Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция устойчивого развития: Опыт философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным показателем уровня осмысления данной проблематики явилась Конференция ООН, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию (sustainable development).1 Эта концепция ориентирует общественное развитие на создание такой культуры, при которой формируются разумные, учитывающие интересы будущих поколений, потребности людей… Читать ещё >

Содержание

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 10 КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РАЗДЕЛ II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 50 СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 83 ПЕРЕХОДА РОССИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Концепция устойчивого развития: Опыт философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Во второй половине XX столетия на жизнедеятельности людей, уровне и качестве их жизни все сильнее стали отражаться противоречия, возникающие между экономическим развитием общества и сравнительно ограниченными адаптационными возможностями природы нашей планеты, ее биосферы. Стало очевидно, что углубление и развертывание этих противоречий ставят под угрозу дальнейшее существование не только отдельных биосистем, но и самого человека. Перед современной цивилизацией во весь рост встал вопрос об экологобезопасном развитии.

В философии, науке, общественном сознании в целом усилился интерес к перспективам развития человечества. Футурологические исследования, основанные на системном подходе, имитационном моделировании социально-экологических данных приобрели новый смысл и значение.

Благодаря впечатляющим разносторонним исследованиям комиссий ООН по окружающей среде, Римского клуба, других международных организаций сформировались как обоснованные представления о современном кризисном состоянии природной среды, так и идеи гармонизации социально-экономического и экологического развития.

Важным показателем уровня осмысления данной проблематики явилась Конференция ООН, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию (sustainable development).1 Эта концепция ориентирует общественное развитие на создание такой культуры, при которой формируются разумные, учитывающие интересы будущих поколений, потребности людей, и осуществляется их удовлетворение без ущерба для основополагающих параметров биосферы. Речь, по существу, идет о необходимости перехода к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.

В связи с этим возникает целый ряд вопросов: в какой мере обоснована данная концепциядостижимо ли устойчивое развитие системы «общество-природа» или это утопическая идея. Концепцию устойчивого развития зачастую или принимают на веру, или отвергают по различным (прежде всего идеологическим) соображениям. Эта концепция как общая программа действия человечества на будущее столетие является настолько принципиальной, что требуется философский анализ ее оснований, предпосылок и условий реализации на глобальном и региональном уровнях.

Степень разработанности проблемы.

Концепция устойчивого развития явилась определенным итогом многолетних исследований глобальных проблем. К настоящему времени создана огромная литература по данной тематике, простое.

1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. перечисление которой весьма затруднительно. Отметим лишь наиболее фундаментальные работы философского характера. Это публикации Гирусова Э. В., Горелова A.A., Загладина В. В., Кочергина А. Н., Медоуза Д., Месаровича М., Налимова В. А., Олейникова Ю. В., Панковой Л. Н., Печчеи А., Фролова И. Т., Чумакова А. Н. и др.

Концепция устойчивого развития рассматривается в основном в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности особенности преломления в ней философских, социологических, естественнонаучных и математических идей. Здесь следует отметить труды Брауна Р., Голубева B.C., Горшкова В. Г., Коптюга В. А., Лося В. А., Мамедова Н. М., Матросова В. М., А.Д., Яншина А. Л. и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности, в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Данилова-Данильяна В.И., Дрейера O.K., Лося В. А., Лосева К. С., Мальцевой Н. Л., Моисеева H.H., Урсула А. Д. и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности — науки, образования, техники, экономики и др. — в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес разработки: Гирусова Э. В., Козлова Б. И., Лукьянчикова H.H., Мамедова Н. М., Никоноровой Е. В., Урсула А. Д. и др.

Вместе с тем, концепция устойчивого развития во многих отношениях еще носит абстрактный характер. Она нуждается в конкретизации на основе социально-политических, культурологических, экономических данных отдельных регионов нашей планеты. Должным образом еще не обоснованы условия и механизмы ее реализации в современном мире. Необходимы комплексные исследования, раскрывающие интегративную функцию данной концепции, ее системообразующую роль в трансформации современной цивилизации.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении философского значения концепции устойчивого развития, ее методологической функции в гармонизации взаимоотношений общества и природы.

Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

— уточнить теоретический статус концепции устойчивого развития;

— показать роль глобалистики в формировании концепции устойчивого развития;

— раскрыть философские и научно-теоретические основания концепции устойчивого развития;

— выявить возможную роль концепции устойчивого развития в историческом процессе;

— обосновать предпосылки, необходимые для реализации концепции устойчивого развития;

— рассмотреть перспективы перехода России к устойчивому развитию.

Методология и источники исследования.

Основу исследования составили философские принципы единства и развития, системности и самоорганизации, общенаучные идеи глобального эволюционизма, а также социально-экологический и ноосферный подходы. Диссертант опирался на классические исследования в области философии истории, социальной философии, культурологии, на данные и положения современной науки, в частности, социальной экологии, глобалистики, биосферологии, а также на доклады Римского клуба, материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), международного симпозиума, посвященного проблемам устойчивого развития России (Москва, 1997 г.) и другие источники.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована связь концепции устойчивого развития с внутренней логикой теоретического освоения природной и социальной действительностипоказано, что по своему содержанию данная концепция является квинтэссенцией целого ряда философских, социологических и естественнонаучных идей, касающихся устойчивого развития сложных систем, эволюции и самоорганизации биосферы, смысла и качества жизни людей, ноосферогенеза в целомвыявлено философское значение концепции устойчивого развития, ее влияние на социальную философию и философию истории, связанное с усиливающейся регулятивной ролью данной концепции в историческом процессераскрыта методологическая функция концепции устойчивого развития для исследования будущего, ее системообразующая роль, делающая возможным формирование нового гармоничного мирового порядкаустановлены культурологические предпосылки перехода общества к устойчивому развитию, доминирующая роль в них экологических ценностей, формируемых продуманным экологическим просвещением и образованием;

— показано, что необходимыми социально—политическими условиями перехода к устойчивому развитию являются консолидация общества на основе идеалов демократии и гуманизма, формирование правового государства, оберегающего права человека и сохранность биосферы, содействующего становлению природосберегающих технологий и экологичной экономикиопределен статус экологической информации в обеспечении экологической безопасности, показана необходимость принятия соответствующих конвенций на международном и национальном уровнях об обязательном экологическом информировании населения;

— уточнено влияние российской специфики, этнического плюрализма, евразийского типа культуры на особенности перехода общества к устойчивому развитию.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные диссертантом результаты могут дополнить традиционные подходы к проблемам социальной философии, связанным с определением предпосылок и ориентации исторического процесса, служить основой разработки методологических программ перехода России к устойчивому развитию, содействовать определению действенных путей формирования экологической культуры и экологизации общественного сознания.

Положения и выводы диссертации целесообразно использовать в образовательной и просветительской деятельности, в основных и специальных курсах философии, философии истории, социальной экологии.

Апробация диссертационного исследования.

Основное содержание работы отражено в публикациях автора. Выводы исследования были предметом обсуждения на Всероссийском семинаре по проблемам экологического образования (Москва, 17 ноября 1998 г.), методологическом семинаре кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, 15 декабря, 1998 г.).

Диссертация обсуждена на кафедре философии Московского педагогического государственного университета и рекомендована к защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшим теоретическим итогом осмысления глобальных проблем явилось формирование концепции устойчивого развития. Выход из противоречивого развития цивилизации был найден в идее гармонизации социально-экономического и экологического развития. Идея, для реализации которой требуется видоизменить по существу всю культуры. Речь идет о новом отношении к природе, о новых природосберегающих технологиях, о разумных потребностях, учитывающих интересы и запросы будущих поколений. В целом содержание новой культуры должно определить эко—гуманистические ценности и идеалы. Человечество впервые в истории берет всю ответственность за будущее природы на себя.

Принятие конференцией ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро концепции устойчивого развития показало готовность мировой общественности к радикальным социально-экологическим изменениям, понимание со стороны научной и политической элиты необходимости трансформации мировой цивилизации, становления информационно—экологического общества. Проблема заключается в придании массовости этому феномену, экологизации общественного сознания в целом.

Вместе с тем концепция устойчивого развития связана с общей логикой социального, исторического познания. В ней преломляются философские идеи, восходящие в Новое Время, классическую немецкую философию, русскую философию, философию Г. Спенсера.

Особое, можно сказать методологическое значение, в становлении и развитии концепции устойчивого развития имеет учение В. И. Вернадского о ноосфере. Важной особенностью данного учения является то, что оно позволяет развить существенные общечеловеческие аспекты и ориентиры. Ноосфера призвана элиминировать насилие как средство решения социальных проблем и допускать в рамках глобального социально-политического единства плюрализм общественно-экономических, национальных и политических структур.

Учение о ноосфере может реализовать мировоззренческий синтез. Это дает возможность соединить данное учение не только с проблемой выживания, но и с другими проблемами человеческого бытия. Ноосфера основывается на принципе коэволюции как человека и биосферы, общества и природы, так человека и общества, любых сообществ между собой.

Устойчивое развитие невозможно без информатизации. Гуманистическое направление информатизации выступает важнейшим гарантом движения общества по пути устойчивого развития. Сущность информатизации общества заключается в трансформации всей жизнедеятельности человека на основе все более полного использования информации как главного ресурса развития с помощью новых информационных технологий. Именно с помощью информатизации общества может измениться соотношение сознания и бытия. Для того, чтобы человечество выжило и реализовало модель устойчивого развития, его сознание должно опережать бытие, предвидеть последствия преобразовательной деятельности и направлять ее по траектории устойчивого развития.

Реализация модели устойчивого развития в планетарном масштабе детерминирует необходимость включения России в этот процесс. Сущность возрождения России характеризуется не возвратом к какому—то ни было варианту прошлого, а переходом к новой социо— природной модели развития. Наряду с общими тенденциями устойчивого развития Россия будет характеризоваться и своими специфическими чертами и тенденциями. Они определяются таким факторами, как особенность российской духовности и менталитета, история и национальные традиции, понимание нравственных императивов и гуманистических ценностей, своеобразие процессов демократизации и перехода к рынку, реализация социальной справедливости и защищенности личности, евразийские культурно-этнические и территориально-природные реалии, особенности экологической ситуации и возможные пути решения проблемы окружающей среды и т. д.

Переход России к устойчивому развитию усложняется рядом обстоятельств. Россия, находясь на переломном этапе своего развития, пытается найти выход из «системного кризиса» (политического, экономического, социального, национального, экологического и др.). Десятилетиями продолжается снижение эффективности экономики, масштабное разрушение природы и снижение жизненного уровня населения. Начавшиеся в середине 80-х — начале 90-х годов процессы обновления — перестройки, демократизации, перехода к рыночным отношениям не привели к оздоровлению России.

Возрождение России, ее включение в мировой процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, сопряжены с реализацией нового типа движения вперед, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей не будет достигаться за счет лишения такой же возможности будущих поколений. Концепция устойчивого развития предполагает системную оптимизацию не только экономических и экологических характеристик, но всех остальных параметров социоприродной системы, достижения гармонии между людьми и между обществом и природой. Будущее России, несомненно, на пути к устойчивому развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. С. Переход к информационному обществу и становление ноосферы: философско-методологический аспект. М.: РАУ, 1993.157с.
  2. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336с.
  3. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. М., 1994. 310с.
  4. И.Р., Конычев A.A., Панченко H.A. Экстремальные факторы и биообъекты . Киев, 1989. 91с.
  5. Америка и устойчивое развитие / Перевод с англ. под общ. ред.
  6. B.И. Данилова-Данильяна М., 1996. 154 с.
  7. В. А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982. 334 с.
  8. Араб-Оглы Э. А. В поисках нового мышления // Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. С. 5−19.
  9. В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1992, № 1. С. 68−77.
  10. Т. Кризис окружающей среды. М., 1995. 201с.
  11. Д. Постиндустриальное общество // Америка. 1977. 9,1. C. 3−19.
  12. М. И. Эволюция биосферы. Д.: Гидрометеоиздат, 1984. 488с.
  13. Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1978.
  14. Введение в социальную экологию / Под ред. А. Д. Урсула. Ч. I, II. М.: Луч, 1993/94.
  15. В. И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.
  16. В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение.М.: Наука, 1987. 239с.
  17. Взаимодействие общества и природы. М., 1986. 370с
  18. М. Греческое мировоззрение. Пбг., 1910. 228с.
  19. Ю. Ю. Экологическое движение: философско-социологический анализ / Дисс. докт. филос. наук. М.: РАУ, 1994. 339с.
  20. И. П. Структура и динамика природы Земли. М.: Наука, 1993.333 с.
  21. Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М: Наука, 1986. С. 338−348.
  22. Э. В. Система «общество природа». М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. 167с.
  23. Э. В. Основы социальной экологии. М.: Изд-во Российского университета, 1998. 208с.
  24. Глобальная экологическая проблема. М., 1988. 371с.
  25. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 321с.
  26. Глобальные проблемы человечества. М.: ИНИОН, 1990. 112с.
  27. В. С., Шаповалова И. Что же такое устойчивое развитие // Свободная мысль. М., 1993. № 5. С. 23−34.
  28. Гончарова A. J1. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития // Диссер. канд. философ, наук М.: РАГС, 1995. 154 с.
  29. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995. 451с.
  30. Государственный доклад о состоянии окружающей среды // Зеленый мир, 1997. № 2. С. 11−18.
  31. JI.H. Этногенез и эволюция биосферы. М., 1990. 421с.
  32. П.С. Культурология. М., 1995, с. 124.
  33. Ю.Н. Человек. Культура. Природа. // Проблемы теории культуры. М., 1977. С. 109−118.
  34. Данилов—Данильян В. И. Возможна ли коэволюция природы и общества. М., 1998. С. 18.
  35. Данилов-Данильян В. И., Котляков В. М. и др. Проблемы экологии России. М., 1995. 344с.
  36. Данилов-Данильян В. И. Состояние и проблемы окружающей среды Российской Федерации // Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3−5 июня 1995 г., Москва) М, 1995, С. 113−121.
  37. XX век: последние 10 лет. Сборник статей из ежегодника States of the World. M., 1992. С. 181.
  38. К. X. Философия и кризис современной цивилизации. М.: Луч, 1993. 254с.
  39. К. X. Философские перспективы человечества. М.:РАГС, 1993. 103с.
  40. . Влияние человека на природу // Смит Р. JL Наш дом -планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М.: Мысль, 1982. С. 125−140.
  41. О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. М.:1. РАО, 1997. 224с.
  42. В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности.1. М., 1981.249с.
  43. Информационная безопасность. М., 1998. 131с.
  44. История первобытного общества. М., 1986. 376с.
  45. М.М. Эволюция биосферы. М., 1974. 205с.
  46. P.C. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. 290с.
  47. Е. Н., Курдюмов С. П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация. М.: Издательство РАГС, 1996. С. 14−34.
  48. . Замыкающийся круг: Природа человека. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.
  49. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета, 1996, 9 апреля.
  50. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск: РАН, 1992. 62 с.
  51. В. Социальная философия. Волгоград. 1995, 314с.
  52. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988. 472с.
  53. Культура: теории и проблемы. М., 1996,. 290с.
  54. П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. 368 с.
  55. И. А. Становление ноосферы: проблемы информатизации и экологизации. Пятигорск: Вестник Кавказа, 1997. 149 с.
  56. А. А. Научное знание об информационном обществе. Минск: Наука, 1993. 101с.
  57. И.Д. Экологические проблемы. Социально-политический и идеологический аспекты. М., 1982. 294с.
  58. В. М. Информационное общество: проблемы и парадоксы информатизации // Сб. трудов. М.: ВНИИСИ. 1988. Вып. З.С. 9−18.
  59. В.А. В поисках «экологической философии» // Новое понимание философии. М., 1993. С. 41−49.
  60. В. А. Человек и природа: Социально-философские аспекты экологической проблемы. М.: Политиздат, 1978. 224 с.
  61. Ю. М. Феномен культуры. // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин, 1992.Т. 1. С. 34−43.
  62. С.Ю. Химия и экология. Баку, 1992, 1 10с.
  63. Н. М. Культура, экология, образование. М.: Издательство РЭФИА, 1996. 92с.
  64. Н.М. Философская рефлексия взаимоотношения общества и природы // Философия и экологическая проблема. М., 1990. С. 91−110.
  65. Н.М., Кадыров М. Я. Основания концепции устойчивого развития // Устойчивое развитие будущее цивилизации. М., 1997. С. 21−30.
  66. Д.Ж. Социальная экология. М.: Восточный университет Союз, 1996. 388с.
  67. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1983. 383с.
  68. Дж. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. М., 1989. 183с.
  69. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста М, 1994. 345с.
  70. В.М. Культура и история. М., 1977, 190с.
  71. В.М. Культура как проблема философии. // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 45—57.
  72. И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития // Дисс. на соискание уч. ст. докт. филос. наук. М.: РАГС, 1997. 259с.
  73. H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. С. 235.
  74. H.H. Мировое сообщество и судьба России. М., 1997. 201с.
  75. H.H. Природный фактор и кризисы цивилизации // СПЖ, 1993, № 9−10, с.34−47.
  76. H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
  77. А.И. Философия экологической безопасности. М.: НИИ «Геодезия», 1997. 180с.
  78. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Под ред. Евтеев С. А., Перелет P. A.M., 1989. 376 с.
  79. Низ А. Экономика и окружающая среда. М.: Экономика, 1981. 191с.
  80. E.B. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Дис. на соискание степени доктора философских наук. М., 1994. 291с.
  81. Ю.В. Тупики «информационного общества» // Мировая экономика и международные отношения. М.: 1984. С. 106 115.
  82. Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. 271с.
  83. П.Г. Общие начала биосоциальных исследований. Новосибирск, 1977. 175с.
  84. E.H. Информатика и устойчивое развитие. М.: РАГС, 1996. 178с.
  85. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Издательство МГУ, 1989. 190 с.
  86. Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Издательство Московского университета, 1971. 247с.
  87. А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства. // Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. 1994. № 5. С. 29−39.
  88. M.JI. В предверии натиска «третьей волны». М., 1989. 150с.
  89. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  90. И.Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, № 8. С. 3−20.
  91. Проблемы перехода России к устойчивому развитию. М., 1997. 170с.
  92. Проблемы экологии России / Под ред. Данилов-Данильян В.И., Котляков В. М. и др. М., 1995. 344 с.
  93. Программа действий. Повестка дня на XXI век. Женева, 1993. 70с.
  94. Природа и общество. М.: Наука, 1968. 346 с.
  95. Природная среда и естественные ресурсы Земли. М.: ИГ, 1986. 182с.
  96. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 216с.
  97. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989. С. 3−15.
  98. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992, № 5. С. 3−16.
  99. Я.В. Информационный анализ социальный процессов. М., 1982. 183с.
  100. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. 362 с.
  101. Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: Издательство МНЭПУ, 1993. 262 с.
  102. Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911. 253с.
  103. Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989, № 5. С. 11−22.
  104. Самоорганизация в природе и обществе. Л.: Наука, 1988. 200с.
  105. Р.Д. Наш дом планета Земля: полемические очерки по экологии человека. М.: Мысль, 1982. 383 с.
  106. Г. Л., Черешкин Д. С. Социально-экономические предпосылки движения России к информационному обществу (Доклад на парламентских слушаниях, 10 июня 1997 г.). 35с.
  107. Становление экологического общества. Кишинев, 1992. 290с.
  108. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986, с. 392−409.
  109. Тоор М-Л. История процесса. 1983. 195с.
  110. О. Наука и изменение // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса). М.: Прогресс, 1986. С. 11−34.
  111. Е.Г. Концепция ноосферы: философско-методологический аспект // Дисс. канд. филос. наук. М.: РАГС, 1995. 150с.
  112. Г. География, ресурсы и окружающая среда. М.: Прогресс, 1990. 544 с.
  113. А.Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М.: Луч, 1994. 273с.
  114. А.Д., Уледов В. А. Государство и экология. М.: Издательство РАГС, 1996. 148с.
  115. А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию. M-Гомель, 1997. 340с.
  116. А.Д. Путь в ноосферу. M.: Луч, 1990. 277с.
  117. А.Д. Модель устойчивого развития для России. М.: Луч, 1994. 78 с.
  118. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998.500с.
  119. Е.Т. Экологическое производство. Пущино, 1980. 35с.
  120. М., Френдли А. Экоцид в СССР. М., 1992. 285с.
  121. Хейзинг И. Homo rudens в тени завтрашнего дня. М., 1992. 358с.
  122. В. Философия и экология. М., 1994. 229с.
  123. А.Н. Философия глобальных проблем современности. М., 1994. 235с.
  124. А.П., Новиков Ю. В. Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек М, 1989. 191с.
  125. Экологическая альтернатива / Под общ. ред. Лемешева М. Я. М.: Прогресс, 1990. 600 с.
  126. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996. 290с.
  127. Bell D. The Coming Of Post-Industrial Society. N.-Y., 1973. 291p.
  128. Laslo E. Introduction to System Philosophy. N.Y., 1972. 329p.
  129. Toffler A. The Powershift. N.-Y., Bantam Press, 1983. 364p.
  130. Toffler A. The Third Wave. N.-Y., Bantam Press, 1980. 225p.
Заполнить форму текущей работой