Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема истины и ее критерии в философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Введение. Заключение. Список использованной литературы. Исторический и типологический аспекты понятия истины. Краткая характеристика основных концепций в решении проблемы истины. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Краткая характеристика основных концепций в решении проблемы истины
  • 2. Исторический и типологический аспекты понятия истины
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Проблема истины и ее критерии в философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Истина − категория философии, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно-теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой − отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями. Понятие истины всегда служило источником острых дискуссий и знаменовало собой поляризацию философских учений. При этом споры об истине имели своим предметом именно специальную философскую категорию, порождая многообразие конкурирующих теорий, совокупность которых и дает наиболее полный философский образ истины .

Уже в античной философии делается попытка понять, какое знание можно считать образцом. Истина рассматривалась в античности как высшая, даже абсолютная ценность.

Сократ и Платон считали, что уже само по себе правильное знание определяет правильное поведение (праведную жизнь), а потому размышления об истине у них связывалось с размышлениями об идеалах красоты и добра .

С возникновением науки эта проблема стала ставиться иначе. В понятие истины стали вкладывать не только стремление к чему-то высшему, но и установки практической пользы, а также установки рациональности и объективности. Понятие истины в научном познании в целом утрачивает нравственное и эстетическое измерение. Научная истина — это бесстрастное знание. Ведь всякая оценочная позиция рассматривалась как выражение пристрастности, субъективности.

Своими идейными корнями и данный идеал знания (истины) восходит также к античной философии. В частности, у Парменида возникает в общем-то классическое философское понимание истины как максимального соответствия знания об объекте самому объекту − мира мыслимого и реально существующего. Такое представление с некоторыми различиями можно найти позже в концепциях и Аристотеля, и философов-эмпириков Нового времени, и в марксистской философии. Наука, отделяясь в ХVI — ХVII вв. от других способов познания мира (от философии, в том числе), впитала в себя изначально эту установку на возможность получить знание об объекте самом по себе, знание, соответствующее объекту, знание как адекватный интеллектуальный заместитель (интеллектуальную копию) объекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т. Истина. // Новая философская энциклопедия. − Т.2. − М., 2001. − С.169−172.
  2. Е. Истина [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://kosilova.textdriven.com/HomePage
  3. Н. Разыскания истины / Пер. с фр. − СПб., 1999. − 650с.
  4. К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. − М., 1983. − С. 380−392.
  5. К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма // Поппер К. Открытое общество и его враги. − Т. 2. − М., 1992. − С. 441 — 473.
  6. А.Г. Философия: Учеб. для вузов. − М.: Гардарики, 2004. − 735с.
  7. Э. М. Природа научной истины. − М., 1977 − 312с.
Заполнить форму текущей работой