Глава 1. Теоретические основы особенностей педагогического взаимодействия в условиях ЦИПРа
1.1. Особенности детских объединений и их роль в развитии детей
Педагогический аспект межвозрастного взаимодействия детей позволяет увидеть внутренние свойства участников взаимодействий, которые обусловлены их возрастными и индивидуальными особенностями, выделять внешние свойства как эффекты взаимодействия, а также процесс перехода внешних свойств во внутренние, сущностные свойства участников взаимодействия. Познавательная ценность категории взаимодействия для дошкольной педагогики определяется тем, что ее содержание отображает не только самообъективное бытие, но и его восприятие и осмысление педагогом [3]. Вопрос зарождения и становления детских взаимодействий всегда необычно важен, поскольку много негативных явлений в поведении взрослых людей идут корнями из дошкольного детства, когда формируются основные составные психического развития, самосознания, межличностных отношений. Все это побуждает обратиться к рассмотрению особенностей педагогического взаимодействия в условиях детских учреждений. В этой связи большая роль отводится организации взаимодействию между детьми в этих учреждениях. В педагогической науке понятия «взаимодействие» определяется как система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, по которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Особо ценным по мнению А. Г. Арушановой, А. М. Давидчук является межвозрастное взаимодействие дошкольников, которое позволяет использовать фактор взаимообучения. Это нередко может давать больший эффект, чем прямое влияние на детей со стороны воспитателя. Условия для взаимообучения при объединении детей разного возраста возникают, когда старшие что-то умеют или знают; а младшие этим только овладевают [1]. Смольникова Г. В. считает, что разновозрастное взаимодействие воспитанников является естественным условием постоянного накопления и передачи опыта от старших к младшим поколениям: младшие дети получают разные знания, усваивают привычки поведения, навыки, приучаются уважать старших. Сложнейшие воспитательные задачи успешно решаются в разновозрастном объединении, когда дети учатся внимательно относиться к старшим, беспокоиться о младших, приобретают коммуникативные привычки. Наследование старших, имитация их поведения младшими детьми — это, в сущности, отображение, которое состоит в авторитетной позиции старшего и стремлении младших к взрослости. В процессе разновозрастного общения возможным становится взаимовоспитание и взаимообучение, когда дети как младшие, так и старшие овладевают сложными практическими умениями и привычками, передают друг другу знание и опыт [4]. Однако в некоторых случаях отношения между детьми разного возраста не только содействуют их гармоническому развитию, но и несут в себе опасность формирования нежелательных личностных качеств. Иногда старшие дети, сознательно или бессознательно используют свое преимущество (физическую силу, игровые и бытовые привычки, знание). И в тех случаях, когда младший ребенок не удовлетворяется пассивной ролью, неминуем конфликт. Может возникнуть обычная ситуация, когда старший ребенок властно руководит младшим. Осознание вседозволенности и жестокость с одной стороны, покорность и угодливость с другой — прямо вытекают из такого распределения и могут быть его результатом. При определенных особенностях межвозрастного общения детей до трех лет в дошкольных заведениях со взрослыми и ровесниками, принимают за основу следующие типы взаимодействия: