Взаимоотношения бизнеса и государства
В России на современном этапе, в условиях возникновения идеологического вакуума и потери исконных традиций предпринимательства, отсутствия этических ориентиров и идеалов, особенно ярко проявились проблемы капитализма*. Происходит осознание ситуационного тупика развития, невозможности нахождения его разрешения современными средствами и силами. Переход к новому масштабу ответственности… Читать ещё >
Содержание
На современном этапе человеческая цивилизация столкнулась с рядом глобальных проблем широкого спектра воздействия — экономических, политических, экологических, психологических, социальных, ставящих под угрозу дальнейшее гармоничное развитие и функционирование всех сфер жизнедеятельности человека. Существование глобальных проблем, связанных с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, климатическим изменением, увеличением числа, масштаба и глубины экономических кризисов, неконтролируемых эпидемий и т. д., и необходимость их решения оказывают влияние на государственную политику, деятельность бизнеса, а также на взаимоотношения между ними и требуют их трансформации.
Первоочередной задачей для важнейших социальных систем — бизнеса и государства — является формирование такой модели взаимоотношений, которая будет способствовать повышению жизнеспособности и эффективности функционирования экономической системы в целом.
В работе исследуется вопрос построения взаимоотношений в ракурсе приоритета морально-нравственных ценностей и ориентиров развития экономической среды. Внимание уделяется внеэкономическим аксиологическим проблемам, влияющим на качество взаимоотношений, их устойчивость, надежность, долговременность.
Большинство исследователей занимались отдельными вопросами взаимоотношений, не уделяя существенного внимания этапам их развития с точки зрения нравственности, закономерностям формирования, возможностям выхода на более качественный уровень, а также этике, как институциональной основе формирования новой парадигмы взаимоотношений. В западных и российских экономических теориях вопрос этики, как института взаимоотношений бизнеса и государства, недостаточно изучен.
Миллю, К. Поланьи, В. Рёпке, А. Риху, Ф. Фукуяме, Р. Б. Шо и др. Среди российских ученых следует выделить труды: И. И. Агаповой, JI.H. Андриановой, Д. Д. Вогель, И. В. Леонова, M.JI. Лучко, А. Неклесса, Ю. Ю. Перунина, Ф. Шамхалова, а также H.H. Думной, Г. Г. Фетисова, А. Г. Худокормова (в области проведения сравнительного системного анализа взаимоотношений по теориям западных и российских экономистов), В. И. Вернадского, С. М. Сухоруковой, К. Э. Циолковского (в области определения принципов построения новой модели взаимоотношений). Важное значение для теоретической составляющей диссертационной работы имели исследования, посвященные теории «русского космизма», характеризующие альтернативный подход к построению взаимоотношений на всех уровнях социальной стратификации, меняющие обыденные взгляды на социальную и экологическую ответственность как главные принципы этики бизнеса.
Научная новизна исследования заключается в развитии теоретического представления о построении взаимоотношений между бизнесом и государством на основе этики бизнеса как института рыночных отношений, а также в формировании на этой основе прогноза и рекомендаций по их улучшению.
Основными результатами, отражающими научную новизну, являются:
1) системный подход к сравнительному анализу эволюции и закономерностей развития взаимоотношений государства и бизнеса в теориях западных и отечественных экономистов, учитывающий влияние аксиологических факторов- по-новому определены категории государства и бизнеса и взаимоотношения между ними- взгляды на проблему взаимоотношений государства и рынка разделены на холистические (с акцентом на общесистемные ценности) и нехолистические (с упором на чисто экономические, рыночные цели) —
2) обоснование института этики бизнеса как основы устойчивости и долгосрочности взаимоотношений, влияющего на изменение их качественных характеристик- выявлены свойства этики бизнеса как 6 института и показано принципиальное значение его введения как в масштабе государства, так и в глобальном масштабе: абсолютные этические принципы представляются точкой поворота и изменения взаимоотношений государства и бизнеса, общества отдельной страны и человечества в целом-
3) на основе концепции «русского космизма»: — сформулировано определение ответственности бизнеса, — в экономическую теорию вводится понятие космической ответственности человека — бизнеса — государства- даны рекомендации для решения проблем экологической и социальной ответственности бизнеса, требующие немедленного разрешения через изменение парадигмы поведения участников взаимоотношений- представлено изменение качественной составляющей бизнеса как системный фактор перехода к новым взаимоотношениям посредством формирования элиты и человеческого капитала, обеспечивающих стабильность и благополучие государства- предложены ценности, принципы, цели новой модели взаимоотношений-
4) проведен междисциплинарный синтез по выбранной тематике (экономическая теория, социология, культурология) для решения вопроса повышения эффективности взаимоотношений и проблемы устойчивости рыночной общественной системы.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес для широкого круга лиц, прежде всего, для экономистов при разработке новой парадигмы взаимоотношений на основе этики бизнеса, а также философов, социологов и культурологов для формирования ценностно ориентированного поведения участников взаимоотношений, и для самих участников взаимоотношений, заинтересованных в пересмотре стратегии и направления своей деятельности с целью трансформации поведения участников рыночных взаимоотношений.
Проведенный в работе анализ изначальных принципов формирования взаимоотношений в России позволил определить их характер, ценностные 7 ориентиры, специфику формирования и разработать стратегию их дальнейшего развития и трансформации. Анализ уровня этичности в западных экономических теориях позволяет по-новому определить их ценность для России. Результаты исследования могут быть использованы в системе высшего и дополнительного образования при преподавании дисциплин «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Этика бизнеса».
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертационного исследования докладывались в Финансовом университете на постоянно действующем научном семинаре «Новая экономика» (г. Москва, 2009, 2010, 2011гг.).
Основные методологические и научные положения, полученные в ходе исследования, используются в практической деятельности компании ООО «ДИФА-АВК», в частности, используется методика ведения бизнеса, учитывающая основные принципы этики бизнеса, позволяющая существенно увеличить прибыльность компании и снизить трансакционные издержки.
Основные
выводы, полученные в ходе исследования, были использованы компанией ООО «РЕЭЛЛ» по реализации новых возможностей ведения бизнеса на основе модели нелинейного интерактивного подхода. Они способствуют выравниванию и гармонизации взаимоотношений как внутри компании, так и во внешних связях с другими стейкхолдерами, снижению транзакционных издержек контроля и юридической защиты выполнения контракта, способствуют ускорению принятия управленческих решений, направленных на повышение экономической устойчивости компании и повышения качества предоставляемых услуг ООО «РЕЭЛЛ». Материалы диссертационного исследования используются кафедрой «Микроэкономика» Финансового университета в преподавании учебных дисциплин «Экономическая теория» и «История экономических учений».
Структура исследования
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и
приложений.