Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя
Диссертация
Программа специального психологического тренинга разрабатывалась и апробировалась в учебном процессе филологического и математического факультетов Омского Государственного университета, физического факультета Московского Педагогического Государственного Университета, в работе с учителями средней школы № 16 г. Омска, средней школы № 848 г. Москвы, с учителями и воспитателями детского дома № 50… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки экспериментального 9 исследования гибкости учителя
- 1. 1. Введение в проблему изучения эмоциональной 9 сферы учителя
- 1. 2. Состояние проблемы эмоциональной устойчивости 15 учителя
- 1. 3. Состояние проблемы эмоциональной экспрессив- 26 ности учителя
- 1. 4. Направление исследования эмоциональной гибко- 32 сти учителя,
- ГЛАВА 2. Методическое обеспечение экспериментального 36 исследования
- 2. 1. Основные этапы исследования
- 2. 2. Эмоциональное состояние учащихся на уроке как 39 показатель эмоциональной гибкости учителя
- 2. 3. Методики для изучения эмоциональной гибкости 45 учителя
- ГЛАВА 3. Факторы и условия развития эмоциональной 58 гибкости учителя
- 3. 1. Состав и структура эмоциональной гибкости учителя
- 3. 2. Психологический тренинг как средство развития 72 эмоциональной гибкости учителя
- 3. 3. Анализ воздействия психологического тренинга на 81 развитие эмоциональной гибкости
Список литературы
- Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. -267с.
- Аболин JI.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989. — 43с.
- Агавлян P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности де-фектолога к профессиональной деятельности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 16с.
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической квалификации учителя. // Вопросы психологии. 1988. № 4. С Л 16−120.
- Алферов Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя. // Советская педагогика. 1971. № 2. С.83−90.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1988. № 5. С.71−77.
- Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1989. — 22с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М&bdquo- 1977. -380с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. -376 с.
- Анищук Е.В. Эмоциональность учителя начальных классов как фактор эффективности профессионального общения с учащимися. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 16с.
- Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. Т.13. 1992. № 5. С.12−25.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-365с.
- Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 21с.
- Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни. // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. -М., 1993. -СЛ40−151.
- Бажин Е.Ф., Голынкина ЕА., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журнал. 1984. Т.5. № 3. С.152—162.
- Барронн Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопросы психологии. 1990. № 8. С.37−45.
- Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль, 1982. 83с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.-205с.
- Белоус В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1988. № 3.- С.113−120.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 422с.
- Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности. // Проблемы общения в психологии. М., 1981. — С.241−264.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. ч 1982−200с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. — 328с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб., 1996. -380с.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Моск. Психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С.63−76.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев, 1991. — 188с.
- Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность. // Особенности познания и общения в процессе обучения. Ярославль, 1982. С.92−96.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М. ч 1981.-80с.
- Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно-развивающего подхода к воспитанию. // Образование и культура северо-запада России. СПб., 1996. -С.91−99.
- Бреслав Г. М. Предметность эмоциональных явлений. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 4. С.3−11.
- Бреслав Г. М. Эмоции или воля: ложная дихотомия. // Новые исследования в психологии. 1977. № 1 (16). С.28−32.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., 1990. 140с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. — 528с.
- Варначева Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1996. — 176с.
- Васильева О.С., Качанова Г. Г. Группа как средство расширения самопонимания и взаимопонимания. // Школа здоровья. 1998. № 3. ~ С.88−102.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200с.
- Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. М., 1991. — 24с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.-М., 1999.-176с.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп). Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 19с.
- Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке. // Вопросы психологии. 1986. № 3. С.71−77.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. -142с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984 С.3−28.
- Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций и речи. // Вопросы психологии. 1991. № 1. -С.95−107.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. // Вопросы психологии. 1981. № 4. С.60−69.
- Волконский С. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. СПб., 1913 — 215с.
- Волконский С. Человек на сцене. СПб., 1912 — 182с.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950. — 799 г.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М, 1982. 504с.
- Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях. // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С.56−64.
- Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. — 112с.
- Гельгорн Э., Луфборрой Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: нейрофизиологическое исследование. М., 1966. — 672с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой техники. М. ч 1967.-296с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. -174с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.-М., 1995.-44с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260с.
- Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980. — 127с.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия. // Психол. журнал. 1997, Т. 18. № 6. -С.73−83.
- Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 17с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272с.
- Гуткина Н.И. Влияние отрицательного отношения к человеку на адекватность представления о взаимоотношениях с ним // Новые исследования в психологии. 1986. Вып. 1. 1984. -С.56−58.
- Дарвин Ч. Сочинения. Т.5. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. / Под ред. Е. Н. Павловского. М., 1953 — 1040с.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1985. -36с.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. / Научн. Ред. Я. Л. Коломенский. Казань, 1987.- 140с.
- Додонов Б.И. Типы эмоциональной напряженности людей и тенденция структурирования их эмоциональной сферы //Вопросы психологии. 1972. № 1. -С.45−55.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272с.
- Дубов И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащегося. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1985. — 16с.
- Дьяченко М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 106 113.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985.- 166с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дисс.. докт. пси-хол. наук.-Л., 1991. -38с.
- Ершова А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. -М., 1998.-226с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991. — 96с.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. Книга для учителя. М., 1988. — 176с.
- Заремба Г. Б. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982. — 16с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. -Л., 1989.-89с.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. — С.138−172.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. -М., 1994.-368с.
- Игуменов В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты их выступления в ответственных соревнованиях. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971. — 27с.
- Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999 — 464с.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980 — 440с.
- Изюмова С.А., Аминов Н. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека. // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 128−133.
- Иссурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. -С.231−254.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная реальность. // Вопросы психологии. 1989. № 4. С.5−15.
- Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., 1990. — 127с.
- Казанская В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ. М., 1987.-62с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: 1987 -190с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. 1990.- 141с.
- Кахиани С.Н., Кахиани З. Н., Кахиани Д. З. Экспрессивность эмоций человека. Тбилиси, 1985. — 66с.
- Квасовец С.В. Опыт изучения эмоциональных состояний. Проблемы нейропсихологии. М., 1977. — 304с.
- Киколов А.И. Умственно эмоциональное напряжение за пультом управления. — М., 1967 — 176с.
- Киселев Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов. // Проблемы психологии спорта. Ученые записки. Л., 1970. Вып. 13. — С.52−61.
- Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности. // Стресс и тревога в спорте. М. 1983. — С.99−107.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. — 368с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. -278с.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000 -192с.
- Ковалев Г. А. Механизмы и эффекты процесса активного социальною обучения. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. -С.127−135.
- Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада. // Психол. журнал. Т.2. № 1. 1989. С.127−136.
- Коломенский Я. Л., Оловникова Н. Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР. // Вопросы психологии. 1982. № 2. С.86−91.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974. — 81с.
- Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. // Вопросы психологии. 1987. № 2. С.99−103.
- Кондратьева С.В. Учитель ученик. — М., 1984. — 80с.
- Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб. 1991. — С.61−84.
- Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М., 1976. — 191с.
- Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности с социальной перцепции. Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 21с.
- Кочнев В.И. Динамика эмоциональной реактивности в процессе обучения основам актерской профессии. // Вопросы психологии. 1988. № 3. С.138−145.
- Кочнев В.И. Дифференциально-психологическое исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности у актеров Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1977. -24с.
- Кочнев В.И. Исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей. // Вопросы психологии. 1986. № 5. С.153−160.
- Креч Д., Кратчфильд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии. 1991. № 6. С.69−82.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. Практическое руководство для школьного психолога. М., 1997. — 288с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1987. — 192с.
- Крупнов А.И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности в динамических характеристиках общения. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Свердловск, 1979. — С. 17−25.
- Кузнецова Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М, 1989. — 19с.
- Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличност-ных противоречий профессионального развития учителя. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1997. 143с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. -183с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL 1985.-32с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические знания и учитель. // Вопросы психологии. 1983. № 3.-С.54−61.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых. // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.5−13.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.21−30.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999. — 608с.
- Ладыгина-Коте Н. И. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, привычках и выразительных движениях. М. ч 1935.- 120с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. П., 1922. — 401с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. -Л., 1970- 178с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -344с.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний. // Вопросы психологии. 1967. № 6. С.113−129.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219с.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97—110.
- Лидере А.Г. Тренинг личностного роста с подростками. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.93−100.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974. — 35с.
- Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. // Научно-техническая революция и социальная психология. Материалы межгородской конференции. М., 1981. С. 76—84.
- Лобзин B.C., Решетников М. И. Аутогенная тренировка. Л., 1986. -278с.
- Малкова Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица. Автореф. дисс.. .канд. психол. наук. М., 1981. — 24с.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. 2-е изд., испр. и доп., — Киров. 1995.- 152с.
- Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-Л., 1964.-22с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучения, -М., 1972.-208с.
- Махнач А.В., Бушов Ю. В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.130−133.
- Мейгас М. Балтинь А. К проблеме целенаправленного комплектования групп социально-психологического тренинга. // Средовые условия групповой деятельности. Таллинн, 1988. — С.135−166.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-187с.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964. — 304с.
- Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей. //Человек, общение и жилая среда. Таллинн, 1986. — С.7−28.
- Милерян Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов. // Очерки психологии труда оператора. М. 1974. -С.5−118.
- Миллер Г. Личностные характеристики студентов педагогов и молодых учителей: Проверка гипотезы о типично-личностном учительском синдроме. / Сокр. Пер. с нем. Ю. А. Асеева. — Констанц, 1972. (Рукопись).
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии, 1987. № 6. С.47−55.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социальных условиях. // Вопросы психологии. 1997. № 4. -С.28−38.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учебное пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. — 49с.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие для практических психологов. -М., 1992.-59с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1995. -43с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-109с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. — 216с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.58−64.
- Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика. //Школа здоровья. 1995. Т.2. № 1. —С.25−42.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. — 190с.
- Митина Л.М. и др. Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография. / Под ред. Л. М. Митиной. -Кемерово, 1996.-159с.
- Митина Л.М., Вачков И. В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия. // Magister. 1996. № 1. С.86−95.
- Михеева Е.Н. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 17с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. — 112с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические основы исследования индивидуальных различий. М., 1978. — 336с.
- Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.-304с.
- Овчинников B.C. Психологические особенности формирования эмоциональной выразительности речи будущего учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1981. — 16с.
- Ольшанникова А.Е. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1974. — 20с.
- Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. -М., 1978. -С.93−105.
- Ольшанникова А.Е., Рабинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности //Вопросы психологии. 1974. № 3. С .65−73.
- Ольшанникова А.Е., Семенов В. В., Смирнов JI.M. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность //Вопросы психологи и. 1976. № 5. С103−113.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека. // Вопросы психологии. 1995. № 2. С.5−18.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С.16−26.
- Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога. // Педагогика. 1993. № 3−4. С.53−57.
- Палей А.И. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль. // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 115−117.
- Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С.107−114.
- Панферов В.Н. Проблема взаимосвязи объективных и субъективных свойств человека. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. — С.78−86.
- Пацявичус И.В. Соотношение индивидуально-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981. -26с.
- Педаяс М. И.Я. Эмоциональность как фактор взаимодействия. // Взаимодействие коллектива и личности. -Таллинн, 1979. — С.90−96.
- Переверзева И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986.- 19с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216с.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 162с.
- Пинчук А.И. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982. -18с.
- Плоткин А.А. Соотношение базальных модальностей в структуре эмоциональности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. -24с.
- Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. // Пути достижения трудной цели в спорте. -М., 1964. -С.51−68.
- Платонов К.К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности. // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969. — С. 172−188.
- Платонов К.К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности. // Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и естествознание. София, 1973. — С.280−291.
- Прохоров О.А. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности. //Вопросы психологии. 1996. № 4. С.32−43.
- Прохоров О.А. Особенности психических состояний личности в обучении. // Психол. журнал. Т. 12. № 1. 1991. С.47−54.
- Прохоров О.А. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке. //Вопросы психологии. 1990. № 6. -С.68−74.
- Прохоров О.А. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. // Вопросы психологии. 1991. № 5. -С.156−161.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993. — 48с.
- Рабинович JI.A. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1974. — 18с.
- Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.-303с.
- Рамишвили Д.И. О природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976. — С.3−23.
- Рахматуллина Р.С. Структура свойств личности и особенностебй черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1996.-24с.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителя //Вопросы психологии, 1997. № 1. С.45−54.
- Регун JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности. // Вопросы психологии. 1988. № 3. С.86−92.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -392с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.-207с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. IVL 1994.-479с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С.58−65.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993. -149с.
- Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы. // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. — С.38−45.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя. M.-JL, 1927. — 173с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 147с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.1959.-354с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики. // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.101−108.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — 590с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 368с.
- Рыданова И.И. Экспрессивные умения учителя. // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя. Горький, 1989. — С.49−53.
- Садовский В.Н. Система. // Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.-С.610−611.
- Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности. Автореф. дисс. .канд. Психол. наук. М., 1982. — 22с.
- Санникова О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения //Вопросы психологии. 1984. № 3. С.123−128.
- Сарджвеладзе Н.И. Тренинг свободы и открытости. // Психология с человеческим лицом. М., 1997. — С.315−331.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 123с.
- Семилет Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения (в группах активного социального обучения). Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1988. — 17с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1866. — 186с.
- Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстративном изложении. Киев, 1904. — 576с.
- Сиротин О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1972. — 18с.
- Сластенин В.А. Учитель и время. // Советская педагогика. 1990. № 9. С.3−9.
- Сластенин В.А., Шутенков А. И. Профессиональное самосознание учителя //Magister. 1995. № 3. С.52−58.
