Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современная отечественная социология: Региональный уровень развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня уже реально формируются новые формы региональной образовательной практики общего и профессионального социологического образования. Идет активный поиск таких моделей образования, которые обеспечивали бы непрерывность и преемственность образовательных программ всех ступеней обучения. К ним можно отнести многоуровневые культурно-образовательные комплексы, специализированные лицейские классы… Читать ещё >

Содержание

Актуальность темы исследования. Современные условия общественного развития задают новые цели общему и профессиональному образованию и ставят проблему необходимости изменения существующей парадигмы образования. Как считают большинство исследователей, современной России необходимы специалисты гармонично образованные, сочетающие в себе широкую фундаментальную научную подготовку с глубокими и всесторонними знаниями конкретной специальности. Образование, занимая ведущую позицию среди социальных институтов общества, претерпевает значительные изменения. Особая роль в этом процессе принадлежит гуманитаризации образования.

Одной из особенностей реформирования высшего образования стало включение в профессиональные образовательные программы в качестве обязательного элемента, цикла общих гуманитарных и социально -экономических дисциплин, которому отводится около четверти учебного времени.

Происходящие перемены активизируют современный интерес к разработке проблем истории и теории социологии, что объясняется не только историческими аргументами. Именно в кризисные моменты в обществе рождается повышенный спрос на социологические знания.

Возрожденный процесс преподавания социологии в высшей школе в последнее десятилетие XX века опирался на классические традиции как западного, так и отечественного опыта. Вместе с тем, новая социальная действительность востребовала новаторские подходы в поиске наиболее оптимальных концепций социологического образовательного процесса, который формировался, прежде всего, в ведущих университетах страны, в том числе и в Саратовском университете.

На региональном уровне, разрабатываемые программы развития образования и науки направлены на использование интеллектуального потенциала вузовских ученых, на интеграцию региональных подсистем образования и создание регионального пространства.1 В связи с ростом самостоятельности регионов как субъектов Федерации в решении многих вопросов своей жизнедеятельности, а также в связи со сложностью и трудностями экономического, социального и политического развития регионов, они вполне могли бы продуктивнее, с большей отдачей опираться на региональный социологический потенциал (ученые, молодые кадры, исследовательские лаборатории и центры), способный проводить аналитическую работу по результатам исследований самых разных сторон жизни региона.

За последнее десятилетие накоплен значительный научный социологический потенциал в регионах, который еще предстоит исследовать, анализировать и обобщать.

Начавшиеся с середины 80-х годов минувшего столетия демократические изменения в российском обществе, позволили активизировать современный процесс институализации социологического образования, возродить его лучшие отечественные традиции. Под региональной системой высшего образования мы имеем в виду совокупность высших учебных заведений, как государственных, так и коммерческих, готовящих специалистов по различным отраслям науки, управления, хозяйства и т. д., расположенных на территории Саратовской области.

За прошедшее десятилетие практически сформировался современный этап в истории социологического образования. Оно приобрело государственную поддержку, усилиями ученых создана система функционирования социологи как учебной дисциплины, накоплен интересный опыт в специфике ее преподавания в вузах, опубликованы многочисленные научные труды, учебники и методическая

литература.

Социология как наука и как учебная дисциплина стала реальным социальным фактом. Чтобы идти дальше, следует осмыслить опыт минувшего десятилетия. Длительный и мучительный процесс становления рыночных отношений в России далеко не положительно сказывается на воспроизводстве национального интеллекта. Взгляд на высшую школу России В. И. Вернадского перекликается с ее современным состоянием. В 1913 г. он отмечал, что России далеко до демократизации общественной жизни, основанной на примате человеческой личности и человеческого ума, далеки и условия жизни русской интеллигенции от нормальных форм и общемировой жизни.

Вуз в современной жизни как субъект региона является центром, аккумулирующим в себе и вокруг себя интеллектуальные силы. Таким образом, актуальность данного исследования связана с тем, что, во-первых, социологическое образование является одним из важнейших гуманитарных и социо — культурно — значимых элементов современной системы образования в целом- во-вторых, возрождение и развитие социологии шло активно в университетских центрах- в-третьих, имеет место противоречие между реальным социологическим потенциалом, созданным в последнее десятилетие и востребованностью этого потенциала- в-четвертых, требуется критический анализ разнопланового опыта преподавания социологии в разных вузах- в-пятых, исследований развития социологии как учебной дисциплины до настоящего времени не проводилось.

Степень разработанности проблемы. Научная разработанность гуманитарного образования и преподавания гуманитарных дисциплин в отечественной науке имеет достаточно устойчивую традицию. К этим проблемам в разные периоды истории отечественного образования обращались многие философы, историки, педагоги, психологи, социологи. Именно гуманитарное знание, в чем солидарны большинство ученых, дает возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление молодых специалистов — выпускников высшей школы.

Сфера образования в целом и, в частности, высшая школа, отражают сложный комплекс отношений между различными социально-профессиональными группами- субъектами образовательной деятельности и властью. Ряд исследователей (С.Г. Струмилин, Д. И. Чупрунов, А. Б. Жайновский и др.) отмечают, что инвестиции в человека, в человеческий фактор через образование наиболее эффективны и потому должны иметь высший приоритет. Социологии образования в целом в современный период были посвящены монографии Нечаева В .Я. и Филиппова Ф. Р. Современные российские ученые (Голосенко И.А., Голенкова З. Т., Кукушкина Е. И., Маслов М. А., Медушевский А. Н. и др.), опубликовавшие интересные и содержательные работы по истории отечественной социологии, раскрыли прерванные традиции преподавания и распространения социологических знаний в начале прошлого столетия.1

1 См., например: Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Центр «Социо». Самара, 1992.

Медушевский А. Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX — нач. XX вв. Изд-во МГУД 993.

Работу ученых столичных вузов и академических институтов по истории отечественной социологии дополняют молодые исследователи региональных вузовских центров. В частности, только в Саратовском университете были защищены кандидатские диссертации по результатам исследования научного творчества социологов: П. А. Сорокина, Б. Н. Чичерина, Г. П. Федотова, В. М. Хвостова и др.1 А проблеме истории социологического образования в России была посвящена диссертация О. В. Штаповой.

Представители региональной научной общественности (г. Саратов) также вносят определенный вклад в развитие современной социологии. Среди них Барзилов С. И., Дыльнов Г. В., Ярская-Смирнова В.Н. и др.

Значительная группа молодых ученых Саратова разрабатывает региональную проблематику. Только за последние годы в этом аспекте защищены диссертации по регионализации экономической безопасности, предпринимательской культуре, по функционированию местного самоуправления, по управлению социальной напряженностью на рынке труда крупного города, по социально-пространственным структурам крупного города, по социальным аспектам региональной политической деятельности, по властным структурам региона как фактору развития социального потенциала села, по проблеме региона в системе социально-политических отношений, по прессе в региональной политике, по рассмотрению региона как субъекта геополитических процессов в России, по формированию См.: Золотая Г. В. Социологические аспекты творчества Г. П. Федотова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 1998. — Пономаренко O.B. В. М. Хвостов как историк социологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 1999.

2 См.: Штапова О. В. Социологическое образование в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 1999. региональной политики в сфере образования. Это дает основание говорить о развивающемся направлении региональной социологии. В региональной социологии четко прослеживается интерес ученых к социальному институту образования.1

Докторские диссертации, защищенные в г. Саратове были посвящены проблемам: модернизации системы образования (Шевченко Н.И.) — политическим системам и образованию: типам взаимодействия и тенденциям их трансформации (Суровов С.Б.) — социальным и информационно-технологическим основам инновационного и устойчивого развития системы образования (Калугина Т.А.). Опыт преподавания социологии в вузах России нашел отражение в периодических научных изданиях (журнал «Социологические исследования» 1993−2000 гг.)

Однако, исследований функционирования как собственно социологической науки в современный период в региональном научном и образовательном пространстве, также как и исследований функционирования социологии как учебной дисциплины в блоке гуманитарного образования в системе высшей школы, практически не предпринималось.

Очевидно, что обращение только к истории социологии, без ее современного аспекта в условиях модернизации российского общества и системы образования будет сдерживать реализацию социологией важнейших функций: познавательной, прогностической и др.

Кроме того, нельзя приуменьшать роль и значение практических рекомендаций совершенствования социологического образовательного

1 См.: Образование в регионе: проблемы, решения, проекты. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 1994.

-Региональное образование: организация, управление образованием. Тула, 1994. -Региональная политика Российской Федерации в области образования. Саранск, 1997. процесса. Актуальностью проблемы и ее недостаточной разработанностью было обусловлено определение темы исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие накопленного за последнее десятилетие опыта развития социологии как науки и как учебной дисциплины в сфере образования современного российского общества на региональном уровне.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих исследовательских задач:

— рассмотреть исторические предпосылки и научный потенциал развития региональной социологии-

— выявить уровень общего социологического образования в вузах и его место и роль в гуманизации образовательного процесса-

— раскрыть опыт вузов региона по преподаванию социологии как учебной дисциплины.

— определить приоритетные направления деятельности региональной власти по наиболее оптимальному использованию социологического потенциала региона-

Объектом диссертационного исследования является региональная система высших учебных заведений.

Предметом исследования выступает процесс функционирования социологии как науки и как учебной дисциплины в вузах г. Саратова.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи классиков социологии, в том числе отечественных, о функционировании и изучении науки социологии. Автор опирается на идеи и положения, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых XIX — XX веков, посвященные вопросам истории социологии и социологического образования, социального реформирования образования в России, проблемам организации образования в регионе, анализу теоретико-методологических проблем социологии как науки и учебной дисциплины. В основу диссертационного исследования были положены аналитические материалы, характеризующие современное состояние гуманитарного образования в России и отдельных регионах, работы известных ученых по истории социологии и развитию высшей школы, публикации средств массовой информации. Автором работы использованы материалы официальной статистики, Министерства образования Саратовской области, а также итоги социологических исследований, проводимых учеными Саратова. В ходе исследования были использованы системный метод, структурно-функциональный анализ, а также социологические методы: анализ документов, контент-анализ, интервью, экспресс опросы. Проанализированы отчеты об учебной и научной работе кафедр социологии вузов г. Саратова, учебные и тематические планы и разработки по курсу социологии для гуманитарных специальностей, а также опубликованная в регионе учебно-методическая

литература.

Научная новизна диссертационного исследования связана с постановкой проблемы, недостаточно исследованной в социологической литературе, и состоит в следующем:

— дана авторская интерпретация процесса становления и развития социологии как науки и учебной дисциплины на региональном уровне-

— обоснованы и раскрыты тенденции интенсивного накопления научного потенциала в регионах России-

— впервые на региональном уровне проанализированы учебные планы преподавания социологии в соответствии с профилем вузов-

— в научный оборот введена новая информация, характеризующая современный этап развития социологии-

— дана системная авторская характеристика деятельности кафедр социологии вузов г. Саратова-

— раскрыты основные направления совершенствования практики преподавания социологии-

— уточнены и дополнены важные аспекты влияния социальногуманитарного образования молодых специалистов на позитивные общественные изменения-

— сформулированы практические

выводы и предложения по интенсификации процесса функционирования социологии как науки и как учебной дисциплины в регионе.

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью. Раскрыт современный этап развития социологии в регионе, что означает определенное приращение научных знаний.

Основные

выводы и положения расширяют потенциал взаимообогащения образования и науки, и могут быть использованы в качестве познавательного и методологического материала в научно-педагогической деятельности и в дальнейших исследованиях, посвященных проблемам развития социологии как науки и учебной дисциплины, в преподавании курсов истории и теории социологии, спецкурсов по социологии образования.

Апробация работы. Теоретические положения, методические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на теоретических семинарах и научно-практических конференциях кафедры теории и истории социологии Саратовского

12 государственного университета в 1997—2000 гг. Основные положения диссертации изложены автором в 3 публикациях.

Структура диссертации. Цель и основные задачи диссертационного исследования определили содержание работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и

приложения.

Современная отечественная социология: Региональный уровень развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отечественная система образования, в том числе и высшего, претерпевает серьезные изменения, которые в основном совпадают с социально-экономическими и социокультурными преобразованиями российского общества. Поэтому, вполне обоснованно, что интерес к системе образования проявлен в последние годы не только со стороны ученых, но и со стороны государства и общественности. Для существенного продвижения социологической мысли в сообществе интернациональной социологии следует более основательно и глубоко, новаторски подходить к анализу современной российской действительности, опираясь на социологические знания о прошлом.

Развитие отечественной социологии, начавшееся задолго до ее преподавания как учебной дисциплины, стало ответом на объективно назревшую потребность в социологическом знании. Несмотря на длительный «застойный» период, после которого термин «социология» в качестве обозначения академической специальности появляется вновь лишь в 19 901 991гг., накопленный потенциал российских ученых-социологов позволяет социологии утвердиться среди других гуманитарных наук.1.

Университеты, являющиеся родоначальниками социологического образования в России, на современном этапе продолжают оставаться основной базой для плодотворных научных исследований и создания предпосылок для усиления роли социально-гуманитарного образования.

Став частью профессионального, социологическое образование вместе с тем, привнесло ряд проблем, касающихся востребованности и трудоустройства специалистов новой профессии. Однако, поскольку работа социологов.

1 См.: Здравомыслов А. Г. О судьбах социологии в России // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 139. направлена на создание интеллектуального и культурного ресурса самого общества, не исключено, что &bdquo-она может быть включена в практику неожиданным и самым активным образом.

За последнее десятилетие опыт становления социологического образования указал на целесообразность создания комплексной системы с сочетанием довузовской, вузовской и после вузовской форм социологической подготовки, что отвечает требованиям современного этапа развития образования в России в целом.

Процесс институализации социологического образования в современный период становится все более интенсивным и способствует накоплению научного потенциала уже и на региональном уровне. Хотя еще остается множество проблем, связанных с обобщением и использованием российского опыта в региональных разработках.

Проблемы современной российской действительности, решения которых во многом были бы перспективнее при использовании наработок отечественных социологов, продолжают оставаться острыми во всех сферах жизнедеятельности общества. Социологический потенциал (знания и учения) необходимо использовать в регионах для более эффективного разрешения проблем, аналитической и прогностической работы.

Анализ обширных статистических данных об интересе студентов к социологическому знанию показал, что только высококвалифицированное, профессиональное преподавание способно удовлетворить имеющийся спрос у определенной части молодежи, стремящейся познать современную социальную реальность и овладеть навыками этого познания.

Постоянное накопление опыта в преподавании социологии и овладении современной концепцией социологического образования позволяет расширить научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность, разрабатывать современные программы. Поиски оптимальной модели российского социологического образования в России еще не завершены, но сделано достаточно много, чтобы видеть достигнутое и понимать, что еще предстоит российскому социологическому сообществу сделать.

Опыт показывает, что при проведении реформ необходимо учитывать наряду с другими факторами специфику социальной структуры того или иного общества, его культуру, систему типологии менталитетов личности. Фактически, реализация социологического мышления есть глубокая социальная экспертиза проблем, программ, как на уровне теории, так и на уровне здравого смысла.

К сожалению, сегодня еще недостаточно работ, рассматривающих фундаментальные понятия и проблемы социологии. Без них социология не может в полной мере объяснить, как функционирует общественный организм в целом. Основу социологического видения, как мышления системного, должна составлять проблема человека. Именно она представляет объединяющее начало социогуманитарных наук.

Накоплена большая теоретико-методологическая база для построения учебных курсов и классификации научных исследований. Многое сделали социологи вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Уфы и других городов. Практически каждый вуз в настоящее время имеет свое видение курса, издает учебно-методическую литературу и повышает квалификацию преподавательского состава.

Активное участие ученых-социологов в научно-исследовательской работе находит отражение в ряде публикаций проводимых исследований, как независимых, так и по заказу различных организаций. Участие студентов в проведении исследований дает им возможность на практике овладеть навыками социологического знания и повысить качество получаемого образования. Все это способствует обогащению научной школы и развитию гуманитарного потенциала.

Вместе с тем, следует отметить, что в большинстве случаев в процессе преподавания социологии делается акцент на теоретический блок программ, оставляя в стороне важнейшую область знаний прикладной социологии. Тогда как в новых условиях, диктуемых современным образовательным рынком, необходима подготовка специалистов-социологов широкого профиля теоретиков, эмпириков, прикладников, преподавателей. Таким образом, необходимо совершенствовать образовательную модель так, чтобы повысить адаптацию выпускников вузов к новым социально-экономическим и политическим условиям.

