Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ключевым следствием трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине может стать потеря врачами целостного представления о себе как части традиционной профессии и общества в целом. Об этом говорит тот факт, что врачи довольно четко проводят границу между сферой профессиональной и институциональной идентификации. Первая (профессиональная идентичность) означает положительную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕДИЦИНЕ
    • 1. 1. Основные подходы к анализу социальной идентичности и идентификации
    • 1. 2. Понятие профессиональной идентичности в социологии профессий и социологии медицины
    • 1. 3. Феномен социопрофессиональной идентичности в медицине. Индикаторы идентификации врача на макро-, мезо- и микроуровне
      • 1. 1. 1. Общие индикаторы социопрофессиональной идентификации в медицине
      • 1. 1. 2. Макроуровень анализа социопрофессиональной идентичности в медицине
      • 1. 1. 3. Мезоуровень анализа социопрофессиональной идентичности в медицине
      • 1. 1. 4. Микроуровень анализа социопрофессиональной идентичности в медицине
  • ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕДИЦИНЕ: ВРАЧИ И СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ
    • 2. 1. Инструментарий и описание выборки исследования
    • 2. 2. Социопрофессиональная идентичность практикующих врачей
    • 1. Микроуровень анализа
    • 2. Мезоуровень анализа
    • 3. Макроуровень анализа
    • 4. «Сквозные» индикаторы социопрофессиональной идентификации врача
    • 5. «Идентичность в себе», или самоидентичность
      • 2. 3. Социопрофессиональная идентичность студентов-медиков
    • 1. Микроуровень анализа
    • 2. Мезоуровень анализа
    • 3. Макроуровень анализа
    • 4. «Сквозные» индикаторы социопрофессиональной идентификации студента
    • 5. «Идентичность в себе», или самоидентичность
      • 2. 4. Межпоколенческая преемственность и трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине

Трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внимание общества к проблемам медицинского порядка стало одной из устойчивых тенденций современности. Несмотря на прогрессивное развитие медицинского и социального знания, появляется все больше вопросов, требующих решения на ценностном уровне, неразрывно связанных с профессиональной культурой, ценностями медицины как профессии и процессами социопрофессиональной идентификации. Сегодня эта область исследований является актуальной и достаточно противоречивой, поэтому рассмотрение ряда проблем в рамках указанной темы требует междисциплинарного подхода в трактовке понятий «идентичность» и «идентификация».

Актуальность диссертационного исследования.

На современном этапе развития российского общества медицина как поле профессионализации претерпевает значительные изменения. Фокус практических задач медицины все больше смещается от помощи человеку и его здоровью в сторону далеких от пациента вопросов регулирования и управления, достижения экономически эффективных результатов деятельности.

Социология медицины сегодня испытывает потребность в глубоком изучении проблемы идентификации медицинских работников и заставляет задуматься о возможностях преодоления конфликта, возникающего в условиях столкновения медицины с требованиями общества, которые выходят за узкие рамки традиционных компетенций врача.

Особого внимания заслуживает анализ условий, содействующих выстраиванию гармоничной идентичности и, напротив, затрудняющих социопрофессиональную идентификацию врача, трансформирующих ее. Вопрос об условиях трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине — прежде всего, вопрос об изменении контекста идентификации. Необходимо выяснить, каковы факторы, затрудняющие и содействующие развитию социопрофессиональной идентичности врачей, текущие возможности и перспективы развития медицины как профессии.

Вопрос о содержании и последствиях трансформации социопрофессиональной идентичности — это вопрос о качественном изменении восприятия врачами своего «Я» и о том, к чему привела или может привести ситуация в° отечественном здравоохранении, в контексте которой разворачивается социопрофессиональная идентификация врачей (практикующих и будущих), а также вопрос об эффектах этих изменений. Объективная потребность в анализе нестабильных условий и рисков трансформации социопрофессиональной идентичности врача делает заявленную тему исследования актуальной.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросами идентичности занимаются различные области гуманитарного знания. Первые интерпретации этот феномен получил в рамках классической.

12 3 историко-философской традиции (Аристотель, Б. Спиноза, Ф. Шеллинг, В. Соловьев4), где идентичность связывалась с понятием «тождества». В рамках современного конструктивистского подхода, отрицающего идею объективной детерминированности субъекта, развивается представление о релятивном характере отношений индивида и общества5. Это пробудило интерес исследователей к идее плюрализма ценностей, статусов, смыслов, а также к идее «смерти субъекта» (М. Фуко)6 и «социальной аномии» (Э. Дюркгейм)1. С идеей.

Аристотель. О душе/ Сочинения. В 4 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. — С. 371- 448.

2 См.: Гуревич П. С. Проблема идентичности человека в философской антропологии/П.С.

Гуревич//Вопросы социальной теории. 2010. — Том. 4. — С.63−87.

3 См.: Гулыга A.B. Ф. Шеллинг. Сочинения в 2-х томах. Т.2. — М.: «Мысль», 1989. Доступ по ссылке: http://www.booksite.ru/fulltext/she/lli/ngy/text2.pdf.

4Соловьев B.C. Общий смысл искусства. Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/smysl isk.html.

5Тельнова, H.A. Феномен идентичности: способы описания и социокультурные основания/ H.A. Тельнова// Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. Философия. — 2011. — № 1 (13). -С. 28−29- Давыдов Д. А. Социальная идентичность: теория рационального выбора как альтернативный подход к концептуализации/ Д. А. Давыдов//Социологическое обозрение. — Т. П. — № 2. — 2012; Петренко В. Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке/ В.Ф. Петренко//Вопросы философии. — № 6. — 2011. — С. 75−82.

6Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж Франсе 1981 -1982 учебном году/М. Фуко: Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2007. — 677 е.- Дьяков, A.B. Мишель Фуко: о «смерти человека», о свободе и о «конце философии». Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». — 2008. — № 2. — С. 45 — 53. потери целостности и неустойчивости идентичности связаны концепции 2 темпоральной идентичности" (Дж. Локк), где фундаментом идентификации, сохраняющим единство индивидов в обществе, признается социокультурная память. Связь идентичности с историческими контекстом ее развития и изменение идентичности во времени также стали предметом социофилософского анализа .

Концепция «релятивной идентичности» (X. Нунан)4 и понятие «индивидуальной самотождественности» (В. Хесле)5 стали новой парадигмой исследования феномена «идентичности», которая предполагает разделение категорий «идентичность в себе» (самобытное и изначально присущее индивиду внутреннее видение себя) и «проявленная идентичность» (наиболее ярко выраженная во взаимодействии с носителями «другой» (несхожей) идентичности), а также понятий «формальной идентичности» (обладающей свойствами устойчивости, постоянства, упорядоченности) и «реальной идентичности» (обладающей свойствами интерактивности, динамики и адаптивности)6. В основе этого подхода лежат идеи классиков символического п интеракционизма (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, И. Гофман), утверждавших многоуровневость представлений человека о себе в зависимости от аудиторий и.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.- Под ред. В. А. Базарова. — М.: Мысль, 1994. — 399с.

2Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: В 3-х т. Т. 1/ Под ред. И. С. Нарского, пер. с англ.А. Н. Савина. — М.: Мысль, 1985. — 623 с.

3Люббе Г. Историческая идентичность/Г. Люббе// Вопросы философии. — 1994. — № 4. — С. 108−113- Листвина Е. В., Тельнова, Н. А. Временные модусы социальной идентичности/Е.В. Листвина, H.A. Тельнова// Известия Саратовского университета. — 2011. — Т. 11. — Сер. Философия. Психология. Педагогика. — Вып. 4. — С. 18 -20. Noonan H.W. Personal identity. 2003. Routledge, New York. 248p. эХесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности /В. Хесле// Вопросы философии. -1994. — № 10. — С. 112 -126.

