Глава 1. Анализ и определение маркетинговой проблемы компании «Пласт»
1.1. Характеристика и виды товара Характеристика товара Всем известно такое понятие, как «окно», и кажется, что оно было всегда.
«Окно — это элемент стеновой или кровельной конструкции, предназначенный для сообщения внутренних помещений с окружающим пространством, естественного освещения помещений, их вентиляции, защиты от атмосферных, шумовых воздействий и состоящий из оконного проёма с откосами, оконного блока, системы уплотнения монтажных швов, подоконной доски, деталей слива и облицовок; оконный блок — светопрозрачная конструкция, предназначенная для естественного освещения помещения, его вентиляции и защиты от атмосферных и шумовых воздействий"6
В современных окнах используются преимущественно стеклопакеты, реже (когда не нужна теплоизоляция) — одиночные стёкла.
Окна различаются по материалам, из которых изготовлены, конструкциям и назначению. Рамы окон могут изготавливаться из:
• дерева.
• алюминия.
• поливинилхлорида (ПВХ).
• стеклопластика (стеклокомпозита).
• стали.
• комбинации материалов (деревоалюминиевые, деревополивинилхлоридные и т. п.).
Нас же будут интересовать окна из поливинилхлорида, пластиковые окна.
Наш конечный продуктэто целое и установленное окно, но оно также делится на множество составляющих, главными являются :
• пластиковый профиль (рама окна),
• стеклопакет,
• фурнитура (обеспечивает открытие и закрытие окна),
• различные дополняющие элементы (уплотнители, подоконники, отливы и т. д.)
Виды товара Для различия пластиковых окон используют подразделение по пластиковым профилям.
Ранее на Российском рынке использовались только привезенные из-за рубежа профили, которые на заводах преобразовывались в готовое изделие. На данный момент более половины профилей изготавливают в России с помощью привезенных технологий, материалов, оборудования. Соответственно, можно подразделить профиль на отечественный и привезенный.
Также профили делятся по монтажной ширине и количеству внутренних камер. От этого зависит степень защиты от окружающей среды.
На данный момент более 70% рынка занимают 60 и 70 мм профили с количеством камер от трех до шести.
Еще подразделение профилей возможно по составу (с использованием свинца или нет), по армированию, жесткости и другим характеристикам.
Надежность окна определяет фурнитура, которая также бывает различного производства и класса (премиум, средний, низкий ценовой сегмент)
1.2. Характеристика российского рынка окон Спрос и рынок Помимо пластиковых окон на рынке также представлены и другие виды остекления, разделение спроса на 2010 год было следующим:
• ПВХ-конструкции (83%): оконные, дверные и другие конструкции, изготовленные из поливинилхлорида. Известные также как пластиковые окна. Занимают лидирующее положение на рынке светопрозрачных конструкций России.
• Деревянные окна (9,7%): второе место объединили стандартные деревянные окна и их усовершенствованные виды. В настоящее время в России это направление очень активно развивается. Такие окна на современном этапе развития не уступают по характеристикам пластиковым окнам, гораздо более натурально смотрятся, не создают «герметичное пространство», но и в несколько раз дороже пластиковых заменителей.
• Алюминиевые конструкции (7%): легкие светопрозрачные конструкции, используемые для холодного остекления балконных проемов и производственных помещений. Они не создают достаточную для жилья теплоизоляцию, но являются дешевым заменителем станадартных окон. Также применяются для зимних садов, офисных перегородок и других нестандартных объектов.
Рисунок 1 Рынок светопрозрачных конструкций10
Конкуренция на рынке окон Сейчас рынок перенасыщен компаниями. Всех их можно разделить на несколько условных групп:
• Лидеры: давно появившиеся (до 2000 года), со своим производством, налаженным объемом, поставленным на ноги брендом, с хорошей узнаваемостью в массах. Примеры: Пласт, Хоббит, Kaleva.
• Производственные: компании, имеющие большие производственные мощности, но представляющие продукцию на рынке не от своего имени, а от имени множества дилеров. Примеры:
• Средние по рынку: множество компаний, каждая представляющая свой бренд со средним ценовым диапазоном, небольшим объемом продаж, небольшой узнаваемостью.
• Фирмы-однодневки: условное название компаний, представляющих низовую ценовую категорию. Чаще всего не дают никаких гарантий и очень быстро исчезают.
Нас интересуют лидеры рынка, к которым относится и рассматриваемая нами.компания.
Самым главным показателем, влияющим на выбор покупателя является узнаваемость марки.