Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы охраны культурного и природного наследия

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологические основы дипломной работы представляют собой ком-плексный междисциплинарный подход, характерный для культурологических исследо-ваний. Памятникоохранительная деятельность рассматривалась в качестве особого социокультурного института, выполняющего функции сохранения и трансляции важной со-циокультурной информации посредством объектов, осмысленных обществом как «памятники… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Природное и культурное наследие: понятие, нормативная база и правовое регулирование
    • 1. 1. Понятие: культурное и природное наследие в международном и Российском законодательстве
    • 1. 2. Основные этапы развития государственной политики в области охраны природного и культурного наследия
  • 2. Природное наследие г. Уссурийска и Уссурийского рай-она
    • 2. 1. Памятники природы Уссурийска и Уссурийского района: состав, история постановки на государственный учет, проблемы охраны
    • 2. 2. Природное наследие как рекреационный ре-сурс
  • 3. Культурное наследие г. Уссурийска и Уссурийского района
    • 3. 1. Формирование и современное состояние культурного наследия
  • Уссурийского района: состав, этапы формирования и проблемы охра-ны
    • 3. 2. Оценка культурного наследия Уссурийска и Уссурийского района как креативного ресурса
  • Заключе-ние
  • Список использованных источни-ков
  • Библиогра-фия

Проблемы охраны культурного и природного наследия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

В культурной политике любой страны, памятники истории и культуры, природное наследие занимают одно из наиболее ярких и значимых мест наряду с другими средствами влияния на духовно — нравственное поведение граждан. Культура — есть память, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллекту-альной, духовной жизни человека, общества и человечества в целом. Необходимо бережно хранить культурное и природное наследство, изучать его и активно включать в современную социокультурную ситуацию [1, с. 8]. Каждый народ существует в историческом времени. Процесс социокультурного развития всегда опирается на вековые культурные традиции народа, духовное наследие прошлого. «Культурная история обнимает все стороны внутренней истории: экономическую и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую» [2, c. 87]. Обращение к историческим корням отечественной культуры, духовным истокам помогает понять не только духовное наследие народа, но и ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идём?

Сохранение культурного и природного наследия декларируется как один из приоритетов культурной политики на международном и национальном уровне, в том числе в Российской Федерации. Наша страна представляет уникальное сообщество регионов, имеющих уникальные культурные и исторические корни, уникальную историю освоения и включения в состав государства, а, следовательно, и индивидуальные пути развития. Основа современной культурной политики России — регионализм, т. е. усиление влияния регионов на формирование государственной политики, особенно в таких сферах как культура, образование и т. п.

Сохранение природного и культурного наследия народов Российской Федерации бы-ло и остаётся той областью, в которой роль и степень государственного вмешательства весь-ма значительны. После отказа от коммунистической идеологии, распада СССР и ликвидации системы Советов в Российской Федерации в начале 1990;х гг., в российском обществе медленно идёт процесс формирования новых общенациональных целей и ценностей. А, следовательно, размытыми оказываются представления о значимости природного и культурного наследия, об их познавательном, воспитательном, культурном потенциале. Хотя, по мнению многих исследователей, именно сфера культуры оформляет и предопределяет новые цели и ценности общественной жизни и может способствовать фор-мированию нового ценностного восприятия происходящих перемен, а, значит, и отношения к власти.

Одна из главных проблем в деле охраны природного и культурного наследия России в настоящее время — недостаточное финансирование со стороны государства. В связи с этим на местах многие ценные памятники старины, объекты природного наследия постепенно разрушаются, теряют первоначальный вид. Всё чаще происходят случаи вандализма в отношении объектов исторического наследия, а по идеологическим причинам сносятся памятники советского периода.

Поэтому актуальность вопросов, связанных с проблемами охраны культурного и при-родного наследия, не ослабевает в настоящее время и, надо полагать, не будет ослабевать и в обозримом будущем.

Рассмотрим вопрос, связанный с тем, кто занимался проблемами охраны памятников природного и культурного наследия, и какой вклад внёс в исследование проблем.

После создания Общества охраны природы в 1924 г. в нашей стране (тогда — в СССР) в 1920;х гг. произошло выделение охраны природы в отдельную сферу деятельности, отлич-ную от охраны памятников культуры. В отличие от мировой практики, где после принятия конвенции об охране Всемирного природного культурного и природного наследия, эти виды памятникоохранительной деятельности рассматриваются как составные части одной и той же деятельности, направленной на поддержание мирового многообразия, у нас в стране и в законодательстве, и в работе государственных органов, и в деятельности общественных ор-ганизаций охрана природы и охрана памятников остаются разделены. Учитывая данный факт, историография изучаемой проблемы, естественным образом делится на работы, по-священные охране природного наследия, и труды по проблемам охраны историко-культурного наследия.

