997.
  32. , Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1976.- № 6.
  33. , Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников Текст. / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. М.: Известия АПН РСФСР, 1951.-Вып. 36.
  34. , А. А. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт Текст. / А. А. Бодалев, Л. И. Криволап // Проблемы общения и воспитания. — Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1974. С. 185- 192.
  35. , Л. В. Исследование уровня притязаний Текст.: учеб. пособие / Л. В Бороздина. М.: МГУ, 1985.-156 с.
  36. , С. В. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета Электронный ресурс. / С. В. Бондаренко — Сер. «Гуманитарные науки». 2005. — № 2 (14). — Режим доступа: http://www.ncstu.ru.
  37. , А. В. Проблема субъекта в психологической науке Текст. / А. В. Брушлинский // Психол. журнал. 1991. — Т. 12 (№ 6). — С. 3−11 — 1992.- Т 13 (№ 1).-С. 3−15
  38. , А. В. Проблемы психологии субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. -М.: Изд-во РАН, 1994.
  39. , А. В. Психология субъекта и его деятельности Текст. / А. В. Брушлинский // Современная психология: справоч. рук. Ч. 4: Психическая регуляция поведения / под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М., 1999. — С. 330−346.
  40. , С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе Текст. / С. А. Будасси // Вопросы психологии. — 1971. — № 3. С. 138−143.
  41. , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
  42. , С. А. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования школьников подростков) Текст. автореф. дисс. .канд. психол. наук / С. А. Васюра. — Пермь: ПГПУ, 1998.
  43. , Д. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий Текст. / Д. Ванек, Ф. Манн // Вопросы психологии. 1989. — № 3.
  44. , Е. Е. Компетентность или беспомощность Текст. / Е. Е. Вахромов // Школьный психолог. — 2001. № 47.
  45. , В. К. Динамика эмоций и мотивация деятельности Текст. / В. К. Вилюнас // Личность и деятельность. — М.: Наука, 1986. — С. 54—62.
  46. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  47. , В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации Текст. / В. К. Вилюнас // А. Н. Леонтьев и современная психология: сб. ст. памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983.
  48. , Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 1008 с.
  49. , Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека Текст. / Б. А. Вяткин. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2000. — 179 с.
  50. , Э.В. Системная детерминация самореализации личности Текст.: автореф. дис. доктор, психол. наук / Э. В. Галажинский Барнаул, 2002.
  51. , Ж. Что такое психология Текст.: В 2 т. / Ж. Годфруа — пер. с фр. М., 1992.
  52. , Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков Текст. / Е. Б. Гончарова // Вопросы психологии. — 2000. — № 6.
  53. , Т. О. Психология мотивации достижения Текст. / Т. О. Гордеева. М.: Смысл, «Академия», 2006. 336 с.
  54. , Т. О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала Текст. / Т. О. Гордеева // Психологическая диагностика. 2007. — № 1. — С. 32−65.
  55. , Ю. Б. Введение в общую психологию Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  56. , В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся Текст. / В. Грабал // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 5659.
  57. , В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности Текст. / В.
  58. B. Давыдов // Психол. журнал. 1992. — Т. 13 (№ 2). — С. 3−13.
  59. , В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1991. № 6.1. C. 5−14.
  60. , В. В. Концепция учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26.
  61. , В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — № ¾. — С. 14−19.
  62. , В. В. Теория Л. С. Выготского и деятельностный подход в психологии Текст. / В. В. Давыдов, Л. А. Радзиховский // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 48.
  63. , М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение (на материале учебной и педагогической деятельности) Текст. /М. М. Далгатов. — М.: УМК «Психология», 2006. -334 с.
  64. , И. В. Психологические особенности выученной беспомощности личности учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 педагогическая психология / И. В. Девятовская. — М., 2006. -23 с.
  65. , Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности Текст. / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
  66. , И. В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся Текст.: дис. .канд. психол. наук / И. В. Долгополова. Пермь: 111ПУ, 2004.
  67. , А. К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. — 196 с.
  68. М.Н. Психологические факторы устойчивости к реакции капитуляции у подростков Текст. / М. Н. Дымшиц, Т. В. Куличенко, И. С. Коростелева // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 50.
  69. , О. П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб., 2003.
  70. , Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников Текст. / Н. В. Елфимова. — М.: МГУ, 1991.- 175 с.
  71. , А. Н. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и гуманизация образования Текст. / А. Н. Ждан // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А.
  72. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — С. 306−320.
  73. , А. Н. История психологии Текст. / А. Н. Ждан. — М., 1997. С. 352.
  74. , Е. В. Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента Текст. / Е. В. Забелина // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2008. — № 5.
  75. , Г. В. Личность и фиксированные формы поведения Текст. / Г. В. Залевский. М.: ИП РАН, 2008.
  76. , А. И. Неврозы у детей и психотерапия Текст. / А. И. Захаров. — СПб., 1998.
  77. , А. Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / А. Г. Ивашкин. Ставрополь, 2007.
  78. , Ф. И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности Текст. / Ф. И. Иващенко // Вопросы психологии, 2000. № 2. — С. 87−93.
  79. Интеллект и творчество Текст.: сб. науч. тр. РАН ИП / отв. ред.: канд. психол. наук А. Н. Воронин. М., 1999.
  80. , Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения Текст. / Е. П. Ильин.-Киев, 1998.
  81. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2002.-512 с.
  82. , Е. П. Сущность и структура мотива Текст. / Е. П. Ильин // Психол. журнал.- 1995. Т. 16 (№ 2). — С. 27−41.
  83. , Е. П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения Текст. / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. — 1983. — № 5. С. 95−98.
  84. , А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности Текст. / А. Д. Ишков. М.: Ассоциация строительных высших учебных заведений, 2004. — 224 с.
  85. , М. С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1974.
  86. , JI. В. О составе мотивации учения (на примере младших подростков) Текст. / Л. В. Каткова // Формирование познавательной активности школьников. — Ростов н/Д, 1971.
  87. , В. Вопросник Самоал. Адаптация «Самоактуализационного теста» Текст. / В. Калина, А. В. Лазукин // Журнал практического психолога. 1998. — № 1. — С. 14−22.
  88. , И. С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания Текст. / И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 60−71.
  89. , И. С. Психолого-педагогические условия преодоления алекситимии у студентов ВУЗов Текст.: дис.. канд. психол. наук / И. С. Коростелева. М., 2005. — 234 с.
  90. , И. А. О выученной беспомощности Текст. / И. А. Костенчук // Химия в школе. 1997. — № 5. — С. 34−36.
  91. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание Текст. / И. С. Кон. — М., 1984.
  92. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. -М., 1989.
  93. Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 568 с.
  94. , Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики Текст. / Р. Комер. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  95. , В. И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. М., 1988.
  96. , В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности Текст. / В. Е. Клочко.-Томск: ТГУ, 2005.
  97. , Е. А. Индивидуальный стиль деятельности Текст. / Е. А. Климов. Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 278 с.
  98. , Н. Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения Текст.: метод, пособие / Н. Ф. Круглова. -М.: Вербум-М, 2004.
  99. , И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст.: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. — 3-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.
  100. , Н. С Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь Текст. / Н. С Курек. 1996. — С. 245.
  101. , А. Н. Проблема деятельности в психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 9/10.
  102. , А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948. С. 4−15.
  103. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.
  104. , А. Н. Из дневниковых записей Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. II. С. 243−246.
  105. , А. Н. Категория деятельности в современной психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1979. — № 3. — С. 11—15.
  106. , А. Н. Психология 2000-го года Текст. / А. Н. Леонтьев // Философия психологии. М., 1994. — С. 277−279.
  107. , А. Н. Проблема развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. — М., 1972.
