Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление профессионального пространства воспитателя ДОУ

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В работе используется комплекс методов исследования, включающий методы подготовки и организации исследования; теоретический анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме; методический прием определения уровня профессионального пространства воспитателя ДОУ (И.К.Шалаев); метод моделирования проблемной педагогической ситуации; прием выявления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
    • 1. 1. Профессиональное пространство как педагогическая проблема
    • 1. 2. Основные направления развития профессионального пространства воспитателей ДОУ в Западном округе
    • 1. 3. Специфика профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
    • 2. 1. Содержание и методика исследования
    • 2. 2. Факторы становления профессионального пространства воспитателя в детском саду
    • 2. 3. Пути повышения профессиональной компетентности воспитателя в ДОУ
  • Выводы по главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Становление профессионального пространства воспитателя ДОУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время современная система дошкольного образования предъявляет серьезные требования к профессионализму воспитателя детского сада. Самосовершенствование педагога, наращивание его профессионального и коммуникативного мастерства, развитие своих собственных внутренних и человеческих качеств является не только личной, но и социальной проблемой. В связи с этим необходима развернутая, последовательная подготовка педагогических кадров по специальности «Дошкольное образование»

Актуальность исследования и постановка проблемы. По мере развития теории образования, вызвавшего к жизни такие новые научные направления как философия воспитания, психология образования, все более заявляющую о себе психологию педагогического профессионализма (Е.А.Климов, А. К. Маркова, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина и др.), Если учесть новый социальный заказ, обращенный к педагогике, который выражается в виде требований к подготовке людей, способных к саморазвитию, к самореализации имеющихся возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше, то становится понятным тот интерес к интегральным характеристикам личности воспитателя и становлению его профессионального пространства, включая и такую как «профессиональная компетентность» (А.А.Вербицкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева, Н. В. Кузьмина, Э. М. Никитин, В. А. Петровский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. С. Кузьмин, В. А. Адольф, Ю. Емельянов, А. А. Воротникова, Г. Н. Захарова, Е. П. Ухабина, А. Н. Карпова, И. Ф. Димидова и др.); «профессиональное мышление» педагога (Ю.Н.Кулюткин, А. К. Маркова, А. А. Орлов, М. М. Кашапов, О. М. Краснорядцева и др.).

Требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений так же меняются (В.С.Мухина, М. И. Чистякова, Л. В. Поздняк, А. М. Бородич, М. Л. Палавандашвили, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, Г. И. Захарова и др.). В частности, можно отметить изменяющиеся требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников; новые представления о роли и месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картины мира (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. А. Петровский, В. Т. Кудрявцев и др.). Одна за другой возникают развивающие программы для детских садов («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Золотой ключик», «Детство», «В пространстве игры», «Детский сад — дом радости» и др.). Все это требует не просто повышения квалификации воспитателя — в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но расширение профессионального пространства воспитателя как показателя его профессиональной компетентности. Становление профессионального пространства воспитателя ДОУ может проявиться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня — стратегического, тактического, оперативного.

Конкретное противоречие мы усматриваем в том, что сложившаяся система организации воспитательного процесса в системе дополнительного образования (повышении педагогической квалификации, в том числе) перестает соответствовать новым задачам, а именно создания такой образовательной среды, которая способствовала бы расширению профессионального пространства работников ДОУ адекватно новой парадигме, новым представлениям о процессе развитии ребенка и понимания своего места в этом процессе. С другой стороны, становление профессионального пространства педагогов дошкольного образования является необходимым условием подготовки их к проектированию и реализации развивающей образовательной среды в ДОУ. Решение задачи повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ пока слабо обеспечено научно обоснованными рекомендациями, опираясь на которые можно эффективно решать эту задачу.

Целью данного исследования явилось изучение особенностей становления профессионального пространства воспитателей ДОУ как внутреннего основания для проектирования и реализации дифференцированного процесса повышения профессиональной компетентности.

Объектом исследования выступил процесс становления профессионального пространства воспитателей ДОУ.

Предмет исследования — развитие профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в процессе обучения (тренинга).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, в нем решались следующие задачи:

1. Выявить особенности становления профессионального пространства как одного из проявлений профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

2. Разработать и апробировать программу тренинга, позволяющую использовать ее в качестве экспресс-диагностики особенностей становления профессионального пространства воспитателей ДОУ.

3. В конкретном исследовании апробировать программы повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ, ориентированные на педагогов с разными уровнями развития профессионально-педагогического мышления.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет культурно-историческая теория Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания — в ее современном развитии (В.П.Зинченко, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, В. Е. Клочко и др.); труды теоретиков непрерывного образования (Б.С.Гершунский, В. А. Сластенин., Н. В. Кузьмина, Г. С. Вершловский, Н. Д. Никандров, П. К. Одинцов и др.), современные подходы к изучению профессионализма педагога и механизмов его становления (А.К.Маркова, Л. М. Митина, А. А. Реан, Н. Д. Хмель, Е. А. Климов, О. М. Краснорядцева, Ю. Н. Кулюткин, А.А.Орлов).

Методы исследования. В работе используется комплекс методов исследования, включающий методы подготовки и организации исследования; теоретический анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме; методический прием определения уровня профессионального пространства воспитателя ДОУ (И.К.Шалаев); метод моделирования проблемной педагогической ситуации; прием выявления методических проблем, возникающих при профессиональном взаимодействии с ребенком; психолого-педагогический анализ видеозаписей конкретных занятий в ДОУ; анализ информации, полученной в процессе тренинга; программа работы с воспитателями по повышению профессиональной компетентности.

Теоретическая значимость обусловлена тем, понятийный аппарат современной психологии профессионализма конкретизирован применительно к той особой категории работников, которую составляют воспитатели ДОУ. Понятия «профессиональная компетентность», «профессиональное пространство» уточнены с целью возможности использования их для решения задач дополнительного профессионального образования. В процессе теоретического анализа выявления роль и место педагогического мышления в процессе становления профессионального пространства воспитателя ДОУ.

Практическая значимость работа состоит в том, что выявленные в процессе исследования связи и закономерности позволяют конкретизировать новые цели и задачи системы повышения квалификации работников дошкольного образования. Предложена программа экспресс-диагностики профессионального мышления педагогов, результаты реализации которой могут лечь в основание учебных программ дифференцированного повышения профессиональной компетентности. Выявлены принципы организации учебной деятельности с категориями воспитателей ДОУ, имеющим особенности профессионально-педагогического мышления.

Научная обоснованность и достоверность исследования обеспечивались теоретической и методологической обоснованностью общего замысла исследования; реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования развернутой качественной и количественной интерпретацией данных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская Н. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. 335с.
  2. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. с. 52.
  3. Н.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни/ Психологические исследования проблемы формирования профессионала. М., 1991. с. 27—42.
  4. А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности /Основы социально-психологической теории. Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. с. 98.
  5. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализма личности / Психологические проблемы формирования личности профессионализма. М.; 1991. с. 3−26.
  6. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение 1968. с. 349 — 352.
  7. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  8. Л.С. Психология развития как феномен культуры/Под.ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Воронеж: Институт практической психологии; НПО «МОДЭК», 1996.
  9. Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старшеклассников: Автореферат канд. дис., Л, 1984. 21 с.
  10. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979. — 160 с.
  11. С.С. Определение критериев трудового становления школьников на этапе профессии: Автореферат дис. канд пед.н. М., 1978. 122 с.
  12. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 336 с.
  13. М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. — М. Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  14. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер — 2000. 508 с.
  15. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. — СПб.: «Речь», 2001. — 112 с.
  16. Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988. -198 с.
  17. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  18. Е.А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400с.
  19. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов. — М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 320 с.
  20. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. — 56 с.
  21. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат. — 1984. — 335 с.
  22. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение 1977. с. 479.
  23. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
  24. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
  25. И.М. Диагностика профессиональной установки подростков // Вопросы психологии, 1997 № 2. с. 12−27.
  26. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985 с. 34−36.
  27. Г. Психология развития. — СПб: «Питер», 2000.
  28. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. — Вильнюс, 1981. с. 195.
  29. Т. В. Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии, 1985 № 1 с. 20−25.
  30. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Вопросы психологии.1983. № 2 с. 51−59.
  31. А.М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. — Минск, 1976. с. 127.
  32. Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1997.
  33. Общая психология/под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение 1977. с. 479
  34. Особенности обучения и развития школьников 13−17 лет/ Под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б.С.- М.: Педагогика, 1988.
  35. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник. — М.: — ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
  36. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-метадическое пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 400с.
  37. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. _ Воронеж, 1996. 237 с.
  38. Н.С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК» 1997. — 352 с.
  39. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной- Москва: Издательский центр «Академия», 1995.
  40. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 440 с.
  41. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно- методическое пособие под редакцией Л. М. Митиной. — М.: Московский психолого- социальный институт, Флинта, 1998
  42. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 640 с.
  43. С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения. Автореферат канд.дис. Л., 1986. 126 с.
  44. С.К. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии /Социальная психология: учебное пособие. Отв. Ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. с. 61 — 66.
  45. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1975. — 328 с.
  46. С.Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2002. — 400 с.
  47. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
  48. В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: М., 1997. с. 15.
  49. Д.И. Психология взросления. Структурно — содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды. — М.: Московский психолого- социальный институт, Издательство «Флинта», 1999.
  50. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т/Д.И. Фельдштейн. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2005. — Т.1. — 568 с.
  51. Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подроскового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998
  52. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной: Науч.- исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.
  53. П.А. Психология профессионального самоопределения учащихся в ранней юности. М., 1981. с. 95.
  54. Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато АСТ, 1996.
  55. Д.Б. Детская психология. М. 1960. с. 78 — 82.
  56. Д.Б. Психическое развитие в ранних возрастах. / Под ред. Е. М. Борисовой.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.-298с.
  57. http://azps.ru/tests/4/catelmet.html
  58. http://www.razvitie.com.ua/test/tests_pro.htm
  59. http://vch.narod.ru/file.htm
Заполнить форму текущей работой