В первой группе особое место занимают работы академика В. Л. Комарова, посвящен-ные значению и охране растительного мира заповедников Дальнего Востока, в том числе Уссурийского заповедника, который сейчас носит имя Комарова. Одна из его работ «Флора Маньчжурии» написана ещё в начале ХХ века. [3, c. 73]. Другая работа В. Л. Комарова по-священа растительному миру заповедников Камчатки [4, c. 5−9].

Несколько работ, посвящённых охране животного и растительного мира в заповедни-ках Дальнего Востока, написаны виднейшим дальневосточным териологом Г. Ф. Бромлеем, который работал в заповеднике Комарова в 1953; 1955 гг. Учёный исследовал жизнь уссу-рийских кабанов и медведей, что дало ему возможность отразить свои наблюдения и пред-ложения по охране этих животных в своих монографиях [5, c. 173].

Состояние памятников культуры в Приморье впервые получает освещение еще в до-революционной историографии. Здесь прежде всего описывались памятники археологии. В советский период к проблемам выявления, учета и охраны наследия исследователи обраща-ются в 1950;е гг. Состоянию охраны памятников истории и культуры в Приморье посвящена работа С. Н. Николаев [6, c. 96].

В 1970; 1980;х гг. в период работ над сводом памятников истории и культуры были написаны работы сотрудников института истории, археологии и этнографии народов Даль-него Востока. Эти работы были посвящены истории изучения и современному состоянию историко-культурного наследия Приморья. Работа об археологических памятниках Примор-ского края была создана В. А. Хореевым [7, c. 72].

Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в регионе подняты в мате-риалах межведомственной региональной научно-практической конференции [8, c. 168].

Следует упомянуть учебное пособие «Культурные ценности глазами таможенника», где поднимаются проблемы юридической защиты ценностей на региональных материалах [9, c. 102].

Попытку исследовать источниковую базу изучения истории охраны памятников сде-лала Н. В. Майорова в статье «Документа ГАПК о сохранении историко-культурного насле-дия в Приморском крае в 1945;1990 гг. 10, c. 15−27].

Особую группу в историографии проблемы составляют труды краеведов Уссурийска и Уссурийского района, посвящённые проблемам охраны культурного и природного насле-дия, которые печатались в местных газетах: «Уссурийские новости», «Новая», «Коммунар», «Приморский экспресс», «Город» и других. Особенно активно стали выходить подобные публикации с открытием в 1999 году муниципального музея. В период с 2003 года до на-стоящего времени в уссурийских газетах ежемесячно присутствует информация, связанная с охраной природного и культурного наследия.

С начала 2006 года и до конца в газете «Новая» ежемесячно публиковались материа-лы о неизвестных страницах истории города, предоставленные членом краевого совета Все-российского общества охраны памятников истории и культуры, директором Российского государственного исторического архива Дальнего Востока А. А. Тороповым.

Члены Уссурийского отделения Всероссийского общества охраны памятников исто-рии и культуры, в том числе председатель отделения Сергей Сильченко, регулярно подни-мают в своих статьях в периодической печати острые проблемы по охране культурного и природного наследия.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что обобщающего научного ис-следования проблем охраны памятников истории, культуры и природы Уссурийска и Уссу-рийского района, анализа туристских, рекреационных возможностей регионального наследия для развития данной территории пока не проводилось. В то же время в имеющейся историографии отмечается, что Уссурийск и Уссурийский район занимает одно из первых мест в крае по числу уникальных природных и историко-культурных объектов. Это позволяет сформулировать цель дипломной работы — раскрыть процессы, исследовать основные проблемы, связанные с выявлением, охраной и использованием культурного и природного наследия Уссурийска и Уссурийского района.

Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:

— дать понятие природного и культурного наследия;

— показать нормативную базу и особенности правового регулирования в области охра-ны природного и культурного наследия;

— рассмотреть основные этапы развития государственной политики в области охраны природного и культурного наследия в Российской Федерации и на региональном уровне;

— проанализировать состояние культурного наследия г. Уссурийска и Уссурийского района, выявить этапы формирования основных групп памятников;

— исследовать памятники природы Уссурийска и Уссурийского района, историю по-становки под государственную охрану;

— дать оценку природного и культурного наследия Уссурийска и Уссурийского района как рекреационного и туристского ресурса, выявить их социально-культурный и со-циально-экономический потенциал.

