Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типологические варианты управления движениями у детей 8-10 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура двигательной системы младших школьников практически не зависит от типа нервной системы, типа телосложения, особенностей энергообеспечения, но различается в зависимости от пола и возраста. Влияние пола младших школьников сказывается на уровне мануального тремора и точности дифференцирования пространственных параметров движения. Влияние возраста выявлено по показателям уровня тремора… Читать ещё >

Содержание

  • Страницы
  • Глава I. Физиологические аспекты проблемы типологии в сфере управления движениями (Обзор литературы)
    • 1. 1. Современные представления об управлении движениями
      • 1. 1. 1. Представления о центральных механизмах управления движениями
      • 1. 1. 2. Роль сенсомоторной интеграции в управлении движениями
      • 1. 1. 3. Физиологические механизмы управления позой и движением
      • 1. 1. 4. Соотношение понятий: координация движений, ловкость, координационные способности в физиологии спорта
    • 1. 2. Развитие координации движений в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Морфо — функциональная типология человека
    • 1. 4. Проблема типологии в сфере управления движениями
  • Резюме по главе 1
  • Глава II. Объект, организация и методы исследования
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Объект исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Антропологическое обследование
      • 2. 3. 2. Психофизиологическое исследование
      • 2. 3. 3. Психомоторное тестирование
      • 2. 3. 4. Стабилография
      • 2. 3. 5. Двигательные тесты
      • 2. 3. 6. Методы статистической обработки
    • 2. 4. Организация исследования
  • Глава III. Взаимосвязи показателей двигательной системы, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8−10 лет
    • 3. 1. Обоснование выбора основных показателей исследования
      • 3. 1. 1. Проверка гипотезы о нормальном распределении показателей выборки
    • 3. 2. Определение влияние пола, возраста, типа телосложения, типа нервной системы и особенностей энергообеспечения на показатели двигательной системы детей младшего школьного возраста
    • 3. 3. Корреляционный анализ взаимосвязей показателей двигательной системы и психомоторных функций детей 8−10 лет
      • 3. 3. 1. Анализ внутренних взаимосвязей показателей двигательной системы и психомоторных функций младших школьников. ^
      • 3. 3. 2. Анализ внешних взаимосвязей показателей двигательной системы и психомоторных функций младших школьников
  • Глава IV. Типологические особенности двигательного поведения детей младшего школьного возраста. ^
    • 4. 1. Кластерная структура показателей двигательного поведения детей 8−10 лет
    • 4. 2. Особенности типологических вариантов двигательного поведения детей 8−10 лет и их устойчивость

Типологические варианты управления движениями у детей 8-10 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современные представления о природе индивидуальных различий двигательной одаренности людей формировались более века. В основе нашей работы лежит идея «индивидуальных моторных профилей», предложенная Н. А. Бернштейном в 1966 г [11]. Существование устойчивых соотношений силы, быстроты, гибкости, выносливости, хорошо известно. Взаимоотношения моторных профилей с конституциональными особенностями человека широко изучались в исследованиях Э. Г. Мартиросова, Б. А. Никитюка, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькина, В. В. Зайцевой, И. В. Никишина и др. [43, 44, 59, 60, 85, 93, 94, 106 — 108]. Было показано, что конституция человека служит определяющим фактором многих физических качеств и психических проявлений жизнедеятельности человека. Показано, что признаки морфотипа сочетаются как с параметрами психотипа [63] и функциональными возможностями организма [149], так и с особенностями организации метаболизма [59, 60], развития моторики, скоростно-силовых качеств и физической работоспособности [40, 43, 47, 67, 85, 94, 108]. Исследованиями Никишина И. В. [94] показано, что эурисомия сочетается с высокими проявлением силы и быстроты, тогда как лептосомия — с наивысшим проявлением аэробной выносливости.

В то время как вопрос конституциональной обусловленности тех двигательных качеств (кондиционных), которые зависят от особенностей энергообеспечения, глубоко разработан [59, 60, 43, 44, 47, 94], проблема типологии двигательного поведения и связанными с ним проявлениями ловкости во всем своем многообразии остается неразрешенной [76].

Поиск взаимосвязей между показателями сферы управления движениями на разных уровнях ее регуляции ведется исследователями более века. В большинстве научных трудов указывается на отсутствие корреляционных связей высокой и средней степени между показателями координации движений, что, видимо, свидетельствует о достаточной специфичности и относительной независимости многих двигательных характеристик [71].

Таким образом, проблема типологии двигательного поведения является одной из актуальных проблем психофизиологии, спортивной и возрастной физиологии.

Наше исследование базируется на терминологии и методологической базе таких физиологов и педагогов как B.C. Фарфель [119, 120], H.A. Бернштейн [8 -12], Л. В. Чхаидзе [131], B.C. Гурфинкель [33 — 36], Ю. С. Левик [65, 66], Л. Е. Любомирский [70, 71], В. М. Зациорский [46], В. И. Лях [72 — 80] и других. Объектом исследования являются дети 8—10 лет.

Предметом исследования была двигательная функция детей младшего школьного возраста.

Цель исследования — анализ широкого круга параметров двигательной системы на разных уровнях ее регуляции и поиск типологических вариантов (профилей) двигательного поведения детей 8−10 лет. Задачи исследования:

1. изучить степень влияния пола, возраста, типа телосложения, типа нервной системы и особенностей энергообеспечения на показатели двигательного поведения младших школьников;

2. провести анализ взаимосвязей основных показателей соматической сферы и двигательной системы детей 8−10 лет;

3. выявить наиболее устойчивые сочетания признаков двигательной системы младших школьников, отражающие индивидуальные особенности их двигательного поведения.

Гипотеза исследования: предполагается, что по показателям, характеризующим индивидуальные особенности двигательного поведения, уже в младшем школьном возрасте можно выделить несколько устойчивых сочетаний (типов), представление о которых важно как для спортивного отбора, так и для организации тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.

Научная новизна исследования.

Впервые проведено комплексное исследование двигательной системы детей младшего школьного возраста на разных уровнях ее регуляции в сочетании с углубленным антропологическим обследованием, в результате чего выявлены типологические варианты двигательного поведения детей младшего школьного возраста (8 — 10 лет). С помощью современных методов психомоторного, психофизиологического, стабилографического обследования в лабораторных условиях и двигательных сложно — координационных тестов в спортивном зале, были оценены особенности управления движениями детей. Впервые в результате статистического анализа широкого набора показателей двигательной активности выделены четыре кластера, которые отражают различные варианты (типы) двигательного поведения, и соответствуют характерным для детей 8−10 лет четырем «индивидуальным моторным профилям».

Научная и практическая значимость.

Полученные в настоящем исследовании данные расширяют и углубляют современные представления о природе индивидуальных различий в характере управления движениями людей. Выявлены четыре типологических варианта двигательного поведения детей младшего школьного возраста:

1 — способность к антиципации и высокая скорость движений кисти;

2 — быстрые, ритмичные, автоматизированные движения;

3 — невысокая способность к управлению позой, но при этом плавные, точные и ритмичные движения рук, а также развитое «чувство темпа» и «чувство пространства" — 4 — наиболее высокие результаты большинства двигательных тестов.

Результаты исследования показывают, что принадлежность к одному из четырех профилей двигательного поведения не связана с возрастом, полом или телосложением ребенка. Принадлежность к одному из четырех выделенных типологических вариантов может использоваться в качестве показателя спортивной одаренности в ряде видов спорта и профессиональной трудовой деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы как в практике спортивного отбора в ряде сложно — координационных видов спорта, так и при разработке методических материалов и практических рекомендаций для педагогов физического воспитания, тренеров, психологов и родителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показатели двигательного поведения детей младшего школьного возраста не могут быть включены в симптомокомплекс конституциональной принадлежности, поскольку они не зависят от типа нервной системы, телосложения, типа энергообеспечения и других характеристик, формирующих тип синтетической конституции человека.

2. У детей младшего школьного возраста выделяются четыре типологических варианта двигательного поведения, которые не зависят от пола, возраста, телосложения, а также проявляют устойчивость на протяжении возрастного развития. Эти профили отражают, по-видимому, особую «координационную конституцию» человека, имеющую важное значение для выбора направлений спортивной подготовки и трудовой деятельности.

3. Несмотря на обилие разнообразных показателей двигательной системы, для определения принадлежности конкретного ребенка к одному из четырех профилей двигательного поведения достаточно шести показателей, что открывает возможности широкого практического применения данного подхода в интересах спорта и профессиональной ориентации.

Апробация работы.

По материалам диссертации опубликовано 9 статей и тезисов, в том числе 4 в рецензируемых журналах, включенных в список ВАК. Материалы диссертационного исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры физиологии РГУФКСМиТ и научных семинарах лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания ФГНУ ИВФ РАО в течение 2009 — 2012гг., конференциях студентов и молодых ученых РГУФКСМиТ (Москва, 2009 — 2012гг.), Международной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2009 г.), Всероссийской с международным участием школы-конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности «Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы» (Москва, 2011 г.), XII Международной конференции.

Sport Kinetics 2011″ (Польша, Краков, 2011 г.), IV Всероссийской с международным участием конференции по управлению движением, приуроченной к 90-летнему юбилею кафедры физиологии.

РГУФКСМиТ/ГЦОЛИФК (Москва, 2012 г.).

По материалам диссертации опубликовано 9 статей и тезисов:

1. Андреева A.M., Абрамова Т. Ф., Никитина Т. М. Особенности становления соматической и моторной сферы у девочек 8 — 10 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Новые исследования: М.: Вердана, 2009. № 2 (19). С. 94−95.

2. Андреева A.M., Акимов Е. Б. Кластерная структура психомоторной и координационной сфер детей младшего школьного возраста // Физиология человека, 2011, Т.37, № 4. С. 44 — 54.

3. Андреева A.M. Анализ взаимосвязей показателей управления движениями, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8−10 лет // Материалы IV Всероссийской с международным участием конференции по управлению движением, приуроченной к 90-летнему юбилею кафедры физиологии ФГБОУ «РГУФКСМиТ» / под общ. Ред. И. Б. Козловской, O.JI. Виноградовой, В. Д. Сонькина, Б. С. Шенкмана. Москва, 2012 г. С. 19.

4. Кузнецова О. В., Андреева A.M., Мосунова Ю. А. Особенности координации движений и вегетативного обеспечения дыхания и гемодинамики у юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой // Материалы IV Всероссийской с международным участием конференции по управлению движением, приуроченной к 90-летнему юбилею кафедры физиологии ФГБОУ «РГУФКСМиТ» / под общ. Ред. И. Б. Козловской, О. Л. Виноградовой, В. Д. Сонькина, Б. С. Шенкмана. Москва, 2012 г. С. 75.

5. Андреева A.M., Сонькин В. Д. Корреляционный анализ показателей соматической и моторной сфер девочек 8−10 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСиТ: материалы по итогам науч. конф. студентов и молодых ученых РГУФКСиТ (Москва, 18−20 марта, 22−24 апр. 2009 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М., 2009. С. 122 — 124.

6. Андреева A.M., Захаров Д. В. Индивидуально — типологические особенности структуры координационных способностей у девочек 8−11 лет, занимающихся художественной гимнастикой и спортивными танцами // Молодые ученые — науке о физической культуре: Сборник материалов заочной межрегиональной научной конференции / Под ред. В. Ф. Воробьева. Череповец: ГОУ ВПО ЧТУ, 2009. С. 34−41.

7. Андреева A.M. Характеристика моторных профилей детей 8 — 10 лет // Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы. Материалы VI Всероссийской с международным участием школы-конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва 1−4 февраля 2011 г. М.: Графика-Сервис, 2011. С. 97.

8. Андреева A.M. Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста // Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСиТ: материалы по итогам науч. конф. студентов и молодых ученых РГУФКСиТ (Москва, 18−20 марта, 20 — 22 апреля 2011 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М., 2011. С. 115 — 121.

9. Andreeva A.M. Type-specific features of movement coordination of primary schoolchildren // Presents and future research in the science of human movement. Material of 12 International scientific conference of Sport Kinetics 2011. Cracow, Poland. 22−24 sept. 2011: University school of physical education in Krakow, 2011. p. 126−127.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 110 страницах машинописного текста и состоит из Введения, Обзора литературы, описания методов исследования, двух глав результатов собственных исследований, Заключения, Выводов и Списка использованной литературы. Библиография включает 159 источников, 20 из которых опубликованы на иностранных языках. Диссертация содержит 27 таблиц, иллюстрирована 22 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Структура двигательной системы младших школьников практически не зависит от типа нервной системы, типа телосложения, особенностей энергообеспечения, но различается в зависимости от пола и возраста. Влияние пола младших школьников сказывается на уровне мануального тремора и точности дифференцирования пространственных параметров движения. Влияние возраста выявлено по показателям уровня тремора в координациометрии, помехоустойчивости, скорости и точности движений руки, эффективности постурального управления, перекрестной координации, способности к согласованию движений, способности к ориентации в пространстве, статическому равновесию и уровню меткости. И половые, и возрастные различия у детей 8−10 лет получены по показателю времени простой зрительно — моторной реакции.

2. Большинство корреляционных связей между показателями двигательной системы, отражающими особенности двигательного поведения младших школьников, являются средними и слабыми по силе. Количество корреляций между показателями двигательной системы разнится в зависимости от пола и возраста детей. Наиболее интегративно (как по силе, так и по количеству корреляций) различные характеристики двигательного поведения проявляются в группе детей 9 — 10,5 лет по сравнению с детьми 7 — 8,5 лет, а также у девочек по сравнению с мальчиками, что вероятно, связано с более ранним развитием девочек в период второго детства.

3. Показано наличие четырех групп (кластеров) детей младшего школьного возраста, наиболее схожих по типу двигательного поведения. Выявленные различия между кластерами характеризуют их типологические особенности организации координации движений. Отнесение к одному из четырех профилей двигательного поведения не связано с возрастом, полом, процессами биологического созревания или телосложением ребенка, а потому может использоваться как показатель двигательной одаренности в ряде видов спорта и профессиональной деятельности в возрастном диапазоне 8 — 10 лет.

4. Дискриминантный анализ показал, что для выявления принадлежности к типу двигательного поведения детей достаточно шести основных признаков: Ells, точность РДО, LFS, ДЦД, способности к ориентации в пространстве и способности к удержанию максимального темпа бега на месте.

5. Повторное обследование детей с годичным интервалом показало, что структура двигательной системы остается неизменной, что позволяет считать выделенные варианты устойчивыми типами и использовать их в дальнейшем для практического применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Ф., Никитина Т. М., Кочеткова Н. И., Изаак С. И. Пальцевые дерматоглифы и физические способности // Сб. трудов «Папиллярные узоры: идентификация и определение характеристик личности (дактилоскопия и дерматоглифика)». М., 2002. С. 113 135.
  2. Т.Ф., Никитина Т. М., Шафранова Е. И. Пальцевые дерматоглифы — генетические маркеры отбора в виды спорта // Сборник научных трудов. Волгоград, 1995. С. 86 91.
  3. Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород: «Ай кью», 1994. 170 с.
  4. И.О. Особенности моторного программирования в младшем школьном возрасте. Дис. канд. б иол. наук. М., 2000. 169 с.
  5. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды. М.: Наука, 1979. 453 с.
  6. Э.А. Физиология центральной нервной системы: (Научные работы). М.: Акад. мед. наук СССР, 1953. 559 с.
  7. М.М., Киселев М. Ф., Комаров Г. Д. и др. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6−16 лет // Физиология человека. 2000. Т.26, № 3. С. 100 107.
  8. H.A. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991. 288 с.
  9. H.A. О построении движений и их систематизации по нервно-физиологическому признаку // Теория и практика физ. культуры. 1940. Т. VI, № 5. С. 50−52.
  10. H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
  11. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
  12. H.A. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко- Изд. подгот. И. М. Фейгенберг- АН СССР. М.: Наука, 1990. 495 с.
  13. E.B. Механизмы сенсомоторной координации движений и позы человека. Автореф. дис.д.б.н. СПб.: Ин-т физиологии им. И. П. Павлова РАН, 2010. 46 с.
  14. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. СПб.: Издательский дом «Питер», 2003. 688 с.
  15. Д.П., Косилов С. А., Тамбиева А. П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: «Педагогика», 1975. 158 с.
  16. В.В. Антропометрия. М.:Учпедгиз, 1941. 368с.
  17. Г. И. 20 лет работы коллектива «Николай Александрович Бернштейн» г. Грейфсвальда // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 3. С. 51−54.
  18. A.B. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11 и 12 лет. Дис.канд. пед. Наук. М., 1993. 116 с.
  19. A.B., Кашкаров В. А. Педагогический контроль важнейших координационных способностей юных легкоатлетов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. 2004. № 1. С. 32−34.
  20. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.
  21. Р. Экспериментальная психология : сокр. пер. с англ. / Ред. Г. К. Гуртового и М. Г. Ярошевского. Вступ. ст. М. Г. Ярошевского. М.: Иностр. лит., 1950. 798 с.
  22. Д. Механизмы мозга / Пер. с англ. Ю. И. Дашкевича. Под ред. и с предисл. д.м.н. В. С. Гурфинкеля. М.: Мир, 1965. 340 с.
  23. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Рефляция и нарушения равновесия тела человека / Пер. с французского под ред. В. И. Усачёва. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2008. 316 с.
  24. С. Медико биологическая статистика / Пер. с англ. под ред. Н. Е. Бузикашвили, Д. В. Самойлова. М.: Практика, 1999. 460 с.
  25. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: прогресс, 1976.
  26. М.А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры: Доп. Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту. М.: ФиС, 1988. 192 с.
  27. C.B. Кинезиология точностных действий человека. М.: СпортАкадемПресс, 2003. 228 с.
  28. Н.Д. Микродинамика внутренней формы действия // Вопросы психологии. 2000. № 6.
  29. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М: Тривола, 1995. 208 с.
  30. Р. Основы регуляции движений. М.: Мир, 1973. 367 с.
  31. М., Озерецкий Н. Психомоторика, ч. 2: Методика исследования моторики. M. Д.: Гос. мед. изд-во, 1930. 174 с.
  32. М., Озерецкий Н. Психомоторика, ч. 1: Анатомофизиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером. М. Л.: Гос. мед. изд-во, 1930. 170 с.
  33. Гурфинкель B.C. H.A. Бернштейн и современные проблемы физиологии движений (к 100-летию со дня рождения) // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 6. С. 124−130.
  34. B.C. Регуляция позы человека / B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик М.: Наука, 1965. 255 с.
  35. B.C. Центральные программы и многообразие движений // Управление движениями/ Под ред. A.A. Митькина, Г. Пика. М.: Наука, 1990.
  36. B.C., Левик Ю. С. Физиология двигательной системы // Успехи физиологических наук. 1994. Т. 25. № 2. С. 83 88.
  37. .И. Координирующий механизм билатеральной синхронизации работы рук в процессе движения // Физиология человека. 1990. Т. 16, № 5. С. 56−62.
  38. С.С. Конституциональная обусловленность размеров тела // Тезисы I Всесоюзной конф.: «Физиология развития человека». М., 1977. С. 211−212.
  39. В.Е. Многомерные биометрические методы для антропологов. М.: Рук., деп. в ВИНИТИ № 37, 2001. 311 с.
  40. Р.Н. Морфологические аспекты отбора и ориентации в спорте // Спорт в современном обществе. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 295.
  41. A.B. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр. М., 1986. Т.2. 297 с. 46.3ациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 2-е изд. М.: ФиС, 1970. 200 с.
  42. С.И. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности: Монография / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк, Р. В. Тамбовцева. Москва Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. 224 с.
  43. Избранные труды по биомеханике и кибернетике / Ред. сост. М. П. Шестаков. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 296с.
  44. Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 315 с.
  45. Е.П. Пол и тендер. СПб.: Питер, 2010. 688с.
  46. М.Е. Механизмы двигательного обучения. М.: Наука, 1991. 134 с.
  47. О.В., Левик Ю. С. Исследование возбудимости моторной коры в задаче удержания груза // Физиология человека. 2009. Т.35. № 5. С. 71 78.
  48. Л.А., Винер И. А., Сивицкий В. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой // Учеб. пособие. М., 2007. 76 с.
  49. А.И., Кириченко О. В. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно-неблагоприятной зоне // Физиология человека, 2001. т. 27. № 2. С. 98 103.
  50. И.Б. Афферентный контроль произвольных движений. М.: Наука, 1976.296 с.
  51. И.Б. Гравитационные механизмы в двигательной системе // Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске / Под. Ред. Ю. В. Наточина, В. А. Ткачука. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 384 с.
  52. Г. Д. Полисистемный саногенетический мониторинг / Г. Д. Комаров, В. Р. Кучма, Л. А. Носкин. М.: МИПКРО, 2001. 343 с.
  53. И.А., Тамбовцева Р. В., Панасюк Т. В., Сонькин В. Д. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетика скелетных мышц у девочек в возрасте 7−11 лет // Физиология человека. 2000. Т.26. № 2. С. 87 92.
  54. К. Совершенствование спортивно-технической подготовки гимнастов 7−8-летнего возраста путем целенаправленного развития ловкости/ Канд. дис. JL: 1981. 167 с.
  55. КоцЯ.М. Организация произвольного движения. М.: 1985, 248 с.
  56. Э. Строение тела и характер. М.: Госиздат, 1930. 304 с.
  57. A.B. Механизмы центрального программирования произвольных серийных движений и их формирование в онтогенезе. Автореф. дис.канд. биол.наук. М., 1997. 17 с.
  58. Ю.С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия. Дис. доктора биологических наук. Москва, 2006. 192 с.
  59. С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7−17 лет с разными типами телосложения. Дис.д.б.н. М.: ИВФ РАО, 2005. 300 с.
  60. А. H. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. 304 с.
  61. А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 384 с.
  62. Л.Е. Критические и сенситивные периоды сенсомторного развития // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 4, Москва, 22−24 июня 2009 г. М.: Вердана, 2009. С. 60.
  63. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М. Педагогика, 1974. 229с.
  64. Лях В. И. Идеи H.A. Бернштейна и их развитие в науке и практике // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 3. С. 2−8.
  65. Лях В. И. Координационные способности // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 2003. Т.З. С. 371 372.
  66. Лях В. И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управлениями движениями человека / Под ред. М. П. Шестакова и А. Н. Аверкина. М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 158 203.
  67. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. 160с.
  68. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
  69. Лях В. И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 11. С. 17−20.
  70. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1987. № 7. С. 28 30.
  71. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста. Дис.. док. пед. наук. М., 1990. 513 с.
  72. Лях В.И., Соколкина В. А. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7−9 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 2−7.
  73. Н.В., Лизогуб B.C. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы // Физиология человека. 2001. т.27. № 6, с. 52 57.
  74. С.Б. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. с. 157−179.
  75. А.Н. Основы медицинской статистики. М.: Практическая медицина, 2011. 128 с.
  76. И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт», 2008. 216 С.
  77. Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 с.
  78. Г. М., Павлов Ю. М., Сонькин В. Д. и др. Особенности энергетического метаболизма у детей разного телосложения // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М., 1975. С. 222−224.
  79. A.A. Статистический анализ в MS Excel. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 448 с.
  80. Л. Д. Критерии оценки ритмичности как двигательной координации // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 2003. Т. 1.С. 287−289.
  81. Л.Д. Пластичность как двигательно координационное качество // Теория и практика физ. культуры, 1999. № 8. С. 48−53.
  82. Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физ. культуры, 2003. № 8. С. 19−21.
  83. В. В. Психомоторика / Учеб. пособие. Спб.: Речь, 2004. 104 с.
  84. С.Н. Ловкость история, проблемы, перспективы: Монография. СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2005. 160с.
  85. .А. Интеграция знаний в науках о человеке (интегративная анатомическая антропология). М.: СпортАкадемПресс, 2000. 440 с.
  86. И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04. М.: ВНИИФК, 1993. 23 с.
  87. И.П. Избранные произведения / Под общ. ред. X. С. Коштоянца. Л.: Госполитиздат, 1951. 581 с.
  88. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 128 с.
  89. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 432 с.
  90. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
  91. Г. М. Повышение эффективности обучения акробатическим упражнениям детей 6 — 9 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей. Дис.канд. пед. наук. М., 1994. 211с.
  92. Ю.Г. Особенности психофизиологических реакций у лиц различных конституциональных типов, подверженных и неподверженных укачиванию // Типы конституции и здоровье человека. JL, 1981. С. 50 -51.
  93. И.М. Рефлексы головного мозга / Послесл. П. Симонова. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 100 с.
  94. С.С., Войнов И. Д., Переяслов Г. А., Слива A.C. Стабилографическая экспресс оценка психофизиологического состояния человека. Методические рекомендации. Таганрог: ЗАО «ОКБ «Ритм», 2011. 38 с.
  95. В. А. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости координационных способностей детей 7 10 лет. Дис.канд. пед. наук. М., 1991. 203с.
  96. Е.Б. Корковая регуляция движений человека. JL: Медицина, 1981. 181 с.
  97. В.Д. Законы растущего организма / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
  98. В.Д., Зайцева В. В., Куличевский Д. В., Маслова Г. М., Тиунова О. В., Харевская А. Ю. Конституция и физическое здоровье человека // Сборник научных трудов ВНИИФК «Физическая культура индивида». М., 1994. С. 6 20.
  99. В.Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 368 с.
  100. O.E., Лебедева Е. В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. 2001, т. 27. № 4. с. 56 60.
  101. И.М., Филин В. П., Кофман Л. Б. Зигзаги ловкости. Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. 208 с.
  102. В.И., Слива С. С. Стабилометрические параметры. Памятка начинающему пользователю. Таганрог: ЗАО «ОКБ «Ритм», 2011. 29 с.
  103. В.Л. Арифметика здоровья. М.: «Типография «Новости», 2008.317 с.
  104. A.A. Собрание сочинений / Ред. коллегия: д-р биол. наук Э. Ш. Айрапетьянц. проф. М. И. Виноградов (отв. ред.) и др. Т. 5: Обзорные и другие статьи. Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1954. 232 с.
  105. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 17 27.
  106. B.C. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975. 208 с.
  107. B.C. Физиология спорта. М.: Физкультура и спорт, 1960. 384 с.
  108. Физиология человека: В 3 томах. Т.1. Пер. с англ./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. 3-е изд. М.: Мир, 2007. 323 с.
  109. В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теория и практика физ. культуры. 1980. N 2. С. 49 52.
  110. Хит Б. Х. Современные методы соматотипологии. 4.1. // Вопросы антропологии, 1968. вып. 29. С. 20 39.
