Администрирование в социальной работе и подготовка персонала
Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта… Читать ещё >
Администрирование в социальной работе и подготовка персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные направления социального управления
Управление социальной работой — необходимое условие для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, по и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.
Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.
В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.
Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д.
Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.
В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.
Менеджмент в социальной работе — это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.
Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
Субъектами управления в социальном менеджменте выступают руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.
Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследована.
В числе ее главных научных проблем можно назвать:
- • разработку теоретических основ менеджмента в социальной работе, формулировку его концепции и «дерева целей» ;
- • исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях;
- • моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;
- • разработку критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;
- • исследование информационных основ менеджмента в социальной работе, создание современного банка данных;
- • разработку научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;
- • разработку алгоритмов организации личной работы социальных менеджеров и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;
- • исследование методов мотивации социальной работы, обоснования предложении по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Так, «дерево целей» социально-экономического развития в Юго-Восточном административном округе Москвы включает в себя комплекс экономических реформ, социальный и жилищный комплексы, а также комплексы потребительского рынка, экологии и инженерной инфраструктуры, развития культуры, охраны памятников и улучшения архитектурного облика территории.
Социальный комплекс предусматривает:
- • конкретную социальную защиту определенных категорий жителей;
- • развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины);
- • борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;
- • разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения;
- • разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;
- • реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей;
- • торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;
- • развитие объектов и инфраструктуры социальной сферы.
Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:
- 1) предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);
- 2) оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);
- 3) заключительное управление (контроль, учет, анализ). Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.