Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институционализация социокоммуникативной структуры электронного правительства в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации реализация технологий электронного правительства осуществляется с 2002 года на основе Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002;2010 годы)», «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», Государственной программы «Информационное общество (2011;2020 годы)». Концепция электронного правительства включает три… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Основные теоретические подходы в исследованиях институциональных аспектов развития электронного правительства
    • 1. 2. Проблема электронного правительства в зарубежных и российских исследованиях
    • 1. 3. Понятие социокоммуникативной структуры электронного правительства
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Акторно-сетевая модель институционализации социокоммуникативной структуры электронного правительства
    • 2. 2. Особенности институционализации электронной демократии и форм электронного участия граждан в России
  • ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
    • 3. 1. Информированность сотрудников исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) как условие становления электронного правительства в Санкт-Петербурге
    • 3. 2. Практики использования технологий электронного правительства в контексте взаимодействия граждан и органов власти
    • 3. 3. Профессиональная подготовленность сотрудников органов власти к переходу на электронное взаимодействие с гражданами и организациями
    • 3. 4. Основные проблемы в развитии электронного правительства и способы их решения

Институционализация социокоммуникативной структуры электронного правительства в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии существенно изменяют формы взаимодействия власти, населения и бизнеса. Современное общество — это общество, социокультурное пространство и социальная структура которого выстраиваются под воздействием информационных сетей и новейших информационных технологий. Информационное общество, в особенности, его новейшая подсистема, электронное правительство активно развивается в глобальном масштабе.

Электронное правительство — феномен, появившийся в последние 15 лет ввиду распространения воздействия информационных технологий на процессы коммуникации индивидов и институтов власти. Электронное правительство обеспечивает взаимодействие представителей органов власти с гражданами и организациями посредством информационно-коммуникационных технологий.

В Российской Федерации реализация технологий электронного правительства осуществляется с 2002 года на основе Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002;2010 годы)», «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», Государственной программы «Информационное общество (2011;2020 годы)». Концепция электронного правительства включает три ключевых постулата: открытость или публичность, он-лайн транзакции (в том числе межведомственное взаимодействие) и электронное участие. В практиках зарубежных стран более-менее сбалансировано реализуются все три аспекта. В России первые два названных направления частично развиваются, но недостаточно разработаны инструменты электронного участия.

Известно, что информационно-коммуникационные технологии имеют огромное значение для повышения эффективности деятельности государства в сфере оказания услуг населению и бизнесу. Таким образом, внедрение электронного правительства — это не только применение новых технологий и способ повышения эффективности деятельности государственных служб, но и улучшение качества жизни человека.

Вместе с тем предложенные в государственных документах концепция и программа развития электронного правительства недостаточно отражают запросы населения, а заявленные в них социально значимые цели имеют слабую связь с индикаторами их достижения.

Соответственно, реализация программных положений внедрения технологий электронного правительства осуществляется конъюнктурно, в зависимости от политической моды. На практике реализация программы электронного правительства привела к возникновению ряда проблем, выразившихся, во-первых, в отсутствии четкого распределения функций участников на федеральном, региональном и муниципальном уровняха во-вторых, в недостаточной профессиональной готовности к применению новых технологий.

Уровень научных исследований не отражает растущие запросы на расширение возможностей электронных услуг и повышения их качества для граждан, бизнеса и государственных органов. Большинство проводимых исследований данного феномена в России ориентированы на анализ сайтов органов власти (преимущественно контента, размещенного на этих сайтах, а не отзывов пользователей), анализ отчетных анкет о показателях информатизации, заполняемых регионами ежегодно, показателей подключения к СМЭВ и административных регламентов. Эта информация не отражает анализ коммуникативной среды, готовности и адаптации всех участников процесса (граждане, бизнес, государство) к использованию технологий электронного правительства.

Вместе с тем, развитие электронного правительства становится формой воздействия на социальную структуру общества, способствует снижению цифрового неравенства между различными социальными группами. Принимаемые органами власти и управления решения, предлагаемые ими услуги оказываются более доступными в электронном формате и на базе информационно-коммуникационных технологий приобретают, таким образом, статус институциональных факторов регулирования социальной структуры. Реализация проектов электронного правительства приводит к возникновению новых сетевых форм взаимодействия органов власти с гражданами и организациями.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа институционализации структурного аспекта развития электронного правительства, выявления природы и содержания барьеров в развитии электронного правительства, а также изучения факторов электронного взаимодействия между органами власти, бизнесом и гражданами.

Степень научной разработанности проблематики. В отечественной и зарубежной литературе проблема развития электронного правительства появилась сравнительно недавно — в начале XXI века. Данная тематика чаще всего освещается в работах специалистов в области информационных технологий, государственного и муниципального управления, экономики, юриспруденции.

С позиции социологии особую ценность представляет применение информационного подхода (Д. Рисмен, Г. Бехман, X. Ласвел, В. Уивер, К. Шеннон, В. Шремм, Д Берло, Д. Клеппер), акторно-сетевой теории (Б. Латур, Л. Фриман, Д. Ноук, П. Марсден, С. Вассерман, Б Веллман) и неонституицонального подхода (Р. Коуз, Д. Норт, Н. Флигстин). Использование вышеперечисленных теорий позволяет исследовать электронное правительство как коммуникационный процесс, выявить основные барьеры при его развитии, оценить роль технических актантов и бюрократии в процессе его институционализации.

Основные подходы к исследованию электронного правительства отражены в работах таких зарубежных авторов, как А. Аладвани, Дж. Релли, Д. Израель, Р. Тивари, Б. Шаха, Н. Лин, Д. Куиллер, Р. Полат, X. Луи, Д. Шин, Е. Наги, М. Хамдан, А. Оджо, Т. Яновского, А. Авотви, А. Колсакера, Л. Картера, Д. Гаулда, М. Хорста, Л. Келли, Ф. Беланже, Дж. Ли, X. Ким, М. Ан, М. Виммер, а также отечественных исследователей, среди которых В. И. Дрожжинов, A.B. Чугунов, Ю. В. Ирхин, А. Голубева, А. Ахмедова, Р. Алигулеев, И. Павлов, Ю. Шибалова, Е. М. Стырин, A.B. Клименко, А. Б. Жулин, Ю. Н. Захаров, В. В. Иванов, H.A. Коробова, Н. В. Мироненко, М. А. Каневский, Ю. К. Гликман, Д. Журавлев и других. В работах этих исследований основной фокус направлен на установление концептуальных основ электронного правительства, а также применение методов веб-мониторинга, анализа документов, опросов, прогнозных методик для описания этих основ.

Вопросы институционализации электронного правительства освещены в работах некоторых зарубежных (Дж. Фаунтейн, Т. Хейнтце, Б. Азад, С. Фарат, С. Бретшнейдер, А. Гронлунд, Т. Хоран, Д. Норрис, М. Мун, Р. Хикс, С. Станфот, Т. Лоуренс, Р. Садцаби, Н. Лейк, Дж. Ли) и отечественных исследователей (Л.П. Киченко, Д. А. Дюльберова, Е. Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг). Анализ работ данных исследователей позволяет говорить о доминировании информационного, технократического, управленческого, политологического подходов к изучению такого явления как электронное правительство. Однако немаловажным является выявление социальной природы данного явления, проявляющейся во взаимодействиях органов власти, населения и бизнес-структур.

В последние годы направленность исследований смещается в сторону изучения электронной демократии. Проблемы становления электронной демократии изучаются в исследованиях и публикациях Д. Осимо, А. Шеллона, Н. Нанна, Л. Регги, Дж. Острема, И. Катчановского, Т. Ла Порте.

В последнее десятилетие были защищены кандидатские диссертации на темы, отражающие некоторые аспекты поставленной проблемы, например, интересны исследования стратегий формирования и развития электронного правительства Е. М. Стырина (Москва, 2006), понятийного аппарата электронного правительства H.A. Храмцовской (Москва, 2010), системы политических коммуникаций в электронном правительстве И. Н. Кузьминой (Москва, 2011), исследование электронного правительства как содержательной характеристики политической системы М. С. Шустовой (Ростов-на-Дону, 2011), исследование теоретических моделей и политических стратегий электронного правительства Е. А. Яковлевой (Москва, 2006), изучение электронного правительства как института трансформации государственного управления В. В. Солодова (Москва, 2007). Среди докторских диссертаций внимание заслуживают исследование информационного развития на региональном уровне Е. А. Петровой (Волгоград, 2009), а также исследование инновационной деятельности в государственном управлении А. Н. Юртаева (Казань, 2009).

Объектом исследования является процесс становления электронного правительства в современном российском обществе.

Предметом исследования является социокоммуникативная структура электронного правительства.

Цель исследования состоит в изучении институциональной специфики развития социокоммуникативной структуры электронного правительства в России.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— обосновать теоретико-методологические подходы в изучении специфики развития электронного правительства;

— конкретизировать понятийный аппарат анализа электронного правительства и определить понятие социокоммуникативной структуры электронного правительства;

— проанализировать барьеры, трудности в процессе коммуникаций между властью, гражданами и бизнесомпровести специализированное эмпирическое исследование социокоммуникативной структуры электронного правительства в Санкт-Петербурге;

— выявить механизм институционализации социокоммуникативной структуры электронного правительства и становления электронной демократии в России.

Гипотеза исследования. В современном российском обществе на основе трансформирующейся структуры традиционных социальных коммуникаций государства, граждан и бизнес-сообщества создается новая опосредованная информационно-коммуникационными технологиями социокоммуникативная структура, развитию которой способствуют эксперты-технократы. Ключевые барьеры в развитии данной структуры обусловлены недостаточной профессиональной квалификацией сотрудников органов государственной и муниципальной власти для перехода на электронное взаимодействие.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составляют работы зарубежных и российских теоретиков информационного подхода, акторно-сетевой теории и неоинституционализма. Синтез данных подходов позволяет многосторонне изучить электронное правительство как сетевой коммуникативный процесс, оценить роль технических актантов и бюрократии в процессе его институционализации.

В ходе диссертационного исследования также применялись системный подход, сравнительный анализ. Сбор первичной информации осуществлялся с помощью эмпирических методов: метод анкетирования, метод формализованного экспертного опроса, анализ документов. Обработка данных, полученных количественными методами, осуществлялась с помощью программы SPSS 17.0.

Информационную базу диссертационного исследования составляют нормативные документы в области создания электронного правительства, международные нормативные документы, данные опросов общественного мнения, международных рейтингов, материалы официальных порталов органов власти и порталов государственных и муниципальных услуг.

Эмпирическая база диссертационного исследования. Социологическое исследование проблем и перспектив институционализации социокоммуникативной структуры электронного правительства было проведено с применением следующих методов:

— ежегодное анкетирование сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ИОГВ) за период 2010;2012 гг. (N=1028), выборка пропорциональная стратифицированная,.

— экспертный опрос сотрудников органов власти, занимающихся развитием электронного правительства, экспертов IT-компаний, сотрудничающих с госсектором, представителей научно-образовательных и некоммерческих организаций (N= 66). С экспертами были проведены полуструктурированные интервью на основе специализированной анкеты.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: 1. Впервые предложен новый термин «социокоммуникативная структура электронного правительства», отражающий институционально регулируемое сетевое взаимодействие акторов (государство, организации, граждане), экспертов-технократов и технических актантов, в рамках которого реализуются функции информационного и коммуникационного обмена, процессы волеизъявления и предоставляются государственные услуги.

2. Дана характеристика процессов институционализации социокоммуникативной структуры электронного правительства в России, направленных на нормативную регламентацию сферы внедрения технологий электронного правительства, развитие правил практического использования ИКТ в управленческой и административной деятельности, оптимизацию взаимодействия населения и власти, а также на урегулирование деятельности новых организационных структур и профессиональных групп, специализирующихся в области электронного правительства.

3. Выделены этапы институционализации электронного правительства в России от принятия политических решений о переходе на концепцию электронного правительства к регламентации сфер деятельности электронного правительства и развитию практик эффективного использования технологий электронного правительства, созданию сетевого порядка взаимоотношений власти и населения, а также оказанию гражданам и организациям государственных электронных услуг.

4. Подготовлена и апробирована методика исследования институционализированности практик использования технологий электронного правительства сотрудниками органов исполнительной власти на региональном уровне, а также барьеров в развитии электронного правительства.

5. Определены четыре группы ключевых проблем, препятствующих развитию электронного правительства в России: организационно-управленческиенормативно-правовыетехнологическиепроблемы развития человеческого потенциала, и предложены пути их решения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Внедрение электронного правительства в России обусловлено: 1) политическими решениями освоить и применять ИКТ в Россиине отставать от экономически и технологически развитых стран- 2) широким распространением практик использования Интернет-комммуникаций и трансакций в бизнесе и повседневной жизни.

2. Институционализация социокоммуникативной структуры электронного правительства в России заключается в таких структурных процессах, как: нормативная регламентация сферы внедрения технологий электронного правительства, развитие правил практического использования ИКТ в управленческой и административной деятельностисоздание стандартов информационных систем и продвижения систем информирования об электронном правительстверегулирование деятельности новых 8 организационных структур и профессиональных групп, специализирующихся в области электронного правительствапоявление образовательных программ по проблематике электронного правительства.

3. В процессе расширяющегося использования информационно-коммуникационных технологий в сфере публичных взаимодействий власти и общества формируется социокоммуникативная структура электронного правительства, состоящая в: а) установлении институционально регулируемого взаимодействия акторов (государство, организации, граждане), экспертов-технократов и технических актантовб) в создании сетевого порядка взаимоотношений власти и населенияв) в реализации функций информационного и коммуникационного обмена, процессов волеизъявления населения и предоставления гражданам и организациям государственных услуг .

4. Имеющиеся международные методики исследования, оценки и прогноза состояния и перспектив электронного правительства характеризуются ограниченностью набора показателей, пригодностью в основном для межстранового сопоставления, превалированием статистических показателей. Для комплексной оценки ситуации в развитии электронного правительства в конкретной территории или регионе необходимо применение специализированных методик.

5. Институционализация социокоммуникативной структуры электронного правительства как процесс представляет собой последовательную смену этапов институциональных изменений: принятие политических решений о переходе на концепцию электронного правительстварегламентация сфер деятельности электронного правительствасоздание арен взаимодействия акторов социокоммуникативной структуры и направлений внедрения технологий электронного правительстваразвитие практик использования технологий электронного правительстваминимизация трансакционных издержек в оказании государственных электронных услуг.

6. Становление социокоммуникативной структуры электронного правительства обеспечивает условия для развития электронной демократии (общественные инициативы в интернете, концепция «Российской общественной инициативы», краудсорсинговые проекты). Информированность граждан и общественных организаций о подобных возможностях современных информационно-коммуникационных технологий для выражения мнений и волеизъявления в интернете находится на низком уровне. Однако активность граждан в использовании интернет-ресурсов, являющихся альтернативными государственными порталам и проектам, продолжает расти.

7. Основными проблемами, затрудняющими развитие электронного правительства в России, являются несогласованность целей реализуемых проектов и сроков их достижения, недостаточно проработанная нормативная правовая база, недостаточная квалификация и мотивация сотрудников органов власти. Эти препятствия могут быть преодолены с помощью применения проектного подхода, подключения экспертов к развитию проектов электронного правительства и бюджетному планированию, использования единых стандартов разработки и эксплуатации ИТсистем, ориентации на зарубежных опыт, повышение кадрового потенциала органов власти, выстраивания системы обучения и повышения квалификации специалистов, занятых реализацией задач электронного правительства.

Научно-практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Процесс институционализации социокоммуникативной структуры электронного правительства был теоретически обоснован и разделен на пять этапов;

2. Проведено социологическое исследование проблем и перспектив развития электронного правительства в России;

3. Выполнен сравнительный анализ мнений сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга относительно их готовности к включению в социокоммуникативную структуру электронного правительства за период 20 102 012 гг.;

4. Основные выводы исследования могут быть использованы при разработке концепций и программ развития электронного правительства на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

5. Разработанная в ходе диссертационного исследования методика экспертного опроса была успешно применена для анализа процессов развития структуры электронного правительства на пространстве Содружества Независимых Государств.

6. Теоретические положения диссертационного исследования, а также разработанный инструментарий могут быть использованы при подготовке и чтении лекционных и практических курсов по социологии, социологии коммуникаций, социологии интернета.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: IX, X, XI Всероссийских конференциях «Электронное правительство в информационном обществе» (Санкт-Петербург, 2010, 2011,2012), Первый конгресс молодых ученых (Санкт-Петербург, 2012), «Всероссийский научно-практический симпозиум «Социальные коммуникации: универсум профессиональной деятельности» (Санкт-Петербург, 2011), «V.

Ковалевские чтения" (Санкт-Петербург, 2010), а также на международных научных конференциях: 5-ая международная конференция «Теория и практика электронного правительства» International conference on theory and practice of electronic governance-ICEGOV 2011 (Эстония, Таллинн, 2011) — 6-ая международная конференция «Теория и практика электронного правительства» International conference on theory and practice of electronic governanceICEGOV 2012 (США, Олбани, 2012), 39-ая международная конференция «Информационные технологии в образовании, науке и бизнесе» (г.Гурзуф, Украина, 2011), IV Международный ITфорум «Информационное общество 2.0» (Нижний Новгород, 2011), 50-ая международная конференция «СМИ в современном мире» (Санкт-Петербург, 2011).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 24 научных публикациях автора общим объемом 9,7 п.л., в том числе 10 научных публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 5,7 п.л., а также 3 научных статьях в сборниках международных конференций общим объемом 0,75 п.л.

Проведение диссертационного исследования было поддержано двумя грантами Правительства Санкт-Петербурга для победителей конкурса грантов (№ 11 050, 2011 г.- № 12 024, 2012 г.).

Проведение анкетного опроса выполнялось совместно с Центром технологий электронного правительства НИУ ИТМО в рамках работ:

— «Выполнение работ по проведению исследований применения технологий электронного правительства в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга в ходе мониторинга развития информационного общества в Санкт-Петербурге», 2012 г. (Заказчик: СПб ГУП «СПб ИАЦ»);

— «Исследование готовности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга к использованию технологий электронного правительства» (Заказчик: Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга). Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой