Рынок туристических услуг России и перспективы его развития
Однако обустройство на хорошем мировом уровне въездного туризма до сих пор остается практически нетронутой проблемой, особенно в регионах, где туристские потен-циалы не вписываются в рамки традиционных рекреационно-познавательных критериев. Основными рекламными девизами въездных туров во времена СССР выступали: ознаком-ление с советским образом жизни (невольно рекламируемым антисоветской… Читать ещё >
Содержание
- Содержание стр
- Введение
- Глава 1. Туристический потенциал РФ
- 1. 1. Природно-климатические условия, культурно-исторические особенности
- 1. 2. Инфраструктура, материально-техническая база и человеческие ресурсы
- 1. 3. Конкурентоспособность туристского продукта
- Глава 2. Анализ туристского рынка РФ
- 2. 1. Анализ въездных и выездных потоков в туризме
- 2. 2. Особенности российского туристского рынка на современном этап
- 2. 3. Инновации и информационные технологии управления в сфере сервиса и туризма
- 2. 3. 1. Инновационная программа менеджера
- 2. 3. 2. Информационные технологии
- 3. 1. Перспективы туристического рынка
- 3. 2. Олимпиада Сочи
Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутст-вующая формированию и развитию мирового хозяйства, неуклонный рост влияния ту-ризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регио-нов.
В новом тысячелетии туризм прочно утвердился во многих странах как основная отрасль экономики и наиболее быстро развивающийся экономический сектор, гаранти-рующий приток иностранной валюты и создание рабочих мест. Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса .
Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфи-ческих потребностей населения.
По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валют-ного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и ус-луг.
Практика сервиса в российской индустрии гостеприимства и туризма следует зако-номерностям развития международного туризма и тесно связана не только с расширением юридических и экономических прав и ответственности, но и с необходимостью внедрения гибкой системы управления их деятельностью, максимально адаптированной к изменени-ям в окружающей конкурентной рыночной среде. В России туризм это одна из наибо-лее доходных и динамичных отраслей, развивающихся практически без государственного участия. Высокими темпами строятся новые туристические объекты, отвечающие миро-вым стандартам, растет число россиян, выезжающих за границу, и посещающих Россию иностранных туристов, увеличивается число туристических организаций по всей террито-рии страны. Развитие туризма это и развитие всей индустрии гостеприимства: не толь-ко туристических фирм, но и аэропортов, гостиниц, транспортных компаний, музеев, рес-торанов и др.
По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России по-зволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на се-годняшний день.
Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.
Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают оп-ределённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное раз-влечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым соци-ально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию спо-собствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей меж-ду государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам лю-дей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с дос-топримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ве-дет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет пра-вительтва, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достоприме-чательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной це-лью и т. д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной струк-туре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характери-стик.
Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это, прежде всего, предло-жение брэндов. Сколько их у нас? Раскрученные еще в советские времена брэнды турист-ских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленин-граде, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешест-вие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние ту-ризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы тури-стской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предло-жить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лече-ние, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Ка-рельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, кото-рые стали реальной альтернативой пляжному отдыху.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, зани-мает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристического потока.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответст-вующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. ино-странных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Рос-сию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью миро-вой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возраста-нии его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамично-сти развития уступает лишь добыче и переработки нефти.
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благо-приятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных разви-ваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения ино-странных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хо-зяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий, как между профессиональ-ными участниками туристического рынка, так и с государством.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, те-ряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одно-го иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм — один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем факто-ром, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она явля-ется местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу госу-дарства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных ин-вестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостинич-ных мест, дефицитом квалифицированных кадров — все это привело к тому, что в настоя-щее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5−15%, а в некоторых до-ходит до 50%.
В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на вы-езд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься на-правлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привле-чение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Указанными положениями объясняется актуальность выбранной темы дипломной работы.
Предметом исследования является региональное развитие туризма в России.
Объектом данного исследования является туристский рынок Российской Федера-ции.
Целью дипломной работы является описание и анализ развития туристского рынка России, выявление тенденций развития, обозначение проблем и путей их решения.
Список литературы
- Закон РФ № 132-ФЗ от 24.11.96 г. «Об основах туристской деятельности в Рос-сийской Федерации».
- Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2004.
- Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.
- Александрова А.Ю. Структура туристского рынка, М.: Пресс-Соло, 2002.
- Анализ статистики въездного и выездного туризма в России.//Интерфакс. 3 Сентябрь 2007.
- Барзыкин Ю.А. Туризм в системе социально-экономических отношений: осно-вы, функции, пути развития. Автореферат. М., 2007.
- Борисов В. А. Демография. М., 2007.
- Волошин Н.И. Правовое регулирование туристической деятельности: Учебное пособие для студентов, изучающих правовые основы туристской деятельности. — Российская международная академия туризма. — М.: Финансы и статистика. -2008.
- Въездной туризм в РФ развивается, а выездной стагнирует// ИА «Альянс Ме-диа». 02.12.2006. www.allmedia.ru.
- Губенко Н. «Российские парламентарии — за разумный протекционим в сфере туризма», «Туризм: практика, проблемы, перспективы», 2007, № 8.
- Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2007.
- Квартальнов В.А.,. Зорин И. В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятель-ности. — М., Финансы и статистика", 2003.
- Квартальнов В.А. Туризм. — М., Финансы и статистика, 2004.
- Козырев В.М. Туристская рента. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2007.
- Котлер Филип, Боуэн Джон, Мейкенз Джеймс «Маркетинг: Гостеприимство. Туризм». — Учебник для вузов; перевод с английского, Москва, ЮНИТИ, 2008.
- Крупенина Т.В. Социальные проблемы развития индустрии туриз-ма//'Управление персоналом, № 5, 2006.
- Маринин М. Отрасль государственной важности: Туризм как часть экономиче-ской политики страны// Экономика и жизнь, 2006, декабрь (№ 50).
- Материалы сайта компании «Мегатек». www.megatec.ru.
- Недорез Ю.И. Ситуация на мировом и российском рынке туризма// Центр пер-спективных исследований. 26.04.2008.
- http://www.science.sakhalin.ru/Pub/Gov/Tourism-01.html.
- Ольшанский А. Россия вымирает в центре, зато прирастает на севере и юге// Новые известия", 1 июня 2006 года.
- Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 2003.
- Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО РАН, 2006.
- Портер М. Конкурентная стратегия. М.: Изд-во Альпина бизнес букс, 2005.
- Проблемы и противоречия воспроизводства в России в контексте мирового эко-номического развития. Теория. Сопоставления. Поиски / Под ред. В.Н. Черков-ца. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.
- айли М. Управление персоналом в гостеприимстве: Учебник: пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Россия заняла 64 место по уровню развития и конкурентоспособности туризма. 05.03.2008. http://rosfincom.ru/.
- Саак А. Э. Пахомов Е.В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управ-ления: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.
- Саак А.Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
- Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских ус-луг. М., 2008.
- Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. Пособие. М.: Магистр, 2007.
- Сочи — претендент на проведение Олимпийских игр. 26.04.2008. http://www.businessrest.ru/content/document_r_31380B99-C73B-4896−9D7F-8AF3885409F0.html.
- Статистика в туризме / Под ред. С. П. Шпилько. М.: Бюро информации по ту-ризму «Он-лайн», 2006.
- Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных усло-виях: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.
- Кныш В.А. Маркетинг в теории потребительского спроса // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 6.
- Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/section3/section36/.
- Полипенко Г. Туризм одно из перспективных направлений развития экономи-ки России. www.travelnn.ru.
- Статистический бюллетень. М.: Госкомстат РФ, 2003. № 4.
- Статистический бюллетень. М.: Федеральная служба государственной стати-стики, 2004. № 8 (107).
- Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Рос-сийский союз туриндустрии. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004.
- www.sochi2014.com.