Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Россия как государство с федеративной формой устройства

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 2000 года начинается реформирование отечественного федерализма, основными тенденциями которого являются усиление властной вертикали, повышение ответственности региональных руководителей, укрупнение субъектов федерации и обеспечение целостности и единства конституционного пространства России. Термин «федерализм» относят к политическим государственно-правовым понятиям нового времени. Он в отличие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие федеративной формы государственного устройства и ее особенности в России
    • 1. 1. Федерализм как основа конституционного строя Российской Федерации
    • 1. 2. Принципы федерализма и их отражение в решениях Конституционного Суда РФ
    • 1. 3. Перспективы и тенденции развития федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Глава 2. Взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами
    • 2. 1. Договорные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами и причины их пересмотра
    • 2. 2. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами в условиях укрепления вертикали власти
    • 2. 3. Соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как способ организации федеративных отношений
  • Заключение
  • Нормативные правовые акты

Россия как государство с федеративной формой устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федерализм как форма организации общественных отношений в рамках определенной государственности используется человечеством уже свыше двух столетий. Фактически федерализм есть путь к стабильности, поиску консенсуса, компромисса, преодолению территориальных, экономических и межнациональных противоречий.

Термин «федерализм» относят к политическим государственно-правовым понятиям нового времени. Он в отличие от терминов «политика», «монархия», «демократия», заимствованных из греческого языка, своими корнями уходит в латынь: «foedus» в латинском языке означает «союз, связка, договор» .

Актуальность исследования российского федерализма в достаточной мере обоснована в самом исследовании, и с такой постановкой вопроса нельзя не согласиться.

С 1991 года и по настоящее время продолжается длительный процесс сложного и противоречивого вызревания нового федерализма, формирование его конституционных основ, позволяющих организовать единое правовое пространство в государстве и гармоничное взаимодействие общефедерального и регионального уровня государственной власти.

В 1992 — 1993 гг. удалось преодолеть наиболее опасный для целостности государства момент истории, в это время складываются федеративные отношения, закрепленные в Конституции 1993 года. Они обеспечили сохранение государства, но уже к 2000 году стало понятно, что сложившаяся модель федерализма в перспективе неудовлетворительна и должна быть преодолена и заменена более эффективно действующей моделью.

С 2000 года начинается реформирование отечественного федерализма, основными тенденциями которого являются усиление властной вертикали, повышение ответственности региональных руководителей, укрупнение субъектов федерации и обеспечение целостности и единства конституционного пространства России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 21.01.2009. № 7.
  2. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // СПС Гарант.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
  4. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
  5. Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 10.
  6. Указ Президента РФ от 03.10.1994 N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. N 24. Ст. 2598.
  7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. N 26. Ст. 3176. Документ утратил силу.
  8. Материалы судебной практики:
  9. Постановление Конституционного Суда от 13.03.1992 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 — 1996. М., 1997.
  10. Постановление Конституционного Суда от 18.01.1996 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 4. Ст. 409.
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1996 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации» // Собрание законодательства 1996. N 29. Ст. 3543.
  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 г. N 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3581.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 3. Ст. 429.
  16. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12. 2005 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 336.
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 336.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ 21.12.2005 N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 336.
  20. С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 8. С. 19−23.
  21. Е.В. К вопросу о составе федеративного государства // Проблемы конституционного и муниципального права: Сборник научных трудов. — М.: РПА Минюста России, 2010. С. 15−20.
  22. И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3. С. 19−20.
  23. Г. Г. Конституционное право. — М.: Норма, 2006.
  24. Н.М. Совершенствование федеративных отношений: законодательная и договорная практика // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 59, 2006. С. 128−149.
  25. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 9. С. 13.
  26. Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.
  27. А.Н. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2006.
  28. А.В. Основы становления федеративного устройства в России // Государство и право. 2009. № 10. С. 85−90.
  29. А.В. Федерализм и гражданское общество // Российский юридический журнал. 2010. № 1 (70). С. 176−178.
  30. Ю.И., Соколов А. Н. Федерализм в России — динамика проблем, противоречий и перспектив эволюции // Философия права. 2006. № 4. С. 31−37.
  31. Ю.И., Соколов А. Н. Федерализм в теории и на практике — новые подходы // Право и политика. 2006. № 10. С. 37−43.
  32. Н.М. Федерализм в России: оценка состояния и пути решения проблем // Право и политика. 2006. N 5. С. 42.
  33. Н.М. Федерализм в России: оценка состояния и пути решения проблем // Право и политика. 2006. № 5. С. 4−9.
  34. Н.М. Федерализм в России: реконструкция и обновление или возврат к прошлому // Проблемы права. Международный правовой журнал. 2006. № 3. С. 9−16.
  35. Н.М. Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм // Право и политика. 2006. № 8. С. 73−82.
  36. .Л., Хабибуллина Г. Р. Федерализм и федеративное государство (историко-правовое пособие). — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.
  37. В.Ф. Разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации: сравнительно-правовой анализ // Юриспруденция. 2009. № 4 (16). С. 34−42.
  38. А.Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. 2004. N 1. С. 38.
  39. И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М., 2004.
  40. Е. Конституционное регулирование федеративных отношений в России // Дни науки: Материалы научно-практической конференции факультета государственного и международного права. Ч. 1, 2009. С. 15−19.
  41. .С., Невинский В. В. Российский федерализм на перекрестке мнений // Российский юридический журнал. 2007. № 5. С. 57−63.
  42. Е.Г. Федерализм как демократическая территориальная организации правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 14−19.
  43. А.Н. Конституционное право России. — М.: Велби, 2007.
  44. М. Российский федерализм: сегодня и завтра // Дни науки — 2006. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. С. 12−19.
  45. В.В. Проблема суверенитета России в условиях федеративного государственного устройства // Закон и право. 2009. № 1. С. 25.
  46. Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. № 11. С. 11−17.
  47. Н.А., Чердаков С. В. К вопросу о договорной практике регулирования федеративных отношений в РФ // Договор в публичном праве. Сборник научных статей. — М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 43−51.
  48. А.В. Федерализм в России: особенности развития // Право и государство: теория и практика. 2006. № 9. С. 135−141.
  49. А.Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2008.
  50. А.Е., Мазаев В. Д., Никитина Е. Е. Конституционное право России. Учебник для ВУЗов. — М.: Проспект, 2009.
  51. Т.К. Институт договора в российской системе конституционно-правового регулирования федеративных отношений // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2007. № 6. С. 33−35.
  52. Р. Российский федерализм на перепутье // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1 (50). С. 173−182.
  53. А.Х. К проблеме распада федеративного государства социалистического типа (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2010. № 7. С. 38−41.
  54. Ю.А. Об институциональных аспектах федеративных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3. С. 26.
  55. М.Х. Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ, 2004.
  56. Р.Д. О проблеме конституционности изменений в статусе высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3. С. 23 — 30.
  57. Т.О. Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Вып. 4 Ч. 1. — Саратов: СЮИ МВД России, 2009. С. 111−116.
  58. А.Н. Развитие договорного аспекта федеративных отношений в условиях современной России // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 23. С. 8−10.
  59. Н.А. Договорно-правовая политика в сфере федеративных отношений // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал: Специальный выпуск. 2006. № 2 (11). С. 8−23.
  60. Э.С. Российский федерализм как конституционно-правовая ценность // Российское правосудие. 2009. № 8 (40). С. 10−16.
Заполнить форму текущей работой