Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа специального психологического тренинга разрабатывалась и апробировалась в учебном процессе филологического и математического факультетов Омского Государственного университета, физического факультета Московского Педагогического Государственного Университета, в работе с учителями средней школы № 16 г. Омска, средней школы № 848 г. Москвы, с учителями и воспитателями детского дома № 50… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки экспериментального 9 исследования гибкости учителя
    • 1. 1. Введение в проблему изучения эмоциональной 9 сферы учителя
    • 1. 2. Состояние проблемы эмоциональной устойчивости 15 учителя
    • 1. 3. Состояние проблемы эмоциональной экспрессив- 26 ности учителя
    • 1. 4. Направление исследования эмоциональной гибко- 32 сти учителя,
  • ГЛАВА 2. Методическое обеспечение экспериментального 36 исследования
    • 2. 1. Основные этапы исследования
    • 2. 2. Эмоциональное состояние учащихся на уроке как 39 показатель эмоциональной гибкости учителя
    • 2. 3. Методики для изучения эмоциональной гибкости 45 учителя
  • ГЛАВА 3. Факторы и условия развития эмоциональной 58 гибкости учителя
    • 3. 1. Состав и структура эмоциональной гибкости учителя
    • 3. 2. Психологический тренинг как средство развития 72 эмоциональной гибкости учителя
    • 3. 3. Анализ воздействия психологического тренинга на 81 развитие эмоциональной гибкости

Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности — воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя, способного строить свою деятельность в соответствии с ценностями личностног о развития (Е.И. Исаев, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, В.И. Слободчи-ков, Б. А. Сосновский, И.Я. Якиманская).

В современной отечественной и зарубежной психологии отмечается особый интерес к изучению эмоциональной сферы учителя (Е.А. Анищук, А. А. Баранов, Р. Берне, JLB. Варначева, Т. А. Гусева, Р. Б. Джузенова, Н. В. Клюева, B.C. Мерлин, А. А. Реан, К. Роджерс, А. Я. Чебыкин и др.).

Эти исследования имеют несомненную значимость как для развития психолого-педагогической теории, так и для педагогической практики. В то же время изучение отдельных компонентов эмоциональной структуры учителя исчерпало свои методологические возможности.

Наше исследование выполнено в русле психологической концепции профессионального развития учителя JI.M. Митиной (1995).

В исследовании мы исходили из представления о труде учителя как о многомерном пространстве, включающем три взаимосвязанных пространства: личность учителя, педагогическую деятельность и педагогическое общение при превалирующей роли личности учителя. Эффективность педагогического труда, согласно концепции, обеспечивается высоким уровнем развития трех интегральных характеристик личности учителя: педагогической направленностью, психолого-педагогической компетентностью, эмоциональной гибкостью. Структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимодополняющих подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности.

Концептуальная разработка представлений Л. М. Митиной об эмоциональной гибкости учителя обозначает в психологической реальности определенную область исследования, требующую дальнейшего изучения и проработки в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах.

Изучение феномена эмоциональной гибкости востребовано и практикой школы, нуждающейся в конкретных данных об эмоциональном взаимовлиянии учителя и ученика, о взаимообусловленных качественных изменениях в личности самого учителя и его воспитанников.

В связи с этим выявление условий и факторов, детерминирующих развитие эмоциональной гибкости учителя, является одной из наиболее актуальных научно-практических проблем, ее решение позволит управлять этим процессом, проектировать то, что возможно и целесообразно осуществлять для такого развития.

Все вышеизложенное определило объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования — эмоциональная гибкость учителя. Предмет исследования — психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя. Гипотезы исследования:

— эмоциональная гибкость учителя представляет собой особую комбинацию или сочетание личностных качеств, обусловливающих позитивное эмоциональное состояние учителя и учащихся;

— эффективным средством развития эмоциональной гибкости учителя является специальный психологический тренинг.

Цель исследования — определить личностные качества, сочетание которых обеспечивает эмоциональную гибкость учителя, а так же возможность развития этих качеств в ходе психологического тренинга.

Задачи исследования, раскрывающие его логику:

1. Проанализировать существующие в психологии подходы к изучению эмоциональной сферы учителя с целью определения исследовательской позиции.

2. Разработать диагностический блок, позволяющий экспериментально исследовать эмоциональную гибкость учителя.

3. Выявить личностные качества, сочетание которых представляет собой эмоциональную гибкость учителя.

4. Разработать программу психологического тренинга, обеспечивающего развитие выделенных в результате экспериментального исследования личностных качеств.

5. Проанализировать влияние специально разработанного психологического тренинга на изменения этих качеств.

Методы исследования. В исследовании использовался специально разработанный диагностический блок, включающий следующие методики: тест «Индекс жизненной удовлетворенности», адаптированный Н. В. Паниной (1993) — самоактуализационный тест Э. Шостро-ма, адаптированный Ю. Е. Алешиной и др. (1987) — опросник самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбер-гера, адаптированный Ю. Л. Ханиным (1982) — методика эмоциональности Л. А. Рабинович (1974) — методика САН, 16 — факторный личностный опросник Р. Кеттеллатест-опросник самоотношения В.В. Сто-лина — С. П. Пантелеева (1986), тест «неоконченные предложения», «предмет — чувства» Т. Е. Ковиной, А. К. Колеченко, И. Н. Агафоновой (1996).

Полученные результаты были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики: корреляционный анализ (по Пирсону), общая оценка достоверности различий показателей (критерий Стьюдента), факторный анализ методом главных компонентов с дальнейшим варимакс (varimax) вращением и выделением одного, двух, трех, четырех, пяти, шести факторов.

Теоретическая значимость и научная новизна работы заключаются в том, что впервые интегральная характеристика личности учителя — эмоциональная гибкость — явилась объектом экспериментального исследования как целостное структурное образование.

В исследовании раскрыты психологическое содержание, факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя, обуславливающие эффективность взаимодействия в системе «учитель — ученик». Доказана возможность развития эмоциональной гибкости учителя в ходе специально разработанного тренинга.

Практическое значение работы состоит в разработке программы и содержания психологического тренинга, который может широко применяться в подготовке и повышении квалификации учителей в качестве эффективного средства развития их эмоциональной гибкости.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмоциональная гибкость является интегральной характеристикой личности учителя, представляющей такое сочетание личностных качеств, которое способствует позитивному эмоциональному состоянию учителя и учащихся.

2. Эмоциональная устойчивость и позитивная эмоциональная экспрессивность — психологические факторы развития эмоциональной гибкости учителя.

3. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости учителя является повышение уровня его самоотношения, т. е. осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, эмоционального состояния и учителя, и учеников.

4. Организационно-педагогическим условием целенаправленного развития эмоциональной гибкости учителя является специально разработанный психологический тренинг.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории «Психология профессионального развития личности» Психологического института РАО, кафедры «Педагогики и психологии» и кафедры «Прикладной психологии» Омского Государственного университета (1997;2000 г. г.), 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге 21 века: актуальные проблемы» (1999), VII конференции молодых ученых: «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика» (1999), 2-ой Московской городской конференции «Новые технологии в работе психолого-медико-социальных центров» (1999), научной конференции «Современное общество», посвященной 25-летию Омского Государственного Университета (1999), конференции «Педагогика и психология на рубеже эпох: мифы и реальность» (1999), выездном семинаре Московского комитета образования на базе Северного округа г. Москвы «Психологическое обеспечение образовательного процесса в негосударственных образовательных учреждениях Северного округа» (2000).

Программа специального психологического тренинга разрабатывалась и апробировалась в учебном процессе филологического и математического факультетов Омского Государственного университета, физического факультета Московского Педагогического Государственного Университета, в работе с учителями средней школы № 16 г. Омска, средней школы № 848 г. Москвы, с учителями и воспитателями детского дома № 50 г. Москвы.

Данный тренинг включен в программу повышения квалификации учителей ИПКРО Омской области.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и схемами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ познавательной ситуации в изучении эмоциональной сферы учителя показал, что концептуальная разработка представлений JI.M. Митиной об эмоциональной гибкости учителя как интегральной характеристики его личности, как целостного структурного образования обусловила необходимость ряда экспериментальных исследований с целью рассмотрения выделенной психологической реальности с различных сторон.

Нами осуществлено изучение эмоциональной гибкости учителя с точки зрения результата ее проявления — эмоционального состояния учащихся на уроке. Опираясь на полученные нами экспериментальные данные, обработанные методами математической статистики, можно сделать следующие выводы;

1. Эмоциональная гибкость — это интегральная характеристика личности учителя, способствующая оптимизации педагогической деятельности, общения, психического состояния учителя и учащихся.

2. Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость: удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страхаотсутствие склонности к переживанию гневаэмоциональную устойчивостьпозитивная эмоциональная экспрессивность: склонность к переживанию радостисензитивность к себеспонтанность проявления своих состояний.

3. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости учителя является повышение уровня самоотношения.

4• В ходе специально разработанного психологического тренинга произошло статистически значимое повышение показателей: жизненной удовлетворенности, склонности к переживанию радости, сензитивности к себе, спонтанности проявления своих состояний самопринятия, самопонимания, самоуважения, аутосимпатии, и понижение самообвинения, показателя склонности к переживанию страха.

5. Психологический тренинг является эффективным средством целенаправленного развития эмоциональной гибкости учителя в процессе подготовки и повышения квалификации учителей.

Необходимо отметить, что наша работа является лишь одним из первых экспериментальных «зондирований» (С.Л. Рубинштейн) эмоциональной гибкости учителя. В силу принципиальной сложности объекта изучения требуется еще целый ряд экспериментальных исследований для его адекватного познания.

Однако, полученные нами данные, а также результаты изучения эмоциональной гибкости учителя с позиции эмоциональной устойчивости (JI.M. Митина, 1995) уже сегодня могут быть использованы в различных направлениях дальнейших исследований: в теоретическом цоцелу.

