Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Олигополия. 
Экономика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создателем модели ломаной кривой спроса для олигополии является П. Суизи. В рамках этой модели рассматриваются два варианта поведения участников олигополистического рынка в ответ на действия некоторой фирмы-инициатора изменений. При выполнении определенных условий олигополистическая отрасль будет действовать как чистая монополия, извлекая дополнительную экономическую прибыль и ограничивая объемы… Читать ещё >

Олигополия. Экономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ломаная кривая спроса.

Создателем модели ломаной кривой спроса для олигополии является П. Суизи. В рамках этой модели рассматриваются два варианта поведения участников олигополистического рынка в ответ на действия некоторой фирмы-инициатора изменений.

Первый вариант — реакция остальных участников рынка на изменение цен одной из фирм отсутствует, они продолжают сохранять прежние цены.

В этом случае кривая спроса на продукцию фирмы-инициатора будет иметь пологий наклон, т. е. спрос будет иметь высокую эластичность. Снижение цены позволит инициатору заметно увеличить объем продаж и доходы, т. е. увеличить свою долю рынка. Увеличение цены ведет к значительному снижению объема продаж и снижению объема доходов.

Во втором варианте реакция других участников рынка проявляется в том, что они будут следовать за действиями фирмы-инициатора. В таком случае кривая спроса этой фирмы будет соответствовать кривой спроса отрасли в целом и иметь относительно низкую эластичность, а значит, крутой наклон. Тогда инициатор не получит преимуществ от снижения цены и может потерять часть своей доли рынка.

Эти два типа поведения могут быть представлены двумя различающимися кривыми спроса такого рынка.

Вместе с тем вероятнее всего третий вариант поведения конкурентов, который представлен графической моделью на рис. 5.5.

Модель кривой ломаного спроса на олигополистическом рынке.

Рис. 5.5. Модель кривой ломаного спроса на олигополистическом рынке.

При повышении цены «инициатором» остальные участники рынка, вероятнее всего, не последуют за его действиями, сохраняя прежние цены. Кривая спроса олигополиста в этом случае совпадает с D2 до точки текущей цены Pf.

При снижении цены «инициатором» другие фирмы, опасаясь потери части рынка, будут следовать его действиям, также снижая цену. От точки Pf в этом случае кривая спроса олигополиста будет совпадать с D{.

В результате получим ломаную кривую отраслевого спроса олигополиста D2PfDx. В кривой предельного дохода появляется разрыв, который соответствует изменению предельных затрат производства при переходе от одной кривой спроса — D2 к другой — Dx.

В этих условиях изменение цены и объема производства не представляет преимуществ олигополисту. Поэтому олигополистический рынок характеризуется стабильностью цен и объемов производства.

Сговор. Другой тип поведения олигополистов состоит в заключении взаимных соглашений. Предметом тайного соглашения олигополистов могут выступать:

  • • установление общих цен на продукцию;
  • • определение долей производства и рынка — квотирование;
  • • принятие общих мер по усилению барьеров входа в отрасль.

При выполнении определенных условий олигополистическая отрасль будет действовать как чистая монополия, извлекая дополнительную экономическую прибыль и ограничивая объемы отраслевого производства. Такими условиями являются:

  • • производство однородной продукции;
  • • синхронное (одновременное) повышение или понижение цен на продукцию;
  • • наличие одинаковых кривых предельных издержек.

Входя в сговор, олигополисты приобретают те же преимущества воздействия на цены, которыми обладают чистые монополисты.

Примером такого поведения выступает создание картеля. Картели и картельные соглашения были широко распространены в конце XIX и начале XX вв. Антимонопольное законодательство ограничило эту практику. Наиболее известным современным международным картелем является ОПЕК.

Картели обычно недолговечны и непрочны по следующим причинам:

  • • члены таких групп склонны нарушать соглашения для увеличения собственной доли рынка и доходов, поскольку проверка выполнения условий соглашения затруднительна;
  • • существует сложность достижения договоренностей ввиду различия в кривых предельных издержек и кривых спроса;
  • • действует антитрестовское, антимонопольное законодательство;
  • • картель выгоден участникам при условии высокого спроса и растущих цен;
  • • снижение спроса и необходимость сокращения объемов производства побуждают к выходу из соглашения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой