Типологические варианты управления движениями у детей 8-10 лет
Диссертация
Структура двигательной системы младших школьников практически не зависит от типа нервной системы, типа телосложения, особенностей энергообеспечения, но различается в зависимости от пола и возраста. Влияние пола младших школьников сказывается на уровне мануального тремора и точности дифференцирования пространственных параметров движения. Влияние возраста выявлено по показателям уровня тремора… Читать ещё >
Содержание
- Страницы
- Глава I. Физиологические аспекты проблемы типологии в сфере управления движениями (Обзор литературы)
- 1. 1. Современные представления об управлении движениями
- 1. 1. 1. Представления о центральных механизмах управления движениями
- 1. 1. 2. Роль сенсомоторной интеграции в управлении движениями
- 1. 1. 3. Физиологические механизмы управления позой и движением
- 1. 1. 4. Соотношение понятий: координация движений, ловкость, координационные способности в физиологии спорта
- 1. 2. Развитие координации движений в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Морфо — функциональная типология человека
- 1. 4. Проблема типологии в сфере управления движениями
- 1. 1. Современные представления об управлении движениями
- Резюме по главе 1
- Глава II. Объект, организация и методы исследования
- 2. 1. Цель и задачи исследования
- 2. 2. Объект исследования
- 2. 3. Методы исследования
- 2. 3. 1. Антропологическое обследование
- 2. 3. 2. Психофизиологическое исследование
- 2. 3. 3. Психомоторное тестирование
- 2. 3. 4. Стабилография
- 2. 3. 5. Двигательные тесты
- 2. 3. 6. Методы статистической обработки
- 2. 4. Организация исследования
- Глава III. Взаимосвязи показателей двигательной системы, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8−10 лет
- 3. 1. Обоснование выбора основных показателей исследования
- 3. 1. 1. Проверка гипотезы о нормальном распределении показателей выборки
- 3. 2. Определение влияние пола, возраста, типа телосложения, типа нервной системы и особенностей энергообеспечения на показатели двигательной системы детей младшего школьного возраста
- 3. 3. Корреляционный анализ взаимосвязей показателей двигательной системы и психомоторных функций детей 8−10 лет
- 3. 3. 1. Анализ внутренних взаимосвязей показателей двигательной системы и психомоторных функций младших школьников. ^
- 3. 3. 2. Анализ внешних взаимосвязей показателей двигательной системы и психомоторных функций младших школьников
- 3. 1. Обоснование выбора основных показателей исследования
- 4. 1. Кластерная структура показателей двигательного поведения детей 8−10 лет
- 4. 2. Особенности типологических вариантов двигательного поведения детей 8−10 лет и их устойчивость
Список литературы
- Абрамова Т.Ф., Никитина Т. М., Кочеткова Н. И., Изаак С. И. Пальцевые дерматоглифы и физические способности // Сб. трудов «Папиллярные узоры: идентификация и определение характеристик личности (дактилоскопия и дерматоглифика)». М., 2002. С. 113 135.
- Абрамова Т.Ф., Никитина Т. М., Шафранова Е. И. Пальцевые дерматоглифы — генетические маркеры отбора в виды спорта // Сборник научных трудов. Волгоград, 1995. С. 86 91.
- Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород: «Ай кью», 1994. 170 с.
- Анисимова И.О. Особенности моторного программирования в младшем школьном возрасте. Дис. канд. б иол. наук. М., 2000. 169 с.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды. М.: Наука, 1979. 453 с.
- Асратян Э.А. Физиология центральной нервной системы: (Научные работы). М.: Акад. мед. наук СССР, 1953. 559 с.
- Безруких М.М., Киселев М. Ф., Комаров Г. Д. и др. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6−16 лет // Физиология человека. 2000. Т.26, № 3. С. 100 107.
- Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991. 288 с.
- Бернштейн H.A. О построении движений и их систематизации по нервно-физиологическому признаку // Теория и практика физ. культуры. 1940. Т. VI, № 5. С. 50−52.
- Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
- Бернштейн H.A. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко- Изд. подгот. И. М. Фейгенберг- АН СССР. М.: Наука, 1990. 495 с.
- Боброва E.B. Механизмы сенсомоторной координации движений и позы человека. Автореф. дис.д.б.н. СПб.: Ин-т физиологии им. И. П. Павлова РАН, 2010. 46 с.
- Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. СПб.: Издательский дом «Питер», 2003. 688 с.
- Букреева Д.П., Косилов С. А., Тамбиева А. П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: «Педагогика», 1975. 158 с.
- Бунак В.В. Антропометрия. М.:Учпедгиз, 1941. 368с.
- Вилкнер Г. И. 20 лет работы коллектива «Николай Александрович Бернштейн» г. Грейфсвальда // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 3. С. 51−54.
- Вишняков A.B. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11 и 12 лет. Дис.канд. пед. Наук. М., 1993. 116 с.
- Вишняков A.B., Кашкаров В. А. Педагогический контроль важнейших координационных способностей юных легкоатлетов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. 2004. № 1. С. 32−34.
- Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология : сокр. пер. с англ. / Ред. Г. К. Гуртового и М. Г. Ярошевского. Вступ. ст. М. Г. Ярошевского. М.: Иностр. лит., 1950. 798 с.
- Вулдридж Д. Механизмы мозга / Пер. с англ. Ю. И. Дашкевича. Под ред. и с предисл. д.м.н. В. С. Гурфинкеля. М.: Мир, 1965. 340 с.
- Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Рефляция и нарушения равновесия тела человека / Пер. с французского под ред. В. И. Усачёва. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2008. 316 с.
- Гланц С. Медико биологическая статистика / Пер. с англ. под ред. Н. Е. Бузикашвили, Д. В. Самойлова. М.: Практика, 1999. 460 с.
- Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: прогресс, 1976.
- Годик М.А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры: Доп. Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту. М.: ФиС, 1988. 192 с.
- Голомазов C.B. Кинезиология точностных действий человека. М.: СпортАкадемПресс, 2003. 228 с.
- Гордеева Н.Д. Микродинамика внутренней формы действия // Вопросы психологии. 2000. № 6.
- Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М: Тривола, 1995. 208 с.
- Гранит Р. Основы регуляции движений. М.: Мир, 1973. 367 с.
- Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика, ч. 2: Методика исследования моторики. M. Д.: Гос. мед. изд-во, 1930. 174 с.
- Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика, ч. 1: Анатомофизиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером. М. Л.: Гос. мед. изд-во, 1930. 170 с.
- Гурфинкель B.C. H.A. Бернштейн и современные проблемы физиологии движений (к 100-летию со дня рождения) // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 6. С. 124−130.
- Гурфинкель B.C. Регуляция позы человека / B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик М.: Наука, 1965. 255 с.
- Гурфинкель B.C. Центральные программы и многообразие движений // Управление движениями/ Под ред. A.A. Митькина, Г. Пика. М.: Наука, 1990.
- Гурфинкель B.C., Левик Ю. С. Физиология двигательной системы // Успехи физиологических наук. 1994. Т. 25. № 2. С. 83 88.
- Гутник Б.И. Координирующий механизм билатеральной синхронизации работы рук в процессе движения // Физиология человека. 1990. Т. 16, № 5. С. 56−62.
- Дарская С.С. Конституциональная обусловленность размеров тела // Тезисы I Всесоюзной конф.: «Физиология развития человека». М., 1977. С. 211−212.
- Дерябин В.Е. Многомерные биометрические методы для антропологов. М.: Рук., деп. в ВИНИТИ № 37, 2001. 311 с.
- Дорохов Р.Н. Морфологические аспекты отбора и ориентации в спорте // Спорт в современном обществе. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 295.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр. М., 1986. Т.2. 297 с. 46.3ациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 2-е изд. М.: ФиС, 1970. 200 с.
- Изаак С.И. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности: Монография / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк, Р. В. Тамбовцева. Москва Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. 224 с.
- Избранные труды по биомеханике и кибернетике / Ред. сост. М. П. Шестаков. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 296с.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 315 с.
- Ильин Е.П. Пол и тендер. СПб.: Питер, 2010. 688с.
- Иоффе М.Е. Механизмы двигательного обучения. М.: Наука, 1991. 134 с.
- Казенников О.В., Левик Ю. С. Исследование возбудимости моторной коры в задаче удержания груза // Физиология человека. 2009. Т.35. № 5. С. 71 78.
- Карпенко Л.А., Винер И. А., Сивицкий В. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой // Учеб. пособие. М., 2007. 76 с.
- Киеня А.И., Кириченко О. В. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно-неблагоприятной зоне // Физиология человека, 2001. т. 27. № 2. С. 98 103.
- Козловская И.Б. Афферентный контроль произвольных движений. М.: Наука, 1976.296 с.
- Козловская И.Б. Гравитационные механизмы в двигательной системе // Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске / Под. Ред. Ю. В. Наточина, В. А. Ткачука. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 384 с.
- Комаров Г. Д. Полисистемный саногенетический мониторинг / Г. Д. Комаров, В. Р. Кучма, Л. А. Носкин. М.: МИПКРО, 2001. 343 с.
- Корниенко И.А., Тамбовцева Р. В., Панасюк Т. В., Сонькин В. Д. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетика скелетных мышц у девочек в возрасте 7−11 лет // Физиология человека. 2000. Т.26. № 2. С. 87 92.
- Коханович К. Совершенствование спортивно-технической подготовки гимнастов 7−8-летнего возраста путем целенаправленного развития ловкости/ Канд. дис. JL: 1981. 167 с.
- КоцЯ.М. Организация произвольного движения. М.: 1985, 248 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Госиздат, 1930. 304 с.
- Курганский A.B. Механизмы центрального программирования произвольных серийных движений и их формирование в онтогенезе. Автореф. дис.канд. биол.наук. М., 1997. 17 с.
- Левик Ю.С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия. Дис. доктора биологических наук. Москва, 2006. 192 с.
- Лёвушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7−17 лет с разными типами телосложения. Дис.д.б.н. М.: ИВФ РАО, 2005. 300 с.
- Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. 304 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 384 с.
- Любомирский Л.Е. Критические и сенситивные периоды сенсомторного развития // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 4, Москва, 22−24 июня 2009 г. М.: Вердана, 2009. С. 60.
- Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М. Педагогика, 1974. 229с.
- Лях В. И. Идеи H.A. Бернштейна и их развитие в науке и практике // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 3. С. 2−8.
- Лях В. И. Координационные способности // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 2003. Т.З. С. 371 372.
- Лях В. И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управлениями движениями человека / Под ред. М. П. Шестакова и А. Н. Аверкина. М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 158 203.
- Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. 160с.
- Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
- Лях В. И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 11. С. 17−20.
- Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1987. № 7. С. 28 30.
- Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста. Дис.. док. пед. наук. М., 1990. 513 с.
- Лях В.И., Соколкина В. А. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7−9 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 2−7.
- Макаренко Н.В., Лизогуб B.C. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы // Физиология человека. 2001. т.27. № 6, с. 52 57.
- Малых С.Б. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. с. 157−179.
- Мамаев А.Н. Основы медицинской статистики. М.: Практическая медицина, 2011. 128 с.
- Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт», 2008. 216 С.
- Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 с.
- Маслова Г. М., Павлов Ю. М., Сонькин В. Д. и др. Особенности энергетического метаболизма у детей разного телосложения // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М., 1975. С. 222−224.
- Минько A.A. Статистический анализ в MS Excel. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 448 с.
- Назаренко Л. Д. Критерии оценки ритмичности как двигательной координации // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 2003. Т. 1.С. 287−289.
- Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно координационное качество // Теория и практика физ. культуры, 1999. № 8. С. 48−53.
- Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физ. культуры, 2003. № 8. С. 19−21.
- Никандоров В. В. Психомоторика / Учеб. пособие. Спб.: Речь, 2004. 104 с.
- Никитин С.Н. Ловкость история, проблемы, перспективы: Монография. СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2005. 160с.
- Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (интегративная анатомическая антропология). М.: СпортАкадемПресс, 2000. 440 с.
- Никишин И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04. М.: ВНИИФК, 1993. 23 с.
- Павлов И.П. Избранные произведения / Под общ. ред. X. С. Коштоянца. Л.: Госполитиздат, 1951. 581 с.
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 128 с.
- Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 432 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
- Сарсекеев Г. М. Повышение эффективности обучения акробатическим упражнениям детей 6 — 9 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей. Дис.канд. пед. наук. М., 1994. 211с.
- Серенко Ю.Г. Особенности психофизиологических реакций у лиц различных конституциональных типов, подверженных и неподверженных укачиванию // Типы конституции и здоровье человека. JL, 1981. С. 50 -51.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / Послесл. П. Симонова. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 100 с.
- Слива С.С., Войнов И. Д., Переяслов Г. А., Слива A.C. Стабилографическая экспресс оценка психофизиологического состояния человека. Методические рекомендации. Таганрог: ЗАО «ОКБ «Ритм», 2011. 38 с.
- Соколкина В. А. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости координационных способностей детей 7 10 лет. Дис.канд. пед. наук. М., 1991. 203с.
- Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека. JL: Медицина, 1981. 181 с.
- Сонькин В.Д. Законы растущего организма / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В., Куличевский Д. В., Маслова Г. М., Тиунова О. В., Харевская А. Ю. Конституция и физическое здоровье человека // Сборник научных трудов ВНИИФК «Физическая культура индивида». М., 1994. С. 6 20.
- Сонькин В.Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 368 с.
- Сурнина O.E., Лебедева Е. В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. 2001, т. 27. № 4. с. 56 60.
- Туревский И.М., Филин В. П., Кофман Л. Б. Зигзаги ловкости. Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. 208 с.
- Усачёв В.И., Слива С. С. Стабилометрические параметры. Памятка начинающему пользователю. Таганрог: ЗАО «ОКБ «Ритм», 2011. 29 с.
- Уткин В.Л. Арифметика здоровья. М.: «Типография «Новости», 2008.317 с.
- Ухтомский A.A. Собрание сочинений / Ред. коллегия: д-р биол. наук Э. Ш. Айрапетьянц. проф. М. И. Виноградов (отв. ред.) и др. Т. 5: Обзорные и другие статьи. Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1954. 232 с.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 17 27.
- Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975. 208 с.
- Фарфель B.C. Физиология спорта. М.: Физкультура и спорт, 1960. 384 с.
- Физиология человека: В 3 томах. Т.1. Пер. с англ./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. 3-е изд. М.: Мир, 2007. 323 с.
- Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теория и практика физ. культуры. 1980. N 2. С. 49 52.
- Хит Б. Х. Современные методы соматотипологии. 4.1. // Вопросы антропологии, 1968. вып. 29. С. 20 39.
- Хит Б.Х., Картер Е. JI. Современные методы соматотипологии. 4.2. Модифицированный метод определения соматотипов // Вопросы антропологии, 1969. вып. 33. С. 60 79.
- Хрестоматия по возрастной физиологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
- Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с.
- Хрисанфова Е.Н. Телосложение и темпы онтогенеза // Проблемы биологии человека. Киев, 1980. С. 193 195.
- Цехмистренко Т.А., Васильева В. А., Шумейко Н. С. Этапность в развитии корковых структур мозга детей и подростков // Здоровый ребенок: Мат. конгр. педиатров России. М., 19 996. С. 80−81.
- Чхаидзе JLB. Координация произвольных движений человека в условиях космического полета. М.: Наука, 1968. 135 с.
- Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969. 389 с.
- Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте: Монография. М.: ТВТ Дивизион, 2007. 112 с.
- Шмальгаузен И.И. Организм как единое целое в индивидуальном и историческом развитии // Избранные труды. М.: Наука, 1982. 380 с.
- Шмальгаузен И.И. Рост и дифференцировка. Т. 1. Киев: Наукова думка. 176 с.
- Штефко В.Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. М. — Л.: Биомедгиз, 1929. 79 с.
- Эфроимсон В.П. Становление типов конституции в связи с наследственностью обмена и гормональной функцией // Проблемы медицинской генетики. М., 1965. С. 208 220.
- Ярмолюк В.А. Совершенствование координации движений у девочек-подростков на уроках физической культуры в 6−7 классах. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.
- Blume D.-D. Eimge aktuelle Probleme des Diagnostizierens koordmativen Fahigkeiten mit sportmotonsihen Test // Teorie und Praxis der Korperkultur, 1984. № 2. P. 122 124.
- Bourgeois P. Eeeducation physique, sport et posture // Posture, practique et reeducation. S. Mesure&H. Lamendin, Masson. Paris. 2001. P. 75−91.
- Cardoso de Oliveira S. The neuronal basis of bimanual coordinationo recent neurophysiological evidence and functional models // Acta Psychologica. 2002. vol. 110. P. 139−159.
- Cesar Piexoto Technical development. How coaches understand movements. Performance indicators // Coordination motor abilities in scientific research. 2010. Vol. 33. Poland, Universiity of Physical Education in Warsaw. P. 49−54.
- Cordo P.J., Gurfinkel V.S. Motor coordination can be fully understood only by studying complex movements // Prog. Brain. Res. 2004. 143. P. 29−38.
- Deibera M.-P., Ibaneze V., Caldaraa R., Andreva C. et al Programming effectors and coordination in bimanual in-phase mirror movements cognitive // Brain Res. 2005. Vol. 23. P. 374 386.
- Feldman A.G., Levin M.F., Positional frames of reference in motor control: their origin and use // Behavioral and Brain Sciences, 1995. 18. P. 723 -806.
- Flash T., Hogan N. The co-ordination of arm movements: An experimentally confirmed mathematical model // J. Neurosci. 1985. 5. P. 1688 1703.
- Hirtz P. Phanomene der motorischen Entwicklung des Menschen. Hofmann.: Verlag, 2007. 243 p.
- Klissouras V. Genetic limit of functional adaptability // Int. Z. angew. Physiol. 1972. V.30. № 2. P. 85 94.
- Magnus R. Korperstellung, Springer, Berlin, 1924. 740 p.
- Mark L. Latash Evolution of motor control: fpom reflexes and motor programs to the equilibrium-point hypothesis // J. Hum. Kinet. 2008. 19 (19). P. 3−24.
- Matiegka J. The testing of physical effeciecy //Amer.J.Phys.Antropol. 1921.Vol.2. № 3. P. 25 38.
- Mekota K. Testbatterie zur Diagnostik koordinativer Fahigkeiten // Teorie und Praxos der Korperkultur, 1984. № 2. P. 118−121.
- Schaal S., Stemad D., Osu R., Kawato M. Rhythmic arm movement is not discrete // Nat. Neurosci, 2004. V. 7. № 11. P. 36−43.
- Schmidt R.A. A schema theory of descrete motor skill learning // Psychological Rewiews. 1975. 82. P. 225 260.
- Smits Engelsman B.C., Van Galen G.P., Duysens J. The breakdown of Fitts' law in rapid, reciprocal aiming movements // Exp. Brain. Res., 2002. V.145. № 2. P. 222−230.
- Todorov E., Jordan M.I. Optimal feedback control as a theory of motor coordination // Na. t Neurosci. 2002. 5(11). P. 1226 1235.
- Wolpert D.M., Ghahramani Z. Computational principles of movement neuroscience //Nat. Neurosci. 2000. vol. 3. P. 1212- 1217.
- Wolpert D.M., Kawato M. Multiple paired forward and inverse models for motor control // Neural Networks. 1998. 11. P. 1317 1329.