— для построения^механизма эмоциональной гибкости учителяв экспериментальном — для определения более точно направленных диагностических методикв прикладном — для разработки технологий конструктивного развития эмоциональной гибкости учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. -267с.
  2. JI.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989. — 43с.
  3. P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности де-фектолога к профессиональной деятельности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 16с.
  4. А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической квалификации учителя. // Вопросы психологии. 1988. № 4. С Л 16−120.
  5. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя. // Советская педагогика. 1971. № 2. С.83−90.
  6. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1988. № 5. С.71−77.
  7. Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1989. — 22с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М&bdquo- 1977. -380с.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1996. -376 с.
  10. Е.В. Эмоциональность учителя начальных классов как фактор эффективности профессионального общения с учащимися. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 16с.
  11. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. Т.13. 1992. № 5. С.12−25.
  12. Л.И. Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-365с.
  13. Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 21с.
  14. Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни. // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. -М., 1993. -СЛ40−151.
  15. Е.Ф., Голынкина ЕА., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журнал. 1984. Т.5. № 3. С.152—162.
  16. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопросы психологии. 1990. № 8. С.37−45.
  17. С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль, 1982. 83с.
  18. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.-205с.
  19. В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1988. № 3.- С.113−120.
  20. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 422с.
  21. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности. // Проблемы общения в психологии. М., 1981. — С.241−264.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. ч 1982−200с.
  23. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 328с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
  25. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб., 1996. -380с.
  26. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Моск. Психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С.63−76.
  27. А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев, 1991. — 188с.
  28. А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность. // Особенности познания и общения в процессе обучения. Ярославль, 1982. С.92−96.
  29. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М. ч 1981.-80с.
  30. С.Л. Гуманистические основы личностно-развивающего подхода к воспитанию. // Образование и культура северо-запада России. СПб., 1996. -С.91−99.
  31. Г. М. Предметность эмоциональных явлений. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 4. С.3−11.
  32. Г. М. Эмоции или воля: ложная дихотомия. // Новые исследования в психологии. 1977. № 1 (16). С.28−32.
  33. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., 1990. 140с.
  34. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. — 528с.
  35. Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1996. — 176с.
  36. О.С., Качанова Г. Г. Группа как средство расширения самопонимания и взаимопонимания. // Школа здоровья. 1998. № 3. ~ С.88−102.
  37. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200с.
  38. Ф.Е. Психотехника переживания. М., 1991. — 24с.
  39. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.-М., 1999.-176с.
  40. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп). Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 19с.
  41. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке. // Вопросы психологии. 1986. № 3. С.71−77.
  42. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. -142с.
  43. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984 С.3−28.
  44. Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций и речи. // Вопросы психологии. 1991. № 1. -С.95−107.
  45. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. // Вопросы психологии. 1981. № 4. С.60−69.
  46. С. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. СПб., 1913 — 215с.
  47. С. Человек на сцене. СПб., 1912 — 182с.
  48. Р. Экспериментальная психология. М., 1950. — 799 г.
  49. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М, 1982. 504с.
  50. .А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях. // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С.56−64.
  51. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. — 112с.
  52. Э., Луфборрой Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: нейрофизиологическое исследование. М., 1966. — 672с.
  53. С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой техники. М. ч 1967.-296с.
  54. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. -174с.
  55. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.-М., 1995.-44с.
  56. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260с.
  57. Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980. — 127с.
  58. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия. // Психол. журнал. 1997, Т. 18. № 6. -С.73−83.
  59. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 17с.
  60. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272с.
  61. Н.И. Влияние отрицательного отношения к человеку на адекватность представления о взаимоотношениях с ним // Новые исследования в психологии. 1986. Вып. 1. 1984. -С.56−58.
  62. Ч. Сочинения. Т.5. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. / Под ред. Е. Н. Павловского. М., 1953 — 1040с.
  63. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1985. -36с.
  64. .И. В мире эмоций. / Научн. Ред. Я. Л. Коломенский. Казань, 1987.- 140с.
  65. .И. Типы эмоциональной напряженности людей и тенденция структурирования их эмоциональной сферы //Вопросы психологии. 1972. № 1. -С.45−55.
  66. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272с.
  67. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащегося. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1985. — 16с.
  68. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 106 113.
  69. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985.- 166с.