  108. , А. Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы Текст. / А. Н. Леонтьев — под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. — 439с.
  109. , В. Г. Мотив как системное образование личности Текст. / В. Г. Леонтьев // Системное исследование индивидуальности: тезисы докладов Всесоюз. конф. Пермь: ПГПИ, 1991. — С. 27−28.
  110. Ш. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности Текст.: учеб. пособие / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск: НГПИ, 1987.
  111. , Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации Электронный ресурс. / Д. А. Леонтьев. — Режим доступа: http://institut.smysl.ru/article/!6.php.
  112. , Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей Текст. / Д. А. Леонтьев // Психол. журнал. 1992. — Т. 13 (№ 2). — С. 107 117.
  113. , Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997. 63 с.
  114. , Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487с. -(Фундаментальная психология). — Библиогр.: С. 445 — 483.
  115. , В. И. Формирование познавательной активности школьников -условие эффективности любого вида деятельности Текст. / В. И. Лозовая, Л. И. Немировская // Формирование познавательной активности школьников. — Харьков: ХГПИ, 1988. С. 4−12.
  116. , Б. Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения Текст. / Б. Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 10−18.
  117. , Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 124- 135.
  118. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности: Новые теории. [Текст]: учеб. пособие / М. Ш. Магомед-Эминов. М., 1998.
  119. , А. К. Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 192 с .
  120. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983.
  121. , А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников Текст. / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. — № 5. -С. 47.
  122. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  123. , JI. А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения Текст. / JI. А. Матвеева. — JI.: ЛГПИ, 1989.
  124. , JI. К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника Текст. / JI. К. Максимов // Мотивация учения. — Волгоград, 1976. С. 53−60.
  125. , М. В. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников Текст.: метод, рекомендации / М. В. Матюхина, Т. А. Саблина. Волгоград: ВГПУ, 1994.
  126. , М. В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. -М.: Педагогика, 1984.
  127. , М. В. Психология младшего школьника Текст. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. М.: Просвещение, 1976.
  128. , В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека Текст. / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118.
  129. Методики социально-психологической диагностики личности и группы Текст. -М., 1990.
  130. , В. С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: респ. сб. науч. тр. Пермь, 1978. — С. 15−39.
  131. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. -М.: Просвещение, 1986.
  132. , В. С. Лекции по психологии мотивов человека Текст. / В. С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1971. — 134 с.
  133. , В. Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1982. — № 3.
  134. , В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129−138.
  135. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. /В. С. Мухина. — М: Издат. центр «Академия». — 456 с.
  136. , А. В. Современный старшеклассник Текст. / А. В. Мудрик // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПА. — 1994.
  137. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-С. 71.
  138. , Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов.: В Зкн. Кн.2. — М.: Владос, 1998.
  139. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  140. Общая психодиагностика Текст. / под. ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. — 304с.
  141. , Л. Ф. Возрастная психология Текст. / Л. Ф. Обухова. М., 1996.-374 с.
  142. , Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития Текст. / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 30.
  143. , Л. В. Интеллектуально-пассивные учащиеся Текст. / Л. В. Орлова. // Вопросы психологии. 1991. — № 6 — С. 45−52.
  144. Основы вузовской педагогики Текст. / под ред. Н. В. Кузьминой. — М., 1972.-311 с.
  145. , И. П. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности Текст. / И. П. Павлов // Павлов И. П. Мозг и психика / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-С. 223−241.
  146. , И. П. Собрание сочинений Текст. / И. П. Павлов. M.-JL, 1952.
  147. , Т. И. Практикум по общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов — Ин-т практ. психологии. — М. — Воронеж: НПО «Модек», 1996. -176 с.
  148. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра Текст. / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. — 389 с.
  149. , В. А. Категория деятельности Текст. / В. А. Петровский // Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998. С. 270−288.
  150. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 489 с.
  151. , В. А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. — М., 1992.
  152. , Е. А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия Текст. / Е. А. Перова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 2009. — № 1. — С. 51−57.
  153. , К. К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. -М., 1962.-С. 12.
  154. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции Текст. М.: МГУ, 1989. — 334 с.
  155. Практикум по возрастной и педагогической психологии Текст. / авт.—сост. Е. Е. Данилова — под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. 160 с.
  156. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст.: учеб. пособие. Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1998. — С. 624−626 .
  157. Психология индивидуальности Текст. // Материалы III Всероссийской научной конференции, 12—14 мая 2008 / ред. А. К. Болотова. — М.: ГУ ВШЭ. -2008.
  158. , Г. С. Проявление феноменов «автономности — зависимости» в учебной деятельности Текст. / Г. С. Прыгин // Новые исследования в психологии. 1984. — № 2. — С. 11−18.
  159. , В. П. Соотношение понятий «Активность» и «Деятельность» Текст. / В. П. Прядеин // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции: сб. науч. тр. Свердловск: СГПИ, 1979. — С. 3−16.
  160. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / сост. JL В. Куликов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 480 с. — (Хрестоматия по психологии).
  161. , А. Т. Учение И.П. Павлова о неврозах Текст. / А. Т. Пшоник // Кора головного мозга и рецепторная функция организма / под ред. и с предисл. акад. К. М. Быкова. М.: Советская наука, 1952. — С. 176−182.
  162. , В. Г. Основы поведенческой психотерапии Текст. / В. Г. Ромек. -Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002. 200 с.
  163. , В. Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности Текст. / В. Г. Ромек // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники. — Ростов н/Д: Изд-во ЮРГИ, 2000. — С. 278 287.
  164. , В. С. Адаптивная функция сна. Причины и проявления ее нарушения Текст. / В. С. Ротенберг. -М.: Наука, 1982.
  165. , В. С. Поисковая активность и адаптация Текст. / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984.
  166. , В. С. Образ Я Электронный ресурс. / В. С. Ротенберг. — Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/ROTTENBERG/obrazya.txt.
  167. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JT. Рубинштейн: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — С. 515.
  168. Рубинштейн, С. JL Проблемы общей психологии Текст. / С. JT. Рубинштейн. М., 2000.
  169. , А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла Текст. / А. А. Руковишников, М. В. Суполова. СПб., 1995.172
  170. , А. А. Психология изучения личности Текст. / А. А. Реан. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  171. , В. В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения Текст. / В. В. Рыжов // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 39.
  172. , Т. А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук/Т. А. Саблина. Ростов н/Д, 1993.
  173. , В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. С. 37−49.
  174. , В. И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности Текст. / В. И. Степанский // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 118−122.
  175. , М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день Текст. /М. Селигман.-М., 1997.
  176. , М. Новая позитивная психология Электронный ресурс. / М. Селигман. Режим доступа: http://psychologi.net.ru/book3prp/ seligmanpozps .html.
  177. , Г. Очерки об адаптационном синдроме Текст. / Г. Селье. — М.: Медгиз, 1960.-254 с.
  178. , И. М. Рефлексы головного мозга Текст. / И. М. Сеченов // Избр. филос. и психолог, произведения. — М., 1947. С. 69−178.
  179. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001.- 350 с.
  180. , Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — С. 168.
  181. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст. / Н. Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 1988.
  182. , Д. И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989.
  183. , Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 69.
  184. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1987. 246 с.
  185. , Ю. JI. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков Текст.: метод, рекомендации / Ю. JI. Ханин. — Вильнюс, 1988.
  186. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. 2-е изд. СПб.: Питер — М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  187. , JI. Теории личности (Основные положения, исследования и примечание) Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: «Питер Пресс», 1997. -608с.
  188. , Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления Текст.: автореф. дис. доктор, психол. наук / Р. И. Цветкова. Иркутск, 2006.
  189. , Д. А. Личностная беспомощность у студентов: психологическое содержание структурных компонентов Текст. / Д. А. Циринг // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. — 2006. № 9 (64).
  190. , Д. А. Особенности структуры личностной беспомощности у детей. Ключевые проблемы качества жизни Текст. / Д. А. Циринг // Материалы междунар. науч. конф., Челябинск, 25 мая 2006. М. — Челябинск, 2006.
  191. , Д. А. Психология выученной беспомощности Текст.: учеб. пособие / Д. А. Циринг. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 120 с.
  192. , Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы Текст. / Д. А. Циринг // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. 2005. — № 15 (55).-С. 176−180.
  193. , Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей Текст. / Д. А. Циринг // Вопросы психологии. — 2009.-№ 1.-С. 22−31.
  194. , Д. А. Структурные компоненты личностной беспомощности. Дружининские чтения Текст. / Д. А. Циринг // Материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф., Сочи, 10−12 мая 2007. Сочи: СГУТиКД, 2007. — Т. 2.
  195. , Д. А. Феномен беспомощности в онтогенезе личности (на материале исследования детей 8−12 лет) Текст.: дис. канд. психол. наук / Д. А. Циринг. Челябинск, 2001.
  196. , В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция Текст. / В. И. Чирков // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. -С. 102−111.
  197. , В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чирков // Вопросы психологии. — 1996. № 3. — С. 116- 132.
  198. , М. В поисках потока Электронный ресурс. / М. Чиксентмихали. Режим доступа: http://somebooks.hl 6. ru/fTFindingFlowRus.rar
  199. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — С. 13.
  200. , Н. И. Психодиагностика коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1999. — 507 с.
  201. , В. Б. Словарь практического психолога Текст. / В. Б. Шапарь. М.: ACT — Харьков: Торсинг, 2005. — 736 с.
  202. , И. В. Возрастная психология Текст.: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2007. — 349 с.
  203. , Б. Д. Психология развития Текст.: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001.
  204. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Б. Д. Эльконин. — М.: Просвещение, 1989.
  205. , Д. Б. К проблеме периодизации психического развития Текст. / Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 3−21.
  206. , Д. Б. Психология игры Текст. / Б. Д. Эльконин. М.: Просвещение, 1978.
  207. , Д. Б. Детская психология Текст. / Б. Д. Эльконин. -М., 1960.
  208. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Б. Д. Эльконин. — М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995.
  209. , Э. Идентичность: Юность и кризис Текст. /Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.
  210. , В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов Текст. / В. А. Якунин // Вестник ЛГУ. — 1977. — № 23. — С. 72−94.
  211. , П. М. Психология чувств и мотивации Текст. / П. М. Якобсон- под ред. Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  212. , Ю. В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста) Текст. / Ю. В. Яковлева // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. — 2008. — № 5.
  213. Abramson, L. Y. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression Text. / L. Y. Abramson, G. I. Metalsky, L. B. Alloy // Psychological Review. 1986. — V. 96. — P. 358−372.
  214. Dweck, C. S. The role of expectations and attributions in the alleviation of learned helplessness Text. / C. S. Dweck // Journal of Personality and Social Psychology. 1975.-V. 31.-P. 674−685.
  215. Maier, S. F. Learned helplessness: Theory and evidence Text. / S. F. Maier, M. E. P. Seligman // Journal of Experimental Psychology: General. — 1976. V. 105.-P. 3−46.
  216. Peterson, C. Causal explanations as a risk Factor for depression: Theory and evidence Text. / C. Peterson, M. E. P. Seligman // Psychological Review. 1984. -V. 91.-P. 347−374.
  217. Seligman, M. E. P. Helplessness: on depression, development, and death Text. / M. E. P. Seligman. San Francisco: Freeman, 1975.
  218. Seligman, M. E. P. Unpredictable and uncontrollable aversive events Text. / M. E. P. Seligman, S.F. Maier, R. L. Solomon // Aversive conditioning and learning. New York, 1971. — P. 347−400.
Заполнить форму текущей работой