  111. Хит Б.Х., Картер Е. JI. Современные методы соматотипологии. 4.2. Модифицированный метод определения соматотипов // Вопросы антропологии, 1969. вып. 33. С. 60 79.
  112. Хрестоматия по возрастной физиологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
  113. Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с.
  114. Е.Н. Телосложение и темпы онтогенеза // Проблемы биологии человека. Киев, 1980. С. 193 195.
  115. Т.А., Васильева В. А., Шумейко Н. С. Этапность в развитии корковых структур мозга детей и подростков // Здоровый ребенок: Мат. конгр. педиатров России. М., 19 996. С. 80−81.
  116. Чхаидзе JLB. Координация произвольных движений человека в условиях космического полета. М.: Наука, 1968. 135 с.
  117. Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969. 389 с.
  118. М.П. Использование стабилометрии в спорте: Монография. М.: ТВТ Дивизион, 2007. 112 с.
  119. И.И. Организм как единое целое в индивидуальном и историческом развитии // Избранные труды. М.: Наука, 1982. 380 с.
  120. И.И. Рост и дифференцировка. Т. 1. Киев: Наукова думка. 176 с.
  121. В.Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. М. — Л.: Биомедгиз, 1929. 79 с.
  122. В.П. Становление типов конституции в связи с наследственностью обмена и гормональной функцией // Проблемы медицинской генетики. М., 1965. С. 208 220.
  123. В.А. Совершенствование координации движений у девочек-подростков на уроках физической культуры в 6−7 классах. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.
  124. Blume D.-D. Eimge aktuelle Probleme des Diagnostizierens koordmativen Fahigkeiten mit sportmotonsihen Test // Teorie und Praxis der Korperkultur, 1984. № 2. P. 122 124.
  125. Bourgeois P. Eeeducation physique, sport et posture // Posture, practique et reeducation. S. Mesure&H. Lamendin, Masson. Paris. 2001. P. 75−91.
  126. Cardoso de Oliveira S. The neuronal basis of bimanual coordinationo recent neurophysiological evidence and functional models // Acta Psychologica. 2002. vol. 110. P. 139−159.
  127. Cesar Piexoto Technical development. How coaches understand movements. Performance indicators // Coordination motor abilities in scientific research. 2010. Vol. 33. Poland, Universiity of Physical Education in Warsaw. P. 49−54.
  128. Cordo P.J., Gurfinkel V.S. Motor coordination can be fully understood only by studying complex movements // Prog. Brain. Res. 2004. 143. P. 29−38.
  129. Deibera M.-P., Ibaneze V., Caldaraa R., Andreva C. et al Programming effectors and coordination in bimanual in-phase mirror movements cognitive // Brain Res. 2005. Vol. 23. P. 374 386.
  130. Feldman A.G., Levin M.F., Positional frames of reference in motor control: their origin and use // Behavioral and Brain Sciences, 1995. 18. P. 723 -806.
  131. Flash T., Hogan N. The co-ordination of arm movements: An experimentally confirmed mathematical model // J. Neurosci. 1985. 5. P. 1688 1703.
  132. Hirtz P. Phanomene der motorischen Entwicklung des Menschen. Hofmann.: Verlag, 2007. 243 p.
  133. Klissouras V. Genetic limit of functional adaptability // Int. Z. angew. Physiol. 1972. V.30. № 2. P. 85 94.
  134. Magnus R. Korperstellung, Springer, Berlin, 1924. 740 p.
  135. Mark L. Latash Evolution of motor control: fpom reflexes and motor programs to the equilibrium-point hypothesis // J. Hum. Kinet. 2008. 19 (19). P. 3−24.
  136. Matiegka J. The testing of physical effeciecy //Amer.J.Phys.Antropol. 1921.Vol.2. № 3. P. 25 38.
  137. Mekota K. Testbatterie zur Diagnostik koordinativer Fahigkeiten // Teorie und Praxos der Korperkultur, 1984. № 2. P. 118−121.
  138. Schaal S., Stemad D., Osu R., Kawato M. Rhythmic arm movement is not discrete // Nat. Neurosci, 2004. V. 7. № 11. P. 36−43.
  139. Schmidt R.A. A schema theory of descrete motor skill learning // Psychological Rewiews. 1975. 82. P. 225 260.
  140. Smits Engelsman B.C., Van Galen G.P., Duysens J. The breakdown of Fitts' law in rapid, reciprocal aiming movements // Exp. Brain. Res., 2002. V.145. № 2. P. 222−230.
  141. Todorov E., Jordan M.I. Optimal feedback control as a theory of motor coordination // Na. t Neurosci. 2002. 5(11). P. 1226 1235.
  142. Wolpert D.M., Ghahramani Z. Computational principles of movement neuroscience //Nat. Neurosci. 2000. vol. 3. P. 1212- 1217.
  143. Wolpert D.M., Kawato M. Multiple paired forward and inverse models for motor control // Neural Networks. 1998. 11. P. 1317 1329.
Заполнить форму текущей работой