  70. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дисс.. докт. пси-хол. наук.-Л., 1991. -38с.
  71. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. -М., 1998.-226с.
  72. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991. — 96с.
  73. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. Книга для учителя. М., 1988. — 176с.
  74. Г. Б. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982. — 16с.
  75. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. -Л., 1989.-89с.
  76. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. — С.138−172.
  77. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. -М., 1994.-368с.
  78. В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты их выступления в ответственных соревнованиях. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971. — 27с.
  79. К. Психология эмоций. СПб., 1999 — 464с.
  80. К. Эмоции человека. М., 1980 — 440с.
  81. С.А., Аминов Н. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека. // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 128−133.
  82. Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. -С.231−254.
  83. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная реальность. // Вопросы психологии. 1989. № 4. С.5−15.
  84. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., 1990. — 127с.
  85. В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ. М., 1987.-62с.
  86. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: 1987 -190с.
  87. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. 1990.- 141с.
  88. С.Н., Кахиани З. Н., Кахиани Д. З. Экспрессивность эмоций человека. Тбилиси, 1985. — 66с.
  89. С.В. Опыт изучения эмоциональных состояний. Проблемы нейропсихологии. М., 1977. — 304с.
  90. А.И. Умственно эмоциональное напряжение за пультом управления. — М., 1967 — 176с.
  91. Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов. // Проблемы психологии спорта. Ученые записки. Л., 1970. Вып. 13. — С.52−61.
  92. Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности. // Стресс и тревога в спорте. М. 1983. — С.99−107.
  93. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. — 368с.
  94. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. -278с.
  95. Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000 -192с.
  96. Г. А. Механизмы и эффекты процесса активного социальною обучения. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. -С.127−135.
  97. Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада. // Психол. журнал. Т.2. № 1. 1989. С.127−136.
  98. Я. Л., Оловникова Н. Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР. // Вопросы психологии. 1982. № 2. С.86−91.
  99. Г. В. Паралингвистика. М., 1974. — 81с.
  100. М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. // Вопросы психологии. 1987. № 2. С.99−103.
  101. С.В. Учитель ученик. — М., 1984. — 80с.
  102. Л.Н. Профессиональная психология личности. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб. 1991. — С.61−84.
  103. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М., 1976. — 191с.
  104. А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности с социальной перцепции. Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 21с.
  105. В.И. Динамика эмоциональной реактивности в процессе обучения основам актерской профессии. // Вопросы психологии. 1988. № 3. С.138−145.
  106. В.И. Дифференциально-психологическое исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности у актеров Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1977. -24с.
  107. В.И. Исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей. // Вопросы психологии. 1986. № 5. С.153−160.
  108. Д., Кратчфильд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии. 1991. № 6. С.69−82.
  109. С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. Практическое руководство для школьного психолога. М., 1997. — 288с.
  110. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1987. — 192с.
  111. А.И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности в динамических характеристиках общения. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Свердловск, 1979. — С. 17−25.
  112. Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М, 1989. — 19с.
  113. О.В. Психологические особенности внутриличност-ных противоречий профессионального развития учителя. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1997. 143с.
  114. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. -183с.
  115. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL 1985.-32с.
  116. Ю.Н. Психологические знания и учитель. // Вопросы психологии. 1983. № 3.-С.54−61.
  117. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых. // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.5−13.
  118. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.21−30.
  119. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999. — 608с.
  120. Ладыгина-Коте Н. И. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, привычках и выразительных движениях. М. ч 1935.- 120с.
  121. А.Ф. Классификация личностей. П., 1922. — 401с.
  122. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. -Л., 1970- 178с.
  123. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -344с.
  124. Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний. // Вопросы психологии. 1967. № 6. С.113−129.
  125. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219с.
  126. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97—110.
  127. А.Г. Тренинг личностного роста с подростками. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.93−100.
  128. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974. — 35с.
  129. Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. // Научно-техническая революция и социальная психология. Материалы межгородской конференции. М., 1981. С. 76—84.
  130. B.C., Решетников М. И. Аутогенная тренировка. Л., 1986. -278с.
  131. Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица. Автореф. дисс.. .канд. психол. наук. М., 1981. — 24с.
  132. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. 2-е изд., испр. и доп., — Киров. 1995.- 152с.
  133. В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-Л., 1964.-22с.
  134. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
  135. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучения, -М., 1972.-208с.
  136. А.В., Бушов Ю. В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.130−133.
  137. Мейгас М. Балтинь А. К проблеме целенаправленного комплектования групп социально-психологического тренинга. // Средовые условия групповой деятельности. Таллинн, 1988. — С.135−166.
