Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выбор профессии и профессиональное самоопределение личности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А. Климов, Н. С. Пряжников, Т. В. Кудрявцев, Е. М. Борисова, И. М. Кондаков, А. В. Сухов, Г. В. Прыгин, А. К. Осицкий и др.). это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности профессионального самоопределения старших подростков обучающихся в разных профессиональных классах
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение в работах отечественных и зарубежных психологов
    • 1. 2. Факторы влияющие на выбор профессии у старшеклассников
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Описание методов и процесса исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов
  • Выводы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Выбор профессии и профессиональное самоопределение личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А. Климов, Н. С. Пряжников, Т. В. Кудрявцев, Е. М. Борисова, И. М. Кондаков, А. В. Сухов, Г. В. Прыгин, А. К. Осицкий и др.). это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общественные проблемы жизненного становления личности.

Вместе с тем в настоящее время проблема профессионального самоопределения, в частности выбора профессии приобрели особую актуальность.

Выбор профессии — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой специальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Каждый молодой человек осуществляет выбор своего жизненного пути индивидуально. Но этот индивидуальный выбор всегда социален, т. е. общественно обусловлен (детерминирован существующей системой общественных отношений, общественными потребностями и отклонениями от них).

Вопросы самоопределения, как показал С. Л. Рубинштейн, не могут рассматриваться в отрыве от взаимоотношения субъекта с социальным окружением. Значимость данного методологического положения становится особенно очевидной при изучении важнейшего этапа профессионального самоопределения — выбора профессии старшеклассника. Факторы социально-психологического порядка всегда оказывают существенное, а зачастую решающее влияние на реальный выбор профессии. Определяя свое место в мире профессий, старшеклассник, помимо собственных устремлений и намерений, не может не учитывать сложившиеся в обществе конкретные социально-экономические условия. Ведь его личные качества в существенной степени определяются и проявляются в зависимости от факторов социального порядка. Старшеклассник оказывается в эпицентре множества различных, порой взаимоисключающих советов, предположений, требований и преднамеренных воздействий со стороны других людей, социальных групп и организаций. Таким образом, ситуация выбора профессии, даже будучи перенесенной во внутренний план старшеклассника, всегда остается социальной и ставит его перед необходимостью учета множества разнопорядковых факторов, выполняемых функцию оснований или критериев выбора.

К их числу относятся, помимо социально-психологических, и внутренне-профессиональные критерии, т. е. оценки старшеклассниками своих интересов, способностей и профессиональных требований.

Цель исследования — выявить особенности профессионального самоопределения учащихся с разными формами обучения.

Задачи исследования:

1. Теоретический обзор проблемы профессионального самоопределения в работах отечественных и зарубежных психологов.

2. Изучить проблему профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.

3. Исследовать особенности профессионального самоопределения учащихся обучающихся по разным программам.

4. Выявить интересы и направленности старшего подростка.

5. По результатам исследования разработать практические рекомендации по формированию профессионального самоопределения.

Объект исследования — старшие подростки.

Предмет исследования — профессиональное самоопределение учащихся.

Гипотеза исследования — существуют различия в профессиональном самоопределении учащихся профильных классов.

Методы исследования — Дифференциально — диагностический Опросник Е. А. Климов (ДДО), 16-ти факторный Опросник Кеттела, Опросник Шмишека.

Практическая значимость — заключается в разработке рекомендаций педагогическому составу школы по профориентации учащихся старших классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 28−33.
  2. Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. — 2000. — № 5. — С.261−273.
  3. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
  4. Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С.147−154.
  5. Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 431с.
  6. Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С.87−94.
  7. , А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие — М.: Дело, 2001. — 240 с.
  8. , Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних // Школьные технологии. — 2000. — № 4. — С. 73−83.
  9. , Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — М.: Олма-Пресс, 2004. — 318с.
  10. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Владос, 1995. — 289 с.
  11. Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. — Ереван: АСОГИК, 2002. — 152 с.
  12. Введение в гендерные исследования. — М.: Изд-во МГУ, 2000.
  13. Гендер и профессиональное самоопределение. // общественные науки и современность Журнал" Регион: 2007. № 1−3…
  14. Гендерные аспекты самоопределения молодежи…(статья); О. И. Ключко. 2008. № 6. С. 182−195.
  15. Гендерное образование в профессиональной социализации личности. сб. научных трудов. Выпуск № 3, Краснодар, 1998. С. 232−240.
  16. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерное исследование.: Учебное пособие / Под ред. И Ф.
  17. Н.В. рынок труда и гендерные различия в профессиональном самоопределении молодёжи // Сб. статей республиканской научно-практической конференции… 2003.
  18. , н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 3. С. 100−115.
  19. , О.Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. — М.: Флинта, 2004. — 335 с.
  20. , А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. Наш проблемный подросток / А. В. Ермолин. — СПб.: Союз, 1999. — 78 с.
  21. , А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А. И. Земечко, 2000.
  22. , Е. Гендерная проблематика в психологии. — М; 2000.
  23. , Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие — Мн.: ФУАинформ, 2003. — 138 с.
  24. , Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.
  25. , Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Alma mater. — 2003. — № 4. — С.16−19.
  26. , И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. — СПб, 2003. — С.44−471.
  27. , И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. … доктора психол. наук. — СПб., 2004. — 39 с.
  28. , И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшая школа в России. — 2001. — № 2. — С.68−75.
  29. , Д.А. Эмпирические исследования особенностей реального самоопределения современной молодежи / Д. А. Красило // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 2. С. 89−99.
  30. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 274 с.
  31. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999 — 274 с.
  32. , М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. — СПб, 2003. — С.185−195.
  33. , Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения. Сборник научных статей. Часть 1. — Екатеринбург, 2003. С. 463−470
  34. , А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. — М., 1999. — С.272−287.
  35. Лидерство, Гендерные перспективы // Труды 1-й Международной конференции. СПб., 27−28 октября 2003 г. / Под ред. Л. А. Герасимовой. -СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. — 230 с.
  36. , А.Н. проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 675 с.
  37. Научный журнал «Успехи современного естествознания». № 11. 2007. УДК 370. / 179 В статье рассматривается понятия «самоопределения».
  38. , Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. — М.: Владос, 1995. — 604 с.
  39. , Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. — М.: Владос, 2003. — 188 с.
  40. , Р.В. Технологии практического психолога образования.: учеб, пособие / Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 2001. — 441 с.
  41. , Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. — Киев 2000. 143 с.
  42. , В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / в.А. Поляков // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 33−37.
  43. Практикум по гендерной психологии. / Под ред. И. С Клециной. — СПб.: Питер, 2003. — 479 с.
  44. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1999. — 237с.
  45. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2003. — 480 с.
  46. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — Санкт — Петербург: Мастера психологии, 2000. — с.
  47. , Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 350 с.
  48. , С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 73−78.
  49. Словарь гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация XXI век, 2002. — 255с.
  50. , Г. О. О профессиональном самоопределении учащихся / Г. О. Сторожева // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 37−44.
  51. , Г. О. Школьному психологу о профессиональном самоопределении учащихся / Г. О. Сторожева // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 37−44.
  52. , Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. -544 с.
  53. , Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. — СПб.: Питер, 2003. — 650 с.
  54. , С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника / С. Л. Чернер // Школа. — 2000. — № 3. — С. 3−6.
  55. , С.Ю. Воспитательные аспекты политехнического образования / С. Ю. Черноглазкин // Педагогика. — 2000. — № 9. — С. 43−45.
  56. , Е.А. психодиагностика, коррекция и развития личности: учеб. пособие / Н. И. Шевандрин — М.: Педагогика, 1999. — 152 с.
  57. , Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. — М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. — 928с.
Заполнить форму текущей работой