Социологическое научное сообщество значительно пополнило свой потенциал за счет увеличения числа молодых ученых. Создание диссертационных советов по социологическим специальностям в разных регионах дает возможность молодому поколению продолжить и расширить спектр фундаментальных исследований и предоставляет хорошие перспективы для развития фундаментально-системного отношения к отечественному социогуманитарному наследию.

На фоне общих кардинальных сдвигов положения социологии (получение общественного признания, создание крупных социологических центров, международных институтов, увеличения объема публикаций социологического плана в средствах массовой информации), остается еще ряд проблем узконаправленного характера.

Хотя институтами, кафедрами социологии, исследовательскими центрами накоплен огромный материал по проблемам и перспективам развития социологии, отсутствие взаимодействия не позволяет обобщить накопленный опыт, упорядочить учебно-методическую работу и научную деятельность. В этой связи представляется необходимым взаимодействие ученых по разработке концепции социологического образования.

Опыт становления социологии как науки и учебной дисциплины, общепризнанные достижения социологов в развитии российской социальной мысли широко освещаются в печати. Однако, научно-теоретический потенциал, накопленный в регионах, остается достоянием общественности местного уровня, и недостаточно освещается в центральных изданиях.

Разрозненность и бесконтрольность со стороны научной общественности в проведении социологических исследований людьми, не имеющими профессионального образования, заставляет усомниться в надежности их результатов. А таких лжеисследователей становится не мало. Сейчас каждый, кто составил опросный лист или провел интервью, называет себя социологом. Более того, многие из них считают возможным выдвигать и отстаивать самые различные проекты преобразования российского общества, выстраивать рейтинги, давать советы. Это, безусловно, дискредитирует социологию в обществе.

Вольно или невольно, но властные структуры своим социальным мифотворчеством лишают себя возможности рационально управлять общественными процессами, и бесспорно, деморализуют массы и усугубляют разрушение общества и даже когда работы и выводы социологов основательны и репрезентативны, значимы, но заявлены не по заказу властных структур, они все равно остаются невостребованными.

Социология дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимосвязи и взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, партиям, органам власти действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей действительности.

Анализируя сказанное, мы можем утверждать, что каждый регион — это целый континент со своими экономическими, политическими, социальными и культурными особенностями. Все эти процессы являются объектом региональной социологии.

Сегодня уже реально формируются новые формы региональной образовательной практики общего и профессионального социологического образования. Идет активный поиск таких моделей образования, которые обеспечивали бы непрерывность и преемственность образовательных программ всех ступеней обучения. К ним можно отнести многоуровневые культурно-образовательные комплексы, специализированные лицейские классы социолого-психологического профиля, колледжи социальных наук как инновационные образовательные структуры. Одновременно формируется концепция преподавания социальных наук в средней общеобразовательной школе, апробируются и внедряются в учебную практику новые программы, учебные пособия по социальным дисциплинам, разрабатывается государственный стандарт, включающий региональный компонент.

Создаваемая в последнее десятилетие сеть интеллектуального сотрудничества, ориентированного на исследование проблем нового качества образования, стимулировала формирование региональных представительств (институтов) крупных столичных исследовательских и образовательных учреждений. Интегрируя в фокусе своего внимания все многообразие образовательных ситуаций на региональном уровне, научно-преподавательский состав данных филиалов осуществляет обеспечение качества социологического образования. Их усилия ориентированы на научное и учебно-методическое обеспечение содержательного развития национально-регионального состояния социологического образования.

Естественно, что не все задачи достигают реальной конечной цели. Понимая особое значение региональных контекстов совершенствования социологического образования, зачастую региональная проблематика (даже и российская) не находит должного места в учебных курсах подготовки социологов, отсутствуют регионально и национально адаптированные программы социологического образования. Развитие социологии на региональном уровне дает возможность обогащения научными исследованиями, междисциплинарным взаимодействием, знаниями и опытом, ориентирует на комплексное видение человека и общества, взаимообучение социологов, психологов и социальных работников, а также стимулирует инновационные процессы в образовании.

Очевидно, что процесс формирования и развития наиболее оптимальной системы социологического образования в вузах регионов России потребует разрешения еще многих проблем, а представленный в данной работе анализ развития социологии на современном этапе в одном из крупнейших регионов страны позволит наметить возможные пути их решения.

1. Акишин В. Из 275 «академических» 11 саратовских // Саратовские вести. 1999. 25 марта. С. 1,4.

2. Аксененко Ю. Н., Дыльнов Г. В, Аникин JI.C. Карманный социологический словарь. Изд-во СГУ, Саратов, 2000. 248 с.

3. Аникин JI.C., Дыльнов Г. В., Шахматова Н. В. Азбука социологии в 3-х выпусках. Учебное пособие. Саратов, 1998.

4. Аникин J1.C. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Опыт социологического исследования. Саратов, 1997.

5. Антонова О. Г., Дыльнов Г. В. Социальный контроль и возрождение России. Монография. Изд-во СГУ, Саратов, 1999.

6. Адибекян O.A. Философско-методологические проблемы социологии науки. Ставрополь, 1990.

7. Американская социальная мысль: Текст (Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А.) // Под ред. Добренькова В. И. М.: Издательство МГУ, 1994. 496 с.

8. Антонович И. И. Толкотт Парсонс основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология. Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издательство МГУ, 1992. С. 63−77.

9. Архив СГУ. Д. 62. Личное дело № 4183 Соломона Захарьевича Каценбогена.

10. Афасижев Т. И. Гуманитарное образование // Социологические исследования. 1995. № 5.

11. Бабкин Н. И. Проблемы социальных технологий высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 75−80.

12. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков: Выща школа. Издательство при Харьковском государственном университете. 1998. 147с.

13. Барзилов С. И. Концептуализация региональной идеологии власти. Саратов, 1996.

14. Барзилов С. И. Провинция: элита, номенклатура, интеллигенция // Свободная мысль. 1995. № 3.

15. Барзилов С. И., Чернышов А. Г. Политическая структура современной российской провинции. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997.

16. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.

17. Бауман 3. Мыслить социологически М., 1996. С. 21.

18. Белогуров А., Елканова Т. Общегуманитарный базис современной системы образования // Высшее образование в России. 1995. № 4.

19. Бергер П. Общество и человек // Социологический журнал. 1995. № 2.

20. Бердашкевич А. П. Российская наука: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2000. № 3.

21. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1980.

22. Берил С. И. Проблемы организации образования в регионе // Социологические исследования. 2000. № 4.

23. Бороноев А. О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования //Социологические исследования. 1999. № 1.

24. Бороноев А. О. Социология: состояние и перспектива // Вестник Сибирского университета. 1992. вып.4.

25. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая деятельность. Философия и методология истории. М., 1977. С. 128.

26. Брокгауз Ф., Эфрон И. Энциклопедический словарь. 1902.

27. Будь лицом: ценности гражданского общества. Т.1 // Под ред. Бакштановского В. И. и др. Томск: Издательство Томского университета, 1993. 260с.

28. Булгаков С. Н. История социальных учений в XIX веке. М., 1913.

29. Бурдье П. Оппозиции современной социологии // Социологические исследования. 1996. № 5.

30.

Введение

в социологию образования. Тематический план и программа экспериментального курса. Институт социологии РАН. М.: 1996. 75с.

31. Вебер М. Избранное. Образование общества: Перевод с немецкого Левиной и др., М.: Юрист. 1994. -702с.

32. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.

33. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 5.

34. Владимир Островский: ученый, педагог, человек. Воспоминания учеников, соратников, друзей. Издат. центр. Саратовской экономической академии. Саратов, 1994. С. 11.

35. Волков Ю. Г. Гуманистическое будущее России. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995. С. 161.

36. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону, 1999.

37. Вопросы социологии. М.: «Socio Logos». 1996. № 7.

38. Всеобщая декларация прав человека. М.: Интерпракс, 1994.

39. Высшая школа в зеркале общественного мнения. М., 1989.

40. Высшая школа сегодня // Кафедра. 1995. № 8.

41. Высшие и средние специальные учебные заведения. Профессорско-преподавательский состав вузов. Статистический бюллетень. Саратов, 2000.

42. Гаврилов А. П., Евдокимова Л. П., и др. Сборник социологических методик. Изд-во Саратовского университета, 1995.

43. Гальперин С. Обзор социологической литературы за 1901 г. Екатеринославль, 1902.

44. Георгиева Т. С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Издательство «Высшая школа», 1989. 142 с.

45. Гиддинс Ф. Девять тезисов о будущем социологии // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т.1. Вып. 1. 1993.

46. Голосенко И. А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // Социологические исследования. 1992. № 8.

47. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2000.

48. Гредескул H.A. Социологическое изучение права. СПб., 1900.

49. Григорьев С. И., Демина А. Д. Учебно научно — производственный комплекс как новая форма подготовки социологов // Социологические исследования. 1994. № 2.

50. Гросс Н. Социология образования // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 167 — 183.

51. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира // Под ред. Полякова В. А. М.: 1992. 191с.

52. Гуманитарная экспертиза: Возможности и перспективы: Сборникнаучных трудов / Отв. ред. Бакштановский В. И.: Наука, Сиб. отд., 1992. 221с.

53. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1994.

54. Де Роберти Е. Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии. Вестник Европы. 1912. № 12.

55. Де Роберти Е. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1969.

56. Демидов А. И. Ценностные измерения власти // Политические исследования. 1996. № 3.

57. Добреньков В. И., Галочкин В. И. Становление и развитие социологического образования и социологической науки в Московском университете // Вестник Московского университета, сер. 18. 1995. № 1. С. 31.

58. Долженко О. В., Шатуновский B.C. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: «Высшая школа», 1990. 191с.

59. Дорин A.B. Экономическая социология. Минск, 1997.

60. Дыльнов Г. В., Золотая Г. В. Социологические аспекты творчества Г. П. Федотова. Саратов, 1997. С. 8−10.

61. Дыльнов Г. В. Общая социология. Систематический курс. Учебник. Саратов, 1998.

62. Дыльнов Г. В. Социальные аспекты современного российского федерализма //Федерализм. Саратов, 1997.

63. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. B.C. Собкина и В. Я. Нечаева. Перевод с французского. М.: ИНТОР, 1996. 78с.

64. Дюркгейм Э. Социология / Перевод с французского. М.: Канон, 1995. 352 с.

65. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106 114.

66. Дюркгейм Э. Социология. Москва, 1995. С. 29−40.

67. Егоров А. И. Смирнова Е.Р. Основы социологии организаций. Учебное пособие по элективному курсу студентов всех специальностей. Саратов, СГТУ, 1997.

68. Елютина М. Э. Социогеронтологические теории / Российский журнал социальной работы. Т.1. Москва: Ин-т СР АРСС. 1997. № 2/6.

69. Ермакович Ю. М. Из истории Русской высшей школы общественных наук в Париже. В кн.: Российская социология: историко-социологические очерки / Отв. ред. А. О. Бороноев и др. М., Российский государственный гуманитарный университет, 1997.

70. Журнал «Общественное мнение». 1999;2000гг., Саратов.

71. Замогильный С. И., Хасин В. В. Социальный статус и социокультурные основания функционирования государственной службы на региональном уровне. ПАГС, Саратов, 1997.

72. Заславская Т. И. Оценка современной общественной ситуации // Социологические исследования. 1996. № 3.

73. Зборовский Г. Е. Еще раз о реальных проблемах современной социологии // Социологические исследования. 1996. № 6.

74. Зборовский Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 3- 17.

75. Здравомыслов А. Г. Социология в России: прошлое и настоящее. В кн.: Российская социология: историко-социологические очерки / Отв. ред. А. О. Бороноев и др. М.: Российский гос. гуманитарный университет, 1997.

76. Зимин А. И. Социология образования: вопросы остаются // Социологические исследования. 1994. № 3.

77. Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. 671с.

78. Золотая Г. В. Социологические аспекты творчества Г. П. Федотова. Саратов, 1998.

79. Иванов В. Н. Перспективы развития социологии в России на рубеже XXI века //Вестник Московского университета. 1995. № 1. С. 18.

80. Иванов В. Н. Россия: социальная ситуация и международные отношения в регионах. М., 1996.

81. Игонин Л. Г. Социология культуры. М.: Аспект Пресс, 1996.

82. История Русской социологии. М., 1993.

83. История теоретической социологии. М., 1997.

84. Капитонов Э. А. Социология XX века. Ростов-на-Дону. 1996.

85. Кареев Н. И.

Введение

в изучение социологии. СПб., 1910.

86. Кареев Н. И. Основные направления социологии и ее современное состояние // Введение в изучение социальных наук. СПб,. 1903.

87. Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

88. Кареев Н. И. Памяти Н.К. Михайловского как социолога. Русское богатство. 1904. № 3.

89. Кареев Н. И. Письма к учащейся молодежи. М., 1918.

90. Кареев Н. И. Теория исторического знания. СПб., 1913.

91. Кваша Б. Д. Акмеологическая технология активные методы / Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сборник научных трудов. Отв. ред. Р. Ф. Жуков — СП, СПГИЭА, 1995. С. 17 — 24.

92. Кинелев В. Г. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. № 3.

93. Кинелев В. Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. № 4.

94. Климентьева Е. П. Социально философские аспекты образования // Вопросы философии. 1984. № 11. С. 19 — 30.

95. Климов В. А. Социальный контроль в условиях перестройки. Саратов, 1990.

96. Климов В. А. Актуальные проблемы политической социологии. 3 выпуска. Саратов, 1992;1994.

97. Ковалева А. И. Кризис системы образования // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 79 85.

98. Ковалевский М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX вв. В кн.: История нашего времени. Современная культура и ее проблемы. Т. 7. Вып. 27−30. 1914;1916.

99. Ковалевский М. Социология на Западе и в России. (Новые идеи в социологии, сб. 1) СПб., 1913.

100. Ковалевский М. М. Международная школа Парижской выставки. М., 1900.

101. Ковалевский М. М. О задачах школы общественных наук // Вестник воспитания. М., 1903. № 6. С. 13.

102. Ковалевский М. М. Сочинения в 2-х т. Т. 1 Социология. СПб., 1997. С. 29.

103. Ковалевский М. М. Природа социологии. Отношение ее к философии, истории, этике, психологии. Социология в России XIX нач. XX века. (вып.2). М, 1997. С. 15−39.

104. Козлов Г. В. Реформа научной сферы // Россия и современный мир. 1996. № 1.

105. Козлова О. Н. Социология в вузе: к вопросу о предмете и месте в системе общественных дисциплин //Социально-политические науки. 1991. № 2.

106. Комаров М. С. Размышления о предмете и перспективах социологии //Социологические исследования. 1990. № 11.

107. Кон И. Социология // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1970.

108. Кононов B.C. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1994.

109. Константинов С. А. Социальное обеспечение государственной службы. Тезисы докладов. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1996.

110. Константинова JI.B. Профессиональные предпочтения молодежи. Методические рекомендации по проведению социологических исследований. ПАГС, Саратов, 1998.

111. Корчагин В. П. Образовательный потенциал общества // Известие АН СССР. Сер. Экон. 1974. № 6. С. 19- 29.

112. Кочетов А. Н. Интеллектуальный потенциал общества / Под ред. П. Д. Великого. Саратов.: Изд-во СГУ, 1991.

113. Кочетов А. Н., Чернышкина Н. Я. Основы социологии. Учебное пособие. Саратов. Изд-во СГЭА, 1996.

114. Кочетов А. Н. Социальные группы риска на рынке труда // Человек и труд.1995.

115. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. М.: Логос. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

116. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

117. Кузнецов Н. И. Основные направления развития высшего образования и науки Саратовской области. Материалы областной научно практической конференции. Саратов, 1997.

118. Кузнецов Н. И. Формирование региональной политики в сфере образования и наукисоциологические подходы. Саратов, 1998.

119. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX нач. XX века. Москва, 1993. С. 29.

120. Култыгин В. П. Мировая социология в системе современных наук // Социально-политический журнал. 1999. № 1.

121. Купцов В. И. Образование в современном мире // Свободная мысль. 1991. № 16. С. 70−81.

122. Лавров П. Философия и социология. Избр. произв. В 2-х т. М., 1965.

123. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3 19.

124. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17−28.

125. Лапин Н. И. Ценности как компонент социо культурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 6.

126. Лебедев С. Пути реформирования вузовской науки // Высшее образование в России. 1997. № 3.

127. Лилиенфельд П. Мысли о социальной науке будущего. СПб., 1872.

128. Малькова 3. Развитие образования в мире. На каком мы месте? // Свободная мысль. 1991. № 8. С. 98 107.

129. Малякин И., Свешников А. Уроки декабря // Общественное мнение. 2001.

130. Мамедов Н. М. Социально-гуманитарное образование // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 72.

131. Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993.

132. Межкультурное образование: подход совета Европы / Отв. ред. A.A. Суколов М.: Институт национальных проблем образования. 1995. 182с.

133. Мендра А. Основы социологии. М., 1999.

134. Миронов А. Социально-гуманитарное знание и образование в новом измерении //Социально-политические науки. 1999. № 1 .С. 3.

135. Михайлов П. Е., Ковалевский М. Возрождение социологии. Научное обозрение. 1911. № 18,19.

136. Михайлова О. Б., Суворинов A.B., Суровов М. В. Основные тенденции развития научного потенциала высшей школы России в 90-е годы. Москва Ярославль, 1997.

137. Народ требует кесарева // МК в Саратове. 1998, сентябрь.

138. Наумченко И. Л. Университет центр педагогического образования в регионе //Педагогика. 1993. № 4.

139. Немировский В. Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социологические исследования. 1994. № 3.

140. Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11.

141. Нечаев В. Я. Социология образования. М.: Изд. МГУ, 1992. 200с.

142. Никитина Г. В., Романенко В. Н. Гуманизация образования в техническом вузе // Высшее образование в России. 1994. № 1.

143. Новгородцев П. И. Лекции по социологии. М., 1918. Т. 1.

144. Новикова С. С. История развития социологии в России: Учеб. пособие. М.: Изд.: Институт практ. психологии. Воронеж, 1996.

145. Новые ценности образования, культурные модели школ. М.: Инноватор, 1997. Выпуск 6.

146. Концепция реформирования российской науки на период 1998;2000 гг. Постановление правительства РФ от 18 мая 1998 года. № 453. С. 4292.

147. Образование в современном мире. Состояние и тенденции развития. М.: Педагогика, 1986. 247с.

148. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. М., 1996.

149. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л. И. Глухарева и В. Страды. М.: Изд-во МГУ, 1995.

150. Овсянников В. Г., Шурупова М. Ф. Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 1993. № 11.

151. Олейник Б. И. Князь тьмы // Роман-газета. 1993. № 4. С. 55.

152. Осипов Г. В. Что происходит с социологией? // Социологические исследования. 1997. № 5.

153. Панферова В. В. Социология образования // Социально-политическая жизнь. 1996. № 4.

154. Парсонс Т. Американские впечатления о социологии в Советском Союзе // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 69.

155. Перспективы развития системы непрерывного образования // Под ред. Б. С. Гермунского. М.: Педагогика, 1990. 224с.

156. Петражицкий Л. И.

Введение

в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908.

157. Петренко Е. Год оптимиста // Саратовские вести. 2001, январь.

158. Петренко Е. С. Провинциальная Россия: выборы прошлые и будущие // Власть. 1996. № 10.

159. Положение о внештатной социально-психологической службе. Саратов, 1998.

160. Попова И. П. Организация и качество социологического образования // Социологические исследования. 1997. № 12.

161. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. / Под ред. В.Н. СадовскогоПеревод с английского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528с.

162. Проблемы гуманитаризации высшего технического образования // Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, Издательство СГУ, 1992.

163. Проблемы развития системы высшего профессионального образования в современной социокультурной обстановке. Материалы научнометодической конференции. Саратов, 1998.

164. Ракитов А. И. Россия: наука и государство // Россия и современный мир. 1996. № 11.

165. Региональная программа развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997;2000 и 2001;2005гг. Саратов, 1997. С.9−12.

166. Розин В. М. Смысл и особенности гуманитарного образования // Современная высшая школа. 1992. № 1−4.

167. Романовский Н. В. Новое в социологической теории и практике. Юбилейная научная конференция // Социологические исследования. 2000. № 2.

168. Российская социология. М., 1997. С.5−6.

169. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Издат. Центр Госкомстата России, 1997.

170. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания // Ан УССР. Киев: Наук думка, 1987. 154с.

171. Саймон Б. Общество и образование / Перевод с английского. М.: Прогресс. 1989. 199с.

172. Саксельцева Л. Я. Политическое пространство региона как объект социологического анализа // Российский журнал. 1995 № 3.

173. Саратовский государственный университет. Саратов, 1998.

174. Саратовский научный центр. Саратов, 1999.

175. Саратовский университет (1909; 1959). Саратов, 1959. С. 19.

176. СафроновБ.Г. М. М. Ковалевский как социолог. М., 1960.

177. Сборник памяти Н. К. Михайловского. М., 1918.

178. Сведения о приеме и составе слушателей на повышение квалификации в РЦГО при СГУ на 1994;1999 гг.

179. Семенов В. Н. Ректоры Саратовского университета. Саратов, 1999.

180. Семиделова Е. В. Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы //Социологические исследования. 1999. № 2.

181. Сиволапов A.B. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 88 92.

182. Склярова Т. В. Социокультурная среда высшего образование. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СГТУ, Саратов, 1998.

183. Смелзер Н. Социология: Перевод с английского. М.: Издательство Феникс, 1994. 688с.

184. Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3.

185. Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов.: Изд-во СГТУ, 1997.

186. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социальной работы. Учебное пособие по элективному курсу для всех форм обучения. Саратов, СГТУ, 1997.

187. Смирнова Н. В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политическая жизнь. 1996. № 1.

188. Совершенствование образовательных процессов. // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар: Издательство Куб ГТУ, 1995.

189. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство Политическая литература, 1992.

190. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

191. Сорокин П. А. Границы и предмет социологии. СПб., 1913.

192. Сорокин П. А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.

193. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920.

194. Сорокин П. А. Система социологии. Т.1, Сыктывкар, 1991. С. 26.

195. Социально философские проблемы образования. М.: Логос, 1992. 189с.

196. Социологическая исследовательская группа. Информационная справка. Саратов, 1999.

197. Социология в России. Московский научный фонд РАН. Институт социологии / Под ред. В. А. Ядова. М., 1996.

198. Социология в Саратовском университете. Краткий очерк / Под. ред Г. В. Дыльнова. Саратов, 1999. С. 30.

199. Социология в СССР. Т. 1, 2. М., 1966.

200. Социология для студента. Свердловск, 1991.

201. Социология образования и молодежи. Уральский государственный профессионально-педагогический университет // Социологические исследования. 2000. № 6.

202. Социология образования // Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. С. 357 — 359.

203. Социология образования. Горький, 1987.

204. Социология образования. Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

205. Столярова Е. Вузовскую реформу смыло кадровой волной // Саратовские вести. 1998, 17 июня. С.З.

206. Сурин A.B., Яковлев Б. Г. Образовательная ниша // Высшее образование в России. 1994. № 3.

207. Сысуев О. Н. Нужно поднять уровень нашего образования ещё выше // Регионология. 1997. № 3.

208. Татур Ю. Г. Высшее образование в России в 20 веке // Высшее образование в России. 1994. № 4.

209. Тематические планы кафедр военных вузов за 1998;1999 учебные годы.

210. Тематический план изучения курса «Социология» на 1998;1999 уч/гг., кафедра социально-гуманитарных и экономических наук СВИРХБЗ.

211. Тематический план по социологии на 1998;1999 учебный год. СФВАУ, 1999.

212. Тематические планы по спецкурсам по социологии на 1998;1999 уч/гг.

213. Тенденции социокультурного развития России. 1960;1990 гг. / Рос. ин-т культурологии / Под ред. И. А. Бутенко. М., 1996.

214. Теселкин И. Станем ли мы «гуманитарнее»? / Саратов. 2000. 24 ноября.

215. Теслин B.C. Методика подготовки и проведения практикума по правовой социологии. Саратов, 1992.

216. Тощенко Ж. Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания // Социологические исследования. 1992. № 8.

217. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1.

218. Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2.

219. Троу М. Социология образования // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. 174 187.

220. Турченко В. Н. Социология и система образования. М., 1980.

221. Утехин C.B. Социально культурные ценности России укорененные в ее истории // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 88 — 98.

222. Учебно-методические пособия для студентов экономических вузов. СГСЭУ, 1998.

223. Учреждения высшего и среднего профессионального образования Саратовской области на 2000/2001 уч/гг. Статистический бюллетень. Саратов, 2000.

224. Фаустова Э. Н. Социальные корни студентов: опыт сравнительного анализа // Социологические исследования. 2000. № 5.

225. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. М., 1992. Т. 2. С. 338−348.

226. Фетисов В. Я. Преподаватели обсуждают учебники по социологии // Социально гуманитарные знания. 1999. № 2.

227. Филипп Г. Кумбс. Кризис образования в современном мире / Перевод с английского. М.: Издательство «Прогресс», 1970. 259с.

228. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М., 1990.

229. Флиер А. Теория культуры вместо исторического материализма // ОНС. 1993. № 2.

230. Франк C.JI. Политика и идеи. Сочинения. М., 1990. С. 69.

231. Хвостов В. М. Основы социологии. М., 1900.

232. Хвостов В. М. Основы социологии. Ученые о закономерностях общественных процессов. М., 1923. С. 92.

233. Чернышевский Д. Власть глазами народа // Саратовские вести. 2001, январь.

234. Шабалин В. А. Социальный механизм законодательной власти. Саратов, 1992.

235. Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном контексте. М., 1996.

236. Шаршавова JI. Академическая эпидемия // Саратов, 1995. 27 января. СЛ.

237. Шахматова Н. В., Завгородний А. И. Методика эмпирических исследований в социологии. Саратов, 1995.

238. Шепель В. М. Управленческая гуманитарология // Высшая школа в России. 1996. № 1.

239. Шереги Ф. Э., Харчев В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. 304с.

240. Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. 1997. № 7. С. 5.

241. Шпакова Р. П. Проблемы теории в современной Западной социологии // Вестник Ленинградского университета. 1991. Вып. 3.

242. Штомпка П. Много социологий для одного мира // Социологические исследования. 1990. № 2.

243. Шуклина Е. А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования // Социологические исследования. 2000. № 6.

244. Энциклопедический социологический словарь. ИСПИ РАН, 1996.

245. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2.

246. Ядов В. А. Социология в современной России // Социологические исследования. 1995. № 12.

247. Ярская Смирнова В. Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный статус / Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Сборник научных трудов. Саратов.: Издательство ПМЦ, 1997.

248. Ярская Смирнова В. Н. Социальные инновации в образовании и научных исследованиях (Инновации в экономике региона. Доклад на областной научной конференции. Саратов. Саратовская областная Дума, 1997.

249. Ярская Смирнова В. Н. Методология диссертационного исследования. Саратов.: Изд-во Поволжск. межрегион, учеб. центра, 2000.

250. Kell H.R. Self-Study Prosses. American Council on Education. Series on Higher Education. 1995.

251. Rossides D.W. Social Stratification: The American Class System in Comparative Perspective. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1990/.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой