Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контексте данного исследования наибольший интерес представляет социальная адаптация, которая представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям с окружающими. В психологии (А.И. Ковалева, А. В. Петровский, А. А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сопровождение детей к адаптации как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Понятие, факторы, условия адаптации детей к детскому саду
    • 1. 2. Социально-педагогическое сопровождение детей. Понятие сопровождения
    • 1. 3. Формы социально-педагогического сопровождения адаптации детей в условиях детского сада
  • Глава 2. Изучение социально-педагогического сопровождения
    • 2. 1. Исследование детей, поступающих в детский сад. Первый этап
    • 2. 2. Программа социально-педагогического сопровождения детей
    • 2. 3. Анализ эффективности программы
  • Заключение
  • Список источников
  • Приложение 6

Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Анализ современной психолого-педагогической литературы (Т.И. Бабаева, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, С. А. Козлова, М. В. Крулехт, Н. Б. Крылова, Д. И. Фельдштейн и др.) позволяет охарактеризовать дошкольное детство как феномен культурного развития ребенка, период первичной социализации. В дошкольные годы происходит психологическая адаптация человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет принятия норм и ценностей данного общества.

Термин «адаптация» является междисциплинарным. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одно из фундаментальных свойств живой материи — способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях; в медицине (В.И. Медведев, Г. М. Зараковский и др.) — определяется как способ сохранения и развития жизненного потенциала человека в условиях глобальных изменений природной среды и климата; способ естественной защиты человеческой популяции от вымирания.

В контексте данного исследования наибольший интерес представляет социальная адаптация, которая представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям с окружающими. В психологии (А.И. Ковалева, А. В. Петровский, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн и др.) доказано, что характер поведения человека в процессе социальной адаптации зависит от целей и ориентации его ценностей, а также возможностей их достижения в социальной среде. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие традиционно связывают с периодами кардинальных изменений жизни индивида и его окружения.

Совокупный анализ исследований, при неоднозначной трактовке и употреблении интересующего нас понятия разными авторами, дает основание рассматривать социальную адаптацию как активное приспособление человека к изменившейся социальной среде, когда человек, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, осваивает новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.

В педагогике наиболее полно изучены адаптация учащихся к учебной деятельности в процессе школьного обучения (Т.И. Бабаева, С. В. Зверева, В. Г. Каменская, А. В. Можейко, Н. Н. Поддьяков, С. В. Феоктистова и др.), а также адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста в связи с поступлением в дошкольное учреждение (Н.Н. Авдеева, Т. А. Константинова, А. В. Кошелева, С. Ю. Мещерякова, Г. Г. Филиппова, Ж. Батдэлгэр и др.). Адаптация ребенка к детскому саду рассматривается как процесс двусторонний (биологическое приспособление и адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, перестройка его отношений с людьми). Выявлена зависимость адаптационного периода от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений, условий детского сада. Доказано удлинение сроков и тяжести адаптации по мере взросления детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста в детском дошкольном учреждении: метод. рекомендации / М-во просвещения БССР, Респ. метод. кабинет; [Сост. Т. Н. Адамович]. — Минск: Респ. метод. кабинет МП БССР, 1981.
  2. , М.К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. — СПб.: Питер, 2008.
  3. , В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. — Н. Новгород: [б.и.], 1994.
  4. , Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2006.
  5. , О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. — М.: Речь, 2006.
  6. Л.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи / Л. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург: [б.и.], 1995.
  7. , А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. — СПб.: Речь, 2000.
  8. , Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2008.
  9. , А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И. Шульга. — М.: Изд-во УРАО, 2004.
  10. , М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — 3-е изд, исправ. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  11. , Н.Д. Ребенок поступает в детский сад : пособие для воспитателей дет. сада / Н. Д. Ватутина. — М.: Просвещение, 2003.
  12. , Д.И. Гармония развития / Д. И. Воробьева. — М.: Детство-Пресс, 2003.
  13. , Д.И. Методические рекомендации к программе «Гармония развития» / Д. И. Воробьева. — СПб.: ЛГОУ, 2002.
  14. , М.Л. Социальная педагогика : курс лекций / М. Л. Галигузова. — М.: Владос, 2000.
  15. , А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А. С. Галанов. — М.: Аркти. 2000.
  16. , А.С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей / А. С. Галанов. — М.: Школьная пресса, 2002
  17. , К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика / К. М. Гуревич. — СПб.: Питре, 2008.
  18. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб.: [б.и.], 2002.
  19. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005.
  20. Дом, в котором хорошо и малышам и взрослым // Педагогика ДОУ. — 2003. — № 3.
  21. , Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных общеобразовательных учреждений / Т. Н. Доронова. — М.: [б.и.], 2002
  22. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: метод руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина. — М.: Линка-пресс, 2001
  23. , Ю.М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин. — М.: Эксмо, 2010.
  24. , О.Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007.
  25. , О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад и семья. Из детсво — в отрочество / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение; Росменн, 2007.
  26. , И.С. Адаптация ребенка к детскому саду / И. С. Ильина. М.: Академия Развития, 2008.
  27. , О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О. Н. Истратова. — М.: Феникс, 2009.
  28. Как помочь ребёнку в период адаптации // Ребёнок в детском саду. — 2003. — № 3.
  29. , Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина. // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 2−9.
  30. , Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет : все, что нужно знать родителям / Е. В. Камаровская. — СПб.: Питер, 2010.
  31. , Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006.
  32. , Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. — Пермь, 2002.
  33. , И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М.: ПЕРСЭ, 1992.
  34. , Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т. В. Костяк. — М.: Академия, 2008.
  35. , И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет / И. Ю. Кулагина. — М.: Изд-во РОУ, 1996.
  36. , Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е. К. Лютова, Т. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2001.
  37. , В.Н. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении / В. Н. Меркулова, Л. Г. Самоходкина. // Материалы фестиваля «Открытый урок 2004−2005». — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2005.
  38. На пороге детского сада // Обруч. — 1995. — № 5
  39. , Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста / Е. И. Морозова. // Альманах института коррекционной педагогики РАО. — 2001. — № 4.
  40. Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  41. , О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова. — СПб.: [б.и.], 2006.
  42. , К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. — М.: Владос, 2007.
  43. , С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. — СПб.: Речь, 2006.
  44. , А.С. Занятия психолога с детьми 2 — 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. — М.: Книголюб. 2004.
  45. М.А. Адаптация дошкольников к условиям ДОУ / М. А. Савченко. — СПб.: Лада, 2004.
  46. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 5. — С.49−53.
  47. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой — М.: Медицина, 1980.
  48. С. Как сделать мир удобным / С. Степанов. // Школьный психолог. — 2002. — № 9.
  49. , В. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера / В. Тимофеев, Ю. Филимоненко. — СПб.: [б.и.], 1995 .
  50. , М.А. Диагностическое обследование в ДОУ / М. А. Филипповских. — СПб.: Лада, 2008.
  51. , Л. Сопровождение учащихся в образовательном процессе как условие преодоления школьной неуспешности / Л. Шипулина. // Народное образование. — 2008. — № 4. — С. 27−32.
Заполнить форму текущей работой