Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности воспитателей к осуществлению индивидуализации познавательного развития дошкольника

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях современного мира все большее значение приобретают индивидуальность, незаурядность человека, обладающего нестандартностью мышления, творческим воображением, что позволяет достигать успехов в работе, в повседневной деятельности, в отношении с другими людьми. Освоение новых технологий в образовании, педагогический плюрализм в обучении и воспитании, творческий подход к реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Индивидуально-типологические особенности познавательного развития старшего дошкольника
    • 1. Специфика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
    • 2. Индивидуализация познавательного развития дошкольника, как педагогическая задача
  • Глава 2. Опытно экспериментальная по формированию готовности воспитателя к осуществлению индивидуализации познавательного развития дошкольника
    • 1. Проектирование программы методического семинара для воспитателей детского сада
    • 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке педагогов к решению задач индивидуализации познавательного раз-вития старшего дошкольника
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Формирование готовности воспитателей к осуществлению индивидуализации познавательного развития дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современного мира все большее значение приобретают индивидуальность, незаурядность человека, обладающего нестандартностью мышления, творческим воображением, что позволяет достигать успехов в работе, в повседневной деятельности, в отношении с другими людьми. Освоение новых технологий в образовании, педагогический плюрализм в обучении и воспитании, творческий подход к реализации индивидуальных форм и методов работы с детьми позволяет смоделировать портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, раскрыться его индивидуальности уже в дошкольном возрасте.

К.Д. Ушинский, формулируя принципы воспитания, обращался к индивидуализации педагогического процесса. Он подчеркивал, что воспитывая всех нужно воспитывать каждого. Под индивидуализацией понимается учет психологических, типологических особенностей детей, закономерностей проявлений высшей нервной деятельности. Полноценное развитие дошкольника зависит от особенностей индивидуализации педагогического процесса и формирования самосознание самого ребенка, так как эффект педагогического воздействия зависит от содержания и динамики самого воздействия и от активности обучаемого. «Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий» [28]. К внутренним условиям относятся индивидуально — типологические свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность, которые проявляются у человека с рождения и сохраняются на протяжении всей жизни.

Разработка и реализация программ дошкольного образования является приоритетной задачей современного ДОУ. Переход к гуманистической парадигме в обучении и воспитании позволяет в полной мере обеспечить личностно — ориентированный, индивидуальный подход к ребенку. Однако, как показывает практика, при разработке педагогических моделей развития ребенка не прогнозируется ее влияние на личность, недостаточно учитывается ее своеобразие в познавательной, учебной деятельности: темп, работоспособность, переключаемость, отвлекаемость, скорость запоминания. Предполагается, что та или иная система будет эффективна и благоприятна для любого ребенка, имеющего нормальное развитие.

Индивидуальные особенности рассматриваются как помеха к реализации индивидуального подхода. Отрицательная оценка дается именно особенностям и возможностям ребенка, а не дидактической технологии, не учитывающей эти индивидуальные свойства детей. Я. Стреляу подчеркивал, что создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построения на ее основе всего педагогического процесса является эффективным для формирования личности ребенка. 31].

Среди педагогов-практиков выделяют два мнения по отношению к проявлениям динамических особенностей детей. Одни считают, что, если эффективные педагогические воздействия «перекрывают», маскируют индивидуально — типологические особенности, нет необходимости их изучать, внимание обращается на разработку эффективных мер педагогического воздействия, которые бы работали без учета этих особенностей (Заволоцкий Е.С., Никифорова Н.С.). Другие полагают: поскольку на фоне общей массы иногда встречаются дети со значительным своеобразием психодинамики, нарушающем эффективность педагогического процесса, то в этих случаях следует учитывать особенности свойств нервной системы.(Сиротюк А.Л., Клацки Р., Батаршев А.В.).

Таким образом, одни вообще отрицают необходимость учета индивидуально — типологических особенностей детей, а другие признают такую необходимость, но только в ситуации каких-то резких отклонений, в исключительных случаях.

На наш взгляд, индивидуализацию необходимо осуществлять с учетом индивидуально — типологических особенностей не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно, независимо от возраста, степени выраженности свойств нервной системы и ее динамических проявлений.

Применительно к старшему дошкольнику основное содержание индивидуализации предполагает поиск оптимальных средств познавательного развития. К старшему дошкольному возрасту основной задачей является воспитания и обучения становится подготовка детей к школе. В учебной деятельности большое значение приобретают познавательный процессы. Вопросами познания старшего дошкольника занимались ряд ученых: О. М. Дьяченко, И. Л. Баскакова, О. М. Назаров, П. И. Зинченко, П. П. Подъяков, А. И. Назаров, Л. С. Выготский.

Познавательное развитие непосредственным образом влияет на успешность учебной деятельности ребенка. Чтобы усвоить материал необходима устойчивость внимания, способность к запоминанию и хранению информации в памяти, продуктивность мышления, влияющие на активность ребенка на занятии. Развитие познавательных процессов обусловлено задатками нервной системы ребенка, типом темперамента, что по сути индивидуально, а значит, требует особого подхода, учитывающего индивидуальные особенности ребенка. 31,58]

Индивидуализация познавательного развития ребенка — это построение процесса обучения и воспитания со знанием закономерностей, механизмов проявления индивидуальных особенностей ребенка. В широком смысле индивидуализация в педагогике понимается, как организация процесса обучения, с учетом принципов, строящихся на индивидуальном подходе, начиная от минимальных изменений в обучении и воспитании до варьирования форм, целей, методов обучения и учебного материала. В практике современного дошкольного учреждения возникает противоречие между необходимостью использования индивидуализации в педагогическом процессе и отсутствием у педагогов соответствующей подготовки к реализации индивидуального подхода познавательного развития старшего дошкольника. Выявленное противоречие позволило сформулировать тему исследования: «Формирование готовности воспитателей к осуществлению индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника».

Объект исследования: индивидуализация познавательного развития старшего дошкольника.

Предмет исследования: средства формирования готовности воспитателя к индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника.

Цель исследования. Теоретически разработать проблему индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника и экспериментально апробировать средства готовности воспитателей к ее решению.

Гипотеза исследования. Система подготовки воспитателя к решению задач индивидуализации познавательного развития будет эффективной, если:

? познавательное развитие дошкольника осмыслено с позиции его индивидуального своеобразия;

? обоснованные педагогические условия индивидуализации познавательного развития дошкольника;

? раскрыто содержание готовности педагогов к индивидуализации (аналитический, прогностический, технологический, коммуникативный компоненты);

? разработана программа подготовки педагога к индивидуализации познавательного развития.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме познавательного развития старшего дошкольника.

2. Обосновать педагогические условия индивидуализации познавательного развития.

3. Конкретизировать содержание готовности педагога к осуществлению индивидуализации.

4. Разработать программу подготовки педагога к решению задач индивидуализации.

Методы исследования. Применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы; организационный метод (сравнительный способ); эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, психодиагностические методы (тест-опросник, беседы, контрольные задания); методы обработки научных результатов (качественный и количественный анализ, процентный показатель); интерпретационный метод: генетический способ.

База исследования. МДОУ № 71 «Рябинушка», Красноглинского района, г. Самары.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретической разработке проблемы индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника, что позволило разработать систему подготовки педагога к ее решению, содержанием которой является программа методического семинара для воспитателей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой