Формирование профессиональных качеств у курсантов вузов танковых, мотострелковых войск
Диссертация
В исследовании использовались идеи деятелей военной школы: Петра I (о необходимости офицеру обладать теми качествами, которые нужно вырабатывать у подчиненных) — А. В. Суворова (о возможности формирования требуемых для боя качеств ради высшей цели и блага Отечества) — Д. А. Милютина (система образования будущих офицеров), а также современных педагогов высшей военной школы В. П. Давыдова… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование у курсантов вузов танковых (мотострелковых) войск профессиональных качеств как педагогическая проблема
- 1. 1. Историко-теоретические предпосылки становления системы военного образования в России и ее современное состояние
- 1. 2. Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта военно-профессиональной подготовки офицеров
- 1. 3. Личностно-профессиональные качества офицеров Вооруженных Сил Российской федерации как ядро военной доктрины государства
- Глава II. Опытно-экспари ментальная проверка модели формирования профессиональных качеств у курсантов вузов танковых (мотострелковых) войск
- 2. 1. Оптимизация структуры образовательного процесса в интересах формирования профессиональных качеств у будущих офицеров
- 2. 2. Реализация системного подхода в обеспечении непрерывного образования в педагогической системе школа — ввуз
- 2. 3. Поэтапность формирования профессиональных качеств у курсантов вузов танковых (мотострелковых) войск
- 2. 4. Организация, методика и анализ опытно-экспериментальной работы процесса формирования профессиональных качеств у курсантов вузов танковых, мотострелковых войск
Список литературы
- Барабанщиков А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическаядиагностика (Теория, опыт, проблемы) // М.: Воен. ун-т, 1995, -107с.
- Барашков П.Н., Житницкий М. И., Захаров A.M. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе. JL: ВАС, 1990, -212с.
- Батурина Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения. М.: Педагогика, 1973, -57с.
- Бахтин В.К. Формирование у курсантов высших ВПУ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении. Дис.канд. пед. наук. М.: 1980, — 240с.
- Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных Войск. -М.: ВПА, 1996, 340с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973, — 270с.
- Бобровский П.О. Юнкерские училища. Спб., Т.2. С. 523.
- Богатырев Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в социалистическом воинском коллективе: Автореф. дис.канд. фил. наук. М.: ВПА, 1980, — 19.
- Богданов В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1987, — 142с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы, формирование личности. М.: 1983, -272с.
- Бородавка А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода. Дис.канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1983, 276.
- Бородин Н.И., Муцынов С. С. Формирование личной примерности курсантов в воинской дисциплине. М.: Институт военной истории МО РФ, 1988,-70с.
- Варваров В.И., Мерзляк JI.E. Командир и подчиненные. -М.: Воениздат, 1986, 166с.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. -М: ВПА, 1971, 44с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. Высш. ШК., 1991, — 204.
- Военный журнал, кн. Спб., 1911. «О средствах завести хороших офицеров».
- Военный сборник. 1907. N 11.
- Волков С.В. Русский офицерский корпус, М.: Воениздат, 1993, 368с.
- Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. М.: Воениздат, 1973.
- Волович JI.A. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования. «Магистр» Международный психолого-педагогический журнал, М., 1997.
- Гаврилов В.Е., Гвоздецкая Г. Т. и др. Вопросы профессио-ведения. М.: Высшая школа, 1982, — 231с.
- Галушко Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства (исторический справочник). М.: информационно-издательское агенство «Русский мир». 1993, — 223с.
- Герасимов М. «Статьи: Как использовать опыт войны в обучении. Военный вестник, 1945. N 16- О некоторых проблемных вопросах воспитания и обучения войск. Военный вестник, 1946 N 10 и др.
- Гидиринский В.И. Личность воина социалистической армии (философско-типологический анализ). М.: ВПА, 1977, — 166с.
- Гладков А.П. Эффективность процесса формирования военно-политического мышления у курсантов. Дис.канд. филос. наук. 1993, — 188с.
- Глушко А.Н. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора. Методическое пособие. Центр ВМУ МО СССР, М., 1991, — 72с.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., Педагогика, 1989, — 160с.
- Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ: Дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1973, — 216с.
- Гостев А.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки командиров подразделений. Дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1994, — 240с, — 263с.
- Григорьев А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: Дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1990, — 263с.
- Губин В.А. Основы формирования командирских качеств у курсантов военных училищ. М., Воениздат, 1967, — 123с.
- Давыдов В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1975, -191с.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ввузов в процессе обучения: Дис. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1983, — 420с.
- Давыдов В.П., Луценко В. П. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств у личного состава подразделений и частей. М.: ВПА, 1971., — 136с.
- Давыдов В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения: Учебное пособие //Отв. ред. И. Д. Сапрыкина. М.: ВПА, 1983, — 73с.
- Давыдов Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1994, -61с.
- Давыдов Г. А. Психологические основы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ. М., ВПА, 1994, -74с.
- Давыдов Н.А. Дидактические основы интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук с применением ЭВМ в ввузе. Дис.канд. пед. наук, М.: ВПА, 1989, — 205с.
- Давыдов Н.А., Угольников В. И. Методика интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук в академии. М.: ВПА, 1991, с.29−31.
- Данченко A.M. Военно-педагогические способности и их формирование у курсантов военных училищ: Дис.канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1967, 206с.
- Деникин А.И. Путь русского офицера. Париж, 1954,126с.
- Дмитриев А.П. Методология и методы военного исследования,— М.: ВПА, 1973, 176с.
- Драчев И.М. Формирование профессиональных качеств у слушателей ввузов: Автореф. дис.канд. пед. наук, 23с.
- Дудник В.М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений. Дис.канд. пед. наук, М.: ВПА, 1975, — 228с.
- Елянов А.Д. Информационные предпосылки развития личного образования. Куйбышев, 1982, — с.60−62.
- Железняк Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ. Дис.канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1968, 206с.
- Железняк Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов Л. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности и пригодности личности будущих офицеров, Минск: Изд-во МВИЗРУ ПВО, 1982, — 170с.
- Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX XX столетий. М., 1973, — 254с.
- Записки Б. М. Шапошникова. Военно-исторический журнал.- М., 1966, N 6, 87 с.
- Захаров A.M. Психолого-педагогические основы деятельности командира подразделения. Л.: ВАС, 1982, — 42с.
- Звягинцев В.Г. Коллектив слушателей высшего высшего военно-учебного заведения как воспитатель. Учебное пособие. М.: ВПА, 1982, — 22с.
- Золотарев О.В. Армия и культура. М., 1992, 55с.
- Зубрилин А.В. Об авторитете командира-единоначальника и путях его укрепления // Военная мысль. 1987. — N 3, — С. 34.
- Зюскевич А.Е. Формирование и развитие духовных потребностей личности в условиях воинской службы. Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1979, — 21с.
- Иванов В.П. Формирование личности офицера. М: Воен-издат, 1986, — 160с.
- Иванов И.В. Ответственность офицера. М: Воениздат, 1983, — 1 18с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987, — 207с.
- Изотов И.Н. Моральный облик будущего офицера. Войсковая стажировка курсантов: (Опыт, наблюдения, проблемы) М.: Воениздат, 1978, — 50с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1991, 240с.
- Инструкция пехотного (конного) полка полковнику. Хрестоматия по русской военной истории. М., Воениздат, 1947.
- Инструкция полковничья пехотного полку, конформиро-ванная от ея императорского величества декабря 24 дня 1764 г. Спб. 1764.
- Инструкция, определяющая правила воинского воспитания и устройства внутреннего порядка в военных учреждениях. Спб. 1990.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развитие творческих способностей слушателей. М.: ВПА, 1987, — 88с.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: Воениздат, 1990, — 188с.
- Кирсанов А.А., Иванов В. Г., Гурье Л. И., Курамшин И. Я. «Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя Высшей технической школы». Казань.: Карпол^ 1997, 292с.
- Кирсанов А.А., Кочнев A.M. «Интегральные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе», Нижний Новгород, 1999, 183с.
- Киршин Ю.Н. Философские проблемы организаторской деятельности офицерских кадров: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1974, — 41с.
- Клевцевич В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУ-Зов на основе комплексного подхода (на материалах командно-инженерных училищ РВ). Дис.канд. пед. наук. М.: 1994.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: МПЛ, 1983, — 136с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988, — 191с.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. м.: Мысль, 1986, — 287с.
- Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: Изд-во МО СССР, 1983, — 214с.
- Ковалевский В.Ф. Профессионализация закономерность развития воинской деятельности // Военная мысль, — 1988, — N 4, — С. 55−63.
- Колесников В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии. М.: ВПА, Дис.канд. пед. наук, 1989, — 230с.
- Концепция Военной Доктрины РФ. (Красная Звезда. 10.10.1999.)
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике. // Проблемы теории воспитания: Сб. статей. -М., 1974. Ч. 1, — 209с.
- Короткое Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицера: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1973, — 28с.
- Кривда Ф.Ф. Будни командира. М.: ВПА, 1990, 168 с.
- Кривда Ф.Ф. Командирами не рождаются. М., Воениздат, 1987, 203 с.
- Крупская Н.К. Педагогические соч.: в 8 т., т. З, 1959 г, 47с.
- Кудин Л.В. и др. Методика оценки деятельности преподавания кафедры высшего военно-морского училища. Л.: ВВМУ им. В. М. Фрунзе, 1978, — 72с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. // Проблемы отбора и профессиональной подготовки в вузах. Л.: ЛГУ, 1970, — 49 с.
- Кутузов М.И. //Материалы юбилейной сессии военных академий Красной Армии, посвященной 200-летию со дня рождения М.И. Кутузова. Под ред. В. М. Мордвинова, 1947//.
- Лащенко П.Н. Стиль работы командира. М., Воениздат, 1969.
- Ленев Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов. (Исследование на материалах ввузов войск связи). Дис. .канд. пед. наук. М., 1993, — 277 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982, — 191 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. -М., 1993, 528 с.
- Лобов В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии: собрание материалов, документов и статей. М., Воениздат, 1990,
- Луков Г. Д. Психология. Воениздат. М., 1962, 69с.
- Лукьянец А.А. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: Дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1990, -143с.
- Лущенко В.К. Психолого-педагогические основы формирования авторитета советского офицера: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1970, 20с.
- Лямзин М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий. Дис.канд. пед. наук, М.: ВПА, 1991, — 227с.
- Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов. Дис. д-ра пед. наук. М.: ВУ, 1997, — 452с.
- Лямцев П.П. Формирование человека как личности: социально-философский аспект. Ленинград: Изд-во ун-та, 1984, — 119с.
- Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. м.: Издательство АПН, 1957.
- Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса. // вопросы психологии. 1982. N 4.
- Маркович Д.Б. О соотношении качества подготовки курсантов ввузов и успешности службы молодого офицера в войсках. // Армия в современном обществе. М.: ВПА, 1985, — с.322−325.
- Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.1, — С. 322−386.
- Маслов B.C. Стимулирование военно-педагогической деятельности офицеров полка. Дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1985, -217с.
- Масюк Ю.В. Мотивация воинской службы: сущность, противоречия и тенденции. Дис.канд. пед. наук, М.: ВПА, 1985, -198с.
- Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека // Под ред. С. И. Никишова. М.: Изд-во ИГУ, 1986, — 245с.
- Матюнин Б. Личность или индивидуальность. Педагогика N 3, 1993, — 12с.
- Машутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975, — 312с.
- Методика преподавания военной педагогики и военной психологии. М.: ВПА, 1971, — 132с.
- Милерян Е.А. Развитие психологической диагностики профессиональной пригодности в СССР. // Психологический журнал. 1983.Т.4, № 3.
- Милютин Д.Ф. Отдел рукописей ГБЛ, карт. 12, д. 4, д. 68, карт. 1, д. 14, д. 46.
- Михайловский В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1972, — 31с.
- Модель выпускника 2000 года. Пути повышения уровня профессиональной подготовки офицера-политработника. М.: ВПА, 1989, — 48с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981, — 144с.
- Монахов Н.И. Проблемы критериев эффективности воспитания школьников, ж. Советская педагогика, 1977, N2.
- Мороз И.И. Педагогические проблемы дифференцированного подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ различных курсов обучения, дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1981,-227с.
- Натаров В.П. Развитие у курсантов командных училищ качеств руководителя воинского коллектива. Дис.канд. пед. наук,-М.: ВПА, 1988, 198с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985, — 145с.
- Николов Л. Структура человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984, — 176с.
- Опыт учебно-воспитательной работы по привитию слушателям практических навыков и умений. (Материалы научно-методической конференции). М.: ВПА, 1971, 103с.
- Организация и методика экспертного педагогического исследования. // Сборник научных трудов / Составитель И. А. Канарская.М.: НИИЩ, 1983, 94с.
- Основы самостоятельной работы курсанта в образовательном процессе. М.: В. ун-т, 1996, — 38с.
- Остриков И.М. К вопросу подготовленности выпускников вузов для работы с людьми в войсках. // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. JI.: ЛГУ, 1973, — 198с.
- Остриков И.М. Формирование командно-организаторских навыков у выпускников вузов. Дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1974, — 220с.