Объект исследования — природное и культурное наследие г. Уссурийска и Уссурий-ского района.

Предметом исследования станут процессы выявления, охраны, включения в социо-культурный оборот природного и культурного наследие г. Уссурийска и Уссурийского рай-она, проблемы, возникающие в процессе данной деятельности.

Географические рамки исследования охватывают Уссурийск и Уссурийский район, как ту часть территории Приморского края, которая наиболее насыщена памятниками исто-рии и культуры, на территории которой находится значительной число уникальных природ-ных объектов, в том числе государственный заповедник, которую отличают длительные (с дореволюционного периода) и развитые традиции краеведческой работы.

Хронологические рамки исследования включают период с конца XIX века, то есть период от начала заселения и освоения русскими территории современного Уссурийска и Уссурийского района, формированием первых научных обществ (Уссурийского отдела Об-щества изучения Амурского края) и началом научного исследования данных территорий, в том числе связанного и с выявлением памятников истории и культуры. Конечные рамки ис-следования доведены до настоящего времени, что позволяет выявить как динамику в памят-никоохранительной деятельности, так и раскрыть потенциал уже выявленного и поставлен-ного под государственную охрану наследия как рекреационного и туристского ресурса.

Источниковая база исследования представлена широким кругом опубликованных и неопубликованных материалов. Среди опубликованных источников можно выделить сле-дующие группы источников:

1) Нормативные документы в области охраны культурного и природного наследия: за-коны и подзаконные акты, определявшие и разъяснявшие порядок реализации законов; по-становления правительства, в которых определялись основные направления музейной поли-тики; инструкции, определявшие особенности охраны памятников истории и культуры, их правовой статус и т. д. В настоящее время часть источников этой группы доступна на элек-тронных носителях, в основном это относится к нормативным актам, принятым в 1990;е — 2000;е гг. Нами использованы следующие законы: Конституция РФ 1993 гг., т.к. она служит основой законодательства, а также включает пункты о правах и обязанностях граждан в от-ношении памятников истории и культуры; законодательство РФ и Приморского края в об-ласти охраны природы и охраны памятников. Из нормативных документов нами также ис-пользовались указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства, в том числе, опубликованные в сборниках документов по культуре, охране памятников и музейно-му делу.

2) Публикации в региональной периодической печати по вопросам охраны природных и культурных объектов — центральная газета «Комсомольская правда», краевые газеты: «Утро Росси», «Вестник», «Золотой рог», местные уссурийские: «Приморский экспресс», «Новая», «Коммунар» и другие.

3) Электронные источники: сайты в Internet государственных и муниципальных ад-министративных органов, сайты, содержащие электронные копии текстов законодательных и нормативных документов, имеющих отношение к музейному делу и охране памятников и т. д.

Неопубликованные источники представлены документами Уссурийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, текущего архива управ-ления культуры администрации Уссурийского городского округа. В их числе — материалы, представляющие историю создания Уссурийского муниципального музея, а, кроме того, ма-териалы отчётно-выборной конференции Уссурийского отделения Всероссийского Общества Охраны памятников истории и культуры, состоявшейся 15 мая 2007 г. Автором были использованы материалы Сильченко С. А. — председателя Уссурийского отделения Всероссийского общества охраны памятников, связанные с природным и культурным наследием города Уссурийска и Уссурийского района: отчётный доклад на отчётно-выборной конференции Уссурийского отделения Всероссийского Общества Охраны памятников истории и культуры 15 мая 2007 г.

Материалы Уссурийского отделения Всероссийского Общества Охраны памятников истории и культуры характеризуют современное состояние памятников природного и куль-турного наследия Уссурийска и Уссурийского района, отражают проблемы, связанные с ох-раной, учётом ценных памятников, называют пути решения данных актуальных проблем. Безусловно, они помогли мне яснее представить состояние дел с охраной культурного и природного наследия по Уссурийскому региону.

Теоретико-методологические основы дипломной работы представляют собой ком-плексный междисциплинарный подход, характерный для культурологических исследо-ваний. Памятникоохранительная деятельность рассматривалась в качестве особого социокультурного института, выполняющего функции сохранения и трансляции важной со-циокультурной информации посредством объектов, осмысленных обществом как «памятники» — т. е. особо ценные объекты природы или культуры. В 1990;е гг. появилась работа Ч. Лэндри «Creative city» (в русском переводе «Креативный город»), в которой автор дал определение способности (обозначив ее как «creative» — «креативность») некоторых социальных институтов аккумулировать творческие силы членов общества для достижение лучшего будущего. Ч. Лэндри рассматривал памятникоохранительную деятельность в качестве условия формирования таких социокультурных институтов. Понятие «креативности», как свойства самого социума, так и воплощение его в деятельности по популяризации местного природного и культурного наследия, важно для нашей концепции относительно рекреационного, туристского, социально-культурного и социально-экономического потенциала памятников природы и культуры Уссурийска и Уссурийского района.

Важный аспект теоретико-методологической базы диссертационного исследования — региональный подход: в последние годы в историографии все яснее осознается разноплано-вость процессов, протекающих на разных территориях. М. Е. Каулен, обосновывая необхо-димость именно регионального подхода, отмечает, что только такое структурирование мате-риала, а не типологическое или хронологическое, позволяет получить наиболее адекватное понимание исследуемых процессов, т. е. именно «региональный подход отражает реально существовавшую картину» развития краеведческого движения, памятникоохранительной деятельности и т. д. [12, c. 9].

При работе с источниками и формировании выводов исследования использовались сравнительно-исторический, историко-генетический, типологический, структурно-функциональный методы. Сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и особенное в развитии природои памятникоохранительной деятельности в Уссурийске и Уссурийском районе на разных этапах изучаемого хронологического периода, а также в сравнении с общим уровнем развития этих сфер деятельности в стране (в чем помогали исследования по другим регионам), а также соответствие между уровнем развития данной работы в Уссурийске и Уссурийском районе и «идеальными» требованиями, которые можно выявить на основе анализа официальных документов.

Историко-генетический метод применялся для выявления динамики в развитии рабо-ты с памятниками природы и культуры в Уссурийске и Уссурийском районе. Выявленные сравнительно-историческим методом изменения позволяли проследить динамику в различ-ных направлениях этой деятельности. Для наглядного представления и анализа этой динамики историко-генетическим методом использовались данные официальной стати-стики.

Типологический метод применялся для отнесения объектов к различным категориям памятников (природное, культурное, природно-культурное, связанное с ними нематериаль-ное наследие) на основе норм международного и российского права, что важно для опреде-ления как потенциала изучаемых объектов, так и оценки возможных вариантов их практиче-ского использования.

Само понимание памятникоохранительной деятельности как социокультурного ин-ститута предполагает его восприятие как системы, отдельные части которой выполняют оп-ределенные функции. Существование системы возможно только в случае выполнения всех функций. Если какая-либо из частей не выполняет предписанные ей функции, а система продолжает существовать, то необходимо выяснить какая из структур взяла на себя выполнение не предписанных ей функций. Данные положения служили основой для опреде-ления роли государственных учреждений и общественных структур в различных составляющих работы с памятниками (выявление, постановка на учет, проведение учетных мероприятий в дальнейшем, охрана, использование и т. д.). Метод позволил выявить в сотрудничестве с какими другими социокультурными институтами (музеи, образовательные учреждения и органы и т. п.) осуществляется данная деятельность. Это позволило более четко определить распределение ролей в различных составляющих охраны памятников, определить выполняемые роли, степень контакта и взаимодействия с властью, образовательными, научными структурами, общественными организациями.