6Мерцалова Т. А. Социокультурная идентичность и социализация личности: культурологические основания педагогической практики. [Электронный ресурс]. — Режим, uocTyria: hUp://isiksp.ru/library/mertsalovata/mertsalova-2.html.

7Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость/ Дж. Г. Мид// Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 121. Кули Ч. Первичные группы/Ч. Кули// Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 182−185- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни/ И. Гофман — М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. -304с.-ISBN 5−93 354−006−4. контекста взаимодействия, признававших коммуникацию ключевым условием идентификации. Социальные конструктивисты (П. Бергер и Т. Лукман) учитывали значение механизма «интернализации» и «означения» в процессе ценностного обмена индивидов, создающего основу конструирования человеком своего «Я"1.

Попытки категоризации «социальной идентичности» и определения ее связи с национальными и культурными характеристиками общества были предприняты М. Мид («национальный характер»), Р. Линтоном («статусная личность»)3, Э. Фроммом («социальный характер»)4, Э. Гидденсом (идентичность как «рефлексивный феномен»)3.

В рамках психологии представители психоаналитического направления.

6 7 8.

Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман) трактуют идентичность как структуру, структуру, состоящую из различных элементов и выражаемую как чувство тождественности и «непрерывности» личностив когнитивном направлении (Г. Тэджфел9, Дж. Тернер10) идентичность представлена как когнитивная система,.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания// П. Бергер, Т. Лукман. — М.: «Медиум», 1995. — 323с.

2Mandelbaum D.J. On the study of National Character. 1953. P. 174 -187. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.escholarship.org/uc/item/0fc7p2wm.

3W. Н. Goodenough. Rethinking 'Status' and 'Role': Toward a general model of the Cultural Organization of Social Relationships. 1965. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.clas.ufl.edu/users/davidson/Arch%20of%20Death/Week%2004/Goodenough%201 965 .р df.

4Фромм Э. Бегство от свободы/Э. Фромм// М.: ACT. — 2009. — 288с. эГидденс Э. Модерн и самоидентичность/ Реф. Е.В. Якимовой// Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник/Под ред. Ю. А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 95 -113.

6Эриксон Э. Г. Детство и общество/ пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. -415с.

7James Е. Marcia Development and Validation of ego-identity status. Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol.3. № 5. 551 — 558. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iws2.collin.edu/lstern/JamesMarcia.pdf.

8Alan S. Waterman. The role of expressive writing in Ego-Identity. Development Psychology. 1977. Vol. 13. P.286 — 287.

9 Tajfel H. Social psychology of intergroup relations. Annual Psychological Review. 1982. Vol. 33. P. l -39. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.comhem.Se/u68426711/8/tajfel86.pdf.

10 John С. Turner, Penelope J. Oakes. The significance of the social identity concept for social psychology with reference to individualism, interactionism and social influence. British Journal of предназначенная регулировать поведение человека в социуме, и описывается как результат процесса самокатегоризации личности.

К категории «профессиональной идентификации» представители психологической науки подходят с позиций типологизации черт личности, определяющих предрасположенность к тому или иному роду профессиональной деятельности (Н. Каслоу и Г. Райе1, Э. Гинцберг2, Д. Сьюпер3, Д. Холланд4).

В отечественной науке исследованием вопросов развития профессий и условий профессиональной идентификации занимаются П. В. Романов и Е. Р.

5 6 7 8.

Ярская-Смирнова, Т. Щепанская, Р. Н. Абрамов, Л. Б. Шнейдер. Проблема идентичности и социальной идентификации нашла отражение в работах Е.И. Танеевой9, И.В. Лесковой10, Т.А. Фатенковой1. Вопросы социопрофессиональной.

Social Psychology (1986). Vol. 25. — P. 231−252. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://onlinelibrarv.wilev.eom/doi/10.lin/i.2044;8309.1986.tb00732.x/pdf. 'KaslowN. J., Rice, D. G. Developmental stresses of psychology internship training: 59Becoming a Professional. What training staff can do to help. Professional Psychology: Research and Practice. 1985. Vol.16. № 2. P. 253 -261.

2Ginzberg E. Toward a theory of occupational choice: A restatement. Vocational Guidance Quarterly. 1972. Vol. 20 (3). P. 169−176.

3 Super D. E. A Theory of Vocational Development. American Psychologist. 1953. Vol. 8. P. 185 -190.

4 Gary D. Gottfredson. John L. Holland’s Contributions to Vocational Psychology: A Review and Evaluation. Journal of Vocational Behavior. 1999. Vol.55. P. 15−40. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.choixdecamere.eom/pdf/5873/6.pdf. э Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив/ П. В. Романов, Е. Р Ярская-Смирнова// СОЦИС. -2009. — № 8. — С. 25−35- Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Мир профессий как поле антропологических исследований//Этнографическое обозрение. — № 5. — 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iournal.iea.ras.ru/archive/2000s/2008/Romanov,%20Yarskava %202 008 5. pdf;

6Щепанская Т. Антропология профессий// Журнал социологии и социальной антропологии. -Том VI. — № 1. — 2003. — С.139−161. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iourssa.ru/sites/all/files/volumes/2003 1/Shchepanskaya 2003 1 .pdf.

7 Абрамов Р. Н. Профессиональный комплекс в современной структуре общества (по Т. Парсонсу) / Р.Н. Абрамов//Социологические исследования. — 2005. — № 1. — С. 54 — 67. о.

Шнейдер Л. Б. Реконструкция профессиональной идентичности: структурный и динамический аспекты/ Л. Б. Шнейдер// Развитие личности. — 2000. — № 2. — С. 44 — 68.

9 Танеева Е. И. Формирование проблемной социальной идентичности в условиях социальной трансформации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: специальность 22.00.04 («Социальная структура, социальные институты и процессы»). Нижний Новгород. 2009.

10Лескова И. В. Социальная идентичность в условиях трансформации российского общества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук: специальность 22.00.04 («Социальная структура, социальные институты и процессы»), Москва. 2009. социопрофессиональной идентификации врачей затрагивались в исследованиях Т.В. Румянцевой2, A.A. Водяха3, A.A. Фитьмовой4, Д.И. Присяжнюк5.

Об идентичности врача исследователи ведут разговор с позиций его формальных компетенций и атрибутов личности профессионала (Э. Эббот6, А.

7 8.

Флекснер, Дж. Миллерсон), социальной роли и общественного служения (Т. Парсонс)9, автономии, прагматизма и контроля — механизмов поддержания идентичности (Э. Фрейдсон)10, медикализации — инструмента подчинения и контроля общественного здоровья (М. Фуко, И. К. Зола, П. Конрад)11, управления идентичностью больного (деморализации) (И. Гофман)12, контроля фатенкова Т. А. Идентификация и самоидентификация в структуре современных семейных отношений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: специальность 22.00.04.

Румянцева Т. В. Трансформация идентичности студентов медицинского ВУЗа в меняющихся социальных условиях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: специальность 19.00.05 («Социальная психология»), Ярославль, 2005. Водяха А. А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: специальность 19.00.03 («Психология труда, инженерная психология, эргономика»), Хабаровск, 2009.

4Фитьмова А. А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: специальность 19.00.07 («Педагогическая психология»). Ставрополь, 2012.

5 Присяжнюк, Д. И. Трансформация профессии врача в условиях реформы здравоохранения: специальность 22.00.04 («Социальная структура, социальные институты и процессы»). Москва, 2012.

6 См.: Adler Paul S. The evolving organization of professional work/ Dept of Management and Organization. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .

7 См.: Frederic W. Hafferty, Brian Castellani. The Increasing Complexities of Professionalism. Academic Medicine. Vol. 85. № 2. 2010. P.288−301. о ф.

См.: Warrior В. Reflections of an Education. Professional Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. Vol. 1. № 2. 2002. P. 57−63.

9Парсонс Т. Система современных обществ/Пер, с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. 270с.- Parsons Т. The Professions and Social Structure (1939)//Parsons T. Essays on Sociological Theory (Revised Edition), New York, The Free Press, 1966; Parsons T. Sociology of health and illness and related topics/Action theory and the Human Condition, New York, The free Press, 1978, pp. 11 — 82.

0Freidson E. Profession of Medicine: A Study of Sociology of Applied Knowledge: with a new afterword. University of Chicago Press, 1970. 440p. фуко M. Рождение клиники. M.: Смысл, 1998. — 310 е.- Zola, I. К. Medicine as an Institution of Social Control. Sociological Review. 1972 (20). P. 487−504- Conrad, P. Medicalization and Social.

Control. Annual Review of Sociology. 1992.Vol.18. P.209−232.

Goffman E. Asylums: Essays n the Social Situation on Mental Patients and other Inmates. — N.Y., 1961. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни/ И. Гофман — М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304с. — ISBN 5−93 354−006−4. субъект-объектных отношений, складывающихся между врачом и пациентом, построенных на оперировании научными фактами (Д. Луптон)1.

Недавнее прошлое отечественной социологии медицины связано с исследованиями удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (Л.М. Астафьев, A.B. Решетников, Е. М. Тищенко и Г. И. Заборовский, О.П. Щепина), изменения социальной роли медицины и противоречивых последствий реформирования системы здравоохранения (C.B. Горюнова, В. А. Мансуров и О. В. Юрченко, Л.С. Шилова). Особое внимание уделяется вопросу менеджмента и эффективной организации работы учреждений здравоохранения и институциональных условий врачебной практики (Е.А. Дроздова, Т. А. Сибурина и Л. Ж. Аттаева, И.А. Тогунов)4. Вопросам развития и статуса традиционной медицины в российском обществе, которые стали популярными.

Lupton D. Medicine as culture: illness, disease and the body in western societies. London: Sage, 1994. 182 p.

Астафьев Jl.M. Роль типологизации пациентов в оценке качества медицинской помощи/JI.М. Астафьев//Социологические исследования. — 2005. — № 6. — С. 136 -140- Решетников А. В. Российское общество и здравоохранение [Текст]: социологическое осмысление взаимодействия: дайджест-конспект / А. В. Решетников. — М.: Здоровье и общество, 2004. — 35 е.- Тищенко Е. М., Заборовский Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. — Гродно, 2004. — 156с.- Щепина О. П. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. акад. РАМН, проф. О. П. Щепина, чл.7корр. РАМН, проф. В. А. Медика. — М.: ГЭОТАР7Медиа, 2010. — 384 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.medknigaservis.ru/uploadedfiles/shop images/page examples/zdorove naselenia medi k.pdi.

3Горюнова C.B. Здоровье россиян и реформа здравоохранения. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: h Ир://\ллу.ci vi sbook.ru/riles/File/Goriunova.pdf;

Мансуров В.А., О. В. Юрченко. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе. Социологические исследовании. 2005. № 1. С. 66 — 77- Шилова, Л. С. Реформы здравоохранения как источник новых рисков для здоровья// Социологические координаты риска / Под ред A.B.Мозговой. — М:. ИС РАН, 2008. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.isras.ru/riles/File/Publication/Reformv zdravooh Schilova.pdf.

4Дроздова Е. А. Менеджмент в здравоохранении: учебное пособие. — Благовещенск. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.amursma.ru/downloads/public/ozz/2.pdf.- Сибурина Т. А., Аттаева Л. Ж. Управление интеллектуальным и нравственным потенциалами учреждений здравоохранения//Менеджер здравоохранения, 2010. — № 9. — С. 29−35- Тогунов, И.А. О корпоративной культуре в медицине и здравоохранении [Текст]/.

И. А. Тогунов// Менеджер здравоохранения. — 2008. — N 1. — С. 31 — 33. среди отечественных социологов медицины, посвящены работы Е. Р. Ярской.

1 2 3.

Смирновой, Т. А. Самарской и Г. А. Тепер, Е. П. Сало .

К анализу проблемы профессионального самочувствия медицинских работников исследователи подходят с позиций правовых и социальных гарантий (О. В. Леонтьев, И. Б. Назарова, A.B. Тихомиров)4. Актуальна проблема профессионального выгорания медицинских работников (Н.Е. Водопьянова, М. И. Зыгова, Ч. М. Хубиев и Л.И. Ларенцова)5 и трудовой мотивации медицинского персонала (Т.В. Бутенко и Т. А. Саблина, М. Г. Колосницына, C.B. Шишкин)6. Говоря о балансе ценностей в отношениях «врач-пациент», исследователи акцентируют проблему соблюдения прав пациентов, удовлетворенности качеством и доступностью медицинских услуг (Г.И.

Традиционная медицина: политика и практика профессионализации/ Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. — 212 стр. ISBN 978−5-903 360−40−6.

2Самарская Т.А., Тепер Г. А. Альтернативная медицина российской провинции//Журнал Исследований Социальной политики. — 2007. — Т.5. — № 1. — С. 87 -103.

3Сало Е. П. Социальный статус специалистов традиционной медицины в России: социологический анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: специальность 22.00.04 <Социальная структура, социальные институты и процессы> / Сало Елена Павловна- [Ин-т социологии РАН]. — Москва: 2009. -31с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Avtoreferat/AvtoreferatSaloEP.pdf.

4Леонтьев О. В. Правовые аспекты деятельности врача лечебного профиля / О. В. Леонтьев, Бойцов Д. В. // Главврач. — 2002. -N8. — С. 46 -58- Тихомиров A.B. Предпринимательство в здравоохранении. //Главный врач: хозяйство и право. — 2005. -№ 2. — С.44 -49- Назарова И. Б. Взаимоотношения «врач-пациент»: правовые и социальные аспекты/И.Б. Назарова//Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С. 142 -147.

Водопьянова H. Е. Психологическое выгорание у врачей стоматологов/ Н. Е. Водопьянова // Стоматолог. — 2002. — № 7- Зыгова М. И. Профилактика эмоционального выгорания медработников. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/184 336/- Хубиев X. М. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов Черкесска/ Х. М. Хубиев, Л.И. Ларенцова// Российский стоматологический журнал. — 2005. -№ 4.-С. 39—41.

6Бутенко Т.В., Саблина Т. А. Типологические особенности трудовой мотивации медицинских сестер. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psvedu.ru/files/articles/psvedu ru 2011 4 2553.pdfКолосницына М. Г. Условия труда и мотивация медицинских работников (по материалам мониторинга экономических процессов в здравоохранении)/ М. Г. Колосницына, Е. Г. Потапчик, Е. В. Селезнева, А. Л. Темницкий, И. М. Шейман, С. В. Шишкин// Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 80 сШишкин C.B. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / Отв. ред. C.B. Шишкин. -М.: Независимый институт социальной политики, 2008. -288 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.socpol.ru/publications/pdf/RosZdrav 2008.pdf.

Галанова, Н. Л. Русинова, М.С. Хлынин)1. К проблеме профессионального.

2 1 здоровья врачей обращаются А. Б. Леонова, Т. В. Недуруева, из западных исследователей — Дж. Райли, Дж. Уоллас и Р. Тиссен4. Проблеме социопрофессиональной идентичности врача как таковой социологи уделяют не столь значительное внимание, проявляя больший исследовательский интерес к изучению последствий реформ в области здравоохранения, вопросам менеджмента, места пациента в системе профессиональных отношений и материального статусу врача.

Объект исследования — социопрофессиональная идентификация в медицине.

Предмет исследования — трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе.

Целью данной работы является выявление содержания, условий и последствий трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать теоретические подходы к анализу социопрофессиональной идентичности в медицине;

Галанова Г. И. Пациент как партнер в деле улучшения здравоохранения/ Г. И. Галанова// Менеджер здравоохранения. — 2008. — № 4. — С.40 — 45- Русинова Н. Л., Панова Л. В. Доступ к услугам здравоохранения: методологические подходы и методы измерения/Н.Л. Русинова, Л.В. Панова// Журнал социологии и социальной антропологии. — 2002. — Том V. — № 4. -С.147 -163- Хлынин М. С. Оценка населением здоровья и качества медицинской помощи как показателей проводимой модернизации здравоохранения/ М.С. Хлынин// Бюллетень сибирской медицины. — 2009. — № 1. — С. 97 -100.

2Леонова А. Б. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений/ А. Б. Леонова, И. А. Мотовилина // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 2. — С. 79−92;

3Недуруева Т. В. Социально-психологические аспекты исследования профессионального здоровья медицинских работников/Т. В. Недуруева// Соционом: информационно-образовательный портал Института Прикладных Социальных Технологий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socionom.ru/fileadmin/mishal/Konf01/03/Nedurueva.pdf.

4 Riley G.J. Understanding the stresses and strains of being a doctor. Medical Journal. 2004. Vol.181 Vol.181 (7). P. 350 — 353- Wallace J.E., & Lemaire J. On physician well being. Social Science & Medicine. 2007. Vol. 64(12), P.2565−2577- Tyssen R. Health Problems and the Use of Health Services among Physicians: A Review Article with Particular Emphasis on Norwegian Studies. Industrial Health. 2007. Vol. 45. P.599−610.

2. Определить общие и специфичные индикаторы идентификации врача на макро-, мезои микроуровне социологического анализа;

3. Выработать основные критерии социопрофессиональной идентификации на этапе профессиональной подготовки врача;

4. На основе авторского эмпирического исследования выявить факторы, затрудняющие и содействующие социопрофессиональной идентификации врача;

5. Выявить содержание и основные последствия трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе.

Гипотеза исследования:

Трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе заключается в разделении медиками сфер профессиональной и институциональной идентификации.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют:

• Символический интеракционизм (Дж.Г. Мид) и концепция «релятивной идентичности» (X. Нунан) — Концепция профессионального «призвания» и идеи «понимающей социологии» М. Вебера;

• Идеи структурного функционализма в интерпретации ценностного ядра идентичности (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон);

• Атрибутивный подход к характеристике личности профессионала (Э. Эббот, А. Флекснер, Т. Парсонс, Дж. Миллерсон).

• Концепция «социальных рисков» У. Бека, теория структурации Э. Гидденса.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) Содержательный анализ отечественных («Русский медицинский журнал», «Медицинская газета», «Менеджер здравоохранения», «Медицинский Вестник», «Вестник НижГМА», «Медицинский Альманах») (N=28) и западных (Advances in Health Sciences Education, Academic Medicine, BMC Medical Education, European Journal of Public Health, British Medical Journal,.

Human Resources For Health Journal, The American Journal of Medicine) (N=40) периодических изданий за 2000 — 2012 гг. по проблемам удовлетворенности студентов медицины и врачей своим текущим социопрофессиональным статусом;

2) Эмпирическое исследование на тему «Проблемы идентификации российских врачей». Метод исследования — анкетный опрос: а) практикующих врачей 7 трудовых коллективов лечебно-профилактических учреждений г. Н. Новгорода (N=181) и курсантов 2 кафедр НижГМА (N=103) (сентябрь 2011 — февраль 2012 гг.) — б) студентов 2 курса Нижегородской Государственной Медицинской Академии, обучающихся на факультетах: медико-профилактический, стоматологический, лечебное дело, педиатрический, фармацевтический (N=304) (февраль 2012 — май 2012 гг.).

Научная новизна исследования:

1. В качестве методологии анализа трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине предложена концепция релятивной идентичности (X. Нунан);

2. Разработаны общие и специфичные индикаторы социопрофессиональной идентификации врача на макро-, мезои микроуровне социологического анализа;

3. Введены ключевые критерии идентификации врача на этапе профессиональной подготовки;

4. Выявлены факторы, затрудняющие и содействующие социопрофессиональной идентификации врача;

5. Раскрыты содержание и последствия трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в:

• модернизации теоретической базы по проблемам социопрофессиональной идентичности и идентификации в медицине;

• внесении вклада в развитие концепции «релятивной идентичности» как относительно новой и неиспользуемой методологической парадигмы в отечественной социологии;

• пополнении информационной базы по проблеме социопрофессиональной идентичности в медицине;

• использовании комплекса теоретических понятий применительно к проблематике диссертации, таких как призвание, профессиональная автономия, риск, трудовое поведение и мотивация.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования теоретических и практических результатов в вузовских курсах «Социология труда», «Социология профессий» и «Социология медицины». Результаты исследования могут служить материалом для принятия управленческих решений и реализации задач по повышению трудовой мотивации медицинских работников и студентов в процессе освоения профессии.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе систематизации теоретических подходов к исследованию идентичности в качестве основной методологии анализа трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине предложена концепция релятивной идентичности (X. Нунан), согласно которой разводятся уровни «идентичности в себе» (самоидентификации, выраженной в представлении врача о себе как части «благородной/интеллигентной профессии» и связанной с категориями «призвание» и «мораль») и «проявленной идентичности» (уровень структурно-функциональных связей врача).

2. Разработаны общие и специфичные индикаторы социопрофессиональной идентификации врача, которыми на микроуровне анализа являются «мотивация», «удовлетворенность», «ожидания», на мезоуровне — «действие» и «структура», на макроуровне — «автономия», «профессиональное сообщество», «социальный институт». Общими (сквозными) индикаторами социопрофессиональной идентификации на всех уровнях социологического анализа выступают «взаимодействие», «конфликт», «социальное знание», «ценности».

3. Критериями идентификации врача на этапе профессиональной подготовки являются: психологический (климат в коллективе, моральная поддержка и признание со стороны сокурсников и преподавателей), социально-коммуникативный (общение, работа в команде, обогащение социальных связей), когнитивно-практический (возможность получать новое знание, высокий интерес к практическим занятиям) и морально-этический (осознание возможности помогать людям, самореализоваться в профессии).

4. Эмпирическое исследование показало, что факторами, затрудняющими социопрофессиональную идентификацию врача, действующими в ущерб его ключевым компетенциям (профилактика, лечение и восстановление здоровья), являются институциональные аспекты их деятельности, а именно, бюрократизация, менеджериализация, коммерциализация и формализация здравоохранения. Факторами, содействующими социопрофессиональной идентификации врача, являются возможность помогать, приносить пользу и положительный результат, контакт с пациентом, моральное вознаграждение и признание обществом.

5. Содержанием процесса трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине является все более явное отделение уровня профессиональной идентификации врача (положительная идентификация с медициной как профессией, выраженная в приверженности традиционным ценностям медицины) от уровня институциональной идентификации (отрицательная идентификация с реальным статусом врача в обществе, здравоохранением как социальным институтом).

6. Основными последствиями трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе являются:

• разделение врачами реального и идеального представлений о профессионале;

• исключение врача из системы социально значимых отношений в пользу формально-контрактного взаимодействия;

• снижение социальной защищенности врача, актуализация проблемы профессионального нездоровья медиков;

• переориентация врача на ценности адаптивности, гибкости в условиях его профессиональной многофункциональности.

Апробация результатов исследования.

Материалы, представленные в диссертации, прошли апробацию на следующих конференциях и симпозиумах:

Материалы, представленные в диссертации, прошли апробацию на следующих конференциях и симпозиумах: «Вавиловские чтения» (Йошкар-Ола, 2009, 2010 гг.) — международная научно-практическая конференция «Здоровье как ресурс» (Н. Новгород, 2009 г.) — научно-практическая конференция «Ковалевские чтения» (С. Петербург, 2011, 2012 гг.) — «Государственное регулирование экономики: инновационный путь развития» (Н. Новгород, 2011 г.) — «Молодежь как ресурс регионального развития» (Киров, 2011) — «Социокультурные корни насилия в современном обществе» (Н. Новгород, 2012 г.) — IV Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (г.Уфа, 2012 г.).

Результаты диссертационной работы отражены в 17 публикациях соискателя общим объемом 6,5 п.л., в том числе 3 статьях в рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ, общим объемом 1,48 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате диссертационного исследования была достигнута поставленная цель — выявлены содержание, условия и последствия трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе. Поставленные исследовательские задачи решены. На основании методологических подходов «„понимающей социологии“» М. Вебера и его концепции профессионального «призвания», идей структурного функционализма Э. Дюркгейм, Т. Парсонса, Р. Мертона, символического интеракционизма Дж.Г. Мида, концепции «релятивной идентичности» X. Нунана, а также атрибутивного подхода социологов профессий Э. Эббота, А. Флекснера и других выстроена модель анализа социопрофессиональной идентичности врача и студента-медика с использованием общих (сквозных) и специфичных индикаторов социопрофессиональной идентификации в медицине на макро-, мезои микроуровне анализа: «мотивация», «удовлетворенность», «ожидания» (микроуровень), «действие» и «структура» (мезоуровень), «автономия», «профессиональное сообщество», «социальный институт» (макроуровень). В качестве общих (сквозных) индикаторов социопрофессиональной идентификации использованы «взаимодействие», «конфликт», «знание», «ценности».

На основе эмпирического исследования выработаны основные критерии социопрофессиональной идентификации на этапе профессиональной подготовки врача, а именно:

• психологический (климат в коллективе, моральная поддержка и признание, доверие и поддержка со стороны сокурсников и преподавателей),.

• социально-коммуникативный (общение, работа в команде, обогащение социальных связей);

• когнитивно-практический (возможность получать новое знание, развиваться профессионально, высокий интерес к практическим занятиям и клиническим дисциплинам).

• морально-этический (осознание возможности помогать людям, приносить пользу, самореализоваться).

Проведенное исследование позволило выявить факторы, затрудняющие и содействующие социопрофессиональной идентификации врача. В группу факторов, затрудняющих процесс социопрофессиональной идентификации, отнесены факторы «баланса» (совмещение семейно-трудовых отношений, работы с пациентами в условиях загруженности бумажной работой, отсутствие времени на полноценный отдых), институционального давления (действие СМИ, коммерциализация здравоохранения, бюрократизация, формализация, нефинансируемость), материального вознаграждения (уровень заработной платы, не соответствующий сложности выполняемой деятельности), нехватка ресурсов (ограниченная материально-техническая база, косность, отсутствие квалифицированных кадров, в том числе компетентных управленцев, рутинизация деятельности, необходимость соблюдения стандартов, отсутствие коллегиального начала в командной работе), эмоционально-психологические факторы (отношение руководства, пациентов, стрессы, проблемы со здоровьем).

К факторам, содействующим развитию социопрофессиональной идентичности в медицине, отнесены: возможность быть полезным, помогать, развитие личностного потенциала, общение, возможность профессионального и личностного роста, контакт с пациентом, постоянное обновление знаний, обучениевозможность самореализации и морального вознаграждения (признания).

Выявлено содержание процесса трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине, которое заключается в том, что происходит все более явное отделение уровня профессиональной идентификации врача (положительная идентификация с медициной как профессией, выраженная в приверженности традиционным ценностям медицины) от уровня институциональной идентификации (отрицательная идентификация с реальным статусом врача в обществе, здравоохранением как социальным институтом).

В результате авторского исследования выявлены основные последствия трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе, к которым следует отнести:

• разделение реального и идеального представлений о профессионале как, с одной стороны, фактическом исполнителе и подконтрольной функциональной единице, работа которой осуществляется в соответствии с объективными установленными требованиями системы здравоохранения, с другой — как о традиционном типе профессионала, центральной ценностью которого является соблюдение интересов пациента и морально-этического ядра деятельности;

• под действием механизмов бюрократизации, формализации и коммерциализации происходит исключение врача из системы социально значимых отношений в пользу рыночного (формально-контрактного) взаимодействия;

• в условиях высоких трудовых (в т.ч. учебных) нагрузок, вынужденности работы в эмоционально и физически стрессовых условиях и соблюдения многочисленных «процедурных» нормативов работы, актуализируется проблема профессионального здоровья и социальной незащищенности врача;

• снижение доверия к врачу в условиях депрофессионализации (проблема подготовки кадров) и развития «теневых» форм медицинской практики;

• переориентация врача на ценности адаптивности, гибкости в условиях его профессиональной многофункциональности;

Ключевым следствием трансформации социопрофессиональной идентичности в медицине может стать потеря врачами целостного представления о себе как части традиционной профессии и общества в целом. Об этом говорит тот факт, что врачи довольно четко проводят границу между сферой профессиональной и институциональной идентификации. Первая (профессиональная идентичность) означает положительную идентификацию с медициной как профессией, выраженную в приверженности традиционным ценностям медицины (ответственность, экспертное знание, моральнонравственные ценности). Вторая (институциональная идентичность) свидетельствует об отрицательной идентификации с реальным статусом врача в обществе, здравоохранением как социальным институтом и процессами, сопровождающими его развитие — бюрократизацией, коммерциализацией, менеджериализацией, формализацией. Это характерно, хотя и в меньшей степени, для студентов-медиков, которые также отмечают негативное действие институциональных условий подготовки, оказывающих отрицательное влияние на общий уровень их мотивации к обучению: большие нагрузки, отношение преподавателей, нехватку свободного времени/отдыха, неудобное расписание, большие объемы материала для заучивания и самостоятельного освоения, большой объем гуманитарного знания, который студенты готовы заменить на практические занятия с более наглядными примерами (был отмечен их недостаток).

В целом, исследование показало, что сами врачи делают акцент на рисках и негативных последствиях развития современного здравоохранения для пациента. Они в меньшей степени озабочены вопросами разделения труда, взаимодействия с коллегами, чем возможностью оказать адекватную помощь пациенту, а значит, — возможностью полноценно реализовать себя в профессии.

Как врачи, так и студенты-медки признают «здоровье» больше не профессиональной, а индивидуальной ценностью. На вопрос о возможностях изменения ситуации в здравоохранении к лучшему студенты и врачи единогласны в том, что «надежда на изменения есть». Обе группы представителей медицинского поля отмечают недоверие (свое и общества) к альтернативным формам медицинского знания. В отличие от студентов, врачи приписывают СМИ наиболее активную роль в обесценивании статуса профессии и снижении ее автономии.

Что касается самоидентификации с профессией, как для врачей, так и для студентов одинаково важен фактор принадлежности к помогающей профессии (возможность приносить помощь, лечить, работать на результат). В характеристике мотивирующих элементов трудовой деятельности врачи чаще обращаются к факторам социальной востребованности, материального вознаграждения, вмешательства других социальных институтов в развитие медицины, то студенты, в большей степени, делают акцент на возможности накопления знаний, саморазвитии и самореализации, а также отмечают возможность обогащения социальных контактов посредством постоянного общения в среде сокурсников. Если для врачей основанием социопрофессиональной идентификации являются, в большей степени, реальные условия их трудовой деятельности (в комплексе влияния внутрипрофессиональных и внепрофессиональных факторов), то для студентов-медиков значение имеют, в большей степени, содержательные, индивидуально-развивающие, гносеологические аспекты их учебной деятельности.

Обе группы респондентов признают ответственность, знания, трудолюбие и самодисциплину неотъемлемыми атрибутами своей профессии.

Для обеих групп характерна отрицательная идентификация с неблагоприятными аспектами институциональной среды повседневной профильной/трудовой деятельности, которые связаны с отсутствием времени на отдых, сильной загруженностью, усталостью. Врачи, в целом, ориентированы на идеал «справедливости» и справедливого отношения к медицине государства и общества (вопрос о признании достоинства профессии и врача), тогда как студенты больше ориентированы на профессиональный успех, накопление знаний и самореализацию.

Ценностное ядро идентификации для врачей и студентов едино — они обладают схожими представлениями о том, что требует общество, и о том, какие качества необходимо иметь (воспитать, приобрести) для успешной работы в профессии. Можно утверждать, что как социопрофессиональной идентичности студентов медицины, так и идентичности практикующих врачей свойственна адаптивность и гибкость — в большей степени, это «вынужденные» качества, которые вырабатываются в непосредственном контакте со средой трудовой/учебной деятельности.

Гипотеза о том, что трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине в современном российском обществе заключается в разделении медиками сфер профессиональной и институциональной идентификации, нашла свое подтверждение в ходе эмпирического исследования.

Медицине (как сфере профессионализации) и ее представителям грозит переоценка профессиональных ценностей, когда «экспертом» будет назван не просто профессионал своего дела (медик как врач, представитель «помогающей» профессии), а профессионал, успешно совмещающий функции менеджера-администратора, экономиста и собственно врача-исполнителя. Тем самым, медицина рискует стать «многофункциональным» профессиональным комплексом с потерей своего базового предназначения и миссии, которая сегодня по-прежнему составляет ядро социальной идентификации врачей и студентов медицины. Со временем, этот морально-ценностный стержень социальной идентификации в медицине рискует быть потерянным и полностью замещенным инструментальными, рациональными, экономическии технологически эффективным ядром профессионализма. Вопрос о способах решения данной проблемы является актуальным. Исследование возможностей создания адекватных условий для профессионализации врачей является востребованным не только на прикладном, но и научно-теоретическом уровне. Более глубокое изучение вопросов, связанных с процессом идентификации молодого' поколения врачей и студентов-медиков на разных этапах их профессиональной подготовки (сравнительный анализ) также заслуживает внимания исследователей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adler, Paul S. The evolving organization of professional work/ Dept of Management and Organization Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.hbs.edu/units/tom/docs/palder.pdf (дата обращения: 10. 02. 2012).
  2. Carteret, M. How Culture Affects Expectations of Physicians Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dimensionsofculture.com/2010/11/how-culture-affects-expectations-of-physicians (дата обращения: 11. 04. 2011).
  3. Conrad, P. The Medicalization of Society: On the Transformation of Human Conditions into Treatable Disorders. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007. 204p.
  4. Cossman, J.S., Street, D. Families, Communities and Physician Burnout. Health Workforce Brief. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nemsahec.msstate.edu/publications/policybriefs/BurnoutBrief2Final.pdf (дата обращения: 12. 02. 2011).
  5. Cruess, R.L., Cruess, S.R. Expectations and Obligations: professionalism and medicine’s social contract with society. Perspectives in Biology and Medicine. 2008. № 51(4). P.579−598.
  6. Davies, M., Elwyn, G. Advocating mandatory patient 'autonomy' in healthcare: adverse reactions and side effects. Health Care Analysis. 2008. Vol.16. P.315−28.
  7. Freidson, Е. Profession of Medicine: A Study of Sociology of Applied Knowledge: with a new afterword. University of Chicago Press, 1970. 440p.
  8. Goffman, E. Asylums: Essays n the Social Situation on Mental Patients and other Inmates. N.Y., 1961.
  9. Hann, M., Reeves, D., Sibbald, B. Relationships between job satisfaction, intentions to leave family practice and actually leaving among family physicians in England. European Journal of Public Health. Vol. 21. Vol. 4. P. 499−503.
  10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://euфub.oxfordjournals.org/content/21 /4/499. fiill. pdf+html (дата обращения 15.05.2011).
  11. Hoff, T.J. How work context shapes physician approach to safety and error. Quality Management in Health Care. 2008. Vol. 17(2). P. 140−53.
  12. Huby G. et. al. Morale among general practitioners: qualitative study exploring relations between partnership arrangements, personal style, and workload. British Medical Journal. 2002. Vol. 325.
  13. Ivan Illich. The medicalization of life/ Journal of Medical Ethics. Vol.1. 1975. P. 73−77.
  14. Jensen, U.L., Mooney, G. (eds.). Changing Values in Medical and Health Care Decision Making. John Wiley & Sons Ltd. 1990.195 p.
  15. Kendel, D.A. Professional Autonomy in Medicine. Canadian Family Physician. 1990. Vol. 36. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2280503/pdf/canfamphys00148−0077.pdf (дата обращения 10.04.2011).
  16. Kilminster, S.M., Jolly, B.C. Effective supervision in clinical practice settings: a literature review. Medical Education. № 34. 2000. P.827 -840.
  17. Lupton, D. Medicine as culture: illness, disease and the body in western societies. London: Sage, 1994.
  18. Mizstal, Barbara A. Normality and Trust in Goffman’s Theory of Interaction Order/ Barbara A. Mizstal// Sociological Theory. 2001. — Vol.19. — № 3. — P.312−324.
  19. Noonan, H. Identity/ H. Noonan//Stanford encyclopedia of philosophy Электронный ресурс. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/identity-ге1айуе/(дата обращения 13.05.2011).
  20. Riley, G.J. Understanding the stresses and strains of being a doctor. Medical Journal. August 2004. 181 (7). P. 350−353-
  21. Turner, В. Medical Power and Social Knowledge. London: Sage, 2006.
  22. Verlander, G. Female Physicians: Balancing Career and Family. Academic Psychiatry. 2004. Vol. 28. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.med. upenn.edu/gastro/documents/AcademicPsychiatry2004331 .pdf (дата обращения 05.11.2012).
  23. Wallace, J.E., Lemaire, J. On physician well being. Social Science & Medicine. 2007. Vol. 64(12), P. 2565−2577.
  24. Wanda L. Parsons, Pauline S. Duke. Physicians as parents: Parenting experiences of physicians in Newfoundland and Labrador. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfp.ca/content/55/8/808.full (дата обращения 05.11.2012).
  25. Warren, M. G, Weitz, R., Kulis, S. Physician satisfaction in a changing health care environment: the impact of challenges to professional autonomy, authority, and dominance. Journal of Health and Social Behavior. 1998. Vol. 39(4). P.356−367.
  26. Zola, I. K. Medicine as an Institution of Social Control/ I.K. Zola//Sociological Review. № 20. 1972. P. 487−504.
  27. , Н. Социологический словарь/ Н. Аберкромни, X. Стивен, Б.-С. Тернер. М.: «Экономика», 2000. — ISBN 5−282−0194−6.
  28. , Р.Н. Профессиональный комплекс в современной структуре общества (по Т. Парсонсу) / Р.Н. Абрамов//Социологические исследования. -2005, — № 1. С. 54−67.
  29. , B.JI. Проблема идентичностей: специфика культур-философского и культур-социологического видения/ B.JI. Абушенко//Вопросы социальной теории. 2010. — Том IV. — 128 -146.
  30. , Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии/Н.В. Антонова//Вопросы психологии. 1996. -№ 1. — С. 131−143.
  31. Антонова, H. J1. Особенности взаимодействия пациента с медперсоналом в условиях обязательного медицинского страхования/ H.JI. Антонова// Социологические исследования. 2007. — № 3. — С. 78−81.
  32. , JI.M. Роль типологизации пациентов в оценке качества медицинской помощи/JI.M. Астафьев//Социологические исследования. 2005. -№ 6.-С. 136−140.
  33. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем В. Седельника и Н.Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — ISBN 5−89 826−059−5.-384с.
  34. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания// П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. — 323с.
  35. , М. Наука как призвание и профессия/ Перевод: А. Ф. Филиппов, П.П. Гайденко/Макс Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, С.707−735.
  36. , Н. Е. Психологическое выгорание у врачей стоматологов// Н. Е. Водопьянова// Стоматолог. 2002. — № 7. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.edentworld.ru/cgibin/ info/lib.pl?cid=&DocID==1238 (дата обращения 11.02.2012).
  37. , Г. И. Пациент как партнер в деле улучшения здравоохранения / Г. И. Галанова// Менеджер здравоохранения. 2008 г. -№ 4. С. 40 -45.
  38. , Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. -М.: Академический Проект, 2005. — 528 с. — ISBN 5−8291−0629−9.
  39. , Э. Судьба, риск и безопасность/Э. Гидденс// THESIS. 1994. — № 5. -С. 107−134.
  40. , И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ./ Под ред. Г. С. Батыгина и JI.A. Козловой- вступ. статья Г. С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003. ISBN 5−93 947−011−4. -752 с.
  41. , И. Представление себя другим в повседневной жизни/ И. Гофман. М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304с.
  42. , O.A., Олейникова, Ю.В. Профессиональные группы интеллигенции. Антропология профессий/ O.A. Григорьева, Ю.В. Олейникова// СОЦИС. -2007. -№ 11. С. 148 -152.
  43. , И.А., Лукьянов, В.Г. Методология научного познания и теория ценности Э. Дюркгейма/ И. А. Громов, В.Г. Лукьянов// Социологические исследования. 2010. — № 8. — С. 123 -132.
  44. , Н. Трансперсональная психология/Пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований. Львов: «Инициатива», 2001. — 208с. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://razumov-artyr.lgb.ru/vide/img-book/tran-ist.pdf (дата обращения 05.04.2012).
  45. , В. И., Коробенкова, М.А. Формальные нормы и неформальные практики в работе персонала выездных бригад скорой медицинской помощи.
  46. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. — Т. 14. — № 2. — С. 165 -181.
  47. , О.М., Ратникова, М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию/ О. М. Дудина, М.А. Ратникова//Социологические исследования. 1997. — № 11. — С.48 -54.
  48. , A.B. Мишель Фуко: о «смерти человека», о свободе и о «конце философии"/А.В. Дьяков// Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». 2008. — № 2. — С. 45 -53.
  49. , Э. Самоубийство: Социологический этюд/ Э. Дюркгейм//Пер, с фр. с сокр.- Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. — 399с.
  50. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. -352с.
  51. , Э. Ценностные и «реальные» суждения/Пер. с фр. А.Б. Гофмана// Социологические исследования. 1990. -№ 2. — С. 108. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a938.pdf (дата обращения 05.04.2012).
  52. , A.B., Тихомиров, A.B. Анализ потребительской ориентированности /A.B. Иванов, A.B. Тихомиров// Главный врач: хозяйство и право. 2009. — № 3. — С. 32−37.
  53. , O.A. Откровения и парадоксы символического интеракционизма. 2006. № 2. — С. З -13.
  54. , А. Забвение как культурный феномен и темпоральность субъекта/А. Клейтман// Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса/ Отв. ред. Д. Л. Спивак. М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6. 2009. С. 79−91.
  55. , С.Г. Стереотипы в определении «своих» и «чужих»/С.Г. Климова// Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 13 -22.
  56. , В. В., Новиков В. В. Интегративный подход в психологической практике/ В. В. Козлов, В.В. Новиков// Ярославский педагогический вестник.2012.-№ 1. Том II.-С. 226−231.
  57. , И.М., Сухарев, A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития/ И. М. Кондаков, A.B. Сухарев//Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 158 -164.
  58. , Ч. Первичные группы/Ч. Кули// Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 182 -185.
  59. , Э. Разновидности профессионализма поздней современности: на примере немецкой системы здравоохранения/ Э. Кульман// Журнал исследований социальной политики. 2005. — Т. 3. — № 4- С. 535 -550.
  60. , А. Б. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений/ А. Б. Леонова, И. А. Мотовилина// Психологический журнал. -2006. Т. 27. — № 2. — С. 79 -92.
  61. , О. В.Правовые аспекты деятельности врача лечебного профиля / О. В. Леонтьев, С. А. Бойцов, Д. В. Леонтьев// Главврач. 2002. — № 8. — С. 46 -58.
  62. , Ю.П. Здравоохранение в XX веке: монография/ Ю. П. Лисицын. -М.: Медицина, 2002. 216с.
  63. , Е.В. Тельнова, Н. А. Временные модусы социальной идентичности/ Е. В. Листвина, H.A. Тельнова//Известия Саратовского университета: Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. — Т. 11.- Вып. 4. — С.17 — 20.
  64. , Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк// Сочинения: В 3-х т. Т.1. Под ред. И. С. Нарского. -М.: Мысль, 1985. 623с.
  65. , Р. Расколотое «Я»/ Р. Лэнг//Пер. с англ. СПб.: Белый Кролик. 1995. -352 с.
  66. , Г. Историческая идентичность/ Г. Люббе// Вопросы философии. -1994.-№ 4. С. 108−113.
  67. , В.А., Юрченко, О.В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе/ В. А. Мансуров, О.В. Юрченко//Социологические исследовании. 2005. — № 1. — С. 66 — 77.
  68. , В.А., Осипов, A.M. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ/ В. А. Медик, A.M. Осипов. М.: РИОР-
  69. ИНФРА-М, 2012. 358 с. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.novsu.rn/file/878 216 (дата обращения: 18.06.2012).
  70. , Т.А. Социокультурная идентичность и социализация личности: культурологические основания педагогической практики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://isiksp.ru/library/mertsalovata/mertsalova-2.html (дата обращения: 20.04.2012).
  71. Мид, Дж.Г. Интернализованные другие и самость/ Дж. Мид// Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 122- 124.
  72. , H.A., Сороковикова, В.И. Менталитет и национальный характер. (О выборе метода исследования)/ Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова// Социологические исследования. -2003. № 2.
  73. , И.С. Управление качеством медицинской помощи это интересно/ И.С. Мыльникова/ / Качество медицинской помощи. — 2001. — № 2. -С. 25−26.
  74. , И.Б. Взаимоотношения «врач-пациент»: правовые и социальные аспекты/И.Б. Назарова//Социологические исследования. 2004. — № 7. — С. 142 -147.
  75. , В.Г. К социологии российских социологий/В.Г. Николаев//Российская социология в 2004 году: Материалы к обсуждению на конференции Сообщества профессиональных социологов/Под ред. А. Г. Здравомыслова. М., 2004. — С.62 -75.103.
  76. , Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
  77. , Т. Система современных обществ/ Пер. с англ. JI. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. — 270с.
  78. , Т. Система современных обществ/Т. Парсонс//Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. -270с.
  79. , Т. Социальная система//Под ред. В. Ф. Чесноковой и В. Ф. Белановского. М.: Академический проект, 2002. — С.432 -434. Т
  80. , С.Б. О возможном подходе к понятию «идентичность» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/PerIdent.htm (дата обращения 13.05.2012).
  81. , В.Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке/В.Ф. Петренко//Вопросы философии. № 6. — 2011. — С. 75−82.
  82. , Е. По следам человеческой идентичности/ Е. Петруцийова// Мысль. Санкт-Петербургское философское общество. 2010. — Вып. 10. — С. 103−112.
  83. , А. В. Российское общество и здравоохранение Текст.: социологическое осмысление взаимодействия: дайджест-конспект/ А. В. Решетников. М.: Здоровье и общество, 2004. — 35с.
  84. , П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. Мир профессий как поле антропологических исследований/ П. В. Романов, Е. Р Ярская-Смирнова// Этнографическое обозрение. № 5. — 2008.
  85. , П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив/ П. В. Романов, Е. Р Ярская-Смирнова// Социологические исследования. -2009. № 8. — С. 25 -35.
  86. , Н.Л., Панова, Л.В. Доступ к услугам здравоохранения: методологические подходы и методы измерения/Н.Л. Русинова, Л.В. Панова// Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. — Том V. — № 4. — С. 147 -163.
  87. , Т.А., Тепер, Г.А. Альтернативная медицина российской провинции/ Т. А. Самарская, Г. А. Тепер// Журнал Исследований Социальной политики. 2007. — Т.5. — № 1. — С. 87−103.
  88. , В.Ю. Проблемы управления качеством медицинской помощи//В.Ю. Семенов/ Здравоохранение. 2004. № 3. — С.20 -25.
  89. , Т.А., Аттаева, Л.Ж. Управление интеллектуальным и нравственным потенциалами учреждений здравоохранения//Т.А. Сибурина, Л.Ж. Аттаева// Менеджер здравоохранения. 2010. — № 9. — С. 29 -35.
  90. , O.A. К проблеме формирования социологии идентичности // Социологический журнал/О.А. Симонова// Социологический журнал. -Институт социологии РАН. 2008. № 3 (4). — С.45 — 61.
  91. , O.A. К проблеме формирования социологии идентичности/Симонова O.A.// Социологический журнал. 2008. —№ 3 (4). -С.45 -61.
  92. , E.H. Условия формирования «здоровой» идентичности в рамках обыденного и профессионального взаимодействия//Е.Н. Сухова//Здоровье как ресурс/Под общ. ред. З. Х Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2010. -ISBN 978−5-93 116−112−8. С. 344 — 349.
  93. , E.H. Влияние инноваций в здравоохранении на профессиональную идентификацию в среде медицинских работников/ E.H. Сухова// Государственное регулирование экономики. Инновационный путь развития.
  94. Материалы Восьмой Международной научно-практической конференции: В 2 т. Том II. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. — С. 165 168.
  95. , E.H. Отчуждение медицины от общества: риски для профессиональной идентичности врача/ E.H. Сухова// Вестник ННГУ. Серия Социальные науки, 2011. г. Вып. 3(23). — С. 52−57.
  96. , E.H. Профессиональная идентичность медика: заметки исследователя/ E.H. Сухова// Перспективы: Сборник научных статей аспирантов: Н. Новгород, 2011. Вып. 9 — С. 124−138. — ISBN 978−5-93 116−131−0.
  97. , E.H. Социальная ценность профессиональной идентичности/ E.H. Сухова// Вестник ННГУ. Серия Социальные науки, 2010 г.- Вып. 4. С. 104 108.
  98. , E.H. Уровни социальной идентичности врача: методологический аспект/ E.H. Сухова// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: Серия Социальные науки, 2012. Вып. 3(27). — С. 85−90.
  99. , H.A. Феномен идентичности: способы описания и социокультурные основания/Н.А. Тельнова//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. 2011. — № 1 (13). -С. 28 -29.
  100. , Н.С. Социальная культура здравоохранения в российском обществе начала 21 века: проблемы и пути и решения: монография/ Тимченко Н. С. Барнаул: Изд-во Алт. университета, 2007. — 42с.
  101. , A.B. Предпринимательство в здравоохранении /A.B. Тихомиров//Главный врач: хозяйство и право. 2005. — № 2. — С.4419.
  102. , Е.М., Заборовский, Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. Гродно, 2004. — 156с.
  103. , М.С. Нарративный анализ национальной идентичности как теоретического конструкта и эмпирического феномена/ М.С.Фабрикант// Зборшк навуковых прац Акадэмп паслядыпломнай адукацьп. Мшск: АПА, 2008. — Вып.4. — С. 255 -268.
  104. , М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.-310 с.
  105. , К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения/К.Н. Хабибуллин//Социологические исследования. 2005. — № 6. — С. 140−144.
  106. , В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности/В. Хесле//Вопросы философии. -1994. № 10. — С.112 -123.
  107. , М.С. Оценка населением здоровья и качества медицинской помощи как показателей проводимой модернизации здравоохранения/ М.С. Хлынин// Бюллетень сибирской медицины. 2009. — № 1. — С. 97 -100.
  108. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ssmu.ru/bull/09/01/17hl.pdf (дата обращения 10.03.2012).
  109. , X. M., Ларенцова, Л. И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов Черкесска/ X. М. Хубиев, Л. И. Ларенцова// Российский стоматологический журнал. 2005. — № 4. — С. 39−41.
  110. , Л.Б. Реконструкция профессиональной идентичности: структурный и динамический аспекты/ Л. Б. Шнейдер// Развитие личности. -2000. № 2. — С. 44 -68.
  111. , Е.А. Феномен призвания в работах М. Вебера/ Е.А. Шутова// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. — № 18 (156).
  112. Электронный ресурс. Режим доступа: www.lib.csu.ru/vch/156/020.pdf (дата обращения 07.03.2012).
  113. Щеглова, J1. В. Человек в конфликтном мире: стереотипизация и самоидентичность/ J1.B. Щеглова// Материалы междунар. конференции «III Серебряковские чтения». Волгоград, 2005.
  114. , Т.Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды. Россия, конец XX начало XXI в. -СПб.: «Наука», 2010. — ISBN 978−5-25 547−0. — 338с.
  115. Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессионализация социальной работы в России/ Е.Р. Ярская-Смирнова//Социологические исследования. 2001. — № 5. — С.86 -95.
  116. Ярская-Смирнова, Е. Р. Традиционная медицина: политика и практика профессионализации /Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. — 212с. — ISBN 978−5-903 360−40−6.
Заполнить форму текущей работой