Развитие теоретического мышления младших подростков: На материале обучения математике
Диссертация
В первой главе диссертации по данным научной литературы раскрываются психолого-педагогические предпосылки развития теоретического мышления в младшем подростковом возрасте, даются характеристики теоретического мышления, проявляющиеся при изучении математики. Вторая глава посвящена анализу существующей предметной диагностики теоретического мышления, обоснованию выбора методик для определения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого-педагогические предпосылки развития теоретического мышления школьников
- 1. Психологические особенности теоретического и эмпирического мышления
- 2. Характеристики теоретического мышления школьников при изучении математики
- 3. Развитие теоретического мышления в процессе учебной деятельности и его особенности в подростковом возрасте
- Глава II. Методы изучения развития теоретического мышления школьников на математическом материале
- 1. Анализ предметной диагностики теоретического мышления
- 2. Методики определения уровня развития теоретического мышления .-:'
- Глава III. Экспериментальное изучение особенностей развития теоретического мышления младших подростков в процессе обучения математике
- 1. Особенности мышления детей 10−11 лет
- 2. Развитие теоретического мышления младших подростков в квазиисследовательской деятельности на уроках математики
- 2. 1. Описание квазиисследовательской деятельности
- 2. 2. Сравнительный анализ развития теоретического мышления в различных условиях обучения
Список литературы
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970. — 152с.
- Александрова Э.И. Математика. Учебник для 5−6 классов. Часть 1.- М., 1996.-52с.
- Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2002.- № 2.— С. 24−33.
- Амонов Н.К. Психологические особенности развития математического мышления у учащихся 5−9 классов. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. -М., 1993. 129с.
- Аршавина Л.И. О диагностике компонентов теоретического мышления у младших школьников // Актуальные проблемы психологической службы. Материалы международной конференции. Т.1. Одесса, 1992.- С. 102— 107.
- Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровней его развития. М. — Рига, 2000. — 208с.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. — 240с.
- БлонскийП.П. Избранные психологические произведения. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 695с.
- Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школь-пиков // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сборник научных трудов. М., 1983. — С. 115 — 125.
- Божович Е.Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. — М.: «Новая школа», 1995. С. 5−12.
- Вейль Г. Математическое мышление: Перевод с английского и немецкого. М.: Наука, 1989. — 400 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Перевод с английского / Общ. ред. С. Ф. Горбов иВ.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967—360 с.
- Выготский JI.C. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1997.- 144 с.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. -М.: Просвещение, 1985. -191 с.
- Гончаров С.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.-72 с.
- Горбов С.Ф., Табачиикова Н. Л. Математика, 5 класс 1-ое полугодие: учебник-тетрадь / Под ред. В. В. Давыдова. -М., Интор, 1997. -112 с.
- Горбов С.Ф., Табачникова Н. Л. Обучение математике, 5 класс.- М.: Интор, 1997.- 154 с.
- Гуревич K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., Знание, 1992. 80с.
- Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Эльконина — Давыдова) // Психологическая наука и образование. — 1997. -№ 4. С. 103−106.
- Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности па уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — С. 79−85.
- Гуружапов В.А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок // Управление школой. 1998. — № 43. — С.11.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-480с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996.-544с.
- Давыдов В.В., Горбов С. Ф. и др. Математика, 3 класс, 2-ое полугодие. М.: ИНТОР, 1996.-160с.
- Давыдов В.В., Горбов С. Ф. и др. Обучение математике, 3 класс, 2-ое полугодие. М.: ИНТОР, 1996. 144с.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы. М.: Интор, 1997. -32с.
- Давыдов В.В., Цветкович Ж. О предметных источниках понятия дроби // Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. М.: Просвещение, 1969-С.76−130.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965.— С. 138−176.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Перевод с английского-М.: Совершенство, 1997.—208 с.
- Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред.
- A.Ф. Лазурского. Пг.: Риккер, 1918. — 192 с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. 152с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. М., изд. Российского открытого университета, 1992. 128с.
- Зак А. З. Формирование психических новообразований в учебной деятельности // Психическое развитие младших школьников / Под ред.
- B.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 166 с.
- Зак А.З., Микулина Г. Г. Мышление // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. -166 с.
- Захарова A.B., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников.-М.: Педагогика, 1982.-С. 152−163.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики.- М.: Гардарики, 2002.-431 с.
- Икрамов Д. Теория и практика развития математической культуры школьников. — Ташкент, 1983.-123 с.
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. — 1984.— № 2. С. 52−60.
- Каплунович И.Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: Как их выявить и использовать в преподавании // Математика в школе. 1998. -№ 5. — С. 45−48.
- Катттерев П.Ф. Дидактические очерки: Теория образования. Пг.:3емля, 1915.-434 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. JI.: Издательство ЛГУ, 1960. — 304 с.
- Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. — М.: Наука, 1988. -288с.
- Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. — М.: Наука, 1991.-224с.
- Колягин Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи. М.: Просвещение, 1980.-96с.
- Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1980. С. 16−28.
- Кропанеева Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования // Исследовательская работа школьников.- 2002 № 2.- С. 118−126.
- Крутеикий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.-432 с.
- Леонтович A.B. Исследовательская деятельность учащихся. М.: МГДД (Ю)Т, 2002.-1 Юс.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М.: МГУ, 1981. С. 60−70.
- Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 98−106.
- Максимов JI.K. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 1979.
- Максимов Л.К. Формирование математического мышления у младших школьников. М.: Издательство МОПИ им. Н. К. Крупской, 1987.-96с.
- Маркушевич А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // Па путях обновления школьного курса математики. — М.: Просвещение, 1978. С. 29−48.
- Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др. М.: Просвещение, 1996, 288 с.
- Математика: Учебник для 5 класса средней школы / Н. Я. Виленкин и др. М.: Просвещение, 1996. 304с.
- Математика: Учебник-собеседник для 5 класса средней школы / JI.H. Шевкин, и др. М.: Просвещение, 1994.-319 с.
- Медведев A.M., Нежнов П. Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 137−143.
- Менчинская П.А. Психология обучения арифметике. — М.: Учпедгиз, 1955.-432с.
- Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике // Проблемы современной методики математики. М.: Университетское, 1989. — 160 с.
- Методика преподавания математики в средней школе / Оганесян В. А., Колягин Ю. М. и др. М.: Просвещение, 1980 — 368с.
- Микулина Г. Г., Савельева О. В. К психологической оценке качества знаний у младших школьников // Психологическая наука и образование-1997.-№ 2.-С. 47−50.
- Мордкович А.Г. Методические проблемы изучения элементов математического анализа в общеобразовательной школе // Математика в школе-2002.- № 9 — С.2−12.
- Мордухай-Болтовский Д. Д. Психология математического мышления // Вопросы философии и психологии. М., 1908 кн. 4(94).
- Немов P.C. Психология. Кн.З. М., «ВЛАДОС», 1998. 632с.
- Носатов В.Т. Психологические особенности анализа как основы теоретического обобщения (на материале умственной деятельности школьников) // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1978. -№ 1(18).-С. 57−61.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С. 33−51.
- Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления // Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике / Сост. Г. Д. Глейзер.-М.: Изд-во УРАО, 2001. С. 302−321.
- Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997. -№ 4.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.-264с.
- Потоцкий М.В. О педагогических основах обучения математике. — М., 1963.-296с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Математика. М.: Просвещение, 1991. — 128с.
- Психическое развитие младших школьников: чЭкспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1990.-168 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360с.
- Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987.-240с.
- Пуанкаре А. Математическое творчество // Математика: Хрестоматия поистории, методологии, дидактике / Сост. Г. Д. Глейзер- М.: Изд-во УРАО, 2001.-С. 357−366.
- Пуанкаре А. Наука и гипотеза. — СПб., 1906. -238 с.
- Пускаева Т.Д. Некоторые новые формы контроля за усвоением знаний по биологии // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М.: Новая школа, 1995. — С.29−38.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: Психологический институт РАО, 1995.-227с.
- Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание. — М.: Издательство АП СССР, 1958. -328с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., Изд-во АН СССР, 1959. -147 с.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 404с.
- Рубцов В.В. О двух путях обрзования понятий у ребенка // Психологическая наука и образование 1997- № 3- С. 53−54.
- Рубцов В.В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С.79 —93.
- Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 11с.
- Рякина C.B. Психологические особенности действия анализа у детей (на материале решения задач школьниками 8−11 лет). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 1987.
- Савельева О.В. Психологические критерии качества знаний младших школьников (на математическом материале). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 1989.-21 с.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. — СПб:1. Речь, 2000.-349 с.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. Киев: Рад. школа, 1983. — 192с.
- Сухотин А.К. Философия в математическом познании. Томск, 1977. — 203с.
- Торндайк Э. Вопросы преподавания алгебры: психология алгебры. М.: Учпедгиз, 1934. 192 с.
- Трегуб Л.С. Элементы современного введения в математику. Ташкент: Фан, 1973. -355с.93а. Учебная деятельность в разных возрастах. М.: Рассказов, 2003.— 119 с.
- Учебные программы по естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биология, география) / Под ред. Б. Д. Эльконина. М., 2000.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983 — 160с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. 4.1. М.: Просвещение, 1982.-208с.
- Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Повышение эффективности обучения математики в школе. М.: Просвещение, 1989:-С. 18−37.
- Шапиро С.И. Обобщенное мышление как компонент математических способностей // Советская педагогика.- 1966.-№ 3.
- Шапиро С.И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. -С.90−129.
- Шварцбурд С.И. О развитии интересов, склонностей и способностей учащихся к математике // Математика в школе. — 1964. -№ 6. С.32−37.
- ЮГ. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995 — 224с.
- Я работаю психологом. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999.-252 с.
- Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как: предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И. С. Якиманской. — М.: Изд. АПН СССР, 1990.-С. 5−20.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1 979 144 с.105″. Kaminski Е. Number sense: developing mathematical understanding // Curriculum and teaching. 1996-V. 11.-№ 1.-P. 79−86.
- Wakefield A.P. Supporting math thinking // Phi Delta Kappan. 1997.-V. 79.-№ 3.-P. 233−236.