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы отчетно-выборной конференции Уссурийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, 15 мая, 2007.
  2. Опубликованные:
  3. Закон Приморского края № 98-ФЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятни-ков истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» от 8 января 2004.
  4. Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1976 г. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  5. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1978 г. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // Спра-вочная система «Гарант».
  7. Конвенция «О сохранении культурного и природного наследия» от 1972 г. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  8. Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия». / Принята: Па-риж, 16 ноября. 1972 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unesco.ru/dos/convention.pdf. (Дата обращения 04. 05. 2007).
  9. Материалы отчётно-выборной конференции Уссурийского отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. 15 мая 2007 года.
  10. Материалы отчётно-выборной конференции Уссурийского отделения Всероссийского об-щества охраны памятников истории и культуры. 15 мая 2007 г.
  11. Материалы отчетно-выборной конференции Уссурийского отделения Всероссийского об-щества охраны памятников истории и культуры, 15 мая, 2007.
  12. С. Памятники и памятные места в Приморье. — Владивосток, 1958. — 296 с.
  13. Охрана памятников истории и культуры: Сборник документов. — М.: Луч, 1973. — 172 с.
  14. Постановление главы Уссурийского муниципального образования «О правилах пользова-ния городскими парками» от 7 июля 2003 // Коммунар, № 74 от 13 июля 2003.
  15. Постановление главы администрации Уссурийского района «О правилах пользования го-родскими парками» от 7 июля 2003 // Приморский экспресс, № 59 от 15 июля 2003 г.
  16. М. Туристско-реакреационные ресурсы Приморского края. — Хабаровск: Изд-во ДВАГП, 1997.
  17. Указ президента РФ «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» от 5 марта 1997. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  18. Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 29 декабря 2004 г.
  19. Федеральный закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г.
  20. Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 29 декабря, 2004. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  21. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  22. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 15 июня 1996. [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант».
  23. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г.
  24. В. Археологические памятники Приморского края. — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1978. — 72 с.
  25. А.К. Актуальные проблемы культуры ХХ века. — М.: Прогресс, 1993.
  26. Т. История русской культуры. — М.: Инфра-М, 1996.
  27. Г. Ф. Растительный и животный мир Уссурийского заповедника / Г. Ф. Бромлей, Н. Г. Васильев. — М.: 1977.
  28. Д. Введение в дальневосточную археологию. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1987.
  29. В. Берегите памятники! // Золотой Рог, № 42 от 17 апреля 2003 г.
  30. Г. Медведи юга Дальнего Востока СССР. — М.: Заря, 1965. -173 с.; Бромлей Г., Растительный и животный мир Уссурийского заповедника. — М.: Наука, 1977. — 271 с.
  31. Е.А. Полыхают заповедные места // Новая, № 56 за 8 октября 2000.
  32. Э.М. Оптимист он, Лосев. // Утро России, № 53 от 8 августа 2001 г.
  33. С. Культурная политика России. — М.: Инфра-М, 1998. — 385 с.
  34. С.А. 20 век. Отечественная культура. — М.: Прогресс, 2003. — 118 с.
  35. М. Уссурийск. — Владивосток, 1966. — с. 10.
  36. В., Дьяков И. Культурные ценности глазами таможенника. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 202 с.
  37. М.И. Уссурийск. — Владивосток, 1996. — 120 с.
  38. Е.В. Зона для отдыха // Приморский экспресс, № 61 за 8 июля 2005.
  39. А.Б. Беспризорная зелёнка // Коммунар, № 72 за 4 августа 1994.
  40. М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие советской власти. — М.: Луч, 2001. — 219 с.
  41. В.Л. Записки. — М.: Патриот, 1917. — 220 с.
  42. В. Флора Маньчжурии. В 3-х т. Т-1. — СПб.: Гранд, 1901. — 311 с.
  43. В. Ботанический очерк Камчатки. — М.: Заря, 1940. — 251 с.
  44. Е.А. Поруганная память // Уссурийские новости, № 67 от 4 сентября 2004 г.
  45. Ю.М. Беседы о русской культуре. — М.: Инфра-М, 1994. — 218 с.
  46. Ч. Креативный город. — М.: Классика-XXI, 2005. — 399 с.
  47. Д. Опасная политика // Независимая газета, № 19 от 25 февраля, 1992 г.
  48. Материалы научно-практической конференции. — Хабаровск: Веди, 2003. — 168 с.
  49. Н. Документы ГАПК о сохранении историко-культурного наследия в Примор-ском крае в 1945—1990 гг.. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. — 86 с.
  50. П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М.: Знание, 1994. — 287 с.
  51. Н.В. Культурная революция // Независимая газета от 25 февраля 1992.
  52. С. Памятники и памятные места в Приморье. — Владивосток, 1958. — 196 с.
  53. В.В. Аппетиты новых русских // Приморский экспресс, № 85 за 6 февраля 2004.
  54. В.В. У озера новое лицо // Приморский экспресс, № 62 за 10 июля 2003.
  55. А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. — Владивосток: Дальнево-сточное книжное издательство, 1973.
  56. Н.А. В память об огненных рейсах // Новая, № 28 от 12 марта 2003.
  57. Е.А. Музейное дело в Приморском крае (1941−1985 гг.). — Владивосток, 2006.
  58. Природные ресурсы // Правда от 5 июля 1985.
  59. Пятые Гродековские чтения: Материалы Межрегиональной научно-практической конфе-ренции «Амур-дорога тысячелетий». — Хабаровск, 2006. — с. 246.
  60. В. Экология заповедных территорий России / В. Соколов, К. Филонов. — М.: Луч, 1997. — 311 с.
  61. В.Е. Заповедники СССР. — М.: Луч, 1985.
  62. Е. Российская культура девяностых и ответственность государства // Независи-мая газета № 27 от 3 марта 1997.
Заполнить форму текущей работой