- Слуцкий А.С., Цапкин В. Н. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия. // Руководство по психотерапии. / Под ред. В.Е. Рож-нова. 3-е изд., доп. и перераб. — Т., 1985. — С.213−255.
- Смирнов Л.М. Психологический анализ оценки эмоциональности человека. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980. — 29с.
- Социальная психология личности. М., 1979. — 344с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие. / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. — 397с.
- Спаскова Н.П. Эмоциональные особенности речи преподавателя в управлении учебным процессом. Автореф. канд. дисс. М., 1987. -18с.
- Столин В. В, Самосознание личности. М., 1983. — 284с.
- Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1992. — 11с.
- Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997. -19с.
- Тих Н. А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970. — 34с.
- Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ II. Экмана). // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 144−147.
- Фетисова Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психол. журнал. 1981. Т.2. № 2. -С.142−147.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5. Гл. 2. Эмоции. М., 1975. -С.112−195.
- Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал 1984. Т.5. № 4. С.57−64
- Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. // Вопросы психологии. 1987. № 6. С.42−47.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.42−49.
- Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопросы психологии. 1997. № 3. С.102−111.
- Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению. // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 3. С.28−37.
- Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения.-М., 1925.-46с.
- Шингаров Г. Х. Место эмоций в структуре личности. // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969. — С.443−450.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. — 222с.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. // Вопросы психологии. 1981. № 5. -С.13−21.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304с.
- Эмоциональная регуляция учебной деятельности. Сборник материалов Всесоюзной конференции / Под ред. А .Я. Чебыкина. М., 1987. -272с.
- Яковлева ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.-224с.
- Яковлева ЕЛ. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.20−27.
- Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев, 1993. — 207с.
- Argyale М. Nonverbal communication in human social interaction. // Nonverbal communication. Cambridge. 1972. -P.243−268.
- Barron F. Putting Creativity to Work. // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P.76−98.
- Buck R. W. Emotional Development and Emotional Education. //. Emotions. Theory, Research and Experience. V.2. N.Y., 1984. P.259−292.
- Buck R. W., Sawin V.J., Miller R.E., Caul W.F. Nonverbal communication of affect in humans. // J. of Personality and Social Psychology. 1972. -P.362−371.
- Carkhuff R.R. et al. The skills of theaching: Interpersonal skills. /Robert R. Carkhuff et al. Amherst (Mass). 1977. 206p.
- Carli L., LaFleur S., Loeber C. Nonverbal behavior, gender, and influence. // J. of Personality and Social Psychology. 1995. P.1030−1041.
- Coats E.Y., Feldman R.S. Gender differences in nonverbal correlates of social status. // Personality and Social Psychology bulletin. Oct. 1996. -P.1014−1022.
- Efron D. Gesture, Race and Culture. The Hague, Paris, 1972. 226p.
- Ekman P. Facial expression. // Nonverbal behavior and Nonverbal communication. N.Y., 1978. P.97−115.
- Ekman P. Methods for measuring facial action. // Handbook of methods in nonverbal behavior. Cambridge, 1984. P.45−90.
- Gallaher P.E. Individual differences in nonverbal behavior: Dimensions of style. // J. of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63. № 1. -P.133−145.
- Giorgi A.P. Humanistic Psychology and Metapsychology. // Humanistic Psychology. Concepts and Criticism / Royce J.R., Mos L.P. (Eds.). N.Y., 1981. P. 19−47.
- Holt John. Instead of education. Ways to help people do things better. N.Y., 1976. 366p.
- Kemper Th.D. An Introduction to the Sociology of Emotions. // International Review of Studies on Emotion / Strongman K.T. (Ed.). V. 1. Chichester, 1991.-P.301−349.
- Klinnert M.D., Campos J.J., Sorce J.F., Emde R.N., Svieda M. Emotions as Behavior Regulators: social Referencing in Infancy. // Emotions. Theory, Research and Experience. V.2. N.Y., 1983. P.63−86.
- Lazarus R.S., Kanner A.D., Tolkman S. Emotions. Theory, Research an
- Experience. V.I.N.Y., 1980.-P.189−217.
- Plutchik R. A General Psychoevolutionary Theory of Emotions. Theory, Research and Experience. V.l. N.Y., 1980. P.3−34.
- Plutchik R. Emotions and Evolution. // International Review of Studies on Emotion. / Strongman K.T. (Ed.). V.l. Chichester, 1991. P.37−58.
- Rogers C. Freedom to learn for the 80's. N.Y., 1984.-312p.
- Weinrich J.D. Toward a Sociobiological Theorie of the Emotions. // Emotions. Theory, Research and Experience. V.l. N.Y., 1980. P. I 13 138.