  138. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-187с.
  139. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964. — 304с.
  140. X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей. //Человек, общение и жилая среда. Таллинн, 1986. — С.7−28.
  141. Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов. // Очерки психологии труда оператора. М. 1974. -С.5−118.
  142. Г. Личностные характеристики студентов педагогов и молодых учителей: Проверка гипотезы о типично-личностном учительском синдроме. / Сокр. Пер. с нем. Ю. А. Асеева. — Констанц, 1972. (Рукопись).
  143. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии, 1987. № 6. С.47−55.
  144. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социальных условиях. // Вопросы психологии. 1997. № 4. -С.28−38.
  145. Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учебное пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. — 49с.
  146. Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие для практических психологов. -М., 1992.-59с.
  147. Л.М. Психология профессионального развития учителя. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1995. -43с.
  148. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-109с.
  149. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. — 216с.
  150. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.58−64.
  151. Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика. //Школа здоровья. 1995. Т.2. № 1. —С.25−42.
  152. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. — 190с.
  153. Л.М. и др. Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография. / Под ред. Л. М. Митиной. -Кемерово, 1996.-159с.
  154. Л.М., Вачков И. В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия. // Magister. 1996. № 1. С.86−95.
  155. Е.Н. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 17с.
  156. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120с.
  157. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426с.
  158. Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. — 112с.
  159. В.Д. Психофизиологические основы исследования индивидуальных различий. М., 1978. — 336с.
  160. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.-304с.
  161. B.C. Психологические особенности формирования эмоциональной выразительности речи будущего учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1981. — 16с.
  162. А.Е. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1974. — 20с.
  163. А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. -М., 1978. -С.93−105.
  164. А.Е., Рабинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности //Вопросы психологии. 1974. № 3. С .65−73.
  165. А.Е., Семенов В. В., Смирнов JI.M. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность //Вопросы психологи и. 1976. № 5. С103−113.
  166. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека. // Вопросы психологии. 1995. № 2. С.5−18.
  167. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С.16−26.
  168. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога. // Педагогика. 1993. № 3−4. С.53−57.
  169. А.И. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль. // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 115−117.
  170. Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С.107−114.
  171. В.Н. Проблема взаимосвязи объективных и субъективных свойств человека. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. — С.78−86.
  172. И.В. Соотношение индивидуально-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981. -26с.
  173. М. И.Я. Эмоциональность как фактор взаимодействия. // Взаимодействие коллектива и личности. -Таллинн, 1979. — С.90−96.
  174. И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986.- 19с.
  175. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216с.
  176. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 162с.
  177. А.И. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982. -18с.
  178. А.А. Соотношение базальных модальностей в структуре эмоциональности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. -24с.
  179. В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. // Пути достижения трудной цели в спорте. -М., 1964. -С.51−68.
  180. К.К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности. // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969. — С. 172−188.
  181. К.К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности. // Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и естествознание. София, 1973. — С.280−291.
  182. О.А. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности. //Вопросы психологии. 1996. № 4. С.32−43.
  183. О.А. Особенности психических состояний личности в обучении. // Психол. журнал. Т. 12. № 1. 1991. С.47−54.
  184. О.А. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке. //Вопросы психологии. 1990. № 6. -С.68−74.
  185. О.А. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. // Вопросы психологии. 1991. № 5. -С.156−161.
  186. А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993. — 48с.
  187. JI.A. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1974. — 18с.
  188. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.-303с.
  189. Д.И. О природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976. — С.3−23.
  190. Р.С. Структура свойств личности и особенностебй черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1996.-24с.
  191. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителя //Вопросы психологии, 1997. № 1. С.45−54.
  192. JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности. // Вопросы психологии. 1988. № 3. С.86−92.
  193. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -392с.
  194. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.-207с.
  195. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. IVL 1994.-479с.
  196. К. Несколько важных открытий. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С.58−65.
  197. К. О групповой психотерапии. М., 1993. -149с.
  198. А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы. // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. — С.38−45.
  199. М.М. Проблема учителя. M.-JL, 1927. — 173с.
  200. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 147с.
  201. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.1959.-354с.
  202. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики. // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.101−108.
  203. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — 590с.
  204. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 368с.
  205. И.И. Экспрессивные умения учителя. // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя. Горький, 1989. — С.49−53.
  206. В.Н. Система. // Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.-С.610−611.
  207. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности. Автореф. дисс. .канд. Психол. наук. М., 1982. — 22с.
  208. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения //Вопросы психологии. 1984. № 3. С.123−128.
  209. Н.И. Тренинг свободы и открытости. // Психология с человеческим лицом. М., 1997. — С.315−331.
  210. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 123с.
  211. Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения (в группах активного социального обучения). Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1988. — 17с.
  212. И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1866. — 186с.
  213. И.А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстративном изложении. Киев, 1904. — 576с.
  214. О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1972. — 18с.
  215. В.А. Учитель и время. // Советская педагогика. 1990. № 9. С.3−9.
  216. В.А., Шутенков А. И. Профессиональное самосознание учителя //Magister. 1995. № 3. С.52−58.
  217. А.С., Цапкин В. Н. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия. // Руководство по психотерапии. / Под ред. В.Е. Рож-нова. 3-е изд., доп. и перераб. — Т., 1985. — С.213−255.
  218. Л.М. Психологический анализ оценки эмоциональности человека. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980. — 29с.
  219. Социальная психология личности. М., 1979. — 344с.
  220. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие. / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. — 397с.
  221. Н.П. Эмоциональные особенности речи преподавателя в управлении учебным процессом. Автореф. канд. дисс. М., 1987. -18с.
  222. Столин В. В, Самосознание личности. М., 1983. — 284с.
  223. С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1992. — 11с.
  224. Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997. -19с.
  225. Тих Н. А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970. — 34с.
  226. В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ II. Экмана). // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 144−147.
  227. Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психол. журнал. 1981. Т.2. № 2. -С.142−147.
  228. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5. Гл. 2. Эмоции. М., 1975. -С.112−195.
  229. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал 1984. Т.5. № 4. С.57−64
  230. А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. // Вопросы психологии. 1987. № 6. С.42−47.
  231. А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.42−49.
  232. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопросы психологии. 1997. № 3. С.102−111.
  233. Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению. // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 3. С.28−37.
  234. А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения.-М., 1925.-46с.
  235. Г. Х. Место эмоций в структуре личности. // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969. — С.443−450.
  236. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. — 222с.
  237. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. // Вопросы психологии. 1981. № 5. -С.13−21.
  238. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304с.
  239. Эмоциональная регуляция учебной деятельности. Сборник материалов Всесоюзной конференции / Под ред. А .Я. Чебыкина. М., 1987. -272с.
  240. ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.-224с.
  241. ЕЛ. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.20−27.
  242. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев, 1993. — 207с.
  243. Argyale М. Nonverbal communication in human social interaction. // Nonverbal communication. Cambridge. 1972. -P.243−268.
  244. Barron F. Putting Creativity to Work. // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P.76−98.
  245. Buck R. W. Emotional Development and Emotional Education. //. Emotions. Theory, Research and Experience. V.2. N.Y., 1984. P.259−292.
  246. Buck R. W., Sawin V.J., Miller R.E., Caul W.F. Nonverbal communication of affect in humans. // J. of Personality and Social Psychology. 1972. -P.362−371.
  247. Carkhuff R.R. et al. The skills of theaching: Interpersonal skills. /Robert R. Carkhuff et al. Amherst (Mass). 1977. 206p.
  248. Carli L., LaFleur S., Loeber C. Nonverbal behavior, gender, and influence. // J. of Personality and Social Psychology. 1995. P.1030−1041.
  249. Coats E.Y., Feldman R.S. Gender differences in nonverbal correlates of social status. // Personality and Social Psychology bulletin. Oct. 1996. -P.1014−1022.
  250. Efron D. Gesture, Race and Culture. The Hague, Paris, 1972. 226p.
  251. Ekman P. Facial expression. // Nonverbal behavior and Nonverbal communication. N.Y., 1978. P.97−115.
  252. Ekman P. Methods for measuring facial action. // Handbook of methods in nonverbal behavior. Cambridge, 1984. P.45−90.
  253. Gallaher P.E. Individual differences in nonverbal behavior: Dimensions of style. // J. of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63. № 1. -P.133−145.
  254. Giorgi A.P. Humanistic Psychology and Metapsychology. // Humanistic Psychology. Concepts and Criticism / Royce J.R., Mos L.P. (Eds.). N.Y., 1981. P. 19−47.
  255. Holt John. Instead of education. Ways to help people do things better. N.Y., 1976. 366p.
  256. Kemper Th.D. An Introduction to the Sociology of Emotions. // International Review of Studies on Emotion / Strongman K.T. (Ed.). V. 1. Chichester, 1991.-P.301−349.
  257. Klinnert M.D., Campos J.J., Sorce J.F., Emde R.N., Svieda M. Emotions as Behavior Regulators: social Referencing in Infancy. // Emotions. Theory, Research and Experience. V.2. N.Y., 1983. P.63−86.
  258. Lazarus R.S., Kanner A.D., Tolkman S. Emotions. Theory, Research an
  259. Experience. V.I.N.Y., 1980.-P.189−217.
  260. Plutchik R. A General Psychoevolutionary Theory of Emotions. Theory, Research and Experience. V.l. N.Y., 1980. P.3−34.
  261. Plutchik R. Emotions and Evolution. // International Review of Studies on Emotion. / Strongman K.T. (Ed.). V.l. Chichester, 1991. P.37−58.
  262. Rogers C. Freedom to learn for the 80's. N.Y., 1984.-312p.
  263. Weinrich J.D. Toward a Sociobiological Theorie of the Emotions. // Emotions. Theory, Research and Experience. V.l. N.Y., 1980. P. I 13 138.
Заполнить форму текущей работой