Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования региональных целевых программ на примере Мурманской области

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о целеполагании в управлении вообще, а в государственном управлении особенно принадлежит к числу самых актуальных для управленческой теории и практики. Сама сущность управления требует налаженного механизма целеполагания, а в нем — логического продвижения от более абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию (в разных моделях и вариантах), от него к программированию… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Основные понятия, сущность методология и применение программно-целевого планирования
    • 1. 2. Нормативно правовые основы программно-целевого планирования
    • 1. 3. Зарубежный опыт программно-целевого планирования
  • 2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Федеральные целевые программы
    • 2. 2. Региональные целевые программы
    • 2. 3. Ведомственные целевые программы
  • 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Особенности формирования целевого планирования на примере долгосрочной целевой программы Дети Кольского Заполярья
    • 3. 2. Пути совершенствования целевого планирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Особенности формирования региональных целевых программ на примере Мурманской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Основные понятия, сущность методология и применение программно-целевого планирования В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренции объективно осуществляется процесс суверенизации республик, краев, областей Российской Федерации, связанный с укреплением их политического статуса, усилением экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. Знания о территориях, их ресурсах, производственном и экономическом потенциалах, методах управления и формах организации общественного хозяйства при этом являются одним из факторов их эффективного и динамичного использования.

Все более заметную роль начинает играть региональная политика, которая оказалась востребованной всем ходом экономических реформ, поскольку исследует такие важные процессы, как природно-ресурсный потенциал территории и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.

Развитие регионов, необходимость их реструктуризации представляет собой момент реализации общегосударственной стратегии управления и предполагает не просто упорядочение отдельных звеньев и свойств организованной региональной системы, но и внедрение в эту систему современных тенденций в практике государственного регулирования и управления регионом .

Управление экономикой страны и регионов является центральным звеном сложной цепи хозяйственных процессов, и формирование системы эффективного управления является одной из первостепенных задач государства.

Метод управления можно определить как способ воздействия на управляемую систему для реализации поставленных целей посредством выполнения необходимых функций (планирование, организация, мотивация, контроль). Не будет вызывать возражения утверждение о том, что планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Другими словами, с одной стороны, планирование — это постановка цели и определение путей ее достижения, с другой — это набор взаимосвязанных показателей, характеризующих правильность выбранных путей достижения цели и ход этого процесса.

Вопрос о целеполагании в управлении вообще, а в государственном управлении особенно принадлежит к числу самых актуальных для управленческой теории и практики. Сама сущность управления требует налаженного механизма целеполагания, а в нем — логического продвижения от более абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию (в разных моделях и вариантах), от него к программированию с использованием современной математической и иной методологии и методики, а далее и к планированию — выбору надлежащего образа действий и его неуклонному проведению в жизнь. Как отмечают исследователи из США «планирование — это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Планирование наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь». Поэтому отказ от планирования (при всей условности многих его элементов) означает отказ от целеполагания в государственном управлении, а следовательно, и от самого управления как такового, так как в подобном случае на первое место выходят стихийные механизмы с абсолютной непредсказуемостью их последствий.

Одной из серьезных проблем в нашей стране являются межрегиональные контрасты в социально-экономическом развитии регионов. Причем в последнее время эти контрасты углубляются. Если в 2005

г. регионы РФ различались по среднедушевому производству ВРП в 22,4 раза, то в 2010 г. разрыв составил около 40 раз. По уровню собственных доходов на душу населения различие составило 180 раз (Ямало-Ненецкий автономный округ и республика Ингушетия). В основе социально-экономической дифференциации лежат природные, климатические исторические, культурные и другие факторы, а также особенности и результаты процесса формирования территориальной структуры хозяйства страны .

Так, если весь ресурсно-сырьевой потенциал России принять за 100%, то более 50% приходится на 10 регионов, 10 регионов из 89 производят 44% всего ВВП РФ, а 17 регионов — 58%. Решение проблемы различий в региональном развитии предполагает новые и более эффективные стратегические и тактические подходы. Одним из которых является разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития. Государственное участие в финансирование объектов, включенных в программы экономического и социального развития регионов, является основным средством активного воздействия на обеспечение научно-технического прогресса, развитие рыночной инфраструктуры, социальной защиты населения, охраны природы.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее именуются — региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые самостоятельно определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с подпунктом «г» п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .

Основной целью региональной программы является эффективное использование в условиях рыночной экономики природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации, наращивание его за счет положения в общероссийском и международном разделении труда для повышения уровня жизни населения региона.

Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации носит рекомендательный характер. Главное его назначение обеспечить методологическое единство региональных программ и их взаимоувязанность с целями государственной стратегии экономического и социального развития страны .

Программная разработка решения региональных проблем осуществляется в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 20 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».
  3. Указ Президента от 1 апреля 2006 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
  4. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2005 г. № 594 «О реализации Федерального закона», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
  5. , В. С. Региональный экономический кругооборот и его воздействие на параметры макроэкономического равновесия / В. С. Антонюк // Финансы и кредит. — 2010. — № 9. — С. 42−53.
  6. , В. Д. Банковский сектор Мурманска и его роль в подъеме социально-экономического потенциала региона/ В. Д. Арнаутова, В. И. Полякова // Деньги и кредит. — 2010. — № 12. — С. 43 — 46.
  7. , М.Н. Перспективное целевое планирование борьбы с преступностью // Штабная практика. — 2008. — № 4 (28). — С. 42 — 43.
  8. , С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе / С. С. Артемьева // Финансы. — 2009. — № 3. — С. 19.
  9. , Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. / Г. В. Атаманчук — М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2010. — 326 с.
  10. , Н. Как организовать стратегическое планирование в корпорациях/ Н.Ахмедов. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 4. — С.5−10.
  11. , А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / А. М. Бабич, Л. Н Павлова — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. — 212с.
  12. , Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. / Л. Е. Басовский — М.:Инфра-М, 2010.- 260с.
  13. , Б.Б., Малинин С. В., Шубенкова Е.В.//Организация и нормирование труда. Учебник для вузов / Под ред Ю. Г. Одегова — М: Издательство Экзамен, 2008. — 288с.
  14. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2009. — 221с.
  15. , Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. / Л. П. Владимирова — М.: Изд. дом «Дашков и К», 2010. — 308 с.
  16. , А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации / А. Гранберг // Вопросы экономики.- 2010. — № 9. — С. 15 — 27.
  17. , В. И. Факторы стабилизации экономического и социального положения в регионах/ В. И. Гришин // Финансы. — 2010. — № 8. — С. 3 — 6.
  18. , В. В. Использование механизма управления региональными финансовыми ресурсами/ В. В. Иванов, А. Д. Спиваков // Финансы и кредит. 2011. — № 1. — С. 3 — 7.
  19. , В. В. Проблемы управления региональными финансовыми ресурсами/ В. В. Иванов, А. Д. Спиваков // Финансы и кредит. 2010. — № 10. — С. 11 — 16.
  20. , Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. / Н. А. Колесникова — М.: Финансы и статистика, 2010. — 237 с.
  21. , П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой: обобщение и практические рекомендации. / П. И. Кононенко — М.: Дашков и Ко, 2009. — 332с.
  22. , Г. З. Федеральная помощь провинциям и землям в Канаде/ Г. З. Крылов // Финансы. — 2010. — № 1. — С. 62 -64.
  23. , О. Теоретические основы регулирования экономического развития регионов/ О. Кузнецова // Вопросы экономики. 2007. — № 4. — С. 46 — 67.
  24. , А.М. Бюджетная реформа 2001−2008 гг./ А. М. Лавров // Финансы. — 2005. — № 9.-С.4.
  25. , Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Колесников. — М.: ОАО «Издательство „Экономика“, 1998. — С.82−87.
  26. , В.В. Программно-целевые аспекты стратегического управления персоналом полиграфических предприятий./ В. В. Лукашевич, О. Л. Митрякова. //"Российский печатник». http://www.printer-publisher.ruprint.ru/stories/4/601.php
  27. , Г. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания / Г. В. Марченко, О. В. Мачульская // Финансы и кредит. — 2010. — № 1. — С. 13 — 22.
  28. , М. Формирование экономической политики на региональном уровне/ М. Махотеева, М. Николаев // Вопросы экономики. — 2009. — № 9. — С. 80 — 90.
  29. К. Стратегическое планирование территориального развития: российский и зарубежный опыт / К. Моссбергер, И. Е. Рисин. Ю. И. Трещевский // Компаративный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования развития регионов. — Материалы международной научно-практической конференции. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — С. 13.
  30. Мурманская область в цифрах: Краткий статистический сборник. Мурманск, 2010. — 218 с.
  31. , Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны: Учеб. пособие для вузов./ Г. А. Парасданов — М.: Юнити-Дана, 2011. — 223 с.
  32. Переход к устойчивому развитию: глобальный. Региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. — М.: Изд-во КМК, 2002. — С.91−92.
  33. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова и др. — М.: Приор, 2010. — 176 с.
  34. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 318 с.
  35. Программа развития промышленности Мурманской области на 2008 — 2010 годы. — 48 с.
  36. , Б.А. Программно-целевое планирование и управление./ Б. А. Райзберг, А.Г. Лобко- М.: Эсмо, 2002, — 233с.
  37. , А. Планирование в системе государственного регулирования экономики/ А. Ревенков // Экономист. 2010. — № 8. — С. 17−21.
  38. , С.В. Методика программно-целевого управления предприятием/ С. В. Рубцов.// http://www.cfin.ru/rubtsov/prg_target.shtml
  39. , Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита./ Э. А. Смирнов // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 6. — С.2−10.
  40. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2004. — С.52.
  41. , В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты ХХ1 века / В. Б. Супян. — М.: «Анкил», 2001. — С.138.
  42. , С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики/ С. Суспицин // Российский экономический журнал. 2010. — № 2. — С. 18 — 24.
  43. , Т. М. Экономическая история России: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. — М.:"Филинъ", 2010. — 364 с.
  44. , Н.Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации./ Н. Н. Тренев //Аудит и финансовый анализ. 2010.- № 4. — С.2−10.
  45. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин // Под ред. Г. В. Гутмана. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 176 с.
  46. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Под ред. Л. И. Сергеева. — Калининград, 2009. — 998 с.
  47. , М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария/ М. К Шаккум // Российский экономический журнал. — 2009. — № 7.- С. 35 — 42.
  48. , В. Инновационный менеджмент. Учебник./ В. Швандара — М.: Вузовский учебник, 2004. — 290с.
  49. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. — М.: ИНИОН РАН, 2006. — С.19−20.
  50. , С. Иностранные инвестиции в России: региональный аспект/ С. Юданов // Международная экономика и международные отношения. — 2009. — № 1.- С. 102 — 109.
Заполнить форму текущей работой