Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль этнических особенностей в воспитании и социализации личности ребенка

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый класс проблем — это проблемы собственно национального воспитания и образования в рамках институциональных форм реализации образования. Это проблемы национального образования татар в республике Татарстан, проблема образования чувашей живущих в Чувашской республике. Здесь на первый план выходит поиск форм реализации национального самосознания в окружении представителей собственной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме этнических особенностей в воспитании и социализации личности ребенка
    • 1. 1. Этнос, нация, национальность — предмет педагогического анализа
    • 1. 2. Основные закономерности воспитания и социализации личности ребенка в многонациональной среде
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей воспитания и социализации детей разных этнических групп в Самарской области
    • 2. 1. Организация и методика проведения эмпирического исследования
    • 2. 2. Общая характеристика национального состава Самарской области (культура и образование)
    • 2. 3. Эмпирические данные об этнических особенностях воспитания и социализации личности ребенка
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 8

Роль этнических особенностей в воспитании и социализации личности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы процесс автономизации наций в России вступил в завершающую стадию. Прекращаются попытки отдельных национальных республик отделится и образовать автономные государства. Можно сказать, что Россия преодолела кризис конфедерационализма, когда ряд субъектов федерации претендовали на повышение собственной автономности, пытаясь создать конфедеративное государство. Процесс автономизации субъектов федерации переместился в другие сферы, особенно в сферу социализации. В аспекте образования обращает на себя внимание положение национальных республик в составе Российской Федерации. Все они, являясь получателями федеральных дотаций, стремятся в то же время проводить независимую политику, в том числе и в сфере образования, отдавая относительный приоритет национальной культуре и языку и проявляют тенденции к замыканию в этих узких рамках, что достаточно негативно сказывается на развитии образовательного потенциала России. В этих условиях, актуальным для педагогики, в частности для социальной педагогики становится вопрос о национальных особенностях социализации детей разной национальности в рамках федеративного государства.

Происходящие изменения требуют глубокого и всестороннего исследования этой проблемы в аспектах ее методологии, истории, теории и практики педагогики. Обращение к истории педагогики и образования, к основным теоретическим подходам дает возможность выделить и систематизировать опыт взаимосоотнесения и согласования общечеловеческого и национального, отобрать те принципы, которые остаются приоритетными, значимыми для настоящего времени [49; 61]. Разработке проблемы соотношения общечеловеческого и национального были посвящены Х и XVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки [45; 46; 51]. Специальный анализ подходов к решению вопросов соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов в российской педагогике первой четверти XX века был осуществлен М. В. Богуславским [8].

Сегодня в отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других стран [47]. Национально-территориальный компонент образования повышает роль школы в развитии этнической культуры и самосознания у новых поколений. Поэтому одной из важнейших и высокозначимых задач в современных условиях является развитие личности на духовно-нравственной основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов, формирование мировоззрения личности, отражающего диалектику взаимосвязи общечеловеческого и национального, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений. Ориентация на развитие национальных систем образования актуализировала задачи создания национальных школ разных народов России, в том числе, и русской национальной школы [20;44; 83; 68; 69; 70; 45; 29].

Сегодня активно развивается подход к решению национального образования в рамках так называемого много-, поликультурного образования, в котором этнические различия рассматриваются как элемент культурных различий в самом широком смысле этого слова. Делается попытка дать на этой почве решение не только этнических проблем в образовании, так как считается, что в основе всяких межнациональных противоречий, конфликтов и проблем лежат отношения, в которых отсутствует межкультурная толерантность, а преобладает нетерпимость и недостаточный учет интересов особенностей другой культуры. 19; 80; 81]

Решению сложной и актуальной проблемы взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании и социализации личности ребенка, безусловно, может способствовать конструктивное изучение как зарубежного (на наш взгляд, прежде всего взглядов реформаторов образования эпохи Французской революции и Фихте), так и отечественного научно-педагогического опыта (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев). Развитие российского общества и государства в конце XIX — XX веках привело к обострению вопроса о соотношении общечеловеческих и национальных приоритетов в отечественном образовании, высокая значимость которого и сегодня требует своего решения.

В России проблема выявления и развития этнических особенностей воспитания и социализации личности ребенка разделяется на два разных класса проблем.

Первый класс проблем — это проблемы собственно национального воспитания и образования в рамках институциональных форм реализации образования. Это проблемы национального образования татар в республике Татарстан, проблема образования чувашей живущих в Чувашской республике. Здесь на первый план выходит поиск форм реализации национального самосознания в окружении представителей собственной национальности. Система образования реализует национальные особенности данного народа через систему как внешкольного, так и школьного образования. Здесь значимость родительского национального образования хотя и существенна, но не выходит на первый план, так как это характерно для тех же родителей, но живущих в среде с преобладанием другой национальности.

Второй класс национальных проблем характерен для тех регионов, в которых сосуществуют множество представителей разной национальности при преобладании прежде всего русских. В этом случае встает проблема сохранения национальных особенностей в условиях прямого и ежедневного взаимодействия с представителями других национальностей. В таких регионах уже не осуществляется национальное образование данного народа в полном его объеме. В деле сохранения национального самосознания важнейшим фактором является семейное воспитание и действующие принципы народной педагогики, реализуемые прежде всего через семью.

Самарская область относится к числу регионов с разнородным этническим составом, в котором преобладает русское население. Здесь проживают немногочисленные по численности диаспоры татар, чувашей, мордвы и других национальностей. Большинство из них имеет собственные общественные организации, заинтересованные в введении национальных черт в образование детей. Актуальной проблемой педагогики Самарской области является научное решение проблемы необходимости и достаточности учета особенностей национального склада в образовании. Актуальность этой проблемы находит так же свое отражение в работе социального педагога, которому, на наш взгляд необходимо учитывать национальные особенности, как в образовании, так (и в первую очередь) в семейном воспитании.

Отдельной проблемой является выяснение национального характера официального образования. Является ли оно русским, или же русские, не имея собственной национальной системы образования, реализуют миссию межкультурного и межнационального образования?

Объектом данного исследования является процесс воспитания и социализации детей различной национальности в условиях федеративного государственного образования. В России существуют регионы, которые законодательно признаны национальными субъектами федерации и регионы, в которых рядом с русскими существуют достаточно большие диаспоры граждан других национальностей. В этих регионах основной сферой реализации национально ориентированного воспитания и социализации является сфера семейного воспитания, где, как правило, и реализуются этнические стандарты данной национальности.

Предметом исследования являются этнические особенности воспитания и социализации личности ребенка родителями в условиях многонационального региона.

Целью исследования является выявление особенностей воспитания и социализации детей представителями различных национальностей.

Гипотеза исследования. Исследование было направлено на проверку ряда гипотез, возникших в ходе изучения литературных источников. Мы предполагаем, что к этническим особенностям относятся следующие аспекты воспитания и социализации личности ребенка:

• Представители поволжских народов, разделяют те же ценности, базовые интересы, жизненные стратегии русских.

• Русский народ в сфере народной семейной педагогики имеет такие особенности, которые обеспечивают его системообразующую роль в многонациональном государстве. К их числу прежде всего относится ориентация на диалог.

• Национальные особенности проявляются прежде всего в том, что представители национальных меньшинств области в меньшей степени делегируют в школу вопросы формирования мировоззрения.

• Школа должна социализировать в области знания, а последующая вторичная социализация находится под значимо большим контролем родителей.

В соответствии с целью исследования предлагается ряд задач, позволяющих ее достичь:

? рассмотреть литературные данные о педагогических, социокультурных, социально-педагогических подходах, предлагающих решение национального вопроса в рамках педагогической науки;

? рассмотреть историю воспитания у различных народов;

? проанализировать закономерности социализации ребенка в семье;

? рассмотреть влияние этнопедагогических факторов воспитания и социализации личности ребенка;

? дать общую характеристику национальных особенностей воспитания и социализации ребенка в Самарской области;

? провести эмпирическое исследование и проанализировав эмпирические данные, с точки зрения подтверждения или опровержения гипотез исследования, выявления общих закономерностей национального воспитания в Самарской области, сделать вывод о роли этнических особенностей в воспитании и социализации личности ребенка.

Положения выносимые на защиту:

1. В сфере воспитания и социализации личности ребенка, родители — представители поволжских народов, разделяют ценности, базовые интересы и жизненные идеалы и стратегии русских.

2. Этнические особенности русского народа в сфере воспитания и социализации личности ребенка содержат в себе такие компоненты, роль которых заключается в том, что они играют системообразующую роль в многонациональном государстве. К их числу прежде всего относится ориентация на диалог.

Новизна дипломной работы заключается в разработке программы эмпирического исследования национальных особенностей воспитания и социализации русских и национальных меньшинств.

Момент новизны дипломной работы связан так же с эмпирической операционализацией, в соответствии с целями дипломной работы, таких понятий как принципы этнического воспитания и признаки и принципы социализации, предпринята попытка комплексно исследовать как требования к социализации, вытекающие из народной педагогики, так и некоторые ключевые аспекты семейного воспитания.

Получены эмпирические данные о следующих этнических особенностях жителей Самарской области: качества личности ребенка, являющиеся признаком взрослости; требования и установки родителей на характер эмоционального проявления ребенка.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования показали необходимость и результативность междисциплинарного подхода к исследованию этнических особенностей воспитания и социализации личности ребенка. Данные этнопедагогики и семейной педагогики, реализованные в рамках социально-педагогических принципов, позволяют получить новые знания относительно этнических особенностей воспитания и социализации личности ребенка.

Практическая значимость.

Полученные данные могут быть использованы в организации педагогической работы, основанной на учете этнических особенностей воспитания родителями своих детей. Выявление этнических особенностей позволяет уточнить областную программу развития образования в части развития национального образования. Появляется возможность на основе полученных данных определять наиболее перспективные направления реализации национальной политики с учетом национальных особенностей, как русских, так и национальных меньшинств.

Данные дипломной работы могут быть использованы в курсах этнопедагогики и семейной педагогики в педагогических вузах и факультетах.

Методологической основой нашего исследования являются современные философские, педагогические концепции и идеи Ушинского К. Д., Каптерева П. Ф., Гессена С. И., Волкова Г. Н., Лихачева Б. Т., Пидкасистого П. И., в которых отражается проблема общечеловеческого и национального в сфере образования, воспитания; принцип историзма, объективности, системности; методологические требования к организации и проведению исследования, основанного на отборе, систематизации и сравнительном анализе как литературных источников, так и эмпирических данных; аксиологический, цивилизационный и антропологический подходы к изучению достижений народной педагогики.

Принимается социокультурная, антрополого-гуманистическая интерпретация национального образования, которая позволяет преодолеть ограничения парадигмы локального национального воспитания, ориентированного на процесс «формирования» у детей национального сознания вне контекста мировой культуры.

На основе этих положений мы попытались дать такое описание национального образования, которое позволяет проанализировать этнические особенности воспитания и социализации личности в многонациональной среде, а затем провести эмпирическое исследование особенностей воспитания и социализации национальных меньшинств по сравнению с русским большинством.

База исследования. Сбор эмпирических данных был осуществлен в рамках исследовательского проекта «Социокультурные нормы развития ребенка в Самарской области». Проект выполняется по заказу департамента науки и образования Центром социопсихологических исследований и диагностики в образовании. Выборочная совокупность — 200 человек (родителей): из них 100 — русские, 100 — представители национальных меньшинств области.

Методы исследования.

Мы выделяем два общесистемных принципа значимых в педагогической методологии:

? Принцип системности методов исследования. Он указывает на то, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются ученым в расчете на согласование их с природой исследуемого явления.

? Второй принцип — адекватности метода существу изучаемого предмета, тому конкретному продукту, который должен быть получен.

При решении теоретических вопросов использовались, общенаучные методы познания, но применяющиеся в педагогической области, такие как:

? методы анализа педагогических затруднений, проблем, идей и существующих решений;

? методы понятийной и терминологической работы.

Последние включают в себя:

? анализ литературы на предмет выявления и реконструкции существующих точек зрения,

? логико-категориальный и логико-педагогический анализ,

? построение схемы эмпирической проверки,

? методы эмпирической и логической рефлексии, самонаблюдение, самоанализ.

При организации исследовательской работы мы ориентировались на общую логику проведения педагогического исследования [4; 74; 77]. Она предполагает следующую последовательность:

? разрабатывается новая педагогическая конструкция (идея, метод, модель, деятельность);

? составляется общая программа исследования;

? конструируются критерии оценки ее эффективности;

? формируется регламент процедур измерения;

? выбирается и подготавливается выборка;

? осуществляется сбор данных;

? окончательные и промежуточные результаты оформляются в новые исследовательские и практические проекты, научные тексты, методики.

В экспериментальной работе использовались методы:

? Педагогическое наблюдение;

? Беседа, анкетирование.

? Систематизация и обобщение эмпирических данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретических, научно-педагогических принципов, связанных с системным и личностно-деятельностным подходами к решению поставленных задач, применением комплекса методов исследования, привлечением статистического аппарата проверки достоверности выводов.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI — начало XIX вв. М., 1990.
  2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.
  3. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учебник для вузов. М., 1999.
  4. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.;
  5. Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995,№ 2, с.122
  6. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Ленин по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994
  7. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1991.
  8. М.В. Образование как ценность общечеловеческого и национального значения в отечественной педагогике первой четверти XX в. // Образование: идеалы и ценности (историко-теорстический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М., 1995. С.114−167.
  9. Ю.А., Леонтьев Д. А. Этогенетический подход к изучению социальных ориентаций// Иностранная психология. М., 1994. № 2 (4). С.83−86.
  10. В. Н. Народная педагогика (Заметки журналиста). — М., 1996.
  11. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания //Мир образования. М., 1997. с. 2−4.
  12. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших учебных заведений. М., 1999.
  13. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Уч. пособие для Вузов. М., 1995.
  14. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб. // Пер. с англ. и фр. М., 1990;
  15. Л., Эткинд А. М. Идентичность, культурное самосознание//50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 30−34.
  16. Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990.
  17. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
  18. А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России.//Русский язык в школе. 1995 № 2 с.30−39
  19. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.
  20. Духовные основы русского национального воспитания: Хрестоматия. Екатеринбург, 1994.
  21. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982
  22. . «Национальный интерес» как консервативная утопия // Свободная мысль. 1996.
  23. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Минск, 1981.
  24. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.
  25. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994
  26. Ю. Национальные интересы: миф или реальность?// Свободная мысль. 1996. № 3
  27. Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. тр. Под ред. Газмана О. С. М., 1989.
  28. Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М., 1998.
  29. М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М., 1997.
  30. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М. 1999.
  31. П.А. П.Ф. Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия // П.Ф. Каптерев. Избр. пед. соч. М., 1982
  32. П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева (Жизнь и деятельность: аналитико-биографический и библиографический обзор). М., 1998.
  33. Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
  34. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1998.
  35. Е.В. Образовательные стратегии, образовательноая среда и самобытность Российской общеобразовательной шеолы.// Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 3-ей Международной научно-практической конференции 4−8 декабря 2000 г. Самара, 2000. С 9−12.
  36. Т.Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека// Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал. 1997. Осень. С. 13−23.
  37. М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М., 1989.
  38. М.И. Дети — душа нации.// Педагогика, 1995, № 5, с. 3.
  39. А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  40. В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. 1994. Т.15. № 3. С. 42−49.
  41. Народная мудрость: Энциклопедия. М., 1995.
  42. Народное образование и культура в СССР. М., 1989.
  43. Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В. А. Тишков. М., 1994.
  44. Национальная школа Российской Федерации: республиканские законы об образовании. Чебоксары, 1994;
  45. Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы: Докл. и сообщения научно-практической конференции, 1994. М., 1995;
  46. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З. И. Равкина М,. 1996.
  47. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М,. 1997
  48. Л.А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. тр. Под ред. Газмана О. С. М., 1989, с. 150 — 155.
  49. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М,. 1995;
  50. Общая биология/ под ред. Ю. И. Полянского М., 1992
  51. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе / Под ред. З. И. Равкина. М. 1991.
  52. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М,. 1996.
  53. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 1992.
  54. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX вв. // Под ред. Э. Д. Днепрова и др. М., 1991
  55. Н. Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П.Ф. Каптерева). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1998.
  56. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.
  57. Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 3-ей Международной научно-практической конференции 4−8 декабря 2000 г. Самара, 2000.
  58. А. Н. Народные художественные промыслы. М., 1993.
  59. В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20- 30 гг. XX в.) // Педагогика. 1995, № 2.
  60. З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М., 1994.
  61. З. И., Пряникова В. Г. Теоретические вопросы исследования приоритетных национальных ценностей образования (историко-педагогический аспект) // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX — 90-е гг., ХХ вв.) / Под ред. З. И. Равкина. М., 1997.
  62. Л.Н., Горчакова В. Г. Проблемы социализации в нестабильном обществе // Психологический журнал. 1996. № 3. С.169−170.
  63. А.А. Социальная зрелость личности: теория и практика // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 26−28 сент. 1995 г. СПб., 1995. Вып. 1. С. 79−81.
  64. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М., 1989.
  65. Г. И. Мир, управляемый из детской":(Концепция национального воспитания И.А.Ильина)//Педагогика. 1995 № 3 с.94−98
  66. Российский менталитет: история и современность. СПб., 1993;
  67. Россия между Востоком и Западом: Традиции и современность. М,. 1994.
  68. Русская школа: Создателям русской национальной школы. Вып. 1. М., 1993.
  69. Русская школа: Русская школа вне России. Вып. II. М., 1994.
  70. Русская школа: Проблемы и задачи. Вып. III. М,. 1994.
  71. Е. Легко ли взрослеть сегодня?//Педагогика 1995 № 4 с.111−113 (Педагогика и жизнь)
  72. Т.И. На пути к социокультурной педагогике. Самара, 1991.
  73. А.П. Акмеологический тренинг. М., 1996.
  74. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
  75. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. № 1.
  76. Социальная педагогика. Хрестоматия. /Составитель М.Д. Горячев/ Самарский институт управления. Самара, 1996.
  77. Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  78. В.С., Гуссейнов А. А., Межуев В. М., Толстых В. И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М., 1992.
  79. В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. М., 1985.
  80. В. А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) // Вопросы философии. 1995. № 2,
  81. В.А. Очерки теории и политики этничести в России. М., 1997.
  82. М.Ю., Донцов А. И. Меньшинство как источник социального влияния //Вопросы психологии. 1996. № 1. С.50−62.
  83. В.Ю. Пути русской школы. М., 1994;
  84. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., Т.3. М., 1988.
  85. Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. — 1993. № 6.
  86. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие. М., 1995
  87. А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
  88. А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
  89. В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М., 1981.
  90. М.В. Сбережем наше национальное достояние: По материалам семинара «Русская школа».//География в шк. 1995 № 4 с.72−73
  91. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
  92. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших учебных заведений. — М., 1999.
  93. С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения// Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.320−337.
  94. З. Педагогическая мудрость народа.// Народное образование 1995 № 2 с.85−91
Заполнить форму текущей работой