- Перестройка мышления, психологии и стиля работы военного педагога.(материалы творческой дискуссии). М., 1988, 38с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования. //Под ред. Гершунского Б. С. М.: Педагогика, 1992.
- Петров В.П. К вопросу о неравномерности профессионально-личностного становления курсантов в условиях военного вуза.//В кн.: Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Минск, 1984, 4.7.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986, — 256с.
- Подласый И.П. Педагогика, М.: 1996, — 630с.
- Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. -М.: Знание (Серия «Педагогика и психология" — N 2), 1984, 80с.
- Проблемность в преподавании общественных наук в академии. /Под ред. И. С. Мареева. М.: ВПА, 1987, — 139с.
- Пронин И.И. Руководящие кадры: подбор, расстановка и воспитание. М.: Мысль, 1981, — 224с.
- Профессиональная подготовка политработника: опыт и проблемы. М.: ВПА, 1984, — 173с.
- Психологический сборник 1901., кн. 111.
- Психология и педагогика высшей военной школы. /Под ред. Барабанщикова А. В. М.: Воениздат, 1989, — 212с.
- Психология развивающейся личности. //Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987, 240с.
- Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА, 1975, — 216с.
- Рабочая книга по прогнозированию. /Редкол.: Бестужев-Лада И.В. (отв. ред.). М.: Мысль, 1982, — 430с.
- Рассказов Ф.Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитания курсантов высших военно-политических училищ: Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: ВПА, 1991, — 23с.
- Решетов З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985, — 207с.
- Сборник научных статей адъюнктов N 1 (ч.2) /отв. ред. Е. Скорик. М.: ВУ, 1997, — 143с.
- Сборник научных статей слушателей ВНО ВПА, М., 1991, — 187с.
- Сборник оригинальных и переводных статей М. Драгоми-рова, 1956.- Т. 2.
- Середенко С.В. Формирование готовности к военно-профессиональной деятельности выпускников высшего военного учебного заведения связи. Дис.канд. пед. наук. М.: МГУ, 1997, -143с.
- Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. М.: Высшая школа, 1990, -270с.
- Скляров Ю.М. Роль человеческого фактора в функционировании и развитии боевого потенциала ВС СССР. М., 1990, — 202с.
- Скородумов И.А. Становления командира. М.: Воениздат, 1982, — 207с.
- Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника. (К разработке профессиограммы заместителя командира полка по политической части.). М.: ВПА, 1976, — 164с.
- Суворов А.В. Полевые учреждения. М.: Воениздат, 1949.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. (Советы воспитателям). Минск.: Народная газета, 1978, — 288с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973, — 171с.
- Уралов У.Ш. Педагогические основы подготовки курсантов высших военно-политических училищ к воспитательной работе в войсках: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1985.
- Устрялов Н. История Петра Великого. Т. 111,-с. 511.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. М., Л., 1948, Т.2 — С. 29.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. — Л.: АПН РСФСР, 1950.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Спб, 1907.
- Феденко Н.Ф. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII—XX вв.еков. М.: Воениздат, 1992, — 255с.
- Феденко Н.Ф. Психолого-педагогические основы формирования у слушателей профессиональных качеств военного политработника. //Формирование профессиональных качеств у слушателей академии. М.: ВПА, 1976, — 32с.
- Феденко Н.Ф. Учет закономерностей психических познавательных процессов в обучении и воспитании. // В кн.: Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989, с.143−148.
- Фельдштейн Д.И. «Психология становления личности». -М.: Межд. педакадемия, 1994, 192с.
- Формирование профессиональных качеств у слушателей академии: Учебно-методическое пособие. М.: ВПА, 1976, — 91с.
- Фрунзе М.В. Избранные произведения М.: Воениздат, 1957, — 347с.
- Хрестоматия по русской военной истории. М.: Воениздат, 1947, — 374с.
- Худолеев Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М.: ВПА, 1988, — 108с.
- Цибалов А.К. Личность командира и ее формирование в военном училище: Дис.канд. филос. наук. М., 1973, — 246с.
- Чернышев Ю.П. Основные педагогические концепции обучения и возможности их применения в боевой и политической подготовке личного состава подразделений. РВВПУ, Рига, 1990, -48с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. М.: АПН РСФСР, 1962, 1965, — Т.1,2.
- Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ввузов: Дис.канд. пси-хол. наук. М.: ВПА, 1990.
- Шкадов И.Н. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. М.: Воениздат, 1976, — 523с.200