Введение
Понятие «культура» в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Д. Вико, И.-Г. Гердер, III. Монтескье. В тот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных цен-ностей, стереотипов образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.
Со второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной, а не только философской категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, оставшийся от идей Просвещения, и перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» начало пересекаться с категориями «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «глобальная регионализация». Появились его определения как «биологически ненаследуемой памяти человечества» — через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т. д. В XX в. из научных представлений о культуре уходят мотивы Романтизма, придававшие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности.
В наши дни понятие «культура» употребляется во множестве значений. Однако, несмотря на кажущееся разнообразие определений существуют некоторые общие позиции, присутствующие или явно подразумевающиеся в каждом из таких определений.
1. Социологическое понятие культуры Культура представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющихся чертой, которая отличает его от животных. Слово «культура» восходит к латинскому слову «cultura», обозначавшему возделывание земли.
Существует несколько подходов к определению культуры. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А. Кребер и X. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:
1) культура — это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
2) культура — это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе;
3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д.) и связана с идеями.
Слово «культура» можно употреблять обобщенно, применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской культурах).
Иногда данный термин используют также в узком значении — для обозначения более высокой степени культурности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительной аккульту-рации, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.